ѕольска€

ѕравославие и православные во II –ечи ѕосполитой

ћитрополит ƒионисий (¬алединский) Ц первоиерарх ѕравославной ÷еркви во II –ечи ѕосполитой ћитрополит ƒионисий (¬алединский) Ц первоиерарх ѕравославной ÷еркви во II –ечи ѕосполитой
ћежвоенна€ ѕольша 1918Ц1939 гг., именуема€ II –ечью ѕосполитой, стала независимым государством в результате сложных процессов, происходивших в течение длительного времени как внутри страны, так и далеко за ее пределами. »тоги I мировой войны и ќкт€брьской революции, военные операции и войны 1919Ц1920 гг., окончательно способствовали по€влению на карте ≈вропы XX столети€ многомиллионного государства, в границах которого оказались и обширные "восточные земли": значительна€ часть современной Ћитвы с ¬ильнюсом, ”краины, около половины Ѕелоруссии.

ћежвоенна€ ѕольша была многонациональным государством. Ќа долю национальных меньшинств приходилось более одной трети населени€, обща€ численность которого составл€ла около 30 миллионов человек. ѕо данным государственной переписи 1931 г. православными были около 12% всех жителей ѕольши, причем в ѕолесском воеводстве на их долю приходилось более 77% населени€, в ¬олынском Ц почти 70%, Ќовогрудском Ц более 51%, ¬иленском Ц 25%, Ѕелостоцком Ц около 19%, Ћюблинском Ц около 9%.

ќбложка книги секретар€ ”ченой јрхеологической и јрхеографической  омиссии при —в€щенном —иноде ѕравославной ÷еркви во II –ечи ѕосполитой Ќ.√. ѕиотровского ќбложка книги секретар€ ”ченой јрхеологической и јрхеографической  омиссии при —в€щенном —иноде ѕравославной ÷еркви во II –ечи ѕосполитой Ќ.√. ѕиотровского "–усска€ икона" (1929)
¬ 1939 г., согласно официальной церковной статистике, ѕравославна€ ÷ерковь в ѕольше имела п€ть епархий с более чем 4 миллионами верующих, 2500 церквей и часовен, около 3000 духовных лиц, 17 монастырей и скитов, в том числе ѕочаевскую —в€то-”спенскую лавру, ѕравославный Ѕогословский лицей в ¬аршаве, духовные семинарии в ¬ильне и  ременце, ѕравославный Ѕогословский ќтдел при ¬аршавском университете им. »осифа ѕилсудского, ћитрополитальный —еминарий »конографии, ѕсаломщицкую школу, —инодальную типографию, различные периодические издани€, архив.

13 но€бр€ 1924 г. константинопольский патриарх √ригорий VII подписал томос о даровании ѕравославной ÷еркви в ѕольше формальной автокефалии, фактическое прин€тие которой наступило уже после II мировой войны, хот€ в межвоенный период, начина€ с 1925 г., ÷ерковь считалась автокефальной, что в значительной степени объ€сн€лось стремлением государственных властей ѕольши во что бы то ни стало исключить малейшую зависимость православных граждан страны от ÷еркви-ћатери Ц –усской ѕравославной ÷еркви и ее центра в ћоскве.

«аглавный лист «аглавный лист "»з молебного пени€ о гонимых и страждущих за веру в —оветских республиках", изданного в ¬аршавской —инодальной типографии в начале 1930-х гг.
ќснову православного населени€ межвоенной ѕольши составл€ло кресть€нство, искони насел€вшее земли восточных воеводств ѕольши Ц около 93% всех православных. ѕроцесс национального самоопределени€ в ту пору еще не только не завершилс€, но кое-где даже и не начиналс€, особенно в ѕолесье и самом центре польско-восточнослав€нского пограничь€. ѕравославные люди говорили о себе, что они "тутейшие" Ц тутошние, здешние, а €зык их "тутейший", "простый" или "руский". ¬ официальных документах той поры было узаконено определение "тутейший", которых по различным данным насчитывалось около 1 миллиона человек. —огласно переписи 1931 г. более 1 миллиона православных считали родным €зыком украинский, почти 1 миллион Ц белорусский, полмиллиона Ц польский, сто тыс€ч Ц русский, почти 22 тыс€чи Ц чешский.

“аким образом, по национальному составу православные делились на несколько далеко не равных по числу групп, среди них доминировало украинское и белорусское коренное население, преимущественно кресть€нство; русские, а число их значительно мен€лось в различные периоды истории межвоенной ѕольши (от нескольких сот тыс€ч до ста тыс€ч человек), были представлены не столько старожильческим населением городов, городков и местечек, сколько эмигрантами, покинувшими –оссию в результате революции и гражданской войны. ¬прочем, нередко русскими называли себ€ и представители местной православной интеллигенции, в том числе и св€щенники.

“итульные листы изданий житийной литературы, осуществленных ¬аршавской —инодальной типографией в 1920-е Ц 1930-е гг. “итульные листы изданий житийной литературы, осуществленных ¬аршавской —инодальной типографией в 1920-е Ц 1930-е гг.
ѕо данным английского статистика ƒ.’. —импсона, пожалуй как никто серьезно разрабатывавшего проблему учета русских эмигрантов, межвоенна€ ѕольша занимала лидирующее положение по их числу во все времена, начина€ с первых послереволюционных лет вплоть до конца 1930-х гг.. ќбщее количество русских эмигрантов во II –ечи ѕосполитой может быть сравнимо лишь с числом русских беженцев во ‘ранции в 1930-е гг. Ёто, в частности, объ€сн€етс€ тем обсто€тельством, что в состав межвоенной ѕольши вошли огромные восточнослав€нские этнические территории, заселенные в основном православным населением, и "восточные земли" II –ечи ѕосполитой продолжали сохран€ть свой "руский" характер. Ќа всех сторонах местной жизни здесь сильно ощущалось вли€ние политической, правовой, экономической и церковной культуры бывшей –оссийской империи. ћногие русские эмигранты имели родственников на территории II –ечи ѕосполитой, среди которых были представители всех без исключени€ слоев общества, включа€ и довольно состо€тельных местных помещиков, владевших значительными земельными угодь€ми.

“итульный лист еженедельного “итульный лист еженедельного "церковно-народного иллюстрированного журнала" "¬оскресное чтение", издававшегос€ в ¬аршаве в 1924Ц1939гг.
ћ.». –аев утверждает, что "местна€ церковь (за исключением некоторых городских центров) не играла заметной роли в жизни эмигрантов, поскольку те были дл€ нее чуждым элементом". ѕодобное утверждение по меньшей мере курьезно, так как ѕравославна€ церковь в межвоенной ѕольше всегда оказывала русским эмигрантам огромную духовную помощь и даже довольно значительную материальную. Ќесмотр€ на свою финансовую бедность, она делилась с ними в буквальном смысле последним. ¬опросы церковного быти€ были среди самых важных в жизни всех без исключени€ русских общин. ќб этом свидетельствует множество сохранившихс€ материалов, в частности пресса межвоенной ѕольши, в том числе многочисленные русско€зычные и православные периодические издани€.

ѕоложение ѕравославной церкви во II –ечи ѕосполитой было т€желым. ѕо существу можно говорить почти о посто€нных гонени€х на нее как со стороны государства, так и ѕольского католического костела. ¬ременами гонени€ эти носили характер насто€щих массовых репрессий, порой совершенно варварских военных погромов, что, например, имело место на ’олмщине в 1938 г., когда там сразу было уничтожено около двухсот церквей. “ем не менее, несмотр€ на погромы, массовые гонени€ и разрушени€ храмов в городах и сельской местности, положение ѕравославной церкви в межвоенной ѕольше было куда более благополучно по сравнению с положением ѕравославной церкви в ———–, где во второй половине 1930-х гг. по словам известного церковного историка о. ¬ладислава ÷ыпина, "церковна€ организаци€ была разгромлена".

ёрий Ћабынцев, Ћариса ўавинска€

21 €нвар€ 2004 года

ѕоследние новости этого сюжета
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0