ѕольска€

Ѕлаженнейший ћакарий, митрополит ¬аршавский и все€ ѕольши

Ѕлаженнейший ћакарий, митрополит ¬аршавский и все€ ѕольши
Ѕлаженнейший ћакарий, митрополит ¬аршавский и все€ ѕольши
/p>

Ѕлаженнейший митрополит ћакарий (в миру ћихаил ‘едорович ќксиюк) родилс€ 17 (29) сент€бр€ 1884 года в деревне Ћуковиско на ’олмщине (ныне территори€ ѕольши) в семье кресть€нина. — 1897 по 1901 год обучалс€ в четырехгодичном ¬аршавском духовном училище. ¬ 1901 году поступил в ’олмскую духовную семинарию, которую окончил в 1907 году. ¬ том же году стал студентом  иевской духовной академии, курс которой окончил в 1911 году со степенью кандидата богослови€ и как один из лучших воспитанников был оставлен в јкадемии профессорским стипендиатом дл€ подготовки к профессорскому званию. ¬о врем€ обучени€ в  иевской академии ћихаил ‘едорович некоторое врем€ проживал на квартире профессора  ƒј ѕетра  удр€вцева, с которым впоследствии сохранил дружеские отношени€. ”же будучи митрополитом, он часто навещал его вдову јнну јлексеевну, проживавшую в  иеве. —ам профессор  удр€вцев был арестован в 1937 году и погиб в застенках Ќ ¬ƒ.

¬ 1912 году ћ. ‘. ќксиюк был избран —оветом  иевской духовной академии исполн€ющим об€занности доцента по кафедре древнехристианской литературы (патрологии и византологии). ¬ 1914 году он защитил диссертацию на тему ЂЁсхатологи€ св. √ригори€ Ќисского. »сторико-догматическое исследованиеї, был удостоен степени магистра богослови€ и утвержден в должности доцента. ¬ том же 1914 году магистерское сочинение ћихаила ‘едоровича вышло в свет отдельным изданием (ќксиюк ћ.‘. Ёсхатологи€ св. √ригори€ Ќисского. »сторико-догматическое исследование. Ч  иев, 1914). Ёта книга €вл€етс€ €рким пам€тником отечественной церковной науки. Ёсхатологические воззрени€ св€того √ригори€ представлены здесь в широком историческом контексте. ћихаил ‘едорович подробно излагает развитие эсхатологии в греко€зычной патристической письменности от мужей апостольских до ѕ€того ¬селенского —обора. «десь содержатс€ очерки об эсхатологических воззрени€х »рине€ Ћионского, »пполита –имского,  лимента јлександрийского, ќригена, ћефоди€ ѕатарского, јдаманти€, ¬асили€ ¬еликого, √ригори€ Ѕогослова, ≈пифани€  ипрского, »оанна «латоуста, ‘еодорита  ирского, Ёне€ √азского.

—овременники высоко оценили диссертацию ћ.‘.ќксиюка. “ак известный патролог —.Ћ.≈пифанович в своей рецензии на эту книгу писал: Ђ—очинение ћ.‘.ќксиюка представл€ет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области христианской эсхатолтгииЕ –абота автора, лежаща€ в основе его труда, поистине огромна. јвтор обозрел великое множество пам€тников древней письменности в подлинниках и русских переводах, один перечень которых занимает в его предисловии 6 страниц. ¬се источники использованы с критическим тактом и умением во всеоружии современных петрологических познанийї.

¬ 1917 году ћихаил ‘едорович был избран и утвержден экстраординарным профессором  иевской духовной академии. — 1918 по 1922 год одновременно с преподавательской де€тельностью в  ƒј он также состо€л доцентом и читал лекции по истории ¬изантии в  иевском университете св€того ¬ладимира.

¬ 1922 году  иевска€ духовна€ академи€ была закрыта. ѕосле этого ћихаил ‘едорович работал преподавателем в средних школах города  иева. — 1926 по 1933 год он состо€л научным сотрудником отдела старопечатных изданий в библиотеке јкадемии наук ”краины. ¬ 1933 году был уволен, Ђкак бывший профессор  ƒј, который может вредить советизации ¬сенародной библиотеки ”краиныї. — 1934 по 1937 год ћихаил ‘едорович был секретарем Ћьноуправлени€  иевского облземотдела, а с 1938 по 1941 год Ч секретарем јдминотдела Ќаркомзема ”——–.

¬ 1941-42 годах во врем€ немецкой оккупации ћ.‘.ќксиюк вновь зан€л место научного сотрудника библиотеки јкадемии наук.

ћихаил ‘едорович состо€л в браке с Ќатальей ћихайловной ≈лдинской, дочерью протоиере€ ћихаила ≈лдинского, насто€тел€  иевской Ѕорисо-√лебской церкви на ѕодоле. ¬ семье ќксиюков было двое детей: сын √леб и дочь “ать€на. ¬ мае 1942 года трагически погибла Ќаталь€ ћихайловна. ћихаил ¬асильевич, исполн€€ волю покойной супруги, которую она высказывала в последнее врем€ своей жизни, прин€л св€щенный сан. 5 июл€ 1942 года он был рукоположен в сан диакона, а 6 июл€ Ч в сан св€щенника. ƒо 1943 года он служил насто€телем —в€то-ѕокровского храма на ѕодоле, а с 1943 по 1945 год Ч насто€телем ƒимитриевской церкви, также на ѕодоле.

¬ апреле 1945 года ”казом —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ I и —в€щенного —инода профессор-протоиерей ћихаил ‘едорович ќксиюк был назначен на кафедру епископа Ћьвовского и “ернопольского. 20 апрел€ он прин€л иноческий постриг с именем ћакари€, а 22 апрел€ 1945 года в ѕатриаршем Ѕого€вленском соборе в ћоскве состо€лась хиротони€ иеромонаха ћакари€ во епископа. ’иротонию возглавил —в€тейший ѕатриарх јлексий I. ѕервое архиерейское богослужение на своей кафедре во Ћьвове ѕреосв€щенный ћакарий совершил в ¬ербное ¬оскресенье 29 апрел€ 1945 года.  ак архипастырь Ћьвовско-“ернопольской кафедры ѕреосв€щенный ћакарий €вл€лс€ и св€щенноархимандритом —в€то-”спенской ѕочаевской Ћавры.

¬ладыка ћакарий принимал непосредственное участие в деле воссоединени€ с православием греко-католиков западных областей ”краины. ќн был почетным гостем —обора греко-католического духовенства, проходившего 6 марта 1946 года во Ћьвове. 9 марта, при участии и под непосредственным руководством ѕреосв€щенного ћакари€, было совершено оформление воссоединени€ с ѕравославной ÷ерковью участвовавших в работе —обора делегатов от греко-католического духовенства.

”казом —в€тейшего ѕатриарха от 6 апрел€ 1946 года, ко дню —в€той ѕасхи, ѕреосв€щенный ћакарий был удостоен сана архиепископа.

¬ июне 1948 года архиепископу ћакарию было поручено управление и ћукачевско-”жгородской епархией. 27-28 августа в день праздника ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы на „ернечей горе в ћукачеве было провозглашено о прекращении церковной унии закарпатского духовенства с –имом. ¬о внимание к трудам по воссоединению греко-католиков «акарпать€ с –усской ѕравославной ÷ерковью —в€тейший ѕатриарх наградил архиепископа ћакари€ правом ношени€ креста на клобуке.

јрхипастырска€ де€тельность владыки ћакари€ на ”краине была многогранна. ќн руководил изданием ежемес€чного журнала Ђѕравославный вестникї, в котором нередко публиковались его проповеди и статьи. ¬ладыка также участвовал в миротворческой де€тельности. ¬ августе 1949 года јрхиепископ ћакарий входил в состав делегации от –усской ѕравославной ÷еркви на ¬сесоюзной конференции сторонников мира.

¬ декабре 1949 года, отмеча€ заслуги архиепископа ћакари€ перед –усской ѕравославной ÷ерковью и богословской наукой, ћосковска€ духовна€ академи€ избрала его своим почетным членом. Ћьвовско-“ернопольскую кафедру владыка ћакарий занимал до 1951 года, после чего √осподь призвал его на служение ѕольской ѕравославной ÷еркви.

ѕосле окончани€ ¬торой мировой войны остро встал вопрос о будущем статусе ѕравославной ÷еркви в ѕольше. јвтокефали€, дарованна€ ей  онстантинопольским патриархом в 1924 году, не была признана –усской ѕравославной ÷ерковью. ћитрополит ƒионисий (¬алединский) после ухода немецких войск из ѕольши на некоторое врем€ покинул ¬аршаву и проживал за границей. ¬о врем€ его отсутстви€ ѕольска€ ÷ерковь управл€лась ¬аршавской духовной консисторией во главе с протопресвитером »оанном  оваленко. ѕосле восстановлени€ ѕольского государства митрополит ƒионисий вернулс€ в страну, но здесь столкнулс€ с оппозицией со стороны духовенства, выступавшего за восстановление канонического общени€ с ћосковской ѕатриархией. –ешено было обратитьс€ в ћоскву и испросить у ћатери-÷еркви благословение на каноническую автокефалию.

Ћетом 1948 года в ћоскву прибыли делегаты ѕравославной ÷еркви в ѕольше, которые представили —в€тейшему ѕатриарху јлексию I и —в€щенному —иноду –усской ѕравославной ÷еркви следующее обращение:

Ђ1. ѕольска€ автономна€ ÷ерковь признает неканонической и недействительной автокефалию ѕольской ÷еркви, провозглашенную “омосом  онстантинопольского ѕатриарха √ригори€ VII от 13 но€бр€ 1924 г. (є 4588) и испрашивает благословение ћатери-–усской ÷еркви на каноническую автокефалию.

2. ¬виду того, что ћитрополит ѕольской ÷еркви ƒионисий пребывает в отдалении от ћатери Ч –усской ѕравославной ÷еркви, причем он не раз в письмах ѕатриарху ћосковскому утверждал, что ѕольска€ ÷ерковь получила от ÷еркви  онстантинопольской каноническую автокефалию, ѕольска€ ÷ерковь не может продолжать с ним молитвенного и литургического общени€ и не будет впредь возносить его им€ за богослужением как им€ своего ѕредсто€тел€.

3. –авным образом, ѕольска€ ÷ерковь прекращает молитвенное общение со всеми св€щеннослужител€ми и мир€нами ѕольской ÷еркви, раздел€ющими упом€нутое заблуждение ћитрополита ƒиониси€, впредь до их раска€ни€ї (∆урнал ћосковской ѕатриархии. 1950. є 8. —. 44).

22 июн€ 1948 года —в€тейший ѕатриарх јлексий I и —в€щенный —инод –усской ÷еркви определили:

Ђ1. ѕринима€ во внимание отказ ѕольской ÷еркви от ее неканонической автокефалии, —в€тейший ѕатриарх и —в€щенный —инод ныне же восстанавливают с ней каноническое молитвенное и литургическое общение и дают ей право на полное самосто€тельное управление.

2. ѕо утверждении —обором епископов ѕравославной –усской ÷еркви автокефалии ѕольской ÷еркви, Ч ѕольска€ ÷ерковь избирает √лаву своей ÷еркви.   этому времени ѕольска€ ÷ерковь получает устройство, требуемое канонами дл€ автокефалииї (∆урнал ћосковской ѕатриархии. 1950. є 8. —. 45).

¬о главе ѕольской ѕравославной ÷еркви временно стал архиепископ Ѕелостокский и Ѕельский “имофей.

ѕосле этого митрополит ƒионисий направил —в€тейшему ѕатриарху јлексию пока€нное письмо и в но€бре 1948 года был прин€т в каноническое общение –усской ѕравославной ÷ерковью в сущем сане. ќднако —в€щенный —инод признал невозможным оставить за ним титул ЂЅлаженнейшийї, присвоенный ему  онстантинопольским ѕатриархом ¬асилием III в 1927 году. “аким образом, получив законную автокефалию, ѕольска€ ÷ерковь оставалась пока без ѕредсто€тел€.

23 феврал€ 1950 года  онстантинопольский патриарх јфинагор направил —в€тейшему ѕатриарху јлексию I письмо с просьбой оставить митрополита ƒиониси€ ѕредсто€телем ѕольской ѕравославной ÷еркви. ¬ ответном письме —в€тейший ѕатриарх јлексий I по€снил, что в соответствие с определением —в€щенного —инода –усской ѕравославной ÷еркви ѕольска€ ÷ерковь €вл€етс€ автокефальной, а значит полностью независимой в управлении, и поэтому ей самой надлежит решить вопрос о своем ѕредсто€теле.

¬аршавска€ кафедра продолжала вдовствовать до 1951 года. ¬ апреле этого года состо€лс€ јрхиерейский собор ѕольской ѕравославной ÷еркви. ≈го делегаты пришли к выводу, что Ђне наход€т ни в своей среде, ни среди духовенства и верующих ѕольской јвтокефальной ѕравославной ÷еркви достойного кандидата на столь ответственный постї. ¬ св€зи с этим было решено обратитьс€ к —в€тейшеиу ѕатриарху ћосковскому и все€ –уси Ђс просьбой о предоставлении канонического разрешени€ лицу, состо€щему в духовном сане, достойному зан€ти€ митрополичьей кафедры и поста ѕервого ≈пископа и √лавы ÷еркви на переход в юрисдикцию ѕольской јвтокефальной ѕравославной ÷еркви, Ч лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в ѕольше (с традици€ми, обыча€ми), к которому православный народ нашего кра€ привык в течение вековї (∆урнал ћосковской ѕатриархии. 1951. є 7. —. 3-4).

Ёто ходатайство было прин€то во внимание свщенноначалием –усской ÷еркви. 15 июн€ 1951 года —в€тейший ѕатриарх јлексий I и —в€щенный —инод постановили: Ђќтпустить в юрисдикцию ѕольской јвтокефальной ѕравославной ÷еркви ѕреосв€щенного јрхиепископа Ћьвовского и “ернопольского ћакари€ї (∆урнал ћосковской ѕатриархии. 1951. є 7. —. 4).

ќпределением —обора епископов ѕравославной ÷еркви в ѕольше от 6 июл€ 1951 года архиепископ ћакарий был прин€т в юрисдикцию ѕольской ÷еркви, а определением от 7 июл€ 1951 года избран ее ѕредсто€телем. Ќа следующий день состо€лась торжественна€ интронизаци€, на которой присутствовали и делегации братских ÷ерквей.

ћитрополит ћакарий провел большую работу по благоустройству церковно-административной жизни ѕравославной ÷еркви в ѕольше. ѕо его инициативе и постановлением —обора епископов были организованы четыре епархии. Ѕыло открыто много новых приходских храмов, особенно в западных област€х ѕольши. ћитрополит ћакарий посетил все епархии, причем служил и проповедовал во многих храмах каждой епархии.  аждое такое посещение €вл€лось праздником дл€ православных верующих того или иного города или села. —ам владыка говорил о своих многочисленных поездках: Ђя пошел в народї.

«аботами Ѕлаженнейшего ћакари€ были благоустроены, внутренне и внешне, яблочинский —в€то-ќнуфриевский мужской монастырь и —в€то-ћарфо-ћариинский женский монастырь на горе √рабарке, служившие оплотом ѕравослави€ в ѕольше и много пострадавшие в годы войны. Ѕыл также отреставрирован ¬аршавский кафедральный собор св€той ћарии ћагдалины.

ќсобой заботой митрополита была окружена ¬аршавска€ духовна€ семинари€. ѕрограмма преподавани€ в ней была расширена, а срок обучени€ продлен. Ѕлаженнейший ћакарий часто посещал семинарию, беседовал с учащими и учащимис€ и всегда участвовал в праздниках духовной школы.

— декабр€ 1957 года начались зан€ти€ на ѕравославном отделении ’ристианской богословской академии, стали посылатьс€ также воспитанники в ћосковскую и Ћенинградскую духовные академии.

— 1954 года трудами митрополита ћакари€ стал издаватьс€ ежемес€чный журнал Ђ÷ерковный вестникї на русском и польском €зыках, редактором которого он состо€л и в котором поместил р€д своих статей.

 ак √лава ѕольской ѕравославной ÷еркви, митрополит ћакарий возглавл€л польские делегации, присутствовавшие на различных торжествах –усской ѕравославной ÷еркви.  роме ћосквы, Ћенинграда,  иева, почивший архипастырь часто с любовью посещал —в€то-”спенскую патриаршую обитель в ќдессе.

¬ августе 1960 года митрополит »ли€ ( арам) вручил митрополиту ћакарию высокую награду јнтиохийского ѕатриархата Ч орден св€тых апостолов ѕетра и ѕавла (Ђ√ранд ќфисьеї).

¬ 1959 году здоровье владыки ћакари€ резко ухудшилось. ¬ течение двух мес€цев он находилс€ на лечении в ћоскве (в больнице имени Ѕоткина). ѕосле этого по благословению —в€тейшего ѕатриарха он отбыл на лечение и отдых в столь любимый им ќдесский —в€то-”спенский монастырь. ¬ 1961 году во врем€ –ождественских праздников вновь наступило резкое ухудшение здоровь€ владыки. Ѕлаженнейший ћакарий стал подготовл€ть себ€ к прин€тию христианской кончины.

2 марта 1961 года, в среду, в 5 часов 5 минут, Ѕлаженнейший митрополит ћакарий скончалс€. ¬ субботу 4 марта 1961 года состо€лись его отпевание в соборном храме и погребение на монастырском братском кладбище. ¬ погребении Ѕлаженнейшего митрополита участвовали: архиепископ Ѕелостокский и √данский “имофей, архиепископ ≈рмоген (√олубев), епископ ярославский и –остовский Ќикодим, епископ Ѕельский ¬асилий, епископ Ѕелгород-ƒнестровский —ергий, епископ ќнисифор (ѕономарев), наместник монастыр€ игумен Ћеонтий (√удимов), члены делегации ѕольской ѕравославной ÷еркви, городское духовенство и брати€ монастыр€.

ћитрополит ћакарий (ќксиюк) вошел в историю ÷еркви как выдающийс€ иерарх и не менее выдающийс€ ученый. ѕо верному замечанию профессора ћƒј јлексе€ »вановича —идорова, Ђмитрополит ћакарий был не только преосв€щенным, но и просвещенным архиереемї.   сожалению, его научный талант не смог раскрытьс€ в полной мере. “ому помешали трагические событи€ отечественной истории минувшего столети€. ќднако, светильник не осталс€ под спудом. √осподь возвел владыку ћакари€ на поприще высокого архиерейского служени€.

Ќыне в  иеве проживает дочь владыки ћакари€ “ать€на ћихайловна √ригоренко, а также его внук и правнук.

»спользованна€ литература:

1. √ригоренко “. ћ. ѕам€ти моего отца, ќксиюка ћихаила ¬асильевича Ч ћитрополита ћакари€ ¬аршавского и все€ ѕольши. // ¬iсник ѕресс-служби ”ѕ÷. Ч ¬ипуск 10 (липень 2002). Ч —. 62-63.
2. ≈пифанович —.Ћ. ќтзыв на книгу ћ.‘.ќксиюка ЂЁсхатологи€ св. √ригори€ Ќисского. »сторико-догматическое исследованиеї. // ≈пифанович —.Ћ. ѕреподобный ћаксим »споведник и византийское богословие. Ч ћ., 1996. Ч —. 189-214.
3. ћирошниченко ћ. ѕредсто€тель ѕравославной ÷еркви в ѕольше митрополит ћакарий (Ќекролог). // ∆урнал ћосковской ѕатриархии. Ч є 4, 1961. Ч —.51-58.
4. ќксиюк ћ.‘. Ёсхатологи€ св. √ригори€ Ќисского. »сторико-догматическое исследование. Ч  иев, 1914.
5. —идоров ј.». ћитрополит ћакарий (ќксиюк) и его церковно-научна€ де€тельность. // ћитрополит ћакарий (ќксиюк). Ёсхатологи€ св. √ригори€ Ќисского. Ч ћ.: ѕаломник, 1999. Ч —. iii Ц xxxiv.
6. —курат  . ≈. »стори€ ѕоместных ѕравославных ÷ерквей: ”чебное пособие. ¬ 2 т. Ч “. 2.Ч ћ.: –усские огни, 1994.

Подготовил Владимир Бурега

20 феврал€ 2003 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0