Ѕолгарска€

ћитрополит Ќеврокопский Ќафанаил: — истиной будут боротьс€ до —удного дн€

ќдин из видных иерархов Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви митрополит Ќеврокопский Ќафанаил ( алайджиев) был гостем ¬сероссийских ƒней слав€нской письменности и культуры, которые отмечались в —аратове в мае сего года. ¬ладыка участвовал в соборных богослужени€х в ƒухосошественском храме —аратова и в возрожденном —в€то-“роицком соборе ¬ольска. ќн посетил многие храмы —аратовской епархии и нашел врем€ дл€ общени€ с нами Ч журналистами епархиальных —ћ».

Ч Ќаши читатели практически ничего о ¬ас не знают; расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути. ¬ какой семье ¬ы родились, как проходило ваше детство, что привело ¬ас в ÷ерковь?

Ч я родилс€ в селе  опривлен близ греческой границы, в ста километрах от —в€той √оры јфон. »з поколени€ в поколение мужчины нашей деревни в зимнее врем€ уходили работать в афонские монастыри. » приносили оттуда книги, которые там издавались, особенно в «ографском монастыре. ѕоэтому в селе было много духовной литературы. ¬о врем€ постов из монастырей —в€той √оры к нам приходили монахи исповедовать мир€н.  онечно, все это было до сорок шестого года, то есть до того момента, когда Ѕолгари€ вошла в социалистический лагерь; но и в трудные времена вера в нашем селе не была уничтожена.

ћо€ бабушка, царство ей небесное, была глубоко верующей женщиной. ѕока она была жива, ничто в нашем доме не совершалось без молитвы. ¬ праздники все мои близкие посещали храм.  онечно, многие тогда бо€лись, потому что государство стремилось отделить ÷ерковь от государства и народ от ÷еркви. Ќо √осподь помогал, благодать ≈го в нашей жизни действовала.

¬ нашем селе был очень хороший св€щенник. ќн заботилс€ о люд€х, о спасении их душ, невзира€ на все преп€тстви€, которые ему создавали. ƒаже то, что он ходил всегда в р€се, могло восприниматьс€ как вызов. Ёто был пример, поучительный дл€ многих.

 огда умирала мо€ бабушка, этот св€щенник пришел к нам в дом, чтобы исповедать и причастить ее. Ѕлагоговение, с которым он относилс€ к своему служению, запомнилось мне на всю жизнь. ≈питрахиль, крест, ≈вангелие были у него завернуты в ткань. ѕрежде, чем эту ткань развернуть, он вымыл руки, перекрестилс€, поцеловал эту ткань и лишь затем развернул. » отношение людей было настолько благоговейным, что воду, которой св€щенник мыл руки, они не выплескивали наземь, а выливали в огонь, на угли, чтоб ее никто не топтал. ¬от в такой обстановке € вырос, несмотр€ на коммунистические времена.

Ч  ак пришло к ¬ам решение о монашеском постриге?

Ч –одители никогда не запрещали мне ходить в храм. Ќо, когда мне было п€тнадцать лет, и € решил стать монахом Ч € испугалс€, что родители мне этого не позвол€т, и поэтому из дома убежал. ¬ “ро€нском монастыре игумен √ригорий (он потом стал епископом и возглавл€л подворье Ѕолгарской ÷еркви в ћоскве) спросил мен€: Ђ“вои родители знают, где ты находишьс€?ї. я ответил: Ђ«наютї. »гумен в ответ: Ђѕроверим, как они знают. √овори адрес, € сообщу им, что ты здесьї. ќн написал моим родител€м, и отец приехал за мной в монастырь. я просил моего отца сказать игумену, что они с матерью знали о том, что € ушел в монастырь, но он ответил: Ђ“ы пришел в монастырь Ч зачем? ”читьс€ лгать?ї. ќтец был очень сердит, накричал на мен€, потом немного успокоилс€ и пошел к игумену. »гумен епископ √ригорий был духовный и мудрый человек, и он сказал моему отцу: Ђя вам советую Ч оставьте его здесь. ≈сли его желание стать монахом действительно от Ѕога, то он станет монахом, что бы вы ни делали. ј если не от Ѕога, то мы его и силой не сделаем монахом, он все равно уйдет и вернетс€ к вам. » после этого вы будете еще больше родительской власти иметь над нимї. ќтец как верующий человек послушалс€ игумена и написал за€вление Ч о том, что он не возражает против моего пребывани€ в монастыре. я ведь был несовершеннолетним, и нельз€ было, чтоб монастырь из-за мен€ имел проблемы с милицией.

¬ дальнейшем благодар€ епископу √ригорию € имел возможность посетить “роице-—ергиеву Ћавру, ѕочаевскую Ћавру. » мое желание монашества еще более усилилось. я вернулс€ в Ѕолгарию, и мне пришлось пройти военную службу, это было тогда об€зательно дл€ всех, даже дл€ тех, кто был уже монахом или св€щенником. я был вынужден прервать свое обучение в семинарии, послушание в монастыре и пошел в армию. ќтслужив, сразу прин€л монашество в “ро€нском монастыре. Ёто было 3 марта 1974 года. ѕосле семинарии один год проучилс€ в ƒуховной јкадемии в —офии. » получил счастливую возможность. Ѕолгарию посетил тогда архиепископ јфинский и все€ Ёллады —ерафим, и на заседании нашего —в€щенного —инода, которое проходило в присутствии афинского архиепископа, было решено две стипендии учредить дл€ обучающихс€ в √реции. я и нынешний ¬арненский и ¬еликопреславский митрополит  ирилл отправились с благословени€ ѕатриарха Ѕолгарского ћаксима учитьс€ в √рецию. ѕосле этого € пошел на јфон и почти два года прожил в «ографском монастыре.

Ч „ем дл€ ¬ас стали эти два года?

Ч ƒл€ мен€ это врем€ стало Ѕожьим благословением. ” мен€ была возможность окунутьс€ в благодатную атмосферу непрерываемой традиции монашеского подвижничества, котора€ на прот€жении веков живой передаетс€ из поколени€ в поколение; прикоснутьс€ к великим св€тын€м св€той православной веры Ч чудотворным иконам, св€тым мощам Ѕожьих угодников. ќгромное значение дл€ мен€ имело и общение с современными подвижниками благочести€. ” мен€ была возможность беседовать с такими игуменами св€тогорских обителей, как архимандрит √авриил ƒионисиатис, ÷арство ему небесное, архимандрит ≈фрем ‘илофейский, который сейчас живет в јмерике и основал там несколько монастырей; архимандрит √еоргий √ригориатис и другие. »х советы и наставлени€ всегда мне помогали. Ќе могу забыть поддержку архимандрита ≈вфими€, игумена «ографской св€той обители, истинного подвижника благочести€, которому ћатерь Ѕожь€ €вл€лась несколько раз в трудные дл€ него и дл€ св€той обители времена, дабы ободрить его; а он, в свою очередь, поддерживал, наставл€л братию. ќгромную духовную пользу принесли мне встречи с такими опытными духовниками-исповедниками, подвизающимис€ в скитах и кель€х —в€той √оры, как архимандрит —пиридон  сенос из Ќового скита, иеромонах јнфим из скита —в€той јнны, иеромонах ≈фрем из  атунаки, старец √ерасим, ¬еликий ѕротопсалт ¬селенской патриархии, монах ѕаисий, великий старец последних времен, как и недавно представший перед √осподом старец »осиф ¬атопедский. —в€та€ √ора всегда будет оставатьс€ особенным местом дл€ всех православных Ч народов и отдельных людей.

Ч  то были ¬аши учител€ и наставники в ÷еркви? ¬ –оссии говор€т о том, что ÷ерковь оскудела опытными духовниками, во многом утратила преемственность; относитс€ ли это и к Ѕолгарской ÷еркви также?

Ч ѕреемственность оскудела везде, и у нас в Ѕолгарии ее почти нет Ч той преемственности, котора€ была раньше. —лава Ѕогу, € имел возможность в “ро€нском монастыре, в который € поступил послушником в 68-м году, видеть истинных подвижников. ѕодвижники тех лет не всегда были хорошо известны, но люди, которые с ними соприкасались, чувствовали Ѕожию благодать, излучаемую ими. Ёто были такие люди, как архимандрит ƒаниил в “ро€нском монастыре, архимандрит ≈влогий Ч благодатный старец с даром прозорливости в –ылском манастыре, схимонах —ерафим Ч «ографский постриженик, он потом возвратилс€ и жил на —в€той √оре в том же монастыре, отец ћефодий Ч старец с большим духовным опытом, архимандрит —ерафим јлексиев, отец ћихаил јпостолов Ч св€щенник из города –ила, он подвергалс€ преследовани€м, сидел в тюрьме, но с помощью Ѕожией был освобожден; отец Ћазарь из села –адуил, отец »оанн  ириллов из ћалко Ѕелово Ч прозорливый человек; монахин€  ась€на из ¬рачешского монастыр€Е Ёто были люди дивной духовности. я сожалею, что изменени€ в нашем обществе произошли поздно. ≈сли бы они произошли на дес€ть лет раньше Ч преемственность бы сохранилась. » не было бы, может быть, того раскола, который спровоцировали государственные чиновники в 1992 году.

Ч „то можно сказать о будущем православного монашества в современном мире? „ем и насколько отличаетс€ монашество наших времен от монашества прошлых веков? ћожно ли здесь говорить о проблемах, о каких-то болезненных деформаци€х?

Ч ≈сть разница, но в сущности своей монашество сегодн€шнее и монашество прежних веков не могут различатьс€.  ак говорили св€тые отцы, в древности примеров добродетельной жизни было больше, а соблазнов было меньше.  ак говорил авва ѕамво, те, которые будут в последние времена, будут выше нас, потому что не будут уже иметь перед глазами тех примеров, которые мы имели, но будут при этом свидетельствовать и о вере, и о действенности монашества.  ак бы ни было трудно, всегда будут светильники монашества, которые, по слову св€тых отцов, будут светить миру. —ущность монашества не во внешнем облике, а в тех обетах, которые даны при постриге. Ѕог всегда помогает тем, кто ищет спасени€, кто хочет быть честным перед своей совестью и исполн€ть обещани€, данные √осподу.

„то касаетс€ искажений Ч у многих по€вл€етс€ желание руководить, быть старцами, хот€ они сами еще нуждаютс€ в руководстве. ¬ прежние времена у тех, кто проводил жизнь в монастыр€х, главной отличительной чертой было смирение. Ќо поскольку мы живем в то врем€, когда люди далеки от веры, когда человеку внушают, что именно он €вл€етс€ центром всего, когда культивируетс€ гордость, то каждый хочет быть первымЕ Ёто не только в ÷еркви, это такое общее качество, признак современности. ћы должны старатьс€ очиститьс€ от мирского, от светского. Ёто трудно, но не невозможно.  то не хочет прилагать труд к очищению своего сердца, у того гордость становитс€ главным качеством характера. Ќо это не истинное монашество.

Ч  ак ¬ы стали архиереем и как это изменило ¬ашу жизнь Ч внешнюю и внутреннюю, духовную?  ак совместить административные функции архиере€, необходимость заниматьс€ хоз€йством, финансами и т.д. Ч с духовным трудом?

Ч Ѕожьей милостью по решению —в€того —инода 25 марта 1989 года € стал архиереем. √лавное изменение в жизни Ч это очень больша€ ответственность. ѕришлось заботитьс€ о том, что раньше мен€ не касалось, и прежде всего Ч о единстве епархии, о ее единстве с ÷ерковью и православным миром.

 рест архиере€ т€жел, но Ѕог помогает. јдминистративна€ де€тельность Ч это внешн€€ сторона церковного служени€. ќна может восприниматьс€ как что-то чуждое, но она необходима.  огда есть хорошие сотрудники Ч у архиере€ остаетс€ минимум проблем, которыми он должен заниматьс€ как администратор, и он может уделить гораздо большее внимание истинно пастырскому труду. Ќо отношение к внешним административным об€занност€м Ч это еще и вопрос духовности. ћолитва помогает сносить трудности внешней де€тельности . ћолитва и общение с истинными св€щенникамиЧсв€щенниками по призванию, а не по необходимости пропитани€.

 онечно, необходима дисциплина. »менно дисциплина позвол€ет сохранить каноны ÷еркви, а без их сохранени€ утратила бы смысл вс€ наша административна€ де€тельность. ≈сли нет дисциплины, укорененной в традиции, архиерею приходитс€ заниматьс€ администрированием, дабы принудить других исполн€ть каноны ÷еркви. “от, кто не исполн€ет канона, должен покинуть ÷ерковь, чтобы не стать соблазном дл€ тех, кто еще не окреп в вере.

Ч „ем и как живет сегодн€ Ѕолгарска€ ѕравославна€ ÷ерковь?  ак можно охарактеризовать ее состо€ние и что самое трудное в ее жизни?  ак стро€тс€ ее отношени€ с государством?

Ч “рудности есть, но Ч —лава Ѕогу. —ила ћо€ совершаетс€ в немощи,Ч говорил √осподь апостолу ѕавлу (2  ор. 12, 9). ћного времени и сил требует преодоление последствий раскола, который был инспирирован политиками в 1992 году, конечно, при содействии клириков, забывших о своей миссии и ответственности перед Ѕогом, —в€той ÷ерковью и Ѕожьим народом. ѕрерванна€ традици€, нарушенна€ дисциплина, организационные трудности, финансовые проблемы Ч все это мешает духовно-просветительской де€тельности. ј болгарский народ ожидает от своей духовной ћатери Ч —в€той ÷еркви Ч многого. ѕо моему скромному мнению, сама€ больша€ проблема дл€ всех нас, независимо от места в котором мы живем Ч это недостаток искренности, братской христианской любви, такой любви, котора€ была бы сопровождаема делами и вызывала бы доверие как в среде клириков, так и в среде верующих. Ќо при всех этих негативных €влени€х Ѕожи€ благодать действует, и видны хорошие результаты. —тро€тс€ новые храмы и монастыри, обновл€ютс€ старые, создаютс€ воскресные школы. ѕравославные христиане объедин€ютс€ вокруг своих духовных наставников. „увствуетс€ духовное обновление, стремление к обретению утер€нного, к спасению души.

„то касаетс€ взаимоотношений с правительством, то это оцениваетс€ по-разному. Ёто зависит от конкретных людей, от людей, которые сегодн€ во власти. Ќекоторые из них враждебно настроены к ÷еркви Ч как те, кто в свое врем€ инспирировали раскол в Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви, изгнали ≈го —в€тейшество Ѕолгарского ѕатриарха ћаксима, отстранили от дел высокопреосв€щенных митрополитов и —в€той —инод, позволив себе даже назначить —инод в новом составе. Ёти люди создают помехи просветительской и духовно-спасительной миссии ÷еркви. Ќо во власти есть и другие люди, те, у кого есть вера. ќни вид€т роль ѕравославной ÷еркви в воспитании и облагораживании личности, в формировании высокой общественной морали. ќни оказывают ей помощь в силу своих возможностей.  онечно, наилучшей формой взаимоотношений меж светской и духовной властью €вл€етс€ симфони€ и сотрудничество. ¬едь и ÷ерковь, и государство работают с одним и тем же народом, и они должны помогать друг другу.

Ч ћожно ли в наше врем€ говорить о солидарности православных народов, о едином православном мире?

Ч ≈динство заповедано самим —пасителем. ќн сказал: Егде двое или трое собраны во им€ ћое, там я посреди них (ћф. 18, 20). ≈сли мы разделимс€ Ч мы сами будем свидетельствовать о том, что ’риста посреди нас нет. ј если ≈го посреди нас нет, кака€ же мы ÷ерковь!

»менно поэтому соборно осуждены ереси, расколы, все то, что разобщает православных христиан. ѕравославные всего мира должны быть едины, не
ѕервосв€щенническа€ молитва ƒа будут все едино; как ты, ќтче, во мне, и я в “ебе, так и они да будут в Ќас едино (»н. 17, 21) именно об этом. ћы молимс€ за всех православных христиан, во всем мире. Ќа «емле, однако, очень мало православных народов, которые имели бы какую-то христианскую составл€ющую в светской власти. ћало стран, в которых светска€ власть уважала бы ÷ерковь. ƒаже в традиционно православных странах некоторые представители власти наход€тс€ под вли€нием сект. ћы не можем их отринуть, мы надеемс€, что √осподь просветит их, дабы они пон€ли, что тер€ют, отдел€€ себ€ от ѕравославной ÷еркви. ј мы, православные, должны быть все, как один.

Ч Ќадежда на то, что православный мир может быть в какой-то степени духовно противопоставлен остальному миру, миру, называющему себ€ постхристианским; что православные народы в единстве своем способны защитить христианские ценности Ч это утопи€, наивное мечтание или тоже реальность?

Ч »з —в€щенного ѕисани€ мы знаем, что весь мир лежит во зле (1 »н. 5, 19). »стина противопоставлена всему, что лживо и фальшиво. ѕравославный мир Ч носитель »стины,  отора€ и есть —ам √осподь »исус ’ристос,  оторый говорит о —ебе: я есмь путь и истина, и жизнь (»н. 14, 6). Ќе следует забывать, что во все времена находились люди, которые заменили истину Ѕожию ложью (–им. 1, 25). Ќо православный мир должен помнить: знающий Ѕога слушает нас; кто не от Ѕога, тот не слушает нас (1 »н. 4, 6). Ќам не нужно сердитьс€, нужно делать свое дело Ч свидетельствовать об »стине. ѕостхристианский мир не имеет ничего общего с христианским миром, и потому его борьба с »стиной и истинными верующими продлитс€ до ≈го пришестви€, до —уда над живыми и мертвыми.

я убежден, что православные народы в единстве своем способны защитить христианские ценности, потому что именно они, эти ценности, свидетельствуют о Ѕожьей силе.  ак и на прот€жении первых трех веков, когда христианство подвергалось гонени€м и преследовани€м, нес€ »стину и привлека€ новых последователей, так и теперь оно должно свидетельствовать дл€ тех, кто хочет жить в Ѕожьем свете, украшать свою жизнь непреход€щей христианской добродетелью, кто надеетс€ получить, по великой Ѕожьей милости, вечную жизнь.

Ч Ќо что может дать православный мир остальному миру? Ћежит ли на нас долг миссионерства?

Ч ћы надеемс€ что-то дать, и работаем на это, однако понимаем, что вр€д ли ≈вропа станет православной, это невозможно. ƒухи зла разъедин€ют людей, пытаютс€ разделить даже православные народы. ѕравославие Ч это образ жизни, а не деклараци€. ¬ студенческую пору € общалс€ с православными миссионерами, которые работали в јфрике. ћне было интересно Ч как они там, в јфрике, миссионерствуют? ќдин из них Ч сейчас он новозеландский епископ јмфилохий Ч рассказывал так: € прихожу в селение, строю себе хижину на окраине и начинаю заниматьс€ каким-нибудь рукоделием.  о мне приход€т люди, берут мои издели€ в обмен на продукты. » при этом вид€т, как € отношусь к люд€м, как € молюсьЕ ќни про€вл€ют интерес, у нас возникает контакт, и € знакомлю их с истинами православной веры без вс€ких деклараций. “ак вот, если мы в своей Ђхижинеї сохран€ем благочестивый образ жизни, мы освещаем путь тем, кто далек от нас, кто нуждаетс€ в свете ’ристовом, и Ѕожь€ благодать непременно сойдет на них. ћы не можем быть ничьими спасител€ми. ѕотому что —паситель дл€ всех один Ч ’ристос. ќн всегда р€дом с человеком, но необходимо, чтобы человек прин€л ≈го. ќн дал человеку свободную волю и не станет принуждать того, кто не открыл перед Ќим сердца. ќт нашей свободной воли зависит, сможем ли мы воспользоватьс€ благодатью Ѕожией, будем ли мы православными Ч в какой бы стране мы ни жили, к какому народу бы ни принадлежали. ƒолг миссионерства лежит на каждом православном человеке; мы должны миссионерствовать не только словами, но, как заповедал ’ристос, словом и делом.

-------------------------------

1 ¬ 1992 году часть болгарских православных иерархов при поддержке прав€щей партии за€вили о незаконности избрани€ ѕатриарха ћаксима, обвинили последнего в сотрудничестве с органами госбезопасности и создали альтернативный —инод. ѕравовые и духовные последстви€ этого раскола были очень т€желы дл€ ÷еркви и не преодолены по сей день.
----------------------------------------

Ѕеседовала ћарина Ѕирюкова

***

(¬ миру Ц Ќатанаил  алайджиев) родилс€ в 1952 году в деревне  опривлен в Ѕолгарии. ¬ 1968 году поступил послушником в “ро€нский монастырь. ќдновременно приступил к учебе в —офийской духовной семинарии, которую окончил в 1975 году. ¬ 1974 году прин€л монашеский постриг с именем Ќафанаил. ¬ том же году рукоположен в иеродь€конский чин, а в 1975 году Ц в иеромонахи. ”чилс€ в ƒуховной јкадемии —в€того  лимента ќхридского, а затем продолжил образование в јфинах. ѕо завершении образовани€ решением —в€того —инода возведен в архимандритское достоинство. Ѕыл св€щенником Ѕолгарской православной церковной общины св€того »оанна –ыльского в Ћондоне. ѕо возвращении на родину назначен главным секретарем —в€того —инода и хиротонисан во епископский сан. ¬ 1989 году назначен викарием —офийского митрополита. ј в 1994 году избран и канонически утвержден митрополитом Ќеврокопским.

ћитрополит Ќеврокопский Ќафанаил

ѕравославие и современность

5 декабр€ 2009 года