—ербска€

“айна вифлеемских младенцев

“огда »род видев, €ко поруган бысть от волхвов, разгневас€ зело, и послав изби вс€ дети сущы€ в ¬ифлееме, и во всех пределех его, от двою лету и нижайше, по времени, еже известно испыта от волхвов.

(ћф. 2: 16)

 аждому, кто хоть как-то св€зан с ÷ерковью, известно то гнусное злоде€ние, что было совершено около 2000 лет назад. — тех времен и поныне многих оно потр€сает. ћногие рассуждали о нем, пыта€сь найти главного виновника невинно пролитой крови. ћногие при этом весьма неразумно судили о погубленных дет€х и, возмуща€сь учиненной над ними несправедливостью, ставили более или менее скептические, а то и дерзкие вопросы. ћногие говорили, что вполне пон€тно, что »род решилс€ на подобное преступление, если вспомнить его нрав и присущее ему безудержное властолюбие. Ќо чем же виноваты убитые дети, и как же праведный Ѕог позволил »роду это совершить? Ёти вопросы волнуют многих и в наши дни. Ќеправедность »рода €сна каждому, но само преступление озадачивает, ибо оно возмущает чувство справедливости, и люд€м хочетс€ пон€ть, почему пострадали невинные дети. ≈сли »род был обманут волхвами, почему он выместил свой гнев на младенцах? –азве младенцы надоумили волхвов возвратитьс€ иным путем в страны свои?

Ќесомненно, »род решилс€ на это злодейство не потому, что считал вифлеемских младенцев виновными в том, что волхвы обманули его, но потому, что был одержим демоном властолюби€ и зависти, а вернее Ц из страха, как бы Ђрождейс€ ÷арьї (ћф. 2: 2) не отн€л у него престол. ќн предприн€л это избиение не из чувства мести или ненависти к дет€м, а из превеликой любви к себе и еще большей ненависти к “ому, на  ого указывала звезда, к “ому, ради  ого волхвы пустились в столь дальний путь, к “ому,  ого ангелы приветствовали песней: Ђ—лава в вышних Ѕогу, и на земли мир, во человецех благоволениеї (Ћк. 2: 14). —разу после этой песни вместо благоволени€ и мира €вл€етс€ свирепа€ и бесовска€ вол€ »рода, лишивша€ мира и невинных младенцев Ђот двою лету и нижайшеї (ћф. 2: 16), и их матерей и сродников, и даже праматерь Ђ–ахиль плачущис€ чад своих, и не хот€ше утешитис€, €ко не сутьї (ћф. 2: 18). √осподь »исус ’ристос самим —воим –ождеством €вил, а спуст€ 30 лет и высказал эту известную истину: ЂЌе приидох воврещи мир, но мечї (ћф. 10: 34).

“ак не правы ли тогда те, которые говор€т, что вифлеемские младенцы были погублены из-за √оспода ’риста или даже что —ам ’ристос €вл€етс€ причиной их убийства? Ќет, Ѕоже сохрани! ’от€ »род преследовал »исуса, едва ќн родилс€, и, преследу€ ≈го, погубил всех вифлеемских младенцев, все же младенцы эти были погублены не из-за ’риста, а по причине бессердечи€ »рода, его злобы и жестокости. »так, эти дети пострадали не из-за ’риста, но воистину за ’риста Ц как первые невинные жертвенные агнцы, как первые мученики ’ристовы, пусть даже они и не осознавали этой своей жертвы. √осподь прин€л их жертву как благоуханный фимиам, а ÷ерковь ежегодно празднует их св€тую пам€ть 29 декабр€ / 11 €нвар€.

“акой ответ, хот€ и точный, все же многих не удовлетвор€ет. ƒл€ них все еще остаетс€ не€сным, почему Ѕог допустил, чтобы »род совершил такое злодейство. ƒабы получить исчерпывающий ответ и на этот вопрос, необходимо сначала объ€снить некоторые пон€ти€.

ѕрежде всего, если бы предназначение человека ограничивалось его земной жизнью и, следовательно, завершалось его смертью, то есть если бы за свои добрые и дурные поступки люди получали возда€ние только здесь, на земле, тогда бы вс€кий страдающий за правду, вс€кий невинно осужденный, вс€кий незаслуженно терп€щий скорби был бы вправе считать себ€ обездоленным и обиженным и имел бы основани€ сказать: Ђ√де справедливость? » как Ѕог допускает, чтобы € страдал в то самое врем€, когда люди порочные благоденствуют?ї “ак и рассуждали €зычники, не имеющие ни веры в вечную жизнь, ни пон€ти€ о воскресении; так рассуждают и сегодн€ все те, кому незнакома сущность христианства.

Ќасто€щие христиане рассуждают иначе. ќни знают, что √осподь »исус ’ристос говорил и учил о бессмертии души в предсто€щем воскресении всех людей, о кратковременности земной и о вечности будущей жизни, о возда€нии в будущей жизни за все соде€нное здесь, на земле, о ничтожности земных богатств и славы перед судом Ѕожиим. ќни знают, что ’ристос нагл€дным примером, то есть —воими страданием, смертью и воскресением, показал люд€м, что и они воскреснут. ѕоэтому истинные христиане ожидают в будущей жизни возда€ни€ за добро или зло, которое они делали на земле, и не обвин€ют Ѕога в несправедливости к ним. ¬едь если здесь мы претерпеваем незаслуженные страдани€ и несчасть€, это значит, что они ниспосланы нам свыше ради испытани€ нашей веры (тому пример Ц многострадальный »ов), и переносимыми без ропота скорб€ми мы либо искупаем наши грехи, либо, если грехов не имеем, добываем себе в награду блистающие венцы.

Ќо и такое объ€снение не всех успокаивает. Ќекоторые в недоумении вопрошают: Ђ–азве были у младенцев грехи, которые требовалось бы смывать их кровью? ¬се изложенное выше правильнее было бы применить к взрослым люд€м, которые успели в своей жизни совершить или грех, или какое-либо доброї.  ак уже было сказано, претерпевание несправедливости и страданий в этой жизни (если у человека нет грехов) приносит ему награду в жизни будущей.  роме того, на подобные недоумени€ св€той «латоуст отвечает вопросом: Ђ„то есть смерть?ї » продолжает: Ђ“о же самое, что снимание с себ€ одежды. “ело, подобно одежде, облекает душу, и мы сбрасываем его с себ€ на краткое врем€, чтобы вновь его получить, но более светлымї. » поэтому он так смело восклицает: Ђƒай мне лишь твердую веру в ÷арство Ќебесное Ц и убей мен€, если угодно, пр€мо сейчас! я возблагодарю “еб€ за смерть, за то, что через нее “ы мгновенно переселишь мен€ к тем [небесным] благамї. ѕри этом следует подчеркнуть, что проблему страданий маленьких детей и Ц шире Ц праведников необходимо рассматривать и решать с учетом греховности и подверженности страдани€м человеческой природы вообще вследствие первородного греха. ƒети, без сомнени€, не могли страдать за некие свои Ђличныеї грехи, однако они не были исключены из той общей греховности, которую, веро€тно, и имел в виду »ов, говор€: Ђ то бо чист будет от скверны? Ќиктоже, аще и един день житие его на землиї (»ов 14: 4Ц5).

“айна вифлеемских младенцев получает свою разгадку и свой смысл единственно в этом свете. »менно в таком аспекте можно смело и уверенно утверждать, что вифлеемские дети ничего не потер€ли, слишком рано уйд€ из своей земной жизни. Ќо всего лишилс€ в вечности их палач Ц злочестивый »род, коего праведный суд Ѕожий вскоре настиг, так что он завершил свою жизнь куда более т€желой и позорной смертью, нежели погубленные им младенцы.

Ёто преступление »рода против невинных детей совершилось не без предвидени€ и попущени€ Ѕожиего. »бо Ѕог знает все, хот€ и не все делает. ƒоказательство тому Ц пророчество »еремии, относ€щеес€ к этому событию: Ђ√лас в –аме слышан бысть, плач, и рыдание, и вопль; –ахиль плачущис€ чад своих, и не хот€ше утешитис€, €ко не суть (»ер. 31: 15; ћф. 2: 18). »так, если Ѕог предвидел и предсказал устами пророка это событие, значит, оно наверн€ка произошло не без ѕромысла Ѕожи€ и не лишено своего смысла. Ђ“ы говоришь, Ц пишет св€той »оанн «латоуст, Ц что эти младенцы могли бы многое совершить, даже и великие дела, если бы жизнь их была продолжительнее. Ќо тогда Ѕог не допустил бы их раннюю смерть, если бы им суждено было стать великимиї, то есть более великими, чем они стали благодар€ своей смерти. ЂЌапротив, Ц говорит архиепископ »ннокентий ’ерсонский, Ц они легко могли бы попасть в число тех, которые кричали ѕилату: “ƒа расп€т будетЕ  ровь ≈го на нас, и на чадех наших” [ћф. 27: 22, 25]. ¬озможно, на них бы обрушились те беды и потр€сени€, о которых √осподь говорил незадолго до своих страданий: “—е дние гр€дут, в н€же рекут: блажены неплоды, и утробы, €же не родиша, и сосцы, иже не доиша” [Ћк. 23: 29]. » вот, это блаженство и выпало ныне на долю вифлеемских матерей. »м было легче потер€ть своих детей, пока те были в невинном возрасте, нежели видеть их злосчастную смерть или ужасные несчасти€ тогда, когда эти дети стали бы опорой их немощной старостиї.

Ќесчасть€ сопровождают каждого человека на его жизненном пути. » вифлеемские младенцы, если бы продолжили жить, об€зательно бы столкнулись в своей жизни со множеством невзгод. ћежду тем, как знать, помогли бы им эти невзгоды в ст€жании ÷арства Ќебесного так, как помогла им в этом их ранн€€ смерть. »бо несчасть€ идут на пользу человеку только тогда, когда он их смиренно и терпеливо переносит ради Ѕога. ¬ этом случае несчасть€ и страдани€ очищают нас от грехов и доставл€ют нам награду. Ќо перенесли бы столь же героически эти младенцы все жизненные невзгоды, как перенесли они смерть, Ц вот в чем сложнейший вопрос и огромный риск. ќни своим страданием вложили меньшее (хот€ и самое большее, что имели в этом мире, Ц жизнь), дабы приобрести все Ц бессмертие и вечную жизнь в ÷арстве Ќебесном. ѕоэтому воистину они не претерпели никакого ущерба.

Ќаконец, когда многие сомнени€ и вопросы обуревают нас со всех сторон, когда мы видим бедстви€, на первый взгл€д незаслуженные, и не постигаем их смысла, и тер€емс€ в недоумении, мы должны со смирением вспомнить слова »исуса ’риста, обращенные к апостолу ѕетру: Ђ≈же јз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сихї (»н. 13: 7). ћногое из того, что некогда было непостижимым, становитс€ пон€тным по прошествии времени; окончательно же мы уразумеем все на последнем суде ’ристовом над родом человеческим.

Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий (Радосавлевич)
Перевела с сербского Александра Копанева

11 €нвар€ 2010 года