Александрийская

Приход равноапостольного Николая Японского в Йоханнесбурге

Внешний вид храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге
Внешний вид храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге
Христианство было принесено в Африку апостолом Марком, основавшим около 62 года по Р.Х. Александрийскую Церковь. После Халкидонского Собора от Александрийской Православной Церкви отделилась Коптская Церковь, не признавшая догмата о двух естествах Господа. Александрийская Церковь продолжала окормлять свою египетскую паству на протяжении всей истории страны, управляемой вначале римлянами, затем – турками, а впоследствии – англичанами. Однако миссионерская деятельность Церкви ограничивалась преимущественно Египтом. В других африканских странах о христианстве узнали примерно в XVI веке от западноевропейских миссионеров-католиков. В начале XX века некоторые священники стали открывать новые православные приходы и вести проповедь о Христе для всех жителей Африки. Таких приходов вначале было немного, но с активизацией африканского освободительного движения в середине XX столетия в разных уголках континента и преимущественно в странах Тропической Африки стало появляться все больше общин разных христианских конфессий.

История православных общин в Африке начинается в XX веке с образованием в Америке Африканской Православной Церкви. В самой Африке некоторые греческие священники стали рассказывать о православии не только выходцам из Греции, но и коренным африканцам. В течение второй половины XX века православие распространилось в ЮАР, Уганде, Кении, Танзании, Зимбабве, Заире, Мадагаскаре, Гане, Нигерии, Камеруне, странах Центральной Африки. Богослужение было переведено на многие африканские языки; так только в Кении в православных храмах молятся на 11 языках.

Однако и сейчас православные приходы во многих городах Африки – это чаще всего общины лишь небольших диаспор из традиционно православных стран. Довольно естественно, что в каждом из храмов служат на языке своей страны, в основном, греческом или славянском.

В 1987 году в Южной Африке было создано православное общество, решившее заниматься просветительской деятельностью среди коренных жителей ЮАР и совершать богослужение на языке, понятном всем африканцам. Небесным покровителем общества стал равноапостольный Николай Японский. «Это был русский миссионер, отправившийся в Японию и взрастивший Японскую Церковь. Он не пытался сделать японцев русскими, и именно такой пример межнациональной миссии является для нас образцом. Общество призвано рассказывать о православии всем, независимо от этноса, языка и национальной культуры», – сообщается на интернет-страничке общества, преобразованного впоследствии в православный приход. Языком регулярных богослужений стал английский.

Иконостас храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге
Иконостас храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге
Вначале приход святителя Николая Японского собирался в англиканской капелле, арендовавшеся на некоторые дни недели. После торжественного пасхального богослужения 1988 года алтарник-южноафриканец с удивлением говорил: «Я и не думал, что белые могут так хорошо петь». Общество стало издавать православную литературу, открыв один из немногих православных магазинов в Южной Африке, где можно было встретить не только греческие и славянские книги, но и тексты, переведенные на различные южноафриканские языки. Издания распространялись и по почте. Постепенно налаживались связи с общинами Африканской Православной Церкви в Кении и Уганде. Однако каждый раз после завершения богослужения прихожанам приходилось убирать иконостас, для того чтобы верующие Англиканской Церкви могли собираться в привычной для них обстановке. (Практика временной аренды помещений для богослужения существует и в других православных общинах: например, в приходе города Кембридж современной Сурожской епархии каждое воскресенье после литургии православные прихожане вновь расставляют скамейки в здании англиканской семинарии и уносят храмовые иконы.)

Вторым храмом прихода святителя Николая Японского стала русская церковь, где богослужения проходили раз в месяц, начиная с 1989 года. Хотя храм по-прежнему арендовался у русской общины, но теперь исчезла необходимость разбирать иконостас после литургии.

Наконец, в 1990 году была приобретено старое здание церкви у пятидесятников и освящено как православный храм во имя равноапостольного Николая Японского. Именно здесь с конца октября того же года и стали проходить богослужения прихода на английском языке с включением некоторых песнопений по-славянски и по-гречески.

Некоторое время община находилась в юрисдикции Американской Церкви, а затем перешла в подчинение Александрийской Церкви. Приход с любовью встречает всех – и южноафриканцев, и выходцев из православных стран. После прекращения политики апартеида число иностранцев в Южной Африке значительно увеличилось – это и иммигранты, и высококвалифицированные специалисты, приглашенные в страну для временной работы.

Икона «Крещение Руси» в миссионерском православном приходе Йоханнесбурга
Икона «Крещение Руси» в миссионерском православном приходе Йоханнесбурга
Иконы и росписи храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге созданы Кэти Макдональд и другими прихожанами. Иконография во многом связана с Россией – здесь есть иконы блаженной Ксении Петербургской, преподобномученицы Елисаветы, «Крещение Руси».

Совсем недавно приход святителя Николая открыл приписной храм чуть южнее Йоханнесбурга. Основной язык, понятный каждому из жителей этих мест, – африкаанс. Назначенный сюда священник Иаков Ван дер Риет перевел текст Божественной литургии на африкаанс, а регент храма святителя Николая Японского Джорджия Жаммин переложила этот перевод на ноты. Теперь каждое воскресенье прихожане молятся на своем родном языке.

Феодор II, Папа и Патриарх Александрии и всей Африки, регулярно бывает в храме святителя Николая Японского. В феврале 2007 года, в память 95-летия со дня преставления равноапостольного покровителя миссионерского прихода в Йоханнесбурге, предстоятель Александрийской Церкви служил здесь Божественную литургию вместе с епископами Йоханнесбурга, Кейптауна и Эфиопии. Блаженнейший Феодор и прихожане храма молились святому равноапостольному Николаю об укреплении православия и становлении их миссионерского прихода. Затем Блаженнейший Феодор рассказал собравшимся о своем посещении России и первом знакомстве с жизнью святителя Николая Японского.

В Россию ездил и диакон храма доктор теологии Стивен Хайес: летом 1995 года он посетил миссионерский факультет Свято-Тихоновского института, побывал в разных храмах Москвы и учил подростков из православного молодежного лагеря в Клину петь «Трисвятое» на языке зулу – еще одном распространенном языке Южной Африки.

16 февраля 2007 года члены прихода рады были узнать, что «их святой» стал небесным заступником еще одного православного миссионерского центра – будущего крупнейшего собора на севере российской столицы в Бибиреве. Увидев фотографии внутреннего убранства русского храма в честь японского миссионера, узнав о визите в Москву епископа Сендайского Серафима и его рассказе о православии в современной Японии, прихожане Южной Африки почувствовали себя не одинокими в своей православной просветительской деятельности. Им удалось ощутить, что к помощи равноапостольного Николая Японского прибегают многие современные миссионеры, желающие подарить свет Христов людям всех национальностей, будь то русские, южноафриканцы, японцы или жители других стран.

Галина Бесстремянная

14 марта 2007 года

Трансляция в формате RSS 2.0