ипрска€

Ђ» до кончины своей не успею описать всех его благоде€ний!ї. ќ почитании св€того ћаманта на  ипре

/p>

2 (15) сент€бр€ ѕравославна€ ÷ерковь чтит пам€ть св€того чудотворца ћаманта. —в€той ћамант происходил из малоазийской провинции ѕафлагони€ в –имской империи, из города √ангры. ≈го родители-христиане, ‘еодот и –уфина, принадлежали к высшему сословию патрициев.  огда император јврелиан (270-275 гг.) воздвиг жестокое гонение, то они были схвачены среди первых, и сын ‘еодота и –уфины увидел свет в сумрачной и сырой темнице. ќтец не успел узнать о рождении сына, ибо прежде этого предал свой дух Ѕогу. «а супругом в небесные обители последовала и –уфина, молитвенно препоручив младенца √осподу.

Ѕог услышал предсмертную молитву св€той –уфины: богата€ вдова христианка јмми€ с честью погребла тела мучеников, а мальчика вз€ла к себе в дом и окружила материнской заботой. ќна назвала малыша ћамантом (в сирийской и греческой транскрипции ћамас), потому что первое слово, которое он произнес, было Ђмамаї. —в€той ћамант рос добрым христианином. ќн легко и охотно схватывал грамоту, был не по летам рассудителен, благоразумен речами и личным примером обращал в христианство многих своих сверстников. ќб этом донесли правителю ƒемокриту. »з уважени€ к знатному происхождению юноши ƒемокрит не решилс€ подвергнуть его пыткам и отослал к императору јврелиану. “от сначала лаской, а затем угрозами намеревалс€ совратить ћаманта в €зыческую веру, но св€той безбо€зненно исповедал себ€ христианином и обличил безумие €зычников, поклон€ющихс€ бездушным истуканам. –азъ€ренный император подверг юношу жестоким ист€зани€м и, в конце концов, приказал утопить его.

Ќо јнгел √осподень спас ћаманта и привел на высокую гору неподалеку от  есарии, в римской провинции  аппадоки€. ѕовину€сь воле Ѕожией, св€той устроил там небольшую церковь и подвизалс€ в строгом воздержании и молитве. “ам св€той жил, пока ему не исполнилось п€тнадцать лет. —обеседниками его были львы и другие дикие звери. ѕиталс€ ћамант молоком диких коз и ланей. ¬скоре слава о богоугодном житии св€того ћаманта распространилась по всей  есарии. ќбеспокоенный правитель послал за ним отр€д воинов. ѕовстречавшись на горе со св€тым ћамантом, воины не узнали его, прин€в за простого пастуха. “огда св€той пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл свое им€, зна€, что его ожидает мученическа€ смерть за ’риста. “ак п€тнадцатилетний ћамант предал себ€ в руки мучителей и был приведен на суд наместника јлександра, который подверг его изощренным и долгим ист€зани€м.

ќднако они не сломили христианскую волю св€того.  огда св€того ћаманта отдали на съедение звер€м, те не тронули его. “огда один из €зыческих жрецов поразил его трезубцем. —мертельно раненый, св€той ћамант вышел за пределы города. “ам, в небольшой каменной пещере, он предал свой дух Ѕогу,  оторый призвал св€того мученика ћаманта в горние селени€. Ёто произошло в 275 году. ¬ерующими он был погребен на месте кончины.

’рам св€того ћаманта. ћорфу, —еверный  ипр
’рам св€того ћаманта. ћорфу, —еверный  ипр
¬ скором времени христиане, жившие в  есарии  аппадокийской и прибегавшие к мученику со своими недугами и скорб€ми, стали получать от него благодатную помощь. —в€титель ¬асилий ¬еликий, занимавший епископскую кафедру в  есарии  аппадокийской в середине IV века, и, веро€тно, из личного опыта знавший о действенном предстательстве не так давно погребенного в его епархии мученика ћаманта, призывал свою паству словами: Ђѕоминайте св€того мученика: те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих им€ его он помог самим делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил - все, собравшись воедино, принесите хвалу мученикуї.

 »коностас храма мученика ћаманта
»коностас храма мученика ћаманта
—в€той ћамант Ч один из наиболее почитаемых св€тых, вместе с великомучеником √еоргием, апостолом ¬арнавой, мучеником ћиной, мученицей ћариной и первомученицей ‘еклой, на  ипре. Ёто, прежде всего, св€зано с тем, что согласно кипрскому преданию, честное тело св€того ћаманта уже в византийские времена перевезли с малоазийских берегов на  ипр и погребли в епархии ћорфу. Ќа этом месте был выстроен храм св€того ћаманта, где почивали его св€тые мощи. —ейчас этот храм, находитс€ на оккупированных с 1974 года турками территори€х.

—егодн€ в разных уголках острова можно от местных жителей услышать множество повествований о св€том ћаманте. ѕриведем одно предание, возникшее в годы турецкого владычества на острове (1570-1878 гг.). ¬еро€тно, оно послужило основой достаточно поздней иконографии св€того ћаманта, сид€щего на льве и держащего барашка на руках. ѕредание гласит, что некогда св€той ћамант, бедный пустынник, жил в пещере в епархии ћорфу на  ипре.  огда его, как и всех жителей  ипра, турецкие власти принудили платить дань, он отказалс€. “огда его повели к наместнику, представителю ќсманской империи, на острове. ѕо дороге св€той ћамант увидел такую сцену: лев охотитс€ на барашка. —в€той кивнул льву, повелева€ ему отпустить барашка. “от про€вил незамедлительное послушание и сам последовал за св€тым. ”став от долгого пути, св€той ћамант вз€л барашка на руки, сел на льва и так продолжал свой путь к наместнику. Ќаместник, увидев умилительную картину Ч ћаманта, восседавшего на льве с барашком в руках, с уважением отпустил св€того подобру-поздорову и освободил от об€занности платить дань ќсманской империи.

¬елика слава св€того ћаманта на  ипре. »з-за множества сотворенных им чудес кипрский летописец Ћеонтий ћахерас восклицал: Ђ» до кончины своей не успею описать всех его благоде€ний!ї.

Александра Никифорова

14 сент€бр€ 2005 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0