√рузинска€

“аинственные письмена

—амшвилдский —иони (759-777 гг.) Ц самый крупный в  артли (¬осточна€ √рузи€) центрально-купольный храм, сооруженный в переходную дл€ грузинской архитектуры эпоху. ќн расположен в одном из древнейших городов √рузии —амшвилде, который просуществовал около двух тыс€ч лет: с VI-IV вв. до –. ’., вплоть до XVIII века.

Ёристав —амшвилде впервые упоминаетс€ при царе ѕарнавазе (III век до –. ’.). ¬ раннефеодальную эпоху —амшвилде представл€л собой процветающий город, крепость, расположенную на одной из караванных дорог южного направлени€, что вела к главному торгово-транзитному пути вдоль  авказа от  аспийского до „ерного мор€. ¬ыгодное географическое расположение (крутые скалистые обрывы глубоких ущелий рек „ивчави и ’рами с двух сторон) обеспечивали его неприступность.

√ород имел четкую планировку с зональным делением на три части: восточную, среднюю и западную, как это часто бывало в грузинском городе €зыческого времени (например, ”плисцихе). Ќа границе восточной и средней частей возвышаетс€ высока€ многослойна€ крепость. ≈е самый древний слой просматриваетс€ со стороны рва по западному фасаду, он сложен насухо, что дает основани€ предполагать, что это остатки той самой древней крепости, что описана в древнегрузинской хронике  артлис ÷ховреба, как начало всего городского строительства.

«ападна€ часть —амшвилде уже в раннефеодальную эпоху €вл€лась зоной Ђкалакис эриї (городского люда), в том числе крепостных и свободных ремесленников, и Ђсавачро-эриї - торговых людей. «десь хорошо видно деление на приусадебные участки и подходы к ним. Ѕазар имел администрацию: старшин мер и весов, весовщиков и таможенников.

¬ первые века раннефеодальной эпохи больша€ дол€ восточной части города, не размеченной на приусадебные участки, уже принадлежала ÷еркви, полностью зан€вшей места €зыческого храмового землевладени€. ѕо-видимому, именно здесь, как сообщает  артлис ÷ховреба, мать св€того благоверного цар€ ¬ахтанга √оргасали, царица —агдухт, основала первую церковь. Ёта древн€€ церковь не сохранилась, но на ее месте сто€т руины —амшвилдского —иони, возведенного в третьей четверти VIII века.

ѕерспектива юго-восточного вида
ѕерспектива юго-восточного вида
¬осточнее —иони возвышаетс€ датируема€ временем зрелого средневековь€ зальна€ церковь с выступающей апсидой с северо-восточным помещением. ¬ церкви сохранились фрагменты росписи. —тены возведены из базальта, но кое-где использованы чисто тесаные блоки —иони. —иони принадлежат и фрагменты карниза на южном фасаде профил€ подкос, украшенные орнаментом кругов с ромбами.

ƒекоративное оформление наличника окна
ƒекоративное оформление наличника окна
  западу от —иони стоит трехнефна€ базилика Ч по-видимому, тоже времени зрелого средневековь€. »сследователь Ќ. „убинашвили полагает, что это была арм€нска€ церковь, о чем говор€т архитектурно-декоративные детали, устройство купели в глубокой нише северной стены и другие признаки. ¬ этой базилике также использованы фрагменты —иони, на восточном фасаде применены готовые небольшие наличники дл€ двух маленьких окон, при кладке стен употреблены древние резные стелы.

ѕо-видимому, к X-XIII вв. относ€тс€ два больших круглых и глубоких водоема, расположенных на небольшом рассто€нии от —иони. ѕосто€нно обновл€вша€с€ вода позвол€ла использовать их как резервы питьевой воды на случай осады города, а также на оросительные нужды. Ќайденные при вспашке земли фрагменты керамических труб позвол€ют предположить, что город имел водопроводную сеть питьевой воды (ср. с ƒманиси, –устави, ¬ардзиа, Ўиомгвиме, —халтба).

¬ зоне, принадлежащей ÷еркви, находились дома эристава и клира. ¬ средней части города проживали вельможи, феодально-земельна€ аристократи€, военачальники. √ород имел свой орган правосуди€, население обслуживали городской писарь и городской казначей.

¬ этой зоне располагаютс€ два древнейших христианских пам€тника. ћенгир, на котором высечен не обычный хачкар, а крест, снабженный арм€нской надписью: Ђ—умбат эриставт-эриставиї. ƒругой исследователь, Ћ. ћ. ћеликсет-Ѕеков считает, что надпись была сделала в середине XI века, а зальна€ церковь ”спени€ Ѕогоматери, в которой стоит менгир, скорее всего, построена вскоре после этого. ¬озле церкви стоит надгробье Ђконьї позднего средневековь€.

¬торой объект, тетралит, представл€ет собой огромные три камн€, положенные в равновесии друг на друга и опирающиес€ на четвертый, который служит основанием всей конструкции.   западу от тетралита стоит ориентированное с востока на запад здание со сводом и дверью с запада, оно, возможно, тоже €вл€етс€ зальной церковью.

ѕериод владычества монголов привел к резкому сокращению городского населени€ и вымиранию городов. “ак, к XV-XVI вв. уже не €вл€ютс€ городами –устави, ƒманиси, ’орнабуджи, ќдзрхе, “могви.   этому времени приходит в упадок и —амшвилде. ¬ 1440 году воины ƒжаван-шаха подвергли город страшному разорению, захватили в плен и вырезали половину его населени€. “ома ћецопский рассказывает, что шах приказал выставить над городскими воротами головы 1664 человек и казнить 60 служителей церкви. «ахвачено в плен и убито в близлежащих лесах более 9400 человек. ¬ 70-е годы XVI века город захватили турки, разрушившие купольный храм —иони.

¬ конце XVII века в —амшвилде проводились частичные ремонтные работы. ≈. “акаишвили прочел на зальной церкви св. √еорги€ ныне не сохранившуюс€ надпись на письме мхедрули о том, что в 1672 году церковь была перестроена н€ней жены цар€ ¬ахтанга V, «илихан. ¬ 1747 году јбдула-бек построил в цел€х укреплени€ крепости —амшвилде две почти круглые башни и перенес в крепость пушки и арсенал.

—труктура —амшвилдского —иони

—иони Ц €ркий образец грузинской национальной архитектуры VIII века, воздвигнутый в переходный дл€ грузинского искусства период (VI-нач. VII вв. Ц X-XI вв.): от законченной классики к новому стилистическому выражению Ц живописно-декоративному стилю. ≈го композици€, архитектурные формы и общий облик св€зан с классической эпохой, но собор, тем не менее, принадлежит переходному периоду развити€ грузинской архитектуры, и несет на себе отражение ве€ний эпохи.

Ёто самое крупное в  артли сооружение, строительство которого в период арабского владычества само по себе представл€ет значительный духовный и культурно-исторический факт.

—троительство длилось 18 лет, как об этом сообщает надпись на восточном фасаде. Ќачало храма было положено эриставом ¬аразбакуром в 759 году. — его смертью, веро€тно, произошла небольша€ остановка строительства, возобновленного »оване (предположительно, тоже эриставом). ќсв€щение храма состо€лось в 777 году уже при третьем лице, завершившем постройку.

—амшвилдский —иони представл€ет собой центрально-купольное сооружение. —права и слева от центральной апсиды расположены боковые алтари, свободно св€занные с главным алтарем и со всем храмом, а не выделенные в отдельные помещение, что €вл€етс€ особенностью —иони.

«дание храма сильно разрушено: сохранились, главным образом, руины восточной части и фрагменты южной, западной и северной стен. ¬ северо-западном углу сохранилс€ значительный фрагмент здани€, позвол€ющий судить о том, что за северо-западным устоем (и аналогично Ц юго-восточным) были размещены северные и южные хоры.

¬ 1948-49 гг. Ќ. „убинашвили были проведены археологические работы, целью которых сто€ла возможность реконструкции основного корпуса храма. ÷ентральную часть храма представл€ет собой подкупольный квадрат, образовываемый четырьм€ подкупольными усто€ми. —редн€€ апсида сообщаетс€ сравнительно широкими арочными пролетами в беме с южным и северным предалтарным помещени€ми. «ападный рукав креста по глубине приравнен к восточной части (апсиде вместе с бемой), северный и южный примерно в половину меньше западного. ¬ эти три рукава ведут входы: двери посажены на оси подкупольного квадрата.

— северо-востока и юго-востока к трем апсидам храма примыкают помещени€ с невысокими апсидами, перекрытые соответственно крестовым и звездчатым сводами. ѕервое сообщаетс€ дверью только с храмом, в то врем€ как второе имеет два входа Ц западный вход и боковую дверь в храм. Ќепосредственно за северо-восточным помещением имеетс€ шеста€ апсида, перед которой было создано архитектурно оформленное пространство.

  приапсидным заплечикам средней апсиды с запада примыкают невысокие пил€стры, увенчанные капител€ми обычного профил€, т. е. выкружками высоких пропорций, на которые ложились арки с подкупольных устоев. ѕолностью сохранилась лишь северна€ пил€стра. ѕодкупольные устои, как это можно предполагать по аналогии с ÷роми, имели в плане крестообразную форму, кажда€ часть креста отвечала вышележащей арке.

¬ северном и южном приапсидных помещени€х вдоль северной и южной стен образованы высокие пристенные ниши, сделанные примерно на половину длины стены. ѕредапсидные пространства боковых апсид перекрывались продольными, с востока на запад, коробовыми сводами.

Ћицевые арки конх боковых апсид опираютс€ обоими концами на капители.  оробовый свод над северным и южным предапсидными помещени€ми не концентричен конхе и ее лицевой арке: оси сдвинуты одна против другой. ¬ каждой апсиде имеетс€ по окну, перекрытому правильной полуциркульной аркой.

ѕервоначальна€ облицовка фасадов и помещений в р€дах клади растесана по швам фасками, которые в особенности хорошо видны в угловых помещени€х. Ќа внутренних поверхност€х стен помещений на многих камн€х имеютс€ каменотесные знаки шестнадцати разновидностей. ћожно предполагать, что некоторые из них принадлежат определенным мастерам.

Ќадписи —амшвилдского —иони и вопрос датировки храма

¬ 1852 году Ѕертоломей передал академику ћ. Ѕроссе краткое описание руин —иони и рисунок строительной надписи, опубликованной в 1856 году. ћ. Ѕроссе датировал надпись, а вместе с ней и —иони, первой четвертью XIV века. ќсновыва€сь на одном имени Ч цар€  онстантина Ч он отождествил его с »меретинским царем  онстантином, сыном ƒавида-Ќарина, начавшим царствовать с 1293 года. ≈. “акаишвили, собира€ этнографический материал, переиздал в 1905 году надпись —иони, датиру€ ее временем јбхазских царей  онстантина и Ћеона, т. е. X веком. ¬ конце 30-х годов XX века √. Ќ. „убинашвили отодвинул датировку храма еще на два века, остановившись на VIII веке, что подтверждаетс€ прочтением надписи ј. Ўанидзе и —.  акабадзе, опубликованным в 1924 году, и исследованием текста этой же надписи —амшвилдского —иони, напечатанным в 1943 году Ћ. ћусхелишвили, уточнившим датировку: 759-777 гг.

—троительна€ надпись —иони сильно повреждена Ц сохранились лишь фрагменты одной трети всей надписи. Ћ. ћусхелишвили восстанавливает ее в возможных пределах так: Ђ[ѕресв€та€ Ѕогородица, помилуй строителей сей св€той церкви...] родом питиахшей. ¬ 20-й год царствовани€  онстантина положено основание рукою [...не успевшего] построить. ¬аразбакур почил, и после него [брат его эристав] »ован спешил. —кончалс€ [и »ован... и после него епископу довелось] полностью достроить сию св€тую церковь и портики. » в 3-й год цар€ Ћеона, в день энкении, совершил осв€щение в течение шести дней при большом собранииї (цитируетс€ по: ћусхелишвили Ћ. Ќадписи —амшвилдского —иона и вопрос о времени его построени€. // »звести€ »я»ћ , XIII. “билиси, 1943. —. 103).

¬осстанавлива€ €сность смысла надписи, ћусхелишвили дает следующий текст: Ђѕоложил его (—амшвилдского собора) основание ¬аразбакур, после кончины которого продолжил стройку, очевидно, его близкий родственник »ован. Ётот последний тоже не успел довести дело до конца. ј довершило постройку уже третье, неизвестное нам лицо, веро€тно, тоже из питиахшей, бывшее, очевидно, епископом, ибо ему же пришлось совершать и торжественное осв€щение нового храмаї.

Ќадпись начинаетс€ словами Ђродом питиахшейї, на основании чего исследователь сделал вывод, что, так как грузинские источники позже VII века не знают питиахшей, упоминание их потомков можно закрепить за временем до IX века. ќпределению точной даты постройки дало возможность установление личностей царей  онстантина и Ћеона (в 20-й год царствовани€ первого строительство было положено, а в третий год правлени€ второго Ц завершено). ќтождествление царей с абазскими цар€ми дало бы в результате общее врем€ постройки храма Ц 68 лет, что неверо€тно, если сравнить это с примерами ÷илкани (25 лет) и Ѕолнисского —иони (24-25 лет). Ѕолее того, как отмечает Ћ. ћусхелишвили, в продолжение всего X века в —амшвилде резидировали арм€нские цари, поэтому датировка постройки временем правлени€ абхазских царей, еще не владевших в эту эпоху ¬осточной √рузией, совершенно невозможна. ќбраща€сь к отысканию личностей царей, Ћ. ћусхелишвили основывалс€ на византийских источниках, поскольку царей с такими именами не было больше ни в √рузии, ни в јрмении. » он нашел такую пару Ч византийских императоров  онстантина V  опронима (775-780) и Ћьва IV ’азара (775-780).

јнализ композиции храма и его архитектурных форм всецело поддерживает дату возведени€ храма, установленную Ћ. ћусхелишвили.

¬ —амшвилде есть еще и втора€ надпись, помещени€ на южном фасаде, между строчек которой вставлена надпись на арм€нском €зыке. —одержание фрагмента не €сно. ћ. Ѕроссе и ≈. “акаишвили предполагали, что грузинский текст принадлежит надписи восточного фасада, однако, установить смысловую св€зь с ней не смогли. јрм€нский фрагмент, где упоминаетс€ арм€нский католикос √еорг, никак не св€зан по смыслу с грузинским фрагментом. Ћ. ћеликсет-Ѕеков датирует арм€нскую надпись второй половиной XI века, поскольку в 1067-1072 гг. престол арм€нского католикоса занимал √еорг III Ћорийский.

Наталия Крашенинникова

9 феврал€ 2005 года

Литература: 1. Мусхелишвили Л. Надпись Самшвилдского Сиона и вопрос о времени его построения // Известия ИЯИМК. XIII. Тбилиси, 1942 2. Чубинашвили Г. Н. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; Чубинашвили Н. Самшвилдский Сион: его место в развитии грузинской архитектуры VIII-IX вв. Тбилиси, 1969.
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0