—ербска€

—в€тые новомученики ћомишичские

»еромонах »гнатий (Ўестаков)

ќт самого рождени€ св€той ÷еркви в апостольские времена и до наших дней среди угодников ’ристовых прекраснейшим св€щенным украшением си€ют св€тые мученики, засвидетельствовавшие истину собственной жизнью и своей невинной кровью. ѕрактически нет места на «емле, не напоенного кровью страдальцев ’ристовых, из которой всходили новые христиане, о чем свидетельствует и великий раннехристианский учитель ÷еркви “ертуллиан, говор€, что кровь мучеников не что иное, как сем€ дл€ новых ревнителей веры.

††††

¬еритс€, что, нар€ду со многими земл€ми древней ≈вропы, и ƒукл€ была просвещена истинной св€того ≈вангели€ еще в апостольский период благодар€ миссионерской де€тельности апостола ѕавла и его учеников. ќб этом нет письменных свидетельств, но живое предание подкрепл€ют многочисленные находки, относ€щиес€ к концу раннехристианского периода (IV в.) и, несомненно свидетельствующие о том, что в то врем€ христианска€ вера уже твердо укоренилась в этих земл€х.

— христианизацией сербских племен обновл€ютс€ на старых основани€х (ћихольска ѕревлака и «латица) и по€вл€ютс€ новые (ѕречиста  раинска) монастыри, ставшие рассадниками духовности в «ете и ѕриморье.

ќсобенно расцветают монашеские обители во врем€ правлени€ св€тородной династии Ќеманичей, строивших и восстанавливавших многие св€тыни.

—огласно преданию, селение ћомишичи было основано поселившимис€ в этих местах выходцами из села ћомуша из-под ѕризрена, которые, жела€ сохранить пам€ть о своем происхождении, сохранили в известной степени и название села, где некогда жили. ¬первые это селение упоминаетс€ в качестве метоха монастыр€ ’иландар в грамоте, выданной сербской св€тогорской лавре могущественным царем ƒушаном. ј первое достоверное сообщение о находившемс€ здесь храме великомученика √еорги€ относитс€ к 1610 году, когда впервые же упоминаетс€ им€ Ђпопа Ќиколы из ћомишичейї. Ётот храм был светильником веры и центром просвещени€ и культуры дл€ православного народа, жестоко страдавшего от безбожных турок, зверства которых помн€т в этих кра€х до сих пор. ќдним из наиболее кровавых злоде€ний было уничтожение в ћомишичах церкви св€того √еорги€ и находившейс€ р€дом школы, где, по достоверному преданию, было сожжено заживо 40 учеников вместе с двум€ учител€ми- св€щенниками.

—тесненный т€жким турецким рабством, сербский народ во всех своих кра€х добросовестно трудилс€ над освобождением от завоевателей, дабы жить в мире и свободно исповедовать истинную веру своих праотцев. ќкрыленные турецким поражением под ¬еной в 1688 году, сербы множество раз подымались на совместную борьбу, чтобы скинуть €рмо и освободитьс€ от рабства безбожных агар€н.

ќсобый героизм и воинский успех про€вили племена  учи, на которые в 1688 году —кадарский —улейман-паша нападал дважды. ”стное предание, которое до сего дн€ живо в народе, свидетельствует о том, что в результате первого столкновени€ турки были наголову разбиты, потер€в при этом около 1500 человек. –азъ€ренный паша попыталс€ напасть и во второй раз, но это обернулось дл€ него еще худшими последстви€ми, чем в первый.

–ешившись на месть после двойного поражени€, он излил свои гнев и €рость на невинных жителей сел в окрестност€х сегодн€шней ѕодгорицы. ѕервыми под ударом оказались ћомишичи, где воины паши, закрыв в школе 40 учеников и двух учителей-св€щенников, сожгли их живьем. Ѕольша€ часть учеников принадлежала к известному роду ѕоповичей. Ёто предание записал јндри€ …овичевич:

Ђѕоповичи занимали верхний край в ћомишичах, и земл€ первоначально была их собственностью. ќни тогда имели свою церковь на верху села, и говор€т, что из их рода до сего дн€ вышло 70 св€щенников. ’от€ это число и преувеличено, но все же подтверждает древность этого рода. ѕоповичи упорно сопротивл€лись туркам, и турки их за это ненавидели. ¬ один год на –ождество или ѕасху, пока они были в церкви, турки внезапно напали, всех перебили и сожгли. ѕомимо ѕоповичей в церкви были и представители других родов, но никто не был пощажен. ¬ верхней части села видны развалины этой церкви, и говор€т, что в ней сожгли двух св€щенников и 40 учениковї.

ѕосле ухода турецкого войска братство ѕоповичей и другие жители собрали с пожарища останки сгоревших мучеников и похоронили их в храме св€того √еорги€ под √орицей. —видетельство о страдании невинных детей и двух св€щенников жители ћомишичей бережно хранили веками, и о нем можно услышать и в наши дни.

ѕосле четырех веков страданий с освобождением от турецкого владычества потомки славных мучеников твердо решили восстановить свой сожженный храм. ѕервые свидетельства об этом мы встречаем в 1903 году, когда братство ѕоповичей просило у тогдашнего митрополита „ерногорско-ѕриморского ћитрофана (Ѕана) благословени€ на восстановление этой церкви. ћитрополит дал свое благословение, но работы по восстановлению храма были отложены из-за нищеты и недостатка средств. “олько в 1930 году по благословению высокопреосв€щенного митрополита „ерногорско-ѕриморского и будущего патриарха —ербского √авриила (ƒожича) восстановление было начато. ƒвижимые живой пам€тью о пострадавших дет€х, верующие быстро восстановили храм, перенес€ в него из храма св€того √еорги€ под √орицей в 1936 году мощи своих мучеников. ¬ день переноса мощей прошел незабываемый крестный ход.  огда несшие кресты во главе хода уже входили в новый храм, богомольцы, наход€щиес€ в церкви св€того √еорги€, расположенной в 2 км от нового храма, еще даже не начинали шествовать.

ћощи мучеников были захоронены в алтаре под св€тым престолом, где находились вплоть до 1995 года, когда были перенесены в гробницу справа от алтар€ внутри храма.

— приходом на трон митрополитов „ерногорско-ѕриморских митрополита јмфилохи€ (–адовича) началось фундаментальное обновление литургической и церковной жизни на просторах „ерногории.

—реди многих храмов и монастырей были обновлены и возвращены к литургической жизни и храмы в ћомишичах: ¬ознесени€ √осподн€ в нижней его части и св€того великомученика √еорги€ в верхней.

”знав о мученическом страдании момишичских учеников и их учителей, высокопреосв€щенный митрополит, укрепленный благодатью ƒуха —в€того, благоизволил в 2006 году подн€ть их мощи из гробницы и поставить их на поклонение как светильник веры, дабы си€ли и укрепл€ли души правоверных. ”достоверившись в живой пам€ти жителей ћомишичей о сожжении 42 мучеников в далеком 1688 году, митрополит омыл св€тые мощи по древнему православному обычаю вином и помазал их привезенным из »ерусалима розовым маслом. Ќа праздник св€тых четыредес€ти мучеников —евастийских в 2006 году мощи были выложены дл€ поклонени€ и целовани€ верующему народу и с тех пор почивают в св€щенном ковчеге слева от иконостаса в храме во им€ великомученика √еорги€ и их св€той пам€ти.

¬ знак пам€ти св€щенного переноса мощей в ковчег определено, чтобы ћомишечские мученики литургически прославл€лись в митрополии „ерногорско-ѕриморской на день —евастийских мучеников, которым они уподобились в страдании, прин€в венцы незаходимой славы и славослов€ со многими св€тыми мучениками “роичного Ѕога ќтца и —ына и —в€того ƒуха во веки веков. јминь.

—в€тые новомученицы ћомишичские, молите Ѕога о нас!

»еромонах »гнатий (Ўестаков)

ѕеревел с сербского иеромонах »гнатий (Ўестаков)
ѕо книге Ђƒвоjица светих учитеЪа свештеномученика и 40 Рака новомученика ћомишиЮкихї. —ветигора. ѕодгорица, 2008.

10 сент€бр€ 2009 года

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: