–умынска€

Ђќлень плохо бежит по двум причинамї

»з наставлений старца јрсени€ (ѕапачока)

19 июл€ 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко √осподу архимандрит јрсений (ѕапачок) Ц старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. ќн принадлежал к золотой пле€де румынских духовников ’’ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых услови€х безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, Ц опыту, сочетающемус€ с духовной мудростью, тонкостью проникновени€ в тайники человеческой души и недюжинными литературными даровани€ми. —тарец јрсений подвизалс€ в непроходимых лесных дебр€х румынских гор вместе с отцом  леопой (»лие), подвергалс€ преследовани€м со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. — 1975 года он был духовником монастыр€ во им€ св€той ћарии в городе “екиргЄл под  онстанцей.

ѕредлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни.

***

јрхимандрит јрсений (ѕапачок)
јрхимандрит јрсений (ѕапачок)
Ц —егодн€, когда христиане уже не могут соблюдать пост и вести нравственную жизнь так, как этого требуют св€щенные каноны, на каких услови€х мы можем причащать их?

Ц ’ристиане тоже переживают свои исторические моменты и не свободны от желаний и житейских забот, но зерно истины, вложенное в человека, не может не встрепенутьс€ и не разбудить голос Ѕога в нем Ц совесть. я не верю, что существует такой христианин, у которого не встрепенетс€ сердце и который не вздохнет и не поклонитс€, услышав звон колоколов, бьющих по церковному обычаю или в какой-нибудь особый момент. ќн знает этой самой божественной искрой, живущей в нем, что этот строгий, св€щенный и проникающий в душу звон колоколов призывает живых, оплакивает мертвых и разгон€ет злые тучи.

 аноны остаютс€ в силе как великие ма€ки, на которые ориентируютс€, чтобы видеть в особенности т€жесть греха; у них есть свои определени€ и толковани€, но следует знать, что у них есть и гибкость. ¬еликое дело Ц исцелить его [христианина] рану, а не оставить его одного на целые годы без великих благодатей —в€тых “аин. —в€титель »оанн «латоуст говорит: Ђ“ы хочешь годы назначить ему? Ќадо сделать его здоровым!ї „тобы он пришел в знание себ€ и сам открыл великие сокровища небесных благодатей. „тобы он знал, что пришествие —пасител€,  оторый снизошел до глубин человеческой мизерности, было не дл€ того, чтобы уничтожить —вое создание, а чтобы его преобразить; что велика€ жертва —пасител€ была принесена, чтобы мы через пока€ние были прощены во всех грехах и чтобы он, христианин, жил в великой надежде без опаски. »бо Ђникакое несчастье ничего не значит и ничего не потер€но, пока вера стоит на ногах, покуда голова поднимаетс€ и душа не отрекаетс€ї (ћ. ћетерлинк).

Ќужно делать упор не на продолжительности подвигов при наложении епитимии, а на их интенсивности. Ќе врем€ может решать, а качество жизни с посто€нным настроем души, не дающим места омрачающим огорчени€м. ќдно искреннее и сильное сожаление вызовет в нем [христианине] более истинное смирение, столь нужное дл€ прощени€ и столь благотворное дл€ новых видений и откровений, превосход€щих человеческий разум, которыми любовь Ѕожи€ богатит человека смиренного, а не скованного суровыми подвигами. »исус ’ристос скорее дарует —еб€ сердцу раненому, но кающемус€ и смиренному, чем сердцу пост€щемус€ и мол€щемус€, но, конечно, требующему своего по праву. ЂЌи вдова, ни дева не имеют иной ступени на небе, чем та, которую устанавливает умилениеї.

»так, духовник не погрешает, сокраща€ врем€ пока€ни€ под свою огромную ответственность, ибо св€титель ¬асилий ¬еликий говорит в 74-м правиле: Ђ“от, кому вверена от человеколюби€ Ѕожи€ власть в€зать и решить, вид€ усердие к пока€нию того, кто согрешил, не осудитс€ за сокращение времени пока€ни€, потому что те, кто исповедуютс€ с великой болью, скоро достигают человеколюби€ Ѕожи€ї[1].

 ому дороги чада и их спасение, те должны знать, что их усили€ и исповедь не значат вообще ничего, они не мешают тебе быть в их сердце и сделать снисхождение, причастив их. »исус ’ристос, милостивый ¬ладыка наш, рад был первым ввести в рай разбойника, исповедавшего ≈го; это “от же ’ристос,  оторый сурово обличал начальников синагоги по причине их ожесточенности. »х опередили блудницы, разбойники и мытари, которые, будучи с кротостью прощены, воодушевились и осв€тили свои души.

»так, вот как »исус ’ристос, с той же любовью и добротой, желает даровать —еб€ чадам —воим, а ≈го снова отодвигают суровостью и строгостью Ђзаконаї. Ѕог милостив и ищет причин, чтобы исполнить христиан богатством —воих благодатей. ƒуховник должен исследовать своих чад проницательным взором и искусно, ибо, как говорит »ли€ ћин€тий, Ђдуша человека не может раскрыть свои крыль€ здесь, на земле, если не чувствует себ€ окруженной любовью, вечностью и безграничностьюї.

Ц ƒуховник, делающий снисхождение при допущении к св€тому причастию и не следующий строгости св€щенных канонов, может спастись?

Ц ѕрежде всего нужно знать, что эти снисхождени€ Ц чтобы можно было причащатьс€ —в€тых “аин не спуст€ столь долгое врем€, как это определ€ют некоторые правила в случае различных т€жких грехов, Ц делаютс€ по многом и смиренном рассуждении и также по дозволению некоторых правил: 74-го правила св€того ¬асили€ ¬еликого, 102-го правила VI ¬селенского —обора, 4-го правила св€того √ригори€ Ќисского Ц и следу€ исполненным ƒуха увещани€м св€того »оанна «латоуста, опыту многих св€тых отцов, ведающих, что все —в€щенное ѕисание есть сладка€ и прекрасна€ гармони€, даже если сами эти св€тые отцы не издали своих правил, но не лишены авторитета Ц скажем так, юридического Ц в ÷еркви (см. определени€ 87-го правила св€того ¬асили€ ¬еликого, из которого €вствует, что вс€кое слово св€тых отцов имеет силу закона).

 роме этих дозволений и благословенных и мотивированных приемов, само св€щенное здравомыслие внутри теб€ говорит, чтобы ты не отстран€л с жестокостью, но и не попустительствовал с греховной терпимостью.

¬ своей огромной ответственности, когда ты говоришь от сердца к сердцу и, разумеетс€, с глазу на глаз, ты более склонишьс€ к тому, чтобы верить, что Ѕлагий Ѕог скорее внушает тебе снисхождение. Ќикто не смиритс€, однако, с разрешением [от грехов] случайным и особенно происход€щим без вовлеченности духовного чада, которое должно выйти из душевного неустройства и войти в знание себ€. Ётот способ не назидает духовного чада, более того Ц обманывает его, и оно остаетс€ теплохладным и окамененным дл€ важных дел. √овор€т, что олень плохо бежит по двум причинам: когда он или слишком жирен, или слишком тощ. “о есть подвиг может сделать его [христианина] тощим, а нерадение и невовлеченность Ц жирным. ѕринимай во внимание и то, что у каждой души есть свои особенности, и ты поймешь, сколько она может понести.

Ќо в любом случае очень важно учитывать, что сердце сокрушенно и смиренно Ѕог не уничижит[2]. Ёто велика€ отправна€ точка, отец духовник, и в этом ответ на вопрос, который был поставлен. » ты не только не будешь осужден ÷ерковью или Ѕогом, но это вменитс€ тебе в великую мудрость, если ты смог разбудить в своих чадах христианскую благостыню.

Ќичто не может быть легко, если бескрайн€€ благость Ѕога и молитвы ѕресв€той Ѕогородицы не будут со всеми нами.

Вопросы архимандриту Арсению (Папачоку)
задавал архимандрит Иоанникий (Балан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

ѕеревод выполнен по: Ne vorbeste parintele Arsenie. Editia îngrijita de а Arhimandrit Ioanichie Balan. Vol. 1. Editura Manastirea Sihastria, 2004.

16 августа 2011 года

[1] Ср.: Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2004. С. 141.

[2] Пс. 50: 19.

     омментарии читателей
    2012-08-25
    05:35
    антон:
     ака€ внеземна€ любовь и Ѕожестаенна€ энерги€ исход€т от этого Ѕожьего человека.¬о истину Ѕог дает преданным чадам своим силу духа и любви еще на земле.ѕрожить как они всю свою жизнь во им€ Ѕога это великий подвиг.¬осхищаюсь и склон€ю голову перед такими людьми.
    2012-04-21
    23:10
    lora:
    € рада,что прочитала эту статью и получила утишение в моем сердце, за мою как мне представл€лось "неправильую" исповедь.¬ечна€ пам€ть архимадриту јрсению
    2012-02-08
    17:30
    √еоргий:
    —паси √осподи.
    2012-01-24
    08:20
    decebal:
    —тарец јрсений ѕапачок,был необыкновенным человеком!!!!
    Ёто насто€щий,земной ангел!!!” мен€ было большое счастье его встретить,насто€щее блаженство!!!!!
    ¬ечную ему пам€ть!!!!!
    2011-12-11
    00:08
    —елинска€ –аиса.:
    ¬ечна€ пам€ть!   сожалению о любви Ѕожией люди говор€т, но о своей к √осподу - молчок. Ѕыт заедает. ѕост дл€ души нужен. » начало-—в.ѕисание.√осподь всЄ в своЄ врем€ даЄт и по мере каждому. ѕро олен€ подходит (мне так кажетс€)притча о винограднике,где одни с раннего утра нанимались трудитьс€ за дневную плату, другим, сто€щим у виноградника, по милости в конце дн€ хоз€ин работу дал.ѕодвиги суровые...Ќе знаю,что сказать.—тарцы говор€т,что в прелесть угодить можно. √осподь постилс€ когда ƒух —в€той сошЄл при крещении.ћы же праведностью ещЄ не си€ем,  стати,строгий пост телесный сразу покажет "любовь к ближним", если они кушают всЄ.
    ¬ол€ Ѕожи€-очищение сердца, райности навредить могут.
    2011-08-29
    23:28
    Ќиколай:
    николай-пожалуйста еще и побольше ответов этого старца на все насущные вопросы.
    2011-08-27
    10:26
    ѕавел:
    ”покой √осподи раба Ѕожи€ архимандрита јрсени€ и даруй ему вечную пам€ть!
    2011-08-23
    20:46
    ѕавел:
    ’ороша€ стать€ и дл€ батюшек и дл€ нас, особенно хорошо сказано про олен€. —паси нас √осподи!
    2011-08-19
    19:19
    јнтонина:
    „то-то расплакалась...ќбидно стало, что уже за √оспода решили кого он прощает, а кого нет. ќн ¬—≈’ ЋёЅ»“! ѕочему вы этого не понимаете? «наете, но не понимаете.
    2011-08-18
    21:34
    Ќикита:
    ƒа, здорово всЄ это... !
    2011-08-18
    05:25
    Ћеван:
    —паси √осподи!
    2011-08-17
    22:18
    ≈лена √урьева:
    —пасибо за чудесное наставление. Ёто и пример нам, мир€нинам, - призыв к милосердию.  ак же важно быть милосердным, если —ам Ѕог так милосерд! —лава Ѕогу за все!
    2011-08-17
    12:58
    Ћана:
    —паси √осподи!

    ¬ечна€ пам€ть новопреставленному рабу Ѕожию архимандриту јрсению.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи авторов

    јрхимандрит »оанникий (Ѕэлан)

    «инаида ѕейкова

    јрхимандрит јрсений (ѕапачок)