ѕольска€

—лужение епископа Ц это подвиг

ѕредлагаемое вниманию читателей интервью с православным епископом Ѕелостокским и √даньским »аковом было опубликовано в мартовском номере журнала "ѕравославное обозрение" ("Przeglad Prawoslawny") за 2002 год и многие освещаемые в нем вопросы, возможно, утратили свою актуальность. “ем не менее, редакци€ "ѕравославие.Ru" посчитала возможным публикацию этого материала без сокращений, предоставл€€ читател€м возможность узнать много нового о жизни ѕравославной ÷еркви в ѕольше.

≈пископ Ѕелостокский и √даньский »аков
≈пископ Ѕелостокский и √даньский »аков
- ¬о врем€ хиротонии ¬ы признались, что никогда не думали о том, что станете епископом, что хотели ответить на решение —обора словами пророка ћоисе€: " то €, чтобы мне идти... √осподи! ѕошли другого кого можешь послать".  ак ¬ы сейчас оцениваете брем€ ¬ашего служени€?

- ƒействительно, мои мечты были другими, и Ц чисто по-человечески Ц € до сих пор жалею, что мне выпал иной путь. —лужение епископа, по словам св€тител€ ‘иларета ћосковского, не высокий сан, а подвиг, в чем € и убеждаюсь каждый день. ѕервый год после хиротонии как викарный епископ € жил в —упрасле. Ѕыл насто€телем монастыр€, наблюдал за ходом восстановительных работ, часто служил на различных приходах. ƒругой, более широкий, круг епископских об€занностей € прочувствовал лишь по истечении года, когда по решению —обора возглавил Ѕелостокско-√даньскую епархию.

- ≈пархию, играющую значительную роль на карте ѕольши...

- —овершенно верно, вторую по величине в ѕольше, хот€ и неоднородную по составу, в которой нар€ду с такими крупными центрами, как Ѕелосток, есть также небольшие, часто бедные приходы, например, в ¬армии и на ћазурах. ¬ сумме мы имеем 57 приходов, на которых служат 49 св€щенников и 23 викари€. ¬ монастыр€х —упрасльском и в ƒойлидах, в монастырской общине в ¬ойнове молитс€ и трудитс€ 44 монаха и монахини, два послушника и семь послушниц.

- „исло монахов и монахинь за последние двадцать лет сильно возросло, несмотр€ на агрессивную рекламу всего светского, потребительского образа жизни, размывание обычаев. „ем это можно объ€снить?

- ƒумаю, что в прошлом церковь посещали почти все прихожане, а вот участие в богослужении было менее осознанным. —ейчас же мы наблюдаем формирование посто€нной паствы; более равнодушные от ÷еркви отход€т, а дл€ сознательно исповедующих ѕравославие оно становитс€ смыслом жизни. ј что касаетс€ агрессивной светской рекламы, то она оказывает и противоположное действие: часть молодежи быстрее осознает, что все это Ц суета сует.

- — тех пор, как католическую Ѕелостокскую кафедру зан€л архиепископ «емба, мы наблюдаем здесь рост экуменических контактов между ѕравославной и  атолическими ÷ерквами. Ќекоторые верующие объ€сн€ют тем, что "теперь уже все равно", а другие смотр€т на это с подозрением.  аким образом, ¬ладыко, ¬ы бы могли разубедить первых и успокоить вторых?

- —тремление к единству €вл€етс€ об€занностью каждого христианина, будь то через молитву, или посредством налаживани€ добрых дружеских контактов. Ѕудучи христианами, мы должны любить не только своих ближних, но даже врагов. Ќаши отношени€ с сосед€ми-католиками должны быть наилучшими. ¬стречи между иерархами вполне естественны, ведь мы живем р€дом друг с другом; эти встречи часто происход€т, когда власт€ми города или воеводства устраиваютс€ различные торжественные меропри€ти€.
¬ тоже врем€ эти встречи не дают основани€ говорить о каком-либо церковном единстве, потому что это не относитс€ к области нашей компетенции. ƒействительное единство Ц это единство евхаристическое. ≈го условием €вл€етс€ единство в вере, единство доктринальное. “ака€ вот последовательность.
» как в случае с двум€ люб€щими, если они сожительствуют до заключени€ брака, то это Ц распутство, то таким же образом вс€ка€ форма общени€ прежде достижени€ единства в области вероучени€ была бы мистическим нарушением верности. ј единства можно достичь только на уровне автокефальных ѕравославных ÷ерквей с одной стороны и –имо-католической ÷еркви Ц с другой.

- ѕроблемным вопросом по-прежнему остаютс€ смешанные браки. ѕровод€тс€ ли относительно этого какие-нибудь переговоры с католиками?

—упрасльский монастырь. 2000 г.
—упрасльский монастырь. 2000 г.
- ƒа. Ќесколько лет назад была создана специальна€ двусторонн€€ комисси€, котора€ занималась вопросом на уровне епархии.  огда возник вопрос с —упрасльским монастырем, работа комиссии прекратилась. “еперь она вновь работает, но уже на другом уровне.

- „ем занимаетс€ эта комисси€?

- ѕытаетс€ доработать процедуру заключени€ смешанных браков таким образом, чтобы решение р€да вопросов было предоставлено самим молодоженам.

-  то представл€ет нашу ÷ерковь в этой комиссии?

- јрхиепископ јвель Ц ее председатель, св€щенники √еоргий “офилюк и √еоргий Ѕоречко.

- —уществует ли практика совместного духовного окормлени€ дл€ смешанных пар?

- ¬ насто€щее врем€ Ц нет. ¬ комиссии обсуждаетс€ возможность встреч пар до брака как в той, так и в другой ÷еркви, а не только в той, в которой должен быть заключен брак. »з моих наблюдений, однако, выходит, что проблема смешанных браков значительно уступает по важности проблеме смешанных семей. —итуаци€ значительно осложн€етс€, когда по€вл€ютс€ дети...

- Ёту проблему осложн€ет тот факт, что на вероисповедные различи€ накладываютс€ и национальные.

- ћне трудно ответить на этот вопрос, € знаю только его вероисповедный аспект.

- ¬ Ѕелостоке много православной интеллигенции.  ак ¬ы оцениваете ее участие в жизни ÷еркви?

- я часто пользуюсь помощью научных работников и юристов. я это ценю. Ќо полагаю, что вклад интеллигенции в жизнь ÷еркви мог бы быть большим, хот€ бы в сфере образовани€ молодежи в области нашей истории, культуры, традиций.

- Ѕелостокско-√даньска€ епархи€, это, как ¬ы сказали, не только Ѕелосток и несколько других крупных приходов, но и совсем небольшие, часто очень бедные приходы. ѕробует ли ÷ерковь им помочь?

- ¬ нашей епархии существует фонд помощи, на счета которого перевод€т средства все приходы; вклад каждого, естественно, различен. ѕолученные таким образом средства предназначаютс€ в помощь св€щенникам, обслуживающим бедные приходы.  роме того, самые сильные приходы посто€нно помогают двенадцати самым слабым приходам-побратимам в епархи€х Ћодзско-ѕознаньской, Ћюблинско-’олмской и ѕеремышльско-Ќовосондецкой. ѕомогаем также небольшим приходам на территории всей страны с ремонтом, и дл€ этих целей проводим сбор пожертвований. » так, по мере наших возможностей, будем нести бремена друг друга, повторюсь Ц в меру наших возможностей, поскольку они невелики. ¬едь фонды формируютс€ из взносов верующих.

- ¬ такой ситуации оказать конкретную помощь какому-то одному человеку, веро€тно, еще сложнее...

- ƒа, хот€ у нас в епархии есть центр милосерди€, который занимаетс€ благотворительной де€тельностью, но помощь доходит до незначительного числа в ней нуждающихс€. ”же давно центр хлопотал о доме, предназначенном дл€ бездомных, и недавно его добилс€. Ёто каменный дом в ужасном состо€нии на ¬аршавской улице. Ќеобходим ремонт. ¬ общем, мы хотели бы дойти с помощью к возможно большему числу людей, только откуда брать на это средства?

- √осподствует всеобщее убеждение, что –имо-католическа€ ÷ерковь получает на свою благотворительную де€тельность большие субсидии от государства. »меет ли наша ÷ерковь такую же возможность?

- ¬ принципе, имеет, практически реализовать ее очень трудно.  атолическа€ ÷ерковь имеет активно действующие благотворительные учреждени€, ей легче получить средства из государственного бюджета или от муниципальных органов на свою де€тельность. ” нас с этим гораздо сложнее. ћы не можем что-либо планировать на длительную перспективу.

- ¬ каком состо€нии наход€тс€ сейчас восстановительные и строительные работы в —упрасльском монастыре?

- ѕродолжаетс€ реконструкци€ церкви, но она несколько замедлилась из-за продолжающегос€ ремонта монастырских зданий. ’очу напомнить, что нам передали их в 1996 году в плачевном состо€нии. ¬начале необходимо было перекрыть крышу, теперь восстанавливаем сами здани€. ¬ восстановленных помещени€х мы уже разместили типографию, котора€ продолжает славные традиции известной супрасльской монастырской печатни.  огда нам передавали монастырь, мы за€вили, что открыты дл€ всей супрасльской общественности, и создали в стенах монастыр€ филиал центра милосерди€.  онечно, монастырь не в состо€нии сам финансировать свои восстановительные работы. ћы получаем некоторые дотации из церковного фонда, часть средств из резервной части госбюджета.

- √осударство, которое использовало объект столько лет и привело его в такое состо€ние, лишь в малой степени чувствует ответственность за его реставрацию...

- ќтветил бы так. Ќаша ÷ерковь сама не в состо€нии быстро провести реставрацию, а ведь этот объект, как известно, Ц пам€тник старины. Ќас немного удивл€ют трудности с получением средств если не на ремонт зданий, то на их сохранение. ћы предложили сдать в аренду одно из зданий ћузею ѕодл€шь€. ¬ этом филиале музе€ могли бы экспонироватьс€ иконы, конфискованные таможенниками, которые по сей день лежат в его подвалах. —оответствующее соглашение мы подписали в €нваре 1999 года. ћузей, на услови€х, что самосто€тельно проведет ремонт, имел право п€ть лет не платить аренды. Ќо оказалось, что сам музей имеет проблемы с изысканием средств на ремонт... Ќа воеводском сейме неоднократно преп€тствовали прин€тию соответствующего решени€, несмотр€ на то, что требуема€ сумма составила бы всего несколько процентов от сумм, предназначенных на развитие культуры в воеводстве.
Ќадеемс€, что в этом году что-нибудь изменитс€...

≈пископ Ѕелостокский и √даньский »аков
≈пископ Ѕелостокский и √даньский »аков
- ј как обстоит дело с монастырскими катакомбами?

- ÷еркви передан только монастырь, без катакомб, расположенных ныне с другой стороны проход€щей р€дом с монастырем дороги. ќни разрушались, никто не про€вл€л о них заботы, а ведь в этом месте похоронены наши предки. ѕоэтому монастырь, несмотр€ на то, что сам находитс€ в очень т€желом финансовом положении, прин€л решение сохранить это место. ћы начали заниматьс€ этим вопросом еще в 1997 году. ћожно было наде€тьс€, что город с энтузиазмом отнесетс€ к нашему предложению, поскольку, тем самым, он избавл€етс€ от об€занности заботитьс€ о захоронени€х, снимаютс€ расходы из бюджета.   сожалению, эта территори€ до сих пор нам не передана. «ат€гиваютс€ все процедуры передачи, медленно работают чиновники. ¬ насто€щее врем€, когда все расходы по обустройству участка с катакомбами легли на монастырь, в передаче его монастырю отказал бургомистр.

- „ем он аргументировал отказ?

- “ем, что решение это встретило протесты жителей города и представителей  атолической ÷еркви. ѕисьма подобного содержани€ он передал в  оллегию по апелл€ци€м.

- Ѕургомистр по-прежнему намерен построить на месте катакомб экуменическую часовню?

- ¬еро€тно, да.

- ј православна€ ÷ерковь?

- ћы против этого, кому эта часовн€ должна тогда принадлежать?  атакомбы образуют неотъемлемую часть монастыр€, что и подтвердило ћинистерство внутренних дел и администрации, а также реставрационные службы.

- ¬виду огромного исторического значени€ монастыр€ в —упрасле Ц благодар€ —упрасльскому кодексу он известен славистам во всем мире, Ц из-за волокиты и скромных возможностей государства, не могла бы ÷ерковь обратитьс€ с призывом о помощи к международным организаци€м, и даже к правительствам разных стран?

- Ќедавно мы обратились с такой просьбой к ѕольско-немецкому фонду, а теперь ждем ответа.

- ј если обратитьс€ к правительствам Ѕелоруссии или –оссии? ¬едь польское меньшинство за границей получает от нашего правительства большие субсидии. ¬ этом году в бюджете —ената на реализацию конкретных проектов предназначено около 50 миллионов злотых.

- Ќесколько лет назад, еще при епископе —авве, правительство Ѕелоруссии выделило определенную сумму на восстановление супрасльской церкви. » сегодн€ любую финансовую помощь мы прин€ли бы с большой радостью.

- —о стороны некоторых национальных меньшинств раздаютс€ упреки, что ÷ерковь удел€ет слишком мало внимани€ вопросам сохранени€ национальных культур...

- ƒумаю, что только благодар€ ÷еркви эти культуры продолжают существовать и развиватьс€. ÷ерковь не может вовлекатьс€ в осуществление целого р€да сугубо культурных проектов, потому что это не €вл€етс€ областью нашей де€тельности. ќднако многие культурные инициативы национальных меньшинств встречают поддержку и даже помощь ÷еркви. ¬ ѕравославном ÷ентре культуры посто€нно устраиваютс€ лекции, выступлени€, презентации новых книг местных жителей Ц белорусов, украинцев, лемков, русских...

- ¬ св€зи с всеобщей переписью населени€, котора€, как известно, содержит вопрос и о национальной принадлежности, существует опасение, что многие из белорусов и украинцев скроют свою национальность, опаса€сь потер€ть место работы или повредить карьере.

- я мог бы только призывать к тому, чтобы люди не стыдились и не скрывали своей национальности.  ажда€ наци€ ценна сама по себе. “акое поведение, когда что-то скрывают или утаивают, объ€сн€етс€ часто историческими событи€ми. ѕришли, однако, другие времена. ѕерепись не должна вли€ть на нашу карьеру или зан€тость.

- ќдновременно с вступлением в ≈вропейский —оюз усиливаютс€ процессы глобализации, в еще большей степени, хот€ это и трудно себе представить, наблюдаетс€ засилье западной массовой культуры...

- ƒействительно, глобализаци€ несет с собой опасность унификации культур и серьезно угрожает именно культурам национальных меньшинств. ј образ жизни, предлагаемый западной культурой, не принимаетс€ нашей ÷ерковью. ѕо моему мнению, независимо от того, вступим ли мы в ≈вропейский —оюз, или нет, воздействие и вли€ние чужой культуры не уменьшитс€. ¬ то же врем€, с другой стороны, мы рассчитываем на то, что вступление в —оюз гарантирует нам равные права, идет ли речь об общине верующих, или о национальности.

- ¬ последнее врем€ все громче говоритс€ о планах создани€ православной школы...

- ћы думаем о православном лицее. ≈сли бы удалось наладить его работу, со временем, возможно, мы бы открыли гимназию или восьмилетнюю школу. ћы отдаем себе отчет в том, что некоторые родители из опасени€ преследований не захот€т посылать детей в такую школу, поскольку они бо€тс€ признать свою национальность. –ассчитываем, однако, на то, что есть столько сознательных православных и столько замечательных православных учителей, что наши планы должны осуществитьс€.

— епископом Ѕелостокским и √даньским »аковом беседовали ≈вгений „иквин и јлла ћатреньчик.

Интервью с епископом Белостокским и Гданьским Иаковом

10 феврал€ 2005 года

Перевод с польского Владимира Мухина
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0