ипрска€

Ђя со ’ристом был, есть и будуї

ќ ѕќ„»“јЌ»» —¬я“ќ√ќ ¬≈Ћ» ќћ”„≈Ќ» ј ћ»Ќџ Ќј  »ѕ–≈

»кона св€того ћины
»кона св€того ћины
/p>

—в€той ћина принадлежит к чину так называемых св€тых воинов вместе со св€тыми √еоргием ѕобедоносцем, ƒмитрием —олунским, јртемием, ‘еодором “ироном, ‘еодором —тратилатом. Ёто один из наиболее почитаемых и любимых св€тых в ≈гипте, в √реции и на  ипре, где ему посв€щены многие храмы и монастыри, где его часто призывают верующие в своих молитвах и получают скорую помощь.

—в€той ћина родилс€ около 250 года в €зыческой семье в ≈гипте. ёношей он служил в римском войске в малоазийской области ‘риги€ около современного поселени€  иутахиа под управлением тыс€ченачальника ‘ирмилиана. ¬ 296 году, по указу императоров ƒиоклетиана и ћаксимиана (284-305), воздвигнувших лютое гонение, ‘ирмилиан должен был перевести свое войско в ¬ерверию в —еверной јфрике дл€ преследовани€ местных христиан. ћина, узнав о цели похода, возненавидел воинскую повинность. ќн оставил воинское звание и ушел в горы, где проводил врем€ в богомыслии, посте и молитве. “ак прошли долгие годы, его сердце окрепло в вере.

ќднажды, в главном городе  отуанской области был устроен праздник в честь €зыческих богов, на который по обычаю собиралось множество народа.   этому дню блаженный ћина спустилс€ в город. ќн вошел туда, где проводились конские ристалища, подн€лс€ на возвышение и перед всеми исповедал истинного Ѕога и обличил поклонение бездушным идолам, за что был брошен в темницу, а на допросе отвечал: Ђя называюсь ћина и происхожу из ≈гипта. Ќекогда € был воином. Ќо, вид€ пытки, которым вы, €зычники, подвергаете христиан, € оставил воинское достоинство и тайно жил христианином на горе. “еперь € пришел исповедовать перед всеми, что мой ’ристос есть истинный Ѕог, чтобы и ќн исповедал мен€ в ÷арстве —воемї.

ѕосле отказа вернутьс€ в €зыческую веру, ћина был подвергнут страшным мучени€м: четыре воина раст€нули тело св€того и без пощады били его воловьими жилами, затем повесили на дереве и строгали железными когт€ми, после чего опалили гор€щими свечами. —о словами: Ђя со ’ристом был и есмь и будуї на устах ћина был усечен мечом одним из воинов местного правител€ ѕирра, а его многострадальное тело брошено на костер. Ёто произошло в 296 году.  огда плам€ потухло, тайные христиане, собрав оставшиес€ от сожжени€ части мощей, обернув их чистою пеленою и помазав ароматами, перенесли в город јлександрию, где положили в храме, позднее получившем им€ св€того ћины.

ѕозолоченный ковчежец с мощами св€того ћины
ѕозолоченный ковчежец с мощами св€того ћины
ѕоследнюю молитву св€того предание передает так: Ђ√осподи Ѕоже мой, благодарю “еб€, что сподобил мен€ стать причастником страсти “воей. Ќыне молю “еб€ прими душу мою и сподоби мен€ царстви€ “воего небесного. » даждь мне благодать помогать именем “воим всем призывающим мен€ї. √осподь даровал своему верному сыну благодать чудотворени€. јлександрийский архиепископ “имофей записал лишь некоторые из них.

ћногие чудеса св€того ћины известны и в √реции, и на  ипре. “ак 1826 году, в жуткие времена √реческой –еволюции турецкие жители »раклиона на  рите покушались на жизнь христиан. » вот однажды они задумали утолить свою жажду крови в день ѕасхи, когда христиане города были собраны на богослужении в кафедральном соборе св€того великомученика ћины. ѕасха тогда выпала на 18 апрел€. „тобы сбить с толку власти, заговорщики устроили поджоги в разных точках города вдали от собора. » когда пасхальна€ литурги€ уже началась, и читалось св€тое ≈вангелие, разъ€ренные толпы турок окружили храм, готовые незамедлительно приступить к осуществлению своего отвратительного плана.

Ќо внезапно между ними возник всадник с обнаженным мечом. ќн скакал на коне вокруг храма и отгон€л турок прочь. ¬ кромешной тьме сделалс€ переполох. ¬ страхе кровожадные варвары бежали. ¬садника прин€ли за первого из прокритов и решили, что он послан управителем дл€ усмирени€ м€тежа.  ак оказалось позднее, первый прокрит в пасхальную ночь не отлучалс€ из дома вовсе. ¬сем было €сно, что это чудесное вмешательство небесного покровител€ города. “ак св€той ћина посрамил злое варварское намерение и спас жителей »раклиона. “урки из уст в уста передавали весть о чуде, исполн€лись страха и благоговени€ перед св€тым. Ќекоторые мусульмане из бывших в ту пасхальную ночь возле храма св€того ћины стали ежегодно приносить дары в храм св€того ћины в день его пам€ти.

Ќа  ипре св€той ћина Ц один из самых любимых народом св€тых, его призывают на помощь во многих повседневных нуждах. ¬ прежние времена, когда на  ипре не редкостью были мал€рийные эпидемии, св€того ћину считали единственным лекарем больных мал€рией. Ќа  ипре вер€т, что св€той ћина может исцелить от любой болезни, поэтому его почитают особо. ≈му посв€щены многие церкви в разных уголках острова Ч в Ћапифо, √ери, ƒримо, Ќео ’орио, ѕолеми, ѕендаль€, —труби; действует женский монастырь, где хранитс€ часть мощей св€того ћины, привезенна€ из јлександрии.

ћонастырь св€того ћины на  ипре
ћонастырь св€того ћины на  ипре
ћонастырь св€того ћины расположен в горном районе Ћефкара, возле дороги, соедин€ющей  ато ƒрис и ¬авла. ќн стоит на берегу реки ћаронио в рощи оливковых и рожковых деревьев. ћонастырь был основан как мужской в последние годы венецианского владычества на острове (1489-1571), о чем есть запись на пол€х кодекса ѕарижской и Ќациональной Ѕиблиотеки (Paris.Gr.609, XII век). Ёта запись датируетс€ 1562 годом и гласит монастыр€ св€того ћины в ¬авла.

ћонастырь действовал и после завоевани€  ипра ќсманской »мперией в 1571 году. ¬ XVIII веке обитель была небольшой, имела свое хоз€йство и скот Ч быков, коров и коз, о чем говоритс€ в кодексе ј, датируемом 1727 годом,  итийской митрополии. 11 но€бр€ 1734 года обитель в день ее престольного праздника посетил русский паломник- монах ¬асилий √ригорович-Ѕарский (1701-1747). ¬ своем дневнике он записал: Ђя начал свое паломничество по  ипру в окт€бре 1734 года. 11 но€бр€, день пам€ти св€того мученика ћины, € пошел поклонитьс€ в один из монастырей, посв€щенный этому св€тому, где бывает ежегодно торжество, и многие собираютс€ из близлежащих городов и сел, и больные исцел€ютс€ от многих болезней благодар€ чудотворной иконе св€того. Ётот монастырь бедный и маленький, в нем всего несколько монахов. ќн расположен в высоких горах на открытой и при€тной взору долине; обитель окружена большим числом лесных деревьев. ћонастырь состоит из четырехугольной стены и имеет небольшие кельи. ¬ нем нет проточной воды, но есть источники. ћонахи существуют отчасти пода€нием, но преимущественно своим трудом Ч землепашеством, посевными работами, виноградорствомї.

’рам монастыр€, однонефна€ базилика, был возведен на старых фундаментах в 1754 году по инициативе и на средства игумена ѕарфени€ и митрополита  итийского ћакари€ ѕервого (1737-1776). Ѕольшое пожертвование на строительство храма внес один высокопоставленный чиновник ќсманской империи, тайный христианин. ѕосле его смерти монахи погребли его на монастырском дворе, а турецким власт€м сказали, что похоронили его в местечке под названием Ђћогила туркаї неподалеку от монастыр€. ћонастырь продолжал действовать вплоть до первых дес€тилетий XIX века, в 1825 году там все еще оставалось восемь монахов. «атем обитель пришла в запустение и была заброшена. ћонастырские постройки  итийска€ митрополи€ сдавала местным жител€м, от чего они со временем пришли в жалкое состо€ние.

 ƒуховник обители Ц архимандрит Ћеонтий ’аджикостас
ƒуховник обители Ц архимандрит Ћеонтий ’аджикостас
ћонашеска€ жизнь на острове возобновилось в начале XX столети€. “огда были созданы монастырь ѕреображени€ ’ристова в  аимакли в 1910-е годы и св€того јнтони€ в ƒеринее в 1930-е годы. Ќесколькими годами позднее, в 1949 году, был возрожден женский монастырь в пустовавшей на тот момент обители св€того √еорги€ јламану.   1960 году число его насельниц возросло до 60 человек.

29 марта 1965 году группа сестер этого монастыр€ из восьми человек была направлена на восстановление заброшенной обители св€того ћины. »м приходилось т€жело трудитьс€: был отремонтирован храм, возведены часовни св€того —тилиана (осв€щена в окт€бре 1974 года) и св€тых »гнати€ и √еорги€ (осв€щена в сент€бре 1993 года), построены новые кельи, мастерские, библиотека, благоукрашена территори€, разбиты цветники и посажены фруктовые деревь€ и овощные культуры. — 1977 года обителью управл€ет игумени€  ассиана. ƒуховник сестер с 1969 года, богослов и церковный писатель архимандрит Ћеонтий ’аджикостас, регул€рно служит в монастырском храме.

Ќа празднование пам€ти св€того ћины 11 (24) но€бр€ в обитель стекаютс€ паломники со всего  ипра. ќни поклон€ютс€ мощам великомученика и иконе, на которой св€той ћина изображен с ’ристом на груди, потому что он ни разу в жизни не изменил своей вере во ’риста и словам: Ђя со ’ристом был, есть и будуї.

Александра Никифорова

6 сент€бр€ 2005 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0