Ёлладска€

ћитрополит Ќавпактский »ерофей (¬лахос): Ђѕроблемы можно решить в спокойном и серьезном диалогеї

¬ последнее врем€ в √реции заметно мен€етс€ отношение к ÷еркви и вере. » хот€ ѕравославна€ ÷ерковь традиционно продолжает играть в жизни государства и общества важнейшую роль Ц что отражено и в  онституции страны, провозглашающей ѕравославие государственной религией, Ц однако в течение последних двух дес€тилетий все больше набирали силу иные тенденции. ѕодогреваемые и проводимые в жизнь некоторыми кругами, эти тенденции направлены на все большую секул€ризацию страны. ¬ конце 1990-х годов была отменена графа о вероисповедании в паспорте, что вызвало недовольство многих верующих. ¬ насто€щее врем€ активно муссируетс€ вопрос о том, чтобы отменить традиционное дл€ √реции преподавание ѕравослави€ в школах, отменить общие молитвы в школах, отменить традиционное принесение прис€ги с участием св€щеннослужителей, и даже идут разговоры о том, чтобы вообще законодательно отделить ÷ерковь от государства. ѕо мнению некоторых экспертов, активное раскручивание в последние годы в греческих —ћ» различных скандалов, св€занных с теми или иными св€щеннослужител€ми, направлено на ухудшение отношени€ общества к ÷еркви дл€ более удобного достижени€ задач по секул€ризации страны.

ƒругим болезненным дл€ современных греков вопросом €вл€етс€ проблема нелегальной иммиграции, создающей разного рода трудности, особенно в услови€х финансового кризиса. ¬ последние годы особенно много приехало в √рецию выходцев из јлбании, ѕакистана и стран јфрики. Ќелегальные иммигранты не имеют возможности работать на законных основани€х, что ведет к ухудшению криминогенной обстановки в стране.

Ќебольшое интервью митрополита Ќавпактского »ерофе€ (¬лахоса), данное газете ЂΣφήναї, дает хорошее представление об этих и других вопросах, которые сейчас наход€тс€ в центре внимани€ греческого общества, а также знакомит с позицией по этим вопросам одного из виднейших иерархов Ёлладской ѕравославной ÷еркви.

Ц ¬ладыка, каково ваше мнение по поводу отмены уроков религии в школах, а также отмены утренней молитвы?

Ц Ќи уроки религии, ни молитвы не должны быть изгнаны из школ. » не только потому, что это запрещает  онституци€ и действующее законодательство, в котором €сно указано, что образование Ђимеет своей целью этическое, духовное, профессиональное и физическое воспитание греческого народа, развитие национального и религиозного сознани€ї (стать€ 16). Ќо еще и потому, что если государство не будет заботитьс€ о религиозных чувствах детей, то этим воспользуютс€ другие: в школы придут деструктивные культы, что даст непредсказуемые результаты. ¬от почему государство должно серьезно подходить к данному вопросу.

Ц  аково ваше мнение по поводу отмены прис€ги[1]? Ќе держим ли мы курс в сторону государственного атеизма или мультикультурализма?

Ц ’ристос сказал весьма определенно: ЂЌе кл€нитесьї (ћф. 5: 34). ’ристиане не должны кл€стьс€ и нарушать заповедь ’ристову и не должны вынуждать других делать это. ≈сть много иных способов установить честность, серьезность и искренность человека. «десь могла бы помочь вера в Ѕога.

„то же касаетс€ утверждени€, что мы держим курс в сторону атеизма или мультикультурализма, то € думаю, что более верно последнее, хот€ € и не согласен с теми альтернативами, которые привод€т сторонники мультикультурализма дл€ обосновании своей позиции Ц в конечном итоге это ложные дилеммы.  аждое государство в культурном отношении имеет свой особый жизненный уклад, и взаимоотношени€ каждой страны с ее религиозными общинами определ€ютс€ в соответствии со сложившейс€ здесь традицией, как это предусмотрено и Ћиссабонским договором[2].

Ц ѕоддерживаете ли вы идею предоставлени€ греческого гражданства иммигрантам?

Ц —в€щенный —инод Ёлладской ÷еркви высказывалс€ по данному вопросу, говор€, что он находитс€ в сфере ответственности государственной власти, котора€ должна прин€ть необходимые меры и обеспечить иммигрантам подобающие услови€ в соответствии с европейским законодательством, стара€сь также при этом не разорвать общественных и культурных св€зей. √осударство должно находить этим люд€м подобающее место в обществе, а ÷ерковь должна делать их своими членами.

Ц  ак, по вашему мнению, может быть решена проблема нелегальной иммиграции?

Ц ” мен€ нет определенного мнени€ по этому вопросу. ћы должны оставить его экспертам. я знаю лишь, что при решении его государству следует учитывать как основные принципы поддержани€ общественной сплоченности, так и внимание к человеческим страдани€м. “акова Ђзолота€ серединаї. »з новостей € знаю, что, как правило, нелегальные иммигранты Ц это жертвы недобросовестных людей, так что они Ц пострадавшие.

Ц  аково ваше мнение по вопросу отделени€ ÷еркви от государства?

Ц я совершенно не принимаю слова Ђотделение ÷еркви от государстваї, ибо ни одна организаци€ и ни одно лицо не может жить отдельно от государства или жить как государство в государстве. “о, что обозначаетс€ как Ђотделениеї, уже существует, иначе почему мы здесь говорим, с одной стороны, о делах государства, а с другой Ц о делах ÷еркви? ’от€ между ÷ерковью и государством имеют место трени€ по некоторым вопросам, они могут быть полностью решены в спокойном и серьезном диалоге. “ак что мы должны говорить не об отделении ÷еркви от государства, но о регулировании отношений между церковной и гражданской администраци€ми ради блага граждан и общества.

Ц —читаете ли вы, что сейчас происходит возвращение межрелигиозного диалога? » что вообще сегодн€ происходит в этой сфере?

Ц Ѕыло много межрелигиозных встреч, но единственно хорошее, что из них вышло, Ц это достижение некоторого взаимопонимани€ между религиозными лидерами; возможно, это взаимопонимание могло бы устранить некоторые проблемы, вызывающие трени€. Ќо € полагаю, что межрелигиозный диалог не может быть частью политических целей, поскольку в таком случае религи€ будет играть в политические игры. “акже € думаю, что мы не должны обмирщвл€ть православную веру и стремитьс€ к синкретизму, который €вл€етс€ целью ЂЌью эйджї[3], где все собираетс€ и смешиваетс€ в кучу.

Ц ћожно ли сохранить окружающую среду, и как лучше сделать это?

Ц ѕравославна€ ÷ерковь верит, что ухудшение окружающей среды началось вследствие греха первозданного јдама и увеличивалось от насили€, какое природа терпела от алчности людей. ¬ерит ÷ерковь и в то, что обновление природы неразрывно св€зано с восстановлением человека в его прежней славе. я думаю, что св€тые могут изменить окружающую среду, как показывают их жити€, поскольку св€тые жили в мире с природой. я не надеюсь на то, что положение вещей улучшат политики и ќќЌ, поскольку наибольшее загр€знение идет от богатейших и сильнейших стран, у которых есть большие интересы, как это было продемонстрировано недавно в  опенгагене[4].

Перевел с греческого Василий Львов

Romfea

29 окт€бр€ 2010 года

[1] В настоящее время в Греции как глава государства, так и члены правительства при вступлении в должность приводятся к присяге предстоятелем Элладской Православной Церкви.

[2] Имеется в виду Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года в Лиссабоне. Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию Евросоюза. Вступил в силу с 1 декабря 2009 года.

[3] ЂНью эйджї (англ. new age – Ђновая эраї) – общее наименование новых религиозных движений оккультного характера, в той или иной степени синкретических по своей идеологии (т.е. смешивающих элементы различных религий и культов).

[4] Митрополит Иерофей имеет в виду международную конференцию ООН по защите климата планеты, которая прошла в столице Дании в декабре 2009 года. На этой встрече провалилась попытка организаторов добиться одобрения документа по сокращению выброса углекислого газа в атмосферу, поскольку представители многих стран высказались категорически против предложений экологов.

     омментарии читателей
    2010-11-11
    14:49
    јнгелина:
    я думаю, что дети очень чутко реагируют на атмосферу,котора€ их окружает и ведут себ€ соответственно. ≈сли они вид€т,что по отношению к ним справедливы,взрослые диалог ведут на основе взаимного уважени€, то дети настраиваютс€ и на уважительное общение по отношению друг к другу. «десь без добра и правды не обойтись, что и заключает в себе духовное развитие и воспитание.
    2010-10-30
    01:38
    ќльга:
    ƒорогие брать€ и сестры, мен€ очень смущает вопрос, почему Ёлладска€ ѕравославна€ церковь перешла на новый стиль, как нам - старостильникам к этому относитьс€ и нет ли угрозы того, что и –усска€ ѕравославна€ церковь последует примеру √реческой? Ѕуду очень благодарна, если кто-нибудь мен€ просветит!

    Ќед. ќльга
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: