Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
 

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 2

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (женский монастырь), город Наро-Фоминск, церковь Свт. Николая Чудотворца в селе Каменское, Покровская женская монашеская община в селе Юдановка, город Руза, храм во имя Преображения Спасителя в селе Спас-Прогнань.

 
ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ (женский монастырь)

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь.
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь.
Расположена в 68 км к ю.-западу от Москвы, в 23 км от г. Наро-Фоминска, в 2 км от ж/д станции «Бекасово-центральное».

Зосимова пустынь стала третьей женской общежительной обителью (после Борисо-Глебской Аносиной и Спасо-Бородинской), благословленной на земле Московской великим ее Архипастырем – митрополитом Филаретом (Дроздовым). Основание же общине положил монах-пустынножитель Зосима (Захария Васильевич Верховский, 24.3.1768 –24.10. 1833).

Старец Зосима являлся современником прп. Серафима Саровского (19.07.1759- 2.01.1833). Он принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии, известному по документам с 1620 г. Родился в с. Буловицы Смоленского уезда в семье полковника Смоленской шляхты, будучи младшим из девяти детей. Родители его отличались благочестием и нищелюбием. Еще перед его рождением отец будущего подвижника во время ночной молитвы слышал голос: «У тебя родится сын, не учи его светским науками, но лишь Закону Божию». В детстве душу Захарии особенно занимали жития преподобных пустынников, когда мать читала их вслух, и он возгорался духом подражать им. Будучи шести-восьми лет, он, бывало, убегал в сад, молился как умел. А после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: сон, в котором явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия.

Прижизненный портрет Прп. Зосимы Верховского.
Прижизненный портрет Прп. Зосимы Верховского.
Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет. Захария служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Будучи дворянином, имел наследственные земли и деревни. Собирался уже и жениться. Однако, тайный голос совести сильно тревожил его в глубине сердца. И однажды, как рассказывал впоследствии сам отец Зосима, когда проезжал он верхом мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукою толкнул его в грудь и так сильно, что он пошатнулся на лошади, в то время внятно услышав слова: «Ты сам пойдешь в монахи.»

В это время Промысл Божий привел брянских отшельников под водительством иером. Адриана в близлежащие от родного дома Захарии Рославльские леса. Посещение пустынников произвело на Захарию ошеломляющее впечатление, которое не могли затмить потом уже ни богатство и беспечность помещичьей жизни, ни блеск столицы. К весне 1789 г. он отдал все свое имение родственникам, вышел в отставку и явился к рославльским пустынникам с намерением остаться там навсегда. Но умудренные опытом старцы отправили его сначала научиться смирению и послушанию в монастырь на Коневец, где в то время жил их наставник о.Адриан. Под неусыпным оком этого великого подвижника, ученика прп. Паисия Величковского, и начал юный Захария свой монашеский путь в Коневском монастыре (на Ладожском озере). Там он был пострижен с именем Зосима. Его отшельническая жизнь вдали от монастыря в уединенной келии проходила под руководством старца Василиска. Только по субботам вечером приходили они в монастырь на Всенощное бдение, а в воскресение, после Литургии и братской трапезы, снова удалялись на свое безмолвие. Но даже этого уединения стало им вскоре недостаточно. И когда духовный отец их Адриан отпущен был священноначалием на покой в Московский Симонов монастырь, подвижники испросили дозволения искать себе более глубокую пустыню. В 1799 г. они покинули о. Коневец. Много исходили они дорог и весей, несколько раз пытались попасть на Афон, но Божий промысел привел их в конце концов в дебри сибирских лесов, в пятидесяти верстах от Кузнецка. Мироощущение христовых подвижников передано ими самими с предельной ясностью в таком высказывании: «За что нам чаять от Бога, по смерти, воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живем во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Св. Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного. Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовым дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен, и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, все зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией.»

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Угловая башня и колокольня.
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Угловая башня и колокольня.
Двадцать лет прожили пустынники в своих лесных келейках посреди дикого сибирского леса, восходя постепенно от силы в силу. Наконец пришло время воли Божией поставить светильники сии на свешники, да светят многим. 

К концу 1810-х гг. стали притекать под окормление старцев Василиска и Зосимы также и женщины. Не посмели отцы отказать страждущим душами. Так в близлежащей д. Сидоровка получила свое начало женская общежительная община. Вскоре о.Зосиме удалось исхлопотать в Св.Синоде пустующий Свято-Николаевский монастырь в г. Туринске. здесь в 1822г. возникла первая женская обитель, устроенная с.Зосимой по благословению старца Василиска[1] и при содействии Святителя Филарета Московского.

Старец Зосима имел особенный дар не строгостью и принуждением, но отеческой любовью и собственным примером разогревать сердца к подвигам монашеским. Сюда о.Зосима привез и своих осиротевших племянниц Варвару и Матрону, получивших в постриге имена Вера и Маргарита; им суждено было стать его верными духовными дочерьми, сумевшими продолжить монашеское делание и управление будущей подмосковной обителью.

Вскоре, однако, в Туринском монастыре начались нестроения из-за страсти любоначалия, овладевшей некоторыми её насельницами. Осенью 1825 г. старец Зосима приехал в Москву и нашел теплый прием у святителя Филарета. Зимой прибыли те 22 сестры, которые не захотели оставаться без руководства старца. Поначалу это стадо Христово приютила у себя в доме Мария Семеновна Бахметева. А затем отдала в их распоряжение часть земли на своей даче в Верейском уезде[2]. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы сестры встретили молитвой во вновь отстроенных келейках. Новая обитель, названная старцем Одигитриевской, стала впоследствии Троице-Одигитриевским монастырем. А датой основания её можно считать 21 нояб. (4 дек н.ст.) 1826 г.

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Литография XIX века.
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Литография XIX века.
Позднее г. Бахметева призналась о.Зосиме, что незадолго до его приезда из Сибири она по необъяснимым причинам приобрела и благоустроила совершенно не нужный ей участок земли, где и расположилась община. Лишь теперь стало ясно действие Промысла Божия, сподвигнувшего благочестивую женщину на приобретение участка. А старожилы расположенного неподалеку с. Рыжкова припомнили, что в 1812г., когда они прятали в здешних лесах от поругания чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, то однажды какой-то седой старичок, проходя мимо них , сказал: «Матерь Божия прославит здесь имя своё.» Они тогда еще удивились, откуда взялся и куда пропал этот старичок, т.к. место это непроходимое, лесное и болотистое?

Много потрудился старец Зосима над устроением духовной жизни насельниц, а когда основные дела по обустройству новой пустыни были окончены, он позволил себе удаляться на пять дней в неделю на безмолвие, приходя к сестрам лишь в субботу и воскресенье. Около своей келии в лесу старец вырыл колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, с верою прибегающих к нему. Блаженная кончина старца последовала 24 окт. 1833 г. Незадолго до смерти он принял схиму. Позднее, в 1838 г. над его могилой возвели храм, посвященный согласно завещанию старца Живоначальной Троице. Сама М. С. Бахметева под конец жизни не покидала пустыни. Здесь она скончалась 13 дек. 1839 г. и была похоронена около алтаря Троицкого храма.

Семен Логгинович Лепешкин, благодетель Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни
Семен Логгинович Лепешкин, благодетель Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни
По ходатайству митр. Филарета в 1841 г. было утверждено общежитие, и первой его настоятельницей стала матушка Вера (Верховская). Храм и все необходимые постройки в обители возвел Семен Логгинович Лепешкин[3], начавший помогать общине еще при жизни старца. Горячее участие в устроении храма и затем обители принимали грузинские царевна Тамара и царевич Ираклий. В 1852 г. над западными вратами на пожертвованные средства был возведен второй храм обители – Одигитриевский. В это же время С. Л. Лепешкин с другими благодетелями начал расширять Троицкий храм двумя приделами; 1 окт. 1855г. его освятил митр. Филарет в сослужении с оптинскими старцами Макарием (Ивановым), Антонием и Моисеем (Путиловыми)[4]. При расширении храма могила М. С. Бахметевой подошла под жертвенник южного придела. А колодец, что был устроен на месте келии старца, подошел под стену храма, но был сохранен и перекрыт сводами; к нему были устроены белокаменные ступени. Впоследствии под полом южного придела были похоронены первая игуменья монастыря матушка Вера и первая схимонахиня обители Маргарита – племянницы старца Зосимы[5].

С. Л. Лепешкин скончался 10 авг. 1855 г. Колокольню закончили строить его сыновья, и 22 июля 1857 г. во 2 ярусе колокольни был освящен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Указом Св. Синода от 22 марта 1856 г. община была преобразована в монастырь. Многие из первых пострижениц обители были духовными дочерьми игум. Антония (Путилова). Духовная связь с Оптиной была очень тесной. Документы того времени рисуют нам картину духовного процветания Зосимовой пустныни. Так, еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков) писал к еп. Полоцкому Савве (Тихомирову)[6] 24 окт. 1866г.: «…Был в Зосимовой пустыни и понял, почему вы были так расположены к Святой этой обители. Таковых бо есть Царство Божие и они хранимы Богом для распространения на земли даров благодати Божией.» А благочинный уездных монастырей Московской епархии архим. Пимен (Мясников)[7] в своем отчете 1870-х гг. отозвался об обители так: «Одигитриевская Зосимова пустынь, благодаря Господа, находится в самом цветущем положении. Настоятельница игумения Афанасия[8], опытная в духовной жизни, служит для всей обители назидательнейшим примером. Рачительность по церкви и соблюдение устава истинно примерное, трапеза весьма хорошая, в рукоделиях и трудах старание неусыпное, исполнение добросовестное. Зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца Зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне еще неослабно в ней обитает.»

Преподобнописповедница Афанасия, последняя игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни
Преподобнописповедница Афанасия, последняя игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни
В 1917г. обитель, как монастырь, была закрыта, но насельницы не выселены. В 1920 г. они организовались в сельхоз.артель и сумели продержаться еще восемь лет. Богослужения в храме продолжались. Тяжелейший труд управления артелью, в которой до конца сохранялся внутренний монастырский уклад, понесла последняя игуменья Афанасия (Лепешкина), внучатая племянница С. Л. Лепешкина. Даже в суровые 1920-е гг. монашеское служение оставалось на высоте. Врач М. М. Мелентьев из Алабино вспоминал: «Сколько раз бывал я в монастыре, в его тихой ограде, на его вечерних и утренних службах. Бывал с наслаждением и уважением к женщинам, создавшим чинное благолепие церковного служения, крепкую рабочую общину, широкую благотворительность, благородное и благотворное влияние на окружающее крестьянское население. В монастыре было до 200 человек сестер, в том числе 60 беспомощных старух. Всех их нужно было прокормить, отопить, одеть, обуть. Только последние три-четыре года (перед закрытием в 1929 г) монастырь, после революционных потрясений, вновь оправился и перестал голодать. Но счастье это было непрочным. Политика и в центре, и на местах клонилось к новым и новым ограничениям монастырских порядков, и нужны были бдительность, неусыпность и внимание, чтобы как-то держаться, как-то спасаться, как-то лавировать.» Последний известный нам документ -- Список трудовой земледельческой артели «Зосимова пустынь» в протоколе Волостной избирательной комиссии от 11 дек. 1928 г. по вопросу лишения избирательных прав - всех 166 насельниц. Но в нем уже не фигурируют ни игуменья Афанасия (Лепешкина), ни послушница Евдокия Бучинева, которые, как известно, после роспуска артели жили в Алабино, в мае 1931 г. были арестованы и сосланы на пять лет в Казахстан, куда направлены этапом. По свидетельству того же М. М. Мелентьева, «на второй день по приезде на новое местожительство скончалась игумения Афанасия (память 12 мая). На следующий день скончалась Дуня. Их погребли в одной могиле.»

Некоторые насельницы обосновались в окрестных деревнях, служили в ближайшем храме с. Руднева. Многие были сосланы. Но и после ссылок, возвращаясь, оставались верны служению Богу, монашествовали в миру. Могилы таких зосимовских трудниц известны в Боровске.

На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом. Храм продолжал действовать как приходской, но в 1933 г. его закрыли и переоборудовали под клуб. Сохранились известия, что священники Михаил Виноградов и Дмитрий Розанов были репрессированы. Св. мощи старца Зосимы перезахоронили на кладбище, не отметив могилы. Во время Отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. Вскоре после войны разобрали на кирпич надвратный Одигитриевский храм. Очень знаменательно, что наступление немцев было остановлено именно перед монастырем – в Наро-Фоминске шли настоящие бои, а к святому месту враг не подошел.

В 1967 г. на территории обители разместился пионерский лагерь для детей сотрудников московского метрополитена. Колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. Но… настала пора собирать камни, разбросанные в безбожные советские времена.

Инициатором возвращения монастыря Православной Церкви выступила праправнучатая племянница старца Зосимы Людмила Александровна Верховская[9].

В 170-летний юбилей Зосимовой пустныни. 7 дек. 1996 г. состоялся водосвятный молебен и лития в Троицком храме бывшего монастыря, а под праздник иконы Божией Матери Одигитрии, 9 авг. 1997 г. – молебен на месте отшельнических подвигов схимонаха Зосимы, около Отчина колодца. Оба молебна возглавлял благочинный церквей Наро-Фоминского округа прот. Александр Сложеникин в сослужении нескольких священников этого же благочиния и настоятеля Казанского храма с. Хмелита Вяземского р-на иером. Даниила (прибывшего с родной для старца Зосимы Смоленщины).

Икона Прп. Зосимы Верховского.
Икона Прп. Зосимы Верховского.
По представлению нового благочинного церквей Наро-Фоминского р-на о. Георгия Ашкова на заседании Комиссии по канонизации святых 15 сент. 1999 г. было принято решение о причислении к лику местночтимых святых пустынника схимонаха Зосимы, духовного писателя, прожившего 30 лет на безмолвии и затем основавшего два монастыря. 11 окт. 1999 г. это решение утвердил Святейший Патриарх Алексий II.

В 1999 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия на территории возвращенной обители открылось подворье Московского Новодевичьего монастыря. В конце октября сюда прибыли первые насельницы, возглавляемые настоятельницей подворья монахиней Еленой (Коньковой) и сумели в течение недели подготовить праздник в день памяти старца Зосимы, 6 ноября.

Праздник начался литургией в Троицком храме, возглавлявшейся еп. Видновским Тихоном. Потом была трапеза на сто пятьдесят человек, организованная при содействии местной администрации. Назначенный вскоре молодой священник о. Александр Суворкин организовал регулярные службы в Троицком храме по монастырскому уставу, без опущений.

И потянулись люди из окрестных селений к святой обители. А неутомимый батюшка Александр пошел на требы к больным, не оставляя без внимания ни одной просьбы.

К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось лебединой песней для незабвенной матушки Серафимы (Чичаговой), первой игуменьи Новодевичьего монастыря с момента его возобновления. 16 дек. 1999 г. ее не стало. Но дело матушки не пропало. Ее духовная дочь и ученица монахиня Елена, насельницы пустыни, многочисленные благодетели, администрация района – все принимали посильное участие в восстановлении обители.

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь.
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь.
7 марта 2000 г. Св. Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. 9 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, было совершено торжественное открытие возобновленного монастыря. В обитель прибыл митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. При совершении Божественной литургии ему сослужили Преосвященные еп. Илиан и еп. Видновский Тихон, а также многочисленное духовенство Московской епархии. Не случайно праздник возрождения обители совпал с днем памяти Прп. Иоанна Лествичника: восходя от силы в силу, подымается по лествице добродетелей еще одна обитель земли Московской, собирая по молитвам старца Зосимы в своих стенах тех, кто, избегая соблазнов мира, решил послужить здесь ближним своим любовью и молитвой.

23 июля 2000 г. торжества по прославлению в лике святых прп. Зосимы возглавили высокопреосвященнейший Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Ему сослужил собор архиереев: архиеп. Можайский Григорий, еп. Илиан, еп. Угличский Иосиф, еп. Видновский Тихон; настоятели монастырей, священники Наро-Фоминского благочиния. На празднике были настоятельницы обителей Московской епархии и гости из других епархий. Накануне, после всенощного бдения, был отслужен Парастас. Перед началом Божественной литургии последний раз отслужили панихиду по почившему в Бозе отцу Зосиме. На малом входе состоялось само прославление. При пении тропаря и кондака воспарила над присутствующими огромная икона преподобного, изображающая основателя обители, стоящего в полный рост на фоне монастыря.

На торжественной трапезе гости особо отметили факт почитания прп. Зосимы в самых разных уголках православного мира: на Смоленщине, в Екатеринбурге, на Кипре, в Сев. Калифорнии. Святой старец слышит всех обращающихся к нему в молитвах.

Преподобный отче Зосимо, моли Бога о нас!

Храмы:

  1. Соборный, во имя Живоначальной Троицы (1838г. Расширен и освящен 1 окт. 1855 г. с устройством приделов: южн. – во имя прпп. Зосимы Соловецкого и Симеона Персидского; сев. – во имя прп. Марии Египетской)
  2. Во имя Иконы Божией Матери Одигитрии (1852 г., разобран после ВОВ)
  3. Во имя Рождества Иоанна Предтечи (надвратный, во 2 ярусе колокольни, освящен 22 июля 1857 г. Не действует.)

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Колодец.
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Колодец.
Источники:

  1. На территории монастыря
  2. Так наз. «Отчин» колодец – в 3 км от обители и в 500 м от ж/д платформы «240 км».

Адрес: 209844, Московская обл., Наро-Фоминский р-н, п/о Кузнецово, монастырь

Телефон (234) 6-39-44

Проезд:
  1. До ст. Бекасово-центральное Окружной ж/д (68км) с Киевского вокзала эл/поездом на Кресты, далее пешком 2 км;
  2. По Киевскому шоссе, до указателя на Яковлевское, далее до правого поворота у храма с. Руднева (6 км), далее 4 км.
 
Город НАРО-ФОМИНСК

г. Наро-Фоминск. Никольская церковь.
г. Наро-Фоминск. Никольская церковь.
Расположен в 70 км к ю.-западу от Москвы на р. Наре (левый приток р. Оки). На месте современного города существовало село, образованное в 1864г из двух поселений, расположенных на обоих берегах р.Нары: 1) с.Фоминское – известно с 1328 г., до XVI в. – оборонительный форпост на дальних подступах к Москве, в XVI-XVIII вв. – вотчина кн. Барятинских; 2) д. Малая Нара – вXVII-XVIII вв. вотчина Саввино-Сторожевского монастыря. В октябре 1812 г. французская армия, отступавшая к Малоярославцу, заняла Фоминское, в местной церкви ночевал Наполеон. Город с 1926 г.. 1-5 дек. 1941 г. был центром Наро-Фоминской оборонительной операции. Освобожден 26 дек.

В 1852 г. на высоком берегу р. Нары вырос Никольский собор, возведенный в честь сорокалетия победы в войне 1812 г. (Приделы: сев. – во имя вмч. Георгия Победоносца; южн. – во имя иконы Божией Матери «Троеручица»). Именно здесь, у стен собора в дек. 1941 г. были остановлены немецко-фашистские войска. Закрытый в февр. 1930 г., собор вновь стал действующим с 1990 г. Сегодня здесь находятся великие святыни: часть св. мощей прп. Варнавы Гефсиманского[10], икона сщмч Петра Воронежского (Зверева)[11] с частицей его мощей; икона прп. Иова Анзерского Голгофского[12] с частицей его мощей.

В 2002 г. Никольскому собору исполнится 150 лет. Предполагается его капитальная перестройка (в частности, возведение трапезной).

Проезд: до ст. Нара Киевской ж/д (70 км). Киевское шоссе.

 
ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в селе КАМЕНСКОЕ

Село Каменское. Никольская церковь
Село Каменское. Никольская церковь
Этот древнейший храм Подмосковья (серед. XIV в.) расположен в 18 км к ю.-востоку от Наро-Фоминска, на берегу р. Нара в с.Каменское, известном с 1328 г. Белокаменный, одноглавый, бесстолпный, трехапсидный храм является уникальным образцом раннемосковского зодчества. В 1930-ые гг. храм был разорен и закрыт. Богослужения возобновились с 22 мая 1999 г.

Проезд: До ст. Нара Киевской ж/д. Далее авт. до ост. Каменское. Киевское шоссе.

 
ПОКРОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ МОНАШЕСКАЯ ОБЩИНА в селе ЮДАНОВКА
(патриаршее подворье)

Село Покровское Подольского района. Покровская церковь.
Село Покровское Подольского района. Покровская церковь.
Расположена в 58 км к юго-зап. от Москвы близ пос. Вороново. Здесь выстроен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт. Николая Чудотворца и апп. Петра и Павла. При общине существует летняя дача детского приюта, расположенного в Москве при ц. Вознесения Господня на Люсиновской ул.

Настоятельница общины монахиня Алексия (Деменева)

Адрес: Московская обл., Подольский район, с. Юдановка (Покровское)

Проезд:

  1. От ст. м. «Теплый Стан» авт. до пос. Вороново (59 км), далее авт. № 36 до с. Юдановка или авт. № 28 до поворота на Юдановку, далее пешком 1,5 км
  2. До ст. Подольск Курской ж/д, далее автт. № 36, 28
 
Город РУЗА.

Город Руза. Собор в честь св. вмч. Димитрия Солунского.
Город Руза. Собор в честь св. вмч. Димитрия Солунского.
Расположен в 110 км к западу от Москвы на высоком берегу р. Руза (приток р. Москвы), в 22 км к сев.-зап. от ж/д ст. Тучково.

Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты (1328 г.). принадлежала Звенигородскому княжеству, в 1462-1504 гг. входила в состав Волоцкого княжества, в 1504-1533 гг. – в удел дмитровского кн. Юрия Ивановича, затем – в состав Московского государства.

Была городом-крепостью, охранявшим с запада путь к Москве (сохранились мощные земляные валы). В 1618 г. выдержала осаду польско-литовских войск королевича Владислава. С 1781 г. – уездный город Московской губернии.

Город Руза. Храм Покрова Пресв. Богородицы.
Город Руза. Храм Покрова Пресв. Богородицы.
Вероятно, уже в конце XV в. в городе, на посаде существовал Георгиевский (Егорьевский) мужской монастырь. Он располагался на сев.-зап. окраине города, на левом берегу р. Городенки, за ныне существующим храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Впервые упоминается в 1503 г. Сохранились упоминания об игуменах м-ря Мисаиле (1503 г.) и Иоакиме (1552 г.). В 1611 г. Руза была захвачена «литовскими людьми», которые сожгли монастырь. В 1713 г. помещик Богдан Анфиногенович Челищев построил в с. Комлево (в 6 км сев.-западнее Рузы) деревянный храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом св. вмч. Георгия – в память о монастыре. К сожалению, другой владелец Комлева выстроил в 1802 г. новый каменный храм, уже без Георгиевского придела. Этот храм в полуразрушенном виде дошел до наших дней.

Сохранились сведения начала XVII в. о Троицком на Копыльце муж. монастыре. Он располагался в 2,5 км к югу от города, на правом берегу р. Рузы, там где она делает крутую излучину, у края нынешнего леса, близ дер. Лукино. В 1628 г. опись сообщает: «Копылецкий Троицкий монастырь разорен литовскими людьми, храм Живоначальной Троицы стоит пуст, непокрыт, ветх, и в храму образы и царские двери полиняли». А в описи 1685 г. читаем: «Троицкого монастыря церковная земля, в Городском стане: церковного места и кладбища, где был Троицкий монастырь на Копыльце, на берегу р. Рузы, на горе …». В 1697 г. земли обители были отданы Николо-Перервинскому монастырю (см. выпуск 1 с. 7).

Проезд:

  1. До ст.. Тучково Белорусской ж/д (78 км), далее авт. 22 км
  2. От Москвы авт. (автостанция у м. Тушинская, тел. 490-24-24) до Рузы (110 км) Минское шоссе
 
ХРАМ во имя ПРЕОБРАЖЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ в селе СПАС-ПРОГНАНЬ

Село Спас-Прогнань. Храм в честь Преображения Господня.
Село Спас-Прогнань. Храм в честь Преображения Господня.
В 90 км от Москвы и в 5 км от ж/д ст. Балабаново, в живописной местности на спуске к р. Истье (приток Нары), расположено село Спас-на-Прогнаньи (Спас-Прогнань). Оно находится на полпути между Тарутиным и Боровском. С этими местами связано одно из важнейших событий Отечественной войны 1812 г. – вынужденный отход наполеоновской армии с новой калужской дороги на старую разоренную смоленскую. Согласно преданию, в память об избавлении от нашествия иноплеменных село и получило такое название. В действительности же это название упоминается еще в писцовой книге 1613 г.: «Преподобного отца Пафнутия вотчина … погост Прогнани, а в нем храм во имя Преображения Господа нашего древен (т.е. деревянный – сост.)». Возможно, в Смутное время отсюда были изгнаны незванные гости - поляки и литовцы. Ныне существующий храм построен в XVIII в. предками П. Л. Чебышева[13]. При храме сохранился склеп Чебышевых.

Рядом с храмом могилка старца Амвросия Балабановского, одного из последних носителей духа благословенной Оптиной.

Старец Амвросий (в миру Василий Федорович Иванов) родился 2 янв. 1879 г. в с. Копыл Ростошенской волости, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его земляками по Тамбовскому краю оказались прпп. Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и Силуан Афонский. Семья о.Амвросия (мать – крестьянка, отец – солдат) отличалась глубоким благочестием. Сестра его матери подвизалась в Таволжском монастыре, два брата монашествовали: один в Оптиной, другой – в Сарове. Особую роль в религиозном воспитании старца сыграла его мать, великую любовь к которой он пронес через всю свою жизнь.

Когда Василию было восемь лет, родители взяли его с собой в Оптину, где он получил благословение старца Амвросия. Именно тогда ему было предсказано, что он станет подражателем и преемником по духу величайшего Оптинского старца.

Село Спас-Прогнань. Старец Амвросий (Иванов).
Село Спас-Прогнань. Старец Амвросий (Иванов).
После смерти отца и трех сестер Василий по благословению матери поступил в Оптину пустынь, где основным его послушанием стало клиросное. Позднее, на вопрос духовных чад, было ли какое искушение в монастыре, старец ответил, что было сильное искушение: «пять лет спать хотел, а потом привык». Василий застал в Оптиной великих ее старцев: прпп. Иосифа, Анатолия, Нектария, Варсонофия, - являвшихся наследниками духа прп. Амвросия. Юноша прожил здесь с 1897 по 1904 гг. На даровитого послушника обратил внимание о.Венедикт (Дьяконов), бывший секретарь и помощник прп. Амвросия. Когда архим. Венедикта назначили настоятелем Пафнутьева-Боровского монастыря, он попросил Калужского владыку о переводе Василия к нему на послушание регента. Прозревая в будущем монахе достойного продолжателя дела старчества, о.Венедикт постриг Василия 11 марта 1911 г. с наречением имени Амвросий. 1 мая 1911 г., на память прп. Пафнутия Боровского, о.Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а ровно через год – в иеромонаха.

В мае 1923 г. монастырь был закрыт и о.Амвросий перешел служить в с.Иклинское. в 1930-1933 гг. он отбывал ссылку. Когда же в 1942 г. иклинский храм погиб, Господу угодно было определить батюшку в с.Спас-Прогнань, в ц. Преображения Господня. С 1 марта 1942 г. и до последних дней своей жизни великий старец молился в этом храме.

Известно множество случаев благодатной помощи и чудесных исцелений, происшедших по молитвам угодника Божия. Однажды один из глубоко уверовавших в старца людей приехал к нему с просьбой помолиться о смертельно заболевшей матери. Когда ему разрешили зайти в комнату старца, он застал батюшку лежащим на кровати в камилавке и в валеночках, глаза его были прикрыты. Постояв на пороге некоторое время, посетитель подождал, не изменится ли что-нибудь, но все было по-прежнему. Тогда, не желая беспокоить старца, приехавший поклонился и вышел. Уповая на Господа, он отправился домой. А через три дня на удивление всем его мать совершенно поправилась. Удивительна была эта встреча двух смирений, совсем обошедшаяся без слов.

Обычно о.Амвросий наставлял своих детей: «Не забывайте Бога, и Бог вас не забудет». Батюшка наизусть знал всю Псалтирь, имел особенную молитву к Царице Небесной.

Постриженица батюшки мать Афанасия вспоминала, что однажды «пришла странница, прошла по сторожке и говорит: «А я здесь открою монастырь». Я ее спрашиваю: «Мать, а ты кто такая есть?» А она так потянулась и отвечает: «Я? Я – Всемогущая» И вышла. А мне подумалось: кто же это был? Пошла за ней, а ее нет нигде». Как тут не вспомнить: «…К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей помощнице, сами себе и весь живот наш предадим …» Эти слова из молитвы Покрову Божией Матери, икона Которой находится справа от алтаря.

Село Спас-Прогнань. Старица схимононахиня Серафима (Шошина).
Село Спас-Прогнань. Старица схимононахиня Серафима (Шошина).
Под благодатный покров молитв старца собирались люди. Именно на такой основе внутреннего соглашения и сложился тайный женский монастырь в миру, игуменьей которого являлась духоносная старица схимон. Серафима, восприемница более 800 (!) монахинь. На совершение постригов в эти годы гонений на Церковь старец имел благословение двух патриархов – Московского и Иерусалимского.

Однажды, по некоему доносу, что он совершает монашеские постриги, к нему приехала женщина-инспектор. На ее вопрос, правда ли, что он это делает, батюшка ответил: «Всех постригаю, и из райкома тоже. Мать, тащи ножницы, сейчас постригать буду!» Господь так устрашил женщину этими словами, что она почти бегом покинула старца, с тем его и оставили в покое.

Понимая, как бывает тяжек жизненный крест болезней и скорбей, заменивший христианам последних времен строгость подвигов прежних христиан, старец был полон жалости к «малым сим». Он не налагал тяжелых епитимий. Двум сестрам на вопрос: «Батюшка, вот мы теперь монашки. Что нам теперь есть-то?» - ответил: «Все ешьте по-маленьку, только людей не ешьте».

Батюшка имел благословение отчитывать бесноватых. И даже после его смерти они рычат на могиле старца, но затихают его молитвами. У Господа нет случайностей: день кончины батюшки (15 окт. по н.ст.) совпал с празднованием сщмч. Киприана и мц. Иустинии, особенно подвизавшихся в подвиге против нечистой силы.

Село Спас-Прогнань. Крест на могиле старец Амвросия (Иванова).
Село Спас-Прогнань. Крест на могиле старец Амвросия (Иванова).
Один из батюшкиных чад (впоследствии иерей) как-то похвастался, что родился на Покров. На что старец с улыбкой заметил: «Родиться на Покров – это что? А ты вот умри в Покров!» Слова эти вспомнились ему, когда на второй день Покрова батюшки не стало. Он перешел в Жизнь Вечную 15 окт. 1978 г.

Еще при жизни старца некоторые из его чад ездили в Дивеево (до открытия там монастыря). Они посетили там старицу Евдокию, бывшую насельницу этой обители. Ей показали фотографию отца Амвросия, она взглянула, перекрестилась и сказала: «Это преподобный».

Настоятель храма иеромонах Никифор (Коженков) 

Храмы:

  1. В честь Преображения Господня (XVIII в.) с приделами влмч. Георгия Победоносца и Благовещения Пресвятой Богородицы
  2. В колокольне храм во имя прп. Пафнутия Боровского (не действует, в советские годы здесь был музей математика Чебышева). Колокольня построена на месте, где была когда-то часовня.

Источники:

  1. Казанской иконы Божией Матери (от храма 500м).
  2. Георгиевский (был у пруда, ныне местонахождение неизвестно)

Святыни:

  1. Могилка старца Амвросия (справа от входа в храм)
  2. Мироточивая икона прп. Пафнутия Боровского

Адрес: 249002 Калужская область, с. Спас-Прогнань, храм

Проезд:

  1. До ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км), далее пешком по проселочной дороге 5 км
  2. Авт. От ст. м. Юго-Западная на пос. Курилово до ост. «пионерлагерь Метрополитен», далее пешком 4 км

[1] Скончался 29 дек. 1824 г. и погребен около соборного храма Туринского монастыря. Отец Зосима составил книгу Жития своего почитаемого старца. См.: Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писана учеником его Зосимою Верховским), изд. Оптиной пустыни. М. 1849г. Ныне готовится канонизация Василиска Сибирского.
[2] К началу XX в. обитель будет располагать 600 десятинами пожертвованных лесных и огородных угодий.
[3] Московский купец 1 гильдии. В 1824-26 гг. заново выстроил на свои средства храм св. Троицы в Вишняках. В 1830 г. возвел на Даниловском кладбище храм свв. Херсонских Чудотворцев и две богадельни. В 1833 г. возведен в потомственное почетное гражданство.
[4] В 1996 г. прославлены в лике Оптинских святых.
[5] Игум. Вера скончалась 24 нояб. 1868 г. Схимонахиня Маргарита скончалась 27 июля 1859 г. в 1850-е гг. в обитель поступили их племянницы Мария и Екатерина. Мария, в монашестве Магдалина, стала третьей игуменьей монастыря (1881-1901гг.)
[6] Оба в свое время состояли викариями Московскими, в связи с чем неоднократно посещали пустынь.
[7] Сменил в 1871 г. в этой должности Трицкого архим. Антония (Медведева). Оба неоднократно посещали пустынь. В 2000 г. прпп. Пимен и Антоний причислены к лику святых..
[8] Матушка Афанасия (Качалова), вторая игуменья Зосимовой пустыни (1868-1881). Приняла постриг по благословению прп. Антония Оптинского.
[9] Ныне Л. А. Верховская, в постриге матушка Зосима, является насельницей возрожденной пустыни.
[10] Прп. Варнава Гефсиманский (Василий Ильич Меркулов, 24 янв. 1831—17 февр. 1906 гг). Юные годы будущего подвижника прошли в с. Наро-Фоминском. В 1851 г. по благословению матери поступил в Троице-Сергиеву Лавру, в Гефсиманский скит. Его первый духовный наставник, старец схимонах Григорий перед смертью открыл ему волю Божию: им должна быть устроена женская обитель. Пострижен в монашество 20 мая 1866 г., рукоположен во иеродиакона 29 авг. 1871 г., в иеромонаха – 20 янв. 1872 г. Широкая известность в народе побудила наместника Лавры архим. Антония (Медведева) утвердить его в звании народного духовника пещер Гефсиманского скита. В 1890 г. о. Варнава был назначен братским духовником. Исполняя заветы старцев, с полным самоотвержением служил людям до конца своей жизни. Имел дар прозорливости. Одним из главных подвигов старца стало дело создания и всестороннего окормления им Выксунского Иверского женского монастыря в Нижегородской губ. Именно в нем старец и преставился во время совершения таинства исповеди. Был похоронен за алтарем пещерного храма Гефсиманского скита. С окт. 1970 г. честные останки старца пребывали на Северном городском кладбище Сергиева Посада (до 1991 г. – Загорск).
[11] Сщмч. Петр Воронежский (Василий Константинович Зверев) род 18 февр. 1878 г. в семье московского протоиерея. После окончания историко-филологического факультета Московского университета поступил в Казанскую Духовную Академию; во время обучения в ней принял монашество. В 1919 г. архим. Петр был рукоположен в епископский сан. Занимал викарную Балахнинскую и Воронежскую кафедры, позднее был еп. Старицким. Владыка служил по афонскому чину, строго придерживался церковного устава. Был очень любим народом, который непрерывным потоком шел к своему пастырю. Во время содержания под следствием служащие при его появлении невольно обнажали головы и, даже сговорившись между собой не снимать шапок, не выдерживали. В 1926 г. еп. Петр в очередной раз был арестован и сослан в Соловки, где через два года мученически скончался (был заморожен). Память 7 февраля.
[12] Прп. Иов (в схиме Иисус) Голгофский, Соловецкий чудотворец (Иоанн Иоаннович. 1635 – 6 марта 1720гг.). Родился в Москве в семье священника. Став иереем, большую часть своих доходов употреблял на милостыню. Некоторое время был духовником Петра I и членов царствующего дома. По ложному доносу в марте 1701 г. сослан в Соловецкий монастырь, где был пострижен с именем Иов. В 1702 г. переселился в Анзерский скит. В 1710 г. за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в схиму с именем Иисус. Около 1713 г. старец удостоился видения Пресвятой Богородицы, которая сама назвала место Своего явления «второй Голгофою», повелела поставить здесь церковь во имя Распятия Господня и устроить скит. Все это было исполнено около 1715 г. Кроме Петра I, царицы Прасковьи Федоровны, А. Меншикова, особенное попечение о ските имела царевна Мария Алексеевна. Гробница блаженного Старца находилась в теплом Успенском приделе Распятского храма, выстроенного в 1830 г. на месте старого.
[13] Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) – великий русский ученый, математик и механик с мировым именем, признанный авторитет в области артиллерийских наук. В Санкт-Петербурге создал всемирно известную математическую школу. В Преображенском храме устроил придел в честь своего небесного покровителя – прп. Пафнутия Боровского.

Юрий Крестников

14 / 07 / 2005





Смотри также:

    Встреча с Православием 
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
    Возвращение в Китай


    Величие святой простоты. Часть 2

    Величие святой простоты. Часть 1

    «Христианину остается скорбеть и терпеть»

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Начало Второй мировой войны


    Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

    София казахстанская

    Придел преподобного Александра Свирского снова действует

    Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Храм великомученика Никиты на Старой Басманной

    Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2

    Трансляция в формате RSS 2.0