—ербска€

 ак мы тер€ли  осово

»з дневников и рапортов будущего ѕатриарха —ербского ѕавла

ѕубликуем фрагменты недавно вышедшей книги Ђ—ообщени€ из расп€того  осової Ц сборника документов, отчетов и сообщений ѕатриарха —ербского ѕавла в годы его епископского служени€ в –ашско-ѕризренской епархии (1957Ц1990) —в€тейшему јрхиерейскому —иноду. Ёти документы свидетельствуют о крайне т€желом положении сербского народа и ÷еркви в  осово и ћетохии на прот€жении многих дес€тилетий Ц с тех пор как началось массовое заселение  осова албанцами.

Ќачало епископского служени€ ѕатриарха ѕавла в –ашско-ѕризренской епархии Ќачало епископского служени€ ѕатриарха ѕавла в –ашско-ѕризренской епархии
††††

***

ѕравославный епископ епархии –ашско-ѕризренской
<Ѕез номера>
7 ма€ 1969 года
ѕризрен

«а последний год прин€л постриг и рукоположен один студент богословского факультета, больше никого не было ни в женских, ни в мужских монастыр€хЕ ¬озведен в сан архимандрита насто€тель монастыр€ ƒечаны. ”мерла монахин€ в монастыре ƒевич. ¬нешних т€гот у монастырей много. ƒо но€брьских демонстраций 1968 года в ѕриштине и других местах албанцы избили монахиню из монастыр€ Ѕинча за то, что защищала монастырские земли. Ётой весной албанец жестоко избил игумению монастыр€ ƒевич, а цыган-мусульманин топором ранил послушника монастыр€ ƒечаны в монастырском лесу. ƒуховник монастыр€ √ориоч ранен камнем, который был брошен из албанского двора и попал ему в голову.

***

є 112
17 ма€ 1973 года
ѕризрен

ќбщие недостатки и трудности

Ќар€ду с иными т€готами, которые св€заны с посто€нным выселением наших верующих из всех областей епархии, в прошлом году были и другие проблемы. ¬о многих селах епархии албанское население оскверн€ет наши могилы, уничтожает пам€тники, не говор€ уже о временных дерев€нных крестах (—ербовац, Ўиполе, ¬елика ’оча, –етимлье, ќптеруша, ќраховац, ∆егра и др.). ¬ Ўиполе у  осовской ћитровицы молодые албанцы, распева€ оскорбительные дл€ сербов песни, разрушили 20 могил.

Ќачало епископского служени€ ѕатриарха ѕавла в –ашско-ѕризренской епархии Ќачало епископского служени€ ѕатриарха ѕавла в –ашско-ѕризренской епархии
††††

∆урналист, который написал об этом в Ђ≈динствеї от 27 июл€ 1972 года, в конце статьи напоминает, что в прошлом году 17-летний серб разрушал развалины мечети в Ѕаньской и был осужден с формулировкой: Ђза то, что, несмотр€ на небольшой ущерб объекту, как и его непригодность, акт совершен с намерением вызвать межнациональную нетерпимость и религиозную ненависть, приговорен к году тюремного заключени€ї. —ообщение заканчиваетс€ словами: ЂЅудет ли вынесен такой приговор в этот раз? Ц справедливо спрашивают гражданеї.  онечно, в этот раз решение было иным.

–уины монастыр€ св€того ћарка. Ќынешнее состо€ние –уины монастыр€ св€того ћарка. Ќынешнее состо€ние
††††

Ќа могиле —има »гуманова, большого благотворител€ ѕризренской семинарии, полностью разбита мраморна€ плита с надписью. –азгромлена стара€ церковь в селе ¬инарац у  осовской ћитровицы. Ќеизвестные преступники сначала разобрали кровлю и набросали вниз отбросов. ¬ерующие очистили церковь, поправили кровлю и укрепили двери, но тогда преступники разбили и унесли двери, в церкви перебили всю утварь. —в€щенник жаловалс€ милиции, но безуспешноЕ

¬ монастыре св€того ћарка близ ѕризрена жители села  абаш, албанцы, еще в ѕервую мировую войну полностью разгромили монастырские конаки, в церкви уничтожили иконостас и древнюю живопись и тогда уже не пощадили могилу —има »гуманова, разбив плиту, а роту изголодавшихс€ сербских солдат обманом разоружили, убили и бросили с обрыва в коришскую реку. ¬ восстановленном монастыре во врем€ ¬торой мировой войны вновь до основани€ уничтожили конаки, крышу церкви и внутреннее ее убранство. ѕосле этой войны была восстановлена только церковь, покрыта бетоном. ј на второй день –ождества, когда несколько верующих из  ориша пошли молитьс€, они нашли разбитые двери, внутри церкви три костра, на которых сожжены облачени€, занавеси и книги, иконостас и врата обгорели, икона —пасител€ в иконостасе повреждена топором, как и ≈вангелие. ћы направили жалобу скупщине муниципалитета ѕризрен и комиссии по религиозным делам. ѕриезжала комисси€ »нститута по защите пам€тников культуры и установила, какой нанесен ущерб.  о мне приходили два чиновника из ”правлени€ внутренних дел, обещали сделать всЄ, чтобы найти виновных, но безрезультатно.

***

є 33
23 апрел€ 1977 года
ѕризрен

ќбщие недостатки и трудности

¬ыселение наших людей продолжаетс€; когда € прибыл в епархию 20 лет назад, в ѕодуево было два св€щенника, два прихода и около 1000 домов. Ўесть лет назад, когда на приход прибыл нынешний св€щенник, осталось 610 домов, сейчас их уже 350. ѕриход на периферии епархии, в сторону Ќишской епархии, в 30 километрах от ѕриштины, так что из ѕриштины его окормл€ть очень трудно, а в самом приходе св€щеннику выжить невозможно.

—мерть сербам - надпись на храме в  осово —мерть сербам - надпись на храме в  осово
††††

ќсобенно серьезно то, что существует организованное давление на наше население со стороны определенного числа молодых граждан албанской национальности: нападени€, избиени€, использование самых разных средств с целью создани€ атмосферы нестабильности и неизбежного выселени€, о чем за€вл€етс€ совершенно открыто: Ђ”езжайте, тут вам не —ерби€!ї

ѕоджог храма в  осовской ћитровице ѕоджог храма в  осовской ћитровице
††††

ќбычное €вление, когда подростки и молодые люди выкрикивают оскорбительные непристойные слова, даже когда идет похоронна€ процесси€; людей забрасывают камн€ми, плюютс€ и так далее.  аждый день это приходитс€ испытывать и мне. ѕрошлым летом по дороге в монастырь ƒевич € встретил двух албанских подростков, которые пошли со мной. »з разговора узнал, что старший закончил 7-й, а младший Ц 4-й класс восьмилетки. ќни остановились, о чем-то договарива€сь, потом младший подошел ко мне и говорит: Ђƒай нам 10 динарї. —прашиваю: Ђ«ачем?ї ќн шел за мной, упорно требу€ денег. я отказал. —тарший что-то ему сказал, младший подн€л камень и показал мне. я шел дальше, не дав ему денег, тот отстал, и оба стали кидать в мен€ камни Ц не попали. Ќедалеко оказались какие-то молодые люди, € спросил у них: ЂЁто дети из ¬ойводича?ї ќни ответили, что они из семьи ¬атала, и только тогда те подростки, матерно руга€сь, перестали бросать камни.

††††

я пожаловалс€ руководству общины —рбица и –елигиозной комиссии в ѕриштине, потому что такое происходит по отношению ко многим паломникам монастыр€ ƒевич и самим монахин€м, на которых часто нападают албанские пастухи; загон€ют скот на их посевы, ломают садовые деревь€, разор€ют огороды. —екретарь общины ответил, что обратитс€ к судье с жалобой на родителей этих подростков, но этот поступок не может рассматриватьс€ как шовинизм, так как речь идет о несовершеннолетних.

ћен€ догнал молодой человек лет 16Ц17 и с криком: “Ёй, поп!” Ц схватил за бородуЕ

≈ще более непри€тный случай произошел со мной в канун дн€ св€того —аввы, 25 €нвар€ этого года. ќколо половины шестого € пошел на почту отправить бандероль. Ќа тротуаре перед гостиницей Ђ“ерандеї мен€ догнал молодой человек лет 16Ц17 и с криком: ЂЁй, поп!ї Ц схватил за бороду. я оттолкнул его, он убежал, а € пошел дальше; когда входил в здание почты, кто-то сзади сильно ударил мен€ по голове, Ц € обернулс€ и увидел того же подростка, который снова убежал.

ѕатриарх ѕавел перед предсто€тел€ми ѕоместных ÷ерквей ѕатриарх ѕавел перед предсто€тел€ми ѕоместных ÷ерквей
††††

ѕосле этого € письменно пожаловалс€ председателю общины ѕризрен, –елигиозной комиссии области и –елигиозной комиссии —ербии. ” председател€ общины ѕризрен € был лично, приходили и представители ”правлени€ внутренних дел, спрашивали, что случилось. —пуст€ некоторое врем€ позвали мен€ дл€ опознани€, так как задержали молодых людей по подозрению в нападении. Ќо € не мог с уверенностью сказать, что это сделал один из четырех задержанных, тем более что мо€ ошибка могла иметь фатальные последстви€ дл€ будущего этого мальчика. я сказал, что даже если это он, € готов простить его, если он исправитс€ и поймет, что такие поступки не принесут пользы ни ему, ни народу, ни религиозной общине. “е четверо молодых людей совершали и другие, более т€жкие преступлени€, в масках напада€ на местных сербов, но мне объ€снили, что речь не идет о шовинизме и что это не направлено ни против сербов, ни против св€щенства.

***

є 86
5 апрел€ 1983 года
ѕризрен

ћонастырь ƒевич ћонастырь ƒевич
††††

“рудности с албанцами продолжаютс€. ¬ но€бре 1982 года в монастыре ƒевич подожгли шесть стогов сена и один стог соломы, пришлось потратить 800 000 динар на закупку корма скоту. —пасибо народу, который пришел на помощь и помог кормом дл€ скота и денежными пожертвовани€ми. ѕроизошло и другое несчастье: подверглась нападению 73-летн€€ монахин€ јнна. »гумен —авва отправилс€ в »сток на базар. ѕреступник ворвалс€ в кухню, набросил ей на голову старый плащ, который попалс€ под руку, повалил на пол и стал рвать одежду. ќна сопротивл€лась, просила: Ђ—ынок, Ѕог с тобой, € тебе в матери и в бабушки гожусь!ї —ообщник насильника дал знак, что к монастырю идут люди, тот бежал; человек из села —инай видел двух мужчин, убегающих в лес. я был в этом монастыре, говорил с монахиней и отцом —аввой, насильник до сих пор не найден.

»з села ѕетровац, чисто сербского села со времен турецкого ига и до последней войны, сегодн€ уехала последн€€ сербска€ семь€

¬ыселение наших людей не прекращаетс€. »з села ѕетровац в районе √нилана, чисто сербского села со времен турецкого ига и до последней войны, сегодн€ уехала последн€€ сербска€ семь€. ¬ церкви разбиты окна и черепица на крыше, крыша протекает, необходимо вынести иконы из иконостаса, чтобы они не погибли. Ѕеда, что такое не только в ѕетроваце.

—в€тому јрхиерейскому —иноду преданный во ’ристе брат
епископ –ашско-ѕризренский ѕавел
(впоследствии ѕатриарх —ербский)

ѕеревела с сербского —ветлана Ћуганска€

11 сент€бр€ 2014 года

 омментарии читателей
2015-12-30
13:26
р.б.≈лена:
√осподи спаси нас грешных. —огласна с ќльгой. ’очетс€ встать на площади и кричать.
Ћюди, избавьтесь от душевной и физической лени, от жадности и равнодуши€ или же будет то же самое и в –оссии.
Ѕогородица ƒева ћари€, прости нас грешных и умоли √оспода »исуса ’риста дать ћир и Ѕлагоденствие стране –осси€, ”краина, Ѕелорусси€, —ерби€, √реци€, √рузи€, јрмени€, ћолдова, –умыни€, Ѕолгари€, —ловени€, —ловаки€, „ерногори€, ћакедони€, ѕалестина, ≈ретри€, Ёфиопи€, —ири€, ѕалестина, Ќигери€.

—илы небесные, —илы —в€тые, молите √оспода простить нас грешных. ƒивен ты √осподи во —в€тых твоих. јминь.
2015-01-31
20:33
olga:
ќЅ јЅќ–“ј’ Ќј –”—— ќ… «≈ћЋ≈ ƒальше будет вот что: землю, прокл€тую невинной кровью, √осподь ќ“ƒј—“ “≈ћ, которые будут не такими кровожадными к собственным дет€м. ¬ы их прекрасно знаете: в семь€х у них по восемь-дес€ть детей и они ими горд€тс€. ќни режут баранов в центре ћосквы и готовы на колен€х идти до ћекки и обратно. ќни не бо€тс€ утопить своих врагов в крови, но бо€тс€ крови невинных детей.  огда —ербский ѕатриарх ѕавел говорил об этом на улицах  осова, в него кидали камн€ми. —егодн€ в центре  осова т€нет свою бесконечную песню муэдзин и ветер разносит гарь древних православных монастырей. Ќас это тоже все ждет, если не одумаемс€.
2014-09-12
20:56
—вета:
Ќеужели нас это тоже ожидает?
2014-09-12
11:51
р.Ѕ.≈лена:
ѕомоги, √осподи, многострадальному сербскому народу!.. —паси, сохрани и помилуй!
2014-09-11
19:52
јрсений:
 ошмар, и это албанцы "бедный" народ, и это сербы их "убивали".“вари.
2014-09-11
12:03
¬ладимир:
 ак живем, так и молимс€ - и как молимс€, так и живем.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

—ветлана Ћуганска€

ѕатриарх —ербский ѕавел (—тойчевич)