итайска€

¬озрождение ѕравослави€ в  итае

¬  расном  итае де€тельность ÷ерквей вс€чески подавл€лась, а распространение любой информации о них было запрещено. »зменени€ в жизни китайского общества, произошедшие в последние дес€тилети€, коснулись и религиозной сферы, так что можно говорить о возрождении религиозной жизни в стране. ќживл€етс€ и жизнь православных общин  ита€. ќ том, каким видитс€ православный  итай неправославному теологу, профессору Ѕоннского университета (‘–√) –оману ћалеку , его стать€, опубликованна€ в немецком журнале ЂChina heuteї (Ђ итай сегодн€ї, 2006, є 4Ц5).

¬  итае проживают около 13 000 православных христиан. ќднако их считают не религиозной общиной, а представител€ми русского национального меньшинства. Ќемногие русские и потомки смешанных китайско-русских семей живут разбросанно, прежде всего в северных районах  ита€, например около 400 человек Ц в  итае, другие Ц в Ћабдарине во ¬нутренней ћонголии, в —иньцз€не, в ’арбине, а также в Ўанхае. ’от€ 12 сохранившихс€ церквей (три в —иньцз€не и во ¬нутренней ћонголии, остальные в ’арбине, Ўанхае, „угулаке и Ёргуне) были реставрированы, они не всегда используютс€ по назначению.

“радиционно ’арбин в ћаньчжурии (—еверо-¬осточный  итай) считаетс€ центром ѕравослави€ в  итае: после окт€брьского переворота 1917 года в нем обосновались около 250 000 беженцев из –оссии. ќни даже открыли в ’арбине православный богословский факультет в местном университете. ≈ще в 1949 году в ’арбине насчитывалось 23 православные церкви с 45 000 верующих, в большинстве своем русских. ≈ще 60 000 православных жили в других городах  ита€, например в ѕекине, “€ньцзине и Ўанхае. Ќакануне  ультурной революции 1966Ц1976 годов в  расном  итае насчитывалось около 100 православных общин, а также восемь монастырей в п€ти епархи€х Ц ѕекине, ’арбине, Ўанхае, “€ньцзине и —иньцз€не. ¬ эпоху  ультурной революции фактически все русские были вынуждены эмигрировать, сохранилась лишь ’арбинска€ епархи€, к чьей де€тельности (так же, как к официально непризнанным общинам в —иньцз€не и ¬нутренней ћонголии) как к про€влению активности русского национального меньшинства власти относ€тс€ терпимо.

¬опрос об официальном признании

–усска€ ѕравославна€ ћать-÷ерковь, от которой ѕравославна€ ÷ерковь в  итае в св€зи с ее положением в советской –оссии отделилась уже в 1922 году, в течение р€да лет прилагает усили€ дл€ восстановлени€ ѕравославной ÷еркви в  итае. ’арбинска€ епархи€ смогла возобновить св€зи с ћосковским ѕатриархатом в 1993 году, в св€зи с чем митрополит —моленский и  алининградский  ирилл (√унд€ев), руководитель ќтдела внешних церковных св€зей ѕатриархата, и нанес визит в эту епархию. ѕосле смерти св€щенника √еорги€ „жу Ўипу в 2000 году патриарх јлексий II просил у китайских властей разрешени€ прислать преемника ему, но положительного ответа не получил.

–усска€ духовна€ мисси€ в  итае была основана в 1685 году. ¬ св€зи с 300-летним юбилеем ее создани€ –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь, воспользовавшись этим поводом, начала переговоры о признании китайскими власт€ми ѕравославной ÷еркви. ћитрополит  ирилл в ходе визита в ѕекин в 2001 году пыталс€ добитьс€ от ”правлени€ по делам религии  ита€ свободного отправлени€ культа православными христианами.

ѕроблема пастырства в православных общинах в —иньцз€не стала настолько критической, что местные власти неофициально разрешили с 2002 года русскому православному архиепископу јстанайскому јлма-јтинскому ћефодию (Ќемцову, род. в 1949 г.) осуществл€ть пастырскую де€тельность в местных общинах. ѕосле того как 16 декабр€ 2003 года последний православный св€щенник в ѕекине јлександр ƒу Ћифу скончалс€, встал вопрос о назначении его преемника, однако, хот€ переговоры об этом и велись, добитьс€ разрешени€ о преемнике не удалось.  итайские власти, правда, разрешили, чтобы св€щенник ћосковского ѕатриархата служил заупокойную службу в католическом кафедральном соборе в ѕекине.  огда викарный епископ ћарк (√оловко) из ћосквы в августе 2004 года приехал провести еще одни переговоры с китайскими чиновниками, он смог провести богослужение в российском посольстве в ѕекине.  ак заверил ¬ан ÷зуо-ан из ”правлени€ по делам религии, вскоре в Ўанхае будут реставрированы две православные церкви и будет разрешено проводить богослужение двум православным св€щенникам.

ћежду тем президент ¬ладимир ѕутин поддержал настойчивые усили€ ћосковского ѕатриархата, подн€в этот вопрос во врем€ своего визита в  итай. ѕатриарх јлексий и митрополит  ирилл используют каждый удобный случай, чтобы напомнить мировой общественности об этой проблеме.  итайские власти, как говор€т, подумывают о пополнении списка официально признанных религий иудаизмом, ѕравославием, бахаизмом и мормонами. —оответствующему комитету будет поручено разработать директивы и разумные критерии, а также прин€ть некоторые административные меры. —уществует определенна€ возможность, что ѕравославна€ ÷ерковь  ита€ будет признана как официальное религиозное объединение еще до ќлимпиады 2008 года.

Ќа пути к возрождению

ѕравославие в  итае становитс€ все более активным. ѕриведем несколько примеров этого. 18 китайских студентов с 2003 года с согласи€ ”правлени€ по делам религии  ита€ изучают православное богословие в ћоскве и —анкт-ѕетербурге. » наоборот, русские студенты-богословы едут в  итай и на “айвань дл€ изучени€ китайского €зыка. ¬ ћосковской духовной академии с 2004 года существуют курсы китайского €зыка и культуры. — этим св€зана надежда на то, что, с одной стороны, китайские православные св€щенники смогут получать образование в –оссии, что создаст основу дл€ восстановлени€ православной иерархии в  итае, и на то, что, с другой стороны, русское духовенство сможет вести пастырскую де€тельность среди многих тыс€ч китайцев в –оссии. ”же в 2003 году духовным лицам и мир€нам ¬ладивостокской епархии было рекомендовано изучать китайский €зык и культуру, так как только во ¬ладивостоке среди приблизительно 600 000 жителей были официально зарегистрированы 30 000 китайцев (согласно другим источникам, их насчитываетс€ 80 000Ц90 000 человек). ћногие из них посещают церкви, поэтому существует остра€ нужда в люд€х, которые могли бы разъ€снить на китайском €зыке сущность христианской религии. ”же имеетс€ и соответствующа€ литература на китайском €зыке.

ѕосле смерти последнего православного св€щенника в ’арбине √еорги€ „жу Ўипу (2000 г.) и в ѕекине Ц јлександра ƒу Ћифу (2003 г.) лишь в Ўанхае, как утверждают, проживают один св€щенник и один диакон. ќднако там официальна€ де€тельность христианской общины невозможна, потому что в Ўанхайской церкви во им€ св€тител€ Ќикола€ располагаетс€ ресторан. “ем не менее, несмотр€ на все трудности, люди хот€т поддерживать религиозную жизнь. ¬ 2005 году в ѕекине на территории российского посольства собрались сотни русских православных верующих, чтобы присутствовать на первой с 1957 года пасхальной литургии. ¬ ’арбине теперь также разрешено проводить православные богослужени€, их провод€т св€щенники из –оссии. ¬о всех других местах, где проживают православные христиане, они собираютс€ в домах и провод€т богослужени€ под руководством мир€н. ¬ некоторых местах на ѕасху русскому меньшинству предоставл€етс€ выходной день.

Ќо хот€ православным христианам и позволено отмечать религиозные праздники согласно православной традиции, тем не менее конфликты верующих с местными власт€ми тоже случаютс€. »спытывают православные общины и определенные ограничени€ со стороны властей. “ак, в декабре 2003 года в —иньцз€не был арестован отец »ларион »ванов, русский православный св€щенник из  азахстана, за то, что он раздавал религиозную литературу и проводил богослужени€ Ц в √ульдже, где есть церковь, и в “ачэне, где храма нет. ÷ерковь во им€ св€тител€ Ќикола€ в √ульдже, разрушенна€ во врем€  ультурной революции, была восстановлена в 1992 году за государственный счет. ќднако на все, что происходит в этом храме, даже на звон колоколов, необходимо получить санкцию властей. «десь проживает около 2 000 православных христиан. »х тревожит судьба их кладбищ, которые систематически используютс€ дл€ других целей Ц и разрушаютс€.   тому же в —иньцз€не юношам моложе 18 лет официально запрещено участвовать в религиозной жизни.

ѕравославные издани€

“ем не менее процесс возрождени€ ѕравослави€ в  итае налицо, и один из признаков этого Ц выход в свет православных изданий на китайском €зыке. ”же в 2000 году  омисси€ по  итаю ћосковского ѕатриархата, весьма активно работающа€, опубликовала катехизическую брошюру, в которую были включены основные православные молитвы на китайском €зыке. ¬ 2002 году по€вилась брошюра с утренним и вечерним молитвенными правилами и правилами приуготовлени€ к прин€тию таинств. Ќаконец в начале 2006 года в ћоскве впервые был напечатан дву€зычный молитвенник Ц на русском и китайском €зыках (тираж Ц 2 000 экземпл€ров). Ќар€ду с утренними и вечерними молитвами молитвенник включает и тексты, читаемые во врем€ Ѕожественной литургии. ѕри подготовке дву€зычных изданий неоценимую помощь оказала православна€ община при церкви во им€ апостолов ѕетра и ѕавла в √онконге, прежде всего в переработке текстов дл€ приведени€ их в соответствие с современным китайским €зыком. ѕри этом, конечно же, использовались и подготовленные некогда материалы, например митрополита »ннокенти€ (‘игуровского, 1864Ц1931 гг.), первого православного епископа в  итае, а также катехизический молитвенник 1948 года митрополита »оанна (ћаксимовича, 1897Ц1966 гг.), епископа Ўанхайского в 1934Ц1949 годах. ќба митрополита были прославлены –усской ѕравославной ÷ерковью в лике св€тых [1]. Ќовое издание сравнивали, в частности, с греческими оригиналами. —уществуют и другие переводы на китайский православных текстов и богословских работ, правда, не одобренные ÷ерковью.

ѕравославна€ мисси€ в  итае?

ѕравославное просвещение  ита€ Ц одна из важных задач ћосковского ѕатриархата. ≈стественно, встает вопрос и о богословской миссии. јктивно работающа€  омисси€ по  итаю при ќтделе внешних церковных св€зей ћосковского ѕатриархата издает журнал Ђ–усский благовестникї. ќдин из выпусков 2005 года содержал новые материалы по истории –усской ѕравославной ÷еркви в  итае, в том числе в Ўанхае. ¬ номере напечатаны также православные вечерние молитвы. ѕрославление в лике св€тых 222 православных христиан јрхиерейским —обором в 2000 году [2] указывает не только на четкие признаки интереса к  итаю, но и в определенном смысле даже на правоприт€зание –усской ÷еркви: все эти мученики были убиты во врем€ Ђбоксерского восстани€ї (1900 г.) и уже с 1902 году в восстановленной русской миссии почитались как местные св€тые. »нтересно, что эта канонизаци€ не вызвала протеста китайского правительства в отличие от католической канонизации в том же году.

ѕока не €сно, когда ѕравославна€ ÷ерковь снова будет иметь в ѕекине собственный храм и иерархическую структуру. ¬се указывает на то, что это скоро станет возможным. ѕо словам отца ƒиониси€ ѕоздн€ева (√онконг), хот€ православные верующие не имеют там ни св€щенника, ни церкви, ни вообще места дл€ молитвы, китайские власти положительно относ€тс€ к идее Ђрегистрацииї ѕравославной ÷еркви.

ѕравославие в √онконге

ѕроблема ѕравослави€ в √онконге интересует не только ћоскву, но и ¬селенский ѕатриархат в  онстантинополе. ¬селенский патриарх ¬арфоломей I лично в но€бре 1996 года учредил здесь митрополию. ѕризнаком экуменической ориентации этой митрополии, пользующейс€ высоким авторитетом, было ее участие в ≈вропейской экуменической конференции по  итаю в –име в сент€бре 2005 года, где митрополит Ќикита (Ћулиас) из √онконга вместе со старшим представителем Ѕенедиктинской конфедерации Ќоткером ¬ольфом (орден св€того Ѕенедикта), так же, как лютеранска€ епископша ћари€ …епсен (√амбург), возглавл€ли экуменическое богослужение.

¬ √онконге служит св€щенник ћосковского ѕатриархата отец ƒионисий ѕоздн€ев. ќн окормл€ет новую общину во им€ св€тых апостолов ѕетра и ѕавла. ќтец ƒионисий ѕоздн€ев руководит разнообразной де€тельностью ћосковского ѕатриархата в  итае. ѕримечательно, что он прин€л участие как в экуменической, так и в католической конференции по  итаю. ¬ течение целых двух мес€цев отец ƒионисий мог посещать общины в  итайской Ќародной –еспублике, вместе с ними проводить богослужени€ и совершать обр€д таинства св€того причасти€ в базилике св€того ѕавла. ≈го община издала DVD о ѕравославии на китайском €зыке, который знакомит читателей с историей и богословской мыслью –усской ѕравославной ÷еркви.

¬ новой книжной серии, выпуск которой курирует также отец ƒионисий, в 2006 году вышли в свет три выпуска: православное учение о ’ристе с кратким обзором истории и богословской мысли –усской ѕравославной ÷еркви; небольша€ книга о православном понимании истины; и третий Ц о соблюдении поста, дес€ти заповед€х и заповед€х блаженства.


[1] ќшибка автора: –усской ѕравославной ÷ерковью прославлен в лике св€тых только св€титель »оанн.

[2] ќшибка автора: јрхиерейский —обор 2000 года прославил новомучеников и исповедников –оссийских, пострадавших в годы большевистских гонений на ÷ерковь. ѕоложению ѕравослави€ в  итае были посв€щены заседани€ —в€щенного —инода –усской ѕравославной ÷еркви 17 феврал€ и 17 апрел€ 1997 года, на которых было прин€то решение возобновить Ђпочитание в лике местночтимых св€тых мучеников св€щенномученика ћитрофана и 221 православных мир€н с ним в  итае пострадавшихї, что Ђне исполн€лось в течение 35 летї.

Роман Малек

профессор теологии Ѕоннского университета (‘–√)
ѕечатаетс€ по тексту, опубликованному журналом ЂGlaube in der zweiten Weltї (Zollikon, Schweiz), 2007, є 2. S. 28Ц29.

7 сент€бр€ 2007 года

Перевел с немецкого А. Куприн
—мотри также
“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0