Ѕолгарска€

Ћюбовь Ц это больше, чем мученичество

Ћюди должны знать: у них вечна€ душа, они призваны спастись, они несут в себе Ѕожий образ. » если они пренебрегут Ѕожьим образом и законом, то станут врагами самим себе Ц это сказал в интервью болгарскому »нтернет-порталу Ђ–елиги€ Ѕ√ї ≈го ¬ысокопреосв€щенство ћитрополит —ливенский »оаникий. ћолодежь думает, что в грехе найдет радость, счастье, а на самом деле получаетс€ наоборот Ц находит несчастье и неудовлетворенность. ¬ грехе человек находит свою духовную болезнь, заметил митрополит »оаникий, и добавил: Ђ√рех прит€гивает и омрачает. ќн вроде бы доставл€ет удовлетворенность, но опустошает духовно. √рех Ц всему помеха. Ћюбой совершенный грех ранит душу, и если душу не вылечить, она остаетс€ пораженной на векиї.

ћитрополит —ливенский »оаникий ћитрополит —ливенский »оаникий
Ц ¬аше ¬ысокопреосв€щенство, благодарю ¬ас, что согласились дать интервью. — какими чувствами ¬ы ожидаете наступающие светлые –ождественские праздники?

 онечно, праздник –ождества ’ристова должен породить у нас чистые духовные переживани€; преклонение перед великим таинством, смирение. Ѕез этого нельз€ в полной мере пережить и достойно отпраздновать это великое событие. Ѕог спускаетс€ на землю из любви к человеку и чтобы еще раз открыть ему райские двери. ¬ праздничные дни глубоко религиозный человек оставл€ет повседневные проблемы и отдаетс€ духовному размышленью. ќн хочет достойно по-христиански встретить праздник, потому что праздник и существует дл€ этого Ц отделитьс€ от ежедневных забот, направить мысль и сердце к духовному.  ак люба€ работа требует подготовки, так и праздник дл€ нас Ц светла€, радостна€ работа во славу √оспода. ѕравославный христианин должен исповедатьс€ и причаститьс€. Ётим путем мы приближаемс€ к Ѕогу.

Ц ћы считаем, что мы Ц верующие, православные христиане.  ак ¬ы думаете, сегодн€шние болгары стали более или менее религиозными?

Ётот вопрос мне также задал один журналист в городе —ливен. ƒуховность трудно исследовать. ќна и в высоте недос€гаема€, и в глубине неизъ€снима€, и в своей широте необъ€тна€. ѕуть веры Ц это сложный духовный путь. ƒо изменени€ политической обстановки в наше стране тоже были глубоко верующие люди, которые исповедовались, искали Ѕога, хотели быть насто€щими православными христианами.

 ак бы глубоко духовность ни была скрыта в человеке, как бы ее не таили, рано или поздно она про€вл€етс€. “ак и сегодн€ у нас есть православные христиане. ¬о врем€ каждого поста € расспрашиваю исповедующих св€щенников, сколько людей исповедались, какова численность, есть ли изменени€. ’от€ это все-таки внешний показатель. Ћюбой, кто духовными ушами слушает зов Ѕожий, духовно прозревает и приближаетс€ к Ѕогу »стины и Ћюбви. Ќельз€ точно определить количество верующих, ведь »стина не в количестве, а в качестве. ѕравославие берегли немногие, но его сила сохранилась в веках.

Ц  ак ¬ы считаете, каковы самые большие трудности, с которыми сталкиваетс€ ѕравославие сегодн€?

” ѕравослави€ трудности одни и те же Ц вчера, сегодн€ и завтра. ÷ерковь их знает. —в€тые ќтцы, которые оберегали православную веру, боролись за нее и отстаивали ее, дали нам прекрасный пример, начертили достойный путь. ÷ель ѕравослави€ Ц победить мир не путем насили€, но путем убеждени€. ¬ течение веков нашу веру ограничивали, зажимали, но она никогда не исчезала, никогда не ослабевала, и вс€кий, кто боролс€ против православной веры, не побеждал, а проигрывал. ¬осстающий бывает побежден —в€тым ƒухом. Ќикто не может боротьс€ против Ѕога. ѕрослежива€ историю первых веков христианства, мы видим, что православна€ вера хранилась в катакомбах. —в€тые мученики показали нам, как хранить православную веру до конца мира. Ёто великое дело. Ѕог приказал нам до смерти быть верным ѕравославной »стине. Ёто наш долг Ц уберечь православную веру от искажений, от малейших нововведений, сохранить ее от смешени€. ≈сть одна насто€ща€ и спасительна€ ¬ера Ц ѕравославна€. ≈сли кто отклон€етс€ от православной веры и православного догмата, то он уже не насто€щий православный христианин. ѕравославный христианин принимает в полной мере все догматы. Ёто есть подтверждение и знак дл€ насто€щего христианина. ћалейшее отклонение от истины приводит к духовной гибели.

Ц — какими еще проблемами сталкиваютс€ православные христиане сегодн€?

ѕравославные христиане сталкиваютс€ с трудност€ми разного характера. я общаюсь с православными христианами каждый день не только в митрополии, но и в епархии. ¬ижу их скорби, их нищету. »ногда они изнемогают, но € их ободр€ю тем, что в иные времена испытани€ были и большие. Ќасто€щие христиане сохранили веру и преодолели преп€тстви€, значит, и мы тоже должны и можем.  ак говорит св.  иприан  арфагенский: ЂЅолею, брати€, вместе с ¬ами, ни чуть мен€ не утешает то, что € здоров и невредим, ибо пастырь ранитс€ раной в его стадеї. ѕроблемы нельз€ собрать в одной книге. ” бедной семьи одни проблемы, у богатой Ц другие, иные у ученика, у снохи, у свекрови, у сына, у дочери. »х нельз€ определить и четко выделить. Ёто очень трудный, сложный вопрос. ƒл€ мен€ важно другое. ¬ наших силах указать единственно спасительный путь православным христианам, и предостеречь их от отклонений от православной веры.

Ц ¬о врем€ конгресса ¬ысших ѕравославных богословских школ митрополит »оанн «изилуас поделилс€ мыслью: Ђте, кто противостоит экуменизму, не могут быть православнымиї.  ак ¬ы можете прокомментировать эти слова? ƒействительно ли это основной вопрос дл€ определени€ нашей православности?

я не имею права толковать слова митрополита »оанна. ћо€ этика запрещает мне это, его спрашивайте Ц пусть он ответит и разъ€снит. Ќо это мой призыв: беречь православную веру от всего привход€щего. Ќасто€щий православный христианин сообразуетс€ со св€тыми отцами, с решени€ми соборов, догмами православной веры. ¬се остальное не происходит из ѕравослави€.  то действительно любит православную веру, тот бережет ее. ќн почитает ѕравославную ÷ерковь, не отклон€етс€ ни направо, ни налево, ибо любое отклонение Ц измена ѕравославию.

Ц Ќедавно на форуме сайта Ђ–елиги€Ѕ√ї возник вопрос: насколько правильно, чтобы иноверный и православный были венчаны в православном храме?  аково ¬аше мнение?

ѕравославный христианин венчаетс€ на православной христианке. ≈сли поступают иначе, это неправильно. Ќеправославному, если он хочет венчатьс€ по православному канону, надлежит прин€ть истинную веру.

Ц Ќо как понимать желание ¬селенского ѕатриарха, выраженное во врем€ его официального визита в –им сего года Ц достичь полного единени€ в вере с католиками? ƒвум€ мес€цами позже он вновь официально объ€вил, что  онстантинопольска€ ѕатриархи€ уже считает действительным крещение в ≈вангельской Ћютеранской ÷еркви в √ермании?

ѕо этому вопросу € ничего сказать не могу, кроме того, что уже сказал. Ќадо помнить и хранить ту кл€тву, которую мы дали при нашей епископской хиротонии. Ќужно соблюдать догматы. ¬едь мы кл€лись перед Ѕогом, архиерейским собором и верующими православными христианами.

Ц ¬ы митрополит одной из крупнейших епархий Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви. ¬аши дела успешно идут в такое т€желое в экономическом плане врем€ дл€ Ѕолгарской церкви и страны.

√осподь помогает всем.  огда мы становимс€ монахами, мы отвечаем при постриге: Ђƒа, с Ѕожьей помощью, ¬ладыко (отче) св€тойї. Ѕез Ѕога, без благодати ничего хорошего не получаетс€. «десь нет места какой-либо удовлетворенности, ибо св. јпостол ѕавел говорит: Ђ¬се могу в укрепл€ющем мен€ »исусе ’ристеї (‘л. 4:14).  огда Ѕог помогает, человеку надо смиритьс€. Ѕез этого не добитьс€ успеха. Ѕожь€ благодать про€вл€етс€ там, где есть смирение, терпение, молитва. Ќаоборот, у нас есть немало трудностей, немало проблем. ћногие наши храмы нуждаютс€ в ремонте, у нас есть православна€ литература, котора€ не доходит до самых маленьких деревень, до каждого христианина, ожидающего нашей духовной поддержки. “ак что Ђкогда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не сто€щие, потому что сделали, что должны были сделатьї (Ћк 17:10). я, собственно, не могу такого сказать, поэтому € очень далек от мысли, что исполнил свой долг.

Ц ¬ы упоминаете благодать, помогающую в нашей жизни. —в€тые отцы, говор€ о наших временах, предрекали оскудение благодати. Ћюди приход€т в состо€ние уныни€, депрессии, одиночества, что делает их легкой жертвой бесов.  ак по-вашему, одинок ли современный человек?

¬ерующий никогда не одинок. ќн один, но он не одинок. —в€той —имеон Ѕогослов говорит о силе благодати, о радости от благодати, об утешении от благодати. Ѕлагодать дает смысл христианской жизни, благодатью человеческа€ душа исцел€етс€. Ѕлагодать Ц это живец, благодать Ц это росток, она как сем€, которое без ветки не может вырасти, не даст плод, ничего не даст Ц иссыхает. Ётой благодатью и живут христиане. ѕо словам —имеона Ќового Ѕогослова, благодать €вл€етс€ Ђдушой в душеї. ќна Ц сила. Ѕожественна€ сила. Ѕлагодать находитс€ недалеко от нас, но ее необходимо почувствовать. ј дл€ этого нужен подвиг. “ерпение, молитва, прощение, любовь к врагам, сочувствие к люд€м. ћалейша€ зависть уничтожает все. —в. »оанн «латоуст говорит: Ђ«ависть перерубает любовьї. Ћюбовь Ц это больше, чем мученичество. ѕотому что, даже если Ђ€ отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользыї (1  ор 13:3). Ѕлагодатью и любовью прославились св€тые Ѕожьи угодники.

Ц Ќо об этом говоритс€ сейчас все меньше и меньше. ћы становимс€ свидетел€ми чрезвычайной распущенности нравов, ужасных преступлений. ”чащаютс€ самоубийства, в том числе среди детей.  ак в таком обезумевшем мире могут звучать ≈вангельские слова?

“от, кто отдал€етс€ от Ѕога, отдал€етс€ и от добра, от блаженной вечности и от своего спасени€. Ђ»бо Ѕогом мы живем и двигаемс€, и существуемї. јпостол сказал Ц раз Ѕогом живем, то без Ѕога не живем. »ли двигаемс€ только телом. ј животворит между тем дух, а не тело. ƒух дает смысл и цель нашей жизни.  огда дух устремлен к Ѕогу, он прорезает духовную тьму. ƒух подобен светлому лучу в комнате, в котором ро€тс€ пылинки. Ёти пылинки не останавливают его. Ћюди должны знать: у них вечные души. Ѕог —воей любовью зовет нас всегда, любовь не отходит до последнего дн€ нашей жизни. »бо то есть любовь, котора€ никогда не слабеет, и которую ничем нельз€ омрачить. ƒаже и при мелком грехе вс€ душа терзаетс€, а не только часть.

Ц Ќезнание этих истин €вл€етс€ ли причиной тому, что в наших монастыр€х все меньше монахов?

ЂЌе бойс€, малое стадо! »бо ваш ќтец благоволил дать вам ÷арствої (Ћк 12:32). √осподь сказал, узким путем идут немногие, а широким Ц многие.  огда мы делаем свое дело, должны до конца делать его с любовью, терпением, мудростью, рассудительностью и молитвой. “огда, исполн€€ свой долг, мы не будем ответственны перед Ѕогом. ≈сли забросим наше служение ближнему, если не уделим достаточного внимани€ душевному выздоровлению, то будем нести ответственность.  ак говор€т и св€тые отцы, и св€той —имеон Ќовый Ѕогослов, Ѕог все может сделать, только не спасти бесчувственного. Ѕог, будучи всемогущим, не может спасти бесчувственного. «начит, наше спасение зависит как от Ѕожьей милости и благодати, так и от нашего участи€.  то желает спасени€, без труда его не добьетс€. “рудом и молитвой, трудом и Ѕожьей помощью Ц только так достигаютс€ конечные цели. Ќи только трудом, ни только надеждой на Ѕожью милость, не вкладыва€ личное участие, человек не достигнет спасени€. ¬опреки желанию Ѕога, мы останемс€ вне духовного стада. ѕомолимс€ Ѕогу, чтобы ќн нам дал ревность и огонь. –азожжем этот невещественный огонь, и пусть он освещает путь нашей жизни.

Ц ¬озможно, освещенные огнем, о котором ¬ы говорите, политики предложили создать монашеский здравоохранительный фонд, который будет оказывать содействие монахам, нуждающимс€ в медицинском обслуживании.  ак бы ¬ы прокомментировали это начинание?

Ќе могу ничего сказать до официального мнени€ —в€щенного —инода. Ќет еще общего обсуждени€ этого вопроса, не выражен соборный голос ÷еркви. » € промолчу.

Ц  огда речь идет о праздниках, вроде неуместно говорить о православных благотворительных акци€х, организуемых ÷ерковью. Ќо ¬аша епархи€ развивает широкую де€тельность в помощь бедным и нуждающимс€. ѕожалуйста, расскажите об этом.

ћне немножко неудобно. Ёто правда, что € член ќбластного комитета  расного креста. ¬ конце учебного года мы оказываем помощь ученикам, круглым сиротам или дет€м с одним умершим родителем, с больными родител€ми или с родител€ми пенсионерами. ƒиректора школ предоставл€ют списки таких учеников, и мы оказываем по мере сил материальную помощь дет€м. Ёта финансова€ помощь не очень велика. Ќо помогают прихожане —ливенской епархии. ≈сть много бизнесменов, оказывающих помощь также в моей просветительской де€тельности. ¬едь нравственные книги должны доходить до своих читателей. я преисполнен благодарности всем тем люд€м в —ливенской епархии, которые помогают нам в добрых делах. ¬ —удный день Ѕог их вознаградит стократно. »бо их лепта способствует духовному просвещению. ј без просвещени€ нельз€ добитьс€ нравственного общества и пор€дка. ѕоэтому мы всегда говорим добру Ђдаї, а злу Ђнетї.

Ц „то ¬ы пожелаете нашим читател€м?

∆елаю читател€м душевного и телесного здоровь€, терпени€ и мудрости. »бо, как говорит св€той »оанн Ћествичник, нам нужно немного потрудитьс€, и Ѕог нам много поможет. Ћюди, которые с открытым сердцем интересуютс€ вопросами веры, получат пользу, хот€, может быть, и не сразу. ¬едь и солнце всходит не сразу, а медленно, постепенно, но неуклонно. “ак и духовное просветление. ќно происходит не в один миг. Ќо когда человек почувствует силу благодати, уже никто не сможет его отклонить.  онечно, нужна духовна€ храбрость не только начать идти правильной дорогой, но не меньша€ Ц продолжать этот путь. » € молюсь Ѕогу, чтобы ваши читатели продолжили идти трудным и славным путем спасени€.

–≈Ћ»√»я Ѕ√

6 но€бр€ 2003 года

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0