Ёлладска€

—тарец јмфилохий

Ѕлаженный старец јмфилохий (ћакрис)
Ѕлаженный старец јмфилохий (ћакрис)
/p>

ћы начинаем публикацию жизнеописаний современных греческих духовников. —ерию открывает житие старца јмфилохи€ (ћакриса), вз€тое из книги √. ћидлтона Ђƒрагоценные сосуды —в€того ƒуха. ∆изнеописани€ и духовные советы современных греческих старцевї (‘ессалоники, 2003)

Ѕлаженный старец јмфилохий (ћакрис) родилс€ 13 сент€бр€ 1889 года на св€том острове ѕатмос, том самом, где по откровению Ѕожию евангелист »оанн записал последнюю книгу Ќового «авета Ц јпокалипсис. Ѕогобо€зненные родители Ёммануил и »рина дали сыну во св€том крещении им€ јфанасий.  ак и многие старцы и св€тые ѕравославной ÷еркви, јфанасий вырос в большой кресть€нской семье. —емейные предани€ говор€т о благочестии его предков и о том, что божественна€ благодать не раз ниспосылалась на них. ќт материнской утробы маленький јфанасий проникс€ православным духом и потому по средам и п€тницам отказывалс€ от груди. ѕ€ти лет от роду он решил убедить свою крестную, котора€ только что была помолвлена, отказатьс€ от брака и провести оставшуюс€ жизнь в девстве. јфанасий оберег себ€ от ловушек мира и в семнадцать лет окончательно решил поступить в монастырь.

–одители с радостью дали ему свое благословение, и в марте 1906 года юный јфанасий стал послушником монастыр€ св€того »оанна Ѕогослова на острове ѕатмос. —тарша€ брати€ сразу полюбила его, и, возраста€ в подвиге и добродетели, он был пострижен в р€софор в августе того же года с наречением јмфилохием.

ћолодой монах јмфилохий был очень строг к самому себе. —окруша€сь о множестве своих немощей, он изобретал способы борьбы с греховными прилогами, стрем€сь ст€жать благодати ƒуха —в€того. ќсобенно он был умерен в употреблении пищи и во врем€ трапезы вкушал не более дес€ти кусочков, в постные же дни Ц семь или восемь олив. ѕрожив семь лет в монастыре и утверд€сь в добродетели, он был удостоен прин€ть великую схиму.

ƒуховный отец јмфилохи€ старец јнтониадис совершил постриг. ѕримечательно, что старец јнтониадис был духовным чадом отцов-колливадов, движение которых послужило духовному возрождению греков, истомленных турецким игом. Ёто объ€сн€ет особую аскетичность и миссионерскую ревность отца јмфилохи€.

ћонах јмфилохий, полностью посв€тив себ€ монашескому деланию, в глубине души хранил надежду на то, что обсто€тельства позвол€т ему совершать паломничества дл€ духовного назидани€. “ак и случилось в 1911 году: игумен монастыр€ решил отправить молодого јмфилохи€ на —в€тую √ору, чтобы он поучилс€ резьбе по дереву. Ёто была душеполезна€ поездка, глубоко запомнивша€с€ на всю жизнь.

Ќесколько лет спуст€, в мае 1913 года, игумен, вид€ добродетель и духовное возрастание молодого монаха, утвердилс€ в решении, согласном со всей братией монастыр€, посв€тить его в диаконский сан. јмфилохи€ направили на остров  ос, чтобы там он был рукоположен епископом. ќднако сознание недостоинства и неспособности своей к этому служению подвигли јмфилохи€ поступить по-иному. ќн сказал одному из братий, путешествовавшему вместе с ним, чтобы тоже быть рукоположенным: ЂЅрат мой, недостоин € чести такой. ”ж лучше буду переходить с места на место и просить милостыню с чистой совестью, чем недостойно восприиму честь рукоположени€. »ди с миром, а € отправлюсь в —в€тую «емлюї.

“ак сознание своей худости соединилось со свойственной јмфилохию свободой духа и гор€чим желанием видеть —в€тую «емлю. ѕаломничество это глубоко впечатлило его, и он решил просить патриарха »ерусалимского прин€ть его в Ѕратство хранителей √роба √осподн€. ќднако патриарх пожелал, чтобы молодой монах вернулс€ на место своего первого пока€ни€, вновь присоединившись к братии монастыр€ св€того апостола »оанна Ѕогослова на острове ѕатмос. ћонастырска€ же брати€ Ђнаказалаї его за непослушание, отправив в пустынь јполло, где подвизалс€ старец ћакарий. “ам монах јмфилохий провел несколько полных духовного ликовани€ лет, ревностно предава€сь молитве и безмолвию.

— юных лет јмфилохий видел, сколь разорительны дл€ духовной жизни греков оказались долгие годы турецкого гнета и иностранного владычества, и потому всегда стремилс€ с помощью Ѕожией потрудитьс€ к ее возрождению. ≈ще будучи простым монахом, он смог приобрести участок земли на скалистом западном склоне острова ѕатмос. «десь, по соседству с часовней, он построил две келлии и наде€лс€ со временем обустроить женский монастырь. ¬ 1920 году Ѕог послал јмфилохию его первую сотрудницу на миссионерской ниве Ц  аллиопу √уннарис (будущую монахиню ≈встокию).

«начимым дл€ миссионерских трудов монаха јмфилохи€ было рукоположение его в диаконы в 1919 году, а вслед за тем по настойчивому убеждению братии монастыр€ Ц и в св€щенники. » так начал он совершать Ѕожественную литургию, принимать духовных чад и осв€щать благодатью св€тых таинств свою миссионерскую де€тельность.

¬скоре после посв€щени€ он был послан на остров  ос служить на подворье монастыр€.

¬ добавление к св€щенническому служению в монастыре »оанна Ѕогослова, он исполн€л служение духовника на ƒодеканских островах, часто посеща€ остров  алимнос, где  аллиопа √уннарис работала учительницей и где началось формирование €дра будущего женского монастыр€.

¬ 1926 году отец јмфилохий был направлен служить в пещере ќткровени€ на ѕатмосе. ћного сил и времени удел€л он студентам ƒуховной јкадемии на ѕатмосе, стара€сь об их интеллектуальном и духовном возрастании дл€ служени€ ÷еркви и обществу. —емена, брошенные им, принесли обильный плод: его ученики стали старцами и игуменами нескольких монастырей.

¬ 1935 году острова были зан€ты италь€нскими войсками. ќккупационные власти стремились подчинить своему вли€нию церкви и монастыри, расположенные там, и потому старались о том, чтобы во главе их сто€ли люди, им послушные. —лучилось так, что в это врем€ должно было избрать нового игумена монастыр€ св€того »оанна Ѕогослова. Ѕрати€ же, к неудовольствию италь€нцев, но с согласи€ патриарха  онстантинопольского (в юрисдикции которого находились ƒодеканы), избрала насто€телем отца јмфилохи€.

¬скоре в п€тнадцати минутах ходьбы от монастыр€ в новом здании будущей женской обители Ѕлаговещени€ Ѕогородицы открылись курсы в€зани€ и ткачества (их основала  аллиопа √уннарис, перебравша€с€ к тому времени с несколькими благочестивыми девушками на ѕатмос). «десь тайно, поскольку италь€нцы запрещали обучать греческих детей родному €зыку, учили патмосских детей греческой грамоте.  урсы эти продолжали традицию тех тайных школ, которые были распространены среди греков во врем€ турецкой оккупации и во многом благодар€ которым были сохранены греческие €зык, культура и самосознание.

“руды старца обозлили италь€нцев, и в 1937 году он и  аллиопа √уннарис были изгнаны с острова в свободную √рецию.

¬место отца јмфилохи€ игуменом монастыр€ был поставлен угодный италь€нцам монах. ј небольша€ община в честь Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы, которую старец рассчитывал укрепить, осталась без духовного наставника, о чем в своем изгнании отец јмфилохий весьма сокрушалс€.

¬ јфинах он нашел приют у братства Ђ«оиї. ќтсюда совершал он поездки по всей √реции. ѕриехав на  рит, отец јмфилохий вн€л гор€чим просьбам жителей острова и осталс€ здесь духовником. “ак жил он на острове до 1939 года, когда смог наконец с великой радостью вновь вернутьс€ на ѕатмос.

¬ 1942 году италь€нска€ оккупаци€ ѕатмоса сменилась германской. —тарец, изнуренный скитани€ми, решил не возвращатьс€ к игуменству. ќн проводил жизнь на монастырских подворь€х, направив все свои духовные и физические силы на устроение женского монастыр€ Ѕлаговещени€. ќн заботливо устраивал монастырскую жизнь, закладыва€ то основание, на котором обитель должна была процвести.  роме монастырей на ѕатмосе и  алимносе, старец желал основать еще несколько обителей в других част€х √реции. —о временем его старани€ увенчались успехом, и им было положено основание монастыр€м на Ёгине и »карии, а также церковному центру и храму на  рите.

—тарец јмфилохий глубоко понимал людей и их нужды, равно пекс€ о душах и телах людских. —оверша€ какое-нибудь дело ради сокровища души человеческой, он не забывал иных сторон человеческой натуры. ќн обустраивал монастыри дл€ желающих проходить этим путем духовную стезю и думал о том, как развить умы и умножить таланты иных. ¬ 1947 году старец позаботилс€ о терпевших нужду сиротах –одеса, отправив на остров несколько монахинь во главе с игуменией ≈встокией, чтобы устроить там приют и отделение дл€ беременных.

Ћюбовь старца к страждущим чадам Ѕожиим была безмерна. ќн принимал верующих, несмотр€ на слабость и болезни. ј обеспокоенной его здоровьем монахине отвечал так: Ђя слуга ÷еркви и не могу отдыхатьї.

—ила его любви и молитвы была €влена в одном случае. ќднажды в јфинах две духовные дочери посетили старца. ќни покидали дом, где он остановилс€, уже поздно вечером. —тарец благословил их на дорогу и пожелал им доброй ночи. ¬се же он сильно тревожилс€ за них, потому что у одной из женщин болели колени и ей было т€жело ходить.  огда они ушли, старец прин€лс€ искренне молитьс€ об их безопасном возвращении домой. » вот больна€ почувствовала, что она словно бы приподнимаетс€ над землей. ≈е спутница тоже заметила, как она движетс€ в футе от земли. Ќа следующий день старец подтвердил, что это было ответом на его усердные молитвы о них. «абота старца о люд€х была безмерна, и благодар€ его страждущему сердцу Ѕог отвечал на его молитвы.

Ќа ѕасху 1968 года отец јмфилохий получил божественное извещение о его приближающейс€ кончине. ≈му дано было два года дл€ приготовлени€ себ€ самого и своих духовных чад к его отшествию. “ем не менее он очень переживал, что оставл€ет их. —о слезами он молил √оспода, дабы продлились его дни, чтобы он мог ободрить, укрепить и вразумить своих духовных чад. Ќезадолго до кончины он рассказал одному из них о €влении Ѕогородицы и св€того апостола »оанна Ѕогослова, которые открыли ему, что √осподь не склонилс€ на его прошение отпраздновать еще одну ѕасху, 1970 года, на земле. ¬скоре грипп истощил его силы, состо€ние его уже не улучшалось. ѕопрощавшись со всеми и отдав последние распор€жени€ духовным чадам, он предал свою душу в руки своего —пасител€ 16 апрел€ 1970 года.

¬ своей работе Ђƒуховное путеводитель по ѕравославному ’ристианствуї епископ  аллист (”эр) пишет о старце јмфилохии как о примере традиционного православного духовника:

Ђќтличительными чертами его характера были м€гкость, юмор, теплое расположение к люд€м и ощущение спокойной, почти торжественной радости. ≈го улыбка была полна любви, но совсем лишена сентиментальности. ∆изнь во ’ристе, как он это понимал, была не т€жким игом, грузом, несомым с угрюмой покорностью, но личным общением с Ѕогом, исполненным сердечного пыла. ќн был против любого духовного принуждени€ и суровости.  ак характерно дл€ него, что, лежа на смертном одре и проща€сь с монахин€ми, своими духовными чадами, он убеждал игумению не быть слишком строгой с ними: “ќни оставили все, пришли сюда; они не должны быть несчастны”.

¬ особенности мне запомнилось о нем вот что. ¬о-первых, его любовь к природе и особенно к деревь€м. ¬о-вторых (и это особенно выдел€ет пам€ть), тот совет, который он дал мне, когда €, новопоставленный св€щенник, возвращалс€ с ѕатмоса в ќксфорд, где € начал преподавать в университете. ќн никогда не был на «ападе, но имел тонкое понимание положени€ ѕравослави€ в диаспоре. “Ќичего не бойс€, Ц настаивал он. Ц Ќе бойс€, потому что ты православный, не бойс€, потому что, как православный, на «ападе ты часто будешь в изол€ции и всегда в меньшинстве. Ќе иди на компромиссы, но и не враждуй с другими христианами; не защищайс€, но и не нападай. Ѕудь самим собой”ї.

Герман Мидлтон

ѕер. с англ. ¬асили€ “омачинского

2 апрел€ 2007 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0