Ѕолгарска€

ћежду контрабандой и пропагандой

ќдна из первых кампаний —ћ» сразу после падени€ коммунистического режима была направлена против нетрадиционных религиозных обществ и сект, которые в то врем€ все в большем количестве по€вл€лись в Ѕолгарии. ¬ начале 1990-х годов эти общества приобретали новых последователей, потому что имели не только готовые ответы на все жизненно важные вопросы, но и прекрасно оформленную религиозную литературу. ќни также бесплатно раздавали Ѕиблию на болгарском €зыке. “огда же началась и публична€ критика Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви, которую обвин€ли в том, что у нее не хватает воли и сил, чтобы противосто€ть Ђвторжению сектї.

Ќо исторические документы свидетельствуют, что с конца 60-х и особенно на прот€жении 70-х годов прошлого столети€ —в€щенный —инод Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви целенаправленно работал над подготовкой нового издани€ Ѕиблии, ведь последнее, датированное 1925 годом, к тому времени давно уже закончилось. ѕри этом сама ÷ерковь дл€ своей ежедневной де€тельности не располагала даже основной богословской литературой. ”сили€ высшего духовенства формально увенчались успехом в 1982 году, но при тогдашних услови€х это издание не могло дойти до своих потенциальных читателей.

¬ коммунистической Ѕолгарии —в€щенное ѕисание было одной из запрещенных книг. »здание Ѕиблии имело дл€ режима прежде всего символическое значение, поэтому в документах об этом говоритс€ как о Ђсложном идеологическом вопросеї, в решении которого принимал участие р€д государственных учреждений: ÷ентральный комитет Ѕ ѕ,  омитет по вероисповедани€м, ћинистерство иностранных дел и VI управление  омитета государственной безопасности.

¬ то же врем€ ввоз Ѕиблии в страну был неофициально запрещен, что делало ее объектом, по терминологии  омитета госбезопасности, Ђконтрабанды литературыї. ¬ изданной в 1984 году пропагандистской книге Ђѕод прикрытием религииї подробно рассказываетс€ о р€де случаев срыва Ђконтрабандногої ввоза религиозной литературы, самый крупный из которых имел место в 1971 году, когда при попытке ввоза в страну было конфисковано 4274 экземпл€ров Ѕиблии. јвтор этой книги Ц Ѕончо јсенов, в то врем€ €вл€вшийс€ сотрудником VI управлени€  √Ѕ по работе с православным духовенством и получивший известность в 1990-е годы как автор множества книг о госбезопасности и де€тельности сект в Ѕолгарии.

“о, как осуществл€лось издание Ѕиблии, красноречиво иллюстрирует характер взаимоотношений ÷еркви и государства, показывает, как тоталитарное государство может лишить реального содержани€ любую осмысленную идею —в€щенного —инода, формально не накладыва€ запрета на ее реализацию и не использу€ открытых репрессивных методов. Ётот конкретный случай показателен и как иллюстраци€ расстановки сил в —в€щенном —иноде в начале 1970-х годов, поскольку стал одним из первых испытаний, которым подвергс€ избранный в 1971 году не без проблем новый патриарх ћаксим.

»здание Ѕиблии: положительные и отрицательные следстви€

¬ политике болгарского коммунистического государства в 1970-е годы едва ли можно найти нечто принципиально отличающее отношение к ѕравославной ÷еркви от отношени€ к другим религиозным общност€м. ќднако ѕравославна€ ÷ерковь привлекала все же больше внимани€, поскольку, представл€€ самое крупное вероисповедание в стране, она могла угрожать идеологии режима, особенно в первой половине 70-х годов, когда государство испытывало серьезные опасени€ из-за возрождени€ авторитета ÷еркви.  онтролем над этим процессом были зан€ты тогдашние председатели  омитета по вероисповедани€м Ц недолго занимавший этот пост —тойко Ѕарымов и заместивший его в 1978 году Ћюбомир ѕопов. ¬ исследовании, проведенном в 1974 году,  омитет по вероисповедани€м делает неожиданное за€вление об усиливающейс€ финансовой независимости ÷еркви: Ђѕравославна€ ÷ерковь в последние годы прин€ла р€д мер дл€ улучшени€ своего финансового положени€Е “олько в течение последних трех лет в бюджете Ѕѕ÷ было зарегистрировано 900 000 левов излишков. ѕроведенна€ в этом году ревизи€ вы€вила сознательное сокрытие этих излишков, целью которого было накопление средств дл€ нового издани€ Ѕиблии и ведомственного строительства. ¬ последнее врем€ —инод настойчиво требует разрешени€ на новое строительство стоимостью свыше 3 000 000 левов и издани€ Ѕиблии огромным тиражомї.

»де€ нового издани€ Ѕиблии по€вилась еще в 1960-е годы. ≈е продвигал митрополит ¬арненский и ѕреславский »осиф, под чьим руководством —в€щенный —инод создал комиссию, котора€ должна была подготовить современный перевод Ѕиблии.  омисси€ закончила работу в 1975 году, когда —инод впервые запросил официальное разрешение на ее издание. ѕо признанию председател€  омитета по вероисповедани€м —тойно Ѕарымова, эта иде€ не была реализована в 1975 году, Ђпоскольку —инод изменил под нашим давлением свою позицию касательно готов€щегос€ текста. Ёто был более современный перевод, выполненный под руководством митрополита ¬арненского и ѕреславского »осифа, сейчас же подготовлен текст первого издани€, но по новым нормам правописани€ї.

Ёто была перва€ уступка —инода. ¬ 1975 году отпадает вариант подготовки более современного перевода Ѕиблии, и под давлением государства начинает готовитьс€ текст, переписанный со старого издани€ 1925 годы, но с современной орфографией. ¬ документах не упоминаютс€ мотивы этого требовани€  омитета по вероисповедани€м, но очевидно нежелание допустить издание Ѕиблии на доступном €зыке и недоверие государства к митрополиту »осифу, который был избран членом —инода еще до 1944 года.

ѕри этом в том же 1975 году  омитет по вероисповедани€м начинает зондировать мнение партийного руководства. Ёто видно по исключительно интересной докладной записке —тойно Ѕарымова заведующему отделом пропаганды и агитации ÷  Ѕ ѕ —то€ну ћихайлову от 15 апрел€ 1975 года. Ётот документ определ€ет политику государства в отношении издани€ Ѕиблии, поскольку установленные в нем принципы остаютс€ в силе до 1982 года. Ёто предложение фактически лишает смысла идею нового издани€ Ѕиблии, при этом не запреща€ его: Ђ»здание Ѕиблии Ц сложный вопрос в идеологическом отношении. ѕри его решении надо иметь в виду возможные последстви€, как положительные, так и отрицательные.

—оциологические исследовани€ религиозности в нашей стране показывают, что она выражаетс€ прежде всего в своем традиционном аспекте. ≈е теоретическое обоснование в сознании верующих посто€нно ослабевает. –елигиозные книги читают посто€нно только 3,07 % верующих, а врем€ от времени Ц 13,68 %ї.

¬ документе проводитс€ анализ возможных положительных и отрицательных последствий издани€ Ѕиблии. —реди отрицательных факторов ведущим €вл€етс€ опасность повышени€ интереса к религиозной литературе как среди верующих, так и в других группах граждан, что Ђнеблагопри€тно отразитс€ наЕ процессе преодолени€ религиозности. ќпределенные сложности возникнут в св€зи со снобистскими увлечени€ми интеллигенции, что сейчас €вл€етс€ одним из факторов, определ€ющих повышенный интерес к де€тельности ÷ерквиї.

Ќесмотр€ на эти негативные замечани€, документ в принципе поддерживает идею издани€ Ѕиблии. Ёто предложение дает толчок к по€влению новых тенденций в отношении к ÷еркви, которую государство хочет использовать в качестве доказательства наличи€ в стране основных гражданских свобод: Ђќжидаемые положительные результаты от издани€ Ѕиблии св€заны, прежде всего, с политическим вопросом о свободе вероисповедани€ в нашей стране и нашим ответом на спекул€ции по этому поводу за границей.

–уководител€м международных христианских организаций известно о подготовке нового издани€ ЅиблииЕ

Ќе секрет, что организаторы идеологической диверсии против нашей страны хот€т воспользоватьс€ отсутствием Ѕиблии в продаже, чтобы оправдать посылки религиозной литературы и беседы на религиозные темы по радио. »меютс€ сведени€, что на «ападе отпечатано 6 миллионов отдельных частей Ѕиблии на болгарском €зыке, в основном ≈вангели€, и в данный момент ведетс€ поиск путей пересылки их к намї.

Ќаибольший интерес представл€ет заключение этого документа, где  омитет предлагает так организовать издание, чтобы укрепить позиции государства, причем оно не должно достигнуть своих потенциальных читателей: Ђ— одной стороны, можно в известной степени сократить отрицательные результаты, с другой Ц увеличить положительные, если правильно маневрировать с организацией продаж. ћожно повысить цену, выпустить небольшой тираж, примерно 20 000 экземпл€ров, пустить его в продажу не весь сразу. „асть тиража могут составить подарочные издани€, которые будут посылатьс€ на «апад и даритьс€ гост€м Ѕѕ÷ї.

¬ заключение  омитет предлагает ÷  одобрить издание Ѕиблии в количестве 12 000 обыкновенных и 5 000 подарочных экземпл€ров. √отов и ответ на вопрос, где вз€ть бумагу дл€ печати: Ђћы могли бы воспользоватьс€ бумагой, предложенной ќбъединенными библейскими обществамиЕ Ёто не следует расценивать как послабление Ѕѕ÷, поскольку она €вл€етс€ членом ¬семирного совета ÷ерквей, регул€рно платит членский взнос и активно участвует в его работеї.
Ќо в 1975 году предложение потонуло в архивах секретариата ÷  Ц с его стороны так и не поступило на него ответа.

Ђѕока будет этот тираж, а дальше посмотримї

¬опрос об издании Ѕиблии вновь становитс€ актуальным два года спуст€. 8 €нвар€ 1977 года глава ћинистерства иностранных дел ѕетр ћладенов, в чьем ведении находилс€  омитет по вероисповедани€м, внес в —екретариат ÷  новое предложение, мотивировка которого почти дословно повтор€ла доводы, представленные в 1975 году. –азница заключалась в том, что на этот раз предложение было согласовано и с отделами пропаганды и агитации, внешней политики и международных отношений ÷  Ѕ ѕ. ≈динственным новым моментом была детальна€ разработка вопроса тиража и способа распространени€ Ѕиблии: Ђ“ираж не будет большим. Ѕудет напечатано 12 000 обычных экземпл€ров и 5 000 подарочных. ќфициально можно за€вить больший тираж с целью использовани€ полученной бумаги на другие нужды. ÷ену можно сделать высокой, а распростран€тьс€ Ѕибли€ будет под контролем  омитета по церковным вопросамї.

» оп€ть предложение пропадает в секретариате ÷ , на этот раз на год. ¬ конце концов 9 феврал€ 1978 года секретариат ÷  Ѕ ѕ принимает решение є 133, в котором говоритс€: Ђ—инодальное издательство может издать Ѕиблию тиражом в 12 000 обычных и 5 000 подарочных экземпл€ров. Ѕумагу получить у ¬—÷ї.

ќднако это было не концом, а началом насто€щих споров между ÷ерковью и государством по этому вопросу, поскольку —инод осталс€ недоволен разрешением напечатать лишь 17 000 экземпл€ров. —ледующий год становитс€ годом сражений между —инодом и  омитетом по вероисповедани€м, причем —инод и лично патриарх ћаксим прикладывают всю административную мудрость, которой научились за врем€ многолетнего сосуществовани€ с коммунистическим государством. 19 июл€ 1978 года —в€щенный —инод излагает  омитету по вероисповедани€м свои аргументы в пользу значительного увеличени€ нового тиража.  роме того, что предполагаемые 17 000 экземпл€ров не будут достаточны дл€ св€щеннослужителей и верующих, —инод приводит в свою пользу и тот аргумент, что новые издани€ Ѕиблии были изготовлены –усской и –умынской ѕравославными ÷еркв€ми, так что издание в Ѕолгарии не будет прецедентом среди социалистических стран. —инод завершает свое обращение конкретной просьбой: Ђѕросим разрешить печать Ѕиблии тиражом 100 000 экземпл€ров на основе выпуска 1925 года, причем 1 000 экземпл€ров будут художественно оформлены как подарочные дл€ представительских целейї.

 омитет по вероисповедани€м официально ответил только 8 декабр€ 1978 года, уведомив —инод, что Ђсчитает целесообразным издание Ѕиблии в количестве 12 000 обычных и 5 000 подарочных экземпл€ровї.

ќднако спуст€ лишь 20 дней  омитет изменил свою позицию: 28 декабр€ 1978 года Ћюбомир ѕопов посылает члену политбюро и секретарю ÷  Ѕ ѕ јлександру Ћилову письмо, в котором предлагает Ђувеличить тираж Ц обычное издание до 20 тыс€ч и подарочное до 7 тыс€ч, в целом до 27 тыс€чї. 30 декабр€ јлександр Ћилов ставит на предложении резолюцию Ђсогласенї.

¬ чем причина изменени€ позиции  омитета по вероисповедани€м? ќтвет мы находим в Ђ—правке о некоторых вопросах работы с Ѕолгарской ѕравославной ÷ерковьюї от 26 декабр€ 1978 года. ѕоводом к ее написанию послужило Ђпредложение тов. “одора ∆ивкова прин€ть дл€ беседы патриарха ћаксима после посещени€ —Ўј церковной делегациейї. —реди нерешенных вопросов в ней указана и проблема тиража Ѕиблии, причем привод€тс€ аргументы патриарха ћаксима в пользу большего тиража: Ђѕатриарх поставил вопрос об увеличении тиража до 30 000. ќн мотивирует это тем, что изданием будут пользоватьс€ и другие христианские конфессии Ц католики и протестанты, которые уже обратились к нему по этому поводу. ќн подчеркивает и то обсто€тельство, что Ѕибли€ не издавалась 53 года и что после того как он объ€вил разрешенный к печати тираж —иноду, то подвергс€ критике со стороны митрополитов, в частности »осифа ¬арненского.

ѕатриарх за€вил председателю  омитета, что обратитс€ с этим вопросом к тов. “одору ∆ивкову.

ћ»ƒ имеет отрицательное мнение по поводу требовани€ патриархаї.

ѕозици€ ћинистерства иностранных дел и  омитета госбезопасности €сна из стенографического протокола проведенного 16 декабр€ 1978 года совещани€  омитета по вероисповедани€м.  роме представителей этого комитета, —лав€нского комитета и ћинистерства иностранных дел, в заседании прин€л участие и сотрудник VI управлени€ √Ѕ и его будущий начальник јнтон ћусаков, который занималс€ и делами православного духовенства. ќсновной темой совещани€ была судьба болгарских епархий в —Ўј и  анаде, однако под конец Ћ. ѕопов подн€л вопрос об издании Ѕиблии: Ђ¬чера приходил патриарх. ¬ —иноде сильно критикуют тираж Ѕиблии. ќн говорит: “я в затруднительном положенииЕ” я бы хотел, чтобы высказалс€ тов. ћусаковЕї.

ќтвет ћусакова многозначителен и показателен как иллюстраци€ отношени€ представителей режима к патриарху: Ђ¬ случае с Ѕиблией всегда будет недовольство. ћне кажетс€, что ћаксим использует точку зрени€ »осифа, чтобы выразить свое собственное мнение. “ак что это не только мнение »осифа, но и ћаксима. я считаю, что мы не должны делать уступки. » не только потому, что готовое решение уже есть. ћы скажем им так: “ѕока будет этот тираж, а дальше посмотрим”ї.

¬ конце концов председатель  омитета по вероисповедани€м под угрозой рассмотрени€ вопроса более высокими инстанци€ми все же увеличивает тираж до 27 000 экземпл€ров. ѕоэтому в справке о подготовке встречи патриарха ћаксима с “одором ∆ивковым от 19 €нвар€ 1979 года вопрос об издании Ѕиблии перенесен в графу Ђѕоставленные и решенные вопросыї.

  концу 1979 года уже определены и технические вопросы издани€ Ѕиблии: будет использована бумага, подаренна€ ќбъединенными библейскими обществами, объем ее составит 65 тонн, а печататьс€ Ѕибли€ будет на полиграфическом комбинате им. √еорги€ ƒимитрова.

ќднако лишь на первый взгл€д эти событи€ можно расценить как победу —инода над тоталитарным режимом. ¬ысший клир едва ли подозревал, что у него не будет контрол€ ни над ценой, ни над распространением Ѕиблии. Ёти вопросы решались исключительно  омитетом по вероисповедани€м, причем ставилось целью, чтобы в Ѕолгарии издание было полулегальным, а за рубежом использовалось в пропагандистских цел€х. Ќамерени€  омитета видны по его переписке в 1982 году с отделом пропаганды и агитации ÷  Ѕ ѕ. ¬ августе 1982 года  омитет информирует ÷ , что предстоит выход в продажу нового издани€ Ѕиблии, цена которого составит 20 левов дл€ обычного издани€ и 25 дл€ подарочного. ¬ начале документа создаетс€ ложное представление о том, что речь действительно идет о свободной продаже, хоть и по достаточно высокой дл€ начала 1980-х годов цене. Ќо следующие строчки говор€т об ином: Ђѕредлагаем не пускать Ѕиблию в свободную продажу в книжных магазинах, а распространить по митрополи€м, через св€щенников 7 000 экземпл€ров из обычного издани€. 1 000 экземпл€ров предоставить  атолической и ѕротестантским ÷еркв€м после согласовани€ с  омитетом количества экземпл€ров дл€ каждой из отдельных ÷ерквей. 1 000 экземпл€ров предоставить —иноду Ѕѕ÷ дл€ продажи по спискам, составленным  омитетом. Ётими экземпл€рами будут удовлетворены потребности Ѕолгарской академии наук, де€телей науки и культуры, публицистов, общественных де€телей и др. ќстальные 11 000 экземпл€ров останутс€ на складе под контролем с целью использовани€ в будущем, при условии согласовани€ с  омитетом.

ѕодарочное издание не будет пущено в продажу ни по каким каналам. ќно будет использоватьс€ дл€ подарков от патриарха и митрополитов при посещени€х делегаций.  аждому митрополиту выдать 50 экземпл€ров.

3 000 экземпл€ров будут предоставлены ¬“ќ “’емус” дл€ продажи за границей. “’емус” будет осуществл€ть продажи через св€щенников и церковные общины Ѕѕ÷ за рубежом, в том числе через общины Ѕолгарской епархии јмериканской ѕравославной ÷ерквиї.
  этому документу приложена справка о том, как устанавливалась цена издани€, в которой имеетс€ следующий курьез: ЂЌесмотр€ на то, что бумага получена бесплатно из-за границы, €вл€етс€ целесообразным подсчитать ее стоимостьї.

≈ще более комично звучит за€вление отдела пропаганды и агитации ÷ , подписанное тогдашним заведующим отделом Ћазаром ѕричкаповым. ќтдел одобр€ет предложенный способ распространени€, но делает такое добавление: Ђ омитет по вопросам Ѕѕ÷ и религиозных культов должен получить от издательства —инода и предоставить  омитету печати 53 экземпл€ра Ѕиблии дл€ номенклатурных кадров в установленном пор€дкеї.
¬ архиве  омитета по вероисповедани€м сохранились поименные рукописные списки конкретных людей и институтов, которые подали официальную за€вку и получили по экземпл€ру Ѕиблии. —реди получателей Ц престижна€ гимнази€ и попул€рный в то врем€ посол Ѕолгарии. ѕо этим спискам можно заключить, что в начале 1980-х годов считалось престижным иметь в своей библиотеке экземпл€р нового издани€ Ѕиблии, это было признаком близости к прав€щим кругам. ¬ конечном счете издание Ѕиблии в 1982 году в гораздо большей степени удовлетвор€ет стремлению государства продемонстрировать известное свободомыслие, чем решить проблему недостатка религиозной литературы, на чем настаивала ÷ерковь.

ќписанный случай с изданием Ѕиблии в 1982 году Ц это только один из многочисленных примеров конфликтов между —в€щенным —инодом Ѕѕ÷ и  омитетом по вероисповедани€м в коммунистической Ѕолгарии; в то же врем€ это доказательство бессили€ ÷еркви проводить активную политику по какому бы то ни было вопросу. ¬ конце 70-х и начале 80-х годов прошлого века коммунистический режим представл€л собой уже хорошо отлаженный механизм, который мог не через €вные репрессии, а через административные преп€тстви€ не допустить реализации любого проекта, не вписывавшегос€ в идею строительства Ђсоциалистического обществаї. „то касаетс€ Ѕиблии, то при таком ограниченном тираже и избирательном методе распространени€ она оставалась основным объектом Ђконтрабанды литературыї и в 80-е годы XX-го века, а недостаток религиозной литературы и культуры сразу же после падени€ коммунизма превратили болгарское общество в плодотворную среду дл€ развити€ вс€ческих нетрадиционных вероисповеданий. ¬ масштабах этого вторжени€ не стоит, однако, обвин€ть только высшее духовенство ѕравославной ÷еркви. ќтветственность за это несут и люди и институты, которые в коммунистические годы систематически мешали ѕравославной ÷еркви распростран€ть главную книгу каждого христианина Ц —в€щенное ѕисание.

ѕеревод с болгарского ‘едора  алайдова/ —пециально дл€ ѕравославие.Ru

Момчил Методиев

∆урнал Ђ’ристианство и культураї/ ƒвери.Ѕг

10 €нвар€ 2008 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0