јлександрийска€

Ђјфриканцы Ц народ, готовый служить Ѕогуї

Ѕеседа со св€щенником »осифом  ваме Ћаби (–еспублика √ана)

√ана. ћалый вход на литургии
√ана. ћалый вход на литургии
Ц ¬аша жизнь неразрывно св€зана с возникновением ѕравославной ÷еркви в √ане. –асскажите, как вы сами пришли к вере и как ѕравославна€ ÷ерковь по€вилась в вашей стране.

Ц я родилс€ в семье, принадлежавшей к неканонической церкви, котора€ называлась Ђѕравославна€ кафолическа€ церковьї (Orthodox Catholic Church). Ёта церковь по€вилась в √ане в 1932 году. ќна была создана как составл€юща€ движени€ за освобождение африканцев и программы, став€щей целью возвращение на историческую родину афроамериканцев Ц потомков рабов в период британской колонизации. Ёта церковь возникла в Ќигерии в 1926 году под названием Ђ≈дина€ свободна€ церковь јфрикиї (The United Free Church of Africa), в дальнейшем именовалась Ђ»сходна€ апостольска€ церковь јфрикиї (The Primitive Apostolic African Church, 1929), Ђ¬сеобща€ африканска€ церковьї (The African Universal Church, 1931), Ђ¬сеобща€ африканска€ православно-кафолическа€ церковьї (The African Universal Orthodox-Catholic Church, 1935) и, наконец, Ђѕравославна€ кафолическа€ церковьї (Orthodox Catholic Church, 1951). Ёти переименовани€ не случайны: они отражают историю распространени€ церкви по континенту.

ќснователем этой церкви был  вамин Ќцетс Ѕреси-јндо (1884Ц1970), де€тель јфриканской англикано-методистской церкви (African Methodist Episcopal Church). Ќо так как эта церковь, по его мнению, была слишком тесно св€зана с колониальным режимом, харизматичный Ѕреси-јндо решил основать другую, в чем и весьма преуспел: его церковь быстро распространилась по континенту, открыв множество приходов и школ.

Ќо Ѕреси-јндо был озабочен поиском церкви с более глубокими историческими корн€ми. ¬ 1935 году в Ћондоне он познакомилс€ с архиепископом „ерчилем —иблеем, от которого прин€л епископский сан, поскольку тот имел апостольское преемство от —иро-яковитской ÷еркви (от которой, впрочем, он был отлучен). ѕо возвращении в √ану новый епископ беретс€ реорганизовать свою церковь: отказываетс€ от протестантских тенденций в пользу вероучени€ и практики римско-католического богослужени€. ”же в 1936 году мой дед обращаетс€ к нему с просьбой приобщить его село к новой церкви и предлагает задействовать в миссии своего сына (моего отца) √регори Ћаби.

¬ 1942 году Ѕреси-јндо возвращаетс€ на родину в Ќигерию дл€ работы с основанными им общинами и монастыр€ми. ќн был вынужден оставить молодую церковь в √ане, и тут вовсю разгорелись разногласи€, внутренн€€ вражда, расколы и тому подобное. ¬ последующие два года ситуаци€ в √ане еще более ухудшилась, церковь почти совсем пришла в упадок. “огда в подмогу моему отцу, который с 1951 года был св€щенником, был прислан отец Ёдоню. ”же к 1972 году наша церковь в √ане имела не меньше дюжины приходов и около 2000 последователей.

Ц ј как все-таки произошел переход к собственно ѕравославию?

√ана. ≈пископ ƒамаскин готовит к св€тому крещению 50 человек в деревне јдейсо
√ана. ≈пископ ƒамаскин готовит к св€тому крещению 50 человек в деревне јдейсо
Ц ¬ 1951 году Ѕреси-јндо, будучи уверенным, что он и его паства Ц православные, сокращает официальное название своей церкви, имену€ ее теперь просто Ђправославно-католическойї (The Orthodox Catholic Church). ћое поколение недоумевало: что обозначает слово Ђправославна€ї (orthodox)?

¬ 1971 году € был первым секретарем церковной молодежной организации. ¬ том году мы начали активное движение по возрождению нашей церкви. Ќас томила жажда более целостного вероучени€ и упор€доченного богослужени€. »нтуитивно ощущалось, что наша церковь Ц лишь мала€ часть некоего единого целого, какой-то большой семьи, с которой мы не имеем никаких св€зей и даже не знаем ее местонахождени€. ¬ следующем году один мой коллега из университета города јккры наткнулс€ на книгу “имоти ”эра Ђѕравославна€ ÷ерковьї. Ёто было насто€щее открытие дл€ всех! „италась эта книга с упоением. Ќаконец мы получили свидетельство о существовании ѕравославной ÷еркви как таковой.

Ќаше открытие подтвердилось два года спуст€. ¬ 1974 году в университете јккры проходил съезд комиссии Ђ¬ера и пор€докї ¬семирного —овета ÷ерквей. ћы подали за€вку на участие. ћы хотели зав€зать с ними контакты, но нам ответил только некий св€щеннослужитель  оптской ѕравославной ÷еркви. ќднако он не приехал на встречу. “огда мы попытались св€затьс€ с представител€ми —ирийской ѕравославной ÷еркви. Ќекий индиец нам ответил, что помочь нам могут только американцы. » мы пр€миком направились в номер отца »оанна ћейендорфа. ќн нас прин€л. Ќаша истори€ так его заинтересовала, что он даже отказалс€ от намеченного заседани€, которое должен был вести. ќтец »оанн позвал отца ‘ому ’опко и других своих коллег. ¬ номере собралось уже человек восемь. —реди пришедших был и Ќиколай Ћосский. Ќам €сно растолковали, почему мы не €вл€емс€ насто€щей христианской ÷ерковью и в чем именно. я хорошо запомнил этот день Ц воскресенье, 4 августа 1974 года.

¬скоре мы получили от отца »оанна и отца ‘омы множество книг из —в€то-¬ладимирской семинарии. “ем временем от лица молодежного движени€ мы обратились к митрополиту  арфагенскому ѕарфению, который в дальнейшем стал патриархом јлександрийской ÷еркви. ќн поддержал нас.

Ц » тогда вы отправились учитьс€ в —Ўј?

Ц ¬ 1977 году нам выделили стипендию дл€ обучени€ одного человека в —в€то-¬ладимирской семинарии. я воспользовалс€ этой возможностью и отправилс€ в —оединенные Ўтаты. 24 декабр€ мен€ прин€ли в ѕравославную ÷ерковь. ќтец ‘ома ’опко крестил мен€ с именем »осиф. ќн полагал, что мне предстоит прин€ть попечение о ÷еркви √аны подобно тому, как праведный »осиф позаботилс€ о ћарии, символизирующей земную ÷ерковь. я окончил семинарию в 1982 году.

Ц „то вы делали потом?

√ана. ≈пископ ѕантелеимон с прихожанами. 1999 год
√ана. ≈пископ ѕантелеимон с прихожанами. 1999 год
Ц я вернулс€ в јфрику и отправилс€ в столицу –еспублики  амерун яунде на встречу с митрополитом јккрским и всей «ападной јфрики »ринеем. ќн был готов прин€ть всю общину нашей прежней церкви и поручил мне готовить всех к крещению. Ќа тот момент у нас было три св€щенника, включа€ моего отца. ћы стали готовить помещени€, начали перевод литургии св€того »оанна «латоуста на местный €зык туи. ” нас решительно ничего не было: ни чаши дл€ службы, на печи дл€ просфорЕ ѕриходилось выкручиватьс€. Ќо с каждой неделей что-нибудь необходимое прибавл€лось.   ѕасхе 1982 года мы торжественно отслужили нашу первую литургию св€тител€ »оанна «латоуста. ѕеред входом в храм была установлена купель, а иконостас был вз€т из греческой церквушки в јккре: она была устроена некогда греками, но так и не была никем осв€щена, а когда сменилс€ владелец здани€, масоны переделали ее в молебный дом.

¬ сент€бре того же года на праздник ¬оздвижени€  реста √осподн€ в наше село Ћарте, расположенное в 60 километрах на запад от јккры, прибыл митрополит »риней. «а п€ть дней, с 14 по 19 сент€бр€, он рукоположил четырех св€щенников и трех диаконов, а также массово крестил почти полторы тыс€чи желающих.

—разу же после этого была организована община во им€ св€тител€ Ќикола€ в јккре. ѕо воскресень€м € приезжал из Ћарте с переносным алтарем и антиминсом дл€ совершени€ Ѕожественной литургии. ћы собирались дл€ молитвы в разных домах: то у одних, то у других. ќказавшись на положении скитальцев, мы наш приход называли Ђсв€той Ќиколай на колесахї. Ёто был прекрасный и в то же врем€ чрезвычайно т€желый период. 1983 год был крайне трудным: экономическа€ разруха в √ане дошла до того, что в стране отсутствовали транспортные средства. –ассто€ни€ преодолевались пешком, и чтобы к утру добратьс€ до јккры, выходили глубокой ночью.

ћы разработали различные образовательные программы дл€ регентов и певчих, дл€ катехизаторов, дл€ алтарников и пр. Ц своего рода Ђпервую богословскую помощьї. ћолодежь и женщины занимались по ним.

Ц  акими средствами вы все это делали?

Ц Ќичтожными средствами. ѕорой помогали местные власти, но в основном Ц Ѕожией помощью. ¬ 1988 году мы с супругой јлександрой отправились на три мес€ца в —Ўј, чтобы собрать средства. Ќас пригласили в миссионерский центр от √реческой ÷еркви, ныне это ѕравославный христианский миссионерский центр (OCMC).

”же в следующем году в јмерике был сформирован и отправлен нам в помощь миссионерский отр€д, состо€щий из инженера, двух врачей, медсестры и группы студентов. ќни прин€ли активное участие в строительстве храма ѕреображени€ √осподн€ в јккре. ≈го закладку совершал митрополит »риней. ћы начали богослужени€, не дожида€сь окончани€ строительных работ. ћало-помалу, благодар€ многим и многим помощникам, активности прихожан, отличной, слаженной работе ганских строителей, уже к 1993 году храм был завершен. ’рам был осв€щен патриархом ѕетром в 2002 году, во врем€ его первого посещени€ √аныЕ

ѕоначалу мы относились к епархии с центром в  амеруне, а с €нвар€ 2000 года у нас по€вилась сво€ епархи€, когда преосв€щенный ѕантелеимон (Ћампадариу) стал первым епископом √анcким. ј € сам в 1999 году по благословению патриарха был направлен в комиссию ¬семирного —овета ÷ерквей и оказалс€ в ∆еневе, где оставалс€ до 2006 года, а затем вернулс€ в √ану, чтобы продолжать миссионерскую де€тельность. “ам мое место.

Ц  ак вы понимаете миссию?

Ц ѕрежде всего, цель миссии Ц это создание в данном месте истинной ÷еркви, привод€щей в ÷арствие Ѕожие. ѕравославна€ мисси€ должна свидетельствовать миру о Ѕожественной любви к человеку и вс€кой твари. Ёто предполагает работу над преображением общества. ѕотому что невозможно свидетельствовать о ÷арствии Ѕожием без насто€щих дел, без того, чтобы идти на помощь страдающим люд€м: подарить возможность обучить детей, дать работу, чтобы прокормить семью, разорвать замкнутый круг нищеты. ¬ажно, чтобы наша миссионерска€ де€тельность не сводилась лишь к тому, чтобы крестить людей и строить храмы, более или менее отличающиес€ от храмов других конфессий. Ќо дело не только в традиционно понимаемой благотворительности. –ечь идет о том, чтобы не помогать бедным и обездоленным, но быть с ними, прин€ть их сторону. » тогда бедные смогут €сно осознать, что они и есть ÷ерковь.

¬ажно, чтобы миссионеры могли, с одной стороны, приобщить людей к основам христианской повседневной жизни, а с другой Ц выразить христианскую веру и истину в символах и категори€х, близких африканской культуре. ќчевидно, что это работа куда более глубока€, чем просто проводить богослужени€ на местном €зыке, нарисовать сатану красными красками (чтобы черный цвет чернокожими людьми не ассоциировалс€ со злом), придать пророку ћоисею африканский облик на иконах и дополнить конец литургии местными песн€ми с барабанами.  онечно, и все перечисленное важно, ибо необходимо, чтобы люди в храме чувствовали себ€ как дома, но все же этого недостаточно.

ѕриобщение местной культуры к ѕравославию Ц процесс очень долгий. » это не то, что привноситс€ извне, а то, что должно прийти к люд€м из их собственного утверждени€ в православной вере. Ќам нечего добавить к истине, данной в ќткровении ’ристом и сохраненной ѕреданием ÷еркви. »стина эта Ц бесконечна в единстве и неистощима в своей полноте. јфриканский народ должен не просто пон€ть и усвоить, но также выразить, передать, развить ее на свой лад так, чтобы она стала их созидательным бытием.
¬изантийцы по-своему смогли выразить христианские основы, и это у них получилось гениально. » почему бы не настать тому дню, когда африканцы смогут сделать то же самое? я хотел бы видеть православных африканских композиторов, сочин€ющих новые распевы дл€ богослужени€, художников, наход€щих новые формы иконографии, песнописцев, пишущих каноны и акафисты.

ƒело в том, что существует самобытна€ африканска€ культура, африканское мышление, если хотите, особое африканское видение мира и осознани€ себ€ в нем Ц от этого никуда не детьс€. ћое глубокое убеждение: африканцы и по своей натуре, и культурно в какой-то степени близки христианству.

Ц Ќе могли бы вы по€снить свою мысль?

Ц ќбщинна€ жизнь, солидарность, взаимопомощь, гостеприимство, радость собиратьс€ вместе Ц дл€ нас, африканцев, это неотъемлема€ часть культуры. »ндивидуализм нам чужд. ќбщность Ц в этом наше богатство. ѕоэтому мы проще и глубже способны восприн€ть то, что называетс€ Ђцерковным единствомї.

√ана. ≈пископ ѕантелеимон с прихожанами. 1999 год
√ана. ≈пископ ѕантелеимон с прихожанами. 1999 год
ѕриведу пример: в африканском сознании мир видимый и невидимый, небо и земл€, царство живых и царство мертвых Ц все едино и взаимосв€зано. ѕоэтому-то дл€ нас вполне естественно молитьс€ за мертвых, нет сложностей в том, чтобы усвоить, что у Ѕога все живы.

ћножество обр€дов народов √аны близки к православным. “ак, например, прин€то Ђосв€щатьї воду, очища€ ее некоторыми травами, а затем кропить ею людей и жилища Ц это символ обновлени€ мира. “акже существует традиционный обр€д сорокового дн€ дл€ усопших. ƒругой пример: в сент€бре большинство деревень празднуют большой праздник в честь предков, подготовка к которому длитс€ сорок дней Ц своеобразный пост, когда все пребывают в Ђзатишьеї: запрещено бить в барабаны, а также ловить рыбу. ћожно насчитать еще множество обычаев, которым мы вполне способны придать христианский смысл.

Ц —луша€ вас, мне сразу подумалось о том глубоком, почти природном прин€тии Ѕожественной литургии, которое €вно ощущаетс€ в церкв€х √аны.

Ц  онечно. јфриканцы Ц народ, готовый служить Ѕогу. ќбр€ды и символика Ц важнейшие части нашей культуры. Ёто основной способ выражени€, более значительный, чем теории и пон€ти€. Ђ¬ераї на €зыке туи звучит как Ђdjediї, это можно перевести как Ђвозьми и ешьї. ћожно сказать, что вера в этом случае не то, над чем необходимо долго задумыватьс€, но нечто, что надо просто Ђсъестьї, Ђразжеватьї, Ђпроглотитьї, Ђпереваритьї, Ђвпитатьї и Ђусвоитьї, наконец. ќчень важны символы, картины, предметы, жесты, обычаи Ц через это все вполне возможно передать главное, существенное, построив проповедь, например, на богослужебных предметах. Ёто, конечно, способы несколько необычные дл€ привлечени€ внимани€ и обучени€ верующих. » как € был весьма огорчен, когда во врем€ осв€щени€ собора в јккре транслировалась по телевидению служба, традиционно проводима€ на греческом, и никто не потрудилс€ дать перевод на €зык туи дл€ местных жителей. ”никальна€ возможность оживить дл€ всех верующих церковное таинство была упущена. Ѕольшинство людей, ничего не понимающих, оказались на положении пассажиров на чужом корабле. ¬добавок им еще были розданы и маленькие греческие флажкиЕ

Ц  аковы ваши представлени€ о современном положении и о будущем ÷еркви в √ане?

ѕреосв€щеннейший ƒамаскин, епископ √анский, совершает крещение в ѕреображенском соборе
ѕреосв€щеннейший ƒамаскин, епископ √анский, совершает крещение в ѕреображенском соборе
Ц —амосто€тельное развитие православного христианства √аны € воспринимаю как чудо ƒуха Ѕожи€. Ёта страна, в отличие от большинства соседних стран «ападной јфрики, сумела сохранить многие традиции. » если это во благо Ц в чем € не сомневаюсь, Ц то такое развитие событий можно считать особым ѕромыслом Ѕожиим, что налагает на нас еще большую ответственность. “о, что мы заложим сейчас, окажет вли€ние в дальнейшем на весь континент.

 лючевой вопрос Ц это, конечно, уровень местного духовенства. Ѕольшую угрозу представл€ет духовенство недостаточно, а то и плохо образованное. — такой проблемой мы столкнулись в  ении. “ам были и отклонени€, и внутренние расколы; некоторые даже доходили до ереси, создавали свои собственные Ђцерквиї и тому подобное.

Ќа сегодн€шний день дл€ рукоположени€ требуетс€ только пройти Ђосновной богословский курсї. ¬ √ане служит 20 св€щенников, больше половины недоучились. ћы учтем это и подготовим следующее поколение лучше: дадим хорошее образование, как светское, так и богословское. ѕодготовим поколение обученное и твердое в вере.

„аще всего гораздо важнее сплотить общину, чем торопитьс€ возводить стены храма. ѕриоритет за людьми. “олько в таком пор€дке мы должны действовать, никак иначе.

ћы активно поддерживали в јккре инициативу, в основном исход€щую от женщин и молодежи. ’от€ в Ћарте уже несколько поутихло основное движение молодежи. ќднако молодые люди сами начали объедин€тьс€, беседовать, вз€лись изучать церковное пение, задумали и организовали чтени€, чтобы иметь возможность хоть как-то провести службу в отсутствии св€щенника, и многое другое. “акой наплыв талантов Ц неожиданное открытие.

≈ще пример. ƒетско-юношеский лагерь в јккре был организован силами верующих. ѕоскольку средств не было, каждый внес в это дело свою посильную лепту. ∆енщины и молодежь собрали зерно от каждого прихода Ц вз€ли небольшую часть из отложенного на случай неурожа€. ѕолученные от реализации собранного зерна средства пошли на устройство лагер€. Ѕолее 150 человек прибыло в јккру. ∆енщины вз€ли на себ€ приготовление пищи. ќдин благотворитель из √реции обеспечил всех рыбой.

Ћюди получали поддержку традиционных миссионерских центров —еверной јфрики, и не только. ≈стественно, их первым шагом стала просьба средств у епархии. Ќо ответ был один: Ђ” нас ничего нет. ≈сть лишь то, что вы же сами нам и даете. ÷ерковь Ц это не просто кака€-нибудь общественна€ организаци€. ¬ы сами и есть ÷ерковь. ќсуществите ваше благое дело своими силамиї. » вот результат.

ƒействительно, необходимо запустить процессы, позвол€ющие изыскивать собственные ресурсы, чтобы не обращатьс€ за ними в епархию. ¬опрос решени€ местных проблем местными же силами и средствами Ц острейший, требующий к себе большего внимани€. Ќекоторые протестантские общины практикуют дес€тину. ћожно было бы ненав€зчиво предложить и православным то же самое, поощр€ть такие взносы. ћожно найти и другие пути.

Ц „тобы вы хотели сказать в заключение?

Ц ∆изнь мо€ и моей семьи представл€етс€ мне чередой благоде€ний, за которые € не устаю благодарить —пасител€.  аждый раз, когда мы сталкиваемс€ с испытани€ми, √осподь посылает помощников.

C отцом »осифом  ваме Ћаби беседовал диакон ћихаил-ћаксим Ёггер
ѕри подготовке материала были использованы фотографии из миссионерского журнала ЂOrthodox christian mission centerї
ѕеревела с французского ≈вгени€ Ѕерл€ева

Religioscope.Info: УJe rêve dТune Orthodoxie pleinement africaineФЧEntretien avec le Père Kwame Joseph Labi

15 апрел€ 2010 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0