Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
 

Аскольдова Могила: взгляд через столетья

Свято-Никольский храм на Аскольдовой могиле
Свято-Никольский храм на Аскольдовой могиле
В начале 90-х годов все мы стали свидетелями беспрецедентных межконфессиональных конфликтов на территории нашей страны. Сотни православных храмов Западной Украины были насильственно отняты у верующих и обращены в униатские. Представители ультранационалистических группировок называли эти силовые акции «восстановлением исторической справедливости», ведь именно православным общинам достались храмы, оставшиеся после ликвидации УГКЦ в 1946 г. Однако вскоре греко-католики овладели некоторыми исконно православными церковными объектами, созданными усилиями русских меценатов и царского правительства, к которым относится и киевский Свято-Никольский храм на Аскольдовой могиле. Незаконно переданное униатам имущество стало основой для активного прозелитизма на православной земле Матери городов русских, а вопиющее нарушение прав верующих УПЦ осталось практически незамеченным. Называя себя «преемниками древней киевской Церкви» и претендуя на духовное лидерство в нашей стране, греко-католики значительно искажают отечественную историю, и зачастую покушаются на общерусские святыни. Между тем, подлинная история незаконно переданного в 1995 году униатам киевского Свято-Никольского храма на Аскольдовой могиле, который всегда считался символом торжества Православия, доказывает несостоятельность подобных амбиций.

Создание этой церкви связано с именами киевских князей Аскольда и Дира, ходивших в 866 году войною на Константинополь. Царьград чудом избежал разрушения, а пораженные величием христианства князья незамедлительно крестились. В том же году, в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам Константинопольский патриарх, Фотий говорит, что россы, дерзнувшие напасть на Византию, уже исповедуют Христа. Константинопольский Император Константин Багрянородный также свидетельствует, что русский князь крестился в времена Царя Василия и патриарха Игнатия, т.е. к. 867 года. Вскоре на Руси появился первый православный епископ. С этого времени Русь числится 60-м архиепископством Константинопольского патриархата.

Позже, на месте погребения воспылавшего любовью к греческой вере князя Аскольда (во святом крещении Николая), христианка княгиня Ольга построила церковь. Здесь же первоначально была погребена и сама Великая княгиня (опасаясь языческой тризны, Св. Ольга завещала иерею Георгию тайно предать ее тело земле).

Исследователь киевской старины К.Шероцкий считает основателем храма христианина Олму, соорудившего помещение для тайных христианских собраний в то время, когда Владимир возрождал языческие культы. Впрочем, над западными дверями Никольского храма можно было прочитать, что «на сем месте церковь тайно существовала, устроенная христианами, от Андрея Первозванного апостола просвещенными». Как бы там ни было, киевские холмы всегда считались местом древнейшей на Руси христианской общины.

Во время археологических раскопок 1853 года в районе Аскольдовой могилы были обнаружены пещерные кельи ХІ века. Стены пещер украшали древние фрески. Когда-то в этом монастыре под влиянием сына приняла монашеские обеты мать преподобного Феодосия Печерского. Замечательно, что именно святой Феодосий стал первым русским обличителем латинских заблуждений. Сочинение «О вере крестьянской и о латинской», составленное в форме послания к великому князю Изяславу Ярославичу, известно в русских и восточнославянских списках. Творения преподобного Феодосия были любимым чтением образованных людей той эпохи, но особенное значение они приобретут позже — в годы католической и униатской экспансии.

Проходили столетия, а Аскольдову могилу по-прежнему венчали периодически обновляемые деревянные храмы. В XVI веке Аскольдова могила переживает тяжелое время. Пустынно-Никольский («Слупский») монастырь, к которому относилась эта старинная церковь, долгие годы считался богатейшей обителью Южной Руси. Но с конца XVI века благосостояние Никольской обители резко упало: здесь впервые появились униаты. Захватив монастырь, они не только разграбили имущество, но даже лишили его священных сосудов и церковных книг.

Только после воссоединения Малороссии с русским православным царством для киевских святынь наступили лучшие времена. Благочестивые цари и вельможи не только щедро одаривали древние киевские монастыри и храмы, но и часто строили новые. Со временем Киев стал подлинным центром народного паломничества, святой землей, увидеть которую было заветной мечтой каждого русского человека.

Показательно, что нынешний каменный храм на Аскольдовой могиле построен на средства воронежского городского головы и купца Самуила Никитича Мещерякова в память о супруге Александре, умершей во время богомолья в Киеве в 1809 году. Автором проекта стал ученик великих русских зодчих Баженова и Казакова архитектор Андрей Меленский. Не удивительно, что с точки зрения архитектуры храм представлял собою прекрасный образец русского (александровского) классицизма.

В 1847 году над церковью нависла угроза разрушения: из-за осунувшегося кургана в ее стене образовалась глубокая трещина. Тогда  храм был спасен только благодаря настойчивости русского царя. Будучи опытным инженером, гостивший в Киеве государь Николай I лично распорядился во что бы то не стало сохранить церковь для потомков, твердо возразив сомневающимся: «Ничуть падением не грозит, нужно немного поправки и церковь должна существовать!»

Великолепный иконостас Никольского храма был создан на средства участника Кавказкой войны, кубанского казачьего генерала Демидовского. В 1856 году была окончательно завершена роспись храма. Именно так, благодаря русским царям, генералам и купцам Киев украшался новыми храмами и монастырями, которые достаются в наши дни раскольникам и униатам.

Вокруг церкви находилось кладбище, где покоилось немало выдающихся людей, среди них — автор «мертвой петли» русский летчик Нестеров, профессор медицины Ф. Меринг, театральный деятель М. Соловцов, коллекционер В. Тарновский и другие.

Последняя дореволюционная реконструкция храма произведена в начале XX века и связана с именем известного всей России епископа-подвижника слепца Сильвестра Малеванского, умершего в 1908 году. В подвале Аскольдовой церкви был устроен храм Св. Сильвестра, жертвенник которого находился над могилой подвижника. Значительная часть сочинений этого тонкого знатока православной догматики посвящена богословской полемике с католическим Западом.

В 1934 году по распоряжению наркомпроса Украины В.П. Затонского (кстати, выходца с Западной Украины) захоронения вокруг церкви были ликвидированы, а сама церковь «перепрофилированна» под парковый павильон. В 1943 году здесь были похоронены советские воины, освободители Киева, прах которых позже перенесли в парк Вечной Славы.

Очень важно, что связанный с аскольдовым Крещением Руси храм является не только памятником благочестивой русской знати, но и заставляет вспомнить события 62-летней давности — освобождение Киева и Украины от немецко-фашистских захватчиков. Этот храм олицетворяет собою подлинную историю нашей Родины, неразрывное единство братских народов. Противопоставляя раскольнической и униатской пропаганде такое единство, мы обязаны возродить наши общие святыни, древние стены которых говорят о несостоятельности гибельных намерений Запада.


Андрей Широков

06 / 10 / 2005





Смотри также:

    Тематические подборки
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
    Возвращение в Китай


    Величие святой простоты. Часть 2

    Величие святой простоты. Часть 1

    «Христианину остается скорбеть и терпеть»

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Начало Второй мировой войны


    Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

    София казахстанская

    Придел преподобного Александра Свирского снова действует

    Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Храм великомученика Никиты на Старой Басманной

    Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2

    Трансляция в формате RSS 2.0