Ёлладска€

ѕреподобные ƒавид и ‘еодора ‘ессалоникийские

—реди главных св€тых мест, которые посещают паломники в ‘ессалониках, Ц монастырь св€той ‘еодоры. ќн находитс€ в центре города, на улице ≈рму; до него нетрудно дойти пешком как от ћитрополичьего собора, где поко€тс€ честные мощи св€тител€ √ригори€ ѕаламы, так и от знаменитого храма великомученика ƒимитри€.

¬ монастыре св€той ‘еодоры почивают мощи одних из самых почитаемых св€тых города: в монастырском храме справа от входа стоит рака с мощами преподобного ƒавида, а слева Ц рака с мощами преподобной ‘еодоры. »ногда открываетс€ вход в нижний Ц старый Ц храм, где можно видеть части древнейших строений, а также места первоначального погребени€ св€той ‘еодоры и ее дочери. ƒл€ прошлых и будущих паломников, как и дл€ всех боголюбцев, будет полезно узнать о жизни этих двух угодников Ѕожиих Ц ƒавида и ‘еодоры.

ѕреподобный ƒaвид ‘ессалоникийский
(ѕам€ть 26 июн€ / 9 июл€)

—лава этого великого св€того еще при его жизни широко распространилась по христианским земл€м. —амое раннее письменное упоминание о преподобном ƒавиде мы находим в книге его младшего современника св€того »оанна ћосха ЂЋуг духовныйї. —в€той »оанн так записывает рассказ аввы ѕаллади€, которого встретил в јлександрии:

Ђћы пришли к авве ѕалладию с просьбой: “—делай милость, отче, скажи нам, по каким побуждени€м прин€л ты монашество?” “¬ моем отечестве, Ц а старец был из ‘ессалоник, Ц за три версты от городской стены жил отшельник, родом из ћесопотамии, по имени ƒавид. “о был муж строгой жизни, весьма добродетельный и исполненный любви. ќн провел в затворничестве около семидес€ти лет. ќднажды ночью военна€ стража охран€ла стены города от варваров. ¬оины сто€ли на стене, обращенной к той стороне, где в затворе жил старец. » вид€т воины в одну ночь, что огонь исходит из всех окон кельи. –ешив, что варвары подожгли келью старца, они, лишь только рассвело, бросились к келье, где с изумлением увидели, что и старец невредим, и кель€ цела. ¬ следующую ночь воины снова вид€т огонь в келье старца Ц и это повтор€лось потом не раз. Ќеобычайное €вление стало известно всему городу и всей той стране, так что многие проводили ночи на стене, чтобы видеть дивный огонь. явление продолжалось до самой кончины старца. я сам видел это чудо не однажды и не дважды, а много раз. » сказал себе: если еще и в этом мире Ѕог прославл€ет рабов —воих столь великой славой, то что же будет в гр€дущем веке, когда лице их проси€ет, как солнце?! ¬от, чада мои, это и было поводом к тому, что € прин€л монашество”ї.

ѕреподобный ƒавид родилс€ в ћесопотамии около 450 года по –ождеству ’ристову. ¬ молодости он по неизвестным причинам переселилс€ в ‘ессалоники, где около 470 года поступил в число братии монастыр€ св€тых ‘еодора и ћеркури€, известного в то врем€ также как обитель кукуллатов. ћонастырь так называли потому, что его монахи носили особые мантии с капюшонами (кукол€ми). ¬ середине ’’ века в городе была обнаружена плита начала ’ века, на которой преподобный ƒавид был изображен одетым в мантию с капюшоном, свисающим с плеч.

ѕодвиза€сь в монастыре, св€той ƒавид украсилс€ смирением и всеми добродетел€ми, так что, когда отошел ко √осподу старый игумен, брати€ решила, что только преподобный ƒавид достоин заменить его. ќднако св€той отец отказалс€ и вместо этого подъ€л новый подвиг: взобравшись на миндальное дерево, росшее справа от кафоликона (главного храма монастыр€), он прожил на нем три года, безропотно перенос€ зимний холод и нестерпимую летнюю жару, дожди и снег. «а это врем€ преподобный претерпел т€желые испытани€, подобные тем, какие терпели св€тые столпники, жившие на Ђстолпахї, а некоторые полагают, что он даже испытал больше трудностей, так как само дерево раскачивалось при сильном ветре, а его ветви даже при слабом ветерке.

ћонастырь прп. ‘еодоры, ‘ессалоники. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
ћонастырь прп. ‘еодоры, ‘ессалоники. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
“ри года спуст€ св€той ƒавид удостоилс€ видени€ ангела Ѕожи€, который сказал ему: Ђ√осподь услышал твои молитвы и дарует тебе смирение, которое ты столь прилежно испрашивал. ѕришло тебе врем€ сойти с дерева и жить в келье в св€щенной тишине до тех пор, пока не сподобишьс€ совершить еще одно дело любви. ѕосле этого душа тво€ обретет покой, а тело Ц отдохновение от трудовї.

»сполн€€ волю Ѕожию, преподобный ƒавид спустилс€ с дерева и, помолившись и причастившись за литургией в монастырском храме, переселилс€ в небольшой скит, который приготовили ему ученики вне города, недалеко от стен ‘ессалоник. Ёто произошло в начале VI века, в присутствии архиепископа ‘ессалоникийского ƒорофе€, а также многих св€щеннослужителей и благочестивых мир€н.

»звестно, что √осподь сподобил св€того ƒавида дара чудотворений в то врем€, когда он подвизалс€ в затворе. —ообщаетс€, как однажды юноша, одержимый демоном, пришел в скит к преподобному, крича: Ђќтпусти мен€, ƒавид, слуга вечного Ѕога, потому что огонь, исход€щий из твоей кельи, сжигает мен€ї. ”слышав это, преподобный ƒавид прот€нул руку через небольшое оконце своей кельи и сказал, вз€в юношу за руку: Ђ√осподь наш »исус ’ристос, —ын Ѕога живого, повелевает тебе выйти из ≈го творени€!ї ѕосле этого св€той сделал крестное знамение над юношей, и демон немедленно вышел вон. »звестно также об исцелении от слепоты одной пожилой женщины, пришедшей с верою к преподобному.

Ѕлагодар€ этим и другим чудесам, совершенным св€тым ƒавидом в затворничестве, люди очень почитали его. ћногие обращались к нему за молитвой и получали исцелени€. ¬идимо, именно в это врем€ случились те чудесные событи€, о которых рассказал собеседник св€того »оанна ћосха.

«атворничество преподобного ƒавида было прервано примерно после 535 года, когда архиепископ ‘ессалоникийский јристид в сопровождении множества духовенства и верующих пришел в келью св€того с просьбой. ќни хотели, чтобы св€той отправилс€ в  онстантинополь и подал прошение императору ёстиниану I по поводу новой столицы »ллирии ёстинианы ѕримы, котора€ должна была заменить ‘ессалоники, о чем в 535 году вышло соответствующее повеление. јрхиепископ јристид считал неправильным и неполезным понижать статус ‘ессалоник и раздел€ть »ллирийскую митрополию на две.

—в€той ƒавид, хот€ и не сразу, но подчинилс€ этой просьбе, ради того чтобы исполнить предреченное ангелом, а также из послушани€ своему епископу и из любви к фессалоникийцам. ѕосле многих лет затвора он вышел из своей кельи и впервые за многие годы увидел солнце. ¬месте с двум€ учениками, ‘еодором и ƒимитрием, он отправилс€ в столицу, куда прибыл в 537 году.

—лава бежала впереди угодника Ѕожи€, так что когда он прибыл в  онстантинополь, то был прин€т с большим благоговением всем народом, и особенно хорошо его прин€ла императрица ‘еодора. —ам ёстиниан в то врем€ был зан€т другими делами, но когда вернулс€ и увидел преподобного ƒавида, то поразилс€ св€тому виду старца. ѕрежде чем говорить, преподобный совершил у всех на глазах чудо: он покадил императора и сенат, держа раскаленный уголь в своей руке и нисколько от того не испытав вреда. «атем св€той ƒавид сообщил императору и сенату то, о чем его просил архиепископ јристид и жители ‘ессалоник. »мператор ёстиниан согласилс€ с их просьбой и вернул ‘ессалоникам прежний статус.

¬озвраща€сь обратно на корабле, св€той ƒавид почувствовал приближение смерти и позвал к себе учеников, чтобы попросить похоронить его в том же монастыре, где он прин€л постриг. «атем, сказав им наставление о спасении и дав последнее лобзание, св€той отошел ко √осподу совсем незадолго до того, как корабль вошел в порт ‘ессалоник. —лучилось это в 538 году.

— большими почест€ми преподобный ƒавид был похоронен в монастыре св€тых ‘еодора и ћеркури€. —пуст€ 150 лет один из игуменов монастыр€ хотел открыть честные мощи, но преподобный дал пон€ть, что не желает сего. »звестно, что в IX веке преподобный √ригорий ƒекаполит посылал монаха в паломничество ко гробу св€того; в то же врем€ написал службу св€тому ƒавиду преподобный »осиф ѕеснописец.

ћощи св€того ƒавида оставались нетронуты до XIII века, когда крестоносцы, захватившие ‘ессалоники, перевезли их в италь€нский город ѕавию. ќттуда они уже в 1967 году были перенесены в ћилан, а в 1978 году, благодар€ усили€м митрополита ‘ессалоникийского ѕантелеимона, вернулись в ‘ессалоники и были помещены в монастыре св€той ‘еодоры.

ѕреподобна€ ‘еодора ‘ессалоникийска€
(ѕам€ть 29 августа / 11 сент€бр€)

ћонастырь прп. ‘еодоры, ‘ессалоники. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
ћонастырь прп. ‘еодоры, ‘ессалоники. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
—в€та€ ‘еодора родилась на острове Ёгине в 812 году в благочестивой семье. ≈е отец, јнтоний, был первым св€щенником в соборном храме, брат стал диаконом, а сестра Ц монахиней. ћать св€той умерла при родах. ќтец назвал девочку јгапой, отдал ее на воспитание крестной матери, а сам прин€л постриг. — детства јгапа была обручена с человеком по имени ‘еодорин, за которого впоследствии вышла замуж.

¬ 820-е годы арабы совершили несколько набегов на Ёгину; во врем€ одного из них был убит родной брат јгапы. ќпаса€сь новых набегов, ‘еодорин по совету тест€ переселилс€ вместе с женой в ‘ессалоники; их сопровождал и отец јгапы јнтоний, позднее устроивший скит недалеко от города.

”же в ‘ессалониках јгапа родила троих детей, двое из которых умерли во младенчестве. ћол€сь о том, чтобы выжил третий ребенок Ц их дочь, супруги решили посв€тить ее Ѕогу. ќна выжила, и в шестилетнем возрасте девочку отдали в монастырь св€того Ћуки, под начало игумении ≈катерины, родственницы ‘еодорина. ƒевочку постригли с именем ‘еописти€.

¬ 837 году, когда јгапе было 25 лет, умер ее муж. ѕохоронив его, вдова раздала треть имущества нищим на помин души ‘еодорина, а две трети пожертвовала монастырю св€того —тефана, в который и поступила сама, прин€в монашество с именем ‘еодора.

ћонастырь прп. ‘еодоры, ‘ессалоники. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
ћонастырь прп. ‘еодоры, ‘ессалоники. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
—пуст€ несколько лет умерла игумени€ ≈катерина, и ‘еопистию прислали в тот же монастырь, где подвизалась ее мать. ѕоначалу св€та€ ‘еодора по-матерински сохран€ла чрезмерную прив€занность к своей дочери. “ак, она просила игумению јнну оказывать ей особое снисхождение, говор€, что не может видеть, как ее дочка плохо одета и скудно питаетс€. Ќа это игумени€ напомнила ‘еодоре, что дит€ уже давно посв€щено Ѕогу, и не следует забирать обратно пожертвованное ≈му. ќднажды игумени€ услышала, как ‘еодора называет ‘еопистию Ђдочкойї, а та называет ее Ђмамойї. “огда насто€тельница повелела им более не разговаривать друг с другом, и лишь через 15 лет по усиленной просьбе других сестер эта епитими€ была с них сн€та. ¬се эти 15 лет ‘еодора и ‘еописти€ жили в одной келье, не сказав друг другу ни слова.  огда же их разрешили от епитимии, они общались друг с другом уже так же, как и с другими сестрами.

—в€та€ ‘еодора показала большое смирение и кротость, проход€ подвиг под началом игумении јнны. »звестен случай, когда она допустила оплошность, передвинув свое ложе без благословени€. “огда игумени€, отругав ‘еодору за своеволие, в качестве епитимии повелела ей провести ночь во дворе. ƒело было зимой, шел сильный холодный дождь, который около полуночи сменилс€ снегом; не име€ возможности куда-либо сесть, св€та€ ‘еодора всю ночь провела на корточках, пока игумени€ не позвала ее на утреннюю службу в храм, похвалив за послушание.  огда св€тую потом спросили, как она выдержала это, она ответила: Ђѕоверьте, сестры, как только € прин€ла с верой епитимию от игумении, € не ощущала ни дожд€, ни холода, ни снега, но была радостна и счастлива и чувствовала себ€, как если бы сидела в теплой ваннеї. ќдна из монахинь (родна€ сестра игумении) видела в ту ночь, как свет€щийс€ венец сходил с неба на голову ‘еодоры.

ѕозднее, когда игумени€ јнна стала ощущать действие старческой немощи, она благословила именно св€тую ‘еодору ухаживать за собой. ј после того как јнна ушла на покой, новой игуменией обители стала св€та€ ‘еописти€.

—в€та€ ‘еодора славилась подвижничеством, и √осподь наградил ее большим утешением еще при жизни. ќна часто слышала ангельское пение и спрашивала сестер: Ђ–азве вы не слышите, как прекрасно поют ангелы на небесах?ї »звестно, что и в возрасте 74 лет св€та€ ‘еодора все еще выполн€ла т€желую работу, не ища себе снисхождени€ по возрасту, говор€, что Ђкто не работает, тот не естї.

”мерла она 29 августа 892 года. ѕоследние ее слова были о радости встречи со своим ∆енихом Ц ’ристом, а после кончины лицо ее озарилось улыбкой.

„удеса от мощей св€той ‘еодоры начались еще до ее погребени€. ƒва человека, пришедшие проститьс€ с ней, когда тело св€той почивало во гробе, получили исцелени€.

ќбретение мощей св€той состо€лось уже через дев€ть мес€цев после погребени€, а службу ей составил ее современник Ц »оанн ѕеснописец. ѕозднее над гробом ее стало совершатьс€ множество чудес. »конописец, который писал первую икону ее, не знал, как она выгл€дела при жизни, и св€та€ ‘еодора сама €вилась ему во сне в образе молодой девушки. “ак она и была написана, и это стало традицией Ц изображать на иконах св€тую ‘еодору молодой. јвтор жити€ св€той ‘еодоры написал его в благодарность за чудесное исцеление своей сестры. »з-за великого почитани€, какое имела св€та€, монастырь св€того —тефана был со временем переименован в монастырь св€той ‘еодоры.

«ахватив в 1430 году ‘ессалоники, турки разграбили обитель и выбросили из раки мощи св€той, но благочестивые христиане смогли собрать их и поместить обратно. ћонашеска€ жизнь в обители продолжалась до XVIII века, после чего монастырский храм стал приходской церковью. ¬ пожарах рубежа XIXЦXX веков погибли старые постройки, и обитель была отстроена уже в середине ’’ века. —ейчас в ней нет монашеской общины, и она используетс€ как гостиница дл€ духовенства и монахов, приезжающих в город по делам.

Диакон Георгий Максимов

28 сент€бр€ 2010 года

Автор выражает признательность Елене Запеваловой, которая перевела с английского языка материалы о житии преподобного Давида Фессалоникийского.
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0