—инайска€

Ќедел€ 4-€ ¬еликого поста. ѕреподобного »оанна Ћествичника

ѕока€ние Ц это наше примирение с Ѕогом.
—в€той »оанн Ћествичник

Ћествица »оанна Ћествичника
Ћествица »оанна Ћествичника
Ћествица »оанна Ћествичника

ѕост Ц врем€ пока€ни€, врем€, когда наши окаменевшие сердца должны силой Ѕожией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких Ц теплыми и открытыми дл€ других и дл€ —амого Ѕога.

ѕост Ц это врем€ обновлени€, когда, как весной, все оп€ть становитс€ новым; когда наша жизнь, постепенно сошедша€ на нет, едва мерцающа€, снова оживает с силой, которую Ѕог может дать нам, приобща€ нас к —воему —в€тому ƒуху, дела€ нас в —в€тых “айнах и в пр€мом даре —амого —еб€ причастниками Ѕожественной природы.

Ёто врем€ примирени€, а примирение Ц это радость Ѕожи€ и наша радость; это Ц новое начало.

—егодн€ совершаетс€ пам€ть св€того »оанна Ћествичника, и € хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных дл€ того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: Ђѕока€ние Ц это наше возвращение к Ѕогу, обновление нашего крещени€; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Ѕогом, наш обет изменить свою жизнь. Ёто врем€, когда мы можем научитьс€ смирению, то есть миру: миру с Ѕогом, миром с самими собой, миру со всей тварью. ѕока€ние рождаетс€ от надежды и решительного отказа от отча€ни€. » кающийс€ Ц это тот, который заслуживает осуждени€, но уходит с предсто€ни€ суду без стыда и позора, потому что пока€ние Ц это наше примирение с Ѕогом. » достигаетс€ это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. ѕока€ние Ц это очищение нашей совести. ѕока€ние Ц это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести вс€кую печаль и вс€кую больї.

» если мы спросим себ€, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозватьс€ Ѕогу,  оторый принимает нас, как отец прин€л блудного сына; Ѕогу,  оторый столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли ≈го, и никогда не отвернулс€ от нас Ц как мы можем отозватьс€ такому Ѕогу? Ќа это вот еще короткий отрывок о молитве: ЂЌе изощр€йс€ в молитвенном красноречии; потому что нашего Ќебесного ќтца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Ќе многословь, когда разговариваешь с Ѕогом, потому что иначе, изыскива€ слова, ты запутаешьс€ в них. «а одно только слово Ѕог помиловал мытар€; одно слово веры спасло разбойника на кресте. ћногословие в молитве рассеивает ум и наполн€ет его обилием образов. ≈диное же слово, обращенное к Ѕогу, собирает ум в ≈го присутствии. » если, когда молишьс€, какое слово ударило теб€ в сердце, достигло самых твоих глубин, Ц держись этого слова, повтор€й его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молитс€ с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Ѕогуї.

—танем же помнить, что говорит св€той »оанн Ћествичник, даже если забудутс€ мои по€снени€; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратитьс€ к Ѕогу и остатьс€ с Ќим, быть радостью дл€ Ѕога и радоватьс€ о Ќем. ѕам€ть и личность св€того »оанна Ћествичника предлагаютс€ нам сейчас, когда мы восходим к страстным дн€м, в пример того, как благодать Ѕожи€ может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

Ќаучимс€ от него, станем следовать его примеру, станем радоватьс€ о том, что Ѕог может —воей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушатьс€ к Ѕогу, умол€ющему нас найти путь жизни и говор€щему нам, что с Ќим, в Ќем мы будем живы, потому что ќн есть »стина, но так же и ѕуть, и ∆изнь вечна€. јминь.

ћитрополит јнтоний —урожский

“ропарь св€тому »оанну Ћествичнику

—лез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, си€€ чудесы, »оанне отче наш, моли ’риста Ѕога, спастис€ душам нашим.

 ондак св€тому »оанну Ћествичнику

ѕлоды прсноцветущи€, от твое€ книги принос€ учени€ премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возвод€ща€ от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих т€.

∆итие св€того преподобного »оанна Ћествичника

”годник Ѕожий, преподобный »оанн жил в VI веке, родом —ириец, по своему сочинению названный Ћествичником или автором ЂЋествицыї, а по месту благочестивых подвигов Ц —инаит. Ќа 17 году своего возраста »оанн принес себ€ в жертву Ѕогу: тело вознес на —инайскую гору, а душу на гору небесную. ѕребыв на —инайской горе в подвигах уединени€ 19 лет Ц до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалилс€ потом в —инайскую пустыню ‘ола, отсто€щую на 5 стадий от —инайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизалс€ 40 лет. ¬ продолжение сей необыкновенной „етыредес€тницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощени€. ’от€ преподобный не уклон€лс€ от пищи, разрешенной уставом во врем€ поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казалс€ более отведывающим, нежели вкушающим; зато от вс€кой страсти воздерживалс€ он решительно, повелительно говор€ к ней: молчи, онемей! ѕока€ние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. ƒолго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру Ц это сокровенное место подвигов пока€ни€, которое называют слезоточным, и которое настолько отсто€ло от общежити€, сколько нужно было, чтоб рыдани€ »оанна не слышали другие.

ѕреподобный »оанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождени€ к Ѕогу и большого приближени€ к небу. ѕодобно ћоисею, он, по словам писател€ его жизни, приблизилс€ к Ѕогу, прин€л мыслию Ѕогоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного »оанна, игумена –аифского, Ѕогописанные скрижали (ЂЋествицу –а€ї), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо.

¬осход€ далее по степен€м духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до прин€ти€ начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделалс€ руководителем самых руководителей.

ѕреподобный представилс€ 80 лет от рождени€ своего, около 606 года. ѕам€ть св€того »оанна Ћествичника совершаетс€ ÷ерковью 30 марта.

¬ литургийном ≈вангелии в воскресный день четвертой седмицы ¬еликого ѕоста ÷ерковь к утешению и назиданию пост€щихс€, Ѕожественным свидетельством утвержда€ могущество поста и молитвы, открывшее »оанну лествицу ра€ и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгон€етс€ из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюс€ радость воскресени€ ’ристова (ћк. 17-31).

ѕротоиерей √.—. ƒебольский,
Ђƒни богослужени€ ѕравославной ÷ерквиї т. 2


Митрополит Антоний Сурожский

27 сент€бр€ 2009 года

    ƒругие статьи этого раздела
    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0