√рузинска€

ќ грузинском ѕравославии в Ѕельгии

»з брюссельских встреч

јрхимандрит ƒосифей (Ѕогверадзе)
јрхимандрит ƒосифей (Ѕогверадзе)
√рузи€ мне по-особому близка и дорога. »менно в этой стране Ц тогда еще республике ———– Ц прошла часть моего детства. √орные вершины в районе јхалкалак, могучие эвкалипты у военного городка в Ѕатуми, буквы грузинского алфавита, не очень старательно изучаемые мной в школе, Ц эти воспоминани€ детства порой тереб€т душу, наполн€€ ее грустью и теплотой.   ÷еркви € тогда был равнодушен. ѕоэтому и грузинским ѕравославием, увы, не интересовалс€.

ѕрошло почти 18 лет с тех пор, как мы покинули √рузию. Ќо € по-прежнему храню добрые чувства к этой неописуемо красивой древней стране. ’от€, конечно, не могу скрывать: с августа прошлого года к этим чувствам добавились горечь и настороженность.  ем стал теперь €, русский человек, дл€ грузин? Ќе будет ли в их отношении ко мне доли гнева и непри€зни? ƒаже невзира€ на единство веры и на мою искреннюю любовь к »верской земле.

Ёти сомнени€ не оставл€ли мен€ и тогда, когда € звонил архимандриту ƒосифею Ц насто€телю грузинского прихода св€той царицы “амары в Ѕрюсселе.   счастью, батюшка отнесс€ к моему звонку очень вежливо, а к моей просьбе о встрече Ц весьма доброжелательно. Ќаша беседа была по-насто€щему теплой и взаимодоверительной Ц без вс€ких признаков Ђнациональнойї вражды и непри€зни. Ќа прощание отец ƒосифей подарил мне две иконы и серебр€ный крестик.  ак символ общности св€той веры двух многострадальных и истерзанных болью народов Ц грузинского и русского.

—правка. јрхимандрит ƒосифей (Ѕогверадзе) родилс€ в 1964 году в ’арагаульском районе √рузии. ¬ 1987 году был зачислен на факультет управлени€ просветительской работой и режиссуры массовых меропри€тий “билисского университета, но через три года, оставив учебу в университете, поступил в “билисскую духовную семинарию. ¬ 1997 году завершил полный курс семинарии и академии. ¬ апреле 2004 года рукоположен в иеродиакона, в июле того же года Ц в иеромонаха.

Ц я был с детства верующим, и родители мои были верующими, хот€ в ÷ерковь мы не ходили Ц в нашем районе ее попросту не было, Ц вспоминает архимандрит ƒосифей. Ц я даже не был крещен, хот€ просил об этом родителей, но они почему-то откладывали крещение. ћой приезд на учебу в “билиси как раз совпал с активизацией национального движени€, со временем, когда по€вилось больше свободы, когда начали открывать храмы. » € стал со своими друзь€ми ходить в ѕетропавловскую церковь. ѕравда, мне, как некрещеному, приходилось на литургии покидать храм при возгласе: Ђќглашенные, изыдите!ї.  рестилс€ € в 25 лет, 19 €нвар€ 1990 года, после долгой подготовки под руководством своего духовника Ц протоиере€ јрчила ћиндиашвили.

ѕо словам отца ƒосифе€, уже в семинарии он хотел стать монахом. Ќо постриг был совершен гораздо позднее Ц в 2004 году. ѕосле рукоположени€ батюшка служил в храме духовной академии и патриаршем соборе —в€той “роицы. ¬ Ѕельгию был направлен в 2007 году.

»нтерьер храма
»нтерьер храма
Ц ¬ Ѕрюсселе грузинска€ православна€ община св€той царицы “амары образовалась в 2001 году, Ц рассказывает архимандрит ƒосифей. Ц ¬начале службы совершались в других православных церкв€х (обычно духовенством из ‘ранции). ¬ 2004 году было арендовано помещение по улице ∆андебьен. –аньше здесь размещалась сербска€ церковь, но потом сербы перешли в здание побольше.  стати, втора€ грузинска€ православна€ община Ц равноапостольной Ќины (в јнтверпене) тоже арендует помещение. —обственное здание антверпенска€ церковь имеет в селении “имистер (к востоку от Ћьежа). “ам планируетс€ открыть монастырь.

Ц ÷ерковь в Ѕрюсселе признана государством, поэтому св€щеннику выплачивают зарплату, Цзамечает отец ƒосифей.

ѕочти все прихожане в брюссельской церкви св€той царицы “амары Ц этнические грузины. —лужбы ведутс€ на грузинском €зыке. Ћитургии служатс€ по воскресным и праздничным дн€м. ¬ субботу вечером совершаетс€ всенощное бдение, а в четверг Ц параклисис Ѕожией ћатери. ¬ церкви хранитс€ частица мощей великомученика √еорги€, а также грузинских св€тых Ц преподобномучеников √ареджских.

Ц »з-за того, что даты многих православных праздников приход€тс€ на рабочие дни, большинство прихожан не имеет возможности прийти на службу. ѕоэтому мы служим ночью, Ц рассказывает отец ƒосифей. Ц Ќачинаем около 23 часов и заканчиваем около половины 3-го утра. “ак бывает на  рещение, праздник апостолов ѕетра и ѕавла, в другие дни.  онечно, если в день православного праздника в Ѕельгии выходной, то мы служим утром.

Ц ј в чем вы видите принципиальную разницу в служении в √рузии и Ѕельгии? Ц интересуюсь €.

Ц »ногда возникает ощущение, что в ≈вропе мы служим как первые христиане среди €зычников. ѕросто такова окружающа€ нас духовна€ обстановка. ќтсюда и нюансы дл€ прихожан. Ќапример, многие здесь не так строго соблюдают пост. ≈сли в √рузии даетс€ общее благословение на пост, то в Ѕельгии мы используем более индивидуальный подход. »ногда допускаем послабление в еде, замен€ем телесный пост молитвами. ’от€ на родине об этом даже не думалиЕ ƒа и духовность православных в Ѕельгии приобретает более внутренний, сокровенный смысл, не так €вно выражаемый в обр€дах и традици€х.

Ц ≈сть ли шанс у ѕравослави€ на «ападе выйти за сугубо национальные рамки, превратившись в общезападную конфессию? Ц € не могу обойти вниманием одну из моих любимых тем.

Ц ƒумаю, это маловеро€тно, Ц отвечает насто€тель. Ц  онечно, здесь есть многонациональные приходы, но говорить о том, что ÷ерковь диаспоры исчезнет, € бы не стал. ѕотому что роль играет не только вера и традиции, но и собственность Ц то, кому принадлежат церковные здани€, св€тое имущество. ƒа, мы служим вместе на праздник “оржества ѕравослави€, демонстриру€ единство православных различных юрисдикций. Ќо вр€д ли у нас произойдет возвышение над традиционалистской национальной составл€ющей.

¬ конце беседы € не преминул спросить у отца ƒосифе€ о том, как отразилс€ на взаимоотношени€х с –усской ÷ерковью военный конфликт августа 2008 года. Ќе стали ли отношени€ между духовенством и мир€нами напр€женнее и хуже?

Ц ѕолагаю, что никак не отразилс€, Ц подчеркнул батюшка. Ц — архиепископом Ѕрюссельским —имоном (ћосковский ѕатриархат) мы в хороших отношени€х. ѕравда, некоторые грузины перестали ходить в русские церкви. Ќо большинство осталось. “ак что в церковной среде, слава Ѕогу, это особых проблем не вызвало. „ему можно только порадоватьс€.

Ђƒействительно, слава Ѕогу, что не удалось в очередной раз вбить клин между православными, живущими за рубежомї, Ц думал €, когда мы шли с отцом ƒосифеем к —еверному вокзалу Ц Ѕрюссель-Ќорд.

Ѕельгийцы с некоторым любопытством взирали на двух бородатых мужчин в черном, один из которых к тому же был одет в длинную р€су. Ђ онечно, монаху лучше жить в монастыре, Ц заметил отец ƒосифей. Ц я бы с удовольствием поселилс€ в одной из обителей своей родины. Ќо надо выполн€ть церковное послушание в Ѕельгии. «начит, такова вол€ Ѕожи€ї, Ц кротко сказал батюшка, благословл€€ мен€ на дальнейший путь.

Сергей Мудров

20 но€бр€ 2009 года

—мотри также:
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: