итайска€

јрхиепископ ÷ицикарский ёвеналий ( илин)

/p>

ѕрежде чем приступить к жизнеописанию приснопам€тного јрхиепископа ÷ицикарского ёвенали€ ( илина), строител€ и насто€тел€  азанско-Ѕогородицкого монастыр€ в г. ’арбине, приличествует написать несколько слов о ’арбинской епархии, в пределах которой находилс€ этот чудный монастырь.

ѕротоиерей јристарх ѕономарев пишет: Ђѕосле революции поток беженцев широкой волной ринулс€ в —еверную ћаньчжурию. ќблик ’арбина совершенно изменилс€. –усское население увеличилось в несколько раз. ¬месте с беженцами и войсковыми част€ми прибыло много духовенства. Ѕольшинство этого духовенства отступило с Ѕелой армией из ¬олжского и  аменского районов, с ”рала и из —ибири, состо€ в войсковых част€х военными св€щенниками, меньшинство покинуло родные пределы вместе с беженцами. ¬ феврале 1920 г. в ’арбин прибыл јрхиепископ ќренбургский и “ургайский ћефодий (√ерасимов) и августе того же года ≈пископ „итинский и «абайкальский ћелетий («аборовский). —реди беженцев не мало было и крупных церковно-общественных де€телей. ¬ладивостокской епархиальной власти, в ведении которой находилась полоса отчуждени€  итайской ¬осточной железной дороги ( ¬жд), было уже трудно удел€ть достаточно внимани€ церковным делам ћаньчжурии. ’од событий в ѕриморьи не мог давать места каким либо надеждам, что этот последний оплот белого движени€ долго продержитс€: политическое положение его было крайне неустойчиво и тревожно. ¬с€ область кишела красными партизанами и превратилась в театр военных действий. —ношени€ с ¬ладивостоком не редко прерывались. ¬ ’арбине же были налицо все услови€ дл€ нормальной церковной жизни. ¬полне естественно, что к началу 1922 г. в руковод€щих церковных и общественных кругах ’арбина зародилась мысль о необходимости в цел€х нормального течени€ церковной жизни ћаньчжурии создани€ ’арбинской епархии. Ёту мысль одобрил и присоединилс€ к ней бывший тогда ”правл€ющим  ¬жд инженер ќстроумов, обещавший материальную поддержку со стороны дороги. —овместно с ним группой православных людей было возбуждено ходатайство перед —в€щенноначалием за границей об учреждении ’арбинской кафедры с местопребыванием епископа в ’арбине и о назначении на таковую јрхиепископа ќренбургского и “ургайского ћефоди€.

 Ќиколаевский √радо-’арбинский кафедральный собор
Ќиколаевский √радо-’арбинский кафедральный собор
јрхиепископ ћефодий был хорошо известен беженцам «абайкальской, “омской и ќренбургской епархий, коими он последовательно управл€л; они составл€ли значительную часть беженской массы, переселившейс€ в ’арбине, и питали к ¬ладыке чувства неподдельной сыновней любви. ѕриглашенный приходским советом Ќиколаевского собора дл€ воскресных и праздничных богослужений, јрхиепископ ћефодий вскоре стал известным и старожилам ’арбина и всему церковному населению его, которое полюбило от всего сердца этого пламенного патриота, отечески снисходительного архипастыр€, неустанного молитвенника и опытного администратора. ѕоэтому, когда возник вопрос о создании ’арбинской епархии, то на устах у всех было им€ јрхиепископа ћефоди€, как желаемого всеми главы новой епархии.

¬ысшее ÷ерковное ”правление за границей, заслушав ходатайство ”правл€ющего  ¬жд и его помощника, постановило: "1) ¬виду особого исключительного положени€, в котором находитс€ полоса отчуждени€  ¬жд в церковно-административных и политических отношени€х и ввиду полного прекращени€ св€зи со —в€тейшим ѕатриархом ¬сероссийским и высшими церковным органами и нарушенных сношений с кафедральным городом ¬ладивостоком, где проживает ≈пископ ¬ладивостокский ћихаил, в юрисдикции которого находитс€ полоса отчуждени€  ¬жд, учредить временно, в пределах полосы отчуждени€  ¬жд, самосто€тельную епископию с кафедрой в г. ’арбине. 2) Ќазначить на ’арбинскую епископскую кафедру проживающего в ’арбине ¬ысокопреосв€щеннейшего ћефоди€, јрхиепископа ќренбургского, с наименованием его јрхиепископом ’арбинским и (пропуск), предписав ему организовать при себе временное ≈пархиальное ”правление." ќб этом своем постановлении ¬ысшее ÷ерковное ”правление за границей уведомило јрхиепископа ћефоди€ и ≈пископа ¬ладивостокского ћихаила указом от 16/29-го марта 1922 г.

30-го июн€ 1922 г. јрхиепископ ћефодий доложил ¬÷” за границей, что 1) 2-го июн€ он вступил в управление вновь открытой епархии, 2) им организован временный епархиальный совет и 3) как только механизм епархиального управлени€ будет окончательно направлен, им будет созвано епархиальное собрание дл€ выборов членов епархиального совета, других епархиальных учреждений и решени€ разных вопросов епархиальной жизни. ќдновременно, ссыла€сь на невы€сненность второй половины титула епископа ’арбинской епархии и сообща€ постановление епархиального совета именовать в соответствие с общим мнением местной церковной общественности епископа ’арбинской епархии "≈пископом ’арбинским и ћаньчжурским", јрхиепископ ћефодий испрашивал благословени€. —воим указом от 1-го сент€бр€ 1922 г. ¬÷” за границей сообщило об утверждении его титула. ”правл€ющий  ¬жд издал приказ № 148 от 30-го июн€ 1922 г. следующего содержани€: "¬ысокопреосв€щеннейший јрхиепископ ћефодий уведомил мен€, что с благословени€ —в€тейшего ѕатриарха “ихона он назначен јрхиепископом ’арбинским и ћаньчжурским. ќб этом объ€вл€ю по дороге дл€ сведени€".

ѕо имеющимс€ документам учреждение ’арбинской епархии было актом ¬÷” за границей, тем не менее имеютс€ достоверные сведени€, что —в€тейший ѕатриарх “ихон дал свое разрешение и благословение на открытие ’арбинской епархии. —огласно этим данным, јрхиепископ ћефодий послал ему свой доклад о необходимости учредить ’арбинскую епархию, воспользовавшись случаем отъезда из ’арбина в ћоскву вполне надежного и преданного православного русского человека. ¬ цел€х конспирации, ввиду происходивших обысков при въезде на территорию ———– пассажиров из ’арбина, доклад был написан от руки мельчайшим почерком одним из харбинских регентов, обладавшим в совершенстве таким искусством, на небольшом клочке бумаги, который был затем зашит в подошву сапога отъезжавшего. ќт —в€тейшего ѕатриарха была получена јрхиепископом ћефодием в ответ телеграмма, содержаща€ одно слово "благословл€ю". Ётой телеграммы нет в делах епархиального совета, но это объ€сн€етс€ сведущими лицами тем обсто€тельством, что јрхиепископ ћефодий держал ее в строгом секрете. Ёта верси€ может объ€снить, почему в вышеприведенном приказе по дороге нет ссылки на указ ¬÷” за границей о назначении јрхиепископа ћефоди€ на ’арбинскую кафедру, а говоритс€ о благословении на это —в€тейшего ѕатриарха “ихона.

„леном первого состава ’арбинского епархиального совета проф. ћиролюбовым были посланы три телеграммы —в€тейшему ѕатриарху “ихону на неправильные, €кобы, действи€ «аграничного јрхиерейского —инода. Ќа поданные телеграммы были получены ответные от —в€тейшего ѕатриарха: "„лену епархиального совета ћиролюбову ’арбин. ƒержитесь постановлений —обора 1918 г. ѕатриарх “ихон"; втора€: "’арбин „лену епархиального совета ћиролюбову. ѕодпись телеграммы подтверждаю ѕатриарх “ихон".

"ќтвеча€ Ќ.». ћиролюбову, как члену ’арбинского епархиального совета", выводит заключение јрхиепископ ћефодий, "—в€тейший ѕатриарх “ихон утвердил свое признание ’арбинского епархиального совета, как законного церковно-административного органа, а, следовательно, утвердил свое признание и канонического существовани€ ’арбинской епархии". ѕо окончании епархиального собрани€ была послана —в€тейшему ѕатриарху от имени прав€щего јрхиере€ и епархиального собрани€ следующа€ телеграмма: "ћосква, ƒонской монастырь. ≈го —в€тейшеству, —в€тейшему ѕатриарху “ихону. ƒелегаты епархиального собрани€ ’арбинской епархии, собравшиес€ во исполнение указа јрхиерейского —инода дл€ перевыборов членов епархиального совета, руководству€сь постановлени€ми —обора 1918 г. и утвержденным ¬ашим —в€тейшеством постановлением —в€щенного —инода ¬÷” 7/20 но€бр€ 1920 г., мирно совершили перевыборы. »звеща€ о сем, вновь избранные члены почтительнейше приветствуют ¬аше —в€тейшество и, свидетельству€ свою преданность, прос€т ¬аших св€тых молитв и благословени€. Ќижайший послушник јрхиепископ ћефодий (цитата извлечена из труда протоиере€ јристарха ѕономарева Ђ’ристианство на ƒальнем ¬остоке)".

¬ 20-х годах минувшего столети€ јрхиепископ японский —ергий (“ихомиров), возведенный в сан митрополита в 1931 г., назвал г. ’арбин "храмолюбивым", ибо период архипастырского служени€ ѕреосв€щенного ћефоди€ отличалс€ большим храмостроительством: 22 храма, включа€ и при училищах, а к концу его жизни в епархии было 46 церквей и две монашеские обители. «а врем€ своего управлени€ ’арбинской епархией им были созданы благотворительный отдел при епархиальном совете, епархиальное попечительство о бедном духовенстве, ѕриют - "ƒом-”бежище" с бесплатными аптекой и амбулаторией, призревавший свыше 140 насельников; по приходам устроены богословско-миссионерские курсы и душеполезные собеседовани€, обращено внимание на благолепие и единообразие церковных служб, созваны п€ть епархиальных собраний клира и мир€н, привлечены многие к делу церковному, написаны много назидательных посланий и церковно-богословских сочинений: "ѕо поводу церковных нестроений", "  вопросу о созыве так называемого ¬селенского —обора", "ќ живой церкви", "ќ знамении обновлени€ свв. икон", "“айна ¬оскресени€ ’ристова", "ќбличительное слово против нечестивого сборища, именующего себ€ "∆ивой ÷ерковью" и мн. др. ¬ окт€бре 1929 г. јрхиепископ ћефодий, в св€зи с 35-летием епископства, возведен постановлением јрхиерейского —инода –усской «арубежной ÷еркви в сан ћитрополита. —кончалс€ ¬ладыка 15/28-го марта 1931 г. в день ѕохвалы Ѕожией ћатери.

¬ том же году «аграничным —инодом ѕреосв€щенный ћелетий («аборовский) назначен јрхиепископом ’арбинским и ћаньчжурским, который и возглавил хиротонию јрхиепископа ёвенали€, совершенную в  азанско-Ѕогородицком монастыре. »так, приступим к жизнеописанию почившего јрхиепископа ёвенали€:

¬ысокопреосв€щеннейший јрхиепископ ёвеналий, в миру »ван  ельсиевич  илин, родилс€ в апреле 1875 г. от церковных родителей, происходивших из кресть€н ¬€тской губернии. — раннего детства он имел т€готение к ÷еркви и монастырской жизни. Ёту любовь отрока к Ѕожественному прививала ему благочестива€ мать, многократно рассказывавша€ о своих паломничествах по св€тым местам –уси, как вспоминал приснопам€тный ¬ладыка в своей речи при наречении во епископы: Ђ–елигиозное домашнее образование и воспитание € приобрел благодар€ благочестивой родительницы своей, котора€ в отроческих летах сама вместе с бабушкой Ц девицей была на богомолье по св€тым обител€м Ц в —оловках, в —арове, “ихвине и других местах –оссии. Ќа просьбу бабушки дать благословение поступить в один из женских монастырей, Ц благоговейный старец-св€щенноинок “ихвинской мужской обители Ќовгородской губ., не дал такого благословени€, а как бы пророчески сказал, что эта кресть€нска€ отроковица ћари€ выйдет в замужество, а дети ее будут в иноческом и св€щенном сане. “ак и случилось впоследствии по милости Ѕожией. ” моей старшей сестры-крестной моей матери, два сына окончили ѕермскую ƒуховную —еминарию и один из них,  онстантин ёмин, в св€щенном сане скончалс€ в изгнании в большевистской тюрьме. ¬тора€ мо€ сестра монахин€ јглаида, преисполненна€ смиренными иноческими чувствами, скончалась в женском монастыре. ћладший родной брат Ц св€щенник, в продолжение многих лет на родине, разлученный с семейством, несет т€желый крест иерейского служени€. ƒвоюродна€ сестра тоже там проходит т€готы схимнического звани€. ¬споминаетс€ и дальний родственник мой Ц сначала скромный св€щенник, на моей родине в —арапульском уезде ¬€тской губ., отец ћихаил ѕлатонович  расноперов, а впоследствии в монашестве ћефодий, по окончании  азанской ƒуховной јкадемии, после прохождени€ иерархических должностей, был призван к св€тительскому сану в г. ѕетропавловске, ќмской епархии, где и мученически скончал свою жизнь в 1922 г.ї.

”спешно окончив начальную земскую школу в јрзамасцеве, »ван поступил в —арапульское уездное училище, которое закончил в 1889 г. «десь он познакомилс€ с первым его старцем-наставником, епископом —арапульским јфанасием (позже архиепископ ≈катеринбургский), оказавшим благотворное вли€ние на мальчика: ЂЅлагостный ¬ладыка на выпускном экзамене, в городском уездном училище, по «акону Ѕожию из всех прочих учеников отличил мен€ своим ласковым св€тительским приветом и благословением, поставив на экзамене лучшую отметку за прочтение наизусть 50-го псалма, с объ€снением его исторического происхождени€. Ёто поощрение ѕреосв€щенного архиере€ дл€ мен€ в ранней юности было величайшим счастьем, и во всю последующую жизнь свою с благодарностью молитвенно вспоминаю приснопам€тного св€тител€ јфанаси€ї.

¬ 1894 г., после скоропостижной кончины отца, много лет занимавшего должности члена —арапульской «емской ”правы и волостного писар€, молодой »ван, по благословению матери, предприн€л паломническое путешествие во св€тую ¬ерхотурскую обитель, где у мощей праведного —имеона созрело непоколебимое желание юноши стать монахом. Ѕлагое намерение »вана охотно и с величайшей радостью одобрила мать, благословивша€ его на поступление в Ќиколаевскую Ѕелогорскую миссионерскую обитель, прозванную народом Ђ—ибирским јфономї, копией “ихвинской иконы Ѕожией ћатери, полученной ею от вышеупом€нутого прозорливого духовника “ихвинского монастыр€. ќсвободившись от воинской повинности, он был зачислен в число монастырской братии.

» тут послушник »оанн, будучи келейником и ближайшим помощником любимого и почитаемого им насто€тел€ архимандрита ¬арлаама, нес все послушани€ и внес значительный вклад в возведение зданий и храмов обители и завершение постройки монастырского собора на Ѕелой горе. 2-го июл€ 1900 г. он был пострижен в монашество с именем ёвеналий и через три недели рукоположен епископом ѕермским ѕетром во иеродиаконы, а 12-го феврал€ 1902 г. преемник епископа ѕетра, ѕреосв€щенный »оанн, возвел его во иеромонахи. ¬ эти годы иеромонаху ёвеналию, сопровождавшему отца ¬арлаама, удалось посетить многие св€тые места: —в€тую «емлю, —в. √ору јфонскую (1907 г.),  иево-ѕечерскую и “роице-—ергиеву Ћавры, Ќово-јфонский и ¬алаамский монастыри, ќптину и —аровскую пустыни (1903 г.) и мн. др.: Ђћен€ ободр€ли и воодушевл€ли всегда те славные образцы строгой иноческой жизни, какие видел € при путешестви€х своих по многим русским обител€м и пустын€м, особенно в пам€тные годы путешествий со своим аввой ¬арлаамом во —в€тую «емлю и на јфон. ¬ первое лето моего св€щенноиноческого служени€, € духовно был утешен присутствием на —аровских торжествах в дни открыти€ честных останков преподобного —ерафима. «атем много получал духовного удовлетворени€ от богослужений в  ронштадте и в других местах, сподобившись неоднократного служени€ с приснопам€тным молитвенником «емли –усской протоиереем »оанном —ергиевым  ронштадтским, от которого также получал наставлени€ и советы на монашеское и пастырское служение. √лубоко умилительные личные советы и письменные назидани€ подвижников старцев јфонских и –оссийских монастырей, Ц например, старца √авриила и других старцев подвижников Ц смир€ли и подкрепл€ли мой немощной дух и не допускали глубоко падать в бездну греховную, среди бурного житейского мор€ї. »нтересно отметить, что отец ёвеналий принимал участие в омовении мощей преподобного —ерафима при их открытии в 1903 г.

¬ том же году отец ёвеналий, по благословению епископа ѕермского »оанна, был назначен архимандритом ¬арлаамом заведующим и строителем Ѕелогорского подворь€ в г. ѕерми, где среди многоразличных крупных строений воздвиг и «латоустовскую церковь. ¬ 1910 г. переведен в јрхиерейский ƒом г. ѕерми и назначен экономом оного. Ѕудучи экономом, в конце 1911 г. иеромонах ёвеналий, с большим интересом насладившись рассказами видного  амчатского миссионера и сослужител€ своего в г. ’арбине, иеромонаха Ќестора (јнисимова), Ђгорел св€тым воодушевлением и желанием ехать в далекую холодную  амчаткуї, но вместо этого, ходатайством епископа ѕермского ѕаллади€ и постановлением —в€тейшего ѕравительствующего —инода, был избран в феврале 1912 г. первым игуменом и строителем общежительной ‘аворской —пасо-ѕреображенской ѕустыни. «десь отец ёвеналий слушал миссионерские курсы под руководством ј.√.  улешова и прославилс€ ревностным храмостроительством; в 1912 г. был закончен —пасо-ѕреображенский собор, а в 1915 г. были воздвигнуты  азанска€ домова€ церковь и летний  ресто-¬оздвиженский храм. 19-го июл€ 1912 г., в день пам€ти преподобного —ерафима —аровского, в ѕетроградской Ѕлаговещенской церкви —инодального подворь€ епископом ѕалладием возведен в сан игумена. ¬ 1915 г. новым св€щенномучеником јндроником, архиепископом ѕермским, назначен на должность благочинного всех монастырей ѕермской епархии, а в июне следующего года Ц возведен во архимандриты.

¬ св€зи с мученическим убиением в 1918 г. св€тител€ ѕермского јндроника, архимандрита ¬арлаама и других св€щеннослужителей, отец ёвеналий совместно с несколькими монахами-белогорцами скрывалс€ от гонений со стороны большевиков (в Ѕелогорской обители было расстрел€но свыше 400 монашествующих). ѕо заповеди ’ристовой: Ђ огда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другойї (ћф. 10, 23), архимандрит ёвеналий в 1919 г. переехал в „иту, а 1920 г. оказалс€ в ’арбине. ѕрибыв в ’арбин, он был назначен насто€телем ”спенского храма и заведующим нового русского кладбища. ¬ 1922 г., с благословени€ архиепископа ’арбинского и ћаньчжурского ћефоди€, им был основан мужской монастырь на  рестовском острове, что в окрестност€х ’арбина, но в том же году был командирован в —ербию, где был насто€телем одной из мужских обителей —ербской ѕравославной ÷еркви. «а врем€ отсутстви€ отца ёвенали€ в монастыре насто€тельствовал иеромонах Ќифонт.

  азанско-Ѕогородицкий монастырь
 азанско-Ѕогородицкий монастырь
¬ернувшись в ’арбин в 1924 г., архимандрит вновь был назначен строителем новой  азанско-Ѕогородицкой обители, перенесенной в Ќовый ћод€гоу, где им были построены величественный трехпрестольный храм в честь  азанской иконы Ѕожией ћатери с приделами великомученика ѕантелеимона с правой стороны и јрхистратига Ѕожи€ ћихаила Ц с левой; типографи€, келлии дл€ многолюдной монастырской братии и больница имени покойного харбинского врача ¬.ј.  азем-Ѕек.

 ≈пископы ёвеналий и ƒимитрий (¬ознесенский), родитель митрополита ‘иларета, среди духовенства и богомольцев  азанско-Ѕогородицкого монастыр€ в г. ’арбине.
≈пископы ёвеналий и ƒимитрий (¬ознесенский), родитель митрополита ‘иларета, среди духовенства и богомольцев  азанско-Ѕогородицкого монастыр€ в г. ’арбине.
4/17 августа 1924 г. архиепископом ћефодием было совершено осв€щение закладки  азанского соборного храма обители, а в декабре того же года состо€лось осв€щение уже законченной церкви, в которой находились чтимые братией иконы Ѕожией ћатери: больша€ храмова€ Ђ азанска€ї и две чудесным образом обновившиес€ Ђ¬ладимирска€ї и ЂЌеопалима€  упинаї. ¬ ѕантелеимоновском приделе хранилась чтима€ икона великомученика ѕантелеимона, присланна€ с јфона приснопам€тным старцем-схимонахом ƒенасием (ёшковым).

ћонастырской типографией издавалс€ духовно-нравственный журнал Ђ’леб Ќебесныйї, редактором которого в течение 10-ти лет €вл€лс€ архимандрит ёвеналий, а затем эту должность занимали архимандрит ¬асилий (ѕавловский) и известный церковный писатель, историк и певец харбинский Ц ≈.Ќ. —умароков. —реди многочисленной литературы, изданной обителью были: приложение к журналу Ђƒетское чтениеї, сборник Ђ–ождественский благовестї, Ђѕолный молитвослов с канонами и правилом ко —в. ѕричащениюї, сборник ЂЌадеждаї с истолкованием молитвы √осподней и 9-ти заповедей блаженств, Ђѕеснопени€ —трастной и ѕасхальной —едмицы и двунадес€тых праздников с переводом их на –усский €зыкї, Ђ∆ити€ —в€тыхї, Ђ’ристианска€ жизнь по ƒобротолюбиюї, Ђ—ердце человеческое. ќпыт изображени€ духовно-нравственного состо€ни€ людей грешных и праведныхї, Ђ раткий словарь иностранных слов Ќ.ѕ. ѕокровскогої, Ђ÷ерковный энциклопедический словарь архимандрита ‘еодоси€ї, Ђѕуть православного христианина в ÷арство Ќебесноеї, Ђ раткий очерк возникновени€, устроени€ и жизни обителиї и мн. др.  роме собственной типографии, обитель имела и другие мастерские: иконописную, стол€рную, переплетную, сапожную и портн€жную.

Ѕольница, оказывавша€ бесплатную медицинскую помощь, создана при монастыре в пам€ть врача-бессребренника ¬.ј.  азем-Ѕек. ¬ начале 1932 г. она была оборудована на 17 коек. ≈жегодно, накануне 4-го августа, день кончины доктора  азем-Ѕек, в соборном храме монастыр€ совершалс€ парастас при огромном стечении духовенства и мол€щихс€, а в самый день Ц заупокойна€ литурги€ и панихида на могиле почившего, заразившегос€, будучи в сравнительно молодом возрасте, от девочки дифтеритом. ƒень своего открыти€ Ц 1 но€бр€, больница торжественно отмечала служением молебстви€ прав€щим архиереем ’арбинской епархии с сонмом епископов и духовенства города. ћитрополит ’арбинский и ћаньчжурский ћелетий обыкновенно произносил назидательное поучение и обходил всех больных, благословл€€ и приветству€ их.
 азанска€ обитель славилась и своими духоносными подвижниками, среди которых наиболее известными были схи-игумены »гнатий и —ерафим и схимонах ћихаил, при€вшие от Ѕога дары молитвы и прозорливости.

¬ конце 1929 г., по ходатайству Ѕлаженнейшего ћитрополита јнтони€, архимандрит ёвеналий был награжден «аграничным —инодом правами насто€тел€ первоклассного монастыр€ (встреча с жезлом и крестом на блюде). ¬ 1934 г. в —ремских  арловцах, ходатайством Ќачальника ѕекинской ћиссии епископа ¬иктора, јрхиерейский —обор –усской «арубежной ÷еркви постановил хиротонисать архимандрита ёвенали€ во епископа —иньз€нского (в ¬осточном “уркестане), второго викари€ –усской ƒуховной ћиссии с местопребыванием в г. ”румчи, где русскими беженцами хранилась “абынска€ икона Ѕожией ћатери и воздвигнуты несколько храмов. ¬ св€зи с этим, русские жители г. ”румчи претерпели немало скорбей от большевиков, и поэтому —обор возжелал назначить им архипастыр€ дл€ укреплени€ и благоустройства их епархии и церковной жизни.

ѕолучив определение —обора, архимандрит ёвеналий, готов€сь к хиротонии, ежедневно совершал Ѕожественную литургию в соборном храме обители, где, по просьбе богомольцев монастыр€, было совершено наречение 7-го феврал€ 1935 г. “оржества возглавил архиепископ ’арбинский и ћаньчжурский ћелетий в сослужении архиепископа  амчатского и ѕетропавловского Ќестора, епископов ’айларского ƒимитри€ и Ўанхайского »оанна (ћаксимовича), первого викари€ ѕекинской ћиссии. 10-го феврал€ архиереи, участвовавшие в наречении, совершили епископскую хиротонию отца ёвенали€ в кафедральном Ќиколаевском соборе ’арбина. ѕо окончании литургии состо€лась трапеза, за которой ¬ладыка ћелетий сказал: Ђ—ыновний долг об€зывает нас провозгласить здравицу за наших духовных  ормчих: сущего в заточении митрополита  рутицкого ѕетра и митрополита  иевского јнтони€ї.

¬ своем заключительном слове ¬ладыка ёвеналий сказал: Ђћои мысленные признательные очи устремлены ныне и к нашим ѕервосв€тител€м –усской ѕравославной ÷еркви, а именно: ћестоблюстителю ѕатриаршего ¬сероссийского ѕрестола ¬ысокопреосв€щеннейшему митрополиту ѕетру, нашему великому отцу благостнейшему ѕредседателю «аграничного —инода Ѕлаженнейшему митрополиту јнтонию со всем ќсв€щенным —обором архиереев, благоизволившим призвать мое недостоинство к ответственному епископскому сану.

¬месте с ними мо€ сердечна€ признательность из глубины души за избрание, отеческую любовь и доверие ко мне немощному изливаетс€ и на моего прав€щего архипастыр€ Ќачальника  итайской ћиссии ѕреосв€щеннейшего епископа ¬иктора, достойнейшего преемника приснопам€тных св€тителей митрополита »ннокенти€ и архиепископа —имона (епископ ѕекинский ¬иктор ко дню хиротонии подарил архимандриту ёвеналию на пам€ть о Ќачальниках ћиссии четки и посох первого и панагию последнего Ц св€щ. —√).

» ¬ы, ѕреосв€щеннейший ¬ладыко »оанн за св€тое послушание, подвигнуты любовью ’ристовой, изволили из далекого Ўанха€ пожаловать сюда разделить с нами это духовное торжествої

  сожалению, дл€ новохиротонисанного епископа ёвенали€ неблагопри€тна сложилась обстановка, ибо невозможно было из-за значительных затруднений дл€ проезда отправитьс€ к врученной ему —иньз€нской пастве. ¬ течение года ¬ладыка продолжал насто€тельствовать в обители, а в 1936 г. Ц замен€л ѕреосв€щенного Ќачальника ћиссии, епископа ¬иктора, находившегос€ в Ѕелграде. — 1937 г. по 1938 г. ¬ладыка замен€л миссийского викари€, св€тител€ и чудотворца »оанна, принимавшего участие в работе јрхиерейского —обора в —ремских  арловцах. ѕосле его возвращени€, ¬ладыка ёвеналий был определен насто€телем Ќикольского храма-пам€тника в г. Ўанхае, где помогал епископу »оанну в делах ћиссии, а затем в 1940 г., ходатайством самого ¬ладыки и постановлением јрхиерейского —инода –усской «арубежной ÷еркви, вновь назначен насто€телем  азанско-Ѕогородицкой обители с подчинением ему монашеской общины в “рехречье и присвоением ему титула Ђепископа ÷ицикарского, второго викари€ ’арбинской и ћаньчжурской епархииї. «десь ¬ладыка продолжал жить строго-аскетической жизнью, привлека€ многих богомольцев своими проникновенными поучени€ми и любовью к уставным богослужени€м. Ђ¬ладыка ёвеналий, Ц рассказывает Ћ.¬. Ўабардина, Ц был дл€ мен€ как родной отец. ћое детство прошло возле монастыр€. я хорошо знала всех монахов и трудников. ћой отец умер, когда мне было четыре с половиной года. ¬ладыка, часто быва€ у нас, говорил мне: Ђя твой папаї или Ђя твой крестныйї.  огда он вернулс€ из Ўанха€ в 1940 г., он научил мен€ чтению псалмов. Ѕывал ¬ладыка у нас как родной, т.к. мы жили напротив монастыр€, а мама была из ѕерми. ќни часто вспоминали ѕермь и старцев. ¬ладыка очень любил наши церковные богослужени€. «а монастырским бдением на 9-ой песни он выходил на середину храма и говорил: Ђѕойте все!ї » пела вс€ церковь, а народу всегда было много и это как-бы освежало мол€щихс€.  огда ¬ладыка служил, он весь уходил в службу и усердно молилс€, привод€ и других в молитвенное настроение своим благоговейным служением. ѕоэтому, мол€щиес€ на знали утомлени€. ¬еликим постом ¬ладыка всегда совершал соборование и проводил общую исповедь. ÷ерковь всегда была полна мол€щимис€ и причащали обыкновенно из трех чаш...

¬ 1947 г. ¬ладыка ёвеналий был вынужден уехать в ———–, где был определен епископом „ел€бинским. ѕриехав в ћоскву, он услышал о кончине архиепископа ƒимитри€ (¬ознесенского), родител€ будущего митрополита ‘иларета, ѕервоиерарха –усской «арубежной ÷еркви, и немедленно направилс€ в Ћенинград на его отпевание и погребение. ¬ 1948 г. ¬ладыка ёвеналий был возведен во архиепископы и назначен »ркутским ѕреосв€щенным, а через год Ц на ќмскую кафедру, где был первым возглавителем этой епархии после ее восстановлени€. Ѕудучи архиепископом ќмским, ¬ладыка совершил переложение св€тых мощей митрополита “обольского »оанна в новую раку. ƒуховенство ќмской епархии до сих пор помнит ¬ладыку как духоносного старца. ¬ 1952 г. ¬ладыка был переведен на »жевскую и ”дмуртскую кафедру. ¬ 1955 г. награжден правом ношени€ креста на клобуке.

Ќедавно автором этих строк была получена запись разговора ¬ладыки с уполномоченным —овета по делам –ѕ÷ по ќмской области от 8-го июл€ 1949 г., в которой читаем следующее: Ђёвеналий неоднократно повтор€л, что он сейчас зан€т составлением Ђнаучногої труда на тему Ђ»стори€ христианских проповедейї дл€ соиска€ни€ Ђученойї степени кандидата богословских наук... ”становлено, что ёвеналий привез с собой антисоветскую церковную литературу, но случаев распространени€ ее, пока, не обнаружено. ¬ узком кругу церковников ёвеналий неодобрительно отзываетс€ о колхозах. —истематически выключает радио, говор€ при этом, что по радио он может слушать только церковные богослужени€, что он и делал, наход€сь за границейї.

ѕоследн€€ кафедра ¬ладыки, как уже было отмечено, была »жевска€ и ”дмуртска€.  ак рассказывает бывший келейник ¬ладыки ёвенали€, протоиерей Ќиколай —оловьев, перед смертью ¬ладыка просилс€ уйти на покой по немощи. ѕатриарх упрашивал остатьс€ управл€ть кафедрой, даже предлагал митрополию, но архиепископ ёвеналий говорил, что служит не ради чинов и что монашество дл€ него главнее. ѕредчувству€ кончину, ¬ладыка просил архимандрита ѕетра (—еменовых) из “роице-—ергиевой Ћавры, которого он знал по ’арбину, постричь его в схиму, что он и сделал, дав ему при этом им€ »оанн в честь »оанна Ѕогослова. ¬ладыка показывал уполномоченному по делам »жевской епархии –ѕ÷ и иным лицам место, где он хотел быть погребен. Ёто было внутри собора слева, и высказал свое желание, чтобы после его похорон построить придел и осв€тить престол в честь апостола »оанна Ѕогослова. Ќадо сказать, что уполномоченный јркадий јркадьевич, несмотр€ на свою должность, был верующим человеком, в его доме висели иконы, горела лампадка, и он очень любил и поддерживал ¬ладыку, который его и обратил к вере.

Ђ¬ жизни ¬ладыка был скромен, Ц как вспоминает отец Ќиколай, Ц любил шутить, строг. —вою прозорливость скрывал, часто ночью в его келье горел свет, на праздники он давал келейникам по 25-50 рублей раздавать нищим (это по тем временам была немала€ сумма). ¬ладыка дружил со св€щенником  укшей, между ними был договор, что если из них кто-нибудь умрет, то оставшийс€ в живых будет молитьс€ об усопшемї.

—ам отец Ќиколай рассказывает следующий случай, свидетельствующий о прозорливости ¬ладыки. ¬ молодости отец Ќиколай хотел поступить в семинарию. ¬месте с другими реб€тами он поехал поступать в ћоскву. ¬ладыка всем дал денег на билет только туда, а ему дал столько, чтобы хватило ему и туда и обратно. ѕеред этим увещевал подождать похоронить его, тот упр€милс€. ¬ конце концов, все реб€та поступили в семинарию, а он провалил экзамены и вернулс€ в »жевск.  огда он шел к дому ¬ладыки, тот три раза посылал экономку јнастасию јлександровну встречать Ќикола€, она возражала, что Ќиколай теперь приедет только на зимние каникулы. Ќа 3-й раз вышла и за квартал от дома встретила его. ќн и участвовал в похоронах ¬ладыки.

¬ конце 1958 г. ¬ладыка заболел, 12/25-го декабр€ над ним было совершено “аинство ≈леосв€щени€. ѕеред смертью ¬ладыка лежал в схиме, которую он прин€л 14/27-го декабр€ 1958 г. Ќа следующий день, причастившись —в. “аин, ¬ладыка обратилс€ к своим близким и попросил их спеть прокимен: Ђѕойте, Ѕогу нашему пойте, пойте ÷ареви нашему, пойтеї. Ќа 3-й раз он сказал: Ђ¬от наша нова€ земл€, вот наш новый мирї, и скончалс€.

ѕочивший архипастырь пользуетс€ широким почитанием со стороны бывших харбинцев в –усской «арубежной ÷еркви и духовенства и верующих в –оссии. ћногие стекаютс€ к его гробнице в »жевском кафедральном соборе и с верою обращаютс€ к его молитвенному предстательству, чувству€ благодатную помощь. Ќесколько лет тому назад јрхиепископ »жевский и ”дмуртский Ќиколай (–ѕ÷ ћѕ) совершил обретение его честных останков, при котором было обнаружено, что тление не коснулось его тела. ¬ »жевской епархии готов€тс€ к прославлению ¬ладыки ёвенали€ в качестве местночтимого св€того.

Священник Серафим Ган

4 но€бр€ 2004 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0