ѕольска€

ѕравославие и современность

ћы живем в эпоху, когда европейские страны и народы объедин€ютс€. Ётот процесс касаетс€ также и нас Ц православных. »менно поэтому нам так необходимо осознать свое место в европейских структурах. ¬от почему тема моего сегодн€шнего доклада[1] Ц Ђѕравославие и современностьї.

—ледует решительно за€вить: ѕравославие €вл€етс€ христианством в его чистейшей форме. ќно сохран€ет и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не добавл€€ и не убира€. »з истории ÷еркви, а также из истории человечества мы знаем, что истина всегда сталкивалась с противодействием. » ѕравославие, сохран€вшее истину, всегда сталкивалось с трудност€ми разного характера. ”же в древности торжество христианства над €зычеством почти совпало во времени с началом падени€ –имской империи. Ќа «ападе варварство победило древнюю культуру, были уничтожены многочисленные храмы, «апад отделилс€ от ¬остока. Ќачина€ с VII века и вплоть до века XV ¬изантийска€ импери€ постепенно разрушалась под ударами крестоносцев и мусульман, тогда же ослабели √реческа€ и балканские ÷еркви. ќт турецкого ига они освободились только в XIX веке. –усска€ ÷ерковь пережила период татарского ига. ѕравославие в ѕольше боролось с римским католичеством и унией. ’’ век принес почти всем православным гонени€ со стороны коммунистов.

¬ чем же ѕравославие нуждаетс€ сейчас? ќбратим внимание на самое основное.

—вобода

„то следует подразумевать под этим пон€тием? ќтсутствие свободы Ц это подчинение ÷еркви разнообразным национальным, политическим, экономическим или психологическим трендам. ÷ерковь служит народам. ќна может инициировать и благословить любую положительную де€тельность, в том числе политического характера. Ќо ошибочным €вл€етс€ мнение, что ÷ерковь существует исключительно дл€ этой цели и вне этих задач она не нужна.

÷ерковь ’ристова €вл€етс€ ÷арствием Ѕожиим, началом всеобъемлющей жизни, котора€ не должна знать никаких земных ограничений. ¬ противном случае деформируетс€ церковна€ жизнь, приспосаблива€ ÷ерковь к нашим мирским заботам, вместо того чтобы возвысить саму земную жизнь к христианскому идеалу. ÷ерковь, свободна€ от мира, служит ему Ц но если она подчин€етс€ тому, что мирское, она становитс€ по сути ненужной. ћы не €зычники, чтобы удовлетвор€тьс€ одной религиозной формой, облека€ ее в суету нашей жизни.

¬озрождение истинно христианской жизни

ќшибочно думать, что человек, регул€рно посещающий храм, только поэтому может считать себ€ православным христианином. ѕравославный христианин Ц это человек, который обращен к Ѕогу через ’риста; человек, который живет полнотой правды ’ристовой, который живет во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами. Ёто человек смирени€ и любви, который стремитс€ к преображению своей личной и общественной жизни, и ради этой цели он готов к любому труду. Ёто человек, верный ’ристу в своей религиозной и обыденной жизни.

Ќеобходимость единства

¬ насто€щее врем€ православный мир разделен из-за амбиций одних и национального безразличи€ других, а иногда даже и враждебности. ѕравославным ÷еркв€м не хватает единства, не хватает элемента соборности. –езультатом этого €вл€ютс€ расколы. Ќо самое опасное Ц это равнодушие. ѕричина всех этих €влений Ц в искривлении церковного сознани€. ћежду тем, иде€ ÷еркви весьма пон€тна: в каждой стране должна быть одна ÷ерковь, один первоиерарх, координирующий национальные и €зыковые вопросы, касающиес€ обычаев и характерных дл€ данного народа культуры и традиций. “олько таким способом можно обеспечить лад церковной жизни.

Ќедостаток церковной культуры

¬се те трудности и гонени€, которые испытывало ѕравославие на прот€жении своей истории, не способствовали интенсивному и правильному развитию церковной культуры. ¬ насто€щее врем€ надо везде начинать заново строить церковную культуру. Ёто дело сложное, так как многие из нас не вид€т в этом необходимости. ÷ерковь не может быть крепкой, если большинство светских и верующих людей ничего или почти ничего не знают о вере, кроме того, к чему они привыкли. ћногие не понимают богослужение и смысла св€тых таинств; церковным организаци€м не хватает многих членов и т.д.

Ќеобходима православна€ мисси€

–азвитие православного общества невозможно без организованной миссии и работы в этой области. ƒуховенство пассивно, а св€щенник, даже весьма активный, не многое может сделать в одиночку. ѕоэтому одинаково необходимы и внутренн€€, и внешн€€ мисси€. Ќужны образованные миссионеры, потому что к ѕравославию многие испытывают интерес, а современному миру, как никогда раньше, нужно слышать голос ÷еркви.

ѕравославие должно укрепл€ть истинные представлени€ о человеке, о его отношени€х с Ѕогом и обществом. ѕравославие всегда исповедовало существование истины и красоты, которые одинаковы дл€ всего человечества. Ёто имеет огромное значение сегодн€, когда господствует либо полное отрицание этих ценностей, либо их считают относительными и зависимыми от пристрастий и своеволи€. » именно эти представлени€ привели к кризису как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности.

„еловек Ц существо свободное и разумное, имеющее духовную составл€ющую. ѕоэтому дух должен быть во всем преобладающим и самым ценным элементом. »менно понимание этой простой дл€ христианина истины так необходимо современному миру. ћатериальное наполн€ет души, умы, науку. “ехника, производство и богатство стали богами.  апитализм и коммунизм требовали и требуют господства экономики над всеми и всем. “еперь мы видим, к чему это ведет. —овременное человечество все больше погружаетс€ в психоз корысти, роскоши и богатства. „еловек болеет жадностью к наживе. —овременный человек нуждаетс€ в спасении от испорченности, извращени€ и гр€зи. ≈го жизнь может быть красивой и св€той, но только в здоровом соединении с духом.

ƒуховна€ жизнь человека обращена к Ѕогу, так как душа по своей природе христианка. Ѕог есть ¬сесовершенный ƒух, прообраз человеческого духа. ќн есть абсолютное добро, правда, красота и любовь. “олько то, что €вл€етс€ абсолютным, может быть началом, мерой, и целью всего. Ѕез Ѕога все становитс€ лишенным разума, лишенным цели, загадочным и относительным. ≈сли нет Ѕога, то люди придумывают свои индивидуальные правды, индивидуальную красоту и индивидуальные идеалы. Ѕез Ѕога нет абсолютного начала, которое смогло бы соединить людей, а есть, наоборот, распад и неизбежна€ враждебность.

≈динение через ÷ерковь

≈динство людей между собой Ц важнейша€ истина. » эту истину необходимо пон€ть и прин€ть. ¬се люди взаимосв€заны, даже помимо своей воли, общей природой, происхождением, культурой, €зыком, государством. ƒуховна€ св€зь между людьми более глубока€, чем они сами думают. ќдна из важных идей христианства состоит в том, что никакие различи€ между людьми не должны их раздел€ть. “олько в Ѕоге все мы соедин€емс€. ¬ Ќем соедин€ютс€ самые важные стремлени€ людей. ќн есть сверхсовершенный »деал, »сточник и ÷ель жизни всех и вс€.

∆ить в св€зи с ’ристом, —в€тым ƒухом и Ѕогом ќтцом означает быть в ÷еркви. Ёто в ней соединены все те, которые соединились во ’ристе. » именно ÷ерковь есть путь в ÷арство ’ристово. ƒостижению этой цели служат иерархи€, —в€щенное ѕисание, ѕредание, церковна€ наука, богословие, богослужение, таинства и прочее. —ама€ важна€ задача христиан Ц приводить всех в ÷ерковь, в которой открываетс€ дл€ каждого возможность совершенной личной жизни, богообщени€ и полного соединени€ с брать€ми во ’ристе.

ѕравославие Ц путь к спасению

»з ÷еркви должно истекать в мир вс€кое добро. Ќа пути добра мир приближаетс€ к ÷еркви, а в ней Ц к ÷арству Ѕожию. Ёто означает, что вне ÷еркви нет спасени€. ¬ ней Ц источник и наивысшее воплощение добра. ¬не ÷еркви добро легко раствор€етс€ во зле.

ќсознание подлинного христианства и его животвор€щей силы Ц сама€ важна€ задача современного православного христианина. »з этого вытекает необходимость последовательного и всестороннего осуществлени€ христианского идеала как внутри ÷еркви, так Ц по возможности Ц и во всем мире. ÷ерковна€ жизнь во всей своей полноте должна строитьс€ в соответствии с идеалом ’риста и новозаветным учением. ƒл€ ÷еркви мало и недостаточно отдельно вз€тых каких-то аскетических, литургических, культурных и бытовых христианских идеалов. “ак и весь окружающий нас современный мир не может жить исключительно свободой или исключительно культурным или материальным богатством.

ѕоскольку сама природа человека духовна, св€зана с Ѕогом и естественным образом обращена к единству всех людей, то нарушение этих основ человеческого быти€, даже во им€ собственного добра, ведет непременно к гибели.


Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк)
Перевела с польского Иоанна Диц

http://www.bractwocim.cerkiew.pl/

25 феврал€ 2011 года

[1] Доклад был прочитан предстоятелем Польской Православной Церкви 25 октября 2004 года на открытии проходивших в Белостоке Чтений по православной культуре.
     омментарии читателей
    2013-03-19
    13:45
    Ћюдмила :
    marija: Ѕожьей благодати ¬ам! очень рада за ¬ас!
    2011-03-09
    21:48
    –устiкъ:
    ”важаема€ marija, с чего ¬ы вз€ли, что принимать исповедь у женщины в брюках нельз€? ѕриведите какие-нибудь примеры из авторитетных источников. ∆енские брюки - обыкновенна€ женска€ одежда (и не надо приводить в пример ѕисание, где написано, что жена не должна облачатьс€ в мужскую одежду, потому что имеетс€ ввиду половые отклонени€), другое дело - церковна€ традици€. ћы все привыкли к тому, что женщины в храм одевают юбки. Ќо не стоит забывать, что 75-80 процентов из них - это пожилые женщины. —ейчас, слава Ѕогу, в храм устремилась молодЄжь. ¬ пример можно привести ответ о. ƒмитри€ —мирнова на телеканале "—пас": у него есть знакома€, у которой вообще ни одной юбки нет, и что теперь в церковь не ходить, потому что это другой женщине не нравитьс€. ¬ы говорите: "Ќа минуту страшно представить,а если бы умерла и в брюках как предстать перед Ѕогом?". Ќадо думать не о том в чЄм предстать (одежда - прикрытие наготы человеческой, которой после своего грехопадени€ устыдились прародители), а с чем в душе предстать. ¬едь можно ходить в длинной юбке, но быть абсолютно чЄрствой и гордой в душе. ёбка - не показатель благочестивый жизни. » все слова, которые ¬ы здесь написали, отдают неофитством. ј намекать, что ¬ы "истинна€" сама€ - это уже состо€ние близкое к прелести, извините конечно. ¬о всЄм должна быть любовь, а не осуждение. ¬ид€ любовь и некоторую поддержку в духовном становлении, человек начнЄт сам осозновать что лучше одеть дл€ храма и т.д.
    2011-02-27
    18:09
    Ќ» ќЋј… ƒ»Ћќ¬— »:

    Ќиколай из Ѕолгарии:
    ћудрые слова!"...большинство светских и верующих людей ничего или почти ничего не знают о вере, кроме того, к чему они привыкли.ћногие не понимают богуслужение и смысла св€тых тайнств ..."
    "...дух должен быть во всем преоблад€ющим и самым ценным элементом..."
    "Ѕез Ѕога все становитьс€ лишенным разума,лишенным цели, загадочным и относительным."
    2011-02-26
    12:46
    marija:
    ’рани ¬ас св€тейший митрополит »оанн. ѕравильно подносите понимани€ современности и православи€.ƒаже на проповед€х нужно говорить с молодЄжью. (ѕочему нельз€ курить, объ€снить, почему не надо блудить, "несут ответственность дети", почему не надо женщинам ходить в брюках, тем более в храм,"болезни дети инвалидами рождаютс€", пь€нство- гибель своего тела и души) ¬едь ћатерь Ѕожь€ уже плачет  –ќ¬Ќџћ» слезами. » всЄ это идЄт из церквей. ѕ–»Ќ»ћјё“ »—ѕќ¬≈ƒ№ у женщин приход€щих в храм в брюках, Ќќ  ”ƒј Ё“ќ ƒ≈Ћќ √ќƒ»“—я. » батюшки доказывают может еЄ в церковь ћатерь Ѕожь€ загнала. „ушь! ’рам ƒќћ √ќ—ѕќƒј и ћј“≈–» Ѕќ∆№≈…. ћы женщины подобие ћј“≈–» Ѕќ∆№≈… (курим, матюгаемс€, стрижемс€ под парней и наголо, пьЄм, блудим, брюки носим, —“–јЎЌќ) я сама была такой, но прид€ к ¬ере, мне страшно подумать если бы € опоздала прийти к Ѕогу, что могло бы случитьс€. Ќа минуту страшно представить,а если бы умерла и в брюках как предстать перед Ѕогом? ¬от с чего надо начинать. Ќе боротьс€ за количество прихожан, пусть останутс€ трое...но они истинно служат Ѕогу.ј сейчас количество нужно.. Ќе выгонишь истинного из храма. ћен€ старушки дЄргали и делали замечани€, поначалу, € обижалась но исправл€лась. » как же € благодарна этим старушкам.ќЌ» ѕ–»¬≈Ћ» к Ѕќ√”.
    2011-02-25
    10:00
    —ергей:
    "—овременный человек нуждаетс€ в спасении от испорченности, извращени€ и гр€зи."

    » вот тут огромное значение играет форма собственности на средства производства.

    ѕри —оветской ¬ласти и —оциализме средства производства принадлежали народу. ѕоэтому выпускались прекрасные книги, фильмы, музыка и другие произведени€ искусства, которые направл€ли человека к добру и красоте.

    ¬ услови€х капитализма средства производства принадлежат "успешным-эффективным-предпринимател€м-бизнесменам". ÷енность любого произведени€ искусства определ€етс€ той прибылью, которую оно принесет "эффективному собственнику". Ќаибольшую прибыль можно получить производ€ пошл€тину играющую на самых низменных страст€х человека. ѕо такой же схеме "успешно и эффективно" набивают карманы владельцы игорных домов, торговцы алкоголем и прочими одурманивающими веществами.

    ≈сть повод задуматьс€ брати€?
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: