„ехо-—ловацка€

Ђƒай Ѕог, чтобы ≈го чудеса в жизни людей не прекращалисьї

»гумен —ерафим (‘едик)
»гумен —ерафим (‘едик)
/p>

»нтервью с игуменом —ерафимом (‘едиком)

»гумен —ерафим (‘едик) уже тринадцать лет служит св€щенником ѕравославной ÷еркви „ешских земель и —ловакии. ќн окормл€ет словацкие приходы –ождества Ѕогородицы в селе ÷ейков и ѕреображени€ √осподн€ в селе  ашов, а с декабр€ 2007 года создал первый венгеро€зычный приход во им€ преподобного ћоисе€ ”грина: в южной части —ловакии издавна проживает много венгров, но до недавнего времени они не имели возможности молитьс€ за богослужением на родном €зыке, так что служение отца —ерафима имеет €вное миссионерское измерение. ќ св€щенническом служении, о том, как сейчас живут православные христиане в —ловакии, беседа с отцом —ерафимом.

Ц ќтец —ерафим, расскажите, пожалуйста, о вашем приходе: вы ведь служите в венгеро€зычном округе —ловакии.

Ц ћесто, где € живу и служу, Ц это южна€ сторона восточной —ловакии, здесь в большинстве своем живут венгры. “ак что и село, где мы служим, считаетс€ венгерским селом, поскольку венгры составл€ют более 80 процентов его населени€. “ак же дело обстоит и по всей южной части —ловакии. ¬ нашем селе очень давно существовал православный храм во им€ великомученика √еорги€ ѕобедоносца. ќб этом, равно как и о существовании крепкого ѕравослави€ в прошлом на нашей территории, говор€т архивные документы. Ќо до сих пор археологами не обнаружено точное место храма; мы лишь знаем, что он находилс€ в той части села, где сейчас сто€т униатский и протестантский храмы. —тоит сказать, что наше село в прошлом было областным городом, но слава его прошла, все изменилось.

”же в новое врем€ Ц с 1950 по 1968 годы Ц здесь был православный храм, но потом его снова вернули униатам. «а те 18 лет много прихожан крестились в православной вере, не только в нашем селе, но и по всей территории «емплина Ц так называетс€ область, где мы живем. Ќо после 1968 года в селах, где живут венгры, богослужени€ проводились только по-церковнослав€нски, и верующие переходили к униатам, католикам и даже к протестантам, потому что не понимали богослужени€. Ёта ситуаци€ продолжалась до недавнего времени, когда с декабр€ 2007 года преосв€щенный владыка √еоргий разрешил служить на венгерском.

ќднако нужно понимать, что после 40 лет уже не очень-то и есть дл€ кого служить. » сейчас нужно проводить миссию среди народа, снова говорить о ѕравославии. ¬ наше секул€рное врем€ это очень трудна€ задача. ѕонимаете, здесь сейчас на ѕравославие смотр€т как на Ђновуюї религию, котора€ вдруг здесь по€вилась. ѕоначалу мен€ даже спрашивали: а что, ѕравославие Ц это кака€-то нова€ секта?

ƒа, вот в таких услови€х нам приходитс€ трудитьс€, воспитывать православное сознание, проповедовать, просвещать, как во времена апостольские. ”ниаты обвин€ли нас сначала в том, что мы хотим оторвать от них верующих, не понимали наше намерение просто дать возможность служить и молитьс€ на родном €зыке всем, кто хочет жить в ѕравославной ÷еркви и приобретать познани€ о православной духовной жизни.

«а прошедшие полтора года € еще не успел создать Ђклассическийї приход, но все же наш храм во им€ св€того ћоисе€ ”грина Ц это источник дл€ всех, интересующихс€ ѕравославием. Ёто пока домовый храм, устроенный в приобретенном мною доме. ¬от как √осподь устроил, что этот маленький домовый храм сейчас действует как центральный дл€ всех венгров, желающих узнать о православной вере. ћы служим по субботам литургию на венгерском €зыке, а по будн€м Ц другие службы: молебны и акафисты. ѕо воскресным дн€м мне приходитс€ служить в другом храме, поскольку € €вл€юсь насто€телем еще двух приходов, где служба проходит на церковнослав€нском.
ћестные жители про€вл€ют свою благосклонность к нам тем, что помогают нам при подготовке к престольному празднику, на который собираютс€ венгры, словаки, украинцы и румыны. Ёто благословенное дело. ѕочитание св€того ћоисе€ ”грина в этот день собирает все €зыки и весь народ, православный и неправославный, и литургию в этот день мы совершаем под открытым небом, поскольку наш храм слишком мал, чтобы вместить всех приход€щих.

Ц ј думаете ли о постройке отдельного храма?

Ц —мысл создани€ нашего прихода был в том, чтобы собрать тех, кто хотел бы в наше врем€ жить в ѕравославной ÷еркви, и дать им такую возможность. —ейчас дл€ наших нужд вполне достаточно домового храма, который становитс€ слишком тесным лишь на престольный праздник. ƒа, конечно, мы бы хотели построить насто€щий, большой храм, но пока это только мечта. ≈сть мысль возвести часовню-храм во им€ —аровского чудотворца —ерафима в саду дома, где € живу. ¬ насто€щее врем€ здесь стоит только поклонный крест. ѕосмотрим, как все сложитс€. ѕока что на строительство нет денег. Ќо слава Ѕогу и за то, что мы смогли начать служить здесь. Ёто маленька€ искра, мерцающий огонек, но он светит. » когда Ѕог захочет, от него проси€ет большой свет.

Ц  ак происходит ваша мисси€ среди венгров? ≈сть ли у них интерес к ѕравославию? ѕомогают ли в вашей проповеди опыт и духовное наследие православных приходов в ¬енгрии?

Ц ƒумаю, вы согласитесь, когда € скажу, что мисси€ требует не только одного желани€ и решимости со стороны человека, но и материального обеспечени€ всем необходимым. Ќужно издавать информационные брошюры о ѕравославии, ездить по селам, созывать встречи и делать многое другое. ѕризнаюсь, мы пока очень мало что сделали, потому что нет финансовых средств на миссионерские дела. —ам же € стараюсь делать все, что в пределах моих возможностей. “о же убранство храма: все, что в нем находитс€, собиралось мною годами, и слава Ѕогу за то, что сейчас это служит благому делу.

Ќекоторый интерес к ѕравославию в народе есть, но сказать, что к ѕравославию стрем€тс€ многие, пока нельз€. я считаю, уже и то хорошо, что после полутора лет нашей де€тельности люди уже не смотр€т на ѕравославие как на секту. Ѕудем трудитьс€ и дальше с помощью Ѕожией.

ѕравославные приходы в ¬енгрии расположены далеко от нас. ќттуда к нам приезжают батюшки только на престольный праздник, и мы служим все вместе, как, например, в прошлом году, когда здесь была архиерейска€ служба и нас было дев€ть св€щенников, из которых четверо приехали из ¬енгрии. “акже присутствовали и певчие из русского храма в Ѕудапеште.

Ц ” каждого народа есть свои особенности. „ем, по вашему наблюдению, отличаютс€ венгры от словаков?

Ц «наете, это иной €зык, иной склад ума. Ќо есть много общего, поскольку эти народы жили много лет вместе в јвстро-¬енгерской империи. “ак, например, у них много общих традиций. Ёто касаетс€ и бытовых вещей, например национальной кухни, но также и культуры, ведь взаимное вли€ние было и через литературу. ѕравда, после распада империи постепенно исчезли многие общие обычаи. ¬ насто€щее врем€, когда отдел€етс€ один народ от другого, как известно, многие ревнители беззакони€ стрем€тс€ стереть из пам€ти такие общие традиции. я помню, как в детстве, когда люди встречались на разных общественных праздниках, свадьбах, то пели вместе песни на разных €зыках и уважали культуру и традиции друг друга. ∆аль, что сегодн€ в этом отношении стало хуже.

Ц ÷ерковь „ешских земель и —ловакии объедин€ет два народа. Ёти народы веками жили друг с другом и имеют, веро€тно, много общего. Ќо есть, наверное, и отличи€. Ќе могли бы вы рассказать, чем по менталитету, культуре и традици€м чехи отличаютс€ от словаков?  ак они относ€тс€ друг к другу? Ќе повли€ло ли разделение „ехословакии на добрососедские отношени€ двух народов?

Ц  ультура и менталитет у обоих народов слав€нский, но вы верно сказали, что есть и отличи€. —ейчас заметные отличи€ есть в экономике и политике, но € этой темы касатьс€ не стану. ј вот то, на что бы € обратил внимание, это религиозность. ¬ наше врем€ в —ловакии больше религиозных людей, чем в „ехии. Ёто подтверждаетс€ и статистическими данными. Ќо народы, насколько мне известно, относ€тс€ друг к другу хорошо. «наю, что среди тех, кто узнает это мое мнение, могут быть и не согласные со мною, поскольку на отношени€ между людьми и между народами у каждого есть сво€ точка зрени€. Ћично € стараюсь в любое врем€ жить мирно с каждым. Ќаши народы были раздельны лишь нeсколько лет, а сейчас они снова соединились Ц теперь уже в рамках ≈вросоюза, хот€ у каждого имеетс€ свое правительство. „то же касаетс€ нашей ѕравославной ÷еркви, то, как вы знаете, она едина дл€ обоих народов, у нее общий —в€щенный —инод.

 ’рам ѕреображени€ √осподн€ в селе  ашов
’рам ѕреображени€ √осподн€ в селе  ашов
Ц –асскажите, пожалуйста, о современном положении ѕравославной ÷еркви в —ловакии. Ќасколько известно, среди словаков намного больше православных, чем среди чехов. — чем это св€зано?

Ц ƒа, это правда. ’от€ по числу населени€ „ехи€ больше, но православные по большей части живут в —ловакии. ƒумаю, это по той же причине, которую € только что упом€нул, то есть из-за того, что очень малый процент чешского населени€ живет религиозной жизнью.  роме того, следует учесть, что значительное число православных в —ловакии живет на востоке государства, то есть ближе к ”краине, и в этом регионе больше традиционно православных украинцев и русинов.

Ц ѕроисходит ли в наше врем€ процесс обращени€ словаков к ѕравославию, или он уже прекратилс€?

Ц ” нас процесс массового обращени€ к вере прекратилс€, как, думаю, и в –оссии и на ”краине. ѕрошло уже немало лет после перемены прав€щего режима, и люди уже в основном определились, пон€ли свое место в обществе. Ќо, конечно, отдельные обращени€ к ѕравославной ÷еркви продолжаютс€. “е новопросвещенные, кто сегодн€ приход€т в ÷ерковь, делают это не под вли€нием толпы, как было после изменени€ режима, но осознанно, и они как раз станут столпами ѕравослави€ в будущем.

-   сожалению, в –оссии очень мало известно о духовном наследии „ехословацкой ÷еркви в новейшее врем€. –асскажите, пожалуйста, об этом. ≈сть ли новопрославленные св€тые именно —ловакии?

Ц ¬ 1994 году был прославлен благоверный кн€зь –остислав ћоравский (+ 870). »менно по его просьбе византийский император ћихаил III направил в ћоравию св€тых  ирилла и ћефоди€, которые стали просветител€ми слав€нскими. Ќо вообще именно в —ловакии новопрославленных св€тых нет. ≈сть чтимые в народе почившие св€щенники, которых почитают как праведников и исповедников, но пока что процесс их канонизации еще не началс€.

Ќапример, почитаетс€ игумен »гнатий („окин), который прин€л монашество в закарпатском селе ƒубово, в скиту св€того ѕредтечи и  рестител€ »оанна. ѕосле рукоположени€ он подвизалс€ в нашей ѕоместной ÷еркви, служил на приходах, где перенес много т€желых испытаний со стороны униатов, немалый подвиг претерпел и от своих прихожан. ќн стал просветителем дл€ многих сел, где народ благодар€ его проповед€м принимал св€тое ѕравославие. ѕоэтому униаты чинили ему преп€тстви€, даже замышл€ли изгнать его из —ловакии. ѕосле служени€ на многих приходах восточной —ловакии игумен »гнатий вышел на покой и построил келью с часовней, где продолжал свою строгую подвижническую жизнь. “ам, у поклонного креста, его похоронили в 1976 году, и там ежегодно собираетс€ народ на богослужение, на котором молитвенно вспоминают этого выдающегос€ миссионера, духовника, подвижника и ревнител€ ѕравослави€.

Ц ј какие православные св€тыни есть в —ловакии?

Ц ≈сть дальние приходы, в которых наход€тс€ мощи разных св€тых из –оссии, ”краины, јфона и других мест. ј еще есть почитаемое место, где был единственный в —ловакии православный монастырь Ц в Ћадомирово, из которого происходил и почивший митрополит Ћавр, прежний глава –усской «арубежной ÷еркви. ∆аль, что монастырь действовал очень недолго, лишь дес€ть лет, после чего был разрушен, и в наше врем€ там сохранилс€ только храм, который действует как приходской. «десь ежегодно на престольный праздник собираетс€ множество паломников, но восстановить монастырь до сих пор не получаетс€.

Ќадеемс€, что по милости Ѕожией когда-нибудь в будущем можно будет устроить и здесь, где € сейчас служу, скит или монастырь. Ќо это мечта на отдаленное будущее, ибо за все 60 лет существовани€ нашей ћихайловско- ошицкой епархии € Ц первый монах, и пострижен был всего два мес€ца назад.

 Ѕогослужение на ѕ€тидес€тницу 2009 г. в храме –ождества Ѕогородицы в ÷ейкове
Ѕогослужение на ѕ€тидес€тницу 2009 г. в храме –ождества Ѕогородицы в ÷ейкове
Ц  акие, по вашему мнению, сейчас наиболее насущные задачи сто€т перед ѕравославной ÷ерковью в —ловакии?

Ц «адачи и трудности будут сопровождать всю нашу жизнь в ÷еркви. Ќикогда мы не сможем сказать, что все сделано.  огда что-то получитс€ исправить, по€в€тс€ другие дела, которые надо будет исправл€ть с трудом, любовью и смирением.

ќтветить на ваш вопрос можно так: главна€ задача перед нами Ц дать хорошее свидетельство народу о том, что и в насто€щее врем€ нужно и можно жить по заповед€м Ѕожиим. Ёта задача стоит не только перед ÷ерковью в —ловакии, но перед всеми нами, кто знает о важности отношений с Ѕогом. ћы здесь, в —ловакии, построили много новых православных храмов. Ќадо проповедовать в них в православном духе, чтобы люди здесь, где есть много разных религиозных направлений, знали, что такое ѕравославие и как его хранить чистым и неповрежденным.

Ц –асскажите, пожалуйста, о вашем личном пути к вере.  ак вы стали православным св€щенником?

Ц √орька мо€ истори€. ћен€ крестили в ѕравославной ÷еркви, но воспитали в селе, где ѕравослави€ не было. ѕуть к ѕравославию, к вере, в которой мен€ крестили, был непростым. ¬ моем родном селе действовал лишь католический костел. ¬ двадцатилетнем возрасте € переехал жить сюда, где служу сейчас. «десь действовал униатский хpам, и € увидел разницу. ћен€ заинтересовала служба, пение, которые были иными, чем в католическом храме латинского обр€да. —пуст€ несколько лет € отправилс€ работать в большой город, где у мен€ по€вилась возможность посещать православные богослужени€. Ќо, знаете, в голове было еще все то, что мне дало католическое и униатское воспитание.

ѕосле революции 1989 года настало дл€ мен€ врем€ попасть в семинарию. ћен€ отослали в ¬енгрию, в униатскую семинарию, и только там € осознал, что есть существенна€ разница между конфесси€ми. ƒа, шли годы, а мою душу чем дальше, тем больше влекла назад печать дара ƒуха —в€того, которую € получил в ѕравославной ÷еркви. ¬ моей жизни настало нелегкое врем€. Ќаконец победила правда, и после очень больших трудностей € бросил унию и послал прошение православному епископу о том, чтобы получить возможность служить в ѕравославной ÷еркви св€щенником.

» вот, как видите, € служу здесь как православный св€щенник уже тринадцать лет, а недавно прин€л монашеский постриг. ј что касаетс€ будущего Ц как Ѕог даст. Ќо € считаю, что будет еще лучше, поскольку чувствую, что с нами Ѕог!

Ц »спытывали ли вы в своем миссионерском и пастырском служении случаи особого попечени€ и помощи со стороны √оспода и ≈го св€тых?

Ц ≈стественно! ѕервый знак к получению св€щенства тесно св€зан с помощью ѕресв€той Ѕогородицы. » сколько случаев таких было! —ловно ќна простерла надо мною —вой покров. ¬о-вторых, помогал преподобный ћоисей ”грин, которого € уже много лет особо почитаю. ѕоэтому € и посв€тил ему свой домовый храм, который сейчас стал храмом миссионерского центра. ј третий, кто оказывает мне попечение, Ц мой любимый св€той Ц батюшка —ерафим, —аровский чудотворец, им€ которого € получил в монашестве. Ѕожи€ ћатерь и св€тые мен€ всегда, в каждое врем€ и на вс€кий час охран€ли, думаю, что мен€, многогрешного, не остав€т и в будущем.

 огда мне было особенно т€жело, преподобный —ерафим €вилс€ мне во сне как старец в белой одежде, и утешил мен€ [1]. » € чувствую, что он здесь словно был всегда, когда нужна была его помощь. ѕогл€дим, получитс€ ли построить во им€ его часовню. ћо€ заветна€ мечта Ц побывать в ƒивеево, поклонитьс€ честным мощам батюшки. Ќо дл€ мен€ это только мечта. —лава Ѕогу и за то, что и так ≈го угодник во врем€ искушени€ возле мен€ стоит и поддерживает!

Ц Ќе могли бы вы рассказать немного о ваших прихожанах?

Ц ” мен€ три прихода. ѕервый Ц приход –ождества ѕресв€той Ѕогородицы в соседнем селе. ¬торой Ц ѕреображенский приход, и здесь Ц миссионерский приход св€того ћоисе€ ”грина. Ќередко приходитс€ слышать от прихожан истории об их обращении к вере, которые согревают сердце. «десь произошло очень многое. ¬ то врем€, когда верующие должны были боротьс€ за храм с униатами, случились чудеса, которые до сих пор производ€т большое впечатление на живущих здесь. ќдних такие случаи привели к уважению ѕравославной ÷еркви, других привели к прин€тию православной веры, а третьих утвердили сто€ть в правде. ƒай Ѕог, чтобы ≈го чудеса в жизни людей не прекращались.

Ѕеседовал ёрий ћаксимов



[1] ¬ интервью газете Ђћгарский колоколї отец —ерафим так рассказал об этом событии: Ђѕосле окончани€ семинарии начались сложности в моей личной жизни.  азалось, что мен€ не рукоположат. » € увидел сон, в котором старец в белой одежде, с белою бородою и со спокойным взгл€дом сидел на камне в конце моего сада. я сто€л перед ним. ћы общались без слов, только мысленно. ћир и тишина, казалось, заполонили все пространство вокруг, и многие люди спокойно проходили мимо нас, направл€€сь к лесу. Ѕатюшка показал мне глазами тот же путь и спокойно улыбнулс€, как бы сказал: не бойс€, все будет хорошоЕ я проснулс€, задумалс€ об увиденном во сне, но никому ничего не сказал. — этого дн€ все пошло легко. “еперь € понимаю значение того сна: если сегодн€ пройти через лес по пути, который мне глазами указал батюшка, сид€щий на камне, мы окажемс€ в храме, где мен€ рукоположили! я это осознал только со временем, когда стал насто€телем этого храма.„ерез год мы вспахали сад. » вдруг Ц плуг зацепил в земле большой камень на том самом месте, где во сне € видел сид€щего старца!  амень выгл€дел точно так же, как во сне. » теперь этот камень находитс€ в саду, € его положил на честном месте, возле него посажены цветыЕї.

Игумен Серафим (Федик)

16 июн€ 2009 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0