»ерусалимска€

ћонастырь —в€того  реста в »ерусалиме. „асть 1

ћонастырь —в€того  реста расположен в красивой зеленой долине в западной части »ерусалима. ≈го древние, пожелтевшие от времени высокие стены, т€нущиес€ из-за стен к небу два огромных кипариса привлекали внимание каждого, кто приезжал в —в€той город. Ќо монастырские окна всегда оставались закрытыми, а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.

/p>

—наружи монастырь выгл€дит как старинный средневековый замок. ћассивные стены, возвышающийс€ купол монастырского собора, колокольн€ с мраморными часами так не похожи на расположенные поблизости современные городские дома. ’удожники не раз изображали монастырь на своих полотнах, архитекторы изумл€лись гармонии его линий, обычные люди смотрели на него с любопытством. ћонастырь выгл€дел таким неприступным.

—ведени€ о его истории весьма скупы. ¬прочем, в трудах по истории греческого и грузинского монашества о монастыре писалось, ибо прежде всего с √рецией и √рузией св€зана истори€ основани€ и процветани€ этого монастыр€.

¬ 1985 году патриархом »ерусалимским ƒиодором были официально открыты ворота монастыр€ дл€ всех, так что теперь можно подивитьс€ архитектурному разнообразию построек, прежде скрытых массивными монастырскими стенами, и многоцветным мозаичным полам и фрескам древней церкви. ¬печатлени€ таковы, что не оставл€ют равнодушным никого.

ѕредани€ об основании монастыр€

ћонастырь —в€того  реста в »ерусалиме
ћонастырь —в€того  реста в »ерусалиме
ћонастырь —в€того  реста и то место, на котором была построена монастырска€ церковь, упоминаютс€ во многих предани€х и легендах. ќни восход€т преимущественно к —редним векам Ц эпохе расцвета монастыр€, но некоторые из них намного древнее. ѕо одному из таких преданий основание монастыр€ относитс€ ко времени византийского императора  онстантина ¬еликого и матери его ≈лены, то есть к IV веку н. э.

ƒруга€ легенда, веро€тно XVIII столети€, датирует основание монастыр€ V веком. » св€зывает это событие с “атианом, царем »берии (√рузии). —читаетс€, что “атиан, предприн€в паломничество в —в€тую «емлю, решил построить иберийский монастырь к западу от »ерусалима, на земле, которую  онстантин ¬еликий пожаловал ћириану, другому иберийскому царю.

“ретье предание относит строительство монастыр€ ко времени правлени€ императора »ракли€ (610-641). ¬озвраща€сь с победой из персидского похода, »раклий, прежде чем войти в —в€той град, стал лагерем на том месте, где теперь находитс€ монастырь. ћесто это почиталось в силу того, что там выросло  рестное древо Ц то дерево, из которого был изготовлен  рест ’ристов. —ам „естной  рест, который »раклий вернул из ѕерсии в —в€тую «емлю, был водружен на √олгофе. »раклий же и повелел на выбранном месте построить монастырь.

ƒанные современной исторической науки не могут подтвердить достоверность преданий, св€занных с основанием монастыр€ —в€того  реста, хот€ в предани€х и говоритс€ о реальных событи€х и лицах, сыгравших важную роль в истории —в€той «емли и в особенности города »ерусалима византийского периода.

—в€та€ ≈лена, мать императора  онстантина ¬еликого, действительно посещала »ерусалим и наблюдала строительство ÷еркви ¬оскресени€ во —в€том граде и ≈леонской базилики на горе ќлив (≈леонской горе). ќднако нет никаких исторических доказательств св€зи ее имени с возведением других сооружений в »ерусалиме, в том числе и монастыр€ —в€того  реста. ј в более позднее врем€ каждое почитаемое христианами место на —в€той «емле св€зывали с именем св€той ≈лены.

ѕрисутствие иберийских монахов и паломников, в особенности царского рода, в ѕалестине в IV-V веках €вл€етс€ историческим фактом, но не было найдено современных той эпохе доказательств существовани€ партикул€рного иберийского монастыр€, посв€щенного —в€тому  ресту, наход€щегос€ в окрестност€х »ерусалима.

»сторически не подтверждаетс€ и тот факт, что иберийские цари “атиан и ћириан посещали —в€тую «емлю.  роме того, даже существование у иберийских правителей в V веке имени “атиан сомнительно. ¬ противоположность им, имена византийских императоров ёстиниана и »ракли€ тесно св€заны с историей христианских св€тынь и с основанием церквей и монастырей на —в€той «емле. “ак что упоминание их имен в приведенных выше предани€х исторически обосновано.

ћонастырь —в€того  реста в »ерусалиме
ћонастырь —в€того  реста в »ерусалиме
/p>

Ћегенда, относ€ща€с€ к св€тости земли, на которой стоит монастырска€ церковь, не менее интересна. ѕо легенде, церковь была построена на месте, где выросло древо  реста. ƒо XV века паломники могли видеть позади алтар€ монастырской церкви и то место, где это дерево росло, и часть его ствола. —егодн€ это место находитс€ внутри капеллы, пристроенной с северо-восточной стороны храма.

ќ предани€х, св€занных с древом  реста и монастырем, говоритс€ в церковных источниках, в путевых заметках паломников и описани€х —в€той «емли начина€ с XII века. “ем не менее известно, что первоначальна€, сама€ ранн€€ легенда относитс€ к годам византийского владычества (IV-VII века). ¬последствии древнее предание записывалось с новыми добавлени€ми, пока в XVII веке не приобрело окончательной формы, имеющей хождение в наше врем€.

—огласно этому повествованию, истори€ древа  реста началась еще в библейские времена, во времена праотца јвраама, которому Ѕог —ам €вилс€ в ћамвре в виде трех ангелов (см.: Ѕыт., гл. 18). “огда ангелы, следовавшие в —одом, оставили три своих посоха јврааму. ѕосле истреблени€ —одома и грехопадени€ Ћота и его дочерей (см.: Ѕыт., гл. 19), Ћот, встретив јвраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. јвраам дал Ћоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестност€х »ерусалима и поливать водой из реки »ордан. ≈сли посохи прорастут, грех Ћотов против неба и Ѕога будет прощен. Ћот исполнил все, что велел ему јвраам. ќн посадил посохи в долине, где сегодн€ стоит монастырь, носил воду из реки »ордан, боролс€ с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. » они пустили побеги и выросли в триединое дерево Ц пинию-кипарис-кедр.

ƒалее предание повествует о том, что это необыкновенное дерево упало во врем€ царствовани€ цар€ —оломона и постройки храма, но дл€ строительства иудейского храма не пригодилось. Ѕалки, сделанные из него, оказались не впору и были выброшены как прокл€тые и бесполезные. ѕозже из этих балок и был сооружен  рест ’ристов.

ƒругое древнее предание св€зывает монастырь —в€того  реста с сосудами иудейского храма в »ерусалиме. —огласно ему, ¬елисарий, военачальник византийского императора ёстиниана, захвативший в 536 году –им, вывез оттуда сосуды, хранившиес€ как военна€ добыча римл€н, разрушивших »ерусалимский храм. »х поместили в огромной, построенной ёстинианом в »ерусалиме церкви, посв€щенной Ѕогородице, котора€ известна как "Ќова€ церковь". ¬о врем€ персидского нашестви€ 614 года сосуды спр€тали в монастыре —в€того  реста. ¬ 796 году арабы-мусульмане напали на монастырь и убили всех монахов, так что место, где сокрыты сосуды, остаетс€ неизвестным до сих пор.

»стори€ монастыр€ в V-X веках

—егодн€ не приходитс€ сомневатьс€ в том, что монастырь —в€того  реста был основан в византийский период истории »ерусалима. —оединение сведений из рукописных источников с археологическими находками позвол€ет с большой точностью определить начало монастырской истории.

“ак, монастырь упоминаетс€ нар€ду с другими обител€ми, расположенными в окрестност€х »ерусалима, в одной из рукописей библиотеки »ерусалимской ѕравославной ÷еркви, содержащей сведени€ о положении этой ÷еркви в VI-VII веках.

ј недавно археологи обнаружили новые доказательства. — 1969 по 1973 год »ерусалимска€ ѕатриархи€ провела крупномасштабные работы по реставрации монастырских сооружений. ѕрограмма работ включала в том числе и консервацию мозаичных полов в монастырской церкви ( афоликоне): мозаики были целиком удалены со своего основани€, смонтированы на новую твердую основу и после реставрации положены на прежнее место. Ёто дало возможность провести некоторые археологические исследовани€, зафиксировав образцы найденной сохранившейс€ мозаики пола.

Ѕольшей частью эти находки были фрагментами раннего мозаичного пола, который может быть датирован VI веком н. э. ‘рагменты этого древнего пола были обнаружены в диаконнике и жертвеннике, и их общее расположение дает основание полагать, что план первоначального здани€, которому они принадлежали, был сходен с планом церкви в насто€щее врем€.

—ледовательно, у нас есть и археологическое доказательство дл€ определени€ начальной стадии строительства монастыр€, который мог быть построен в годы византийского управлени€ —в€той «емлей. Ѕыл ли монастырь основан в годы царствовани€ императора ёстиниана (527-565) или императора »ракли€ (610-641), с достоверностью узнать нельз€: известно, что в правление обоих императоров в —в€той «емле было основано и построено множество монастырей и церквей.

Ќо при византийском императоре ёстиниане именно в »ерусалиме и его окрестност€х шло активное строительство новых и восстановление прежних церковных и монастырских построек. ѕоэтому можно предположить, что выделение средств на закладку монастыр€ и строительство монастырской церкви было сделано еще при ёстиниана, в VI веке. —ледует учесть и то, что именно VI век был "золотым веком" монашества в —в€той «емле.

ѕоследующа€ истори€ монастыр€ —в€того  реста схожа с истори€ми других монастырей ѕалестины.

ѕри вторжении персов в 614 году были разрушены многие церкви и разорена больша€ часть монашеских общин, а тыс€чи иерусалимских жителей-христиан безжалостно вырезаны.  онечно, монастырь —в€того  реста, расположенный всего лишь в нескольких километрах от »ерусалима, вр€д ли избежал участи большей части палестинских обителей и, скорее всего, был также опустошен и заброшен.

«ахваченные палестинские земли были освобождены лишь после победного завершени€ войны ¬изантии с персами в 629 году. »раклий и его арми€ прошли по ѕалестине победным маршем, освободили пленных. «ахваченный персами  рест √осподень был возвращен в ѕалестину и воздвигнут на прежнем месте Ц на √олгофе. ѕрежде чем покинуть »ерусалим, »раклий отдал распор€жение патриарху »ерусалима «ахарии восстановить разрушенные церкви и монастыри на средства императорской казны.

ћожно предположить, что в план восстановлени€ был включен и монастырь —в€того  реста. ¬полне веро€тно и то, что император мог отдать особые распор€жени€ именно о монастыре —в€того  реста, так как военна€ кампани€ против персов имела характер крестового похода, а одной из главных ее целей было возвращение св€того  реста √осподн€. ¬осстановление монастыр€ могло быть выражением благодарности императора св€тому  ресту за благопри€тный исход войны против ѕерсии.

—пуст€ несколько лет, в 638 году, ѕалестину и »ерусалим захватили арабы. јрабское нашествие стало началом периода т€желых испытаний дл€ христиан ѕалестины.

ќтрыв ѕалестины от ¬изантии и христианского мира, экономический упадок, репрессии арабских завоевателей против христиан, дикие набеги сарацин и других арабских племен на монастыри Ц все это стало причиной разрушени€ и запустени€ большинства христианских обителей —в€той «емли. »з соображений безопасности небольшое число оставшихс€ монахов были вынуждены обосноватьс€ в крупных городах, исполн€€ монашеские обеты в безмолвном терпении.

ѕритеснени€ христианского населени€ ѕалестины арабскими завоевател€ми стало особенно жестоким в конце X Ц начале XI веков, в период правлени€ аль-’акима, халифа из династии ‘атимидов (996-1021). ¬ 1009 году по его приказу в »ерусалиме были разрушены большинство церквей и монастырей, в том числе и храм ¬оскресени€, и возобновлены жестокие гонени€ на христиан.

ћонастырь —в€того  реста, скорее всего, также был полностью разрушен, а если и нет, то, по крайней мере, опустошен настолько, что стал непригодным дл€ проживани€ в нем и оказалс€ заброшен.

(ќкончание следует.)

Василиос Цаферис

ѕеревод с англ. ≈вдокии ѕоздн€ковой

5 апрел€ 2007 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0