Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Православная библиотека
 

Письма к митрополиту Григорию

Призовите Бога в помощь: Сб. писем / Сост. иерод. Никон (Париманчук). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 800 с.: ил. — (Письма о духовной жизни) Григорий (Г. П. Постников, 1784–1860), в период переписки сначала архиепископ Казанский и Свияжский (1848–1856), а затем митрополит С.-Петербургский и Новгородский (1856–1860). В студенческие годы Григорий был любимым учеником митрополита Филарета. В казанский период жизни вел энергичную работу по переводу Священного Писания на татарский язык, проектировал учредить миссионерское высшее учебное заведение. Был искренним сторонником митрополита Филарета в вопросе о пользе перевода на русский язык книг Священного Писания.

Из книги Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.


Григорий (Постников), митрополит С.-Петербургский и Новгородский
Григорий (Постников), митрополит С.-Петербургский и Новгородский
Если в положении Церкви не все по желанию, по моему мнению полезнее жаловаться на себя, нежели на других. Много ли уважения оказал Василию Великому епарх? Но сие не препятствовало столпу Церкви поддерживать ее свод. Смиримся пред Тем, Который и малую имущим силу, но соблюдающим слово Его дает двери отверсты[1]. […]

23 апреля 1845 года

Вот сомнение, которое тесно было бы написать на рукописи. 14 статей велите Вы учить на память крестьянскому мальчику от 8 (если в сем возрасте вступить в училище) до 11 лет. Сомневаюсь в удобности. Одна статья: церковные заповеди, в книге Православного исповедания[2] наполняет пять листов, и так изложены, что мальчику не удобно выучить. При последнем пересмотре Катехизиса от меня требовали было, чтобы внести в него сии заповеди, и я написал было статью о сем, сократив их по возможности, но митрополиты Серафим и Филарет решили не вносить оный в Катехизис, потому что церковных заповедей не девять, а вся Кормчая книга заключает церковные заповеди; потому что девяти заповедей Церковь никаким постановлением не определила, а взяты они в книгу Православного исповедания из подражания латинским книгам; наконец, потому, что из десяти заповедей Божиих с большим убеждением для совести выводится то, что заключается в так называемых девяти заповедях церковных. Примечайте и в книге Православного исповедания, как они поставлены, в виде члена, не вошедшего в правильную организацию. Это заповеди, но поставлены не в статье о заповедях, а в Символе веры.

Не довольно ли, если крестьянин, став на молитву утром или вечером, прочитает Символ веры, молитву Господню, «Богородице Дево, радуйся», потом призовет Ангела Хранителя, кого-либо еще из святых и о своих нуждах попросит Бога, как душа скажет?

И не может ли случиться, что, приобучась читать много молитв на память, он более будет удовлетворяться молитвою памяти и менее вызывать молитву из своего сердца? […]

25 января 1851 года

Православная Российская Церковь прилежно молится о благочестивейших государях и о благоверном роде их. Со второй половины XVII столетия и в следующие потом времена воспоминание имен их в богослужении постепенно сделалось более прежнего полным и чаще повторяемым[3]. Сие можно видеть из прилагаемой при сем записке (О возношении имен благочестивейшего государя и благоверного рода его в православном церковном богослужении).

При благословении Божием, императорская фамилия возросла до 23 лиц. Сей ряд имен в царский день, при служении архиерея, на одной литургии с молебном (кроме вечерни и утрени или всенощной) возглашается 12 раз и еще 2 раза воспоминается в молитвах тайно. Уже прежде нынешнего времени некоторыми особами самой высочайшей фамилии замечаемо было, что частое повторение одних и тех же многочисленных имен без существенной нужды длит богослужение и не благоприятствует вниманию молитвы.

Настоит нужда помыслить о некотором сокращении, и для сего требуется не нововведение в богослужении, а возвращение к более простому порядку древних богослужебных книг.

В сем смысле составлена прилагаемая при сем записка. […]

30 июля 1857 года

Благодарю за внимание к писанному мною о молитвослове и о переводе Священного Писания. Граф А[лександр] П[етрович][4] примерно не разделяет нашего мнения по последнему предмету; и сего первою виною покойный владыка киевский[5]. Но если дело угодно Богу, люди не остановят его. Лучше ли, чтобы распространялся по России возвещенный в Лондоне печатным объявлением русский перевод Библии, в котором обещают для ясности уничтожить характеристические выражения и слова, как, например, апостол, завет, при каковом направлении конечно и догматы пощажены не будут?

Правда, что у нас и для православного народа нужны своего рода миссионеры. Но трудно устроить сие и образование к сему соединить в одно учреждение с миссионерством для нехристиан. Да поможет Вам Господь обрести лучшее и способное к верному исполнению. […]

1 апреля 1860 года

 


[1] Ин. 1, 30.

[2] «Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной» (1640) - Катехизис, составленный при митрополите Киевском (1632-1647) Петре Могиле. - Прим. сост.

[3]В отпечатанных в Москве Служебниках 1602, 1616, 1627 гг. молитвы за царей были только в ектениях. В XVI и XVII вв., когда царь лично присутствовал на литургии, его поминали без титулования («да помянет Господь Бог благородие (!) твое в Царстве Своем»). Поименное поминание царя, царицы и престолонаследника появилось только в Служебнике 1659 г., отредактированном при патриархе Никоне. (И.К.Смолич. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 2. - М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 424).

Характерен анекдот о том, как император спросил Московского митрополита, нельзя ли сократить утомительно длинное богослужение. «Можно, - тут же ответил старец. - Можно сократить на 15 минут, если уменьшить поминовение всей императорской фамилии». (А.И.Яковлев. Святитель Филарет в церковной и общественной жизни России // Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: ПСТБИ, 2003. С. 50). - Прим. сост.

[4]А. П. Толстой (1801-1873), граф, обер-прокурор Святейшего Синода (1856-1862). - Прим. сост.

[5]Митрополит Филарет (Амфитеатров). - Прим. сост.

 

Купить эту книгу можно
 
Святитель Филарет Московский
Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь"

11 / 07 / 2006





Смотри также:

    Интернет-журналВстреча с ПравославиемСретенский монастырь 
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Святитель Агафангел. Часть 2

    Святитель Агафангел. Часть 1

    Святоотеческое отношение к болезни

    Радуйся, земля Сиверская!

    Под Покровом Божией Матери

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Борьба за свободу Церкви


    Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
    Возвращение в Китай


    Величие святой простоты. Часть 2

    Величие святой простоты. Часть 1

    «Христианину остается скорбеть и терпеть»

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Начало Второй мировой войны


    Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

    Трансляция в формате RSS 2.0