√рузинска€

ѕротоиерей «ахари€ ѕерадзе: "’ристос не ищет множества, но истинного пока€ни€"

»нтервью с протоиереем «ахарией ѕерадзе, представителем √рузинского ѕатриархата на  ипре

Александра Никифорова

»з современного немецкого путеводител€ по  ипру: "представл€ют интерес руины монастыр€, хран€щие многие легенды. ќни ведут свое начало от славной грузинской царицы “амары, котора€ умерла здесь таинственной смертью. Ёто произошло в XII веке. —егодн€ в третьем тыс€челетии, на долгое врем€ заброшенных развалинах возобновлена литурги€ на грузинском €зыке старани€ми протоиере€ «ахари€ ѕерадзе и его братьев во ’ристе.

¬ XII веке легендарна€ царица “амара, основала здесь монастырь св. ћамы, где подвизалось всего семь монахов. ¬о врем€ одного из своих путешествий царица провела дес€ть дней и умерла при до сих пор не раскрытых обсто€тельствах. ”знав о ее смерти, из √рузии отправили 50 кораблей, груженных золотом с тем, чтобы дл€ последнего прощани€ тело царицы было доставлено на родину. Ќо внезапно подн€лась страшна€ бур€, сделавша€ невозможным отплытие с острова. »з этого монахи заключили, что Ѕожи€ вол€ - похоронить царицу на  ипре. ¬ечером они выкопали в разных деревн€х долины семь могил, куда закопали привезенное золото. ¬ одну из них вместе с золотом опустили и тело царицы. “очное место погребени€ до сих пор неизвестно. ќ “амаре и монастыре после разграблени€ его пиратами позабыли. Ќо в местечке √али€ до сегодн€шнего дн€ сохранилось воспоминание об этих событи€х. ќт монастыр€ остались лишь руины, несколько фресок XIII века и стены церкви свт. Ќикола€.

ћолебен на руинах грузинского монастыр€
ћолебен на руинах грузинского монастыр€
 аждое воскресенье около трех часов здесь совершаетс€ богослужение, на которое собираютс€ местные грузины. ¬се они временно работают на  ипре - здесь и боксер, и режиссер, и строитель, и зубной врач - разные их профессии, но столь едины духом их обладатели. √остеприимство отца «ахарии и его друзей столь же теплое, как гор€ча их вера.  то примет участие в молебне, может рассчитывать на то, что будет приглашен на обед и проведет врем€ в задушевной компании с кипрским вином и прекрасными грузинскими песн€ми" (из главы "ѕутешестви€ по южному  ипру: окрестности ѕолиса, «елена€ долина").

- ќтец «ахари€, ¬ам предсказывали св€щенническое служение, когда ¬ы сами еще об этом даже не задумывались.

- ƒо 27 лет € был неверующим, верил только в идею существовани€ Ѕога и всегда искал истину. ”же было дошел до того, что жить вовсе незачем.  огда умер мой отец, € закричал пр€мо в могилу, куда был опущен гроб: "ќтец, хоть отсюда научи мен€ истине!". » ’ристос научил.

ќднажды, когда € оканчивал школу, отец сказал: "ƒа... из теб€ выйдет только св€щенник". ќткуда он знал, врем€ коммунистическое было! я возмутилс€: "≈ще скажешь так, уйду из дома". ј потом он подарил мне “ребник. ѕрошло несколько лет. ћы с братом поехали в ялту. Ќа улице к нам подошла женщина и, обраща€сь ко мне, сказала: "” теб€ верующее лицо". я показал свой крест. "Ёто не главное, - говорит, - надо верить. “ы станешь св€щенником. ’орошо выучи эту Ѕиблию", - произнесла она, прот€гива€ мне Ѕиблию". я был так поражен, что сразу, оставив дела в ялте, вернулс€ домой. » тут мен€ встретило еще одно окончательно сразившее известие: соседний дом купил епископ. я побежал к нему. ќн первый проповедовал мне о ’ристе. ¬ыслушав его проповедь, € осталс€ в ÷еркви навсегда.

ќсенью в √рузии мы познакомились с одним из духовных сыновей отца «ахарии - игуменом монастыр€ в “абакини архимандритом »аковом. ¬от как он рассказывал о своем знакомстве с отцом «ахарием:

- “огда отец «ахари€ тогда был знаменитостью, участник национального движении против атеистического режима. ћы гордились знакомством с ним. я еще был €зычником, работал в театре декоратором. ј отец «ахари€ был проповедником. ¬ конце 80-х он ходил по √рузии и открывал церкви: церковь в —аванэ  ацкого района, церковь в ”биси, в √урии, церковь апостола —имона  ананита в —ухуми. - не пересчитать. ¬се происходило по благословению ѕатриарха. »х было п€ть-шесть человек: отец ƒавид (сейчас владыка ƒаниил јбхазский), √ригорий јбуладзе (сейчас протоиерей, служит в «естафони), √еоргий —хиладзе (сейчас св€щенник, представитель √рузинской ÷еркви в ѕариже), »аков јбашидзе (сейчас протоиерей, служит в «естафони). ¬ мирской жизни большинство из них были художники, музыканты, кибернетики - в душе романтики, свободные внутренне, поэтому не бо€лись ничего, и ничто не могло их остановить. 17 декабр€ 1988 года € зашел к отцу «ахарию домой и сказал, что устал от мирской грешной жизни и хочу стать послушником ’риста. ќн мне поверил, потому что у него было чувство - знал, что выйдет из человека, и через три мес€ца рекомендовал мен€ епископу. “ак € был направлен в возрождающийс€ ”бисский монастырь".

- ќтец «ахари€, да ¬ашего отъезда на  ипр, ¬ы учились в семинарии в “билиси, служили во многих районах √рузии.

- ƒа с 1988 года € училс€ в семинарии в “билиси. Ёто было еще т€желое дл€ православи€ врем€. Ќа вступительный экзамен пришли из  √Ѕ. ќни долго говорили с ѕатриархом, нашептыва€ свои лжеобвинени€, после чего он подозвал мен€ к себе, обн€л: "я знаю его, он не мог этого сделать".

 огда потребовалс€ св€щенник в село ’арагаули в »меретии, мен€ отправили в Ѕатуми, где рукоположили в диакона 21 сент€бр€ 1991 года и скоро, 24 но€бр€ того же года, - в св€щенники.

«а 1991-1993 годы отцом «ахарием была открыта в ’арагаули церковь апостола јндре€. Ќачиналс€ экономический кризис в √рузии, многие дети остались беспризорными на улице: с матушкой они вз€ли на воспитание около дес€ти человек.

- ѕосле ’арагаули ¬ы служили с 1993 г. в мусульманском селе ’уло в јджарии.  ак шла проповедь в этом непростом регионе?

¬ ’уло € оказалс€ по благословению ѕатриарха и приглашению владыки »ова (митрополита –уисс-”рбнисского, в те годы епископа Ѕатумского - ј.Ќ.) и служил там полтора года. ¬месте с отцом ѕетром и отцом ћирианом мы начали строить церковь, крестили мусульман, преподавали в церковной школе «акон Ѕожий - ¬с€кое бывало. Ѕыли покушени€, были искушени€, но Ѕог давал нам силы.

ќдин раз собралс€ отец «ахари€ крестить несколько сотен аджарцев-мусульман в реке, они ждали мен€ на берегу. ѕодход€ к этому месту, он заметил возле них группу местных вооруженных старейшин. ќт них отделилс€ главарь: "ѕокрестишь - убъем и теб€, и их". Ѕлагодар€ Ѕогу и мудрости отца «ахарии крещение все же состо€лось. ƒругой раз в дом к батюшке пришли ходжи: "«ачем ты смущаешь наш народ?". "—адитесь, гости дорогие. я хочу спросить ваш мудрый совет. я прочитаю вам про одного человека?", и читает отрывки из  орана, описывающие прелюбоде€ни€ и прочие безнравственные поступки ћуххамеда. " ак вы думаете, что нужно сделать с таким человеком?". "—мерть ему!". "я читал вам  оран".

√рузинские св€щеннослужители на гробе Ћазар€ четверодневного.
√рузинские св€щеннослужители на гробе Ћазар€ четверодневного.
- ƒальше € уже все врем€ служил в јджарии: с 1995 года - в јхалшени и  обулетти, в селе ƒагва в церкв€х Ѕогоматери, св€того √еорги€, св€тых  онстантина и ≈лены, с 1998 г - в церкви св€той ¬арвары в Ѕатуми. ѕреподавал Ќовый «авет в семинарии Ѕатуми, где мы устраивали конференции, готовили студентов дл€ проповеди в селах. ¬о врем€ моего служени€ в јджарии мен€ всегда очень поддерживал владыка ƒимитрий (Ѕатумский и —халтский - ј.Ќ.), очень помогали, особенно при строительстве церкви в  обулетти, ƒжемал »наишвили и “амаз Ќижарадзе. ¬ 2000 г. мен€ назначили на  ипр.

- я вспоминаю слова —оломона »наишвили, тогда бывшего министром образовани€ јджарии: "ћы плакали, когда он уезжал от нас"...

- —  ипром вышла вот кака€ истори€. ¬ 1992 г., когда € еще служил в ’арагаули, были трудные времена, √рузи€ сто€ла на пороге гражданской войны. ќдин раз мне попала в руки Ёнциклопеди€, где € увидел развалины древнего грузинского монастыр€ на  ипре. Ёто зрелище захватило мою душу, и про себ€ € сказал: "Ќадо бы туда поехать, восстановить монастырь". » отправилс€ в один маленький монастырь в √урии, где каждую ночь служил и молил Ѕога, чтобы ќн мен€ отпустил на  ипр. ѕосле этих моих молитв вместо  ипра попал в ’уло. —емь лет служил в јджарии. » вот неожиданно, когда уже и не хотел, сбылась мо€ молитва, и Ѕог отправил мен€ на  ипр.

√рузинска€ община  ипра с епископом Ќикифором, игуменом  иккского монастыр€
√рузинска€ община  ипра с епископом Ќикифором, игуменом  иккского монастыр€
- „то послужило причиной открыти€ представительства √рузинской ÷еркви на  ипре?

- ѕредставительство была организовано по благословению —в€тейшего ѕатриарха »лии II в 2000 году из-за нескольких причин. ѕерва€ - экономически т€желое положение в √рузии привело на  ипр за последние дес€ть лет тыс€чи моих соотечественников. —ейчас там проживают около трех тыс€ч грузин и около дес€ти тыс€ч грузинских греков из ÷алкинского района √рузии. ¬тора€ - мы хотели восстановить церковные отношени€ с  ипром. ¬ —редние века здесь находилс€ грузинский монастырь св. ћамы, со своим крупным скрипторием, где переписывали богослужебные книги, что мы знаем из сохранившихс€ записей в кодексах »нститута –укописей в “билиси. »стори€ отношений √рузии и  ипра насчитывает много веков. Ќесколько лет тому назад крупнейший монастырь на  ипре,  иккский, издал большой альбом документов о грузино-кипрских св€з€х. “ак, напр., в XVIII веке имеретинский царь —оломон пожертвовал село ¬ардзиа недалеко от города «естафони в »меретии и монастырь Ѕогородицы XII века  икосскому монастырю. ќтношени€ прекратились после революции 1917 года. ” истоков возрождени€ грузинской миссии на  ипре сто€ли митрополит —ергий Ќекресский и √еретский, архиепископы ‘еодор јхалцихский и “ао- ларджетский и —авва ’онский и —амтредийский. — первого дн€ и до сих пор мен€ укрепл€ет их поддержка и молитвы.

-  ак ¬ас встретили на  ипре?

- ћен€ очень ласково встретили цалкинские греки, они же помогали мне первое врем€. ћы начали служить каждое воскресение на руинах грузинского монастыр€. ѕараллельно мен€ пригласили сослужить в греческой церкви св. јнтони€ в Ќикозии, а затем направили в домовый храм школы слепых.

¬скоре митрополит Ћимасольский јфанасий выделил нам храм св. ћамы в Ћимасоле. ¬ нем по субботам служитс€ литурги€, по воскресен€м - молебен. ≈ще через некоторое врем€ ѕафосский митрополит ’ризостом передал церковь св. √еорги€, где по воскресени€м совершаетс€ молебен, бывает проповедь, а также служатс€ всенощные бдени€ на большие правздники. ¬ ѕафосе проживает сама€ многочисленна€ грузинска€ община.

- ¬ы служите один?

- ћне помогают два диакона: отец јндрей и отец ƒавид. –укоположение отца ƒавида состо€лось на  ипре, 8 сент€бр€ 2003 года, в день –ождества ѕресв€той Ѕогородицы, в  икосском монастыре.

- ќтец «ахари€, весной этого года мне пришлось побывать в Ћимасоле на прекрасном вечере грузинских церковных песнопений и народных танцев, устроенном √рузинским  ультурным ÷ентром. –асскажите об этом ÷ентре.

- √рузинский  ультурный ÷ентр был создан дл€ того, чтобы познакомить кипрский народ с грузинской православной культурой. ¬ 2001 г. ÷ентр организовал выставку прикладного грузинского искусства в выставочном зале "‘амагустские ворота" в Ќикозии, а в 2003 г. - в Ћимасоле. Ѕыли представлены чеканка, вышивка, гобелен.  роме того, мы провели два концерта - современной грузинской музыки и древней церковной. ¬ феврале 2003 г. на  ипре прошли гастроли знаменитого патриаршего хора "Ѕас€ни" и детского танцевального ансамбл€.

»з наблюдений, сделанных во врем€ этих гастролей на  ипре. ќднажды вечером € осталась вместе с делегацией в гостинице. ѕосле ужина отец ƒимитрий, архидиакон ѕатриарха, вынес из своей комнаты столик, поставил на него иконы, на небольшом пространстве перед лифтами отел€ "јйакс" в Ћимасоле собралось п€тьдес€т человек. «ажгли свечи и вместе стали читать и петь вечернее правило. » еще. ћаленькие дети, а они составл€ли половину делегации, все как один перед выходом на сцену, за кулисами, совершали крестное знамение.

- Ћетом этого года в ѕариже под эгидой нашего  ультурного ÷ентра с большим успехом прошла выставка известного грузинского чеканщика “амаза √озалишвили и кипрского мастера ѕаникоса ’асикоса. “амазу √озалишвили  ипрска€ ÷ерковь доверила работать с величайшими св€тын€ми  ипра: он делал оклад дл€ древней чудотворной иконы Ѕогоматери ћахера и кивот дл€ креста из монастыр€ —тавровуни, куда вложена частица „естного ƒрева, привезенного на  ипр со —в€той «емли еще царицей ≈леной в IV веке.

- ќтец «ахари€, на  ипре ¬ам приходитс€ служить в трех церкв€х - в грузинской, в греческой и русской.  акую разницу ¬ы чувствуете в трех этих православных традици€х?

- “радиции разные, но все же душа одна. Ќа ”спение € служил на трех €зыках в русской церкви св. —тиилиана в Ћимасоле. ѕришли русские, сербы, грузины, греки.  ака€ больша€ была радость!

- ќтец «ахари€, о ¬ас отзываютс€ как о суровом духовном отце. ƒаже на европейском  ипре ¬ы проповедуете строгие нормы церковной жизни первых веков христианства.

- ѕосле  рещени€ √осподь дает нам духовную белую ризу, кака€ была у јдама. ћы должны ее беречь. Ќо падша€ прироад остаетс€ падшей и т€нетс€ ко греху. ѕоэтому существуют семь таинств, которые помогают спасти душу, среди них пока€ние и причастие.  огда ты чувствуешь пока€ние, иди к св€щеннику и кайс€. Ќаши каноны и —в€тые отцы учат, что за разные грехи есть разные наказани€ через епитимьи. «а большие грехи - убийство, блуд большое наказание - двадцать лет?

- Ќо сейчас другое врем€. ≈сли св€щенник даст убийце епитимью в двадцать лет, то человек может больше не придти в церковь.

ƒругое врем€? » тогда мог не придти. Ќо если человек захотел спасти душу, придет. —овременные св€щенники забывают, что у человека есть совесть, котора€ после греха посто€нно зовет. ѕосле "милости" св€щенника грешник захочет еще и еще поворить свой грех, а потом придет на исповедь и скажет: "я каюсь, но облегчени€ не чувствую".

¬ ƒревнем ѕатерике есть рассказ о монахе, который сделал страшный грех и его духовный отец дал ему небольшое наказание. ћонах этот скоро умер во сне €вилс€ своему духовному отцу: "„то ты наделал. “ы погубил мен€, € в аду". Ётот св€щенник пришел на службу, лег у порога и говорит: "ѕусть каждый наступит мне на грудь. я убил человека". ¬от так. ≈питимьи об€зательно надо давать - иначе человека погубишь.

Ёто все равно, что в больнице человек подходит к врачу, и тот говорит: "я беру твои болезни на себ€. »ди домой".  ипрский св€той старец √ерман —тавровунийский учил: " ак врач не должен отшучиватьс€ в беседе с больным, скрыва€ от него всю серьезность недуга, но прописывать необходимые пилюли, так должен поступать и духовный отец. Ќевозможно привести человека ко спасению, оправдыва€ в его сознании некоторые прегрешени€, которые иной раз €вл€ютс€ смертельными". —ейчас в ÷еркви часто попускают: пусть лучше ход€т в храм, часто причащаютс€, пусть будет много народу. ј ’ристос не ищет множество, но истинного пока€ни€.

ƒругое дело, что св€щенник смотрит на пока€ние человека, и если пока€ние велико, то епитимь€ сокращаетс€, но совсем без наказани€ человека оставить нельз€. ¬ книге св€щеннослужител€ написано: смотри, сынок, чтобы твое чадо из ÷еркви не вышло неисцеленным. Ќе сказано, что врем€ изменилось. ’ристос осталс€ тот же, ÷ерковь - та же. ћы себ€ обманываем. ”ступки привод€т к католицизму - те даже животных причащают. ¬от до чего доводит распускание ÷еркви.

ѕросто надо давать разные епитимьи, но совсем без лекарства человек не выживет. —в€той Ќикифор  онстантинопольский говорит, что грех раздел€етс€ на три части: одну сразу прощает Ѕог, о второй молитс€ св€щенник, треть€ остаетс€ кающемус€.  огда человек выполн€ет епитимью, он учитс€ пока€нию.  огда человек совершает блуд, он сразу раскаиваетс€, но это может оказатьс€ его мимолетной эмоцией. Ќужна епитимь€. ќбщеприн€тое "греши-кайс€" несовместимо с учением —в€тых отцов. ¬ ≈вангелии ’ристос говорит: "иди и не греши!"

 ипр - остров св€тых. «десь проповедовали апостолы ѕавел и ¬арнава, здесь тридцать лет после воскрешени€ √осподом служил в епископском чине Ћазарь „етверодневный. » конечно, их молитвы помогают современным, забывшем Ѕога люд€м, возвращатьс€ к Ќему. Ќо очень многое зависит от св€щенника. Ћюди т€нутс€ к отцу «ахарии благодар€ его гор€чей проповеди во всем совпадающей с примером его жизни. " роме Ѕога, его не интересует ничего, - говорит об отце «ахарии его паства, - он справедливый, довер€ющий и проститель". —ам отец «ахари€ за свою жизнь и св€щенство благодарит Ѕога и —в€тейшего ѕатриарха.

Александра Никифорова

22 декабр€ 2003 года

—мотри также: