итайска€

 итайские мученики

—в€тые китайские мученики
—в€тые китайские мученики
¬ 1930-е годы св€титель Ќиколай (¬елимирович) служил на ќхридской кафедре. ¬ это же врем€ в пределах его епархии Ц в городе Ѕитола Ц служил и преподавал св€титель »оанн (ћаксимович), тогда иеромонах. «накомство и дружба этих двух св€тых продолжилась и после избрани€ иеромонаха »оанна епископом на Ўанхайскую кафедру и его отъезда в  итай. —видетельством этому служит цикл статей о ѕравославии в  итае, опубликованный св€тителем Ќиколаем в журнале Ђћали мисионарї, издающемс€ в его епархии. ¬ значительной степени он опиралс€ на материалы, которые выслал ему св€титель »оанн. Ётот цикл статей позвол€ет узнать взгл€ды св€тител€ Ќикола€ на  итай и китайцев, на взаимоотношени€ ≈вропы с  итаем, узнать о его делах по распространению почитани€ св€тых мучеников китайских в пределах —ербской ѕравославной ÷еркви. Ќаконец, составленна€ им трогательна€ Ђмолитва о китайском народеї выражает его взгл€ды на необходимость и будущий успех православной миссии среди этого народа.

«лоде€ние ≈вропы в  итае

Ѕыло врем€, когда ≈вропа считала себ€ самой культурной частью мира. Ёто было недавно, в конце XIX века. ¬ то врем€ ≈вропа держала под своей властью все народы на земном шаре, за исключением некоторых. ћежду этими свободными неевропейскими народами был и китайский народ. Ќо как некогда премудрый царь —оломон не смог удержатьс€ на высоте, на которую его вознесла милость Ѕожи€, но пал в прах и поклонилс€ идолам, так и ≈вропа. Ќа головокружительной высоте, на которую она была возведена Ѕожиим смотрением, чтобы быть светом и защитой всем прочим народам, малым и слабым, ≈вропа покачнулась от ветра гордости и пала. ѕала в прах, обагренный пролитой ею кровью прочих Ѕожиих народов Ц братьев ее. » еще не восстала. » Ѕог знает, восстанет ли когда-нибудь.

¬ 1897 году взбудоражил ≈вропу немецкий император ¬ильгельм (который сейчас живет как изгнанник и осужденный в чужой земле), вскричавший: Ђ∆елта€ угроза!ї Ёто значит: китайцы представл€ют угрозу дл€ европейских народов; следовательно,  итай нужно притеснить, поработить и таким образом себ€ обезопасить. » на это восклицание тогдашнего могущественного государ€ отозвалась вс€ ≈вропа[1].

» случилось страшное притеснение, порабощение и разграбление китайской земли и китайского народа. –уки белых людей стали красны от крови их желтых братьев. » безвинна€ кровь  ита€ возопила ко “ворцу всех людей, как было и в первые дни человеческой истории, когда кровь јвел€ вопи€ла к Ѕогу против братоубийцы  аина. » сказал Ѕог  аину: Ђ„то ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко ћне от землиї (Ѕыт. 4: 10).

ЂЅоксерскоеї восстание

Ќо и китайцы люди из плоти и крови. ѕритом и некрещеные, живущие без благого учени€ —пасител€. ¬ 1900 году группа китайцев подн€ла восстание против европейцев, которых они называли Ђбелыми диаволамиї. Ёти восставшие назывались Ђбоксерыї, потому и их восстание называетс€ Ђбоксерскимї [2]. ЂЅоксерыї начали убивать европейцев как злоумышленников, грабителей и тиранов. ƒл€ них было ненавистным все европейское, а значит и вера, которую им принесли европейские апостолы. Ќенависть к белым люд€м в то же врем€ была и ненавистью к христианам. ќтсюда гнев Ђбоксеровї обратилс€ и против своих христиан, то есть против крещеных китайцев. » в том кровавом Ђбоксерскомї бунте погибло несколько сотен православных китайцев [3], которые считаютс€ христианскими мучениками за веру, или, как сказали бы сербы, Ђза  рест честнойї. —традание и смерть этих китайских мучеников мы и решили здесь описать.

„то рассказал очевидец

¬ то врем€ существовала, да и сейчас существует, –усска€ духовна€ мисси€ в ѕекине Ц столице  итайского государства. Ќачальником –усской миссии был архимандрит »ннокентий, ныне митрополит.  ак очевидец он так описал те кровавые событи€:

Ђ√лавным днем мученической смерти православных китайцев в ѕекине стало 11 июн€ 1900 года. ≈ще в начале того дн€ по всем улицам были расклеены объ€влени€, в которых призывали безбожников нападать на христиан. ќно же грозило смертью вс€кому, кто попытаетс€ их скрыть. ¬ ночь с 10 на 11 июн€ и позднее “боксеры” по€вились с зажженными факелами по всему ѕекину, стали нападать на христианские дома, хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению от ’риста. »з-за страха перед муками и смертью многие отреклись от христианской веры и поклонились идолам.

Ќо другие не устрашились и героически исповедовали свою веру во ’риста. —удьба их была страшна. ќдним распарывали животы, другим отсекали головы, третьих сжигали в домах. ќхота на христиан и их истребление продолжались и в остальные дни, пока продолжалось восстание.

—жига€ многие христианские дома, “боксеры” выводили христиан за городские стены и ставили перед храмами с идолами. «десь их допрашивали, а потом сжигали живьемї.

√ерои на страдани€х

ѕо свидетельству самих безбожников, которые видели это своими глазами, некоторые из православных китайцев шли на смерть с изумительным мужеством. “аковы:

Ц ѕавел ¬ан, катехизатор; умер под пытками с молитвою на устах;

Ц »€ ¬энь, учительница в школе при миссии; была дважды пытаема. ¬ первый раз Ђбоксерыї изранили ее мечами по всему телу и, сочт€ мертвой, засыпали землей, но она очнулась и пришла в себ€. ”слышав ее стоны, некий сторож перенес ее в свою каморку. Ќо когда Ђбоксерыї узнали и увидели, что она жива, то зарубили так, чтобы умерла. ќба раза во врем€ мучени€ »€ ¬энь отважно, четко и радостно исповедала свою веру во ’риста —пасител€ перед своими мучител€ми;

Ц »оанн ÷зи, мальчик 8 лет, сын убитого китайского св€щенника. ≈го Ђбоксерыї беспощадно изранили. ”ши его были отсечены, и на груди у него виднелись раны.  огда мучители спросили, больно ли ему, маленький герой ’ристов »оанн ответил с улыбкой: Ђ«а ’риста страдать не больно!ї “огда злодеи отсекли ему голову, а тело сожгли.

∆итие мученика ÷зи „уна[4]

Ётот православный мученик родилс€ в 1855 году.  рещен был еще в детстве, а в дес€тилетнем возрасте поставлен катехизатором. ¬ 25 лет рукоположен в сан иере€ епископом японским Ќиколаем. –усские звали его ћитрофаном. ≈ще в детстве ÷зи „ун лишилс€ своего доброго отца, который его очень любил и который передал сына на воспитание его бабке ≈катерине. ћать его звали ћариной, она была учительница в одной женской школе. “огдашний начальник –усской миссии архимандрит ѕалладий обратил особое внимание на юного ÷зи „уна и определил его к одному видному учителю, Ћун ёаню, с тем, чтобы он был подготовлен к св€щенному сану.

÷зи „ун был смирного нрава, очень внимателен, осмотрителен и чуток; был отзывчив и миролюбив. ≈сли приходилось ему быть за что-то наказанным или в чем-то обвиненным, он не пыталс€ оправдатьс€. ќн никак не решалс€ прин€ть св€щенный сан, отказывалс€ от него, говор€: Ђя малоспособный и робкий человек, как посмею дерзать прин€ть такой великий сан?ї

Ќо, принуждаемый начальником миссии и убеждаемый своим учителем, ÷зи „ун ради св€того послушани€, которое должно царствовать во св€той ÷еркви ’ристовой, подчинилс€ воле своих наставников, хот€ предчувствовал, что ему, как св€щеннику, предстоит т€жела€ судьба и мученическа€ кончина.

 ак св€щенник, ÷зи „ун был главным помощником архимандриту ‘лавиану при переводе богослужебных и духовных книг на китайский €зык. ѕ€тнадцать лет служил он так Ѕогу и народу своему. ѕритом терпел много несчастий от своего окружени€, но не обращал внимани€ на это.

¬о врем€ Ђбоксерскогої восстани€ 1 июн€ 1900 года [5] здани€ –усской миссии были сожжены восставшими. ћногие христиане, спаса€сь от пожара, собрались в доме отца ÷зи „уна. —реди них были даже такие, кто не любил этого человека Ѕожи€, но милостивый ÷зи „ун прин€л и их и не отогнал от своего дома. ¬ид€, что некоторые устрашились и поколебались, ÷зи „ун укрепл€л и ободр€л их именем ’ристовым. ¬с€кий день он выходил из дома, чтобы посмотреть на сгоревшую церковь, и молилс€ Ѕогу на ее пепелище.

10 июн€ около 10 часов пришли Ђбоксерыї к дому ÷зи „уна и окружили его. ¬ доме тогда было около 70 христиан. Ќекоторые из них смогли убежать и спастись, а те, которые были слабы, вместе с женщинами и детьми остались. “акже осталс€ и отец ÷зи „ун. ќн и не думал пр€татьс€. —идел во дворе своего дома и здесь ожидал Ђбоксеровї. Ёти безбожники, зна€, что он св€щенник, были особенно обозлены на него. ѕоэтому сразу набросились на него с обнаженными мечами и пронзили ими его грудь.

—мертельно раненый св€щенник упал под деревом и здесь предал Ѕогу душу. ѕотом безбожники бросились в дом и перебили всех прочих христиан, которые там скрывались.

¬ 1903 году, уже в мирное дл€  итайской империи врем€, был воздвигнут в ѕекине храм мучеников [6]. ¬ тот храм было перенесено и тело св€щенномученика ÷зи „уна и вместе с телами остальных китайских мучеников погребено под алтарем. ј на месте, где погиб ÷зи „ун, поставлен большой крест.

 аждый год в день пам€ти китайских мучеников, который приходитс€ на 10 июн€ (по юлианскому календарю), после службы в храме совершаетс€ лити€ возле этого креста, и там став€тс€ поминальные свечи.

“ак славно окончил свой земной век этот непоколебимый воин ’ристов и переселилс€ в ÷арство Ќебесное. ќттуда €вл€лс€ ÷зи „ун своим единоплеменникам, когда они были мучимы, и как их ангел-утешитель ободр€л и утешал, указу€ на венцы славы.

ћученичество одной семьи

—в€щенник ÷зи „ун имел жену “атиану, происход€щую из семьи Ћи, и трех сыновей: »саию, —ерги€ и »оанна. ” »саии была жена ћари€. ¬се они пострадали в то врем€ за ’риста, осталс€ в живых только средний сын —ергий, сейчас протоиерей.

“атиане было 44 года. ¬ ту страшную ночь 10 июн€ она как-то спаслась, но на другой день была схвачена Ђбоксерамиї. ќни схватили “атиану и еще 18 китайских христиан, всего 19 душ, затем вывели их из города через ворота, называемые јн-ƒин-ћин [7], и довели до Ђбоксерскогої лагер€, называемого —€о-»нь-‘ан. «десь отсекли голову и “атиане, и остальным. Ќа этом месте сейчас находитс€ православна€ богадельн€.

»саие было 23 года. ќн служил в артиллерии. 7 июн€ Ђбоксерыї схватили его, еще прежде зна€ его как христианина. ќни отсекли ему голову на главной улице у ворот ѕин-÷е-ћин [8].

»оанну было всего 8 лет. ¬ ту же ночь, когда был убит его отец, св€щенник ÷зи „ун, боксеры схватили и маленького »оанна; ему изранили плечи и отрубили пальцы на ногах, отрезали нос и уши. ≈го тет€ ћари€ спасла каким-то образом его от смерти и спр€тала в туалете. Ќа следующий день его нашли сид€щим без обуви и одежды у ворот и спросили, больно ли ему. ћалыш ответил: Ђћне совсем не больної. —ила ’ристова утол€ла боль. ”лична€ детвора сме€лась над ним и кричала: Ђ≈р-мао-цза!ї [9] Ёто китайское слово значит Ђслуга диаволаї. “ак китайцы-безбожники называли христиан. Ќа эту издевку маленький »оанн отвечал: Ђя верю в истинного Ѕога и вовсе не ≈р-мао-цзаї.  огда он попросил пить, ему не дали. ѕротасий „ан и »родион —ю, тогда еще не крещенные, свидетельствовали, что видели это дит€ с ужасными ранами на плечах и ногах. –аны его были глубоки, но он не ощущал боли.  огда Ђбоксерыї снова схватили его, »оанн спокойно и без страха пошел туда, куда они его повели, Ђкак агнец на закланиеї. ¬ид€ это, какой-то старик сжалилс€ над ним и сказал: Ђ¬ чем виновато дит€? Ёто его родители провинились, что сделали его слугой диаволаї. ƒругие же ругали его. Ќо »оанн на все это не обращал внимани€, как и убийцы-Ђбоксерыї, которые вели его к месту казни.

ћари€, супруга »саии и сноха св€щенника ÷зи „уна, была 19 лет от роду. «а два дн€ до погрома она пришла в дом своего свекра, жела€ умереть р€дом с ним.  огда 10 июн€ Ђбоксерыї окружили дом св€щенника, ћари€ все сделала дл€ того, чтобы мужественно помочь другим спастись. ќна выводила их из дома и поддерживала, когда они перелезали через стену. Ќо вот Ђбоксерыї и солдаты разбили ворота и вошли во двор. “огда ћари€ храбро стала перед ними и начала их сурово обличать за убийство стольких людей без какого-либо суда и следстви€. Ќападающие сто€ли как окаменевшие и не решились убить ћарию. Ќо затем ранили ее руку и порезали ногу. ≈е деверь —ергий трижды пыталс€ убедить ее уйти и избегнуть смерти, но мужественна€ ћари€ отвечала ему: Ђя родилась здесь, у церкви ѕресв€той Ѕогородицы, здесь хочу и умереть!ї » осталась. ¬скоре снова пришли Ђбоксерыї и умертвили блаженную ћарию.

¬от как пострадали и прин€ли мученический венец эти китайские православные христиане. »х мужество в исповедании ’риста Ѕогом и √осподом перед безбожниками и их смерть за ’риста без страха и колебани€ св€зывает их с древними христианскими исповедниками и мучениками в земл€х, близких к нашей.

јлбазинцы[10]

—реди мучеников, пострадавших за √оспода »исуса ’риста, было и много албазинцев. Ёто потомки тех славных албазинцев, которые еще в 1685 году принесли свет ’ристовой православной веры в ѕекин, столицу  ита€. Ќе вс€кий может стать мучеником ’ристовым. Ёто даетс€ лишь тем, которые имеют особую любовь к ∆ивому √осподу. Ёто сугуба€ награда от ’риста Ц умереть мученической смертью, как некогда умер и ќн —ам.

–ади великой любви и преданности прежних албазинцев √осподь наградил их потомков мученическим венцом. јлбазинцы Ц это одно монгольское плем€ на юге русской —ибири, которое еще в XVII веке прин€ло православную веру.

јлбазинцы  уй Ћинг и ’ай ÷ихуан с братом своим ¬итом и албазинка јна ∆уй со многими другими албазинцами храбро пошли на смерть, не бо€сь тех, которые убивают тело, а душу не могу убить (см.: ћф. 10: 28). —начала они были мучимы, а потом разными способами убиты безбожниками. Ќеобычайно впечатл€ющими были сцены, когда эти дивные мученики на колен€х просили Ѕога простить их мучителей, пока те точили мечи, чтобы порубить их. Ёти примеры, случившиес€ в начале ’’ столети€ среди безбожного  ита€, подобны тем, которые мы знаем с первых дней после ’ристова ¬ознесени€, случившиес€ в »ерусалиме.

”покой, √осподи

¬ кровавом 1900 году православна€ церковна€ община в ѕекине была небольшой. ќна состо€ла всего из тыс€чи православных китайцев. ѕо причине гонени€ и мучений со стороны Ђбоксеровї некоторые из них убо€лись и отпали от истинной веры и принесли жертвы идолам. Ќо 300 из них пострадало.

ѕоистине, это была огромна€ потер€ дл€ такой малой общины. ѕочти треть. Ќо эта потер€ была благословенной. » это потер€ стала приобретением. »бо те, кто пострадали за ’риста, стали сильнее на небе, чем были на земле. ќни имеют великое дерзновение просить у Ѕога все дл€ своих сродников и соплеменников в земной ÷еркви. » Ѕог исполн€ет их прошени€ и мольбы. ћолитвам китайских мучеников можно без колебаний приписать возрастание и распространение ѕравославной ÷еркви в  итае после 1900 года. ¬место одного храма сейчас в  итае есть много православных храмов. » вместо одного архимандрита Ц начальника миссии в ѕекине Ц сегодн€ есть три православных архиере€ на китайской земле.

≈сть китайцы Ц православные св€щенники, диаконы, катехизаторы и миссионеры. ≈сть и несколько церковных больниц, школ и сиротских домов. » так, благодар€ крови китайских мучеников, ’ристова вера распростран€етс€ и укрепл€етс€ в стране желтых людей. » в  итае, как и во всех других странах, €вилась истинность этих слов: Ђ ровь мучеников Ц сем€ ÷ерквиї. ј мы да помолимс€ ¬севышнему о наших единоверных брати€х Ц китайских мучениках: ”покой, √осподи, слуг “воих! » воскликнем: —лава тем, которых ’ристос прославил! —лава православным китайским мученикам во веки веков! јминь.

„то мы знаем о китайцах

ћало что знаем.

«наем, что их около 400 миллионов. Ёто больше, чем все европейские народы с –оссией, вместе вз€тые.

 итайцы по большей части земледельцы. »звестны как наиболее трудолюбивые в мире. Ѕудучи многолюдны и весьма стеснены в своей земле, они были вынуждены употребить великий труд и находчивость, чтобы с малого надела земли получать как можно больший плод. ѕосле ѕервой мировой войны приехала из јмерики в  итай одна земледельческа€ делегаци€, чтобы научить китайцев Ђрациональномуї обрабатыванию земли. ¬о главе делегации был один известный профессор аграрных наук.  огда они вернулись в јмерику, этот профессор за€вил, что им Ђнечему было учить китайцев; напротив, они сами многому научились от китайцевї.

 роме того, китайцы преуспели в торговле и разного рода зан€ти€х. —амые большие города у них: ѕекин, Ќанкин, Ўанхай и  антон [11].

 итайское государство весьма древнее. ѕо словам самих китайцев, их царство существовало еще за 2 тыс€чи лет до –ождества ’ристова. — северной стороны  итай огражден одной необычайно широкой и высокой стеной, с башн€ми и помещени€ми дл€ воинов. ѕо преданию, эту стену воздвиг ÷инь Ўи ’уан в 200 году до –ождества ’ристова [12]. ’от€ и до него существовало царство и были цари, его китайцы называют своим первым царем, потому что он сумел соединить раздробленные племена и править объединенным  итаем. ¬еликую стену на севере он создал ради защиты земли от диких татар. √овор€т, он построил ее за дес€ть лет. —тена имеет прот€женность около 2 тыс€ч километров. » действительно, она весьма хорошо послужила китайцам, так что многие века они жили в мире. “акже эта стена помогла им охранить свой характер и свои обычаи от иностранных примесей вплоть до новейшего времени.

„то открыли китайцы?

≈сли бы не истинна€ вера, которую мы, как христиане, имеем, можно было бы сказать, что китайцы более цивилизованный народ, чем европейцы. ѕо их преданию, цивилизаци€ у них была развита уже за 2 тыс€челети€ до –ождества ’ристова. »х письменность датируетс€ [по древнейшим пам€тникам] 1500 годом до –.’. «а два века до рождени€ √оспода китайска€ императорска€ библиотека содержала 2705 книг.

–аньше европейцев китайцы изобрели повозку с колесами, гончарный круг, корабельный компас и нотную запись музыки. ¬се эти изобретени€ китайцы приписывают одному своему великому правителю, который жил за 2500 тыс€чи лет до христианского времени.

»з растений и фруктов в ≈вропу из  ита€ перенесли персики, мандарины и чай.

 итайцы первые создали бумагу и книгопечатание. ќни первыми начали употребл€ть бумажные деньги. ≈сли в ≈вропе начал книгопечатание »оганн √утенберг (Ж 1468), то китайцы имели печатные книги на 500 лет раньше. ѕервый сейсмоскоп создан китайским астрономом „анг ’енгом [13] в 132 году по –.’.

 ерамика у китайцев дошла до такого совершенства, как нигде в мире.

 итай еще и родина шелка. ѕо преданию, перва€ кита€нкой, котора€ начала разводить шелковичных червей и получать от них шелковую нить, была царица —хи Ћинг [14], в 2000 году до –.’. ќна придумала и первый станок дл€ ткань€ шелка.

 итайска€ мудрость

” китайцев было много своих мудрецов, из которых наибольшими считаютс€  онфуций, Ћао ÷зы и ћен ÷зы. »х мудрость не содержит никакой божественной истины, но вс€ относитс€ к людской власти, управлению государством и сохранению традиций. ѕри этом существует и обширна€ устна€ народна€ мудрость. ѕриведем здесь несколько китайских изречений.

¬ойско готов€т тыс€чу дней, чтобы употребить дл€ одного дн€.

„еловек никогда не плутает так долго, как тогда, когда совершенно уверен, что знает путь.

„еловеку, у которого нет улыбки на лице, лучше не открывать лавку.

≈сли опасаешьс€ быть обманутым [при покупке], спрашивай о цене в трех лавках.

”видеть что-либо лучше, чем тыс€чу раз читать об этом.

—частье и несчастье стоит перед воротами каждого, и от человека зависит, что он позовет внутрь.

Ћегче найти тыс€чу солдат, чем одного полководца.

¬ 17 лет человек Ц как свеча на ветру.

Ћегко открыть лавку, трудно держать ее открытой.

≈сли сомневаешьс€ в человеке, не бери его на работу; а если вз€л, то не сомневайс€ в нем.

ѕотер€ть уважение Ц большее несчастье, чем умереть от голода.

ћожно до старости учитьс€ и остатьс€ неучем.

≈сли у теб€ есть два хлеба, продай один и купи лилию (настолько китайцы люб€т цветы).

Ћучше дать милостыню ближнему, чем идти далеко на поклонение идолу.

 итайские веровани€

„еловека охватывает скорбь, когда он понимает, что китайский народ не знает Ѕога и поклон€етс€ идолам. —толь одаренный народ с такой великой культурой и великой жизненной мудростью ничего не знает о едином ∆ивом Ѕоге. Ётот случай с китайцами совершенно убедительно доказывает, что сам по себе народ, даже с наивысшей культурой, не может дойти до познани€ подлинной истины, если истина не €витс€ с неба. ¬се, чему можно было научитьс€ от земли, китайцы научились отлично, но от земли не могли они научитьс€ небесным тайнам. »х мудрецы познали почти до совершенства многие тайны природы, но не могли отдернуть завесу с неба и познать небесные тайны.

¬ера китайцев состоит из магии, идолов и спиритизма. —реди различных легендарных божеств, мужских и женских, человеческих и звериных, они обожествл€ют и многих своих предков.  аждый китаец держит у себ€ в доме или во дворе фигурки своих умерших предков из дерева или камн€. ѕеред ними он кадит и зажигает свечи (из бумаги).  итайцы вер€т, что дух каждого человека живет и после его смерти.  онечно, в сравнении с тупым европейским материализмом, который отрицает существование духа и души, така€ вера китайцев могла бы рассматриватьс€ правильной. Ќо ее правильность простираетс€ лишь на очень небольшую часть, после которой идет заблуждение.

ѕо их веровани€м, духи умерших людей вечно живут здесь, на земле, и нет другого места вне земли, где бы они жили. ќни обитают повсюду: в домах, в воздухе, в растени€х и деревь€х, в реках и на пол€х. Ёти духи обычно неспокойные и злобные, поэтому их нужно непрестанно умилостивл€ть жертвами. ќчевидно, что китайцы считают духами своих предков не что иное, как замаскированных демонов. “о же самое касаетс€ и спиритизма.

 ак есть у китайцев различные веровани€, так есть у них и разные учени€ о власти. “ри самых известных учени€ о власти это: во-первых,  онфуци€, во-вторых, Ћао ÷зы, и, в-третьих, Ѕудды[15]. Ќо есть и бесчисленное количество вариантов. √лавные же: конфуцианство, даосизм и буддизм.  роме того, в  итае живет и великое число мусульман.

’ристианство в  итае

—огласно преданию, первыми благую весть о —ыне Ѕожием принесли в  итай так называемые фомисты, то есть христиане из »ндии, где проповедал апостол ‘ома. Ќо проповедь фомистов не была успешной. Ќесколько успешнее, хот€ ненамного, прошли с проповедью несториане Ц еретики, которые, как изгнанники из ¬изантийской империи, пошли далеко на ¬осток и достигли ∆елтого царства.

–имско-католическа€ ÷ерковь позднее послала некоторых своих миссионеров в  итай, между ними и иезуитов. —амым известным их миссионером был  савье [16]. Ќо своими междоусобными беспор€дками иезуиты соблазнили китайцев, и те одних убили, а других изгнали. ѕосле римских миссионеров пришли в  итай протестантские миссионеры из јнглии и јмерики. Ќаконец по€вилась и православна€ мисси€ Ц русска€, с которой мы уже познакомили читателей.

ѕродавец белградских газет Ц китайский владыка

¬  итае сейчас насчитываетс€ от 20 до 30 тыс€ч православных китайцев [17]. ≈сли бы все православные китайцы жили в одном городе, этот город был бы подобен нашему ѕрилепу. –усска€ мисси€ там имеет сейчас трех епископов: преосв€щенного ¬иктора в ѕекине, ёвенали€ в “€нцзине [18] и »оанна в Ўанхае.

Ќынешний владыка Ўанхайский »оанн изучал юриспруденцию в –оссии. ¬о врем€ безбожной революции он со своими родител€ми бежал в —ербию. ≈го отец, Ѕорис, некогда предводитель двор€нства, поначалу оказалс€ в Ѕелграде без средств к существованию и работы. ћать отца »оанна, √лафира —тефанович, Ц сербского происхождени€ Ц от сербов, некогда переселившихс€ в –оссию. „тобы обеспечить себ€ и своих родителей, »оанн устроилс€ продавцом белградских газет. » при этой работе закончил богословский факультет в Ѕелграде в 1925 году. ѕосле этого был назначен наставником гимназии в ¬еликой  икинде. «атем прин€л монашество в ћильковом монастыре. ѕостриг он прин€л от знаменитого духовника архимандрита јмвроси€. –укоположил его архиепископ „ел€бинский √авриил.

ѕосле этого в 1927 году он стал учителем семинарии в Ѕитоле. «десь он служил до 1934 года, когда был избран епископом Ўанхайским и поставлен в русской церкви —в€той “роицы в Ѕелграде. ѕам€ть об отце »оанне осталась неизгладимой в сердцах всех православных битольчан, а особенно семинаристов. ѕока он был в Ѕитоле, он светил как звезда своим примером, и даже удаленность от Ѕитолы не смогла умалить си€ни€ этой звезды. ¬ Ѕлаговещенской церкви, где отец »оанн служил изо дн€ в день два года, его им€ поминаетс€ и на богослужени€х, и в разговорах. ≈го молитва помогала, его любовь восхищала, его аскетизм вызывал удивление.

» вот такового мужа избрал √осподь и отправил в китайскую страну, да будет там ≈го евангелист и лученосец. ¬се мы желаем ему здрави€ и долголети€.

 итайское православное братство в Ўанхае

Ёто братство состоит из многих членов Ц китайцев и русских. ѕод мудрым руководством своего архиере€, ≈го преосв€щенства владыки »оанна, это братство хорошо развиваетс€.

ћы хотим привести здесь имена нескольких китайцев Ц членов общины Ц и их род зан€тий, чтобы наши читатели видели, какие люди в  итае принимают ѕравославие, и чтобы молитвенно поминали их имена: Ќиколай Ћи, св€щенник; јндрей ёй, адвокат; »ли€ „ан, адвокат; »ли€ ¬энь, св€щенник; ѕетр „ан, государственный чиновник; доктор ¬иктор „иен, врач; ћелетий Ўи, торговец; јмвросий ёй, драгоман; »оанн Ћо, переводчик; ‘ока ћа, учитель иностранных €зыков.

ћолитва о китайском народе

¬севид€щий Ѕоже, —олнце солнц,  оторый —воим взором обнимает все сотворенное на небе и на земле, “ы один знаешь число воинства ангельского, как и число муравьев в песке, птиц в воздухе и рыб в воде, Ц молим “еб€, излей —вою милость на китайский народ, самый многолюдный народ “вой на земле.

√осподи, “ы дал народу китайскому великую жизненную мудрость, чтобы знали они, как возделывать землю, вести торговлю, покор€тьс€ власт€м, почитать родителей, заботитьс€ о своем доме и любить во всем пор€док.

Ќо эта мудрость ведет человека только до гроба, который недалеко отстоит от вс€кого смертного. Ќедостает народу китайскому той вечной “воей ћудрости, √осподи, котора€ воплотилась на земле в “воем ≈динородном —ыне, котора€ ведет душу за гробом и вводит ее в ÷арствие Ќебесное.

“ворче благий, Ћюбовь беспредельна€, разве может “во€ любовь иметь границу, не распростран€€сь на многие миллионы “воего великого китайского народа? Ќет, нисколько! Ќо “ы —воим чудесным ѕромыслом определил врем€, в которое китайский народ придет и поклонитс€ кресту ’ристову и примет в себ€ пречистую кровь ’ристову и силу ƒуха “воего —в€того.

”скори наступление этого времени, ћногомилостиве. ѕомоги миссионерам  реста и ¬оскресени€ в земле китайской. ќтвори врата благодати “воей дл€  ита€ вопреки грехам нашим. ƒабы и земл€ желтых людей зазвучала песн€ми и восклицани€ми из бесчисленных уст: Ђ–ождество “вое, ’ристе Ѕоже нашї и Ђ’ристос воскресе из мертвыхї! “роица ѕресв€та€, соделай так по молитвам всех апостолов и евангелистов! ƒа будет так. јминь.



[1] ѕосле начала выступлений против иностранцев, организованных в 1898 году китайской вооруженной группировкой Ђƒадаої, в нескольких деревн€х на севере ÷инской империи подн€лось восстание, на подавление которого были отправлены официальные китайские и иностранные войска. —о временем восстали жители соседних уездов. —итуаци€ усугубл€лась произволом германских солдат, которые опустошали отдельные провинции, что раздражало местных жителей. ¬ начале 1898 года выступлени€ в отдельных регионах севера  ита€ переросли во всеобщее народное восстание в провинции Ўаньдун.   началу лета столкновени€ с войсками становились все масштабнее, по€вились первые жертвы среди мирного населени€.

[2] ¬ 1898 году на севере  ита€ начали активно действовать множество стихийно сформировавшихс€ отр€дов с различными названи€ми: Ђ»хэцюаньї (Ђ улак во им€ справедливости и согласи€ї), Ђ»хэтуаньї(Ђќтр€ды справедливости и мираї), Ђ»миньхуэйї (Ђ—оюз справедливыхї), Ђƒадаохуэйї (Ђ—оюз больших мечейї) и др.  огда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала и перекинулась из провинции Ўаньдун и „жили на северо-восточные провинции, наиболее распространенными названи€ми отр€дов повстанцев станов€тс€ Ђ»хэцюаньї и Ђ»хэтуаньї, которые, по сути дела, отождествл€лись. „ленов общества называли туань (отр€ды) и цюань (кулаки). —ами же ихэтуани считали себ€ Ђсв€щенными воинамиї, Ђсправедливыми людьмиї и Ђсв€щенными отр€дамиї.

[3] ¬ ходе восстани€ пострадали около 1000 православных китайцев, из числа которых в лике св€тых мучеников были прославлены 222 человека.

[4]  итайское им€ св€щенномученика ћитрофана Ц ян ÷зи. ¬стречающа€с€ в русских публикаци€х форма его имени Ђ„унї не соответствует китайским иероглифам его имени. «десь и далее написание его имени оставлено в соответствии с текстом св€тител€ Ќикола€ —ербского без изменений.

[5] ƒата приведена по юлианскому календарю.

[6] ’рам во им€ ¬сех св€тых мучеников на территории –оссийской духовной миссии в  итае (ЂЅэйгуаньї) был осв€щен в 1903 году.

[7] √ородские ворота јньдинмэнь в северной части крепостной стены старого ѕекина.

[8] ѕо-видимому, ворота ’эпинмэнь.

[9] Ќеверный перевод распространенного именовани€ иностранцев (Ђволосатый ребенокї).

[10] јлбазинцы Ц потомки русских казаков Ц поселенцев пограничного с  итаем острога јлбазин, основанного ≈.ѕ. ’абаровым в 1651 году на јмуре (ныне с. јлбазино јмурской области).

[11] √уанчжоу.

[12] —троительство первой стены началось в III веке до –.’., во врем€ правлени€ императора ÷инь Ўи-хуанди (династи€ ÷инь), в период ¬оюющих царств (475Ц221 до –.’.), дл€ защиты государства от набегов кочевого народа хунну. ¬ строительстве участвовала п€та€ часть тогдашнего населени€ страны, то есть около миллиона человек. ƒлина стены составл€ет 8851,8 км.

[13] „жан ’эн.

[14] —и Ћин Ўи.

[15]  онечно, перечисленные учени€ Ц и даосизм, и буддизм, и даже конфуцианство Ц некорректно низводить до Ђучени€ о властиї. “акой взгл€д объ€сн€етс€ тем, что в 1930-е годы (врем€ составлени€ статей) св€титель Ќиколай еще не был серьезно ознакомлен с ними и довер€лс€, веро€тно, попул€рным тогда представлени€м. ѕозднее, познакомившись с восточными религи€ми, он относилс€ к ним уже иначе, что видно из его книг Ђ»ндийские письмаї и Ђ‘еодул, или раб Ѕожийї. Ц ѕримеч. пер.

[16] —реди других известнейших католических миссионеров в  итае Ц ћаттео –иччи.

[17] ¬о врем€ написани€ этой работы число православных китайцев превышало 6000 человек.

[18] ¬ладыка ёвеналий ( илин) с титулом епископа ÷ицикарского был викарием ’арбинской епархии и проживал в ’арбине

Святитель Николай (Велимирович)

ѕеревел с сербского ёрий ћаксимов
ѕримечани€ составил протоиерей ƒионисий ѕоздн€ев
ѕеревод публикуетс€ с некоторыми сокращени€ми.

18 феврал€ 2010 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0