√рузинска€

Ђя вижу в христианстве истинное возвращение к человечностиї

»нтервью с архиепископом —амтависским и √орийским јндреем (√вазава)

Ц Ѕлагословите, владыка! –асскажите, пожалуйста, как вы пришли к вере.

Ц Ѕог благословит. ¬ нашей семье всегда были верующие люди. ¬ерующей была и мо€ мама. я не могу сказать, чтобы она была очень церковной, потому что в то врем€ это было св€зано с проблемами, которые всем известны. ќна работала руководителем учреждени€, и как-то демонстрировать свою веру в то врем€ было даже опасно. Ќо в доме у нас всегда были иконы, было расп€тие. ¬сегда у нас отмечалось –ождество и ѕасха. ћама соблюдала посты, особенно –ождественский и ѕасхальный (¬еликий пост). ќна и в церковь ходила, часто мен€ брала с собой. Ёти посещени€ церкви очень запали в мою пам€ть. ќсобенно запомнилс€ наш сухумский храм. ћожет быть, многие не знают о том, что св€той »оанн «латоуст скончалс€ в јбхазии. ≈го саркофаг раньше сто€л в кафедральном соборе в —ухуми, в правом приделе. “ам было его изображение, вышитое голубым и белым бисером. я очень любил подходить к этому саркофагу, когда был маленьким, у мен€ почему-то было такое воспри€тие, что в этом саркофаге лежит √осподь. ћне очень запомнилс€ этот саркофаг. “ам же еще сто€л крест Ц расп€тие. ¬от две запомнившиес€ детали нашего сухумского кафедрального храма.

Ќовоафонский монастырь тогда не действовал, это было место дл€ туристов, там был открыт дом отдыха.

Ц  акие это были годы, владыка?

Ц Ёто середина 1970-х годов.

ћой приход в ÷ерковь тоже был св€зан с моими родными, с людьми из круга семьи, в частности с женой моего брата, благодар€ которой мы более глубоко вошли в ѕравославие, в церковную жизнь. ¬ 1980-е годы, когда в стране (тогда не распалс€ еще —оветский —оюз) везде распростран€лс€ дух свободы, в —ухуми сразу возникло очень много религиозных движений: на улицах по€вились кришнаиты, баптисты, свидетели »еговы, адвентисты, другие сектанты. ѕо€вилось много литературы. Ѕыл такой журнал ЂЌаука и религи€ї, если кто помнит, в нем печаталось очень много разных статей религиозного содержани€. “ам говорили обо всем, начина€ от адвентистов седьмого дн€ и заканчива€  онфуцием и учением –ериха. ¬се там было. Ётот период был очень интересен, потому что это был период поиска. ¬ то врем€ € имел общение и с кришнаитами, и с баптистами. » когда уже после всего € пришел в ÷ерковь, у мен€ было ощущение, что € пришел в свой родной дом.

Ц ¬ы родились в —ухуми?

Ц ƒа, € родилс€ в —ухуми, вырос там, училс€, там закончил среднюю школу и начал ходить в храм тоже в —ухуми Ц в сухумский кафедральный собор Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы.

Ц  ак тогда выгл€дел —ухуми? „то в городе было особенного?

Ц ¬ те времена город —ухуми был жемчужиной на „ерном море. » это был многонациональный город. я помню, что друзь€ми моего детства были грузин, арм€нин, русский, немец, еврей и абхазцы. Ёто было такое взаимообщение, в котором не было различий по национальности или по религиозной принадлежности. ћожет, мы были маленькими еще, детьми, и, так сказать, этих различий не понимали, но и от взрослых мы также не слышали, что Ђты не дружи с тем, потому что он другой национальностиї. “акого не было. ƒрузь€ моего детства были, как € сказал, всех национальностей. ћы вместе жили, каждый день у нас проходил вместе.

—ухуми был очень красивым, очень любвеобильным городом, добрым, интеллектуальным. ћного интересных, творческих людей было в городе. ¬опрос о национальности, вопрос о шовинизме Ц такого € не помню.  онечно же, были мальчишеские драки и споры были, но это все как обычно, то, через что проходит каждый мальчик в период своего взрослени€. ќсновой всего были очень добрые взаимоотношени€, очень правильные и очень честные. Ёто было характерной чертой нашего —ухуми.

Ц ¬ладыка, расскажите про ваши студенческие годы.  аких преподавателей вы можете вспомнить?  то повли€л на вас?

Ц ” мен€ нет классического духовного образовани€. я училс€ в светских учебных заведени€х. Ќе только в гражданских, но и в военных. Ќапример, в јвиационно-инженерном высшем военном училище в ’арькове. ѕосле этого продолжил учебу в √осударственном институте субтропического хоз€йства в —ухуми. Ћюди, которые мне запомнились, преподаватели, Ц это всегда были люди честные, люди, которые любили студентов, помогали им.

я с очень большой любовью и добротой вспоминаю своего начальника курса подполковника јлтунина. ќчень добрый, хороший и справедливый человек, который с большим терпением и уважением относилс€ к нам: к грузинам, арм€нам, азербайджанцамЕ ¬сегда в нем чувствовалось знание наших национальных традиций и уважение к ним и особый подход к нашим проблемам. ѕомню молодых офицеров курса. Ћейтенанта  олесникова, который тоже был из јбхазии. –ектор »нститута субтропического хоз€йства Ќаполеон  аркашадзе Ц человек очень достойный и уважаемый всеми студентами. ќни были нам примером человеческого достоинства и профессиональных знаний.

¬ообще € считаю, что учеба Ц это дело всей жизни, до самой смерти. „еловек всю жизнь учитс€, по крайней мере, должен учитьс€, всю жизнь должен постигать что-то.

Ц  огда вы окончили институт, началась война. „то вы можете вспомнить о том времени? „то тогда происходило в —ухуми?

Ц “о, что происходило в нашем городе, было непон€тно. я говорил не раз, что, к сожалению, мы это допустили. ћы Ц это те люди, которые жили в этом городе, которые были друг другу друзь€ми, были родственниками. » мы допустили это. ћожет быть, по своей неопытности, по подстрекательству с чьей-то стороны, по незнанию. “о, что происходило, было очень больно, очень трагично дл€ всех Ц и дл€ грузин, и дл€ абхазцев, и дл€ всех жителей нашего города.

¬от, например, был такой случай. ¬ один день со стороны абхазцев погиб √вазава и с грузинской стороны тоже погиб √вазава. ќднофамильцы. Ќо они оказались по разные стороны и, к сожалению, оказались врагами.

Ѕыла бомбардировка города, были жертвы, пожары. ∆ители —ухуми покидали родные дома, уходили через —ванетию, и очень многие из них замерзли в горах.

“рудно говорить о причинах войны. Ќо € всегда говорю, что каждый из нас должен вз€ть и на себ€ ответственность.  ажда€ сторона должна вз€ть на себ€ часть ответственности, не бо€тьс€ этой ответственности, сказать правду обо всем. я верю, что и грузины, и абхазцы Ц все мы придем к согласию. Ќам надо друг с другом говорить, об€зательно говорить, признавать свои ошибки и старатьс€ находить общий €зык.  онечно же, если мы хотим этого, если хотим жить по-христиански, жить мирно.

јтени женский монастырь VII в.
јтени женский монастырь VII в.
јтени женский монастырь VII в.

Ц — какими сложност€ми сталкивались в те времена верующие люди?

Ц ¬ то врем€ была нехватка продовольстви€. Ќо во врем€ войны богослужение в храме не прекращалось, оно все врем€ продолжалось. ÷ерковь очень многое делала дл€ своих прихожан, и не только дл€ прихожан, но и дл€ тех людей, которые бедствовали во врем€ войны. Ћюди, которым было т€жело с продовольствием, которые остались без присмотра, получали помощь от ÷еркви. ÷ерковь старалась все врем€ о них заботитьс€. ¬се это происходило по благословению и личному примеру ÷хумо-јбхазского архиепископа ƒаниила (ныне митрополита), и, конечно же, все это происходило по благословению —в€тейшего ѕатриарха »лии, который был одиннадцать лет митрополитом —ухумским Ц его избрали на патриарший престол, когда он возглавл€л ÷хумо-јбхазскую епархию.

¬ јбхазии приходы были многонациональными, в них входили греки, грузины, арм€не, русские, абхазцы. Ќикогда, и во врем€ войны также, не возникал вопрос о том, что кто-то был не той национальности, кто-то был не свой. ¬се чувствовали себ€ единой семьей, и все чувствовали заботу ÷еркви.

Ц ¬ладыка, как вы пришли к мысли о монашестве?

Ц ¬ нашей фамилии было много св€щенников, и монахов тоже. ¬ —ухуми служили протоиерей ћихаил √вазава и его брат ƒимитрий, на св€той горе јфон одними из последних грузинских монахов были ћатфей и јфанасий √вазава, прекрасные псалмопевцы. ќни сохранили древние грузинские рукописи, иконы, которые потом передали св€щенномученику архимандриту √ригорию (ѕерадзе). Ѕыли и еще среди наших предков св€щеннослужители.

” мен€ была така€ странна€ мысль в детстве.  огда мен€ спрашивали: Ђ ем ты хочешь быть?ї, € отвечал, что хочу быть либо генералом, либо епископом. ѕотом, когда € пришел в ÷ерковь и делал в ней свои первые шаги, € был еще молодым, мне было всего 20Ц21 год. Ёто было в —ухуми. ƒл€ мен€ это было постижением чего-то нового: открылась глубина познани€ и глубина любви. √лавное, что € почувствовал и что привело мен€ в ÷ерковь, Ц это любовь и глубина познани€, котора€ наполн€ет человека, возможность познани€.

” мен€ не было желани€ стать св€щенником. ѕочему-то мне хотелось жить в уединении, в маленьком скиту, с малой братией. » чтобы была возможность служить литургии. “акое было у мен€ желание и представление о моей монашеской жизни.   этому решению Ц уйти в монастырь Ц € шел годами. ѕроисходило как бы постепенное отчуждение от мира, от мирских забот. ћне посчастливилось повстречать на своем жизненном пути многих интересных людей, которые сильно повли€ли на мое духовное возрастание. »х советы, их письмаЕ Ёто просто милость Ѕожи€, что € их повстречал.

Ц  то из них вам особенно дорог?

Ц Ќазову, прежде всего, моего первого духовника Ц протоиере€ »осифа —еверина из —ухуми.  огда € пришел к батюшке, ему было лет восемьдес€т. ќн был очень мудрый, скромный и духовный наставник. ќн никогда не требовал ничего от пришедшего, но своей скромностью, своим духовным подходом вызывал чувство пока€ни€: человек чувствовал, что он не прав, и не прав именно перед Ѕогом.  акой-либо совет батюшки всегда взращивал в человеке аскетизм, заставл€л человека направл€ть взор свой внутрь себ€.

¬ —ухуми было очень много интересных и духовных людей. ¬ √рузии, в горах  авказа, существовала монашеска€ община. Ёти монахи ушли в √рузию от начавшихс€ большевистских гонений, когда еще в √рузии не было большевиков. ј потом, после установлени€ советской власти, многие из них ушли в горы. Ќо община все же сохран€лась, она жила. » многие св€щенники имели с ней общение.  огда уже не надо было пр€татьс€, монахи спускались с гор, общались, ходили в храмы. ј некоторые из них Ц монашествующие Ц жили в самом —ухуми. » √осподь, по —воей милости, сподобил мен€ пообщатьс€ с ними.  аждый из них был дл€ мен€ наставником.

Ѕыл такой интересный человек Ц  онстантин. ‘амилию, к сожалению, не помню. ќн был странником. ќн приносил нам духовные книги (которые тогда были редкостью: издательств в те, 1980-е, годы почти не было) св€тых »гнати€ (Ѕр€нчанинова), ‘еофана «атворника и совершал таким скромным делом очень большое дл€ нас служение. „ерез эти книги он взращивал человеческие души.

Ѕольшое значение дл€ мен€ имело знакомство с архимандритом »оанном ( ресть€нкиным). ¬ течение нескольких лет € переписывалс€ с ним. » перед самым своим решением прин€ть постриг € приехал к отцу »оанну и вз€л у него благословение на уход в монастырь.

Ѕольшое значение имеет мое короткое знакомство с архимандритом ¬италием (—идоренко). ¬сего несколько мес€цев частых встреч, долгих разговоров и бесед дали мне очень много.

» до сих пор € встречаюсь со многими духовными людьми и много от них получаю. ”читьс€ у них Ц особое благословение, и за это €, конечно, очень признателен √осподу.

II тыс€челетие до н.э., сверху Ц храм св. √еорги€ XIII-XIV вв.
II тыс€челетие до н.э., сверху Ц храм св. √еорги€ XIII-XIV вв.
II тыс€челетие до н.э., сверху Ц храм св. √еорги€ XIII-XIV вв.

Ц ¬ладыка, а какие событи€ в вашей жизни св€заны с архимандритом ¬италием?

Ц — отцом ¬италием мо€ встреча произошла после встречи с отцом »оанном ( ресть€нкиным) и с отцом Ќиколаем √урь€новым. — отцом ¬италием у мен€ была возможность иметь больше времени общени€. Ёто были духовные беседы. я бы не хотел сейчас говорить о тех вещах, которые напечатаны и о которых многие читали, или о том, что он мне лично или кому-то еще сказал или предсказал или что-то сотворил. я хочу сказать о его удивительной любви и смирении. ќн был готов отдать жизнь за человека. ≈сли бы это надо было в тот момент сделать, он бы это сделал: отдал, не дума€, свою жизнь за спасение души человеческой с огромным смирением и преданностью воле Ѕожией. ƒл€ мен€ это самое главное в пам€ти об отце ¬италии. ќн очень любил √рузию. ќн всегда говорил своим чадам: Ђѕриезжайте в √рузию Ц это св€та€ земл€!ї » он очень любил монашествующих, любил с особой теплотой и особой нежностью.

Ц √де вы прин€ли постриг, владыка?

Ц я был пострижен в монастыре преподобного јнтони€ ћарткопского и был там послушником и монахом. ѕотом был переведен в «ападную √рузию, в «угдиди. “ам есть древний монастырь в селе  орцхели. Ётот монастырь был некогда подворьем грузинского  рестового монастыр€ в »ерусалиме. √оды, проведенные там, были очень т€желые. —трана оправл€лась после гражданской войны. ќсобенно «ападна€ √рузи€. » остро чувствовались проблемы во всем: в продовольствии, в медикаментах. Ћюди тоже были под т€желым впечатлением от всего произошедшего. Ќо те годы были очень интересные и многое дали мне лично в духовном плане. я думаю, и той братии, с которой мы вместе молились и подвизались.

Ц  акие послушани€ вы несли в этих монастыр€х?

Ц ѕослушани€, которые благословл€лисьЕ «наете, мысль, с которой € шел в монастырь, была такова, что € должен иметь смирение. » вот эта мысль была как бы центральной во мне, и послушани€, которые мне давались, Ц эти послушани€ не были дл€ мен€ т€желыми (€ не говорю физически) в духовном и моральном плане. Ёто всегда воспринималось мною как естественна€ ситуаци€ дл€ монаха.  ак об€занность монаха. ѕреданность воле Ѕожией через преданность воле насто€тел€ или духовника. я в монастыре нес послушание и в хлеву монастырском, и поваром был монастырским, и при храме послушани€ были, и по всем другим послушани€м, которые были в монастыре, прошел: и уборка, и огород, и дрова Ц все, на что благословл€ли. ѕо послушанию мне также приходилось читать лекции о жити€х св€тых. ѕроходил и послушание псаломщика.

XII-XIIIв.  ватахеви
XII-XIIIв.  ватахеви
XII-XIIIв.  ватахеви

Ц ¬ладыка, в чем, дл€ вас заключаетс€ значимость монашества?

Ц ћонашество дл€ мен€ Ц это самый короткий путь к истинному человечеству. ѕрийти в состо€ние истинного человека, прийти в состо€ние јдама. „ерез ’риста и личный свой подвиг. я вижу в христианстве истинное возвращение к человечности. ј монашество Ц самый короткий путь.

Ц ј когда вы стали св€щенником? » где служили?

Ц я был рукоположен патриархом »лией в 1996 году и направлен из монастыр€ на служение в храм св€тых архангелов в “билиси. Ёто был храм при ¬оенной академии. ѕозже мен€ направили в ƒавидо-√ареджийскую лавру. “ам ушел насто€тель монастыр€. » ≈го —в€тейшество благословил мен€ нести послушание игумена в лавре преподобного ƒавида √ареджийского.

Ц  огда вы были насто€телем ƒавидо-√ареджийского монастыр€, чему вы придавали первостепенное значение?

Ц ѕервостепенна€ задача насто€тел€ монастыр€, € считаю, заключаетс€ в том, чтобы создать такую атмосферу в обители, котора€ будет вс€чески способствовать духовному подвигу. Ёта атмосфера, конечно, складываетс€ из нескольких компонентов: из пор€дка монастыр€, который должен быть организован; из об€зательного чина богослужени€; из послушани€, которое несут монахи. »гумен должен быть люб€щим отцом дл€ всей братии. ќн должен заботитьс€ обо всех сторонах жизни своей братии: что их радует, что печалит, должен заботитьс€ о защите духовной и физической, о том, чтобы они развивались духовно. »гумен вс€чески должен способствовать духовному развитию своей братии. ѕослушание должно восприниматьс€ как добродетель, которую должен ст€жать монах. ћонастырь Ц не место дл€ трудотерапии. ¬ монастыре все должно быть распределено очень разумно. ћонах не тракторист, не мелиоратор, не пастух, он, в первую очередь, человек, который всегда должен быть устремлен своими мысл€ми, своим деланием в молитве и в труде к Ѕогу. ѕри всех послушани€х он должен не забывать свое устремление к Ѕогу. » этому стремлению ничто не должно преп€тствовать. Ќикакое послушание монаха не должно отводить его от этого устремлени€. » если, например, игумен видит, что через какое-то послушание монах отходит мысл€ми от Ѕога, то, конечно, лучше пусть он этого послушани€ не выполн€ет, чтобы оно не повредило духовному состо€нию монаха.

Ц — 1998 года вы €вл€етесь архиереем √рузинской ѕравославной ÷еркви.  ак вы думаете, владыка, развиваетс€ ли ÷ерковь? » что делаетс€ дл€ ее развити€?

Ц ƒа, в 1998 году —инод √рузинской ѕравославной јпостольской ÷еркви избрал мен€ на кафедру —агареджийской и √урджаанской епархии. Ёто было решением и благословением —в€тейшего ѕатриарха и —в€щенного —инода.  ак раз потому, что ÷ерковь развиваетс€, потому, что этому развитию нужны люди, € и стал архиереем. я был 27-м архиереем √рузинской ÷еркви. ѕочему € об этом говорю? ¬ 1995 году, когда проходил большой —обор √рузинской ÷еркви, были восстановлены старые и основаны новые епархии, и их стало 27. — 1995 по 1998 год происходило становление этих епархий и устроение епархиальных кафедр. » € был последним из архиереев, которые были поставлены на новооснованные кафедры. я и сейчас воспринимаю это как большое доверие и ответственность, возложенные на мен€. Ёто было и благословение св€той ÷еркви, и надобность дл€ построени€ ÷еркви и возрождени€ церковной жизни.

Ќаша ÷ерковь, как вы знаете, да и, наверное, как и везде люба€ ѕравославна€ ÷ерковь, в том числе и –усска€, в странах, где был коммунистический режим, была тогда под очень большим гнетом и большим контролем со стороны властей. » √рузинска€ ÷ерковь, как и –усска€ и —ербска€ ÷еркви, перенесла очень много т€гот и бед.

 онечно же, процесс возрождени€ продолжаетс€ и сейчас. ћы не можем сказать, что наша ÷ерковь окончательно возродилась. ќна в процессе возрождени€. » большим примером дл€ нас всех €вл€етс€ наш —в€тейший »ли€, который уже 32 года €вл€етс€ ѕатриархом √рузии. » весь процесс возрождени€, восстановлени€ как раз св€зан с ним, хот€ —в€тейший всегда об этом очень скромно говорит, указыва€, что на это была вол€ Ѕожи€. Ќо вол€ Ѕожи€ исполнилась именно через него, через его благословение.

–кони
–кони
–кони

Ц –асскажите, владыка, о той епархии, которую вы возглавл€ете сейчас.

Ц —ейчас € €вл€юсь прав€щим архиереем —амтависской и √орийской епархии. Ёта епархи€ была создана на —оборе 1995 года, в нее вход€т две древние кафедры. —амтависска€ кафедра €вл€етс€ одной из двенадцати древнейших, которые были созданы при св€том царе ¬ахтанге √оргасале в VI веке. » √орийска€ кафедра тоже имеет давнюю историю. ” √орийского района очень глубокие христианские корни, как и у всей √рузии. —амый древний храм на этой территории датируетс€ VI веком. ”роженцами нашей епархии были патриарх  ирион, патриарх Ћеонид, св€той епископ јлександр, патриарх ≈фрем. ќдно из старейших учебных заведений в √рузии Ц духовна€ гимнази€ Ц находилось в √ори. —ейчас она восстановлена и функционирует как духовна€ гимнази€, в которой учатс€ дети.

Ц Ёто то самое учебное заведение, где училс€ —талин?

Ц ƒа. “ам также учились многие общественные де€тели и выдающиес€ люди √рузии: »аков √огебашвили, Ќико Ћомоури, Ќико  ецховели, Ћадо  ецховели.

Ц  огда было восстановлено это училище?

Ц ќно было восстановлено в 2006 году.

Ц  акие монастыри есть на территории вашей епархии?

Ц ¬ нашей епархии несколько исторических монастырей:  ватахевский монастырь, монастырь јтени —иони, монастырь в –кони, монастырь св€того √еорги€ (√ориджвари), —амтависский монастырь, где упокоен преподобный »сидор —амтавийский, монастырь “етратхеви Ц по некоторым историческим данным в нем поко€тс€ мощи ‘адде€ —тепанцминдского.

Ц ј какие храмы и монастыри сейчас восстанавливаютс€?

Ц Ќа данный момент в нашей епархии действуют 60 храмов, где проход€т богослужени€, два мужских действующих монастыр€ и один женский. ¬осстанавливаютс€ три монастыр€. “ам проход€т археологические и реставрационные работы. ћонашеска€ жизнь там пока не возобновлена. Ќо мы надеемс€, что со временем, когда основные работы будут закончены, там посел€тс€ брати€ или сестры.

Ц ¬аша жизнь всегда была св€зана с гор€чими событи€ми. “ак было во врем€ вашей студенческой жизни в —ухуми. ѕотом вас перевели на кафедру в √ори: там тоже оказалась неспокойна€ жизнь. ¬о врем€ бомбардировки √ори вы не оставили город, а вместе с прихожанами молились в храме и своей верой подавали пример всем православным Ц верой в то, что сила молитвы может повернуть ситуацию в сторону мира. „то вы можете сказать по этому поводу?

Ц ћне, к сожалению, пришлось пережить две войны, которые были в √рузии, не счита€ гражданской. Ќаверное, всем нам, не только мне одному, пришлось быть в гор€чих точках. Ёто были дни т€желого испытани€ дл€ всего населени€ и нашей страны, и нашей епархии, и нашего города. ¬о врем€ бомбардировки √ори в кафедральном соборе были каждодневные литургии. я сам служил, и были моменты, когда во врем€ причасти€ € внутренне сжималс€, ожида€, что обрушитс€ купол храма или что взрывна€ волна так покачнет храм, что € упаду с чашей в руках. Ќо √осподь давал силы. я был не один, со мной было духовенство нашего города, монашествующие; прихожане приходили каждый день, молились, причащались, каждый день обращались ко √осподу, чтобы Ѕог остановил кровопролитие и дал мир.   сожалению, во врем€ воздушных бомбардировок были жертвы. »спытани€ всегда вы€вл€ют человека, показывают его веру, его ценность как человека. Ёто было испытание нашей веры, преданности Ѕогу, стране и человечеству. ћы не делали ничего из р€да вон выход€щего, мы не можем сказать, что мы Ц герои; мы делали то, что было нашей об€занностью. —лава Ѕогу за все. я благодарен Ѕогу за то, что ќн дал нам силы исполнить нашу св€тую об€занность.

Ц ¬о врем€ войны вы ходили по улицам, чтобы успокаивать обездоленных, утешать и причащать раненых, умирающих. ¬ы не бо€лись, когда ваша жизнь подвергалась опасности?

Ц Ќе бо€тьс€ невозможно, потому что все мы люди и никого из нас не радует боль. » никто не хочет погибнуть в неопределенном состо€нии. ћы об€заны были заботитьс€ о тех, кто осталс€ в городе. «аботитьс€ о тех, кто осталс€ без крова и пищи. „ем могли Ц мы помогали. √осподь дал силы, чтобы это исполнить. ≈динственное место, где можно было получить еду, Ц храм. ѕри нем находилась столова€. ћы каждый день выдавали еду и до 2000 буханок хлеба, который пекли прихожане. Ёто было важно дл€ тех, кто трудилс€: они про€вл€ли любовь и сострадание к своим ближним. ¬се это раздавалось тем, кто осталс€ в городе. ћы обходили со св€той водой город. ћы укрепл€ли и поддерживали тех, кто нуждалс€. ћы подавали надежду, что все закончитс€ Ц и будет оп€ть мир. Ёто была наша об€занность, и ничего особенного в этом не было, ничего мы не делали, что не должны были бы делать.

Ц ¬ладыка, каким вы видите путь примирени€ с нашими брать€ми-осетинами?

Ц я считаю, что первым шагом к примирению должна быть сказанна€ правда. ѕотому что без правды нет смысла бытию. »стина и правда Ц это естественное стремление человека, без правды не может жить человечество. ѕравда, конечно же, должна быть сказана всеми сторонами. ѕотому каждый должен вз€ть на себ€ ответственность за ту часть вины, котора€ на нем есть. » мы должны смотреть вперед, об€зательно смотреть вперед: мы должны видеть наше будущее. ћы Ц одна страна. ћы Ц люди, которые веками жили друг с другом, и будем жить вместе. “олько процесс размежевани€ не должен быть очень большим и длинным, это ни дл€ кого не будет хорошо. » мы об€зательно должны старатьс€ найти друг с другом общий €зык и пр€мо говорить друг с другом, кто бы это ни был Ц грузины, осетины, абхазцы. √оворить мы должны честно, откровенно, основыва€сь на заповед€х Ѕожиих, потому что заповеди Ѕожии даны дл€ всего мира, они и €вл€ютс€ основой мира, радости, основой будущего человечества.

ћы об€зательно должны друг друга простить. » об€зательно вместе должны принести пока€ние Ѕогу.

Ц ¬ас недавно наградили высшим орденом √рузинской республики Ц орденом св€того цар€ ¬ахтанга √оргасала.  акую, с вашей точки зрени€, ответственность на вас налагает эта награда?

Ц я не могу сказать, что эта награда налагает какую-то новую ответственность, ответственность, которой не было до этого. –азве награда определ€ет отношение? –азве после этой награды человек становитс€ храбрее или ответственнее? Ёта награда Ц не только мо€, это награда всех тех людей, с которыми мы вместе перенесли все т€готы. Ёто награда не только св€щенников и монашествующих, но и всех горожан города √ори, которые перенесли испытани€ и т€готы, потому что т€жело видеть, как гибнут люди, рушатс€ здани€, т€жело знать, что ты каждый день находишьс€ перед возможностью погибнуть.

Ц  ак надо жить, чтобы не впасть в искушение?

Ц „тобы не впасть в искушение? я думаю, что впадать в грех Ц это очень по-человечески. √осподь знает, что мы слабы. √осподь очень добр и милостив к нам. ќн знает все наши слабости, ќн знает все наши немощи. ќн и не ждет, что грешные сегодн€, мы завтра станем св€тыми. ќн знает, что это невозможно. Ќо ќн также знает, что вместе с Ќим и р€дом с Ќим эта св€тость будет нам дана, »м же —амим дана. —в€тость Ц это не награда. ¬от ты себ€ хорошо ведешь Ц вот тебе св€тость. ќна будет дана как приобретение, как что-то такое, что √осподь имеет дл€ теб€, и тебе просто нужно прийти к этому. ј чтобы к этому прийти, нужно всегда к этому стремитьс€. ќчень важно иметь чувство Ѕога, чувство живого Ѕога. √осподь Ц это не абстрактное пон€тие. ќн не находитс€ где-то там, на небесах. ќн Ц везде. √осподь ждет человека, ќн ждет его во всех его состо€ни€х, лишь бы человек стремилс€ к Ќему.

архиепископом јндреем (√вазава)
беседовал Ўио ќтарашвили, студент II курса —ƒ—

14 феврал€ 2010 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0