Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
 

Происхождение религии

Из книги Ивана Андреева "Православная апологетика", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Моисей, получающий скрижали. Икона монастыря св. Екатерины (Синай)
Моисей, получающий скрижали. Икона монастыря св. Екатерины (Синай)
Рассмотрев отношения религии к нравственности, к философии, к науке и к искусству, мы видим, что религия представляет нечто гораздо более всеобъемлющее, чем все вышеуказанные проявления человеческого духа не только в отдельности, но и в общей их совокупности, ибо религия обнимает их в целостном единстве. Без религии все стремления человеческого духа не имели бы твердой опоры и ставили бы дух человеческий в безвыходные противоречия.

Стремление к истине без веры, что есть абсолютная истина, познание которой возможно через общение ума человеческого с Божественным разумом, превращалось бы в «дурную бесконечность» бесплодной погони за недостижимым или заканчивалось бы еще более бесплодным скептицизмом. Поэзия и другие виды искусства с их порывами к идеальному превратились бы в бесплодную игру мечтаний, если бы религия не убеждала людей в том, что высший идеальный мир действительно существует.
Нравственность без религии не вносила бы в жизнь людей никакого утешения, так как в живом общении с Богом человек получает высшие благодатные средства для нравственного роста и подлинного нравственного удовлетворения. Отсюда ясно, что религия не только не может быть заменена философией, наукой, искусством или одной нравственностью, но что, напротив, без религии все эти стремления лишились бы всякой основы.

Основа эта (сущность религии) – стремление к живому общению с Богом. Но откуда в нас это стремление? Этот вопрос приводит нас к проблеме происхождения религии.
Происхождение религии может быть предметом исторического, психологического и логического анализа. Исторический анализ приводит нас, с одной стороны, к так называемому историческому доказательству истины бытия Божия, путем указания на всеобщность религии, а с другой – к изучению возникновения различных форм религиозных культов, известных исторических религий. Психологический анализ приводит исследователей к неопределенным противоречиям гипотез, обзор которых вовсе не обязателен для апологетики.

Логический же анализ приводит нас к ясному убеждению, что вопрос о происхождении религии не имеет никакого практического значения, ибо для оценки религии совершенно безразлично, каким образом религия произошла. Совершенно не важно, из-за страха или из-за безумия, из-за забавы или из-за озорства, из-за выгоды или из-за других каких-либо оснований возникли какие-нибудь соображения; важно лишь, правильны они или неправильны.

Истинность утверждения не зависит от его происхождения. От того, что «2х2=4» сказал сумасшедший или преступник, «2х2=4» не перестает быть истиной. И от того, что утверждение «Бог есть» сказано от страха или выгоды, вовсе не зависит его истинность или ложность.

Иными словами, вопрос о том, как произошла религия, не имеет никакого отношения к вопросу о том, истинно или ложно то или иное религиозное убеждение.
Что же касается веры в откровение Божие (например, христианской религии), то ей можно противопоставить только веру в то, что откровения нет.
Нет никаких логических препятствий к вере в Бога и Его откровение. Поэтому-то большинство величайших мировых философов, ученых, поэтов и других гениальных деятелей (как это было указано выше) и верят в Бога и откровение (см. Табрум «Религиозные верования современных ученых»).

Этой вере не противоречат научные данные психологии, антропологии, сравнительной филологии и других наук, т. к. они (научные выводы) имеют только гипотетический характер.

Ничто не мешает христианству верить в то, что происхождение религии обусловлено, с одной стороны, прирожденным человеческому духу свойством стремиться к своему высочайшему образу – Богу, а с другой – воздействием Самого Бога на дух человека.

Купить эту книгу можно
 

Иван Андреев

18 / 07 / 2006





Смотри также:

    Встреча с ПравославиемСретенский монастырь
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
    Возвращение в Китай


    Величие святой простоты. Часть 2

    Величие святой простоты. Часть 1

    «Христианину остается скорбеть и терпеть»

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Начало Второй мировой войны


    Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

    София казахстанская

    Придел преподобного Александра Свирского снова действует

    Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Храм великомученика Никиты на Старой Басманной

    Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2

    Трансляция в формате RSS 2.0