Ѕолгарска€

»сихастска€ школа преподобного ‘еодоси€ “ырновского

÷ерковь вмч. ƒимитри€ —олунского в ¬елико-“ырнове. 1187 г.
÷ерковь вмч. ƒимитри€ —олунского в ¬елико-“ырнове. 1187 г.
/p>

 нижна€ “ырновска€ школа, основанна€ преподобным ‘еодосием “ырновским, всегда привлекала внимание ученых как культурно-исторический феномен. ќни отмечали многосторонность ее де€тельности, разнообразие научно-культурных ее аспектов при единстве духовного направлени€. Ёто и книгописание, и новые переводы книг, и православное просвещение через создание религиозных училищ. ¬ажнейшее направление де€тельности Ц введение так называемой Ђархаизирующейї реформы церковнослав€нской письменности, по сути €вл€вшейс€ средством сохранени€ духовной и €зыковой чистоты. –еформа противосто€ла духовному оскудению, обмирщению культуры и ориентировала научно-литературную мысль исключительно на св€тоотеческие образцы.

ѕоражает обилие духовно-культурных плодов, которые принесла “ырновска€ школа за сравнительно короткий период своего существовани€. ќни заключаютс€, прежде всего, в формировании таких гениальных личностей, какими были патриарх ≈вфимий “ырновский, св€титель  иприан ћосковский и другие знаменитые воспитанники школы. ќни не только усовершенствовали в ней свое научное образование, но и в полную меру раскрыли даровани€ духовные, полученные ими от своего наставника преподобного ‘еодоси€, и достигли св€тости. √лавным же плодом де€тельности “ырновской школы было сохранение в чистоте и неприкосновенности православного вероучени€ и обр€дов церковных.

»звестно, что плоды и результаты де€тельности не по€вл€ютс€ без соответствующей подготовки и воспитани€ самих де€телей. ¬оспитание и передача духовных знаний от опытных старцев-наставников своим ученикам велась во всех духовных исихастских центрах, возникших под руководством и вли€нием преподобного √ригори€ —инаита. ѕо их образцу и в соответствии с исихастскими принципами дело образовани€ было поставлено и в школе преподобного ‘еодоси€ “ырновского.

»сихазм Ц это учение ÷еркви о пути обожени€ —в€тым ƒухом и аскетико-мистическое церковное предание, дающее верные де€тельные средства дл€ восхождени€ к Ѕогу. ѕоэтому исихастские школы были в первую очередь школами подвижничества, а образовательный процесс ставил основной целью научение правильной жизни в ÷еркви ’ристовой, что принципиально важно дл€ достижени€ спасени€.

»менно на выполнение высшей духовной миссии Ц на воспитание человека дл€ ÷арстви€ Ѕожи€ и обучение его науке о ст€жании благодати ƒуха —в€того Ц был направлен весь образовательный процесс в “ырновской школе. » если внимание исихастов всегда было обращено на Ђисследование писанийї как верного руководства ко спасению, то “ырновска€ школа занималась словесным творчеством преимущественно: активно проводились ученые филологические зан€ти€ Ц составление, редактирование, перевод книг при тщательном следовании высоким образцам церковной письменности. Ѕольшое внимание удел€лось эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова Ц важнейшего средства прославлени€ Ѕога и просвещени€ людей.

Ѕезусловно, весьма важно знать, каким же образом был поставлен учебный процесс в “ырновской школе, каковы были ее методологи€ и методы. » хот€ исторических документов по этому вопросу весьма немного, но у нас есть духовное наследие, жити€ и творени€ св€тых отцов-исихастов Ц √ригори€ —инаита и его учеников, среди которых был и преподобный ‘еодосий “ырновский. ¬ этих источниках заключаетс€ немало сведений о духовных принципах, лежавших в основе исихастского школьного образовани€.

»так, в 1349 году преподобный ‘еодосий “ырновский, получив поддержку цар€ »оанна јлександра, которому он изложил свой план создани€ исихастского образовательного центра, основал неподалеку от “ырнова, на  илифаревской горе, монастырь.   преподобному сразу же пот€нулись с разных концов страны желавшие научитьс€ спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. ¬ основном это были люди знатного происхождени€, с хорошим светским образованием, стремившиес€ и к высшему духовному просвещению. ƒовольно скоро около преподобного ‘еодоси€ собралось до 50 учеников. ¬ дальнейшем, как указывают исследователи, школу преподобного ‘еодоси€ “ырновского прошли около 460 учеников[1].

¬ 1371 году св€той ≈вфимий перевел “ырновскую школу в монастырь —в€той “роицы возле “ырнова. «десь это училище стал высшей школой богословской мысли и одновременно замечательным центром книжности.

“аким образом, в своей церковно-просветительной де€тельности преподобный ‘еодосий “ырновский стал организатором целой научно-богословской школы, основанной на исихастских принципах и правилах. ќснованием ее учебно-воспитательного процесса как средства дл€ духовного возрастани€ учеников €вл€лись, по словам архимандрита √оразда, Ђглубокое влечение к подвижнической жизни в духе и силе исихазма, а также высокий литературный талантї[2].

ѕреподобный ‘еодосий в короткое врем€ превратил свой исихастский монастырь в крупный просветительный центр, где развивалось как исихастское духовное делание, так и вытекающа€ из исихастского образа мышлени€ богословско-философска€, историческа€ и филологическа€ мысль.

—ам преподобный ‘еодосий был ученым переводчиком, церковным проповедником и сведущим богословом. ѕод его редакцией во второй половине XIV века был составлен большой монашеский сборник слов и поучений Ц своего рода энциклопеди€ знаний, необходимых исихасту. —борник хранитс€ в рукописном отделе —офийской народной библиотеки под є 672[3].

ѕреподобный ‘еодосий не только способствовал духовно-интеллектуальному возрождению болгарского народа в эпоху цар€ »оанна јлександра, но и оказывал непосредственное сильное вли€ние на церковную и государственную политику того времени. —мело обличал он ереси и расколы, грубый племенной национализм, на церковных соборах отстаивал чистоту вероучени€ и единство ѕравослави€. —ама личность преподобного ‘еодоси€ символизировала крепость веры и благочестие, а оставленное им духовное завещание, в котором кратко излагались исихастские учение, главные принципы и правила подвижничества, стало символом всех исихастов. Ќа этих принципах сформировалась методика учебного процесса в “ырновской школе, именно они лежали в основе всей ее многополезной де€тельности и образа жизни учеников.

–ассмотрим эти принципы и правила.

¬о-первых, хранить и соблюдать христианские заповеди, и прежде всего Ђвеличайшую родовую заповедьї о пам€ти Ѕожией, или, что то же, об умном делании через умную »исусову молитву. Ђѕам€ть о Ѕоге монах должен иметь вместо дыхани€, Ц наставл€ют исихасты. Ц ѕам€ть о Ѕоге, или умна€ молитва, выше всех родов де€тельности. ќна, как и любовь Ѕожи€, €вл€етс€ главой добродетелейї[4] и отсекает все душевредное. »м€ √оспода »исуса ’риста нужно Ђносить в уме, в сердце и в устахї, чтобы с Ќим Ђи дышать, и жить, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и питьї[5].

ћолитва всемерно помогает не только приобретению добрых душевных качеств, но и усвоению знаний: она, по словам отцов-исихастов, Ђпричина дарований, тайное преуспе€ние, просвещение умаї[6]. Ђ”много делани€ не оставл€ть отнюдьї Ц вот важнейша€ заповедь преподобного ‘еодоси€ ученикам[7].

«аповедь о пам€ти Ѕожией лежит в основе всего исихастского духовного пути. ќна относитс€ к определ€ющим и основополагающим моментам учени€.

¬торой принцип Ц исповедовать и хранить в чистоте веру православную и благочестие.

“ретий Ц помнить о смерти и —трашном суде ’ристовом.

„етвертый Ц боротьс€ с греховными страст€ми через де€тельные добродетели, и в первую очередь через послушание, отсечение своей воли, нест€жательность, воздержание, пост, молитвословие, бдение. ѕослушание Ц вот главное условие христианского подвига, Ђмала€ и вместе велика€ и кратчайша€ лествица, возвод€ща€ к совершенствуї[8], по учению исихастов. »стинный послушник должен отсекать свою греховную волю перед духовным руководителем, иметь к нему искреннюю веру, не прекословить и не спорить, а также пребывать с другими послушниками во взаимном послушании и единомыслии. ¬оздержанием же от сна, пищи и телесного поко€ подвизающийс€ приобретает сокрушение сердечное, без которого невозможно ст€жать благодать обожени€.

ѕ€тый принцип Ц необходимо точно и искренне исповедовать каждый день свои помыслы перед духовным руководителем, как перед —амим Ѕогом, а также посто€нно мысленно исповедоватьс€ √осподу[9].

Ўестой принцип Ц как можно чаще причащатьс€ св€тых ’ристовых таин, поскольку через таинства церковные сообщаетс€ человеку благодать Ѕожи€.

—едьмой Ц Ђистинствоватьї, по выражению исихастов, Ђв деле и словеї[10], а это значит, прежде всего, правильно относитьс€ к словам, от которых человек Ђосудитс€ или оправдитс€ї (ћф. 12: 37). »стинствовать Ц значит не лицемерить, не лукавить, не празднословить, Ђудал€тьс€ клеветы, гнева и €рости, пам€тозлоби€ и завистиї, как разъ€сн€ет преподобный ‘еодосий “ырновский[11]. Ётот универсальный жизненный принцип исихастов побуждал их сберегать дух переписываемых и переводимых книг и при осуществлении Ђкнижной справыї не отклон€тьс€ от русла общецерковной традиции. »сихасты вс€чески старались блюсти и Ђбуквуї, то есть словесную форму выражени€, как надежное и совершенное средство точной передачи христианских догматов, нравственных законов и св€тоотеческой душеспасительной мысли.

Ўкола письменности и словесности была органичной частью исихастской школы подвижничества, своего рода Ђдуховной мастерскойї[12]. ¬ соответствии с заповед€ми наставников-исихастов, ученики усердствовали в ст€жании терпени€ и смирени€, в богомыслии, душеполезном чтении, псалмопении. ѕсалмопению и исследованию богодухновенных книг исихасты придавали особое значение, поскольку слова —в€щенного ѕисани€ содержат в себе великую очищающую и просвещающую благодатную силу. “ырновские ученики, опытно дознавшие это, все внимание употребл€ли, чтобы избежать ошибок и искажений при его переписывании.

¬нимание, Ђсобирание себ€ воединої[13] Ц это присущий исихастской традиции важнейший метод духовного делани€, он тесно св€зан с непрестанной пам€тью о Ѕоге и умной молитвой. »сихасты придают вниманию человека решающее значение, потому что именно в перераспределении внимани€ с Ѕога на чувственный мир заключалс€ самый существенный момент грехопадени€ первых людей. ¬ них произошла, так сказать, ценностна€ переориентаци€, последстви€ми которой был сам грех и извращение человеческой природы. Ћюди вдруг обнаружили себ€ и окружающий мир наход€щимис€ вне благодати Ѕожией, а диавол получил власть и возможность, прежде всего, колебать мыслительную силу человека, воздействовать на него и его внимание и удерживать его в этом состо€нии Ц вне Ѕога. ¬от почему исихасты так настаивают на обратном процессе Ц перераспределении внимани€ от греховного, чувственного мира на мир Ѕожественный. » ум, и внимание человека должны быть в Ѕоге и в предметах Ѕожественных.

—осредоточивать внимание, Ђдержать умї в богодухновенных словах ученикам помогал сам процесс списывани€ и перевода книг, в то же врем€ учащиес€ имели возможность глубже усвоить духовное наследие, поскольку така€ работа производилась ими медленно и вдумчиво.

ћетод дословного перевода, калькировани€, который примен€лс€ в “ырновской книжной школе, также был характерен дл€ исихастской духовно-культурной традиции в целом. ≈го применение св€зано, с одной стороны, с почитанием высоких духовных образцов, а с другой Ц €вл€лось исихастским Ђхудожественнымї приемом сосредоточени€ внимани€ на сложных и непривычных оборотах речи, что преп€тствовало блужданию ума. ƒуховный подвиг, труд, напр€женна€ работа мыслительной силы души была необходима, чтобы прочитать текст, выполненный в стиле Ђплетени€ словесї. “акже и высока€ изобразительна€ культура, присуща€ исихастским рукопис€м, и в частности творени€м “ырновской школы, Ц это не дань внешней красивости, а внутренн€€ духовна€ потребность создавать из письменного произведени€ глубоко символичный образ.

«аложенное в человеке Ѕогом чувство прекрасного и из€щного должно получить в душе подвижника спасительное, безгрешное направление. —трастные силы души должны не умерщвл€тьс€, а преображатьс€, осв€щатьс€, Ђобогащатьс€ благимї[14] и направл€тьс€ на служение Ѕогу Ц вот важнейшее положение исихазма. ¬ силу этого исихасты всемерно стремились развить в человеке его творческие способности дл€ созидани€ в синергии с Ѕогом. ¬ этой спасительной установке кроетс€ причина столь результативной де€тельности “ырновской книжной школы.

¬оспитанники “ырновской школы патриарх ≈вфимий и митрополит  иприан стали главными духовными преемниками и продолжател€ми дела преподобного ‘еодоси€. ѕатриарх ≈вфимий “ырновский Ђпроизвел целый переворот в церковной жизни и в образовательных сферах Ѕолгарииї, укрепил религиозно-национальное сознание своих соотчичей и православных народов других слав€нских стран. —в€той ≈вфимий €вил будущим поколени€м православных де€телей высокий образец подвижнического служени€ —лову. —в€тителю ћосковскому  иприану √осподь судил много потрудитьс€ дл€ распространени€ исихастского просвещени€ на –уси и дл€ ее духовно-политического укреплени€.

¬ заключение еще раз отмечу, что обилие духовных плодов “ырновской книжной школы св€зано с правильными исихастскими, св€тоотеческими установками, заложенными в основу учебно-воспитательного процесса и использовавшимис€ в качестве его методов. ќбщей методой было учение исихазма в целом и его духовна€ традици€, направленна€ на спасение человеческой души и достижение обожени€.

ƒоклад прочитан на богословской конференции Ђ»сихастска€ традици€ и современна€ церковна€ жизньї, прошедшей в рамках Ќедели православной книги (6Ц12 сент€бр€ 2010 г.) в г. ¬арне (Ѕолгари€).

[1] Ќестор ( рыстев), архимандрит. ѕреподобный ‘еодосий “ырновский и его ученики:   600-летию со дн€ кончины // ∆урнал ћосковской ѕатриархии. 1963. є 7. —. 51.

[2] √оразд, архимандрит. “ърновската книжовна школа като проссветен център през. XIV в. // “ърновска книжовна школа. —офи€, 1974. —. 469.

[3] Ѕогданов ». “ринадесет века българска литература. —офи€, 1983. „. 1. —. 132.

[4] √ригорий —инаит, преподобный. “ворени€. ћ., 1999. —. 12, 97, 124.

[5] ƒобротолюбие. “. 5. ћ., 1889. —. 314.

[6] ”мное делание. »здание ¬алаамского монастыр€, 1936. —. 237.

[7] ∆итие, или ∆изнь, преподобного ‘еодоси€, иже в “ырнове постничавшего, ученика сущее блаженного √ригори€ —инаита. —писано св€тейшим патриархом  онстантина града кир  аллистом // „тени€ в обществе истории и древностей российских. 1860. ћатериалы слав€нские.  н. 1. –азд. 3. Ћ. 11.

[8] √ригорий —инаит, преподобный. “ворени€. —. 60.

[9] “ам же. —. 115.

[10] ƒобротолюбие. “. 5. —. 318.

[11] ∆итие, или ∆изнь, преподобного ‘еодоси€Е Ћ. 11.

[12] —околов ». ∆итие √ригори€ —инаита, составленное  онстантинопольским патриархом  аллистом // ѕам€тники древней письменности и искусства. ¬ып. 136. —ѕб., 1900. —. 70.

[13] ƒобротолюбие. “. 5. —. 347.

[14] —в€тогорский “омос // ѕетр (ѕиголь), игумен. ѕреподобный √ригорий —инаит и его духовные преемники. ћ., 1999. —. 188.

Игумен Петр (Пиголь)

16 сент€бр€ 2010 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0