Ёлладска€

»стори€ монастыр€ св€того –афаила

/p>

“ропарь ( глас 4-тый )

«а ’риста пострадав на Ћесбосе,
и €влением ¬аших честных мощей
эту землю осв€тив, о Ѕлагословенные,
величаем ¬ас, св€тые мученики ’ристовы,
–афаиле, Ќиколае и ƒево »рина,
€ко наших заступников и ходатаев пред Ѕогом

Ќемного вдалеке от деревни “ерми возвышаетс€ гора  ареи, известна€ под названием "ѕанаги€  ареи".  огда-то на горе было лишь немного тесаных камней, от которых ощущалось благоухание.
ќдин раз в году, во вторник по ѕасхе, здесь возжигали лампаду, и совершали Ѕожественную Ћитургию, сто€ на колен€х, хот€ и не знали, откуда берет начало этот обычай. “акже гора именовалась  алогероc - “ƒобрый старец”.

Ёто было св€зано, по-видимому, с тем, что многие годы здесь встречали монаха. »ногда он обходил св€тое место с кадилом и вдруг исчезал в си€нии света, по свидетельству очевидцев. Ќе только христиане видели его, но и турки. “ак в 1917 году турецкие правители, владевшие поместьем с оливковыми деревь€м на горе  ареи, поручили полицейскому офицеру из “ерми - ≈встратию —итаре вы€снить путем специального расследовани€ эту тайну. Ќо вскоре поиск прекратили, т.к. јриф Ёфендис утверждал, что “собственными глазами видел”, что это дело сверхъестественное.

Ќа этом св€том месте в  ареи находилась оливкова€ роща, принадлежавша€ турецкому правителю ’азан-Ѕею, в которой когда-то была маленька€ церковь во им€ ѕресв€той Ѕогородицы. ќт храма здесь оставалс€ только разбитый кусок мрамора, который использовалс€ как св€щенный престол, и старый вечнозелЄный дуб. ∆ители “ерми, следу€ обычаю, поднимались сюда каждый год во ¬торник по ѕасхе дл€ совершени€ Ѕожественной Ћитургии без преп€тствий со стороны турецкого владельца.

„удесные €влени€ жител€м “ерми не прекращались в течение многих лет. »ногда пастухи, пасшие стада овец неподалеку, видели маленькую деревенскую церковь, освещенную Ќебесным светом, и слышали, как изнутри доносилс€ звон неземных колоколов и псалмопение.

ќдна женщина рассказала мне, что ее муж пас овец близко от этого места, и когда он, случалось, хотел послать детей, она не разрешала, говор€: "“ы привык видеть там монаха, а дети нет, и они будут напуганы".

Ќемало сложилось рассказов об этом св€том месте в  ареи. “ак издавна считали, что здесь когда-то жили монахи, впоследствии убитые турками, но никто не мог сказать, когда; а за много лет до этого на том же самом месте был женский монастырь, разрушенный варварами. ¬сЄ говорило о св€тости этого места, и обычай восхождени€ на гору в —ветлый ¬торник, и рассказы очевидцев.

ѕосле войны греков с турками и событий, св€занных с переселением греков из ћалой јзии, турецкое оливковое имение перешло во владение семьи беженцев √. ћарангоса, который решил построить здесь маленькую церковь во исполнение обета, данного их матерью јнжеликой. √. јнжел –аллис, обратилс€ за разрешением к ≈го ѕреосв€щенству ћитрополиту »акову.

“ретьего июл€ 1959 г. при ведении работ по закладке фундамента рабочие вместе с ƒукасом “золакисом обнаружили могилу с человеческим скелетом, от которого исходило благоухание. ≈го руки были сложены крестообразно на груди, а голова покоилась на круглом камне, как на подушке, наход€сь на рассто€нии около 30 см от тела. ѕод камнем нашли глин€ную черепицу византийской эпохи с крестами на ней. —разу же известили местного св€щенника ќ. ≈вфими€ “золоса, митрополита »акова и археолога √. ’аритонидиса. Ѕыл обнаружен также церковный мрамор эпохи ¬изантии. јрхеолог подтвердил важность этого открыти€ с точки зрени€ археологии и дал разрешение на постройку маленькой церкви, запретив копать в радиусе 100 метров от могилы и около корней оливковых деревьев.

— тех пор, как обнаружили неизвестный скелет, начались сверхъестественные €влени€, глубоко поражавшие рабочих. √. ƒукас “золакис собрал кости в мешок, но не смог оторвать его от земли.  ости издавали благоухание и непон€тные шумы.

ќдин из рабочих - √. Ћеонид —идерас - толкнул мешок ногой и вдруг почувствовал, что нога онемела.  огда же другой - ƒукас “золакис попыталс€ небрежно приподн€ть мешок, то его рука застыла, будучи даже не в силах подвинуть его, и рабочий оставалс€ недвижим, пока не догадалс€ перекреститьс€, объ€тый ужасом. “огда пригласили св€щенника дл€ совершени€ панихиды, но тот ответил: " ого € буду поминать, когда даже не знаю, ни имени его, ни того, кто он“.

¬ ту же ночь св€той открыл в сонном видении приходскому св€щеннику и некоторым другим лицам, что его зовут - –афаил, и что родилс€ он на острове »така. ќн €вл€лс€ старым и молодым, мужчинам и женщинам, дет€м, достойным и даже недостойным люд€м в облачении св€щенника, архимандрита или как простой монах. ¬ одну и ту же ночь люди, незнакомые между собой, видели его во сне, и он говорил: "я - св€той мученик –афаил, останки, найденные в  ареи - мои. я мученически пострадал от турок 9 апрел€ 1463 года. я - тот монах, которого вы видели в течение многих лет”.

¬от его истори€, какую люди смогли составить из откровений: мирское им€ монаха было √еоргий Ћаскаридис. ≈го родители - ƒионисий и ћари€ были благочестивыми людьми, и дали √еоргию христианское воспитание и разностороннее образование. Ѕудучи очень молодым, он недолго служил офицером. ѕотом он постригс€ в монахи с именем –афаил, а впоследствии был рукоположен в св€щенники.

–афаил служил в приходе —в. ƒимитри€ в јкрополисе в јфинах, а через некоторое врем€ стал архимандритом и епископом во ¬селенском ѕатриархате в  онстантинополе.
Ѕудучи разносторонне образованным и де€тельным, он был направлен ѕатриархатом с миссией во ‘ранцию, в город ћорле. ћорле - город во ‘ранции с историческим религиозным прошлым, в котором сохранились старинные церкви V - VI веков. »сторическое исследование показало, что в XV веке, незадолго до завоевани€ турками  онстантинопол€ ¬селенский патриархат направл€л образованных и ревностных св€щенников во ‘ранцию на богословские конференции.

«десь он встретил молодого студента Ќикола€, родом из ‘ессалоники. Ќиколай происходил из семьи богатого нотариуса, и родители послали его учитьс€ во французском университете. ѕознакомившись с –афаилом, и движимый ревностным стремлением ко спасению, молодой студент университета оставил мирскую жизнь и последовал за –афаилом. ќн возвратилс€ с ним в √рецию, избрал монашеский путь, и, некоторое врем€ спуст€, был посв€щен в диаконы. ќн стал преданным спутником –афаила, и с тех пор они никогда не разлучались.

ѕри вз€тии турками  онстантинопол€ в 1453 году –афаил и Ќиколай были во ‘ракии. ¬ 1454 году они отплыли из јлександрополиса вместе с другими беженцами и прибыли на Ћесбос, тогда еще свободный от турок. ќни приплыли на небольшом судне в порт “ерми и сразу же попытались узнать, есть ли здесь скит дл€ уединени€. »м показали монастырь, наход€щийс€ на горе  ареи над поселком “ерми, в 14 километрах от порта ћитилини.

 огда-то там жили сЄстры, но 11 ма€ 1235 года монастырь был разрушен пиратами. ¬се его 30 насельниц во главе с игуменьей ќлимпией были умучены, игуменьи ќлимпии вбили большие гвозди в тело и голову.

  тому времени, когда туда пришел св. –афаил, в монастыре жил только один монах, по имени –увим. ѕосле там образовалось маленькое братство, во главе с игуменом св. –афаилом, которое мирно просуществовало дев€ть лет.  огда монах –увим умер, на его место поступил другой брат, по имени —таврос.
ћонастырь же был заново отстроен в 1453 г. одной благочестивой женщиной, по имени ћелпомена. ¬ыполн€€ обет, данный Ѕлагословенной ƒеве ћарии, чудесно исцелившей ее сына јкиндиноса, она посв€тила его на служение √осподу в этом монастыре, и часть своего состо€ни€ отдала на содержание монастыр€.

17 сент€бр€ 1462г. ћухаммед после 17-дневной осады захватил о. Ћесбос, несмотр€ на величайшее сопротивление его обитателей. “урки не сразу потревожили монастырь. ќднако, примерно, спуст€ 6 мес€цев, в деревне “ерми произошло волнение, и еЄ жители подн€лись в  арею, чтобы скрыть более слабых от турецкой расправы. —о своими семь€ми также пришли в монастырь и учитель ‘еодор и староста ¬асилий, с которыми дружим св. –афаил.

—в. –афаил последний раз совершал Ѕожественную Ћитургию в ¬еликий „етверг (на —трастной неделе перед ѕасхой). ¬ ¬еликую ѕ€тницу турки пришли в монастырь и вз€ли игумена –афаила, диакона Ќикола€, семью старосты и учител€. ¬сем остальным удалось спр€татьс€ в горе.

јрестованных подвергли различным мучени€м, чтобы они сообщили, где скрываютс€ остальные христиане. 12-летнюю дочь старосты, »рину после того, как отрубили еЄ руку на глазах у родителей, прив€занных к дереву, сожгли в глин€ной купели. ≈е отца - ¬асили€, мать - ћарию, учител€ ‘еодора мучили бесчеловечно.

—в. –афаила тащили за волосы и бороду, зверски били, кололи штыками и, в конце концов, повесили вверх ногами на дереве, затем ему отпилили челюсть. Ёто произошло во вторник после ѕасхи.

—в. Ќикола€ прив€зали к ореховому дереву. ѕри виде мучений своего любимого игумена, после первых ударов штыком, он умер от разрыва сердца. Ёто было 9 апрел€ 1463 года. «атем турки подожгли монастырь и ушли.
Ќа следующий день некоторые из верных христиан с сопровождавшим их јкиндиносом, а также третьим монахом и старым св€щенником из деревни тайно похоронили мучеников. »гумен был похоронен среди развалин сожженной церкви, а другие - во дворе перед церковью.

—в€тые мощи были найдены необычным образом, и множество чудесных событий последовало за их открытием. Ќеизвестна€ до сих пор истори€ монастыр€, рассказанна€ св. –афаилом, поразила всех, и раскопки показали скрытые в земле сокровища и подтвердили все, рассказанное св€тым.

—в€той –афаил также указал место, где находитс€ могила св. Ќикола€, и предсказал, что она будет найдена в дождливый понедельник. » хот€ поиски начали €сным днем 13-го июл€, вдруг стало пасмурно, и пошел дождь.

¬ тот же самый день по указанию св. –афаила, около могилы св. Ќикола€ была найдена свинцова€ печать, относ€ща€с€ к XIV веку с изображением ѕресв€той Ѕогородицы с одной стороны, а с другой - јрхангела ћихаила. ѕечать, по словам археолога, вз€вшего эту находку в музей, принадлежала лично патриарху ¬изантии. “акже обнаружили развалины древней церкви.

—в€той точно указал места захоронени€ других мучеников: св€щенные останки маленькой »рины, глин€ную купель, в которой еЄ сожгли, и две могилы - учител€ ‘еодора и старосты ¬асили€.

ѕримерно за неделю до этого, была обнаружена старинна€ церковь с фресками на разрушенных стенах и полом, вымощенным красной плиткой, а также галере€ со св€той водой и икона ѕантократора. ¬месте с этой иконой были найдены части старой дерев€нной иконы и несколько драгоценных листов пергамента с рукописными текстами из ≈вангели€, которые рассыпались, оказавшись на воздухе.

“акже при раскопках была найденна€ икона - кругла€, дерев€нна€ с изображением »исуса ’риста. ќна напоминает собой медальон (или панагию), и в верхней еЄ части имеетс€ углубление с отверстием. ќна была оправлена в золото, т.к. в ее впадинах сохранились небольшие кусочки золота. ќна изображает »исуса ¬семогущего, каким обычно изображаетс€ √осподь на куполе православной церкви. ќн облачен в свободную, ниспадающую складками одежду. ѕравой рукой ќн благословл€ет людей, а левой прижимает к груди ≈вангелие. Ёта икона - работы XIV века, великолепного ¬изантийского искусства.

¬ ходе земл€ных работ было найдено множество глин€ных вещей: чаши, лампады, кадила, кувшины дл€ масла, разбита€ купель с крестами на ней, а также фрагменты настенной живописи, относ€щейс€ ко времени жизни св€того –афаила, также несколько монет эпохи ¬изантии. Ќа одной из них изображен јрхангел ћихаил.

—в. –афаил указал место под деревом, где была брошена его челюсть, отпиленна€ турками, рассказав, что христиане похоронили его ночью и в страхе не заметили этого. », в самом деле, она была найдена точно в указанном месте и помещена в раку вместе с телом.

Ѕыла найдена также могила игуменьи ќлимпии, котора€ претерпела мученическую кончину в 1235 году, когда пиратами был разрушен прежний монастырь ѕресв€той Ѕогородицы и все его насельницы убиты. ¬ голове у игуменьи было 3 больших гвозд€, два в области ушей, и один - на месте челюсти. —охранились еЄ нетленные останки и гвозди в груди.

¬ ходе раскопок церкви, существовавшей при жизни —в€того –афаила, на довольно большой глубине под развалинами этой церкви, найдено основание громадной стены, которое, по мнению археолога, принадлежит великой древней церкви, разрушенной пиратами в 1235году. “аким образом, раскопки подтвердили все. —в€той открыл, что они были казнены турками 9 апрел€ 1463 года, во ¬торник по ѕасхе, на рассвете, и этот день почиталс€ как праздник местными жител€ми на прот€жении столетий.

ќни поднимались на гору в —ветлый ¬торник дл€ совершени€ Ѕожественной Ћитургии под большим вечнозеленым дубом, на развалинах маленькой церкви во им€ –ождества Ѕогородицы, существовавшей здесь еще в давние времена, следу€ старинному обычаю, не веда€ происхождени€ этого праздника. Ќайденна€ ѕасхали€ на 1463 год показала, что, действительно, ѕасха 1463 году приходилась на 8 апрел€, а ночью 9-ого апрел€ происходило убиение мучеников.
ѕам€ть мучеников празднуетс€ в —ветлый ¬торник ежегодно, так как день 9 апрел€ обычно приходитс€ в ¬еликий ѕост (на —трастную неделю).  огда ≈го ѕреосв€щенство, митрополит ћитилини убедилс€, что все эти поразительные факты и откровени€ нашли подтверждение и оказались истинными, он решил, согласно воле √оспода, построить здесь женский монастырь. –ешением ћинистерства ќбразовани€ и –елигии, указом N 346 от 29 сент€бр€ 1963 г. FEK был основан на месте мученичества женский монастырь по предложению митрополита ћитилини »акова  леомбруту. ¬торое рождение монастыр€ было провозглашено 12 сент€бр€ 1963 года, ровно 500 лет спуст€ трагедии в  ареи.

¬еличествен образ св. –афаила. ќн прит€гивает к себе сердца людей и направл€ет их к духовному восхождению. ќн пробуждает в нас ностальгию по Ѕожественной любви. Ќевозможно описать ≈го духовную красоту. „удотворец св. –афаил следует непоколебимо по своему великому и прекрасному пути служени€. ќн исполнилс€ Ќебесного —вета, который сегодн€ расточает по всем концам земли. ƒоверие к Ќему уже широко распространилось и бесчисленны примеры, свидетельствующие о его благодатной помощи.
¬ наше врем€, особенно, когда отступление от веры создает пропасть между людьми, в сегодн€шней трудной, привод€щей в отча€ние, жизни, когда потер€ны вс€кие ориентиры, в см€тении народов, безмерна€ Ѕожественна€ Ћюбовь отверзает Ќебесные ¬рата. Ќовый посланник Ѕога, св€той –афаил, пришедший на землю в наше переломное врем€, спасает отча€вшихс€. ЂЅог творит чудеса через своих —в€тыхї.

Евгения Клейдара, игуменья монастыря Святого Рафаила

ѕеревод ћарии —вердловой

17 сент€бр€ 2004 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0