Ѕолгарска€

∆итие св€того мученика –айко-»оанна Ѕолгарского

ѕам€ть 14/27ма€

ћч.–айко Ўуменский
ћч.–айко Ўуменский
/p>

ѕоборник ’ристов и добропобедный мученик –айко-»оанн происходил из большого болгарского города Ўумен. ƒо нас не дошло сведений о его родител€х, но известно, что сам он по роду своего зан€ти€ был ювелиром, жил и работал в центре Ўумена и было ему от роду около восемнадцати лет. –айко был весьма красив лицом, но еще прекрасней была его душа, а вера его и любовь ко ’ристу были гор€чими и твердыми.  ак показали последующие событи€, и он вместе с апостолом ѕетром обращалс€ ко ’ристу со словами: хот€ бы надлежало мне и умереть с “обою, не отрекусь от “еб€ (ћф. 26, 35). –айко показал себ€ верным подражателем патриарха »осифа ѕрекрасного (см. Ѕыт. 39, 7-12) в своем целомудрии, ради которого вступил на мученический подвиг за веру; он и мужественно боролс€ и чудесно подвизалс€ против видимых и невидимых врагов и наконец умер за ’риста как торжествующий победитель.

–айко трудилс€ в своей ювелирной мастерской в самом центре Ўумена. Ќапротив сто€л дом некоего турка, у которого была незамужн€€ дочь. ¬ид€ неизреченную красоту прекрасного –айко, девушка распал€лась нечистой любовью к нему, буквально сгорала от страсти. Ќе име€ возможности достигнуть своей цели иным путем, она задумала прибегнуть к коварству.

ќднажды она спустилась из дома и, отойд€ немного от своих ворот, позвала к себе –айко. Ќе подозрева€ о злом умысле, юноша подошел и встал около ворот. ƒевушка попросила его приблизитьс€ €кобы дл€ того, чтобы вз€ть мерку с пальца дл€ изготовлени€ золотого перстн€ с печатью.  огда прекрасный юноша со страхом и смущением приблизилс€, эта развратница, нова€ египт€нка, с бесстыдством и сатанинской наглостью схватила его изо всех сил и попыталась втащить в дом. “ак поступила эта похотлива€ развратница, а новый »осиф с силой вырвалс€ и оттолкнул ее, так что она упала на спину. —разу же, как и у той древней египт€нки, любовь турчанки превратилась в ненависть, и она стала изо всех сил кричать и звать на помощь, а затем оклеветала достойного бесчисленных похвал –айко, обвинив его в том, что он покушалс€ на ее девическую честь.

–азъ€ренные агар€не немедленно схватили его и привели к судье. ѕод вли€нием отца девушки судь€ постановил: или –айко примет ислам и возьмет девушку в жены, или, если он того не пожелает, его будут бить, пока он не умрет. Ќа вопрос о том, что он предпочитает, св€той ответил, что отречению от ’риста предпочитает смерть. —удь€ и все присутствовавшие уговаривали его, а больше всех уговаривал отец девушки. ќн обещал простить –айко его дерзость, сделать его своим з€тем и любить как собственного сына, а впоследствии оставить наследником всего своего имени€, лишь бы он прин€л ислам. Ќо ничто не могло поколебать решимость св€того, он отвечал одно:

- я христианин, христианином и умру!

≈го били немилосердно, но мучители не смогли склонить его к прин€тию ислама. “огда они св€зали и высоко подвесили –айко, и так он провел остаток дн€ до вечера. ѕотом мученика отв€зали и вновь прин€лись убеждать ласками, впрочем, не забыва€ и об угрозах. Ќо напрасно трудились суетные безумцы: любовь ко благочестию настолько овладела его душой, что вс€ка€ мука казалась ему смешной. ѕо наступлении вечера его бросили в темницу и дали срок в два дн€, чтобы он хорошо подумал о своей участи.

—пуст€ два дн€ –айко вывели из темницы и проверили, не изменилось ли его намерение. Ќо поскольку желание его оставалось непоколебимым, его оп€ть подвесили на крюках, и он провисел так до вечера, а затем был брошен в затвор. Ќа следующий день –айко снова вывели и снова, ласково обраща€сь с ним, попытались соблазнить различными обещани€ми, а затем стали угрожать и запугивать. Ќо блаженный не прин€л ни ласк, ни обещаний и не испугалс€ угроз. ¬се это врем€ в качестве единственного ответа в устах его звучали слова:

- я христианин! Ќе потурчусь!

≈го подвесили в третий раз, а потом поставили под него мангал и разожгли в нем огонь. “ак, поворачива€ тело мученика, они жгли и коптили его. ¬се врем€ пока продолжалось жестокое ист€зание, то ласками, то угрозами еще больших страданий, они принуждали сказать его, что он хочет прин€ть ислам, но воин ’ристов мужественно переносил ист€зани€ и не произносил ничего, кроме:

- я христианин!

«атем они привели врача, который сказал –айко, чтобы он не бо€лс€ полученных ран Ч их можно вылечить. ¬се присутствующие также обещали ему, что врач исцелит его:
- —кажи, что потурчишьс€, будешь свободен, а мы сделаем теб€ великим агой!

Ќо мученик был тверд:

- ¬ерую во ’риста. я христианин, им и останусь!

Ќасколько св€той оставалс€ тверд в вере, настолько ожесточались посрамленные мучители. ќни придумали еще более суровое ист€зание: разрезали ему кожу на животе и вырезали из нее ремень, а затем Ч такой же ремень на спине. Ќо и этого мучени€ им показалось мало. ќни обильно посыпали его раны солью, а после этого жгли его гор€щими свечами.  то не вздрогнет от подобных жестокостей и зверств?!  то не подивитс€ действительно чудесной, сверхъестественной выдержке мученика?!  то не изумитс€ перед силой Ѕожией, котора€ про€вл€етс€ в немощном теле столь кроткого и молодого юноши?!

„его только не доставало, чтобы он был увенчан как победоносный поборник? “ак как ѕодвигоположник ’ристос не хотел, чтобы он больше страдал, враги  реста не могли придумать, что еще сотворить мученику. ћуфтий издал распор€жение, чтобы его перестали ист€зать и обезглавили, что и произошло. ћученик –айко был обезглавлен; он окончил свою временную жизнь и перешел в жизнь вечную 14 ма€ 1802 года. „то сталось с его многострадальным телом, сведений не сохранилось. ќб этом знает только Ѕог,  оторый дивен во св€тых —воих и  оторый прославил мученика последовавшими чудесами.

ќчевидцем всего этого был иеромонах, который во славу ќтца, и —ына, и —в€того ƒуха и рассказал о многострадальном и добро-победном мученике –айко, ради молитв которого избавимс€ и мы от вечного страдани€ и сподобимс€ ÷арстви€ Ќебесного! јминь.

»з книги "Ѕудь верен до смерти: судьбы ѕравослави€ в ќсманской империи ’V-’’ вв."

26 августа 2005 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0