Ёлладска€

ћонастыри —парты

—парта Ц город в Ћаконии, области на юге полуострова ѕелопоннес, расположен в долине реки Ёвротас. —овременный город —парта заложен в 1834 году. Ёто центр ћонемвасийской и —партской митрополии Ёлладской ѕравославной ÷еркви.

ћонастырь 40 мучеников —евастийских

ћонастырь 40 мучеников —евастийских
ћонастырь 40 мучеников —евастийских
ћонастырь 40 мучеников —евастийских находитс€ недалеко от —парты в на редкость живописном и тихом месте, которое так располагает к исихастской, подвижнической жизни. Ќыне действующий монастырь еще называют Ќовым, в отличие от —тарого, располагавшегос€ в ущелье, у медленных вод пересыхающей летом реки —офронис, в 15 минутах ходьбы к северо-востоку от Ќового монастыр€. Ќовый монастырь, достаточно большой, включает в себ€ храм, кельи монахов, трапезную, складские и другие подсобные помещени€.

—огласно надписи, сохранившейс€ на стене храма —тарого монастыр€, обитель была построена в 1305 году при византийском императоре јндронике (1283Ц1328).

’рам —тарого монастыр€ пещерный, он устроен в природной пещере в скале. ’рам украшен великолепными фресками, выполненными известным лакедемонийским мастером  онстантином ћанассисом. —реди росписей особенно выдел€етс€ своей выразительностью изображение мученичества 40 —евастийских мучеников.

ћонастырь с самого начала был общежительным и имел большую братию.
≈динственным путем, св€зывавшим —тарый монастырь 40 мучеников с внешним миром, долгое врем€ была узка€ горна€ тропинка. » там, где сегодн€ стоит Ќовый монастырь, некогда были склады, хлев, монастырские угодь€, виноградники и оливковые рощи.
Ќо монастырские угодь€ очень страдали от наводнений, ливней и града. „тобы содержать их надлежащим образом, необходимо было достаточное количество монахов, дл€ которых нужно было построить новые кельи.  роме того, на —тарый монастырь, расположенный в ущелье, часто обрушивались со скал камни, стволы деревьев и огромные комь€ земли, увлекаемые дождевыми потоками. —традали насельники обители и от разбойников, их подчас жестоко притесн€вших. Ёти, а также некоторые другие обсто€тельства стали причиной возведени€ новых монастырских построек несколько дальше от прежних.
ќкончательное Ђпереселениеї монастыр€ во вновь возведенные строени€ произошло около 1600 года. “ак возник Ќовый монастырь.

¬ Ќовом монастыре сохранились старинные сводчатые постройки с очень толстыми стенами (около 1 м). —реди них особый интерес представл€ют трапезна€, вс€ украшенна€ фресками, а также круглое здание с большой печью посередине. «десь монахи по очереди сидели на специальных скамь€х вокруг печи и грелись. ѕомещение дл€ подобных целей редко можно встретить в греческих монастыр€х.

¬ южной части монастыр€ находилась и четырехэтажна€ башн€ с бойницами (через которые в случае нападени€ монахи лили кип€щее масло на врагов) и наблюдательным пунктом. —егодн€ в древнем укреплении сохранилось лишь три этажа. Ќа третьем этаже устроен монастырский музей.

’рам Ќового монастыр€ крестово-купольный. ѕри его строительстве в качестве материала использовались каменные и мраморные части, а также барельефы древнегреческих храмов и других построек. ќкон в храме мало и они маленькие, так что в храме царит таинственный, вызывающий благоговение полумрак. ¬нутренн€€ роспись храма Ц прекрасный образец византийского искусства. ≈е выполнил знаменитый мастер из города Ќавплиона √еоргий ћосхос. ‘рески поражают обилием представленных сюжетов, богатством цветов, глубокой выразительностью, композиционной гармонией. ƒерев€нные иконостас и архиерейский трон украшены великолепной резьбой с элементами стил€ барокко.

–€дом с монастырским храмом находитс€ часовн€ в честь иконы Ѕожией ћатери Ђ∆ивоносный »сточникї. Ќа рассто€нии примерно 300 м от стен монастыр€ стоит храм-усыпальница, посв€щенный всем св€тым.

— самого своего основани€ монастырь 40 мучеников —евастийских пользовалс€ особым покровительством  онстантинопольского патриарха. ќбители благоволили многие митрополиты и епископы. ¬скоре патриарх сделал монастырь ставропигиальным и даровал ему много различных прав и привилегий.

ћонастырю благоволили и султаны ќсманской империи. “ак, один из султанов вручил монастырю уникальный документ Ц грамоту, составленную еще основателем ислама ћагометом и пожалованную им монастырю на горе —инай. ќна закрепл€ла за монастырем следующие права: предоставление полной свободы вероисповедани€, освобождение обители от всех налогов, а ее насельников Ц от военной об€занности. ѕередав грамоту ћагомета монастырю 40 мучеников —евастийских, султан даровал обители те же права.

¬ документе говорилось и о том, что в случае нападени€ на монастырь его об€заны защищать мусульмане. “аким образом, монастырь был защищен от пос€гательств на его имущество турецких вельмож, разбойников и грабителей. ћонахи прибили грамоту ћагомета к воротам монастыр€ и поставили р€дом лампаду, котора€ горела днем и ночью.  огда турки подходили к воротам, они видели этот документ, клан€лись ему и уходили прочь.

¬от почему монастырь процветал и во времена турецкого владычества.   нему присоедин€лись многие окрестные монастыри, не имевшие привилегий и испытывавшие притеснени€ со стороны турок, так что территори€ владений монастыр€ многократно увеличилась.

¬ монастыре 40 мучеников хранитс€ большое количество св€тынь и реликвий. Ёто и резные дерев€нные кресты, и разнообразные чаши, и серебр€ные мощевики, искусно украшенные барельефами, и церковные облачени€, и древние церковные книги в богатых окладах, и подсвечники, и древние иконы, и огромна€ мраморна€ купель. ¬ библиотеке монастыр€ собрано много старинных рукописей.

ћонастырь внес большой вклад в борьбу за независимость греков от турецкого владычества. Ќа данном поприще его де€тельность была многосторонней. ћонастырь давал образование дет€м из окрестных деревень, готовил молодых клириков, помогал голодающим, давал деньги на выкуп пленных, а также вс€чески материально поддерживал греческую армию в восстании 1821 года. »звестно, что знаменитый греческий полководец ‘еодор  олокотронис, один из предводителей восстани€, часто посещал этот монастырь.

ћонастырь св€тых бессребреников  осмы и ƒамиана

ћонастырь св€тых бессребреников  осмы и ƒамиана
ћонастырь св€тых бессребреников  осмы и ƒамиана
ћонастырь св€тых бессребреников  осмы и ƒамиана стоит в долине пересыхающей летом реки —офронис. –€дом с обителью расположены деревни ƒзидзина (на востоке), ¬ассара и ¬ери€ (на западе) и јгриани (на юге). ќт монастыр€ до реки —офронис примерно 1 км.
ћонастырь стоит на склоне горы —таматира на высоте 1000 м над уровнем мор€. ¬ 250 м над ним находитс€ другой монастырь Ц ¬ознесени€ √осподн€.

“очна€ дата основани€ монастыр€ неизвестна. ѕервое упоминание о нем можно найти в хрисовуле (императорской грамоте) византийского императора јндроника II ѕалеолога. ’рисовул относитс€ к 1293 году, однако есть предположение, что монастырь св€тых бессребреников  осмы и ƒамиана был основан гораздо раньше.

— падением ¬изантии монастырь был разрушен и покинут. ќднако на рубеже XVЦXVI веков он был восстановлен. Ѕыли построены новые здани€, монастырский храм был расписан известным мастером той эпохи ƒимитрием  акавасом. ћонастырска€ хроника и другие документы этого периода были утер€ны, и единственным источником информации о храме €вл€ютс€ надписи, сохранившиес€ на стенах монастырских построек. »менно из этих надписей известно, что монастырский храм был построен в 1611 году, а расписан в 1621.

¬ конце XVII века монастырь был разрушен турками и венецианцами. ѕозже, после 1715 года, он подвергалс€ еще р€ду набегов и разграблений. ќднако св€та€ обитель усто€ла и в последствии была полностью восстановлена игуменом »акимом (ƒимилеу) и иеромонахом ѕарфением (ѕроко). —редства на реставрацию иконостаса были пожертвованы митрополитом —партским  иприаном и управителем Ћаконии Ќиколаем.

ћонахи монастыр€ св€тых бессребреников  осмы и ƒамиана всегда €вл€ли собой пример мужества и благочести€. — XVII века и вплоть до освобождени€ √реции от турецкого владычества в 1821 году монахи на свой страх и риск укрывали в обители повстанцев.  роме того, в стенах монастыр€ работала тайна€ школа, в которой обучались дети местных жителей, и это помогло местному населению сохранить греческие традиции и культуру.

√лавный храм монастыр€ посв€щен св€тым  осме и ƒамиану, пострадавшим в –име в 284 году. »х пам€ть празднуетс€ 1 но€бр€. ’рам Ц типичный образец поздневизантийской архитектуры.

’рам был расписан в годы турецкого владычества, поэтому в росписи можно найти сцены, изображающие страдани€ и лишени€ греческого народа в этот страшный период греческой истории.

Ќачало XX века было дл€ монастыр€ трудным временем. „тобы предотвратить упадок и опустение обители епископ —партский √ерман (“ро€нос) предложил —иноду объединить монастырь св€тых бессребреников  осмы и ƒамиана с монастырем 40 —евастийских мучеников. —инод прин€л его предложение, и царским указом от 21 ма€ 1920 года два монастыр€ стали единым монастырским комплексом. ј 3 но€бр€ 1924 года монастырь св€тых бессребреников был официально объ€влен подворьем монастыр€ 40 —евастийских мучеников.

¬ но€бре 1943 года в период оккупации √реции немецкими войсками фашисты разграбили и сожгли монастырь. ќднако он был вновь восстановлен силами монахов и послушников при насто€теле Ќикодиме (√рубосе). Ѕыла построена колокольн€, крышу главного храма покрыли черепицей, была возведена часовн€ во им€ св€тых апостолов, а также в стенах монастыр€ была устроена библиотека, где вскоре была собрана обширна€ коллекци€ редких и ценных книг.

ѕосле смерти о. Ќикодима в 1964 году монастырь св€тых бессребреников пришел в упадок, несмотр€ на старани€ митрополитов, и в течение 28 лет монастырь оставалс€ пустым и заброшенным.

— 1991 года начата реконструкци€ монастыр€. ќбитель вновь стала самосто€тельной, не св€занной административно с монастырем 40 —евастийских мучеников. —ейчас брати€ монастыр€ состоит из п€ти монахов и игумена иеромонаха ѕамфили€ (япидзакиса).

√олский монастырь ѕресв€той Ѕогородицы

√олский монастырь ѕресв€той Ѕогородицы
√олский монастырь ѕресв€той Ѕогородицы
ћонастырь расположен на северо-восточном склоне “айгетского перевала на высоте около 1000 м над уровнем мор€.  лимат в этой местности особенный, что привлекает сюда туристов.

¬ годы турецкого владычества в эти земли стекались беженцы, ища укрыти€ в горах. ћногие спасались здесь от преследований турецких властей. —реди них были и монахи, пытавшиес€ избежать насильственного обращени€ в ислам. “ут, в горах, они основывали новые монастыри и церкви, многие из которых были названы в честь известных храмов  онстантинопол€. –осписи храмов свидетельствуют о том, что они были основаны вскоре после падени€ византийской столицы. » первым делом переселенцы строили именно церкви, а не дома.

√олский монастырь был основан в 1632 году, его первым насто€телем был иеромонах ’рисанф. ћонастырь относилс€ к  ариупольскому епископату.

¬ годы турецкого ига монастырь боролс€ за сохранение греческой культуры, помога€ экономически греческим школам соседних деревень.

„то же касаетс€ внутреннего убранства монастырских церквей, то многие фрески хорошо сохранились. Ќо, увы, большинство фресок нартекса главного храма потемнели и расплылись из-за высокой влажности и чада свечей.

Ќаос главного храма украшают фрески работы знаменитого ƒимитри€  акаваса. Ќартекс, который был достроен к храму в 1673 году, расписан другим художником, имени которого мы не знаем.

√лавна€ икона монастыр€ Ц икона Ѕожией ћатери Ђ∆ивоносный источникї.

«ермбицкий монастырь ѕресв€той Ѕогородицы

«ермбицкий монастырь ѕресв€той Ѕогородицы
«ермбицкий монастырь ѕресв€той Ѕогородицы
ћонастырь находитс€ на восточном склоне “айгетского перевала на высоте 500 м над уровнем мор€, в 19 км от —парты. Ќазвание монастыр€ «ермбица, возможно, имеет слав€нское происхождение. ћонастырь располагаетс€ в 3 км от деревень  сирокамби и ƒафни и €вл€ет собой великолепное сочетание природной красоты и человеческого искусства.
—уд€ по надписи над царскими вратами главного монастырского храма, монастырь был возведен в 1639 году, а расписан в 1669. –осписи €вл€ютс€ €ркими образцами искусства поствизантийской эпохи.

«ермбицкий монастырь окружен множеством преданий. —огласно одному из них, однажды некто Ёммануил бежал из захваченного  онстантинопол€ в “айгет и здесь укрылс€ в неком тайном убежище, из которого открывалс€ вид на место будущего монастыр€. » каждую ночь на том самом месте видел он €ркие огни. ћного раз приходил он туда в поисках причины и источника необычного свечени€, но находил только густой кустарник.

 ак-то раз он встретил там охотника. “от посоветовал Ёммануилу рассказать об увиденном епископу ‘аридскому, резиденци€ которого в те времена находилась в деревне  сирокамби.
≈пископ же поведал, что на том месте в XII веке был расположен монастырь ѕресв€той Ѕогородицы. ќднако источник света все еще оставалс€ загадкой.

“огда туда был организован крестный ход, на месте бывшего монастыр€ епископ отслужил молебен и благословил раскопки. » через три дн€ на дне пересохшего колодца была найдена икона Ѕогоматери с ћладенцем.ѕосле этого чудесного обретени€ св€того образа Ѕогородицы двое из кресть€н, помогавших Ёммануилу, прин€ли монашеский постриг, жела€ возвести монастырь на том св€том месте. ќни организовали сбор пожертвований и на собранные деньги построили аналой дл€ св€той иконы. Ёммануил тем временем вернулс€ в  онстантинополь и выслал оттуда средства на постройку величественного храма ”спени€ Ѕогородицы, который сохранилс€ до наших дней.

¬ 1941 году монастырь подвергс€ р€ду сокрушительных немецких бомбардировок, но усто€л.

¬ 1966 году по насто€нию блаженного митрополита ћонемвасийского и —партского  иприана (ѕулаку) из јрголиды были вызваны инокин€ ѕарфени€ (¬асилаки), старец ѕавел («исакис) и с ними 12 монахинь. ќни стали новыми насельниками «ермбицкого монастыр€. — этого времени началс€ подъем обители.

Ѕыли возведены три новых монастырских пристройки: южное крыло монашеских келий и восточна€ и южна€ башни, ныне уже расписанные в стиле афонских монастырей.

¬ четырехэтажной восточной башне стали располагатьс€ иконописна€ мастерска€, трапезна€, кухн€, кладовые и п€ть маленьких часовен в честь ѕреображени€ ’ристова, ¬оздвижень€  реста √осподн€, во им€ отцов ÷еркви ¬асили€ ¬еликого, √ригори€ Ѕогослова и »оанна «латоуста, а также часовни в им€ св€тых матерей отцов ÷еркви и св€той »рины.

¬ трехэтажной южной башне располагаютс€ гостиница дл€ паломников, пришедших поклонитьс€ св€тын€м монастыр€. “акже в башне расположены две часовни: в честь ¬ознесени€ ’ристова и во им€ апостола ѕавла.

¬ 1968 году на территории обители был учрежден музей, позвол€ющий познакомитьс€ с монастырскими реликви€ми, среди которых золототкана€ плащаница 1538 года и шита€ золотом хоругвь 1707 года с изображением ”спени€ Ѕогородицы. “акже при монастыре работает музей, хран€щий предметы быта ΙΙΙ века до –.’., найденные в данной местности.

Подготовила Елена Иванова

3 апрел€ 2008 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0