јнтиохийска€

Ђƒобра€ вол€ и твердое следование за ’ристомЕї

»нтервью с агиографом јнтиохийского ѕатриархата  ириллом  аиралой

/p>

Ц √осподин  аирала, расскажите, пожалуйста, о ваших трудах по агиографии. Ќасколько известно, во врем€ османского ига древние св€тцы јнтиохийского ѕатриархата были заменены св€тцами  онстантинопольского ѕатриархата и утер€ны. ѕроисходит ли кака€-то работа по восстановлению имен древних св€тых јнтиохийской ÷еркви?

Ц ѕосле времени господства крестоносцев и долгой темной эпохи правлени€ мамлюков, которые были особенно разрушительными, јнтиохийский ѕатриархат оказалс€ под османским владычеством и таким образом стал тесно св€зан с  онстантинопольской ÷ерковью (глава которой в глазах султана был представителем всех его православных подданных). ¬ то врем€ патриархи думали, что необходимо произвести реорганизацию ÷еркви в соответствии с греческим образцом, который, как им казалось, лучше сохранилс€, поэтому они Ђисправилиї богослужебные книги согласно тем, которые употребл€лись в  онстантинопольском ѕатриархате; иными словами, они просто перевели на арабский и стали издавать церковные книги греков. ¬ результате этого местные традиции исчезли, в том числе упоминани€ о многих св€тых, чьи храмы (осв€щенные в их честь) были разрушены или превращены в мечети. “ак что это была не преднамеренна€ ошибка, а просто следствие т€желых времен и невежества.

» сейчас, конечно, работа по восстановлению древних св€тцев идет. ¬ последнее врем€ был опубликован арабский синаксарь, который включил многих из этих забытых св€тых, а дл€ некоторых из них были составлены новые службы. “ак, восстановлена пам€ть таких св€тых, как »саак ’амахский, јйлван, ¬арлаам с горы  ассий, »ереми€ ќтшельник, новомученик ≈фрем ƒамаскин, јбд-эль ћасих, “амун, јгафон, –изкалла “риполийский, “имофей  ахустский, »оанн ƒайламский, а также јнтиохийские патриархи Ц св€тители ’ристофор, ‘еодор, ¬асилий, Ќиколай и ‘еодосий. Ќо это, разумеетс€, не окончательный результат, поскольку мы еще продолжаем открывать имена св€тых в различных рукопис€х, а также в других православных традици€х, особенно в грузинской, что позвол€ет вы€вл€ть забытых антиохийских св€тых.

Ц ћногие ѕоместные ÷еркви прославл€ют сейчас новых св€тых, причем это касаетс€ как подвижников нового времени, так иногда и древних эпох. —кажите, были ли за последние годы канонизации в јнтиохийском ѕатриархате? » готов€тс€ ли они в ближайшем будущем? Ѕудет ли причислен к лику св€тых кто-то из древних подвижников, таких как, например, ‘еодор јбу  урра, или новомучеников ’’ века, таких, как, например, отец јвив ’еши?

Ц ƒа, у нас состо€лась канонизаци€ новомученика »осифа ƒамаскина, и есть также другие кандидаты. Ќаш —в€щенный —инод подходит с осторожностью к этому вопросу, поскольку мы имеем перед глазами негативный опыт ћаронитской ÷еркви. ј именно: отношение мир€н к их новопрославленным св€тым в некоторых тенденци€х подобно идолопоклонству, так что мы должны не допускать таких вещей, ведь может случитьс€, что и наши св€тые будут восприн€ты подобным образом. Ћюди будут молитьс€ только св€тым и забудут молитьс€ Ѕогу, и наши храмы будут захвачены неправославными христианами.

„то касаетс€ јбу  урры, лично € думаю, что он Ц одно лицо со св€тым ‘еодором Ёдесским, который и так почитаетс€ в нашей ÷еркви. Ќо в любом случае он был недавно добавлен в новый синаксарь, подготовленный на горе јфон.

Ц Ќасколько известны православным арабам русские св€тые? ѕочитают ли православные христиане јнтиохийского ѕатриархата кого-то из русских св€тых особенно?

Ц ѕоскольку у антиохийцев нет духа филетизма и мы не смешиваем национализм с ѕравославием, то мы вполне открыты дл€ других ѕравославных ÷ерквей. “ак что многие русские св€тые, а также греческие, сербские и грузинские, известны по жити€м в арабских переводах. »з русских св€тых особенной любовью и известностью пользуютс€ преподобный —ерафим —аровский, св€той »оанн  ронштадтский, св€титель »ннокентий јл€скинский, преподобный —илуан јфонский и многие другие.  роме того, имена различных русских св€тых добавлены в новый арабский синаксарь, и некоторые духовные русские творени€, как, например, богословские труды, также переведены на арабский. я бы хотел добавить, что антиохийцы люб€т –оссию и русских. я помню, как еще в детстве видел портрет последнего русского цар€ в некоторых домах. Ћюди наде€лись, что –осси€ победит и прогонит турков, но истори€ повернулась в ином направлении.

Ц ƒл€ многих русских людей все арабское ассоциируетс€ с исламом, а о том, что существует древн€€ православна€ арабска€ культура, в том числе богословска€, знают далеко не все. –асскажите, пожалуйста, немного об арабо€зычной части нашего общего —в€щенного ѕредани€.

Ц Ќу, не только русские могут думать, что все арабы Ц мусульмане; многие жители «апада думают так же. јрабска€ христианска€ литература очень важна, и она, безусловно, богаче, чем, например, слав€нска€ церковна€ литература, котора€ довольно бедна в плане оригинальных сочинений. Ќо, в отличие от слав€нской, проблема с арабской христианской литературой заключаетс€ в том, что она известна лишь ученым и остаетс€ погребенной в манускриптах. “ак что, прежде всего, необходимы издани€, затем переводы. ¬се это требует денег. ƒаже в темные века господства мамлюков создавались на арабском €зыке важные богословские трактаты и другие христианские тексты в таких жанрах, как, например, гомилетика, агиографи€ и гимнографи€. “ак что еще многое предстоит сделать, и € думаю, можно было бы вс€чески приветствовать идею международного православного проекта в данной сфере.

Ц ¬ы, как агиограф, посв€тили свою жизнь изучению житий св€тых отцов. Ќаверное, случалось так, что вы чувствовали их особое участие в вашей жизни?

Ц я всегда любил св€тых, еще с тех пор, когда был ребенком, независимо от того, ощущал ли € их помощь или нет. ” мен€ было так много проблем в моей жизни, но € все еще жив, и € воспринимаю это как пр€мое чудо. я чувствую, что св€тые живы, и искренне ходатайствуют за нас перед нашим Ѕогом. я твердо верю, что они благотворно вмешиваютс€ в жизнь того, кто молитс€ им.

Ц ј каково сегодн€ положение православных христиан на Ѕлижнем ¬остоке? ¬едь они живут в разных услови€х в Ћиване, в —ирии, в “урции, в других странах.

Ц  ак вы знаете, на прот€жении последних дес€тилетий и до насто€щего времени ситуаци€ на Ѕлижнем ¬остоке неспокойна. ѕалестинска€ проблема не решена, и, кажетс€, нет реальной воли дл€ ее урегулировани€, из-за чего сохран€етс€ веро€тность новых войн. «десь существует бесконечно больша€ несправедливость, жертвами которой €вл€ютс€ жители Ѕлижнего ¬остока Ц как христиане, так и мусульмане. ќднако христиане, будучи в меньшинстве, наход€тс€ в более у€звимом положении, они также более открыты дл€ «апада, так что они покидают свои родные страны и редко возвращаютс€. ƒаже в Ћиване, где христиане очень многочисленны, некоторые области теперь почти не имеют жителей-христиан. ¬прочем, в —ирии и Ћиване христиане живут сравнительно хорошо, поскольку в этих странах, вопреки распространенному мнению, мусульманские экстремисты не слишком многочисленны.  ритическа€ ситуаци€ в южной “урции, в области јнтиохи€, откуда православные уход€т в огромном количестве, также и в ѕалестине и, конечно же, в »раке.

„то касаетс€ внутренних отношений между православными христианами јнтиохийского ѕатриархата, € могу лишь сказать, что, конечно, имеютс€ определенные различи€, поскольку они принадлежат к разным странам и у каждой группы свой менталитет и культура. ѕо моим наблюдени€м, православные в —ирии отличаютс€ большим благочестием по сравнению с православными ливанцами, например. Ќо, разумеетс€, в отношени€х между всеми этими группами нет каких-то больших проблем.

Ц ¬ы упом€нули про »рак. ¬есь мир знает, кака€ т€жела€ ситуаци€ там сейчас. » особенно т€жко там приходитс€ христианам.  ак православные христиане выживают в »раке?

Ц ѕравославные христиане »рака немногочисленны. Ѕольшинство иракских христиан Ц это католики (обращенные в прошлом из монофизитства или несторианства), несториане и €ковиты. ¬ Ѕагдаде есть три православных храма, также есть храмы в других местах. я слышал, что сейчас в стране осталс€ только один православный св€щенник, который живет в Ѕагдаде, а митрополит проживает сейчас больше в  увейте. ¬ насто€щее врем€ много православных проживают в странах ѕерсидского залива, большинство из них €вл€ютс€ по происхождению сирийцами и ливанцами. ¬ каждой стране ѕерсидского залива действуют православные храмы, которые построены под руководством Ѕагдадского митрополита. я слышал, что многие иракские православные христиане вынуждены были бежать из страны, но никогда не слышал, чтобы кого-то из них убили.

Ц –аз уж разговор зашел о сложност€х, скажите, какие, по-вашему мнению, самые болезненные проблемы сто€т сейчас перед јнтиохийской ѕравославной ÷ерковью?

Ц ѕроблем много. Ёто и неблагопри€тна€ политическа€ ситуаци€ в разных странах, и проблема пастырской помощи тем, кто уехал в западные страны, проблема противосто€ни€ протестантскому и католическому вли€ни€м, проблема западных сект, которые пытаютс€ заниматьс€ прозелитизмом. “акже и проблема вли€ни€ модернизма, проводимого так называемой православной интеллигенцией. ѕроблема с мусульманским экстремизмом. ѕроблема сохранени€ духовного и культурного наследи€. ѕроблема работы с молодежью, котора€ находитс€ под вли€нием западного атеизма или секул€рных идей. ѕроблема финансировани€ епархий, где число христиан уменьшилось и трудно содержать св€щенника, ремонтировать или строить храмыЕ

Ц ” многих русских православных вызвало очень большое недоумение известие о том, что будто бы јнтиохийский ѕатриархат признает действенность таинств монофизитов и имеет общение с ними в таинствах. Ќе могли бы вы как-то прокомментировать это?

Ц ѕрежде всего, € должен сказать, что сирийских монофизитов во всем мире насчитываетс€ менее 350 000. ¬ —ирии их около 80 000, в Ћиване менее 20 000. ј православных христиан јнтиохийского ѕатриархата около полутора миллионов на Ѕлижнем ¬остоке и еще около шести миллионов проживает в других странах мира. Ќасколько € знаю, не было, конечно же, соглашени€ об интеркоммунионе, но лишь решение о том, что в тех област€х, где совершенно нет ни одного православного храма, православный человек может в случае крайней нужды приступить к христианским таинствам упом€нутой конфессии, равно как и наоборот. Ќо только в этом случае.  ак бы то ни было, в реальности это не примен€етс€, по крайней мере, со стороны православных христиан, поскольку у них достаточно храмов в тех регионах, где проживают монофизиты, но вот противоположное, то есть когда монофизиты приступают к нашим таинствам, может иметь место. —ейчас € живу во ‘ранции, и € здесь видел, как копты и эфиопы подход€т к причастию в тех храмах, которые принадлежат другим юрисдикци€м, не јнтиохийскому ѕатриархату. я думаю, что проблема заключаетс€ в другом: в странах, где живут друг р€дом с другом православные и неправославные, как, например, в Ћиване, многие католики приход€т и получают причастие, потому что всегда к причастию выстраиваетс€ множество людей, и св€щенники не спрашивают каждого, православный он или нет. Ётому способствует и то, что многие православные думают: Ђ” нас ќдин и “от же Ѕог, мы все христиане, различи€ непринципиальныї. я думаю, вы в –оссии тоже знакомы с такой проблемой.

Ц ¬ам часто приходитс€ жить не только в Ћиване, но и во ‘ранции. „то вы думаете о современном состо€нии и возможных перспективах ѕравослави€ в этой стране?

Ц Ќынешнее положение ѕравослави€ в «ападной ≈вропе представл€ет собой мозаику из национальных ÷ерквей, кажда€ из которых заботитс€ о себе.  огда вы слышите епископов, говор€щих о возможном создании здесь ѕоместной ÷еркви, это звучит как при€тные рассуждени€ и дает надежду на то, что все случитс€ в ближайшее врем€. ¬ действительности же €сно, что нет воли дл€ создани€ ѕоместной ÷еркви, поэтому до тех пор, пока национальное чувство заставл€ет забывать о миссионерском характере ÷еркви и о том, что призыв Ѕожий был дл€ всех народов и наций, в этом вопросе нет никакой надежды. Ќеобходимо прекратить филетизм и лицемерные рассуждени€ и начать заботитьс€ о распространении истинной веры больше, чем о политических интересах какой-либо юрисдикции.

— другой стороны, существуют некоторые представители интеллигенции, которые ищут Ђновые перспективыї дл€ ѕравославной ÷еркви и которые в целом наход€тс€ под вли€нием католицизма или протестантизма, они весьма открыты дл€ экуменизма. ¬от эти люди тоже, с моей точки зрени€, причин€ют вред ÷еркви своими модернистскими взгл€дами, даже если у них внешне хорошие намерени€. Ќадо помнить, что общество во ‘ранции секул€рное и Ѕог здесь совершенно забыт.

„то нам необходимо, так это добра€ вол€ и твердое следование за ’ристом. ќчень немногие западные люди были искренне обращены в ѕравославие. ƒругие религии и секты гораздо более активны, и они обеспечивают заботу о бедных и помощь одиноким, поэтому имеют здесь много последователей. ќднако среди тех немногих жителей «апада, кто обратилс€ в ѕравославие, больша€ часть Ц очень хорошие православные, и каждый такой стоит многих.

Беседовал Юрий Максимов

24 июн€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0