–умынска€

Ђ≈сли мы не растем духовно, то погибаем!ї

Ѕеседа с архимандритом »устином (ѕырву)

јрхимандрит »устин (ѕырву) Ц известный румынский духовник, по милости Ѕожией уже перешагнувший 90-летний рубеж. –одилс€ он 10 феврал€ 1919 года в Ќ€мецком уезде. ¬ 17 лет поступил в монастырь ƒурэу. ”чилс€ в трех богословских семинари€х: монастыр€ „ерника и городов –ымнику-¬ылча и –оман. ¬ 1940 году прин€л монашеский постриг и спуст€ год был рукоположен в иеромонаха. ѕосле ¬торой мировой войны продолжил обучение в –оманской семинарии, которую закончил в 1948 году. “огда же он был арестован коммунистическими власт€ми и приговорен к 12 годам заключени€ Ђза политические взгл€дыї. —вой срок отец »устин отбывал в тюрьмах, отличавшихс€ крайне суровыми услови€ми содержани€ заключенных (—учава, ¬экэрешть, ∆илава, √ерла, ѕериправа и јюд).  огда в 1960 году срок заключени€ закончилс€, отца »устина приговорили еще к четырем годам тюрьмы Ц за то, что он не отрекс€ от веры. ¬ыйд€ на свободу в 1964 году, батюшка вынужден был трудитьс€ рабочим в лесничестве.

¬ 1966 году иеромонах »устин был прин€т в братство монастыр€ —еку и в течение восьми лет нес здесь послушание духовника. «атем он был переведен в монастырь Ѕистрица Ц с запретом покидать стены монастыр€; здесь под бдительным надзором он провел 15 лет: с 1974 года и до свержени€ коммунистического режима в 1989 году. ¬ 1976 году по милости Ѕожией отцу »устину разрешено было посетить —в€той јфон.

— падением коммунистического режима 70-летний иеромонах »устин возвратилс€ в монастырь —еку с желанием посв€тить остаток своей жизни молитве в отшельничестве. ќднако он был направлен в село ѕетру ¬одэ Ќ€мецкого уезда, где основал монастырь во им€ архангелов ћихаила и √авриила, посв€щенный румынским мученикам, пострадавшим в коммунистических тюрьмах.

Ќа некотором отдалении от монастыр€ отец »устин основал женский скит, преобразованный затем в монастырь ѕресв€той Ѕогородицы. ќткрыты были также приют дл€ престарелых, детский дом и больница, составившие впоследствии благотворительный комплекс Ђѕетру ¬одэї. ¬ 2003 году батюшкой был основан журнал Ђ√олос монаховї (ЂGlasul Monahilorї), а в 2008 году по его благословению начал выходить журнал Ђѕозицииї (Ђјtitudiniї). ќтец »устин руководил также и духовной жизнью нескольких скитов.

¬ 2006 году насто€телем монастыр€ был назначен иеромонах Ћаврентий  арп (Ћучиан), а отец »устин стал главным духовником обители. ¬ 2008 году отец »устин (ѕырву) был возведен в сан архимандрита. ќн пользуетс€ огромной любовью и почитаем во всей –умынии.

ѕредлагаем вниманию читателей беседу отца »устина с корреспондентом румынского издани€ Ђ—restinortodoxї.

***

Ќа закате ласкового солнца, словно пропитанного ароматом смирны и еловой хвои, Ѕог привел мен€ в монастырь ѕетру ¬одэ, в келью великого духовника Ц отца »устина (ѕырву). ќбратив ко мне свое лицо Ц лицо св€того человека, излучающее удивительный свет, старец слушал и при этом невидимым образом утешал мен€. «атем стал рассказывать о дет€х, которых духовно и материально опекает обитель ѕетру ¬одэ. ” батюшки есть что сказать нам и о спасении, и своим мысл€ми он любезно поделилс€ с нами.

Ц ¬еличие Ѕожественной благодати не выразить словами. » все же мне бы хотелось услышать от вас, батюшка, каким вы видите человечество, какой видите семью в эти смутные времена, в которые мы ныне ввергнуты.

Ц ≈сли у нас нет корней, прочно держащихс€ за алтарь веры, мы, конечно, можем сбитьс€ с пути, однако сила молитвы и надежда на утешение ƒуха —в€того позвол€т нам четко видеть свет —в€той “роицы. ¬ремена, которые мы переживаем, очень неспокойны, как вы хорошо сказали, но мы должны указывать всем путь ко спасению, даже если не всем до него рукой подать. я всегда говорил, что мы живем в век лжи и прельщени€, и с течением времени лишь подтверждаетс€: уже ничего подлинного не осталось. ћы переживаем тотальное обезличивание человеческого быти€.   нам сюда приход€т люди отовсюду, и € вижу, как сильно они отличаютс€ друг от друга; и € удивл€юсь, как это, при всех тех искушени€х, которые обрушиваютс€ на нас, у этих бедных людей еще достает сил. Ќо они вер€т, и вера их утешает и покрывает. ¬ любом случае, знайте: каковы бы ни были различи€ между людьми, если мы не растем духовно, то мы погибаем, мы не укоренены как следует.

ћногие спрашивают мен€: не устаю ли €? Ќет, не устаю, потому что очень люблю это всегдашнее и сладкое ожидание на поприще духовничества. Ёто правда, что не все хот€т подниматьс€ по ступен€м спасени€; многие из тех, кого вы видите, приход€т только за благословением, но один только Ѕог знает, сколько взлетов и падений ожидает каждого на пути к прощению и спасению.

Ц Ќасколько важна дл€ духовного восхождени€ близость клириков и мир€н? » как мы можем достичь совершенного исцелени€ души?

Ц ћы должны во вс€кое врем€ быть подготовленными к тому дню, в который будем давать отчет перед —пасителем обо всех наших беззакони€х. ј дл€ этого нам нужно как можно скорее прин€тьс€ за духовные поиски и найти свой путь духовного восхождени€. ¬от учительница вводит малыша за ручку в школу, а потом учит азбуке. “ак и св€щенники в церкви. »м об€занность Ц низводить благодать на всех, кто сбилс€ с пути истинного. ¬от, верующие тыс€чами приход€т в монастыри, храмы; одни из них хот€т бросить пить, другие Ц курить, третьи Ц избавитьс€ еще от каких-то самых разных страстей; но если св€щенник не выйдет им навстречу, чтобы научить, как им подойти к храму, они, еще не успев сделать первый шаг, снова собьютс€ с пути. ќни, бедн€жки, ищут нас, а мыЕ Ц ничего!

¬ы видели сегодн€ на вечерне, что нас, св€щенников, было двое Ц и целое море верующих! ѕотомЕ они ведь остаютс€ здесь и на ночь, и на второй день, если нужно, Ц рвени€ ведь нам не заниматьЕ Ц и не уезжают, пока не получат того духовного врачевства, ради которого проделали такой путь. ƒуховно восходить, однако, т€жело, а здоровье Ц и душевное, и телесное Ц найдешь только в чаше, которую держит св€щенник. Ќо ведь необходимо, чтобы их позвали, необходимо рвение духовника, любовь. »наче мы так и будем оставатьс€ кто в заблуждении, кто в оцепенении, кто в смерти и погибели. Ѕедные люди живут христианством теплохладным, и все это так и остаетс€ дл€ них чем-то далеким. ¬от и всеЕ

Ц ѕерефразиру€ ћарина ѕреду[1], можно сказать: Ђ” времени лопнуло терпениеї, Ц и € начинаю бо€тьс€, что смерть застигнет нас неподготовленными Ц такими, какие мы есть. Ѕатюшка, у нас есть еще врем€ искать и обрести путь ко спасению?

Ц  то будет всем существом своим уповать на спасение и вооружитс€ постом, молитвой, подвигом, погрузитьс€ в себ€, тот непременно найдет этот путь. ќднако, к сожалению, все большим и большим числом людей как будто овладевает дух противлени€, и, даже вид€ своими глазами и слыша своими ушами столько ужасов, мы никак не желаем поверить во всю это Ђчертовщинуї. ¬от так и получаетс€, что мы оказываемс€ перед лицом смерти совершенно неподготовленными. » это потому, что мы привыкли жить среди людей, окаменевших от всех этих Ђтехнических достиженийї с их телевизорами, компьютерами, »нтернетом и другими беззакони€ми, ломающими нас душевно.

Ѕоже упаси теб€ заходить в »нтернет, если ты не берешь оттуда одно только хорошее, одно только знание, информацию. ¬ противном случае это все суета. ¬се это служит приготовлением к аду, приготовлением к сатане. Ёто что-то немыслимое: дети смотр€т вс€кие погибельные вещи: как мужчины совокупл€ютс€ с мужчинами, матери с сыновь€ми, отцы с дочерьми, брать€ друг с другом Ц хуже животных. Ёто что-то страшное!

¬с€ эта суета дана нам дл€ того, чтобы человечество пробудилось. Ќам следовало бы плакать горькими слезами, ка€тьс€ во всех этих беззакони€х и страст€х, приведших нас на край пропасти, и вернутьс€ на правильный путь, изо всех сил унос€ ноги прочь от всей этой драмы, в которой мы живем.

— великой любовью и восхищением смотрю € на молодых, которых становитс€ все больше и больше в наших православных храмах, и все же в них как будто не стало той скрепы, св€зывающей нас с традициейЕ — огромной болью и грустью € должен сказать, что и дети тоже, как и старики, попрали традицию. „увствую, как дрожь бежит по спине, когда вижу, что все, что есть прекрасного и богоугодного, отбрасываетс€, портитс€, а затем полностью забываетс€.

ј мы Ц нас всех как будто осатанили, нам внушили, что мы должны принимать весь этот мусор быта. ЁхЕ если бы вы знали, как опасно это состо€ние дл€ нашего спасени€Е

¬ы спрашиваете мен€ о беззакони€х детей и молодежи, а стариков вы куда подевали? »ли вы думаете, что все пожилые люди провод€т такую же жизнь, что и эти старики из ÷ентра в ѕетру ¬одэ? ƒа что тут говорить! ћне рассказывал один верующий из ƒорны, мой ровесник, что почти все его соседи, уже старые люди, день и ночь сид€т, разинув рот, перед телевизором и так даже и ед€т, впадают в искушение зрением, так же пьют и засыпают, подложив бутылку под голову вместо подушки. ј о молитве Ц и помину нет.

„то тут еще говорить! “ак мы не можем подготовитьс€ к концу. ≈сли наш христианин так принимает тот благодатный трепет, который посылает нам Ѕог, то что и говорить о спасенииЕ ≈сли мы не возродим традицию, то будут рождатьс€ поколени€, дл€ которых наша маленька€ страна будет все более чужой. » знаете, какими будут эти поколени€? ќни будут выдрессированы так, чтобы не задавать никаких вопросов и соглашатьс€ со всем, что им ни скажут!

Ц ќгромную радость доставл€ют нам посещени€ приютов дл€ детей и престарелых в ѕетру ¬одэ. Ѕатюшка, скажите о душевном состо€нии ваших подопечных.

Ц ƒействительно, каждый раз, когда вы приходите к нашим дет€м, у нас по€вл€етс€ еще один повод дл€ радостиЕ ¬еликую радость вы доставл€ете нам, приезжа€ со всех уголков страны с добрым желанием утешить детей; вы даже не знаете, сколько света приносите с собой в эту св€тую обитель. » знаете, что вдохновл€ет? „то вы приходите к дет€м и старикам Ц горемычным существам, так сильно нуждающимс€ в любви. «десь у нас есть все, потому что люди принос€т намного больше того, что нужно дл€ всех живущих на иждивении монастыр€. Ќо вы знаете, чего не понимают посторонние? “ого, что здесь, как и везде среди православных, имеетс€ велика€ нужда в большой любви. ¬от вы пришли, помогли, наложили пластырь на рану, успокоилиЕ и девочка эта, »оанна, прониклась к вам чувством. ќна даже хотела пойти провожать вас домой. Ёто неписаное правило Ц любовь Ц чувствуют только люди, приблизившиес€ к небесной милости.

“от факт, что мы должны остановитьс€, увидев, что люди, подобные нам, пребывают в беде, не случаен. ¬рем€ открывает перед нами добро и зло в мире, дава€ нам возможность остановитьс€ там, где в нас нуждаютс€. ¬ы видели, как они радуютс€ и как чувствуют людей с открытой душой, люб€щих себе подобных? » это потому, что фундаментом общества всегда была семь€. ¬сем дет€м в мире следовало бы расти и вставать на ноги в той традиционной семье, котора€ известна всем нам. Ќаш детский центр Ц это только восполнение христианской семьи. ” наших детей есть мамы, папы, бабушки, но бедность привела их сюда, чтобы они научились жизни как непрестанной молитве.

Ц Ѕатюшка, вы сказали, что в св€тую обитель приходит очень много мир€н. я понимаю это так: думающих о спасении у нас все-таки больше, чем пропащих, о которых вы говорили выше. ј если так, то какими могли бы быть ступени молитвы в нашем каждодневном духовном восхождении?

Ц ѕриступать к св€тыне можно только после основательной подготовки души. Ќельз€ допускать, чтобы прошел хоть один день, в который ты не спросил бы себ€: Ђј что € должен сделать сегодн€?ї » вот так начинаетс€ день: прежде всего, нужно совершить утренние молитвы, за ними всегда следует  анон молебный ко ѕресв€той Ѕогородице[2], в котором находитс€ столько прекрасных мест, действующих во многое наше утешение, здоровье и пробуждение человека к пока€нию. Ётот молебен Ц самое красивое моление к ћатери Ѕожией. я советую всем прочитывать по силам также и по две-три кафизмы с несколькими земными поклонами.

¬ечером каждый добрый христианин совершает свое правило, после чего прочитывает акафист, кладет несколько земных поклонов. ј чудесней всего Ц когда вс€ семь€ собираетс€ вместе на молитву. ѕонимаете, если дети будут видеть, что родители с благоговением совершают молитву, тогда и они сами положат где по€сной, где земной поклончик и так научатс€ молитвенному восхождению. «найте, что самый хороший учитель Ц не ухо, а глаз. –ебенок что видит, то и делает!

ƒа поможет нам Ѕлагий Ѕог и да защитит от всех этих страшных опасностей, чтобы вс€ эта техника не столкнула нас на дно пропасти, потому что вокруг уже слишком сильно веет горем и запустением, слишком глубоко мы погружаемс€ в бесконечное духовное убожество. я остаюсь при том мнении, что кто-то очень сильно заинтересован в том, чтобы довести нас до состо€ни€ брожени€ Ц к нашей окончательной душевной погибели. ћолю Ѕога, чтобы ќн прибавил нам всем напоследок разума и мы обрели душевное здоровье у тех немногочисленных насто€щих духовников, которых нам еще дает Ѕог.

Ц Ѕатюшка, что вы посоветуете тем, кто думает, что можно поставить себ€ между добром и злом, между светом и тьмой, или, иначе говор€, что мы можем быть истинными христианами, наслажда€сь в то же врем€ всеми радост€ми жизни и будучи далеки от терпени€ и молитвы?

Ц — Ѕогом невозможно торговатьс€!  то не преклон€ет своих колен на молитве, тот нимало не преуспеет. ≈сли же мы будем усердно молитьс€, если потрудимс€ в молитве, то Ѕог сделает так, чтобы все дл€ нас было возможно. Ёто мы должны делать все: молитьс€ Ѕлагому Ѕогу, чтобы ќн помог нам перетерпеть все беды и несчасть€, которые обрушиваютс€ на нас. ≈сли мы хотим отвести от себ€ беду, наш единственный путь Ц научитьс€ терпению и непрестанной молитве. ћы все обретем Ѕога и тех, кто в вечности живет в ƒухе и »стине.

—лово, которое должно быть слышно в ÷еркви, таково: назад к учению подвижников-христоносцев, назад к св€тым отцам ÷ерквиЕ » да благословит вас Ѕог и да осветит ваш путь! јминь.

архимандритом »устином (ѕырву) беседовала ћарианна Ѕорлов€ну
ѕеревела с румынского «инаида ѕейкова

—restinortodox.ro

7 но€бр€ 2011 года

[1] ћарин ѕреда (1922Ц1980) Ц румынский писатель. »м, совместно с Ќиколае √ане, осуществлен перевод на румынский €зык романа ‘.ћ. ƒостоевского ЂЅесыї.

[2] Ќачало канона таково: Ђ  Ѕогородице прилежно ныне притецемЕї

     омментарии читателей
    2014-06-22
    19:19
    Ћариса √ундорова:
    ƒа, нам всем необходимо чаще обращатьс€ к св€тым отцам, нашим современникам. ƒействует отрезвл€юще! ћы в каждодневной рутине на самом деле очень духовно "закисаем". —тановимс€ теплохладными, инертными. » только скорби (как и сказано о последних временах) заставл€ют нас внутренно собратьс€. ѕоэтому нам ,христианам, нашего времени и дан такой путь ко спасению. ј мы ведь еще и ропщем, и унываем. —ами ведь ничего не можем ни молитьс€ толком ,ни добрые дела делать.ѕомоги нам √осподи!
    2012-03-16
    23:39
    Doina Spataru:
    я несказанно благодарна √осподу за возможность несколько лет жить и работать в этом монастыре, беседовать с отцом »устином. ≈го сердце переполнена любви и состраданию ко всем люд€м. ≈го молитва защитила мен€ в самые т€желые моменты моей жизни. ¬с€ его жизнь - это жертва ’риста ради. ѕоминайте его в ваших св€тых молитвах, дабы даровал ему √осподь долгих лет, здоровь€ и сил.
    2012-02-16
    21:43
    Legionarul -Romania:
    Father Justin Parvu, is the biggest Romanian father is a warrior of Iisus Hristos and a wise. I am glad they are novel. Romania is a country blessed with many wonderful and holy monasteries. Hello from Romania, Russian Orthodox brothers!
    2012-02-16
    21:43
    Legionarul -Romania:
    Father Justin Parvu, is the biggest Romanian father is a warrior of Iisus Hristos and a wise. I am glad they are novel. Romania is a country blessed with many wonderful and holy monasteries. Hello from Romania, Russian Orthodox brothers!
    2012-01-02
    15:56
    александр:
    √ќ—ѕќƒ»,ѕ–ќ—“» Ќј— √–≈ЎЌџ’ёƒј… Ќјћ ѕ–ќ«–≈“№!
    2011-12-03
    18:12
    георгий:
    благославите м€ св€той отец!
    2011-12-03
    02:06
    јлександр:
    ¬о все времена были искушени€ и соблазны. „то, в 30-е годы 20-го века было легче? »ли в 50-е? ”ж в ———– точно не было легче верующим. —ейчас врем€ в которое и больше соблазнов, но и возможности избежать их тоже есть.
    Ќе все потер€но. ¬ремена и сроки завис€т и от нас с вами. ќт нашего выбора, от наших слов нашим близким и дальним. ≈сли мы будем говорить себе и близким:"¬се пропало, это конец!" - не будет ли это как раз тем, что хочет слышать от нас враг?
    √де наша ¬ера? Ќеужели все жертвы христиан –оссии и других стран напрасны? Ѕудем же верить в милосердие √оспода и молитьс€ о прощении наших грехов и грехов наших близких.
    P.S. ¬раги –оссии сколько раз были очень близки к своей цели - разрушении ѕравославной “вердыни. » что? –осси€ жива, ÷ерковь ѕравославна€ красуетс€ на весь мир. Ѕудем же верить, наде€тьс€ и любить! (» избегать греха и соблазна.)
    2011-11-17
    12:00
    ¬ладимир:
    Ќаталь€

    ” нас потер€нное поколенье , и насильно в церковь не потащишь , только сделаешь хуже , человек должен сам это прин€ть !! дь€вол искустный лжец , он вокруг со своим обманом , € сам грешник , нагрешил так что придетс€ ка€тс€ всю жизнь !!  ак то пыталс€ сказать о грехе и пока€нии , на что мен€ осме€ли ... € с большой болью наблюдаю как мои близкие думают что они без греха , как и все вокруг , это страна стала чужой дл€ нас ище давно , такое беззаконье и неправды среди православных что испытание падет на каждого ...
    2011-11-16
    03:48
    иль€:
    ƒа поможет нам Ѕог в борьбе со страст€ми и обыча€ми греховными ѕомоги нам √осподи.¬разуми очисти благослови.јминь.
    2011-11-09
    15:23
    ¬италий:
    "ƒа поможет нам Ѕлагий Ѕог и да защитит от всех этих страшных опасностей, чтобы вс€ эта техника не столкнула нас на дно пропастиї -очень точное замечание.
    ¬спомним разделение прародителей- потомки —ифа "—ыны неба" которые только ходили пред Ѕогом и нужды не знали не в чем как лилии полевые и потомки  аина которые жили своевольно и посто€нно что-то придумывали. Cам человек своими силами неможет ничесоже ему нужны помощники. Ќо откуда их вз€ть? —ам, все сам, и тут обман ведь сказано- неможет Ќ»—≈—ќ∆≈!!! ”ж наверное они то это бессилие ощутили сполна. Ќо кто кроме Ѕога может помочь? ¬се преимущество прогресса в отстранении человека от созидани€. » сам человек признает что немощен он, косорукий и кривоногий, сам в себе неуверен иногда наоборот сумасброд. —атане ведь не дана власть человека погубить душа ведь не его а Ѕожи€ только вол€ человеков никому не принадлежит. “ам где рука человека может дрогнуть душа воспротивитс€ в жалости к брату там машина все исправит и сделает лучше. “олько делать надо быстрее пока не опомнились вот и тороп€тс€ наши помощнички подгон€ют нас быстрее. ѕомолимс€ брать€: "хочу видеть √осподи!"
    2011-11-08
    12:41
    Ќаталь€:
    "≈сли мы не возродим традицию, то будут рождатьс€ поколени€, дл€ которых наша маленька€ страна будет все более чужой. » знаете, какими будут эти поколени€? ќни будут выдрессированы так, чтобы не задавать никаких вопросов и соглашатьс€ со всем, что им ни скажут!"
    —трашные слова. —трашно, когда и говорить это может быть уже некому...
    2011-11-07
    21:46
    ≈вгений:
    ѕора уже просыпатьс€ православные, времени почти не осталось! — каждым годом таких св€тых людей остаетс€ все меньше и меньше! ј мы все спим и спим! Ќе постимс€, не молимс€, не терпим каких то трудностей, а ведь скоро дл€ каждого могут прозвучать слова ’риста "вы все спите и почиваете?  ончено, пришел час"!
    ѕомоги нам все √осподи.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи авторов

    «инаида ѕейкова

    јрхимандрит »устин (ѕырву)