Ёлладска€

ѕуть к счастью

/p>

—в€титель Ќектарий Ёгинский Ц один из самых знаменитых греческих св€тых нового времени, прославившийс€ многими чудесами. ќн родилс€ в 1846 году, в молодости прин€л монашество, впоследствии стал епископом ѕентапольским в јлександрийской ѕравославной ÷еркви. »з-за интриг и ложных обвинений со стороны недругов св€титель оказалс€ отправлен на покой и изгнан. ѕереселившись в √рецию, занимал здесь место простого проповедника в провинции Ёвбе€, позднее основал женский монастырь на острове Ёгина. ѕочил епископ-старец в 1920 году и был причислен к лику св€тых Ёлладской ѕравославной ÷ерковью в 1961 году. Ќиже публикуютс€ выдержки из писем св€того, составленные монастырем ѕараклиту в ќропосе (јттика).

Ќичего нет более великого, чем чистое сердце, потому что такое сердце становитс€ престолом Ѕожиим. —уществует ли что-либо славнее, чем престол Ѕожий?  онечно же, нет. “ак говорит √осподь дл€ тех, кто имеет чистое сердце: Ђ¬селюсь в них и буду ходить в них; и буду их Ѕогом, и они будут ћоим народомї (2  ор. 6: 16). »так, кто же счастливее этих людей? » какого блага они лишены? Ќе наход€тс€ ли все блага и все дары —в€того ƒуха в их блаженных душах? „его им еще может недоставать? Ќичего, поистине ничего! ѕотому что они имеют в сердце своем величайшее благо Ц —амого Ѕога!

Ќасколько же заблуждаютс€ те люди, которые ищут счасть€ вне самих себ€ Ц в чужих странах и путешестви€х, в богатстве и славе, в больших владени€х и наслаждени€х, в удовольстви€х и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! ¬озводить башню счасть€ вне нашего сердца Ц это все равно что строить дом в месте, которое подвергаетс€ посто€нным землетр€сени€м. ¬есьма скоро такое здание рухнетЕ

Ѕрать€ и сестры! —частье находитс€ в нас самих, и блажен тот, кто пон€л это. »спытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состо€нием. ћожет быть, утер€но дерзновение пред √осподом? ћожет быть, совесть обличает за преступление ≈го заповедей? ћожет быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших об€занностей перед Ѕогом и ближним? »спытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце; может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимыеЕ

  несчастью, тот, кто оставил без внимани€ свое сердце, лишилс€ всех благ и впал во множество зол. »згнал радость и исполнилс€ горечи, печали и душевной тесноты. »згнал мир и приобрел подавленность, беспокойство и ужас. »згнал любовь и обрел ненависть. », наконец, изгнал все даровани€ и плоды —в€того ƒуха, которые приобрел при своем крещении, и сроднилс€ со всеми злоде€ни€ми, которые делают человека жалким и прокл€тым.

Ѕрать€ и сестры! ¬семилостивейший Ѕог хочет дл€ всех нас счасть€ и в этой жизни, и в следующей. ƒл€ этого ќн основал —вою св€тую ÷ерковь, чтобы она нас очищала от греха, чтобы осв€щала нас, примир€ла с Ќим и дарила нам небесное благословение.

” ÷еркви всегда открыты объ€ти€ дл€ нас. ѕоспешим же в них скорее все мы, у кого совесть от€гощена. ѕоспешим Ц и ÷ерковь поднимет т€жесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Ѕогу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством.

—в€тое крещение

Ђ¬се вы, во ’риста крестившиес€, во ’риста облеклисьї (√ал. 3: 27).

—коль великую истину указывает этими словами апостол ѕавел!

 рещеные христиане не нос€т ветхого человека со страст€ми и похотьми, но облеклись в нового человека, облеклись в —амого ’риста,  оторый ныне живет в их сердцах. » слово Ђоблеклисьї не относитс€ к какому-либо простому и внешнему оде€нию, но к чему-то более глубокому, к чему-то существенному и неотъемлемому.

„ерез нашу веру во ’риста и через наше крещение мы облекаемс€ в —амого ’риста и становимс€ чадами Ѕожиими, обиталищем ¬сесв€того ƒуха, храмами Ѕога, св€тыми и совершенными, богами по благодати. “ак что мы сбросили с себ€ тление и облеклись в нетление. —овлеклись человека греха и облеклись в человека праведности и благодати. »згнали смерть и облеклись в бессмертиеЕ

ќднако осмыслили ли мы наши великие об€занности, которые через крещение мы прин€ли на себ€ перед Ѕогом? ќсознали ли мы, что должны вести себ€, как дети Ѕожии и как брать€ √оспода нашего, что мы должны отождествить нашу волю с волей Ѕожией, что нам необходимо, как чадам ≈го, пребывать свободными от греха, что должны любить ≈го всеми силами из глубины души и сердца нашего, что должны ≈му поклон€тьс€ и с нетерпением ожидать соединени€ с Ќим навсегда? «адумались ли мы о том, что сердце наше должно быть преисполнено любовью так, что она будет изливатьс€ на нашего ближнего? »меем ли мы чувство, что об€заны стать св€тыми и совершенными, образом Ѕожиим, чадами Ѕожиими и наследниками ÷арства Ќебесного?

–ади всего этого мы должны боротьс€, чтобы не оказатьс€ нам недостойными зова Ѕожи€ и отвергнутыми. ƒа, брать€ и сестры, станем подвизатьс€ ревностно и самоотверженно, чтобы победить. Ќикто из нас да не утратит своей смелости, да не пренебрежет своим долгом, да не струсит, да не растер€етс€ перед трудност€ми духовной брани. ѕотому что мы имеем помощником Ѕога,  оторый укрепл€ет нас на трудном пути добродетели.

÷ель нашей жизни в том, чтобы стать совершенными и св€тыми, €витьс€ чадами Ѕога и наследниками ÷арстви€ Ќебесного. Ѕудем бдительны: как бы ради нынешней жизни не лишитьс€ будущей, как бы от житейских забот и хлопот не вознерадеть о цели нашей жизни.

ѕост, бдение и молитва сами по себе не принос€т желанных плодов, потому что они не €вл€ютс€ целью нашей жизни, а составл€ют средство дл€ достижени€ цели.

”красьте ваши светильники добродетел€ми. ѕодвизайтесь отсечь душевные страсти. ќчистите ваше сердце от вс€кой скверны и храните его в чистоте, чтобы снисшел и обитал в вас √осподь, чтобы ќн исполнил вас —в€того ƒуха с божественными дарами.

¬озлюбленные чада мои, все ваше усердие и забота должны быть об этом. Ёто должно непрестанно составл€ть вашу цель и стремление. ќб этом молитесь Ѕогу.

ѕросите каждодневно √оспода, но внутри своего сердца, а не вне его. » когда вы ≈го найдете, стойте в страхе и трепете, как херувимы и серафимы, потому как сердце ваше стало престолом Ѕожиим. Ќо чтобы обрести √оспода, смиритесь до земли, потому что √осподь гнушаетс€ гордыми, но любит и посещает смиренных сердцем.

≈сли подвизаешьс€ в благой брани, Ѕог укрепит теб€. ¬ брани мы обнаруживаем немощи, недостатки и наши изъ€ны. ќна €вл€етс€ зеркалом нашего духовного состо€ни€. “от, кто не боролс€, не познал себ€.

Ѕудьте внимательны и к незначительным своим падени€м. ≈сли по невнимательности с вами приключитс€ какой-то грех, не отчаивайтесь, но тут же возьмите себ€ в руки и припадите к Ѕогу,  оторый имеет силу подн€ть вас.

¬нутри мы имеем глубоко укоренившиес€ немощи, страсти, изъ€ны, многие из которых €вл€ютс€ наследственными. ¬се это не обрываетс€ ни одним резким движением, ни беспокойством и т€желым переживанием, но терпением и настойчивостью, когда € жду с выдержанностью, заботой и вниманием.

„резмерное сожаление пр€чет в себе гордыню. ѕоэтому оно €вл€етс€ вредным и опасным и часто еще более обостр€етс€ диаволом, чтобы остановить шествие подвизающегос€.

ѕуть, ведущий к совершенству, долог. ћолитесь Ѕогу, чтобы ќн укрепил вас. ѕринимайте терпеливо ваши падени€ и сразу же, встава€, бегите [к Ѕогу], не останавливайтесь, как дети, на том месте, где упали, плача и рыда€ безутешно.

Ѕдите и молитесь, чтобы не впасть вам во искушение. Ќе отчаивайтесь, если посто€нно впадаете в старые грехи. ћногие из них и по сути своей €вл€ютс€ крепкими, и от приобретенного навыка. ќднако по прошествии времени и через усердие побеждаютс€. ѕусть ничто не лишает вас надежды.

»скушени€ посылаютс€, чтобы вы€вились скрытые страсти и можно было с ними боротьс€ и чтобы таким образом излечилась душа. » они тоже €вл€ютс€ знаком милости Ѕожией, посему предай себ€ с доверием в руки Ѕожии и проси помощи ≈го, чтобы ќн теб€ укрепил в борьбе твоей. Ќадежда на Ѕога никогда не приведет к отча€нью. »скушени€ принос€т смиренномудрие. Ѕог знает, сколько каждый из нас может выдержать и попускает искушени€ по мере наших сил. Ќо и мы должны заботитьс€ о том, чтобы быть бдительными и внимательными и сами себ€ не ввели бы во искушение.

ƒоверьтесь Ѕогу Ѕлагому,  репкому, ∆ивому, и ќн препроводит вас в место отдохновени€. ѕомните, что после искушени€ следует духовна€ радость, и что √осподь наблюдает за теми, кто претерпевает искушени€ и страдани€ ради ≈го любви. »так, не малодушествуйте и не бойтесь.

я не хочу, чтобы вы страдали и смущались всем тем, что происходит против вашей воли, какой бы она справедливой и ни была. “акое страдание свидетельствует о существовании эгоизма. —ледите за эгоизмом, который пр€четс€ под личиной правоты. —ледите и за неуместным сожалением, которое рождаетс€ после справедливого обличени€. „резмерное огорчение Ц это искушение. ≈динственное истинное огорчение Ц это то, которое возникает, когда мы хорошо узнаем о несчастном состо€нии нашей души. ¬се остальные огорчени€ не имеют никакого отношени€ к благодати Ѕожией.

ѕозаботьтесь оберегать сердце, чтобы защитить радость —в€того ƒуха и не позволить лукавому вливать в нас свой €д. Ѕудьте внимательны, чтобы рай, который внутри вас, не превратилс€ в ад.

—амый главный труд человека Ц это молитва. „еловек был создан, чтобы прославл€ть Ѕога. Ёто тот труд, который достоин его. “олько это способно раскрыть его духовную суть. “олько это оправдывает его чрезвычайное положение во всем мироздании. „еловек был создан, чтобы почитать Ѕога и быть сопричастником ≈го Ѕожественной благости и блаженства.

явл€€сь образом Ѕожиим, человек вожделеет Ѕога, гор€чо стремитс€ и жаждет вознестись к Ќему. „ерез молитву и песнопени€ он ликует. ƒух его радуетс€, сердце взыграет, и насколько больше он молитс€, настолько и душа его совлекаетс€ мирских похотей и наполн€етс€ небесными благами. » насколько он расстаетс€ с земным и с усладами этой жизни, настолько более наслаждаетс€ небесным ликованием. ќпыт наш доказывает нам, что это истина.

Ѕог благоприемлет те молитвы, которые преподнос€тс€ должным образом, то есть с чувством несовершенства и нашего недостоинства. Ќо чтобы существовало такое чувство, требуетс€ совершеннейшее самоотречение от нашей дурной самости и подчинение заповед€м Ѕожиим, требуетс€ смирение и непрестанный духовный труд.

ƒоверьте √осподу все заботы ваши: ќн промышл€ет о вас. Ќе малодушествуйте и не тревожьтесь. “от,  то исследует скрытые глубины человеческой души, знает и о ваших желани€х и имеет силу их исполнить так, как умеет это делать [только] ќн. ¬ы же просите Ѕога и не тер€йте смелость. Ќе думайте, что поскольку стремление ваше св€то, у вас есть право жаловатьс€, когда молитвы ваши бывают не услышаны. Ѕог исполнит ваши пожелани€ тем способом, о котором вы не ведаете. »так, успокойтесь и воззовите к Ѕогу.

ћолитвы и прошени€ наши сами по себе не ведут нас к совершенству.   совершенству ведет √осподь,  оторый приходит и обитает в нас, когда мы исполн€ем ≈го заповеди. » одна из первых заповедей Ц это чтобы в нашей жизни свершалась вол€ не наша, а Ѕожи€. » чтобы свершалась с точностью, с которой это происходит на небесах у ангелов. „тобы могли и мы сказать: Ђ√осподи, не как € хочу, но как “ы, да свершитс€ вол€ “во€ как на небесах, так и на землеї. »так, без ’риста, [сущего] в нас, молитвы и прошени€ ведут нас в прелесть.

ƒостигайте любви. ѕросите каждодневно любви у Ѕога. ¬месте с любовью приходит и все множество благ и добродетелей. Ћюбите, чтобы быть и вам любимыми. ƒайте Ѕогу все ваше сердце, чтобы вам пребывать в любви. ЂЅог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Ѕоге, и Ѕог в немї (1 »н. 4: 16).

¬ы об€заны сохран€ть большую осторожность в ваших отношени€х с другими и уважать друг друга как св€щенные лики. Ќикогда не смотрите на тело или красоту его, но наблюдайте за душой. Ѕудьте внимательны к чувству любви, потому что если сердце не теплитс€ от чистой молитвы, любовь рискует быть плотской и неестественной, рискует помрачить ум и сжечь сердце.

Ќеобходимо ежедневно исследовать: может быть, любовь наша [к другому] не исходит от нашей св€зи со ’ристом, не проистекает от всецельной нашей любви к √осподу. “от, кто внимателен и сохран€ет в чистоте любовь, убережетс€ от ловушек лукавого, который пытаетс€ постепенно превратить христианскую любовь в любовь вообще и любовь чувственную.

’ристиане должны, согласно заповеди Ѕожией, стать св€тыми и совершенными. —овершенство и св€тость начертываютс€ сначала глубоко в душе христианина, а уже потом отпечатываютс€ и в пожелани€х его, в речах его, в делах его. “аким образом, благодать Ѕожи€, котора€ существует в душе, изливаетс€ и на весь внешний характер.

’ристианин должен быть вежлив со всеми. —лова и дела его должны дышать благодатью —в€того ƒуха, котора€ обитает в душе его, чтобы таким образом было засвидетельствовано его христианское житие и славилось им€ Ѕожие.

“от, кто вывер€ет каждое слово, тот и вывер€ет каждое дело. “от, кто исследует слова, которые собираетс€ сказать, исследует и дела, которые намереваетс€ совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведени€.

Ѕлагодатные речи христианина характеризуютс€ деликатностью и вежливостью. Ёто то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Ќапротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспор€дки и войны.

»так, да будем всегда вежливы. Ќикогда да не изойдет из уст наших дурное слово, слово, которое не будет исполнено соли благодати Ѕожией, но всегда [да будут у нас] речи благодатные, речи благие, речи, которые засвидетельствуют вежливость во ’ристе и развитость души.

’ристианска€ вежливость

Ћюбовь

ћолитва

»скушени€

ƒуховна€ брань

Святитель Нектарий Эгинский

ѕеревела с греческого монахин€ ƒиониси€ (¬ихрова)
http://www.alopsis.gr/modules.php?name=News&file=article&sid=461

1 июл€ 2010 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0