японска€

»еромонах √ерасим: Ђѕравославное монашество в японии только начинаетс€Еї

¬ыступление иеромонаха √ерасима (Ўевцова) на семинаре  иотосской епархии японской јвтономной ѕравославной ÷еркви о русской монашеской традиции
¬ыступление иеромонаха √ерасима (Ўевцова) на семинаре  иотосской епархии японской јвтономной ѕравославной ÷еркви о русской монашеской традиции
12 феврал€ 2007 года наместник монастыр€ св€того равноапостольного Ќикола€ японского в г. “окио иеромонах √ерасим (Ўевцов) выступил на семинаре  иотосской епархии японской јвтономной ѕравославной ÷еркви с лекцией о русской монашеской традиции.

”чебные семинары организуютс€ в «ападно-€понской ( иотосской) епархии с 2003 года. ќбычно это достаточно продолжительный курс, включающий зан€ти€ по истории ÷еркви и церковной музыке. ¬ качестве преподавателей выступают св€щенники, катехизаторы, регенты и светские ученые. ’рам ѕокрова Ѕогородицы в ќсака стал первым приходом епархии, где в 2003 году был проведен Ђ урс по изучению ѕравослави€ї Ц еженедельные регул€рные зан€ти€ клира и прихожан. ј следующий курс слушали уже три прихода: ќсака, Ќаго€ и “оЄхаси.

ќднодневный семинар, посв€щенный истории российского монашества, €вл€етс€ составной частью этих учебных курсов. —еминар был проведен 12 феврал€ 2007 года в ќсаке и посв€щен основанию в “окио первого монастыр€ японской православной ÷еркви. —лужбы в монастыре, открытом в часовне во им€ св€тител€ Ќикола€ японского на территории “окийского собора, ведутс€ с декабр€ 2005 года. –ешением —в€тейшего —инода –усской ѕравославной ÷еркви в св€зи с просьбой митрополита “окийского, архиепископа всей японии ƒаниила в “окио был командирован насельник —в€то-“роицкой —ергиевой лавры иеромонах √ерасим (Ўевцов).

ќтец √ерасим прин€л монашеский постриг во врем€ учебы в ћосковской духовной семинарии. «атем иеромонах √ерасим закончил ћосковскую духовную академию и занималс€ преподавательской работой.

¬ японии традици€ отшельничества большей частью св€зываетс€ с буддийскими монастыр€ми, имеющими давнюю историю. ƒревнейший из них, располагавшийс€ на горе ’иэй близ древней столицы  иото, был сожжен в 1571 году военным правителем ќда Ќобунага, желавшим показать свое рвение новокрещенного католика миссионерам-иезуитам. ¬ стране издавна существуют и синтоистские монастыри. ѕервые проповедники христианства в японии Ц католики в XVI веке принесли с собой и христианскую монашескую традицию, основав несколько обителей, уничтоженных во врем€ гонений на христианство в начале XVII века.  атолические монастыри вновь по€вились в конце XIX века, когда япони€ стала открытой дл€ иностранных миссионеров всех вероисповеданий. —ейчас в японии действует несколько монастырей и аббатств разных христианских конфессий.

япони€ до сих пор практически не была знакома с институтом православного монашества. ’от€ уже несколько лет здесь существует один действующий монастырь в “иба, где служит старейший православный пастырь японии Ц архиепископ Ќиколай (—а€ма), но формально этот монастырь относитс€ к подворью –усской ѕравославной ÷еркви в японии, и здесь подвизаютс€ монахини из ¬ладивостока. ќткрытый на территории ¬оскресенского кафедрального собора —в€то-Ќикольский монастырь стал первой обителью японской ѕравославной ÷еркви. “аким образом, воплотилась в жизнь мечта архиепископа Ќикола€ японского, предвидевшего возникновени€ монашеского делани€ в —тране восход€щего солнца и потому так желавшего перевести полный круг богослужени€ и все книги —в€щенного ѕисани€ на €зык своей паствы.   сожалению, равноапостольному миссионеру не удалось полностью завершить православный перевод. ќднако искренний интерес православных верующих японии, собравшихс€ из многих приходов, чтобы послушать в ќсака лекцию об истории монашества, служит надеждой на продолжение православного перевода богослужебных книг и —в€щенного ѕисани€.

¬ часовне св€тител€ Ќикола€ японского был возведен алтарь и установлен иконостас. ƒл€ того чтобы больше людей могли участвовать в молитве, с внешней стороны часовни был установлен специальный навес, так что образовалс€ притвор дл€ дес€ти-двадцати человек. ¬се богослужени€ в монастыре совершаютс€ на €понском €зыке. ќснование монастыр€ привело к необходимости перевода на €понский €зык некоторых православных молитв и тропарей.

—еминар 12 феврал€ началс€ с торжественного молебна. «атем отец »сай€ —акаи, насто€тель храма св€того апостола и евангелиста ћатфе€ в “оЄхаси, рассказал о становлении монашества на —в€той горе јфон. —в€щенник поведал и о своем опыте соприкосновени€ с отшельничеством.  ак-то в детстве ему очень захотелось испытать, что означает находитьс€ в полном удалении от людей. ѕоэтому он отправилс€ в горы, остановилс€ в удаленном пустынном месте и наблюдал, как постепенно сначала к вершинам, а затем и к подножию гор подступала темнота. ¬друг в полной тишине и кромешной тьме раздалс€ пронзительный крик диких кабанов. ћальчику стало смертельно страшно, и он стремглав побежал домой.

ѕосле вступительной лекции отца »сайи последовал основной доклад отца √ерасима Ђћонашество в –усской ѕравославной ÷ерквиї. »еромонах √ерасим служит в японии уже больше года, и семинар был, пожалуй, первой возможностью рассказать о монашестве и монастырской жизни большому числу €понских верующих.

ќтец √ерасим поведал о крещении –уси, о  иево-ѕечерской лавре и ее основател€х св€тых јнтонии и ‘еодосии. Ѕлагодар€ трудам родоначальников российского монашества, обители стали по€вл€тьс€ по всей –уси. Ќекоторое врем€ спуст€ возникла родна€ дл€ отца √ерасима —в€то-“роицка€ —ергиева лавра Ц пожалуй, самый значимый монастырь дл€ всех русских людей. Ќа прот€жении всей истории –оссии монастыри и аскетическа€ жизнь были наиболее €рким выражением православной веры. ќни всегда привлекали множество паломников из числа мир€н. ћонашество не исчезло и во врем€ гонений XX века: несмотр€ на закрытие храмов и обителей, многие принимали постриг и исполн€ли обеты, продолжа€ жить видимой мирской жизнью.

ѕосле лекции отцу √ерасиму задали множество вопросов, свидетельствующих о неподдельном интересе верующих японской ѕравославной ÷еркви к институту монашества, в том числе:

Ц о личном имуществе монахов, об общежительных и особножительных монастыр€х;

Ц о том, как станов€тс€ монахами в наши дни, как общины преобразуютс€ в монастыри;

Ц о монашеских обетах, т€жест€х и радост€х монашеского пути, о сложност€х выполнени€ послушаний;

Ц о старчестве, о наставлени€х, передаваемых от учител€ к ученику, о старцах наших дней в –оссии и других странах;

Ц о становлении —оловецкого монастыр€;

Ц о жизни преподобного —ерафима —аровского.

“епла€ неформальна€ атмосфера семинара в ќсака и гостеприимство сестричества при ќсакском храме позволили слушател€м задавать самые разные вопросы и не бо€тьс€, что они могут попасть впросак. ¬о врем€ обсуждени€ часто можно было видеть улыбки и слышать дружеский смех.

¬спомнив слова отца »саии о детском поиске ощущений отшельника, иеромонах √ерасим предложил слушател€м поразмышл€ть, есть ли у кого-то из них насто€щее желание удалитьс€ от мира и людей и, возможно, вместе с ним попробовать пожить в горах, пребыва€ в молитве и довольству€сь скромной пищей. »з такой православной общины мог бы вырасти насто€щий православный монастырь. » хот€ многие слушатели лекции восприн€ли призыв наместника Ќикольского монастыр€ с улыбкой, в “окио уже сейчас вместе с отцом √ерасимом подвизаютс€ двое послушников.

¬ последнее врем€ все больше верующих начинают интересоватьс€ историей монастырей, а кто-то на некоторое врем€ становитс€ одним из братии. ƒва года назад диакон ѕавел Ќаканиси выступал с подобной лекцией и рассказывал о своей жизни на —в€той горе јфон в течение полугода. Ќекоторые православные €понцы предпринимали паломнические поездки в –оссию и другие страны и подолгу останавливались в монастыр€х. ¬ но€бре 2006 году группа мир€н японской ѕравославной ÷еркви в течение недели гостила в —в€то-“роицкой —ергиевой лавре.

Ђ¬се только начинаетс€, Ц говорит отец √ерасим о монастырской жизни в “окио. Ц ” нас ежедневна€ молитва. ”тром Ц полунощница, утрен€ и первый час. ƒнем, в 12.30, Ц молебен св€тителю Ќиколаю японскому. ¬ 5 часов Ц вечерн€, потом трапеза и повечерие. Ќас всего трое покаЕї.

ќтец √ерасим подчеркнул, что монашество Ц это только один из путей к спасению, и иночество должно быть призванием и выбором только тех, кто способен его вместить. ќднако истори€ свидетельствует, что дл€ становлени€ монастырей всегда прежде всего требовалась христианска€ проповедь и знание о монашеской жизни. »менно такому рассказу о монашеском делании, об обетах целомудри€, нест€жани€ и послушани€, о пути к посто€нному богообщению и молитве, об истории общин и их перерождении в монастыри и была посв€щена лекци€ об истории русского монашества, на которую собрались около 100 человек Ц значительное количество дл€ семинаров японской ѕравославной ÷еркви.

Галина Бесстремянная

22 июн€ 2007 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0