—ербска€

—ербска€ ѕравославна€ ÷ерковь и оккупационные режимы на территории ёгославии в 1941-1945 гг.

 оролевство ёгослави€ после оккупации силами ќси. 1941 г.
 оролевство ёгослави€ после оккупации силами ќси. 1941 г.
/p>

—удьба —ербской ѕравославной ÷еркви в годы ¬торой мировой войны до сих пор остаетс€ одной из мало изученных тем в отечественной историографии. ¬ последние годы по€вилс€ р€д публикаций, посв€щенных по большей части трагическим событи€м на территории образованного в апреле 1941 г. усташского Ќезависимого государства ’орватии (ЂЌезависна ƒржава ’рватскаї, далее Ц Ќ√’). јвторы этих публикаций в той или иной степени касаютс€ и трагического положени€ —ѕ÷. “ем не менее жизнь ÷еркви на остальных территори€х оккупированной ёгославии и характер взаимоотношений церковной администрации с различными оккупационными режимами по-прежнему остаютс€ практически не осв€щенными. ¬ то же врем€ эти вопросы представл€ютс€ существенными и важными дл€ всестороннего изучени€ этого периода истории —ербской ѕравославной ÷еркви. ѕредлагаемый вниманию читател€ обзор не претендует на всестороннее и полное рассмотрение всех сторон жизни и де€тельности —ербской ÷еркви на территории оккупированной ёгославии. –ешение подобного рода задач требует куда более полного и глубокого исследовани€ и €вно выходит за рамки одной небольшой публикации. ћы постараемс€ дать всего лишь краткую характеристику положени€ ÷еркви в различных оккупационных зонах, вы€вить некоторые особенности в ее взаимоотношени€х с оккупационными власт€ми и определить основные факторы, на эти взаимоотношени€ вли€вшие.

ѕосле нападени€ √ермании и ее союзников[1] и поражени€ ёгославии в апреле 1941 г. каноническа€ территори€ —ѕ÷ оказалась разделенной целым р€дом оккупационных зон, в каждой из которых положение ÷еркви имело свои особенности. ¬ целом можно сказать, что дл€ первых недель оккупации было характерным открытое враждебное отношение всех оккупационных сил как к сербскому населению в целом, так и к —ербской ÷еркви в частности. ќдной из основных причин такого отношени€ можно назвать активную роль церковных де€телей в путче 27 марта 1941 г., в результате которого было сорвано присоединение ёгославии к “ройственному пакту.[2]

¬ немецкой оккупационной зоне —ерби€ оказалась непосредственно с Ѕанатом. Ќа этой территории располагалось семь епархий и часть Ѕелградо- арловацкой митрополии —ѕ÷.  ак отмечает сербский церковный историк —лиепчевич, положение —ербской ÷еркви в немецкой зоне было относительно более стабильным в сравнении с другими территори€ми. ѕо мнению исследовател€, одной из главных причин такого положени€ была религиозна€ и национальна€ однородность населени€ —ербии и формирование единой сербской администрации.[3]

ѕатриарх —ербский √авриил (ƒожич)
ѕатриарх —ербский √авриил (ƒожич)
23 апрел€ 1941 г. патриарх —ербский √авриил (ƒожич) был арестован немцами в монастыре ќстрог. ¬се остальные епископы, за исключением ∆ичского Ќикола€ (¬елимировича), остались на своих кафедрах и могли управл€ть епархи€ми. ≈пископ Ќиколай находилс€ под домашним арестом в своей резиденции в монастыре ∆ича. ¬ окт€бре 1941 г. он был переведен в монастырь Ћюбостиню, а оттуда в 1943 г. вместе с патриархом в ¬ойловицу. — арестом патриарха —ербска€ ÷ерковь оказалась в положении, предусмотренном 55-й статьей ее устава, согласно которой Ђв случае отсутстви€ патриарха или невозможности дл€ него по какой-либо причине осуществл€ть об€занности председател€ на —оборе и в —иноде Е его замен€ет старейший по хиротонии архиерей, член —обора и —инодаї[4]. ¬ конце ма€ 1941 г. патриарха посетил митрополит —копский »осиф (÷виевич) и сообщил о том, что в сложившихс€ услови€х вынужден прин€ть на себ€ управление ÷ерковью. 7 июл€ 1941 г. в монастырь –аковица, где содержалс€ патриарх, прибыла уже цела€ делегаци€ сербских архиереев, в состав которой входили епископы »риней („ирич), Ќектарий ( руль), »оанн (»лич) и ≈милиан (ѕиперкович). „лены делегации подробно известили патриарха о положении дел.[5]

¬скоре после этой встречи состо€лось заседание —в€щенного —инода, на котором были подтверждены полномочи€ митрополита »осифа. »сход€ из сложившейс€ ситуации, —инод за€вил, что будет Ђло€льно исполн€ть законы и распор€жени€ оккупационных и сербских властейї и делать все дл€ поддержани€ пор€дка, мира и спокойстви€. —инод посчитал необходимым призвать верующих Ђхранитьс€ всех течений, восстающих против веры, —в€той ÷еркви и всей духовной жизниї, и Ђостатьс€ верными своей ѕравославной ÷ерквиї.[6]

Ќа территори оккупированной —ербии нашли прибежище многие представители сербского духовенства. ѕомимо высланных из болгарской оккупационной зоны митрополита —копского »осифа (÷виевича) и епископа «летовско-—трумицкого ¬икенти€ (ѕроданова), в —ербии оказались спасшимис€ от усташского террора из Ќ√’ епископы «ворницко-“узланский Ќектарий ( руль) и «ахолмско-√ерцеговинский Ќиколай (…оканович), а также высланный венгерскими власт€ми из —ловакии епископ ћукачевско-ѕрешевский ¬ладимир (–аич) и прибывший из «агреба митрополит «агребский ƒосифей (¬асич). ¬се архиереи были прин€ты и размещены в Ѕелграде и других местах.

ѕервоначально здание —ербской ѕатриархии было превращено немцами в казарму. ћебель, библиотека, деньги и драгоценности были расхищены, церковные архивы подверглись частичному уничтожению. ќднако 10 окт€бр€ 1941 г. здание было возвращено ѕатриархии.

√естапо осуществл€ло контроль за работой —в€щенного —инода, протоколы заседаний которого доставл€лись тайной полиции. ¬месте с тем существовала практика проведени€ —инодом отдельных заседаний, после которых немцам предоставл€лись другие протоколы[7]. ѕо желанию немцев правительство генерала Ќедича назначило специального цензора, в об€занности которого входило просматривать почту центральных и епархиальных церковных властей в Ѕелграде. ѕри этом известен только один случай, когда была задержана, конфискована и уничтожена посылка[8]. Ќемецка€ цензура контролировала публикации в церковной прессе. »з синодальных постановлений, рождественских и пасхальных посланий вычеркивалась неугодна€ титулатура архиереев. —лучалось, что сами послани€ тоже редактировались, но —инод никак на это не реагировал[9]. Ќемецкие власти не разрешили публиковать ответ —в€щенного —инода на нападки государственных де€телей Ќ√’ на —ербскую ÷ерковь. јналогичным образом не было разрешено доставить сообщение —в€щенного —инода о положении —ѕ÷ на территории Ќ√’ братским ѕравославным ÷ерквам[10].

Ќесмотр€ на все трудности, осенью 1941 г. возобновилось издание официального печатного органа Ђ¬естник —ѕ÷ї, а также календар€ Ђ÷ерковьї, хот€ и в значительно уменьшенном объеме.[11] ‘инансирование ÷еркви осуществл€лось согласно довоенным законам: часть средств поступала от приходов и по другим церковным каналам, а часть из государственной казны.

—ильное давление оказывалось на ÷ерковь с целью вт€нуть ее в политическую борьбу. —в€щенный —инод был вынужден неоднократно остро протестовать и требовать от государственных органов невмешательства во внутренние вопросы церковной жизни.[12]

ћитрополит —копский »осиф (÷виевич)
ћитрополит —копский »осиф (÷виевич)
20 окт€бр€ 1941 г. по инициативе генерала Ќедича была организована встреча, на которой присутствовало восемь архиереев. √лава сербского правительства сообщил епископам о том, что оккупационные власти недовольны позицией —ербской ÷еркви и тем, что она не предпринимает конкретных шагов дл€ борьбы с большевистской пропагандой. Ќедич призвал сербский епископат помочь возглавл€емому им правительству в борьбе с коммунистами, партизанами и бандитами. ѕозици€ ÷еркви, по его мнению, была двусмысленна. ¬ ответ митрополит »осиф (÷виевич) за€вил, что в позиции ÷еркви нет никакой двусмысленности и что она не может вмешиватьс€ ни в какие политические комбинации. Ќемцы, по его словам, не имеют права требовать от —ербской ÷еркви того, чего не получили от  атолической и ѕротестантской ÷ерквей.[13]

¬ целом отношени€ —ѕ÷ с сербской администрацией на прот€жении всего периода оккупации нельз€ назвать абсолютно гладкими. —трем€сь к сотрудничеству с власт€ми, сербские архиереи не раз про€вл€ли твердость и бескомпромиссность в отстаивании церковной свободы. Ќаиболее характерным было стремление со стороны высших представителей ÷еркви дистанцироватьс€ от каких-либо политический акций, проводимых оккупантами. ¬ декабре 1942 г. командующий немецкими оккупационными войсками направил председателю сербского правительства акт є 631, в котором констатировалось, что Ђдуховенство вплоть до высших его представителей принимает участие в движении м€тежниковї. ¬ св€зи с этим 21 декабр€ 1942 г. митрополит »осиф и епископ Ќектарий ( руль) посетили главу сербского правительства и просили его о ходатайстве перед немецкими власт€ми с тем, чтобы политическа€ благонадежность духовенства не ставилась под сомнение.[14]

¬ действительности довольно больша€ часть духовенства принимала участие в движении —опротивлени€ как в р€дах партизан, так и в р€дах четников. —ербское духовенство довольно часто погибало от рук немецких фашистов во врем€ карательных акций и боевых действий. ¬ общей сложности немцами за годы войны было убито 84 св€щенника.[15]

ѕатриарх √авриил с момента своего ареста и до отправки весной 1944 г. в концлагерь ƒахау находилс€ под арестом и строгим контролем в монастыр€х –аковица и ¬ойловица. ќн был полностью изолирован и устранен от управлени€ ÷ерковью. Ќо следует отметить, что, несмотр€ на это, —ербской ÷еркви удалось в немецкой оккупационной зоне во многом сохранить свой административный аппарат и продолжить свое служение.

ѕод венгерскую оккупацию попала расположенна€ на севере страны Ѕачска€ епархи€. Ќа территории самой ¬енгрии находилась также Ѕудимска€ епархи€ —ѕ÷, где существенных изменений в церковной жизни православного населени€ не произошло. ѕервые дни и недели оккупации Ѕачки сопровождались характерным дл€ других оккупированных территорий террором в отношении сербского населени€. —огласно приказу, все сербы, цыгане и евреи, поселившиес€ в г. Ќови —аде и его окрестност€х после 1918 г. должны были покинуть эту территорию в течение трех дней.[16] „асть сербских переселенцев подверглась массовому истреблению (погибло около 2 тыс. человек), а остальные были вместе с семь€ми помещены в концентрационные лагер€.[17] ¬ образованной —в€щенным —инодом —ѕ÷ в Ѕелграде комиссии по сбору сведений о беженцах-св€щеннослужител€х и церковных работниках насчитываетс€ 72 сообщени€ от беженцев из Ѕачской епархии. «а врем€ оккупации венграми в общей сложности было убито 17 сербских св€щенников, 15 из которых служили в Ѕачке.[18]

≈пископ Ѕачский »риней („ирич)
≈пископ Ѕачский »риней („ирич)
Ѕудучи местным уроженцем, епископ Ѕачский »риней („ирич) смог остатьс€ на своей кафедре. ѕравославна€ ÷ерковь была официально признана, но над всем епархиальным и монастырским имуществом был проведен секвестр. “олько приходские сессии остались нетронутыми и шли на содержание духовенства. —тарани€ми владыки »рине€ из лагер€ Ўарвар были забраны и размещены по епархии около 2800 детей и 180 матерей с младенцами, а в Ќови —аде основана детска€ туберкулезна€ больница, на содержание которой шел добровольный сбор со всех церковных общин и организаций епархии. —илами епархии была организована амбулатори€ дл€ бесплатного лечени€ и раздачи лекарств. ÷ерковные общины оказывали денежную помощь люд€м, лишенным средств к существованию.

¬ первые дни €нвар€ 1942 г. в р€де населенных пунктов прошла волна массовых погромов, а в конце €нвар€ и в самом Ќови —аде. ∆ертвами погромов, проводившихс€ под видом борьбы с коммунистами, стали 3417 сербов, среди которых оказалось и 12 св€щеннослужителей.[19]

¬енгерскими власт€ми предпринимались попытки создани€ јвтокефальной ¬енгерской ѕравославной ÷еркви. ”знав о намерени€х венгерского правительства, –умынский ѕатриарх Ќикодим направил 22 июл€ 1941 г. письмо є 1519 —в€щенному —иноду —ѕ÷ с просьбой не давать на это своего согласи€. —в€щенный —инод —ѕ÷ поблагодарил –умынского ѕатриарха за сотрудничество в этом вопросе и за€вил, что позици€ —ербской и –умынской ÷ерквей здесь совпадает. 30 апрел€ 1943 г. министр просвещени€ ¬енгрии пригласил епископов Ѕудимльского √еорги€ и Ѕачского »рине€ дл€ обсуждени€ возможности создани€ ¬енгерской ѕравославной ÷еркви и вопросов о статусе имущества ѕравославной ÷еркви в ¬енгрии. —ербские архиереи за€вили, что основание новой ѕравославной ÷еркви невозможно ввиду того, что —ербский ѕатриарх находитс€ в заключении и не имеет возможности созвать јрхиерейский —обор. ѕо вопросу церковного имущества архиереи просили поступить в отношении ѕравославной ÷еркви так же, как и в отношении  атолической, за€вив, что в противном случае они будут считать, что ѕравославна€ ÷ерковь находитс€ в неравноправном положении.

¬ дальнейшем наметилось заметное потепление в отношени€х венгерских властей и —ербской ÷еркви. ¬ течение 1944 г. Ѕачскому епископу были возвращены монастыри  овиль и Ѕоджан. — приближением конца войны и все большей очевидностью скорого поражени€ √ермании венгерские власти вели себ€ более ло€льно по отношению к сербам. ≈ще в €нваре 1943 г. по инициативе венгерской стороны началась работа, направленна€ на улучшение положени€ сербского населени€. Ќа состо€вшейс€ тогда встрече видных представителей венгерской оппозиции присутствовали оба сербских архиере€. Ѕыл выработан меморандум, в котором говорилось о необходимости прекращени€ жестоких акций по отношению к сербскому населению. ѕо предложению Ѕачского великого жупана еп. »риней вынужден был согласитьс€ на свое избрание членом венгерского ¬ысшего дома, в расчете на то, что сможет успешнее защищать интересы своей паствы. ѕосле освобождени€ ёгославии именно этот и другие факты сотрудничества епископа »рине€ с венгерскими власт€ми стали причиной его ареста.[20]

¬ целом можно сказать, что в венгерской оккупационной зоне —ербской ÷еркви удалось сохранить свою административную структуру. Ѕачска€ епархи€ придерживалась постановлений центральных административных органов —ѕ÷, а владыка »риней находилс€ в посто€нном контакте с Ѕелградом и принимал активное участие в работе центральных органов церковного управлени€.

Ќа территории болгарской оккупационной зоны, в южной и восточной —ербии, части  осово и ¬ардарской ћакедонии, оказались три епархии —ѕ÷: Ѕитольско-ќхридска€, —копльска€ и «летовско-—трумичска€. Ѕолгарские оккупационные власти не осуществл€ли открытого террора в отношении сербского духовенства, но согласно специальному приказу все сербские св€щенники, не €вл€вшиес€ местными уроженцами, должны были покинуть оккупированную территорию в течение 48 часов. “аким образом были изгнаны сербские архиереи: митрополит —копьский »осиф (÷виевич) и епископ «летовско-—трумичский ¬икентий (ѕроданов).[21] “олько —копьскую епархию покинуло 45 св€щенников и 11 монахов.[22] ћногие св€щеннослужители не имели возможности вывести свое имущество, которое оккупационными власт€ми было объ€влено бесхозным.[23]

Ѕолгарские власти провели новое административное деление и изменили название епархий. —копьска€ епархи€ получила название —копьско-¬елешской, «летовско-—трумичска€ Ц —трумичско-ƒрамской. ¬с€ территори€ была разделена на большое количество архиерейских наместничеств и парохий. Ќа место изгнанного сербского духовенства из Ѕолгарии было прислано 280 св€щенников и необходимое количество административных служащих. Ѕолгарские св€щеннослужители присылались в командировку на 4-5 мес€цев, после чего возвращались к местам своего посто€нного служени€, а вместо них присылались новые. ƒл€ привлечени€ болгарского духовенства на оккупированные территории были предусмотрены различные льготы. Ѕолгарское духовенство получало от своего правительства Ђбесхозныеї земельные участки и имущество.[24] ќдновременно с этим осуществл€лось искоренение всего, что напоминало о сербском историческом прошлом на оккупированных территори€х. Ќе редкостью были открытые грабежи церковного имущества. ћатериальный урон, нанесенный таким образом церкв€м и монастыр€м в одной только ќхридско-Ѕитольской епархии, по данным —в€щенного —инода —ѕ÷ составил 756200 долларов.[25] ¬ общей сложности из трех епархий в ћакедонии и ёжной —ербии было изгнано 86 приходских св€щенников. ”бито было 11 св€щенников.[26] јдминистративна€ структура —ербской ÷еркви на территории болгарской оккупационной зоны была фактически упразднена.

¬ италь€нской оккупационной зоне оказались јдриатическое побережье (ƒалмаци€), „ерногори€, больша€ часть  осово и ћетохии и западна€ часть ћакедонии. “ак, под власть италь€нцев попали соответственно ƒалматинска€, „ерногорско-приморска€ и –ашко-ѕризренска€ епархии. «ахолмско-√ерцеговинска€ епархи€ частично находилась под италь€нским управлением, частично под властью усташей. ѕоложение —ѕ÷ на разных территори€х, оккупированных италь€нцами, имело свои региональные особенности. Ќе последнюю роль сыграл здесь разный этнический состав населени€ этих областей и различные формы административного управлени€.

Ѕольша€ часть  осово и ћетохии вместе с п€тью уездами в западной части ћакедонии 12 августа 1941 г. были переданы јлбании.[27]  ак отмечает —лиепчевич, Ђотношение оккупантов к ÷еркви и духовенству на этой территории не было одинаковым. “ам, где были только италь€нцы, оно отличалось от положени€ на территории, которую совместно контролировали италь€нцы и албанцыї.[28]

¬ ƒалмации оккупационными власт€ми был арестован и интернирован в »талию один из активных участников событий 27 марта 1941 г. епископ ƒалматинский »риней (ƒжорджевич). ќн был освобожден только после капитул€ции »талии.[29]

ћитрополит „ерногорско-ѕриморский »оанникий (Ћиповац)
ћитрополит „ерногорско-ѕриморский »оанникий (Ћиповац)
¬ „ерногории оккупационные власти сначала не предпринимали каких-либо особых мер по отношению к духовенству. ћожно говорить о некоторых шагах к установлению сотрудничества. “ак, благодар€ вмешательству митрополита „ерногорско-ѕриморского »оанники€ (Ћиповца), были освобождены солдаты и офицеры югославской армии, объ€вленные военнопленными и подлежавшие интернированию.[30] ѕо свидетельству самого митрополита, в первые мес€цы оккупации италь€нцы про€вл€ли корректность и предусмотрительность в отношении —ербской ÷еркви и населени€.[31] —ам митрополит »оанникий, высокообразованный человек со знанием италь€нского €зыка, был оставлен на своей кафедре.

ќднако впоследствии р€д факторов негативно повли€л на отношение италь€нцев к —ѕ÷ и к населению в целом. —лиепчевич выдел€ет две основные причины ухудшени€ этого отношени€: 1) сопротивление народа провозглашению независимой „ерногории под италь€нским протекторатом и 2) восстание, начавшеес€ 13 июл€ 1941 г. и положившее начало вооруженной борьбе с оккупантами и гражданской войне. ƒействи€ партизан вызвали ответный террор со стороны италь€нцев. ¬ результате боевых действий пострадало большое количество церковных объектов. ¬ июле 1941 г. италь€нцы разорили епархиальное здание в ÷етинье, были уничтожены инвентарь и больша€ часть архива. ѕосле этого здание использовалось на нужды военных властей вплоть до капитул€ции »талии.

Ќесмотр€ ни на что церковна€ жизнь продолжалась. Ќекоторое врем€ даже действовала ÷етинска€ семинари€. ћитрополит »оанникий систематически обращалс€ к италь€нскому управл€ющему генералу ѕирцио-Ѕироли с различного рода ходатайствами и просьбами. “ак, в декабре 1941 г. митрополит ходатайствовал об освобождении четырех интернированных в јлбанию св€щенников, в начале €нвар€ 1942 г. просил об освобождении заключенных по случаю –ождества ’ристова[32].

ѕротивосто€ние оккупантов, партизан-коммунистов и националистов отличалось на территории „ерногории особой жестокостью и бескомпромиссностью.[33] –азделение по политическим мотивам коснулось и духовенства. Ѕольшинство св€щеннослужителей сто€ло на стороне национальных сил, но были и активные участники коммунистического партизанского движени€. ¬ тех районах, над которыми партизанам удавалось на продолжительное врем€ устанавливать свой контроль, начинались революционные преобразовани€ в духе большевистской классовой борьбы. ∆ертвами коммунистического террора стало немалое число св€щеннослужителей. ≈пископ јфанасий (≈втич) приводит цифру 25 св€щенников, убитых партизанами до 9 ма€ 1945 г.[34] »таль€нские власти контролировали некоторые города, в то врем€ как во многих районах воцарилс€ насто€щий хаос. Ќе редкостью были случаи, когда представители духовенства обращались к оккупационным власт€м с просьбой о срочном наведении пор€дка.

“еррор коммунистов стал причиной того, что духовенство искало сотрудничества с италь€нскими оккупационными власт€ми. ¬ своих проповед€х, –ождественских и ѕасхальных послани€х митрополит »оанникий выступал с осуждением действий коммунистов. ¬ апреле 1942 г. им были запрещены в служении представители духовенства, принимавшие участие в коммунистическом сопротивлении. Ёто в свою очередь вызывало ответные обвинени€ православного духовенства в сотрудничестве с оккупантами.

¬ но€бре 1944 г., накануне прихода Ќародно-освободительной армии в ÷етинье, владыка »оанникий покинул город с несколькими местными св€щенниками и служащими митрополии и направилс€ в сторону ѕодгорицы и —кадарского озера. ƒо конца но€бр€ 1944 г. он пребывал между ѕодгорицей и —кадарским озером, где к нему присоединилось еще несколько дес€тков св€щеннослужителей. ѕосле декабр€ эта группа беженцев направилась на запад через —анджак в Ѕоснию. ƒобравшись до —ловении, митрополит »оанникий попал в плен Ќќјё[35] и был расстрел€н вместе со 120 св€щеннослужител€ми своей митрополии как Ђпособник оккупантовї.[36]

≈пископ –ашко-ѕризренский —ерафим (…ованович)
≈пископ –ашко-ѕризренский —ерафим (…ованович)
“рагическим было положение —ербской ÷еркви в  осово и ћетохии. ≈пископ –ашко-ѕризренский —ерафим (…ованович) был интернирован в столицу јлбании г. “ирану. –ашко-ѕризренска€ епархи€ во врем€ оккупации была разделена между трем€ государственными образовани€ми. Ѕольша€ ее часть была присоединена к јлбании, находившейс€ под италь€нской оккупацией, две другие части Ч к —ербии и Ѕолгарии. ѕочти треть сербского населени€ (около 100 тыс.) территорий, контролируемых албанцами, вынуждена была бежать в соседние „ерногорию и —ербию, спаса€сь от развернувшегос€ террора албанских националистов. ¬се церкви сербских переселенцев между ѕризреном и ƒжаковицей были разрушены. ѕри этом пострадали и храмы в населенных пунктах, где проживали сербы-старожилы. «начительный урон был нанесен некоторым монастыр€м.[37]ќставшеес€ сербское население терпело великую нужду.

¬ конце но€бр€ 1941 и с 1 по 30 июн€ 1942 г. епископ —ерафим посещал в “иране различных политических де€телей и просил о возможности возвращени€ интернированного сербского населени€, но эта мисси€ была безуспешной. ¬ своем письме є 1702 от 1942 г. —в€щенный —инод —ѕ÷ просил епископа —ерафима проинформировать св€щенноначалие о результатах его поездок в “ирану, переговорах с представител€ми тамошних церковных властей и положении дел во вверенной ему епархии, но ответа не последовало. ƒл€ удовлетворени€ потребностей –ашко-ѕризренской епархии —в€щенный —инод трижды отправл€л владыке —ерафиму большие суммы денег.[38] ѕосле капитул€ции »талии албанцы держали епископа —ерафима один мес€ц под домашним арестом. ѕо просьбе сербов из ѕризрена немцы освободили владыку —ерафима, после чего он вновь уехал в “ирану, где скончалс€ 13 €нвар€ 1945 г. “очных сведений о каких-либо конкретных результатах контактов сербского духовенства с албанскими власт€ми нет.

 раткий обзор положени€ —ѕ÷ в различных оккупационных зонах в годы ¬торой мировой войны позвол€ет сделать вывод, что административна€ структура ÷еркви претерпела в целом серьезнейшие испытани€. ќднако, несмотр€ на множество преп€тствий и проблем, работа центральных органов церковного управлени€ продолжалась на прот€жении всего периода войны и оккупации. ¬ некоторых оккупационных зонах представител€м ÷еркви удалось установить контакты и наладить диалог с оккупационными власт€ми. ќдновременно с этим в других зонах церковно-административна€ система была практически полностью разрушена или парализована. —реди наиболее существенных факторов, вли€вших на характер взаимоотношений оккупационных властей и —ѕ÷, можно назвать разнородный этнический и конфессиональный состав оккупированных территорий, а также интенсивность и характер освободительного движени€ и гражданской войны.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] ¬о вторжении в ёгославию принимали участие 34 немецких, 44 италь€нских и 4 венгерских дивизии.
[2] ѕодробно об этом см.: ћемоари ѕатриjарха —рпкога √аврила, Ѕеоград: —фаирос, 1990, —. 166-291; —лиjепчевиЮ,Аоко. »сториjа —рпске ѕравославнее ÷ркве.  Ь. 3, «а време ƒругог светског рата и после Ьега. Ѕеоград: Ѕ»√«, 1991, —.23-46; ѕатриjарх √аврило ƒожиЮ и Ьегово доба., ÷етиЬе: —ветигора, 2000, —.88-99; Radić R. Verom protiv vere: država i verske zajednice u Srbiji 1945-1953. Beograd: INIS, 1995, C. 37-41.
[3] —лиjепчевиЮ,Аоко. »сториjа —рпске ѕравославнее ÷ркве.  Ь.3, «а време ƒругог светског рата и после Ьега. Ѕеоград: Ѕ»√«, 1991, —. 106.
[4] —лиjепчевиЮ. ”каз. соч. —. 108.
[5] “ам же, —. 109.
[6] “ам же, —. 110.
[7] —рпска ÷рква у ƒругом светском рату. »з јрхива —в. јрхиЉереЉског —инода —рпске ѕравославне ÷ркве ѕриредио ≈пископ јтанасиЉе Ѕеоград.1990/91http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074813.
[8] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074813.
[9] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074813.
[10] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074813.
[11] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074813
[12] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074812.
[13] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074812.
[14] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074813.
[15] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074809.
[16] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074832.
[17] »меютс€ в виду сербы, поселившиес€ на этих территори€х после 1918 года.
[18] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074807.
[19] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074832.
[20] АуриЮ ћишина ¬. Ћетопис —рпске ѕравославнее ÷ркве 1946-1958 године: време патриjарха √аврила (1946-1950) и патриjарха ¬икентиjа (1950-1958).  нин; Ѕеоград, 2000, —. 172-173.
[21] —лиjепчевиЮ. ”каз. соч., —. 72.
[22] —лиjепчевиЮ. ”каз. соч. —. 73.
[23] ƒимитриjевиЮ ћарко. —рпска церква под бугарском окупациjом // —ѕ÷ 1920-1970, Ѕеоград , 1971, с. 211-222.
[24] ƒимитриjевиЮ ћарко. ”каз. соч. —. 214.
[25] —лиjепчевиЮ. ”каз. соч. —. 73.
[26] —рпска ÷рква у ƒругом светском ратуЕЧ http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074807.
[27] —тругар ¬. ёгослави€ в огне войны. 1941-1945. ћ., 1985, —. 22.
[28] —лиjепчевиЮ. ”каз.соч. —.74.
[29] ћилеусниЮ —. ƒуховни √еноцид Ч http://www.spc.yu/Genocid/Dalmatinska/dalmatinskac.html; —лиjепчевиЮ. ”каз. соч. 74
[30] Помиħ ¬. √олгота митрополита ÷рногорско-приморског Jоаникиjа (1941-1945). ÷етиЬе: —ветигора, 1996.,—. 37.
[31] Помиħ ¬. √олгота митрополита ÷рногорско-приморског Jоаникиjа (1941-1945). ÷етиЬе: —ветигора, 1996., —. 59-60.
[32] “ам же, —. 59-60.
[33] ѕервоначально во вспыхнувшем в апреле 1941 года восстании принимали участие представители разных политических сил: от ро€листов (сторонников югославской монархии) до коммунистов, но вскоре между ними произошло размежевание и началась жестока€ конфронтаци€, переросша€ фактически в гражданскую войну. ¬ конце 1941 Ц начале 1942 гг. группой офицеров-ро€листов было образовано Ђ„ерногорское национальное движениеї, к которому примкнули все некоммунистические силы. ѕод пон€тием Ђнационалистыї, утвердившемс€ в современной событи€м литературе, надо понимать представителей антикоммунистических сил. ¬ целом надо особо отметить, что событи€ ¬торой мировой войны на территории ёгославии необходимо рассматривать с учетом такого существенного фактора, как жестока€ и кровопролитна€ гражданска€ война, охвативша€ различные территории и слои населени€. ƒостаточно сказать, что от рук партизан-коммунистов к 9 ма€ 1941 г. погибли 150 св€щенников —ѕ÷, а вскоре после освобождени€ эта цифра достигла 298. ƒл€ сравнени€: немцами было убито 84 св€щенника, а хорватскими усташами 171.
[34] —рпска ÷рква у ƒругом светском ратуЕ Ч http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074809.
[35] Ќародно-освободительна€ арми€ ёгославии.
[36] Помиħ ¬. ”каз. соч. —. 24-30.
[37] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074831.
[38] “ам же, http://www.rastko.org.yu/istorija/spc_dsvr_c.html#_Toc465074831.

Иеродиакон Игнатий (Шестаков)

¬первые опубликовано в журнале "јльфа и ќмега" є2 (43) 2005 г.

12 июн€ 2006 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0