√рузинска€

√елатский монастырь

/p>

ћонастырь √елати расположен в 4-5 км к северо-востоку от  утаиси, древнего центра исторической провинции «ападной √рузии »мерети. Ётимологию названи€ монастыр€ производ€т от греческого Ђgenathlakonї (рождение) и св€зывают с главным храмом монастырского комплекса, осв€щенного в честь –ождества ѕресв€той Ѕогородицы. Ѕолее древнее грузинское название монастыр€ Ђ√енатиї лишь подтверждает это положение.

¬ √елати 3 храма. ¬ центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыр€ Ч собор в честь –ождества ѕресв€той Ѕогоматери; с восточной стороны от него храм во им€ св€тител€ Ќикола€ „удотворца, с западной Ч самый маленький храм во им€ св€того √еорги€ ѕобедоносца. ¬ состав монастырского комплекса вход€т также каменна€ колокольн€ подле центрального храма, где бьет св€той источник, берущий начало в 50 метрах к северо-востоку за монастырской оградой.   западу от центрального собора располагаетс€ здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход.

ќ строительстве и дальнейшем поновлении зданий √елати имеютс€ довольно подробные литературные сведени€. ѕомимо того, сам монастырь обладает стенными роспис€ми со множеством надписей и изображени€ми исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра √рузии.

¬рем€ возведени€ √елати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. ћонастырь был основан в 1106 году св€тым благоверным царем ƒавидом IV —троителем (1089-1125), воздвигшим его в честь присоединени€ к грузинскому государству  ахети и побед над сельджуками в долинах јлгетки и ’рама. ѕространное повествование о начале строительства монастыр€ дано современником событий в грузинской летописи XI века  артлис ÷ховреба (∆итие  артли): Ђ«адумал ƒавид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храмаї ( артлис ÷ховреба. “. 1. —. 329-331). ÷арь пригласил в √елати выдающихс€ грузинских ученых и создал √елатскую јкадемию Ч крупнейший в √рузии научно-просветительный центр, который историк называет Ђвторыми јфинамиї. ”же при ƒавиде здесь работали выдающиес€ ученые своего времени Ч св€тые »оанн ѕетрици, јрсений »калтоели и др. ¬ 1118 году здесь был похоронен первый министр √рузии епископ √еоргий „кондидели.

¬ своем завещании ƒавид велел устроить √елати усыпальницу грузинских царей, тем самым закрепив за монастырем посто€нные внимание и заботу со стороны прав€щих кругов √рузии. Ѕлагодар€ этому, а также удачному географическому расположению Ч в стороне от путей, по которым, в основном, проходили иноземные захватчики Ч пам€тники √елати так хорошо сохранились. ÷арь пожертвовал монастырю большие земельные владени€, конфискованные у одной из ветвей дома ќрбелиани, богатые венцы и ожерель€, захваченные у мусульманских владык, перенес из  ларджети ’ахульскую икону Ѕожией ћатери, писанную, по преданию, св€тым апостолом и евангелистом Ћукой, и заказал дл€ нее щедро убранный драгоценност€ми складень, €вл€ющийс€ одним из выдающихс€ образцов грузинского чеканного искусства.
√елати как во внутренней, так и во внешней своей жизни подчин€лс€ только царскому дому Ч ƒавид лично руководил организацией монастыр€. ќднако, царь не успел завершить строительство: в своем завещании он пишет: Ђќсталс€ монастырь, усыпальница мо€ и костница детей моих, неоконченным, и уношу € с собой вечную тоску. —ын мой ƒимитрий пусть завершит его навеки дл€ мен€, дл€ себ€ и моего потомстваї. (—абинин. –ай √рузии. —. 512). √лавный храм монастыр€ был осв€щен уже при ƒимитрии I (1125-1155). ѕо преданию, ƒавид —троитель велел похоронить себ€ в √елати в проходном месте: по утвердившемус€ мнению, могила в южных вратах монастыр€ с надписью на каменной плите: ЂЁто покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо € возжелал егої, €вл€етс€ местом его упокоени€.

“аким образом, можно считать установленным, что в первой четверти XII века в √елати уже были возведены главный храм Ѕогоматери, южные ворота, ограда монастыр€. “акже в это врем€ уже существовало здание академии, был проведен и перекрыт сводом родник, были выстроены или достраивались трапезна€ и монашеские келии. ќчевидно, где-то неподалеку от монастыр€ был построен также ксенон (больница), о котором упоминает  артлис ÷ховреба (“. 4. —. 40). ѕри ƒимитрии был достроен и расписан западный и вновь возведен южный придел главного храма, а также была вывезена из √€нджи (совр. јзербюайджан) железна€ дверь главных врат города и в знак победы повешена в южных вратах у могилы цар€ ƒавида.

√елати и после смерти цар€ ƒавида —троител€ не потер€л своего привилегированного положени€. ѕравнучка цар€ св€та€ царица “амара после победы над турками-сельджуками при Ўамхоре в 1203 году пожертвовала ’ахульской иконе драгоценное ожерелье и военное знам€ персидского халифа, составившие особую ценность монастырской ризницы. —читаетс€, что во времена царицы монастырь был одним из наиболее крупных духовных центров «ападной √рузии Ч по преданию, здесь подвизались более 300 иноков.

Ќикаких сведений о дальнейшем строительстве √елати в исторических документах не сохранилось, а фресковые росписи почти полностью относ€тс€ к эпохе позднего средневековь€ и данных о строительстве не содержат. ќднако, изучение архитектурных пам€тников показывает, что в ’Iѕ и начале XIV веков в √елати велось бурное строительство. »менно в этот период были возведены церкви св€того √еорги€ ѕобедоносца и св€тител€ Ќикола€ ћирликийского, колокольн€ и богато украшенный восточный портик академии.

ћонгольское нашествие XIII века повлекло распадение единой √рузии на два самосто€тельных государства, и √елати перешел во владение западно-грузинских (имеретинских) царей. ќднако, эти изменени€ не оказали отрицательного вли€ни€ на жизнь монастыр€. ѕродолжалась работа в академии, под руководством видного ученого того времени ѕетра √елатели на грузинский €зык переводилось множество греческих книг. ¬ конце XIII века здесь прин€л постриг имеретинский царь ƒавид Ќарин, оказавший монастырю значительные пожертвовани€.

Ћитературные документы и надписи на иконах, пожертвованных монастырю, и стенах гелатских пам€тников, позвол€ют представить жизнь монастыр€ в эпоху позднего средневековь€. ¬ 1509/10 году турки дотла разорили  утаиси и опустошили √елатский монастырь. —корее всего, именно в это врем€ погибли первоначальные росписи монастыр€. »меретинский царь Ѕаграт III (1510-1565) энергично вз€лс€ за политическое и экономическое восстановление «ападной √рузии, и в первую очередь в сферу его интересов вошел √елати. √рамота, данна€ царем и его супругой ≈леной монастырю, сообщает, что они восстановили церковь св€того √еорги€, основали в ней епископскую кафедру и сделали большие пожертвовани€ (ƒревности √рузии. “. 1. —. 16). »з јхалцихского кра€, которым прочно владели турки-османы, Ѕаграт перенес в √елати јцурскую икону Ѕожией ћатери. ќпределенную роль в дело восстановлени€ √елати внес архиепископ √елатский ћелхиседек (—акварелидзе), де€тель XVI века, пожертвовавший монастырю различную церковную утварь и облагоустроивший главный храм.

¬о второй половине XVI века √елатский монастырь стал резиденцией «ападно-√рузинского (јбхазо-»меретинского)  атоликоса «ахарии, перенесшего с собой из Ѕичвинты (совр. ѕицунда) Ѕичвинтскую икону Ѕожией ћатери. ѕо заказу «ападно-√рузинского  атоликоса-ѕатриарха ≈вдемона („хетидзе) были осуществлены работы по росписи √еоргиевской церкви. Ќадпись над дверьми в главный храм сохранила им€ еще одного √елатского архиере€ Ч бывшего јцкурского епископа јнтони€, по заказу которого во второй половине XVI века был расписан притвор; в 1657-1660 годах  атоликосом-ѕатриархом «ападной √рузии стал √елатский епископ «ахари€ ( вариани), парадный портрет которого сохранилс€ в юго-западном подкупольном устое главного храма.

¬ажные сведени€ о √елати середины XVII века оставили русские послы »евлеев и “олочанов, дважды посетившие монастырь. ќсобенно поразила их широка€ сеть водоснабжени€ монастыр€ и фонтан на монастырской площади, бьющий Ђвверх на сажень, а по сторонам в две сажениї. ѕослы довольно подробно описывают 11 зданий монастыр€, каменные восточные ворота с железными затворами, укрепленные помещением дл€ охраны, здание академии, используемое в то врем€ под трапезную, несуществующие ныне дерев€нные резные двери √еоргиевской церкви.
Ёнергично содействовал укреплению монастырского хоз€йства епископ √елатский √едеон (Ћордкипанидзе).  роме значительных пожертвований, он восстановил дороги, ведущие к монастырю, начал строить мост на реке ÷калцитела, в 1669 возвел мост через реку „ишур по дороге, котора€ соедин€ла √елати с монастырскими угодь€ми. »з надписи на иконе, датированной 1731 годом, стало известно, что имеретинский царь јлександр предназначил усыпальницей дл€ себ€ и своей супруги ћариам южный придел главного храма. »х сын известен как √елатский митрополит »осиф, возведший в 1730 году каменный престол у северо-западного подкупольного усто€ главного храма, о чем гласит престольна€ надпись. ¬ 1772 году ѕетербургской јкадемией с научными цел€ми был направлен на  авказ ». √юльденштедт, в своем Ђѕутешествииї давший описание построек √елати. «аботились об устройстве монастыр€ и последние имеретинские цари —оломон I и —оломон II; последний на рубеже XVIII-XIX веков возобновил совершение Ѕогослужений в Ќикольском храме.

¬ но€бре 1821 года, спуст€ некоторое врем€ после присоединени€ »мерети к –оссии, √елатска€ кафедра была упразднена, и √елати вошел в состав новообразованной »меретинской епархии √рузинского Ёкзархата –усской ѕравославной ÷еркви. ¬ конце 30-х годов XIX века монастырь посетил француз ƒюбуа де ћонпере, оставивший описание пам€тников, зарисовки и копии фресковых надписей и изображений и отметивший сильную запущенность монастыр€. ¬ 1847-48 годах √рузию посетил ћ. Ѕроссе, изучивший фресковые росписи и надписи √елати. ¬ 60-е годы XIX века обитель была ограблена. ¬ те же годы ƒ. Ќ. √римм впервые обмерил некоторые пам€тники √елати и издал чертежи обмеров в альбоме. ¬ св€зи с организацией V-го археологического съезда в “ифлисе в 1881 году,  омитет по проведению съезда поручил √. ≈. ÷еретели Ђизготовить снимки и описание надписей на стенах и камн€х и приписки к рукопис€м √елатского монастыр€ї. Ќебольшие раскопки, произведенные ученым, обнаружили своды и огромные капители колонн, зарытых в землю, а также погребени€ с античными монетами. ¬ 1880-е годы Ќ. ѕ.  ондаков совместно с ƒ. Ѕакрадзе произвели опись пам€тников древности в монастыр€х √рузии, не обойд€ стороной и √елатский монастырь.

¬ 1888 году от железнодорожной станции Ђ√елатиї до монастыр€ была проведена железна€ дорога, а также построен железнодорожный мост через реку ÷калцитела. ¬ 1892 году был учрежден Ђ омитет по возобновлению часовни над гробницей ƒавида ¬озобновител€ /—троител€/ в √аенатском монастыреї. ќ плохом состо€нии пам€тников и необходимости их ремонта, а также о разграблении монастырского имущества довольно много писала грузинска€ периодика начала XX века (ћцкемси, 1900. є21; ћогзаури, 1904. є7; »вери€, 1904. є 174 и др.).

¬ 1923 году церковный инвентарь, хранившийс€ в √елати, был передан  утаисскому историко-этнографическому музею, а сам монастырь объ€влен филиалом музе€. ¬ 1945 году  утаисский музей провел расчистку и полный обмер здани€ академии; в 1961-65 годах были произведены работы по консервации пам€тников. ¬ 1966 году вышла в свет замечательна€ монографи€ –. ћеписашвили, посв€щенна€ истории и архитектуре √елати, €вл€юща€с€ на сей день наиболее полным исследованием √елатского монастырского комплекса на русском €зыке.

¬ окрестност€х монастыр€ расположены другие христианские пам€тники: это небольша€ женска€ обитель в честь ѕреображени€ √осподн€, основанна€ царем ƒавидом —троителем, и три разрушенные церкви с гробницами, выдолбленными в скале, на хребте выше монастыр€.

¬ насто€щее врем€ √елати передан √рузинской ѕравославной ÷еркви.

¬ постановке √елати в окружающем его ландшафте четко вы€влена закономерность решени€ со стратегической, климатической и эстетической точек зрени€. ”же при создании монастыр€ была задумана его планировка: в центре широкого двора был возведен большой храм, к северо-западу от него, в нескольких метрах, устроен родник, покрытый каменным шатром. “ерритори€ была обнесена двойным кольцом стен Ч наружное, широко охватывающее, и внутреннее, меньшее, в которое были включены здание академии и, ныне отсутствующие, другие постройки: трапезна€, кельи монахов, дом ћодзгварт-модзгвари и другие, фрагменты которых уцелели в северной и в других част€х двора. —редн€€, основна€ территори€ получила таким образом лишь небольшой уклон, а в окружающем кольце, где почва резко понижаетс€, были созданы террасы. ћежду здани€ми, окаймл€ющими двор, имелись просветы. Ќа этих участках, в виду резкого понижени€ почвы, особенно с северо-западной стороны, были возведены подпорные стены, между которыми опускались лестницы. ѕоверх стен, можно думать, были перекинуты арки. — юга располагалась гостинична€ площадь, отгороженна€ высокой стеной от монастыр€, где был устроен фонтан, и, очевидно, имелись гостиничные здани€. ќтсюда через ворота был вход в монастырь. Ќеподалеку от обители располагалс€ —охастери Ч место пребывани€ молчальников. ¬округ монастыр€ были возведены укреплени€: больша€, ныне разваливша€с€, башн€ на Ђћысу ƒавидаї €вл€етс€ одной из этих построек.

¬озвышающийс€ в центре двора главный храм €вл€етс€ вертикальной доминантой ансамбл€. —квозь арки, перекинутые между окаймл€ющими двор низкими здани€ми, рисовалс€ широкий ландшафт. »менно это решение говорит о высоком уровне развити€ в √рузии художественного чувства пространства в данную эпоху.

¬се три храма объедин€ют купольное завершение стройных архитектурных форм, схожий облицовочный материал и характер кладки, а также выступающа€, убранна€ аркатурой апсида, близкие по профилировке детали оформлени€ (наличники, карнизы) и отсутствие орнаментального декора. «дание академии, возведенное к западу от главного храма, с его широкими арочными проемами окон, и обнесенными арками тимпанами дверей, объедин€етс€ с храмом в едином ритме построени€.

–азвитие ансамбл€ выразилось в дальнейшем возведении церкви св€того √еорги€ в середине XIII века, построенной на продолжении оси главного храма. ¬ысокие и стройные архитектурные формы церкви св€того √еорги€ противопоставлены несколько приземистому по пропорци€м большому храму. Ќа рубеже XIIIЧXIV веков на оси академи€ Ч главный храм была возведена церковь св€тител€ Ќикола€, ставша€ в р€д с предшествующими ей здани€ми и создав тем самым четкий ритм в обозрении всех трех сооружений, с замыкающим это направление зданием академии, расположенным поперек оси.

¬о второй половине XIII века над родником была возведена колокольн€, узка€ и высока€, с остроконечной кровлей, открыта€ арками внизу и с прозрачным киоском наверху. Ёта небольша€, но монументальна€ постройка включаетс€ в ансамбль √елати как еще один из его неотъемлемых компонентов. «дание академии получило во второй половине XIII Ч начале XIV века пристройку с востока Ч интересно решенный портик.

“аким образом, характерной особенностью построени€ ансамбл€ √елати €вл€етс€ пластическое развитие архитектурных форм его трех храмов и колокольни в высь, с развитыми по горизонтали, окружающими их постройками. √лавный храм как по своему общему решению, так и в детал€х оказал очевидное вли€ние на пам€тники, возведенные после него. ѕоследующие мастера не стремились противопоставить свои здани€ этой основной постройке, а решали сооружени€ в сопоставлении с ним. ÷ельность и единство ансамбл€ обусловлены, кроме того, временем. XIIЧXIII века и начало XIV века Ч это период развити€ в √рузии одного стил€, одних художественных установок и различи€, имеющиес€ в каждом из пам€тников, подсказаны отдельными его этапами.

’рам –ождества ѕресв€той Ѕогородицы

≈динственное сохранившеес€ до наших дней датированное первой четвертью XII века сооружение. ’рам имеет шесть приделов: во им€ св€тых »оакима и јнны, великомученицы ћарины, апостола јндре€ ѕервозванного, ¬семилостивого —паса, св€тител€ Ќикола€ „удотворца и св€той мученицы »рины. ѕо преданию, в јндреевском приделе находитс€ могила св€той царицы “амары, скончавшейс€ неподалеку от  утаиси в своем замке “амарисцихе. »звестно также, что в древности в этом приделе служили ежедневную панихиду царице, что выступает лишь в защиту этой гипотезы. —амый северный придел, во им€ ¬семилостивого —паса, был избран усыпальницей многих грузинских царей. —читаетс€, что здесь погребены цари Ѕаграт с супругой ≈леной, –остом и —имон.

√лавный храм представл€ет собой широко распространенный в эпоху зрелого средневековь€ тип центрально-купольного здани€ с опорой купола на приапсидные углы и два западных усто€. –укава креста неравномерны Ч восточный и западный более глубоки, чем создаетс€ выт€нутость по оси восток-запад. —наружи строение вписано в пр€моугольник с трем€ выступающими гранеными апсидами и поставлено на ступенчатый цоколь. ÷ерковь с южной, западной и северной сторон окружена пристройками разного времени: нартексом с запада и притворами с приделами с юга и севера.

—наружи храм облицован чисто тесаными, хорошо пригнанными квадрами крупных и средних размеров экларского известн€ка, первоначально имевшего белый цвет, но со временем получившего темно-желтый, местами розоватый оттенок.  ладка грубо тесанными, различной величины камн€ми, с заполнением швов мелкими камн€ми, видна в свободных от штукатурки угловых част€х строени€.

 рестово-купольные формы храма четко выражены во внутреннем пространстве. ќсновной корпус здани€ имеет п€ть наружных арочных входов: по одному в северном и южном рукавах и три в западном. ÷ентральное пространство освещено высокими и широкими окнами; барабан купола прорезан шестнадцатью крупными окнами.

¬се четыре фасада украшены высокой декоративной аркатурой, выдел€ющей торцовые стены рукавов креста. ѕониженные крыль€ фасадов оставлены без аркатуры и акцентированы только наличниками окон. ќсновна€ аркатура особыми переходами с заостренными арками объедин€етс€ с малыми двойными арками, украшающими заглубленные части фасадов. „ленение фасадов стройной аркатурой дополн€етс€ разделкой боковых стен рукавов креста малыми парными арками, благодар€ которым фасадные стены воспринимаютс€ в единстве. јпсиды завершены горизонтальными карнизами и имеют конусообразные кровли; средн€€ шире и выше двух соседних и украшена аркатурой. ќсобо во всем здании подчеркнуто восточное крыло южной стены, где располагаютс€ единственный орнаментированный наличник окна ризницы и розетка над ним. јркатура купола ровным шагом обходит все шестнадцать окон, облегча€ тем самым его массивную форму.

—троительные неув€зки, имеющиес€ между самим храмом и пристройками, позволили предположить исследовательнице ансамбл€ –. ћеписашвили, что первоначально было задумано возведение единого, трехстороннего обхода, охватывающего западный и части южного и северного фасадов. ¬последствии строители, по-видимому, отказались от сводчатого перекрыти€ обхода на подпружных арках (наподобие нартексов в ÷роми, »калто, —анагире,  инцвиси), закрыв торцы западной части фасадов стенами и перекрыв образовавшеес€ помещение коробковым сводом.

«одчий отошел от выработанной системы построени€ декоративной аркатуры, основывающейс€ на неразрывном по фасадом течении арок. ¬ысока€ аркатура √елати украшает только средние, повышенные части фасадов, боковые же стены остаютс€ без нее. “аким образом, основна€ аркатура здани€ расчленена на отдельные участки и лишь поверху объедин€етс€ малыми арками. √ладь стен, фланкирующа€ аркатуру Ч это новый мотив, которого XI век не знал.

ƒошедша€ до нас роспись храма разновременна. Ќаибольшего внимани€ заслуживает уникальное мозаичное изображение Ѕожией ћатери на алтарном своде времени основани€ монастыр€, €вл€ющеес€ великолепным образцом средневековой мозаичной живописи. Ѕогородица стоит на багровой земле, на ее зеленом мафории с золотой бахромой сидит благословл€ющий ћладенец со свитком в руке. ѕодле них склонились архангелы √авриил и ћихаил в голубых диаконских стихар€х с монограммами I— ’— в руках. ѕо сторонам тройного окна, освещающего алтарь, помещена сцена ѕричащени€ апостолов, фланкированна€ двум€ ангелами. √орнее место возвышено от солеи на четыре ступени дл€ сидени€ епископов и пресвитеров, на восемь Ч дл€  атоликоса. Ќад последней ступенью под верхним слоем росписи видна надпись: Ђ”тверди, √осподь, дом сей на скале веры. јминь. ќ, да благословит √осподь царствование цар€ царей Ѕаграта и царицы цариц ≈лены и сыновей их в обеих жизн€х. јминьї. √. ÷еретели считает, что речь здесь идет о Ѕаграте II, поновившим росписи и сделавшем √елати р€д пожертвований. ћежду бемой главного алтар€ и жертвенником сохранилось изображение √елатского архиепископа XVI века ћелхиседека (—акварелидзе), снабженное надписью: Ђјрхиере€, епископа сего храма ћелхиседека —акварелидзе да помилует Ѕог. јминьї; также он упом€нут в аналогичной надписи на седьмой ступени алтар€. ¬ жертвеннике на престольном камне сохранилась треть€ его надпись: ¬озвеличь, √осподь, цар€ царей Ѕаграта и царицу цариц ≈лену. јрхиепископ √енатский большого храма —акварелидзе ћелхиседек построил алтарную преграду и престол этот, помилует Ѕогї.

Ќа стенах сохранились фигуры св€тителей јфанаси€ и ѕавла јлександрийских,  ирилла »ерусалимского, √ригори€ јкраганского, первомученика —тефана.

—тены собора покрыты изображени€ми многих св€тых и исторических лиц √рузии. Ќа северной стене как первые храмоздатели помещены св€тые равноапостольные  онстантин и ≈лена, подле них Ч основатели церкви: св€той царь ƒавид —троитель в зеленой далматике и венце с моделью основанной им церкви в левой руке и со знаменитым перстнем на большом пальце той же руки, составл€вшим одну из наибольших ценностей ризницы √елатского монастыр€, и его современник «ападно-√рузинский  атоликос ≈вдемон. –€дом Ч фигуры имеретинского цар€ Ѕаграта III в багр€ной далматике и остроконечном венце и супруги ≈лены с сыном их √еоргием, подле последнего Ч его супруга –усудан, а меж ними мальчик, их сын Ѕаграт. ѕоверх этой группы св€тых написана композици€ ¬ход √осподень в »ерусалим, над ней Ч ¬оскресение ’ристово. ¬ простенках между окнами расположены св€тые ‘еодор “ирон и ‘еодор —тратилат, поверх них Ч осен€ющий омофором —паситель с двенадцатью апостолами. ѕо обеим сторонам от изображени€ головы св€того ƒавида —троител€ имеетс€ надпись в два столбца, но читаема€ построчно: Ђ¬еликий, выдающийс€ среди царей, —троитель, вовеки да будет пам€ть о нем. јминь. ƒавидї. ‘игуру  атоликоса ≈вдемона сопровождает надпись: Ђ атоликос јбхазии ≈вдемонї; имеют подписи и изображени€ р€дом сто€щих членов царской семьи.

ёжна€ стена посв€щена ѕресв€той Ѕогородице. «десь располагаютс€ композици€ —обор ѕресв€той Ѕогородицы, выше помещено ”спение; в простенках между окнами располагаютс€ образы великомучеников √еорги€ ѕобедоносца и ƒимитри€ —олунского, выше окон Ч таинственное собирание св€тых апостолов на облаках к одру ѕресв€той ƒевы. ¬ юго-западном углу сохранилось два портретных изображени€ прин€вшего постриг в √елатском монастыре внука св€той царицы “амары цар€ ƒавида Ќарина. Ќа южной стене он изображен в монашеском оде€нии, а на западной в царском облачении; оба изображени€ имеют аналогичные надписи: Ђ÷арь ƒавид, сын –усуданї. Ќа южной приапсидной стене имеетс€ посмертное изображение √елатского епископа ƒоменти€ („хетидзе), и по сторонам его головы выполнена п€ти-строчна€ надпись: Ђƒа будет вечна€ пам€ть архиере€, епископа √енатского ƒоменти€ „хетидзе. јминьї. Ќа арке южного патроникена расположена принадлежаща€ ему же длинна€ надпись: Ђ—в€той  реститель, будь защитником и ходатаем перед Ѕогом мне, архиерею, епископу √енатскому ƒоментию „хетидзеї.

Ќа юго-западном подкупольном устое имеетс€ надпись в четырехугольной раме на греческом €зыке: Ђ–асписан ѕречистой Ѕогоматери всечтимый и св€той храм помощью имеретинского цар€ Ѕагратаї. Ќа северо-западном устое, на аналогичном месте и в такой же пр€моугольной раме, имеетс€ надпись на грузинской скорописи мхедрули: Ђƒа помилует Ѕог цар€ царей Ѕагратаї; р€дом в такой же раме имелась друга€ надпись, от которой уцелели лишь две буквы. Ќекоторые исследователи (–. ћеписашвили, Ў. јбрамишвили) как возможную реконструируют ее как Ђцарица цариц ≈ленаї.

Ќа барабане купола в пролетах между окнами имеютс€ две надписи довольно необычного содержани€, исполненные большими некрасивыми буквами и читаемые –. ћеписашвили следующим образом. —лева: Ђ—имеон кормилец сейї, справа: Ђ» труд, смирен “еодоро, рукою написано этої. ћ. Ѕроссе читал их как Ђ—имеон кормилец... этої и Ђ“еодорос написал это своей рукойї, √. ÷еретели Ч Ђ“рудилс€ —имеон, смиренныйї и Ђ‘еодор рукою писал сиеї.

¬ западном притворе изображенна€ во весь рост фигура имеет надпись: Ђ–аб Ѕожий ƒимитрий канделаки большого храма, и кто соблаговолит произнести прощение ему, да отпуститс€ и вам √осподом. јминьї. ¬ нише западного патроникена надпись по сторонам головы изображенного гласит: Ђћать, св€та€ Ѕогородица, помилуй душу ‘илиппа архиере€, епископа. јминьї.

ќсновной корпус главного храма сохранил еще р€д изображений неизвестных лиц: в надпис€х де€тельность их в отношении √елати не указана, однако, несомненно, они также были участниками восстановлени€ или укреплени€ храма.

Ќа столпах храма помещены фигуры »оанна ѕредтечи, его родителей св€тых «ахарии и ≈лисаветы и св€той пророчицы јнны. Ќа хорах сохранились полустертые лики св€тителей и две иконы «намени€ Ѕогоматери.

¬ главном храме имеютс€ также росписи XVII века. –оспись крайнего к востоку придела северных пристроек выполнена в первой половине века, весь нижний ее регистр отведен под портретные изображени€. Ќа южной стене, в крайней к востоку пристенной арке, три фигуры с подпис€ми: Ђ÷арь царей √еоргий, расписавший сей св€той приделї, Ђ÷арица цариц “амараї, Ђ—ын их јлександрї. Ќа южной стене этого же помещени€, в другой арке также три фигуры с подпис€ми, из которых полностью сохранилась лишь лева€: Ђ÷аревич Ѕагратї. Ќа западной стене, справа от двери, расположена мужска€ фигура с надписью: Ђ÷арь царей –остомї, на северной стене сильно поврежденна€ женска€ фигура с подписью: Ђ÷аревна ≈ленаї, р€дом с ней, по правую сторону от окна Ч Ђ÷аревич √венатский —вимеонї.

–оспись второго северного придела хронологически близка росписи первого. Ќа его северной стене имеетс€ изображение архиере€ с надписью: Ђ≈пископ √енатский «ахарий  варианиї, ставшего в 1657-1660 годах «ападно-грузинским  атоликосом. ≈го парадный портрет помещен в центральной части храма на юго-западном подкупольном устое и имеет следующую надпись: Ђ√осподи, помилуй митрополита великого престола √енатского, а ныне јбхазии и √рузии  атоликоса великой Ѕичвинты «ахари€  варианиї. ћогила  атоликоса расположена, как и могила ƒавида —троител€, на проходе Ч у порога северных дверей. Ќа большом камне высечена шестистрочна€ надпись: Ђ’ристе, Ѕоже, помилуй  атоликоса «ахарию. Ёто могила мо€, и кто после мен€ ее откроет, да будет прокл€тї.

¬ том же веке царем јлександром (1639-1661) был возведен в нартексе храма киворий, на южной стене которого изображены две фигуры с надпис€ми: Ђ÷арь царей јлександрї и Ђƒочь цар€  ахети царица Ќестан-ƒареджанї. ƒве надгробные плиты над киворием без надписей служат, несомненно, могилами этой четы Ч в надписи иконы, дарованной √елати јлександром и Ќестан-ƒареджан, говоритс€: Ђ...в храме твоем и усыпальнице нашей...ї. ќни же упом€нуты и в большой, сильно поврежденной надписи, помещенной над северо-западным подкупольным устоем с юга.

–аботы по осуществлению росписей проводились в то же врем€ и в притворе главного храма, о чем свидетельствует надпись, помещенна€ над дверьми в храм: Ђя, епископ јцкурский и ныне архиерей, епископ √енатский јнтоний, расписал сей притвор в попечение о душе своей, во славу цар€ царей √еорги€, јминьї. јнтоний занимал кафедру с 1565 года, после его смерти Ч очевидно, его преемником, на большой входной арке была сделана надпись: Ђќ, дщерь —иона, сем€ »оакима, благоухание райское, св€та€ Ѕогородица, помилуй душу јнтони€, архиере€, епископа √енатскогої. Ќад восточными дверьми была раскрыта надпись с изображением короновани€ цар€.

¬ северо-западном отделении северной пристройки похоронен энергичный де€тель конца XVII века епископ √елатский √едеон (Ћордкипанидзе), на каменной плите могилы которого дев€тнадцатистрочна€ надпись: Ђ√осподи, помилуй епископа √енатского Ћорткипанидзе √едеона.  то соблаговолит произнести прощение ему, да отпуститс€ и вам √осподом. ”же деду моему государь пожаловал могилу у входа; там погребены он и также мать мо€. Ќыне это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо € возжелал его.  то раскроет его дл€ погребени€ человеческого, в возде€ни€ да спроситс€ с него во второе пришествие. ’роникон 369ї, то есть 1682 год.

¬ 1730 году у северо-западного подкупольного усто€ было построено каменное сидение, на карнизе которого была высечена надпись: Ђѕом€ни, √осподи, строител€ сего престола сына цар€ јлександра, митрополита √енатского »осифа, хроникон 417ї. Ќа западной стене престола р€дом с небольшой фигурой высечена сильно поврежденна€ надпись, упоминающа€ епископа јцкурского.

ƒвухъ€русный иконостас Ѕогородичного собора выполнен из тесаного белого камн€. ¬ начале XX века, по свидетельству протоиере€ ƒавида √амбашидзе, здесь были помещены наиболее чтимые иконы √елатского монастыр€:

1. »кона —пасител€ греческого письма в серебр€ном окладе с позолотой. ¬ венец вставлены 3 красных круглых камн€, на одном из которых имеетс€ надпись.
2. ѕодобный образ —пасител€ более позднего времени, обложенный золотой каймой.
3. ’ахульска€ икона Ѕожией ћатери.
4. јцкурска€ икона Ѕожией ћатери.
5. √елатска€ икона Ѕожией ћатери, вычеканенна€ из позолоченного серебра.
6. »кона мол€щейс€ Ѕожией ћатери с ћладенцем, пророками и апостолами в серебр€ном окладе. —лева от композиции изображен, по всей видимости, заказчик иконы, коленопреклоненный царь Ѕаграт- урат.
7-8. ƒве иконы —пасител€ с греческими надпис€ми, одна из которых украшена в XIII веке внуком св€той царицы “амары царем ƒавидом Ќариным.

— правой стороны внутри храма помещалась рака из дубового дерева, выложенна€ изнутри серебр€ным листом, на котором выгравированы имена св€тых, чьи мощи там покоились. –ака украшена старани€ми братии Ќово-јфонского монастыр€, нашедшей приют в √елати во врем€ русско-турецкой войны.

’рам св€того √еорги€ ѕобедоносца

ѕо преданию, основан на том самом месте, где св€тому царю ƒавиду —троителю €вилс€ великомученик √еоргий и указал ему место будущего храма. Ќикаких сведений о времени построени€ церкви в литературных источниках не сохранилось. —троение не имеет и первоначальных надписей. ѕри датировке архитектуры пам€тника многие исследователи брали в основу изображени€ исторических персонажей на фресках и, неправильно определ€€ личность последних (так, имеретинский царь Ѕаграт III (1510-1565), был прин€т ими за Ѕаграта III, цар€ объединенной √рузии в XI веке) выдвигали и неправильную дату построени€ храма Ч XI век. »скусствоведческий подход к изучению пам€тника Ч анализ внутреннего пространства церкви Ч показывает, что по пропорциональному своему построению его нужно поставить в один р€д с группой пам€тников рубежа XIIЧXIII веков. ќднако, широкое применение мотива утопленных в стену наличников вместе с некоторой сухостью их исполнени€, а также характер резьбы орнаментов отвод€т храм от выше упом€нутого периода, с достаточной достоверностью относ€ врем€ его создани€ к середине XIII века. ¬месте с тем, такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентировани€ центральной подкупольной части и противопоставлени€ ее дополнительным, несколько затемненным пространственным формам, и вход с запада, став€т этот пам€тник изолировано в кругу хронологически примыкающих к нему зданий и заставл€ют видеть здесь воздействие решений главного храма.

¬ грамоте, данной в 1519 году имеретинским царем Ѕагратом III и его супругой ≈леной монастырю √елати, интересна одна фраза, котора€ сообщает, что церковь св€того √еорги€ Ђнекогда была дл€ царицы (или цариц), а теперь мы сделали ее успальницей и костницейї. “. ∆ордани€ понимает это выражение как: Ђдл€ погребени€ только царицї, Ќ. Ѕердзенишвили считает, что церковь была построена дл€ поминовени€ именно царицы ≈лены. ”читыва€, что –усудан царствовала до 1245 года, становитс€ возможным предположить св€зь между ней и назначением церкви.

«дание церкви св€того √еорги€ значительно меньших размеров, чем главный Ѕогородичный храм. ¬нешними узкими и высокими архитектурными формами мастер церкви противопоставил ее т€желому, приземистому облику главного храма; однако, аналогичным облицовочным материалом и характером кладки, решением восточной части с трем€ выступающими апсидами и, наконец, детал€ми убора фасадов он достиг определенного единства ансамбл€.

‘асады пам€тника Ч также, как и главного храма Ч облицованы чисто тесаными квадрами экларского известн€ка, и поверхность стен здесь также получила желтовато-розоватую, местами серую тональность. ¬нутри стены, аналогично главному храму, облицованы более грубыми тесаными камн€ми.
 упол утвержден на приапсидных углах и двух свободно сто€щих столпах. ѕо бокам главного алтар€ располагаютс€ небольших размеров жертвенник и ризница. ёго-западный и северо-западный угловые отрезки выделены из рукавов креста арками. —наружи здание вписано в пр€моугольник. — запада вплотную к храму возведен портик. ѕам€тник поставлен на двухступенчатый цоколь; у апсид добавлена треть€ ступень. —тупени цокол€ проход€т вдоль западной, прикрытой портиком стены.

—ооружение дошло в своем первоначальном виде и, за исключением западного, впоследствии пристроенного портика, представл€ет собой цельную структуру. «дание отличаетс€ высокими и стройными пропорци€ми. ¬нутри над небольшим подкупольным квадратом возвышаетс€ высокий купол; перед полукруглой в плане и увенчанной конхой апсидой устроена бема. «ападный рукав немного глубже восточного. Ўирокие и массивные подкупольные столпы завершены столь же массивными капител€ми, поверх которых подымаютс€ стены рукавов креста. ƒвухуступчатый профиль углов продолжаетс€ на подкупольных арках немного стрельчатой формы. «ападные угловые отрезки выделены от западного рукава широкой, также слегка стрельчатой аркой, а к востоку они имеют узкие и высокие, покрытые полуциркульными арками пролеты. —толпы высечены из цельного камн€; восьмигранные высокие базы состо€т из высеченных в два р€да больших фестонов Ч по одному фестону на грани.

јлтарна€ преграда интересна покрывавшей ее росписью, выполненной одновременно с росписью самого храма, т. е. в XVI веке. ∆ертвенник и ризница сообщаютс€ широкими дверьми с рукавами креста и более узкими Ч с бемой.

ѕам€тник обильно освещен: в куполе расположено восемь высоких больших окон, в апсиде Ч три, в южном и северном рукавах Ч по два окна, расположенных по вертикали, и верхние намного больше нижних. ќдно высокое окно помещено также и с запада, над единственной дверью церкви. ¬ западных угловых отрезках также имеетс€ по одному окну.  руглый барабан купола обнесен аркатурой, окна украшены профилированными наличниками.

‘асады церкви св€того √еорги€ увенчаны профилированными карнизами и убраны орнаментированными наличниками окон и двери. —троитель церкви не примен€ет аркатуру, обход€щую все фасады здани€, сохранив ее лишь на средней, наиболее узкой и высокой п€тигранной апсиде восточного фасада, фланкированнной также п€тигранными, но более низкими и оставленными без арок апсидами. јрки средней апсиды перев€зываютс€ с нижним валиком карниза. Ќаличники окон здани€, за исключением западного и расположенных в западной части южного и северного фасадов, орнаментального убора не имеют. —редние части фасадов резко повышены в отношении боковых: эти Ђдополнительныеї высокие узкие отрезки стен занимают окна.

Ќижн€€ часть западного фасада прикрыта более поздним портиком, над кровлей которого возвышаетс€ большой орнаментированный наличник окна. ќрнамент здесь и на южном наличнике состоит из переплетенных кругов, на наличнике северного окна Ч из кругов и ромбов; исполнение орнаментов четкое, но сухое. ƒекоративный убор нижней части западного фасада церкви выделен особо: проем двери убран широким порталом, к которому с обеих сторон примыкают по две стенные арки, поддерживаемые полуколонками. ћотивы орнаментов здесь, в основном, геометрические.

ѕортик состоит из трех отделений: средн€€ часть была открыта трем€ арками, крайние из которых теперь заложены; в боковых арочных проемах, также застроенных в более позднее врем€, были оставлены небольшие двери. ”гловые помещени€ портика представл€ют собой небольшие приделы и освещаютс€ окнами. ¬ западное окно северного помещени€ вставлено рельефное раскрашенное изображение св€того √еорги€ ѕобедоносца позднего времени с надписью: Ђ—в€той √еоргий, помоги мне, уповающему на теб€ »оанну монаху Ѕахтадзеї. »сследовательница √елатского комплекса –. ћеписашвили полагает, что портик пристроен в начале XVI века имеретинским царем Ѕагратом III и его супругой ≈леной, которые, согласно сведени€м данной ими √елати грамоты, Ђвосстановили церковь св€того √еорги€ї. ”читыва€, что сам храм дошел до нас в первоначальном виде, следует предположить, что, по всей веро€тности, царска€ чета заказала работы по ремонту кровель и строительство западного портика.

¬нутреннее пространство храма отмечено высокими и стройными пропорци€ми. ƒве массивные круглые колонны ограничивают сильно выт€нутое вверх подкупольное €дро, узка€ и высока€ апсида с бемой и венчающими их арками слегка стрельчатой формы подчеркивают ощущение стремительного взлета ввысь. ѕодпружные, также слегка стрельчатой формы арки свода, перекинутые у торцовых стен южного, западного и северного рукавов, служат четкому воспри€тию линии свода, а усеченные пил€стры, на которые они опираютс€, усиливают впечатление высоты и стройности пространства. “ема круглых подкупольных колонн, подобных гелатским, встречаетс€ в √рузии чрезвычайно редко (например,  алмахи, Ѕобосгири): обычно подкупольные устои в сечении имеют ступенчатую или граненую форму, и в XIIЧXIII веках предпочтение отдаетс€ именно последним.

ѕропорциональным построением архитектурных форм церковь св€того √еорги€ приближаетс€ к группе купольных пам€тников рубежа XIIЧXIII веков (»корта,  ватахеви, ѕитарети, Ѕетаниа, ÷угругашени), отлича€сь от них несколько более низким куполом. √елати, кроме того, выдел€етс€ решением подкупольных устоев в виде невысоких и широких колонн, что встречаетс€ в р€де пам€тников уже XVI века (јхали Ўуамта, √реми, јгдгома, „икаани и др.) и не нашло отклика в современной ему архитектуре, долгое врем€ остава€сь единичным.

¬ √еоргиевской церкви, как и в главном храме, сохранилось большое количество портретов светских лиц и надписей, одновременных росписи. –оспись выполнена во второй половине XVI века по заказу «ападно-грузинского (»меретинского)  атоликоса ≈вдемона, что €вствует из надписи на западной подкупольной арке: Ђ’ристом благословенный  атоликос јбхазии ≈вдемон, (возвеличь в обеих жизн€х), ибо он дал расписать (сей храм). јминьї.

∆ивопись дошла до нас в достаточно хорошем состо€нии. ¬ конхе апсиды помещено изображение Ѕогоматери в полный рост, держащей перед собой ћладенца в мандорле.  омпозици€ фланкирована изображени€ми св€тых ѕетра и ѕавла. Ѕема зан€та изображением ¬ознесени€ √осподн€, ниже расположен пророческий р€д (п€ть фигур), под ним Ч св€тительский. ѕод окном Ч тело ’риста в пеленах в гробу, на северной стене алтар€ —ошествие во ад, на южной Чћироносицы у гроба.

÷ентральное изображение купола исчезло, сохранилась лишь кругова€ композици€ херувимов, ниже Ч архангелов; между окон размещены пророки; на парусах Ч евангелисты.

¬ южном своде помещены композиции Ѕлаговещение и –ождество ’ристово; на восточной стене Ч”верение ‘омы, св€тые  онстантин и ≈лена; на западной стене Ч Ѕеседа с самар€нкою, фигуры двое мучеников; в северном своде Ч ¬ход √осподень в »ерусалим, –асп€тие, на северной стене Ч по€сные фигуры св€тых жен, двое воинов в рост; восточный склон сохранил композицию Ќадгробный плач и изображение св€того √еорги€ ѕобедоносца на коне; на западном склоне расположена композици€ »сцеление слепого.

¬ южном рукаве храма сохранилось также изображение  атоликоса ≈вдемона с надписью; там же, по свидетельству русских послов »евлева и “олочанова, находитс€ и его могила. –€дом с ним сто€т еще две фигуры. Ќадпись первой, мужской фигуры в царском облачении, полностью стерта; от надписи третьей, женской, также в царском облачении, уцелело только несколько букв, что в восстановленном виде должно значить: Ђ÷арица цариц ≈ленаї. “аким образом, среднюю фигуру следует считать изображением Ѕаграта III, òàê êàê надпись на южной подкупольной арке упоминает именно эту царскую чету: Ђ’ристос, возвеличь душою цар€ царей Ѕаграта и царицу цариц ≈лену, ибо эго покой наш, ибо его возжелали (мы. јминь)ї. ƒл€ изображени€ этих трех больших фигур, выполненных во весь рост, были заложены нижнее и часть верхнего окон рукава.

¬ южном своде под хорами наход€тс€ две сцены жити€ св€того √еорги€ и п€ть по€сных мучеников. ¬ северном своде под хорами Ч две сцены мучени€ св€того √еорги€ и также п€ть по€сных мучеников, на соответствующей части западной стены Ч по€сна€ фигура св€тител€ (веро€тнее всего, Ќикола€) и архангел со сферой; аналогична€ композици€ Ч в южном нефе под хорами. «ападный свод содержит композиции —ретенье,  рещение, ”спение, ѕреображение, ¬оскрешение Ћазар€, —ошествие —в€того ƒуха; в арках размещены св€тые, в примыкающей части западной стены Ч св€тые воины.

¬ северном рукаве, по сторонам окна, сохранились сильно поврежденные фигуры царской четы; р€дом, на пил€стре, изображен мальчик, р€дом с фигурой которого остались фрагменты надписи Ђ...сын јлександрї. Ќа основании этого, а также фрагментов надписей к большим фигурам и надписи на северной подкупольной арке: Ђ’ристос, возвеличь в обеих жизн€х цар€ царей √еорги€, царицу цариц “амару, и сына их јлександра, да взрастит им Ѕог (јминь)ї, все три фигуры идентифицируютс€ как имеретинский царь √еоргий, его супруга царица “амара и их сын јлександр.

Ќа основании того, что здесь √еоргий упом€нут вместе со своей второй женой “амарой, в то врем€ как в главном –ождественском храме р€дом с ним стоит его перва€ жена –усудан, скончавша€с€ в 1578 году (в год смерти  атоликоса ≈вдемона), нужно считать, что роспись церкви св€того √еорги€ была закончена уже после смерти и царицы –усудан, и  атоликоса ≈вдемона.

’рам во им€ св€тител€ Ќикола€

ƒвухэтажна€ небольша€ Ќикольска€ церковь расположена в 9 метрах от нартекса главного храма и возведена на рубеже XIIIЧXIV веков. »нтересное, отличающеес€ по архитектурным формам от двух других храмов монастыр€ сооружение имеет, однако, общие черты с ними (купольное завершение, облицовочный материал, характер кладки, выступающа€ аркатурированна€ апсида, отсутствие орнаментального декора и т. д.) и способствует созданию единого гелатского ансамбл€.

—воеобразие церкви св€того Ќикола€ заключаетс€ в том, что она имеет два этажа, из которых нижний, пр€моугольный в плане и перекрытый коробовым сводом, открыт во все стороны арками, а верхний представл€ет собой небольшую купольную церковь типа Ђсвободного крестаї.  ладка нижней части несколько отличаетс€ от верхней: внизу квадры грубо отесаны и р€ды неровные, наверху камни чисто тесаны, поверхность стены глаже и р€ды более ровные.

Ќижний этаж открыт к востоку и западу высокими и широкими арками, очерченными с повышенным центром и слегка заостренными в середине, к северу и югу Ч более низкими, полуциркульного очертани€ и с массивными усто€ми посередине. ѕол первого этажа застлан тесаными плитами Ч веро€тно, позднего времени.

Ќад нижним этажом путем сильного выноса карниза (56 см) образовано пр€моугольное основание верхнего храма, вымощенное крупными тесаными плитами. ¬округ храма имеетс€ обход, покрытый позже железной крышей на дерев€нных стропилах. — северной стороны вприслон к зданию на двух глубоких полуциркульных арках возведена каменна€ лестница более позднего времени в 23 высоких ступени и шириной 1,77 м.

— востока церковь имеет полукруглую апсиду с бемой; южный, западный и северный рукава креста едва намечены. Ќа этом, почти квадратном основании, возвышаетс€ купол, высота которого на полметра превышает высоту нижней основной части церкви. ћелко профилированное мало рельефное подкупольное кольцо и лишь слегка вогнутые паруса создают в€лый переход к кругу купола. ÷ерковь освещают восемь окон купола и по одному в восточном, южном и северном рукавах, а также небольшое окно над дверью.

¬о внешнем облике церкви св€того Ќикола€ крестовые формы, дополнительно усложненные граненой апсидой и нишами в углах между рукавами креста, четко выражены, а соотношение большого купола с более низкой нижней частью особо ощутимо. ƒекоративна€ аркатура апсиды дана в виде одного, бегущего по ее ребрам валика, утопленного в стену. ќкна апсиды, южного и северного фасадов убраны профилированными наличниками. ѕроем двери обведен валиком, от которого остались лишь следы. “импан увенчан плоским, нешироким навершием.  руглый купол убран широкими наличниками.

»нтерьер здани€ имеет стройные и гармоничные формы, оба этажа создают единый архитектурный организм, что подчеркиваетс€ общим ритмом арок, проход€щим от низа до наличников барабана купола. Ќижн€€ часть, решенна€ крупными формами, т€жела и массивна, чему способствуют пропорции арок и их крупна€ профилировка, грубо отделанна€ поверхность стен, широка€ лестница и глубокие арки под ней. —ама церковь с ее ступенчатыми переходами архитектурных форм и мелко разделанными декоративными элементами, придающими ей легкость, венчает здание.

÷ерковь принадлежит типу так называемого Ђсвободного крестаї Ч излюбленному типу строителей грузинских пам€тников VIЧVII веков (ћала€ церковь ƒжвари, »длети, ћала€ церковь в Ўиомгвиме, —амцевриси), особенностью которых €вл€етс€ определенное соотношение подкупольного квадрата и высоты купола со всем зданием. ¬ пам€тниках XЧXI веков (“риалетский јхалкалаки, Ёкеки, »кви) упом€нутое соотношение уменьшилось Ч уменьшилась площадь подкупольного квадрата, высота купола увеличилась. ѕоздним примером в группе сооружений данного типа, которому наиболее близка Ќикольска€ церковь √елати, можно назвать небольшую церковь в «еда-—акара с сильно выт€нутым, но вместе с тем широким куполом.

Ќо уникальность гелатской церкви заключаетс€ в том, что она представл€ет лишь часть двухэтажного сооружени€, и построение ее архитектурных форм подчинено этой общей композиции. ƒвухэтажное сооружение в ћартвили (XIIЧXIII века), небольша€ купольна€ церковь на втором этаже которого также решена по типу Ђсвободного крестаї, по пропорци€м несколько отличаетс€ от гелатской. ќднако, ее интерьер характеризуетс€ схожими чертами: плоские рукава креста, высокий купол и в целом мало выразительное внутреннее пространство.

÷ерковь св€тител€ Ќикола€ интересна не только как один из редких двухэтажных пам€тников Ч она совершенно уникальна по решению своей нижней части Ч высокой и открытой во все четыре стороны, не имеющей параллелей не только в √рузии, но и в других странах греко-восточного мира. —реди пам€тников √рузии можно найти всего лишь несколько примеров церквей с двухэтажным решением: это упом€нутый выше ћартвили, Ўорети, ћарткопи, Ћагами, ЋехтагЧЋамариа около ћестии и «агер в ÷вирми эпохи зрелого средневековь€. ѕервые этажи названных церквей, за исключением ћартвили, представл€ют собой замкнутые в стенах помещени€. ¬ ћартвили и √елати нижний этаж открыт арками, наверху возведен купольный храм, в то врем€ как все остальные примеры поверху имеют зальные пространства. Ќесмотр€ на р€д общих черт с мартвильской двухэтажной церковью, гелатский храм по пропорциональному соотношению верхней и нижней частей и по решению второго этажа носит отличительный характер.

Ѕеглый просмотр материала двухэтажных храмов разных стран (ѕастушь€ и √рузинска€ церкви в јни, Ќораванк, “егер Ч јрмени€; костница Ѕачковского монастыр€, церковь Ѕо€на и јсенева церковь Ч Ѕолгари€; «олотые ворота в  иеве, надвратна€ церковь  иево-ѕечерского монастыр€, а также двухэтажные церкви ’ерсонеса,  онстантинопол€, церкви-капеллы ‘ранции и √ермании и т. д.) показал, что эти сооружени€ по решению нижнего этажа представлены в двух вариантах: замкнутые помещени€ или открытые арками этажи, причем последние встречаютс€ довольно редко.

ј. √рабар, разрабатыва€ вопрос о происхождении двухэтажных церквей, находит их истоки в древнейших мартири€х с открытыми алтар€ми над гробами мучеников. Ёти здани€ позднее оформились в двухэтажные сооружени€ с погребени€ми внизу и часовн€ми на втором этаже. —реди пам€тников √рузии, нижн€€ часть которых отведена под крипты, можно назвать миниатюрную, квадратную в плане и открытую арками на четыре стороны постройку в „ереми, древнейшую церковь монастыр€ в Ќекреси (треть€ четверть IV века), дл€ VIЧVII веков ћалый храм ƒжвари во ћцхета,  ацхи, «егани, »калто Ч VIII век,  абени  санский, Ѕиети Ч IX век, “абакини,  асагина Ч X век и р€д других.  рипты в этих пам€тниках либо полностью находились под землей, но чаще дл€ них были возведены невысокие субструкции, с использованием при этом уклона почвы дл€ устройства входа в наиболее пониженной ее точке.  рипты устраивались под церквами зального типа (ћала€ церковь ƒжвари,  ацхи), под трехцерковными базиликами («егани), а также под купольными храмами (»калто). ¬торой этаж представл€л либо удлиненный зал, либо купольное здание (Ђсвободного крестаї, креста, вписанного в пр€моугольник, здани€ с четырьм€ подкупольными усто€ми).

”никальность гелатской церкви заключаетс€ в том, что ее нижний этаж, с одной стороны, не €вл€лс€ только постаментом дл€ церкви, и вместе с тем, проходом служить не мог.  роме того, наличие захоронений здесь и, соответственно, использование его как костница, не было подтверждено.


Ћитература:
ѕосольство стольника “олочанова и дь€ка »евлева в »меретию, 1650-1652 гг. —. 74-79, 144-152;
Dubois de Montpèreux. Voyage autoor du Caucase. Paris, 1839. P. 176, 191, 383;
√римм ƒ. Ќ. ѕам€тники христианской архитектуры в √рузии и јрмении. —ѕб., 1866. —. 4;
«авещание св€того цар€ ƒавида —троител€ // —абинин ћ. –ай √рузии. ѕетербург, 1882. —. 512 (на груз. €з.);
Ѕакрадзе ƒ.  авках в древних пам€тниках христинаства. Ѕ. м., 1875. —. 50;
Ѕакрадзе ƒ. јрхеологическое путешествие по √урии и јдчаре. —ѕб., 1878. —. 150;
÷еретели √. ≈. ќ некоторых древност€х в √елатском монастыре // ѕ€тый археологический съезд в “ифлисе. ћ., 1882. —. 430;
÷еретели √. ≈. ѕолное собрание надписей на стенах и камн€х и приписок к рукопис€м √елатского монастыр€. ћ., 1891;
 ондаков Ќ. ѕ. ќпись пам€тников древности в некоторых храмах и монастыр€х грузии / грузинские надписи прочтены и истолкованы ƒ. Ѕакрадзе. —ѕб., 1890;
ƒревности √рузии. “билиси, 1920. “. 1. —. 16;
 артлис ÷ховреба / ред.  аухчишвили —. “билиси, 1955. “. 1. —. 329-331, 367; “. 4. —. 40 (на груз. €з.);
¬ирсаладзе “. Ѕ. ‘рагменты древней фресковой росписи главного √елатского храма // Ars Georgica. “билиси, 1959. “. 5. —. 163;
ѕутешествие √юльденштедта по √рузии. “билиси, 1962. “. 1. —. 144 (на груз. €з.);
ћеписашвили –. јрхитектурный ансамбль √елати. “билиси, 1966.

Подготовила Наталья Крашенинникова

26 феврал€ 2003 года

    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0