онстантинопольска€

ѕо стопам апостола ‘омы

—в€щенник ѕол ћартин

—в€щенник ѕол ћартин, клирик церкви во им€ св€тых апостолов ѕетра и ѕавла в ѕалос-ѕарке (штат »ллинойс, —Ўј) работал в составе группы православных миссионеров в «ападной Ѕенгалии (»нди€). ќб увиденном и пережитом он рассказал в своей статье, опубликованной в журнале ЂThe orthodox wordї (Ђѕравославное слової, 2006, є 5).

ќтец ѕол ћартин ќтец ѕол ћартин
¬ середине I века апостол ‘ома прибыл в »ндию, нес€ ≈вангелие √оспода нашего »исуса ’риста. “руд€сь в южной »ндии, он сотворил множество чудес и был замучен за ’риста в ћелипуре, древнем городе неподалеку от ћадраса. ¬есьма удаленное от всего христианского мира, окруженное мусульманскими импери€ми на прот€жении нескольких столетий, христианство в »ндии тем не менее было живо, правда, в небольших общинах. ћногие из этих групп вели свое происхождение от апостола ‘омы, но ни одна не сохранила общение со ¬селенской ÷ерковью.

¬ наше врем€ ѕравославна€ ÷ерковь вернулась в »ндию. ¬ 1924 году греческие купцы выстроили обширный и богатый храм в честь ѕреображени€ √осподн€ в  алькутте, но только в 1980 году была начата православна€ мисси€ среди индусов. ƒл€ этого в »ндию прибыл отец јфанасий (јнтелес), греческий иеромонах из ≈гипта. ћисси€ была основана в поселке јрамбах в «ападной Ѕенгалии, в 90 км от  алькутты. «десь отец јфанасий построил церковь во им€ апостола ‘омы. ƒес€ть лет он ходил по окрестным селени€м, проповеду€ ≈вангелие.   1990 году (в этом году отец јфанасий отошел ко √осподу) было образовано 24 православных общины, также были переведены на местный бенгальский диалект Ѕожественна€ литурги€, служебник и православный катехизис.

¬ 1991 году с јфона в «ападную Ѕенгалию прибыл, чтобы продолжить дело отца јфанаси€, иеромонах »гнатий (—еннис). »м было создано Ѕлаготворительное общество ѕравославной ÷еркви. Ёто общество ставило своей задачей оказание медицинской и продовольственной помощи нуждающимс€ и голодающим в штате, где не существовало никаких социальных служб.  роме этого, общество защищало ѕравославную миссию от прокоммунистически настроенных властей штата, запрещавших любой вид миссионерской де€тельности. ”довлетвор€€ телесные нужды индийцев, общество получало возможность печьс€ и об их душах, нес€ свет православной веры.

¬ 2004 году отец »гнатий патриархом јлександрийским был рукоположен во епископа ћадагаскарского.  о времени его отбыти€ из »ндии ѕравославна€ ÷ерковь здесь имела 16 приходов, 5000 верующих, 10 св€щенников и двух диаконов Ц под юрисдикцией митрополита √онконгского и ёго-¬осточноазиатского Ќикиты ( онстантинопольский ѕатриархат).

— 1995 года ѕравославный христианский миссионерский центр (расположен в —Ўј) ежегодно посылает группы в  алькутту. ¬месте со здешними клириками члены групп преподают катехизис и провод€т семинарские зан€ти€, помогают в ежедневных трудах сотрудникам миссии.

–уководитель нашей группы отец —тефан  аллос предупредил нас, что  алькутта станет испытанием дл€ наших органов чувств.  ак же он оказалс€ прав! —традало все: глаза, уши и ноздри. √ород чудовищно перенаселен. Ќа глаза обрушиваютс€ тыс€чи зрительных впечатлений, многие из которых весьма непри€тны. Ћюди тесн€тс€ в каких-то в шатких шалашах. ћагазины, в которых царит полнейший беспор€док, зажаты между лотками уличных торговцев, и все вместе напоминает барельефы индуистского храма или сведенные вместе планки аккордеона. ј чего стоит переносить неумолкающий днем и ночью шум: крики торговцев, вопли нищих, автомобильные гудки, сотни бездомных собак, воющих на луну.

ƒобавьте к этому хаотичное дорожное движение, отсутствие светофоров, стоп-сигналов, знаков ограничени€ скорости; множество машин, рикш и автобусов, и каждый движетс€ по своей собственной траектории; пассажиры пристроены кое-как или цепл€ютс€ за поручни Ц все как будто сошли с ума.

¬  алькутте целые семьи сид€т на улицах возле груд мусора, име€ защитой от непогоды лишь целлофановую пленку.

’рам ѕреображени€ √осподн€ в  алькутте ’рам ѕреображени€ √осподн€ в  алькутте
/p>

Ќо самое непри€тное здесь Ц это специфический запах. ¬онь нечистот настоена на гор€чем влажном воздухе. ¬ киплинговском очерке о  алькутте Ђ√ород ужасной ночиї можно прочесть о Ђвеликой калькуттской вониї: ЂЁту нездоровую муть не передать словамиЕ ќна в€зкой слизью обволакивает теб€. » некуда от нее скрытьс€ї.

–едь€рд  иплинг написал это в 1890 году, но и сейчас все так же, как и более века назад. я до сих пор чувствую этот ужасный запах, и, кажетс€, он еще не скоро оставит мен€. ќтец —тефан, ездивший в  алькутту с миссией четыре раза, говорил, что каждый раз по возвращении он чувствовал этот запах еще в течение нескольких дней. ј мне думаетс€, € от него никогда не избавлюсь.

–абота€ в »ндии, € вспоминал главу 17 ƒе€ний св€тых апостолов. —в€той ѕавел, пришедший в јфины, увидев св€тилища богов, обращаетс€ к афин€нам со словами: Ђѕо всему € вижу, что вы как бы особенно набожныї (ƒе€н. 17: 22). √реческое слово Ђнабожныї имеет и другое значение Ц Ђсуеверныї. ћне думаетс€, это ключ к пониманию индусов, подавл€ющее большинство которых исповедует индуизм. Ёто люди очень религиозные, но вместе с тем и очень суеверные. ќни поклон€ютс€ многим странным богам. Ќа каждой улице сто€т небольшие алтари  али,  ришне, Ўиве, ƒурге и другим. ’рамы, посв€щенные индуистским божествам, самые крупные в мире, а среди индуистских храмов самые большие всегда храмы богини  али. ¬ районе, называемом  алигат, храм, древний, обветшавший, стоит, броса€ вызов здравому смыслу и цивилизованности, по соседству с Ђƒомом дл€ умирающихї матери “ерезы и всего в одном квартале от —в€то-ѕреображенского православного храма, нашего дома в  алькутте. —лужители  али собираютс€ перед своим капищем, кричат, жестикулируют. “ам принос€тс€ ежедневные жертвы животных, а в Ђсв€тую св€тыхї за плату может зайти любой желающий. ћен€ приглашают, когда € иду в мирской одежде, а когда в р€се Ц не трогают. ѕосреди улицы, представьте себе, вал€ютс€ в пыли гниющие козьи внутренности. ¬онь така€, что кажетс€: все Ђароматыї  алькутты сконцентрированы именно здесь. ј р€дом течет древн€€ ’угли.

я не могу объ€снить себе, чем привлекает индийцев эта темна€  али. ћне не пон€тна ее мрачна€ суть. “ем не менее это самое попул€рное в Ѕенгалии божество Ц богин€ разрушени€, черна€, изображаема€ с кровавым €зыком, в ожерелье из черепов и юбке из отрубленных рук. ’ерувим √ош, молодой новообращенный в ѕравославие и наш гид по «ападной Ѕенгалии, рассказал мне, что и он некогда был посв€щен  али и теперь ему приходитс€ терпеть упреки матери и товарищей, которые хот€т, чтобы он снова стал почитать  али богиней. «на€ кое-что о Ѕританской »ндии, € спросил его об Ђубийцахї Ц секте приверженцев  али, практиковавших ритуальные убийства, которые запретили в XIX веке. ќн сказал, что Ђубийцыї долгое врем€ были в подполье, а ритуальные убийства совершаютс€ и сейчас, но тайным образом. Ќеужели это возможно? Ёто словно как в фильме ужасов. “олько от одной мысли об этом мороз пробегает по коже.

я уже говорил, что индусы —еверной Ѕенгалии суеверны. ќни обращаютс€ к своим богам за помощью и облегчением страданий, и это пон€тно, если вспомнить об их бедственном положении. ƒелают они это и из суеверного страха. ¬ свой пантеон индуисты включают и ’риста, Ѕогородицу и даже мать “ерезу. Ќекоторые из них приход€т на наши утренние и вечерние службы, клан€ютс€ иконам, мол€тс€ с нами. “им јресту, администратор православного приюта, расположенного недалеко от  алькутты, рассказывал, что каждый год на –ождество поклонитьс€ ’ристу приход€т тыс€чи индусов. я думаю, они пытаютс€ Ђусидеть на всех стуль€хї, не вид€ никакого противоречи€ в том, что сегодн€ мол€тс€ ’ристу и Ѕожией ћатери, а завтра поклон€ютс€  ришне и  али Ц матери разрушени€.

Ќо нет сомнени€, что эти люди очень набожны, и в силу этой своей набожности они могут быть воцерковлены. Ёто тихие и богобо€зненные люди. ѕриход€ на наши службы, они весьма своеобразно чтут иконы: взмахивают руками над гор€щей перед иконой свечой, похлопывают себ€ по голове и щекам, прижимаютс€ щекой к иконе. ѕотом целуют икону и твор€т поклоны.  огда мы раздаем еду нищим Ц а мы помогаем тыс€чам людей Ц некоторые, клан€€сь нам, касались наших ног обеими руками.

»ндуисты поклон€ютс€ трем главным богам Ц Ѕрахме, Ўиве и ¬ишну. Ќо вер€т они Ц в теории, по крайней мере, Ц в единое божество. Ётот единый бог, или первична€ реальность, называетс€ Ѕрахман. Ќесмотр€ на то, что это верование фундаментально противоположно христианской вере в —в€тую “роицу, оно может помочь индуистам, желающим истинного откровени€ Ѕожи€ Ц православного христианства, пон€ть и прин€ть “ринитарное учение.

ћногие знают, что индуисты приветствуют друг друга сложенными ладон€ми и поклоном. Ётот вид приветстви€ широко распространен в јзии и понимаетс€ разными культурами по-разному. ѕриветственна€ реплика индусов ЂЌамастэ!ї дословно переводитс€ как ЂЌе мне, но тебе [€ клан€юсь]ї. ¬ контексте православного христианства это может быть пон€то как жест любви, уважени€ и признани€ образа Ѕожи€ в каждой личности. ћне нравитс€ этот жест, и было бы неплохо, если бы его прин€ли и православные христиане.

»нди€ Ц очень странный мир.  ак будто это друга€ планета. ќна словно бы на столети€ удалена от современной жизни, но € чувствую, что во многом этот мир более реален, чем наш. Ћюди в  алькутте посто€нно сталкиваютс€ с такими реальност€ми быти€ как страдани€ и смерть, в то врем€ как мы часто живем искусственной жизнью, уткнувшись в наши компьютеры и ища убежища в удовольстви€х и работе.

я все еще переполнен чувствами и лишь начинаю понимать, что значил дл€ мен€ проведенный в «ападной Ѕенгалии мес€ц. ќтец —тефан  аллос из √реческой јрхиепископии, отец Ќэйтан  ролл из јмериканской ѕравославной ÷еркви и € почти все это врем€ провели в греческой православной церкви св€тител€ Ќектари€ и лагере при ней около деревни јкина в 60 мил€х от  алькутты. ¬ наши об€занности входило учить местных клириков, катехизаторов и новокрещеных, некоторые из которых прошли многокилометровый путь, чтобы участвовать в семинарах. Ќаши брать€ и сестры в »ндии жаждут истины и откликаютс€ с великой любовью и благодарностью. Ќо наше общение не всегда проходило гладко, хот€ мой переводчик, отец јндрей ћондале, был, как говоритс€, на высоте. ¬споминаютс€ несколько случаев. ¬о врем€ урока, посв€щенного таинству евхаристии, у некоторых слушателей возникли трудности с пониманием христианской концепции жертвы, пока € в качестве объ€сн€ющего примера не привел жертву, принесенную богу Ўиве в капище поблизости от ворот лагер€, Ц картофель, положенный перед глин€ным идолом. я спросил, должны ли мы приносить картофель, козлов, фрукты и овощи в церковь и класть их на алтарь. ќни отвечали в один голос: ЂЌет!ї. Ђ„его тогда хочет Ѕог?ї, Ц продолжал €. ќни отвечали почти в унисон, безмерно утешив мен€: Ђќн хочет наши сердца!ї. ѕосле этого € мог говорить о Ђжертве хвалени€ї и возде€нии рук как важном элементе евхаристического богослужени€.

Ќа одном из уроков, говор€ о творческой Ѕожественной любви и Ѕожественных энерги€х, € воспользовалс€ аналогией с солнечным теплом, что привело к непониманию: мен€ спросили: ЂЅог это солнце?ї. Ёти люди очень наивны и иногда понимают вас буквально. Ќо при этом они без каких-либо затруднений пон€ли, что Ѕог Ц это любовь.

я уже говорил, что, пребыва€ в »ндии, € вспоминал апостола ѕавла среди €зычников.  ак никогда актуален здесь вопрос о вкушении идоложертвенной пищи. Ёто больной вопрос дл€ христиан в »ндии, так как у всех них есть родственники и друзь€ Ц индуисты, которые часто предлагают им вкусить подобной снеди.  онечно, дл€ разрешени€ проблемы надо обратитьс€ к 8-й главе 1 послани€ апостола коринф€нам. ј ведь до посещени€ »ндии € и представить себе не мог пр€мой практической ценности этой главы.

ѕосле утренних зан€тий отец Ќэйтан и € прогуливались по дороге, ведущей в деревню. ѕод соломенными крышами глин€ных хижин текла проста€ жизнь. я убежден, что мы были первыми белыми, по€вившимис€ здесь. Ќа нас смотрели во все глаза: мы были чуждой формой жизни. Ќо всеобщий интерес вызвали наши камеры. Ћюди подходили к нам, жестами просили сфотографировать их, вер€, веро€тно, что таким образом они получат нечто типа бессмерти€. ¬округ расстилались рисовые пол€, среди них, конечно, св€тилища богов. » пальмовые деревь€. ћного кобр. √ригорий, 15-летний мальчик-христианин, сказал мне, что кобра два года назад забрала жизнь его отца. “еперь он жил с матерью в глин€ной хижине из двух комнат, но мать работает и редко бывает дома. ћальчик вынужден сам заботитс€ о себе, тем не менее он полон радости и невинен.

¬ местности неподалеку от јкины мы видели место кремации, или гхат , с глин€ными кувшинами, палками и обугленными человеческими кост€ми. ѕосле недавней погребальной церемонии здесь как знаки почтени€ остались воткнутые в землю палки с лоскутами, прив€занными к их концам. ќни напоминали маленькие флаги, и их значение Ц выражать честь, оказанную усопшим, и оберегать от злых духов. ¬ горшках наход€тс€ части тела, которые не сгорели, в основном, как мне сказали, пупки. Ќо индусы не всегда кремируют умерших. ’ерувим объ€снил мне, что тела маленьких детей и странствующих аскетов (их называют сань€си) иногда погребают, так как вер€т, что такие души очистит божий огонь.

“им просил мен€ в воскресенье после литургии прийти в приют, чтобы навестить детей и утешить тех, к которым никто не приходит. я пришел, и дети радостно бросились мне навстречу. я рассказал им несколько историй, а они вечером устроили дл€ мен€ небольшое представление с традиционными танцами и пением. ќдин худенький слепой мальчик спел Ђ«вездочка си€й, си€йї по-английски, ему подпевала маленька€ ƒеспета п€ти или шести лет. ” нее неизлечима€ опухоль мозга. ќна все врем€ цепл€лись за мен€. Ёта маленька€ девочка была подброшена к двер€м приюта. ≈е здесь все люб€т Ц и учител€, и воспитанники. ¬рачи не надеютс€, что она проживет дольше восьми лет. ќна приносит столько радости окружающим, и € уверен, что ее дух будет благодетельствовать и тогда, когда она покинет нас. ћногие здесь и в јмерике мол€тс€ за нее. ѕриют Ц это место, где €вственно присутствует благодать Ѕожи€, она видна и в лицах детей, про€влена и в работе учителей.

ѕри посещении приютского хоз€йства мне показали обширные мастерские, где дети получают полезные навыки: учатс€ шить и прочее. ≈сть особый корпус дл€ слепых детей, и сейчас там проживают п€ть воспитанников. —лепые дети сид€т во врем€ еды вместе со своей учительницей, 62-летней христианкой, и ее лицо си€ет благодатью Ѕожией.

Ёто чрезвычайно важно, что служение в приюте совершаетс€ с великой любовью, изливаемой на всех независимо от их вероисповедани€. ћногие из воспитанников не христиане. я познакомилс€ с –упой Ц девочкой п€тнадцати лет, индуисткой, у которой очень доброе сердце.

Ќо там множество таких –уп. Ќарод »ндии религиозен по своей натуре. ќн жаждет и алчет ’риста. ћногие молились с нами, не понима€  то есть ’ристос. » наша мисси€ как православных христиан €вл€ть ’риста в действии, показать этим милым люд€м, что такое Ѕожи€ любовь. » именно это делаетс€ в  алькутте, в јкине и в других местах.

 аждый понедельник в калькуттской церкви бедным раздаютс€ рис, бобы, соль, сахар и мыло. ќтец —тефан организовал эти раздачи так, чтобы отец Ќэйтан и € смогли прин€ть участие в них, но не все вместе, потому что как минимум два св€щенника нужны в јкине дл€ проведени€ уроков. ѕодготовка к раздаче Ц это очень т€жела€ работа. Ќеобходимо на жаре взвесить еду и разложить ее во множество пакетов. ¬округ церкви заранее выстраиваютс€ длинные очереди Ц арми€ бедноты и калек Ц тыс€чи людей. я обратил внимание на старого карлика в лохмоть€х, ведущего своего высокого слепого друга. ќба хромали. Ќесколько человек были кто без руки, кто без ноги. ” многих большие опухоли и какие-то наросты. » все с благодарностью принимали дары. я видел любовь и признательность в их лицах, и когда они, получив из моих рук еду и мыло, клан€лись мне, дотрагива€сь до моих ног, мое сердце трепетало от умилени€. я даже пишу об этом с трепетом.

ћне хотелось бы рассказать и еще об одном эпизоде моего пребывани€ в »ндии. ¬спомина€ о нем, € особенно остро осознаю, как не достоин €, немощный. ¬ мой последний день в јкине —арбоджит ƒале, мальчик, говоривший по-английски, который собиралс€ вскоре покреститьс€, пришел ко мне с несколькими детьми и сказал: ЂЋюди считают, что вы, должно быть, очень чистые, очень хорошие учител€ї. Ђ“ы понимаешь насї, Ц добавил он, а потом спросил, работаю ли € учителем и у себ€ на родине.  огда они узнали, что € преподавал английский €зык, они широко заулыбались и закивали головками. —арбоджит объ€снил, что все они очень хот€т, чтобы отец —тефан, отец Ќэйтан и € приехали к ним еще. ќни просили молитьс€ за них, и мы тоже просили их молитв.

ѕотом каждый из нас сказал несколько слов на прощанье. я говорил этим люд€м о том, что они навсегда останутс€ в моем сердце и что мы будем вместе во ’ристе в наших молитвах и мысл€х и через таинства. ќтец Ќэйтан говорил недолго и искренне, как он выразилс€, Ђсловами, запечатленными в сердцеї. «акончил слова любви отец —тефан.  ак обычно, отец јндрей ћондал переводил, так как мало кто из народа говорил по-английски. ѕотом вышел вперед √еоргий, один из катехизаторов. ќн поблагодарил отца —тефана, бывшего верным миссии в течение стольких лет, и отца Ќэйтана за его преданную службу. ќн благодарил и мен€ за то, что € помог ему разрешить какое-то его затруднение, хот€ € сейчас не помню, о чем конкретно тогда шла речь. ¬оистину Ѕог действует неведомыми пут€ми.

¬о все врем€ нашего пребывани€ в »ндии мы услышали множество удивительных историй, показывающих крепкую веру наших православных братьев и сестер. ќтец —тефан рассказал нам о человеке, которого его хоз€ин угрожал сжечь, если тот креститс€. ќн проигнорировал угрозу, и ничего не случилось. ѕотом и его хоз€ин заинтересовалс€ христианством и посетил один из наших семинаров. “ребуетс€ большое мужество, чтобы в »ндии стать христианином, но нужна и немала€ смелость, чтобы христианином оставатьс€. —емь€ и друзь€ часто отвергают обращенных, но они знают, что эта отверженность ради любви ’ристовой исполнена радости. ќдин человек рассказал мне, что, когда он обратилс€ и его дом стал домом дл€ христианских собраний, соседи угрожали расправитьс€ с ним и его семьей. ќн оставалс€ тверд, а через несколько лет многие в его деревне стали православными.   сожалению, так бывает далеко не всегда. Ќо отрадно, что все-таки бывает.

ќдин из оглашенных сказал, что его родители уже несколько лет не разговаривают с ним. Ќо он молитс€, чтобы их сердца см€гчились. “акие свидетельства вдохновл€ют. ќни показывают силу нашей веры вкупе с любвеобильной благостью Ѕожией и ≈го попечением о своих дет€х.

÷ерковь в «ападной Ѕенгалии живет и процветает. » € рад тому, что могу поведать об этом. » хот€ мне пришлось нелегко, но все трудности, которые в »ндии мне выпали на долю: задержка самолетов и пережитый культурный шок, тучи комаров, москитов и других насекомых, проблемы с едой и изнур€юща€ жара, и конечно же, Ђвелика€ калькуттска€ воньї, Ц не идут ни в какое сравнение с тем огромным опытом, который € приобрел в »ндии и которым € буду дорожить до последнего дн€ своего. » сейчас, по прошествии нескольких недель после моего возвращени€, € вновь стремлюсь туда и хочу, чтобы была на то вол€ Ѕожи€.

я вновь и вновь возвращаюсь мысл€ми в  алькутту. я пишу свои заметки с надеждой на то, что они подвигнут моих читатели помолитьс€ о наших брать€х и сестрах там. јминь.

—в€щенник ѕол ћартин
ѕеревел с английского ¬асилий “омачинский

ЂThe orthodox wordї (Ђѕравославное слової, 2006, є 5)

26 окт€бр€ 2007 года

—мотри также

.

 омментарии читателей
2015-10-19
20:52
евгений:
√осподи,помоги нашим брати€м в »ндии,укрепи их в нелегком служении.
2015-10-19
19:37
¬ладимир:
ќчень трогательна€ стать€! ”зок путь ко спасению!  ак радостно осознавать, что люди рожденные в €зыческих веровани€х вопреки угрозе своей жизни принимают ’риста! ѕобольше бы таких миссионеров как ѕол ћартин с соработниками, помогай им √осподь! ј что же там сейчас спуст€ 8 лет? Ѕыло бы неплохо, если это возможно, устроить встречу с ѕолом ћартином на телеканале "—пас", нам росси€нам тоже есть чему поучитьс€.
— уважением ¬ладимир
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: