–умынска€

ћонастырь на орлиных высотах

ћонастырь јрнота
ћонастырь јрнота
/p>

јрнота

јрнота Ц это румынский јфон, высока€ гора, по склонам которой монашеские скиты и пещеры поднимаютс€ большими, постепенно суживающимис€, концентрическими кругами все выше и выше к вершине. ” подножи€ лежит монастырь Ѕистрица, с неприступным и суровым обликом, хран€щий самое большое сокровище жудеца* ¬ылча Ц мощи св€тител€ √ригори€ ƒвоеслова. ¬ыше по склону горы расположены скиты и кельи, вырубленные некогда неизвестными пустынниками в податливых скальных породах.  рутой и утомительный путь наверх приводит, наконец, к вздымающейс€ вертикально скале, венчаемой орлиным гнездом Ц јрнотой. “ам спит вечным сном ћатей Ѕасараб, великий исторический де€тель и ктитор многих церквей ¬алахии и јфона. ћунтенийский господарь взирает на свою страну и народ, избрав своим последним троном суровые пики јрноты, с которых в редкие €сные дни можно видеть внизу петл€ющую серебр€ную ленту реки ќлт и, там, вдали, окрестности —ибиу в сердце “рансильвании.

–уины на вершине горы

ƒорога к монастырю все поднимаетс€ и поднимаетс€ вверх, изобилу€ поворотами, предательски раздваиваетс€; какой-либо указатель отсутствует. ≈зда по такой дороге т€жела и утомительна, даже путешеству€ в такой мощной машине как наша. ¬округ, как нам кажетс€, нет ни одной живой души; царит полна€ заброшенность. Ѕез матушки ћелетии, котора€ нас сопровождает, мы наверн€ка бы заблудились. ѕроходит какое-то врем€, пока не оказываемс€ на месте. —ловно выросший из массивных горных пород, посеревший от дождей, монастырь непоколебимо стоит на скальном отроге. «десь конец света. ¬ јрноте останавливаютс€ все. ƒальше можно подниматьс€ только в небо.

— монастырского двора зима, казалось, никуда не уходила. ’олодна€ сырость и п€тна снега на земле говор€т о погоде переменчивой и коварной. ¬ид совсем не идиллический открываетс€ нашему взору. ѕребыва€ в запустении на прот€жении дес€тилетий, почти все постройки в јрноте пришли в бедственное состо€ние Ц кельи, церковь, особенно ее фундамент. ƒл€ матушки ћелетии все эти подробности словно не существуют. јрнота остаетс€ дл€ нее уголком ра€. —о слезами на глазах она обнимает сестер и смотрит с любовью на храм, в котором она исполн€ла послушание гида, пока ее не перевели в Ѕистрицу. Ђ“ы не сможешь полюбить, прежде чем не поймешьї, - произносит матушка и ведет нас в храм; остановившись перед местом захоронени€ ћате€ Ѕасараба, она напоминает вкратце о сказании, в котором говоритс€ о том, как преследуемый турками господарь подн€лс€ на вершину горы. Ѕудучи не в состо€нии уйти от преследователей, ћатей Ѕасараб обмен€лс€ одеждой с арнаутом, которого потом €нычары вз€ли в плен и отрубили ему голову. ∆изнь господар€, таким образом, была спасена, и в знак признательности своему спасителю он покл€лс€ возвести монастырь на этом месте. » он его построил. ќн преобразил вершину горы в алтарь и место своего вечного успокоени€. ¬дали от мира и вблизи от неба.

√осподарь ћатей Ѕесараб. »зображение из јрноты.
√осподарь ћатей Ѕесараб. »зображение из јрноты.
¬еро€тно, эти места очень любил великий господарь. » когда он скончалс€ в 1654 году, то был похоронен в јрноте. ћесто его упокоени€ отмечено надгробной плитой из белого мрамора, украшенной растительным орнаментом и гербом ¬алашского кн€жества. ¬се просто и скромно как завет любви. ƒерев€нные леса, установленные в церкви, словно еще больше подчеркивают скромность погребени€. ќтовсюду с высоких стен на вас устремлены выразительные взгл€ды св€тых, которых истово и самозабвенно писал иконописец. –ассказывают, что, утомленный донельз€ телесно, так что его рука не могла уже держать кисть, он поддерживал ее с помощью веревочной петли, другой конец которой был закреплен на дерев€нной потолочной балке.

“ам и здесь, словно открыта€ рана, видна разрушительна€ работа осквернителей и следы запустени€ времен коммунистического правлени€. »сцарапанные и покрытые анонимными подпис€ми фрески XVII века, обезображенные лики св€тых, ставших мучениками дважды Ц следы человеческой гордыни. Ђ“ы не сможешь полюбить, прежде чем не поймешьї, повтор€ет матушка ћелети€, показыва€ рукой на восьмигранный барабан главы. ƒо рассказа опытной и энергичной матушки € смотрел не вид€; не обратил € внимани€ и на то, что јрнота Ц единственный храм, где написаны все семь архангелов, замечательна роспись јрхангельский —обор. ’арактерна€ особенность композиций - каждого ктитора и мученика сопровождает ангел. ¬еликолепен ƒеисус, ѕричащение јпостоловЕ

Ђ»ди в тот монастырь, который теб€ принимает, а не в тот, в который ты хочешьї

ћатушка ћелети€ некоторое врем€ назад была переведена в монастырь Ѕистрица, внизу долины, но душой она осталась здесь, в јрноте, в орлином гнезде древних пустынников. ≈й нравитс€ и ее новое послушание, ведь р€дом мощи св€тител€ √ригори€ ƒвоеслова, но наплыв туристов и гостей в монастырь мешает сосредоточенности в молитве. Ђ¬ душе € больше всего люблю тишину и одиночествої, - говорит задумчиво матушка ћелети€. Ђћногие мен€ спрашивают, в чем причина моего стремлени€ уйти от мира. ћожет это из-за гордыни, страха перед человеческими грехами? »з-за неудачи в жизни и нелюдимости? Ќет. я разрываю с миром, чтобы познать Ѕога, чтобы он навсегда вошел в мою жизнь. ¬ јрноте, пройд€ через монастырские ворота, € пон€ла слова духовника отца —офиана из монастыр€ јнтим, произнесенные им как завещание: Ђ»ди в тот монастырь, который теб€ принимает, а не в тот, в который ты хочешьї.

Ђјрнота прин€ла мен€ с распростертыми объ€ти€ми. ќна встретила мен€ так, словно ждала только мен€. я помню первый день, как будто это было вчера. Ќе успела € занести свои вещи в келью, как сразу же подн€лась в монастырский сад. ќн был так прекрасен, со своими €блон€ми, обсыпанными золотистой пыльцой соцветий, что мен€ наполнило чувство внутреннего поко€, настолько глубокого, что, опустившись на траву, € полностью забылась. Ќе знаю, сколько времени € провела там. ќчнулась, когда козленок лизнул мен€ в лицо. ќн был сама невинность, покрытый чистой си€ющей белой шерстью; и по сей день мне представл€етс€, как будто это был мой ангел хранитель, побудивший мен€ остатьс€ здесь.

¬ јрноте прошли самые чудесные годы моей жизни. ƒаже в самые т€желые моменты € чувствовала себ€ счастливой, духовно радостной, сердце мое переполн€ли песнопени€. ћне вспоминаетс€, как однажды пришлось отправитьс€ по делам в Ѕистрицу, и € встала в четыре часа утра. я брела в снегу по колено, но нисколько не бо€лась. Ќаоборот, € особенно остро все ощущала, созерца€ над собой небо, усе€нное звездами, которые светились подобно сказочным светл€чкам и отражались в зеркале снежного наста, и, без вс€кого усили€, зазвучал мой голос - то были псалмы благодарени€... ≈два дождалась той минуты, когда поднимусь снова вверх, и в тиши кельи напишу стихи, в которых излию благодарение Ѕогу. ¬ јрноте € познала сладость молитвы и смысл поэзииї.

ћатушке ћелетии было у кого учитьс€ правилам истинно монашеского жити€. ќбразцом была дл€ нее престарела€ насто€тельница из Ѕыстрицы, котора€ в преклонном возрасте удалилась в пустынный скит, вед€ самую строгую и простую жизнь, отказавшись от готовой пищи и от малейших удобств, которые позвол€ли себе другие сестры: бани и печи в келье. ѕримером была матушка ћафтиди€, поистине св€та€ старица, имевша€ особый дар молитвы. ѕо рассказам сестер, когда она, больна€ и слаба€, молилась во врем€ литургии, ее окружали сонмы ангелов, воспевавших славу иконе ѕречистой Ѕогородицы. —тарица была удивительно добра по отношению ко всем. ¬ самые холодные зимы сестры, просыпа€сь утром, вдруг обнаруживали у дверей кельи охапку другую хвороста. ћатушка не разводила у себ€ огн€. ќна хотела защитить от холода молодых сестер, чтобы они утешались жаром пылающего в печи огн€ и при€тным смолистым запахом гор€щего дерева. ѕодвижнице было уже 96 лет, и она не выходила из монастыр€ ни на один день, даже во времена гонений на ÷ерковь после прин€ти€ декрета 1959 года. ≈е защитил св€титель √ригорий - св€той обратилс€ к ней с иконы, сказав: ЂЌе тревожьс€. Ќе уходи. ѕозаботьс€ о монастыре и о его св€тын€хї. ¬ ту ночь, когда умерла старица ћафтиди€, матушка ћелети€ внезапно проснулась и, с удивлением, услышала ее голос, произнесший: Ђƒа любим друг друга, что мы и исповедуем в нашей душеї. Ёто были последние слова, произнесенные в духе. ѕоследнее и самое важное завещание. Ћюбить и не забывать.

*∆удец - административно-территориальна€ единица в –умынии

Сорин Преда

ѕеревод с румынского ¬ладимир ћухин

18 июл€ 2006 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0