Гордость и гордыня: смысловая ловушка (+ВИДЕО)

Для христианина гордыня – однозначно грех. Однако в понимании большинства людей испытывать гордость за что-либо не всегда плохо: принято, например, гордиться своей страной, воинским подвигом предков, успехами детей. Психологи так вообще наперебой утверждают, что нужно уметь объективно оценивать свои собственные достижения и гордиться ими и что такая гордость, если при этом не сравнивать себя с другими, не вредит христианскому благочестию. Так может ли гордость быть добродетелью? Об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Есть ли разница?

Да, действительно приходится встречаться с мнением, что гордость как здравое чувство собственного достоинства и греховная гордыня – отнюдь не одно и то же. Но сразу скажу: на мой взгляд, какого-то существенного различия нет. Гордость – это страсть, а гордыня – это, наверное, некое проявление этой страсти в конкретном человеке. Вот и вся разница.

В чем тут ловушка? В том, как воспринимаем те или иные слова и понятия мы, люди верующие, и как воспринимаются те же самые слова, понятия и явления в жизни светской. Современный человек не всегда бережно пользуется тем уникальным инструментом, каковым является слово. Например, лозунг одного из проектов к 70-летию Победы звучал так: «Я помню, я горжусь». Верующий христианин, понимающий, что такое духовная жизнь, под этими словами никогда не подпишется. Казалось бы, разве грешно испытывать гордость за свою страну? Здесь нужно вспомнить, что гордость, или гордыня, в любом ее виде никогда не доводила ни отдельно взятых людей, ни целые народы ни до чего хорошего. Мы видим в окружающем нас мире осколки некогда великих держав, империй, жители которых сегодня могут лишь вспоминать – кто-то с гордостью, а кто-то с болью и сожалением – о былом величии, от которого не осталось никакого следа. И разве это не то, что должно каждого из нас привести, наоборот, к смиренному мнению о себе, о своих соотечественниках, о своей нации как таковой?..

Лучше любить

Важнее не гордиться своей Родиной, а заботиться о ней, делать то, что необходимо для ее процветания

Мне кажется, что гораздо важнее не гордиться своей Родиной, а любить ее, дорожить ею, заботиться о ней, делать то, что необходимо для того, чтобы она была сильной, успешной. А гордость – каково ее полезное наполнение? Допустим, я горжусь своей страной – и что с того? К чему это приводит? К тому, что я могу где-то встать и заявить: «Вот я – русский, и я этим горжусь»? Может быть. Но мне всегда вспоминается в таких ситуациях пример из «Отечника», когда некий брат не очень благочестивой жизни, придя в одно сообщество монашествующих, все время говорил: «А я ученик такого-то старца… а такой-то старец мой наставник», – и в конце концов кто-то из присутствующих зрелых мужей сказал ему приблизительно следующее: «Не говори об этом, потому что ты – кислый плод от истинно доброго дерева, и многие, зная это дерево как доброе, могут усомниться в нем». Поэтому лучше просто делать для своей страны то, что ее и сегодня будет прославлять. А гордость питает наше самолюбие, но не дает ничего доброго окружающим.

Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять

Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять, стараться делать всё от него зависящее, чтобы оправдать этот дар. Я не выбирал Отечество, не выбирал, к какому народу принадлежать, так судил Господь. Где здесь основание для гордости? Но человек в своем падшем состоянии во всем находит это основание. Ему дают какие-то богатства – он гордится тем, что богат. Он становится нищим – гордится тем, что, хотя он и нищий, он все равно лучше всех этих богатых. Он что-то умеет – гордится умением. Он ничего не умеет – гордится этим своим пребыванием в «ничего неумении» и полной невостребованности и все равно считает, что он – центр Вселенной.   

Блестящий порок

Еще блаженный Августин очень точно охарактеризовал то, о чем мы говорим. Он сказал, что добродетели героев древности были блестящими пороками. Гордость, когда ее кто-то пытается представить в качестве добродетели, является как раз таким блестящим пороком. Порок может быть облечен в крайне привлекательную, яркую оболочку, и гордость также бывает внешне красивой. Практически любой идол современности – это гордый самим собой человек, а те, кто составляет толпу его почитателей, гордятся тем, что они его почитатели. Это какая-то непрерывающаяся ярмарка тщеславия.

Точно так же порой происходит и с какими-то другими вещами, которые на самом деле достойны осуждения, а иногда насмешки или горьких слез, а люди их превозносят, ими живут и думают, что это вполне правильная жизнь. Иногда подобное случается и с верующими, которые, наверное, не очень внимательно читают Евангелие.

В Интернете можно встретить бесчисленное количество публикаций социологов и психологов, которые говорят о том, что человек должен уметь по достоинству оценивать себя и свои успехи. На этом же постулате построено множество столь востребованных сегодня тренингов. И получается, на первый взгляд, такой парадокс: с одной стороны – постоянные попытки вытащить человека из-под гнета заниженной самооценки, а с другой – констатация того, что главная болезнь современного человека – это гордыня.

Заниженная самооценка – болезнь гордых людей

На самом деле никакого противоречия здесь нет. Заниженная самооценка – болезнь гордых людей. Если в человеке нет болезненной гордости, он не будет так страдать от несоответствия своим представлениям о себе. Человек, который не настолько поражен гордыней, понимает, что жизнь – это школа, в которой он является учеником; понимает, что есть какие-то стартовые условия, с которыми он в эту школу вошел, и теперь надо просто заботиться о том, чтобы стать лучше, опытнее. Человек осознает, что нужно концентрироваться не на том, каким он стал, а на том, чего ему еще не хватает, – но это не вызывает чувства ущербности, ощущения неудачности выбранного пути, потому что, как правило, такой человек имеет помимо необходимого стремления учиться еще и терпение, а оно неразрывно связано со смирением. А те, кто имеет проблемы с заниженной самооценкой, вроде и хотят быть гораздо лучше, чем они на самом деле есть, но при этом ничего не готовы для этого делать. Психологам надо бы таким людям не самооценку повышать, а объяснить, что такое жизнь и как ею жить. Однако ощутимая доля представителей этой профессии работает даже не на культ успешности, который столь развит сегодня в нашем обществе, а в большей степени на самих себя. В современном мире психолог, особенно в западной традиции, – это человек, который замыкает на себя свою клиентскую базу и становится своего рода костылями, без которых пациенты просто не могут по жизни двигаться. Хотя на самом деле психолог должен был бы помочь человеку правильно на себя взглянуть, разобраться, что у него в жизни не так, и на этой основе уже свою жизнь строить.

Что же касается культа успешности, он является на самом деле очень мощным двигателем торговли. Нарисован некий идеальный мир, образец, к которому нужно стремиться, и человек, не задаваясь вопросом, чем в своей сущности этот мир и этот образец идеала является, желает ему соответствовать и со всех ног к нему бежит. А по дороге ему говорят: вот это надо приобрести, за это надо заплатить, без этого ты не обойдешься – и таким образом фактически моделируют его личность.

Быть успешным человеком – это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил

А ведь что значит быть успешным человеком? В истинном смысле этого слова – это значит быть самим собой и реализовать в своей жизни все те таланты, которые дал Бог. Это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил, а не пытаться стать кем-то другим. И уж тем более – не пытаться достичь чего-то внешнего, что на самом деле никогда не даст ни счастья, ни ощущения полноты жизни. Если же человек не способен здраво оценить навязываемые ему ложные цели, то он, безусловно, станет их рабом.

Христианин по определению должен иметь представление об истинных ценностях. Самая главная – собственно Господь и жизнь с Ним. Но вот тут-то, наверное, и происходит разделение на тех христиан, которые это понимают, и тех, которые этого совершенно не сознают. И это еще один повод задуматься: а христианское ли у меня мировоззрение и представление о жизни и о том, что после нее.

Не гордись, но бойся

Конечно, большинство из нас все равно в те или иные моменты ощущает гордость в каком-то ее проявлении. Возможно ли усилием воли это чувство трансформировать во что-то менее предосудительное? У апостола Павла есть очень хорошие слова: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11: 20). То, чем ты гордишься, не твое, тебе это дали, но могут и забрать, и тогда ты останешься ни с чем. О том же говорит и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Когда человек понимает, что такое «Бог гордым противится», он этого начинает бояться, потому что не хочет находиться в состоянии противления Богу. Надо помнить, что какие-то неприятные, тягостные, порой даже трагические события в жизни – это то, что является следствием той самой гордости, которой противится Бог.

Как только в сознании человека все это соединится, он поймет, что гордыню в своей жизни надо как-то очень существенно потеснить, и каждый раз, когда она будет поднимать свою главу, будет прижимать ее пятой к земле.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

14 января 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Достоин ли я доброго обращения? Достоин ли я доброго обращения?
Артемий Слезкин
Достоин ли я доброго обращения? Достоин ли я доброго обращения?
Мысли о смирении, терпении и любви
Артемий Слезкин
Гордость уподобляет нас лукавому, гордому Бог не нужен. Девиз гордого: «Я сам».
Нервы являются скрытым эгоизмом Нервы являются скрытым эгоизмом
Архим. Андрей (Конанос)
Нервы являются скрытым эгоизмом Нервы являются скрытым эгоизмом
Беседа с радиослушателями
Архимандрит Андрей (Конанос)
Если ты во всем ищешь вину, если всем недоволен, это происходит, потому что тебе не хватает Христа и смирения.
Что такое гордость и из чего она рождается Что такое гордость и из чего она рождается
Архимандрит Клеопа (Илие)
Гордость имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях: самолюбии, тщеславии, самомнении, незнании себя, неразумном и неумеренном посте, обособленности жизни, то есть самочинии, когда человек живет своим умом и не просит совета у других.
Комментарии
Павел30 ноября 2021, 14:56
Благодарю игумена Нектария за прекрасную статью! Повсеместно люди используют слово "гордыня" для обозначения порока исключительно с той целью, чтобы оправдать собственную "праведную" гордость, за которой стоят дорогие имена, священные символы или объекты. Но вот беда: "гордыня" ― просто устаревшее слово, означающее то же самое, что и "гордость". Чувства, испытываемые гордящимся, одинаковы несмотря на то, чем или кем он гордится (собой, детьми, богатством, фамилией, страной, победой). Между прочим, в синодальном переводе Нового завета мы не обнаружим слова "гордыня", там в качестве порока фигурирует гордость. Давайте любить, но избегать гордости. Ведь сказано: "Любовь не гордится..."
Dmitry 1 октября 2021, 18:50
Смотрел один фильм, где слова гордость и гордыня чередовалить в им нужном контексте, как манупуляция сознанием с нужным значением. Впрочем, кому интересно, посмотрите словарь Даля или другие более древние источники и определения этих слов. Различия нет. Так вот в словаре Даля написано в определении синонимов слова "гордый":"Гордый, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый, надутый, высоносный, спесивый, зазнающийся, кто ставит себя самого выше прочих". и далее как изюминка - определение:"Гордость, гордыня, горделивость ж. качество, свойство гордого, надменность, высокомерие". И эти слова ещё были синонимами в 19 веке. И как быть с гордостью за страну?
Алексей Адыканов23 июля 2017, 22:44
Понравился комментарий Димитрия (он пропустил в своем имени букву "м" "Диитрий") от 10 февраля 2016, 19:03
"Бог-есть ЛЮБОВЬ! Ни в Библии ни в Евангелии вы не найдете слово "гордость" в любом контексте. Да! Гордость-дочь гордыни, и если спокойно посмотреть на свою гордость, всегда найдешь скрытую гордыню, то есть противопоставление и возвышение своего над чужим. Лекарство простое замените "горжусь" на "люблю" и все станет на свои места. Попробуйте!" Каждый христианин ОБЯЗАН исполнять Слово Божие, данное нам в Святом Евангелие. Желаю всем Божие вразумление, смиренномудрие, стремление к прощению чужих ошибок и грехов, а своих - к пожиганию на исповеди и Причастии. Господи, спаси и помилуй нас
Надежда16 марта 2016, 11:32
Хорошая статья,и сколько откликов.Благодарю.Спаси и сохрани,вразуми Господи!
Елена29 февраля 2016, 18:30
А может быть мы сами подменяем понятия по привычке. Например вместо "я рад что ребенок получил медаль", "какие же красивые у меня в этом году цветы выросли!", как-то быстрее что ли сказать " я горжусь". То есть используем слово гордость как синоним другим более добрым (и добродетельным) чувствам. Хотя конечно, грешок то просвечивает, но ведь как не порадоваться своим или своих близких заслуженным достижениям))))
Юлия С.25 февраля 2016, 11:58
Спаси Господи! Как же я согласна с тем, что лучше удержаться от гордости за (страна, успехи детей ... нужное подчеркнуть). Я живу на Украине. Начиная с 1991г., у нас почти не было причин для гордости экономическими успехами, социальными достижениями, противоречивой историей или властью, которой не нужна собственная страна. Зато буйным цветом проросла гордость за то, что: "Вот у Вас в Чечне война, а у нас ни разу кровь не пролилась". А теперь... ну все в курсе.
Диитрий10 февраля 2016, 19:03
Бог-есть ЛЮБОВЬ! Ни в Библии ни в Евангелии вы не найдете слово "гордость" в любом контексте. Да! Гордость-дочь гордыни, и если спокойно посмотреть на свою гордость, всегда найдешь скрытую гордыню, то есть противопоставление и возвышение своего над чужим. Лекарство простое замените "горжусь" на "люблю" и все станет на свои места. Попробуйте!
Людмила31 января 2016, 19:34
Знаки гордости
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться - стараться (Даль).
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).
Александр А.Б.30 января 2016, 01:22
Михаил 22 января 2016, 16:00 - "Я не горжусь Россией..."
Дорогой Михаил, Вам не кажется, что если не гордиться своей Отчизной, покорно воспринимая (извращённые либералами) слова "патриотизм - последнее прибежище негодяя", и чувствуя навязанный нам ложный стыд - за Победу в Великой Отечественной войне, за нашу непримиримость с пороком, не чувствуя живой связи с теми простыми людьми, кто душу свою положил за други своя - то и не за что кровь проливать, нечего защищать? Гордиться Отечеством, Родиной, радоваться её успехам, сопереживать её потерям, неудачам, провалам, - это и есть любовь! Здесь и речи не может быть о превозношении над кем бы то ни было, надмевании.

Господи Иисусе Христе, Боже наш! На Отчизну нашу, Россию, излей благодать Твою, Боже! Да соединятся все народы, ее населяющие, в одну семью, Тебя, Отца Небесного, единомысленно исповедующую, всю жизнь свою единодушно по вере устрояющую, да будет едино стадо и единый Пастырь. Да будет хлеб насущный и духовный для всех без изъятия.
Спаситель мира, Иисусе Христе, Ты отверз очи слепорожденному - открой глаза и нашему Русскому народу, дабы он познал Волю Твою святую, (отрекся от всего дурного и стал народом богобоязненным, разумным, трезвым, трудолюбивым и честным!
Михаил22 января 2016, 16:21
C гордостью и прелестью сложнее всего, по факту. Иногда и невозможно совладать, как с безумным. Посмотрите как в комментариях чуть не война по поводу девичей гордости и гордости за свою страну и гордости за любимых. Попробуй скажи сумасшедшему, что он сошел с ума.
Ни один гордец или прельщенный не станет тебя слушать, а с яростью нападает. Прямо до вражды доходит. И если блудник, например, или вор, знает за собой скверное дело и ему стыдно, то гордец не знает, ему не стыдно, ему свято и праведно живется. Он же доброе дело делает, Родину типа любит - гордится ею.
Я говорю о комментаторах, сам я против и этого слова и этой страсти, и не хочу носить её в своей душе и в уме тоже.
Я не горжусь Россией, не горжусь успехами, не горжусь ничем, а если и горжусь, не буду говорить, потому что знаю себя и возгордится тут раз плюнуть. Без разницы чем.
Не хочу гордиться, не хочу завидовать, я ненавижу себя такого.
Господи помоги нам всем и мне убогому.
Иоанна АБ20 января 2016, 09:12
Любовь, гордость, преданность, самоотречение - всё в кучу... Любовь - это умаление себя. А гордость - это возвышение CЕБЯ, в том числе и через возвышение своей страны. Об этом-то и статья! Но мы никого слушать не хотим; гордились, гордимся, и будем гордиться!!! Ну что тут скажешь - духовная жизнь - это ведь дело добровольное...
Татьяна Пономарева19 января 2016, 17:17
"Славься, страна! Мы гордимся тобой!" - это слова нашего гимна, гимна России. Может быть авторы слов нашего гимна оказались не так рассудительны, как автор данной статьи? Нет, в духовности им не откажешь! Но в понимание гордость за страну, гордость за друга, гордость за учителя вложен более глубокий смысл, более тонкое понимание. Человек может гордиться только тем, что ему бесконечно дорого, что является для него высшим примером и образцом. Гордость за что-то – это исповедание высоких чувств преданности и любви! «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Ин.15:13. – высшая добродетель! Объявить, что ты гордишься своим учителем или другом, когда он попираем, оклеветан, неправедно осужден, требует мужества, самоотречения, готовность разделить с ним его печальную участь, а может быть и смерть. Как не хватало этих слов апостолам, когда их Учитель был попираем на судилище: «А я горжусь, что являюсь Его учеником, я горжусь, что Он – мой учитель!!!». Но не хватило мужества, не хватило любви, не хватило самоотречения и преданности.
Гордость за свою страну – в эти слова вложено так много: и любовь, и боль, и самоотречение, и готовность умереть за ее свободу. С этим чувством солдаты шли на верную смерть, чтобы спасти свою страну для детей, друзей, для всех, кто останется жив. Когда твоя Родина попираема, когда на нее клевещут, когда пытаются внушить ложный стыд к своему отечеству, слова «Я горжусь своей Страной» становятся шитом и мечом для ее защиты от клеветы. И это исповедание требует мужества.
Юра19 января 2016, 14:35
Тщеславие (самопревозношение)- основа всех страстей. Тщеславие направленная против Бога это Гордость или Гордыня.
Лариса18 января 2016, 23:40
А к чему она вообще нужна, эта гордость? Это всего лишь слово, а точнее болтовня. Статья замечательная, очень правильная. И портрет Наполеона здесть очень кстати. ))
Читательница (Подмосковье) 18 января 2016, 14:32
Евгений18 января 2016, 09:00 «Не имеет ли слово "гордость" происхождение от старинного слова "горний", то есть высокий».
Слово «горний» (высший, небесный) не несет отрицательного содержания – в отличие от личностной гордости, которая есть грех – то, что отдаляет человека от горнего. Оно говорит о возвышении духовного над материальным. Поэтому слова «гордость» и «горний» - «две вещи несовместные». У них разные корни - в прямом и переносном смысле.
Георгий18 января 2016, 13:30
Не кто ведь из нормальных людей и не спорит,что гордость и гордыня слова однокоренные а следовательно и смысл близкий .Но ,гордыня -это грех,а гордость это постоянно сопутствующее человеку чувство.Причем гордиться можно не только своим прошлым или какими то достижениями,гордый человек будет гордиться даже своей смиренностью в глазах людей.Это -то чувство взращивоемое в глубине души и есть грех который губит человека.Когда гордость становится идолом-это гордыня ,это грех.Приём пищи-не грех,а обьядение-грех.Супружество не грех,а блуд-грех.То же самое с этими словами ,смущение вызывает лишь их созвучие.Причем я не призываю ни кого быть гордыми,по мере возможности нужно избавляться от этих бесов,которые на голову сядут если,то будут тобой рулить как сам не хочешь.А вот истерить по поводу того,что радование по поводу успехов - это страшный грех не стоит.
Людмила18 января 2016, 11:47
Я прошу прощения за выпад о брошюрных толкователях. Это конечно не об игумене Нектарии. Все он пишет правильно. Я просто чувствую себя пострадавшей от слишком прямого применения в своей жизни такого призыва, как отказаться от слова гордость, в сего того что я этим словом называла.
Не каждый человек может разобраться так тонко в своих чувствах и найти какие-то другие слова.
Евгений18 января 2016, 09:45
Не имеет ли слово "гордость" происхождение от старинного слова "горний", то есть высокий. Тогда, если перевести на современный русский язык все противоречия исчезают. Гордость - это возвышение чего-либо или кого-либо. Возвышая какую-то сущность в себе вместо Бога человек делает неугодное. То есть гордость или гордыня это распределение приоритетов в жизни, кому как кажется правильней.
Михаил18 января 2016, 00:06
Ничего не изменило. Гордость не есть радость, а гордость, т.е. болезненная радость демонаподобная, тщеславного самолюбования - "ах какая я умница, какие у меня, у умницы, хорошие и крутые близкие, вот подруги обзавидуются", например.
Если бы, вы, Людмила, радовались успехам близких, вы бы так и говорили и думали - "радуюсь" дескать. А вы не так думаете и говорите. И ничего тут светлого нет, это адский свет первогреха.
Он потому нам и светит, что имеет свойство полностью помрачать духовные очи, как бы делая человека слепым. Гордый человек - духовно слепой человек видящий свет там где тьма и идущий в бездну думая, что идёт на небо.
Если вам и этого мало - читайте святоотеческую литературу, там вроде то же пишут.
Наталия С.17 января 2016, 23:29
Людмиле 17 января 2016, 16:00. Людмила, хотя слово гордость в современном языке может быть в чем-то и изменило свое значение, но в Священном Писании оно своего значения не изменяло, в отличие от современного языка. (И даже когда Вы привели в пример выражение «девичья гордость», то не случайно взяли его в кавычки. Слово «гордость» в нем имеет смысл переносный, а не прямой.) Поэтому не все так однозначно. Допустим, если человек долгое время был к своей Родине вообще холоден и равнодушен, а потом вдруг, у него что-то в душе проснулось такое, что он назвал гордостью за Родину, то, наверное, для него это будет некоторый шаг вперед. А вот если другой человек действительно любит свою Родину и всегда искренне радуется ее успехам, но при этом он понимает слово «гордость» так, как это слово понимает Священное Писание, то выражение «гордость за Родину» будет для него не лишенным противоречий.
Наталья17 января 2016, 22:35
Мы можем обсуждать значение и наполнение слов «гордость индивидуальная и национальная». Можем вспомнить «гнев праведный и не праведный». Но для общества альтернативы словам «Я помню, я горжусь» сейчас нет. Именно с этим девизом ребята идут защищать страну нашу, и уже, как видим, погибать. И души их наполнены правильно – любовью к своей Родине. И память души жива. Как замечательно, что мы сейчас «всем миром» отмечаем исторические даты, вспоминаем преподобного Сергия Радонежского, князя Владимира и княгиню Ольгу, всех участников Великой Отечественной войны. Это не грех гордости, это историческая программа, завещанная нам предками.
Иоанна АБ17 января 2016, 19:40
"Церковно-лавочно-брошюрные толковтели" - это игумен Нектарий? Батюшка призывает не мирскими очами смотреть на всё, а духовными. А те, кто гордится тысячелетней историей России, пусть вспомнят о то, что наши предки всегда воевали "за веру, царя и отечество", то есть любовь к Родине подчиняли любви к Богу и царю как помазаннику Божию. От этого в нашем современном патриотизме, который есть наследник безбожного советского патриотизма, увы, ничего не осталось.
Николай17 января 2016, 18:16
Да, действительно стоит задуматься. А нужны ли мне все эти гаджеты. Планшеты, эплы и.т.д. Какой полезной цели они служат. Куда я вообще иду? Для чего живу? Не стал ли я рабом, того самого культа успешности?

Людмила17 января 2016, 16:56
Слово гордость в современном языке изменило свое значение. Это и радость успехам и любовь к Родине и "девичья гордость". Не надо в попытках вернуть слову первоначальный негативный смысл подвергать сомнению те добрые чувства, которые мы теперь называем этим словом. Потому и появилось слово "гордыня". А то так запутали уже церковно-лавочно-брошюрные толковтели.
АлександрГ. 17 января 2016, 10:25
Денис16 января 2016, 23:00 "Александру А. Б. 14 янв. 13.00 Александр, простите, а будете гордиться страной, в которой в год проводятся миллионы абортов и на 10 браков 5 разводов? Это я про нашу Россию." А кто вам сказал, что мы гордимя разводами и абортами??? Россию, мы любим и гордимся ей, не ЗА ЭТО. И не нужно сводить всю Россию с ее тысячелетней историей к разводам и абортам. Нам есть чем гордиться и о чем плакать.
Анастасия17 января 2016, 10:12
Дмитрий14 января 2016, 20:00
Да, Дмитрий, все верно. Пока читала комментарии все пыталась разобраться, что же плохого в случае гордости за успехи сына, например. Дошла до Вашего комментария как раз с помыслив, что радость, а не гордость(в греховном смысле)за успехи, за свои достижения, за Родину и т.д.Вот, что испытываешь когда видишь или слышишь, что-то хорошее. Равно как и огорчение в случае чего-то неприятного. А по поводу Ельцина кто-то из известных ныне батюшек рассказал, что он умер по-христиански, причастившихся перед смертью.Чего и нам всем желаю.
Михаил17 января 2016, 06:32
Достоинство, это одно, а гордость - это страсть и грех. Достоинство есть у ангела, священника, монаха и человека как Образа Божия. Чтя своё достоинство и храня его, как честь. Честь. Т.е. - ДАР именно, как о. Нектарий и говорит, и это не значит гордость.
Ты бережешь и хранишь некую святыню тебе не принадлежащую, но одновременно и принадлежащую, за которую ты несешь ответственность перед Богом и совестью.
Например ты мужчина. Ты человек - разумное создание Божие и потому ты не делаешь неподобное не из гордости, а из страха и чести. Как-то так.
Или делаешь должное и положенное тебе по статусу и положению образа Божия не из тщеславия и похвальбы ради, а потому что ДОЛЖЕН свою честь хранить. Мы же не грешим не из годости, а из любви ко благочестию, потому что сознаем себя иконой Христа намеченной на нашем грешном и недостойном теле.
Вот сейчас люди себе татухи набивают, и ходят полуголые кичась телесной красотой, а ведь это бесчестие. Бесчестие, зато тщеславие и гордость. Вот.
И с родиной так же. Для одних, это гордость и стало быть бесчестие, для других святыня хранимая в правде.
Один фарисей а другой мытарь же.
Денис16 января 2016, 23:55
Александру А. Б. 14 янв. 13.00 Александр, простите, а будете гордиться страной, в которой в год проводятся миллионы абортов и на 10 браков 5 разводов? Это я про нашу Россию. Отец Нектарий молодец, он все-таки призывает с духовной точки зрения смотреть. А насчёт власти: "Достойное по делам нашим приняли".
Марина Жердева16 января 2016, 21:33
Спаси Господи отца Нектария и всех отозвавшихся на это интервью.Очень интересное обсуждение вышло.Правильно замечает батюшка,что разницы между гордостью и гордыней нет.Наша падшая природа лукаво оправдывает термин гордость,прикрываясь, то патриотизмом, то достоинством.Послушав батюшку поймала себя на мысли,что постоянно возгреваю в душе гордость за делание добрых дел,за участие в таинствах,эгоистичная,себялюбивая душа требует самоуважения. Не заметила как уже в тщеславии пребываю.Прав батюшка,только благодарность к Богу в душе нужно возгревать, потому что все у нас от Бога.Ещё благодарна за неравнодушные отзывы. Так же помогают сформировать собственное мнение.Очень понравилось толкование на выборные места 90 псалма.
Н. С.16 января 2016, 16:28
СПАСИ БОГ ЗА СТАТЬЮ!

1 Коринфянам 3:1,2:"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах".

1 Коринфянам 13:11:" Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по — младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое".

Евреям 5:11-14:" О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла".

ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННО!
Татьяна16 января 2016, 16:07
А я согласна с автором на все 200%. И про тесное соседство гордости и заниженной самооценки (сама этим сильно страдаю) и про гордость за Родину. Если копнуть поглубже, не обманывая себя, то можно понять, что в основе этого чувства лежит что-то недоброе, чрезмерное, неспокойное...
Георгий16 января 2016, 15:14
Прошу прощения у всех,чтоб кого не обидеть.Не силен словоблудии,но мнится что батюшка все таки не совсем прав.Мне кажется,что любой аспект человеческой жизни может стать страстью,и соответственно -грехом.И разница между гордостью и гордыней примерно такова как между употреблением в пищу какого то количества алкоголя ,и пьянством.
Павел З.16 января 2016, 14:07
Очень своевременно, батюшка. Давно ждал, когда кто-то так скажет. Гордость за свою страну рождает одну опаснейшую мысль - если, мол, мне и моей стране худо, то я ни в чем не виноват, во всем виноваты злопыхатели с запада и прочие плохие люди. Покаяния при этом ноль, исправления своей жизни - тем более. Кстати говоря, грешат этим не только ура-патриоты, но и демократы, что особенно видно теперь, когда власть у них отобрали - эти в свою очередь винят во всех бедах не себя, а нынешнюю российскую власть, а покаяния у них столько же, сколько у ура-патриотов, то есть ноль. Просто болезнь нации какая-то, не зависящая от политических пристрастий.
Серафим16 января 2016, 01:58
Гордость и гордыня-одно и тоже.А то что в обществе думают, гордость это хорошо,а гордыня плохо - изобретение и успех дьявола в русском обществе.Это специально враг придумал, что людей дурачить.В Болгарии примерно что-то похожее есть со словами грех и грехота - грехота люди используют часто в речи и себе отчет не очень отдают о значении, зато грех это для многих что-то очень далекое и вообще ужасное и его мало кто делает.Как-то меня 15 обсуждали двое людей причем совсем не зная меня-чесали язык под бесовским воздействиям и после всех "премудростей"дошли до того есть ли у меня грехи.И один из людей спросил, а что такое грех - и тогда до второго дошло- он сказал: мы не знаем, что такое грех и вообще чего-то говорим.Со стороны я прямо не знал плакать или смеяться.
АлександрГ.16 января 2016, 01:04
В свое время, читая книгу Антония Сурожского прочитал, потрясшие меня слова. Позвольте, процитировать их. “Но мы этого не чувствуем, мы ослеплены, оглушены видимым, окружающим нас шумным миром. Один из псалмов говорит о “бесе полуденном” (Пс 90:6) – такой он страшный. Мы все, наверное, переживали яркость, рельефность, силу того, что нас окружает в летний день, в полуденный зной, когда воздух дрожит, когда мы охвачены теплом, когда все делается таким интенсивным, таким красочным, таким рельефным, когда все вокруг нас обращает на себя наше внимание, когда воздух полон звуков и даже тишина его звенит – вот это одно из проявлений этого “беса полуденного”, соблазна видимым, слышимым, ощутимым. Мы ослеплены к невидимому тем, что видим, мы глохнем к тихому гласу и совести, и Христа, и Святого Духа, потому что оглушены звуками вокруг нас. Мы не ощущаем своего одиночества и сиротства, потому что вокруг нас люди, вещи, воздух, свет, тепло, - мы не нуждаемся в утешении. И поэтому самое, может быть основное, что Святой Дух нам может дать, этого-то мы не просим, не ожидаем, не понимаем даже своей нужды в этом. Мы утешены”. Стр. 187. Антоний Сурожский.
Замечательные слова. Ибо в зной, нет пробирающего до костей леденящего холода. Нет кошмара, пугающей тьмы. Есть только ослепительный свет и тепло, и звеняще-оглушительная тишина, дающие иллюзию вечности, безмятежности и покоя. Есть только “здесь и сейчас”. А всего остального нет. Нет холода, голода, лишений, тьмы. А если и есть, то это где-то там далеко. И то плохое, что происходит, происходит с другими, а не со мной. Со мной ничего такого произойти не может. Что это, если не ослепление ума, когда человек перестает различать: где добро, а где зло; где черное, а где белое; что можно делать, а о чем даже помыслить страшно?
И вот мы уже видим, как у человека грудь становится “колесом”, пальцы на руках распускаются шире плеч, на окружающих он начинает смотреть свысока. Ибо, для него есть только “я” и “мой кайф”, и всем этим “ништякам”, “я” обязан исключительно себе любимому. В общем, “жизнь удалась”. И наконец, самое главное, так будет всегда. И, для такого человека смерти нет, и болезней тоже нет. Есть только “я” и мои ощущения. “Я” великий, а окружающие “даны мне в ощущениях”. И самое главное, греха для такого человека тоже нет. Такой человек, всегда и во всем прав.
И человек глохнет от этой звенящей, полуденной тишины. И оглохнув, перестает слышать. И вот глухота и ослепление ума, переходят в сумашествие. И в этом сумашествии человек не замечает, подкрадывающихся леденящего холода и кошмаров тьмы. По сути, падение начинается с ослепления “полуденным бесом”.
А что происходит с народом, обуянным “полуденным бесом”? А народ, состоит из отдельных людей. И то же самое, что происходит с отдельным человеком, происходит с народом в целом. Так, рождается иллюзия, что величие будет вечным. Но слепые рожают слепых, передавая свою “слепоту” по наследству. И вот уже снова звучат фанфары, бьют в литавры, слышится барабанная дробь и крики: “мы великие, мы убьем супостата”. И отбрасывается в сторону мысль, что величие рождается в тишине, ибо в ней творится молитва и каждодневный тяжелый труд.
А не об этом ли самом фильм Никиты Михалкова “Солнечный удар”? Лично мне очень запомнился момент, когда главный герой фильма, ушибленный гормональным взрывом и “научными открытиями”, на бегу решает фундаментальные вопросы бытия. И отвечая на вопрос мальчика, говорит, что и Царь тоже произошел от обезьян. Офицер забыл, а мальчик запомнил и сделал выводы. Как результат, повзрослевшие мальчики, превратились в комиссаров и казнили Царя и его семью, а вместе с ними и того офицера и еще много-много людей. Ибо, в их понимании, если все люди произошли от обезьян, то и церемониться с ними особо нечего. Классовая борьба, во имя светлого будущего, понимаешь ли, требует жертв.
А еще в 90-м псалме есть замечательные слова о словах мятежных. “Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, оружием обыдет тя истина Его”. О чем это? А это о том, что слова мятежные представляют колоссальную угрозу человеку, ибо пробуждают в нем самое низменное. А еще это о том, что защита от слов мятежных – Господь Бог наш. Мне вообще кажется, что человек, предоставленный сам себе, бессилен перед мятежными помыслами и словами. А уж человек, ослепленный “бесом полуденным” перед словами мятежными бессилен вдвойне. А случайно или нет, что в одном псалме, упоминаются “слова мятежные” и “полуденный бес”? А не так ли произошла революция в 1917 году, ибо пока одни были обуяны “бесом полуденным”, других обуяли слова мятежные? А многих и то, и другое одновременно. Результат нам известен.
АлександрГ. 15 января 2016, 23:44
Александр А.Б.15 января 2016, 21:00. Согласен с Вами. По-видимому, мы ходили в одни и те же школы, читали одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы. А как красив русский язык. Сколько в нем слов, позволяющих выразить малейшие ньюансы и оттенки всего, что только может увидеть человеческий глаз и в состоянии познать человеческий ум. А.С. Пушкин, Ю. М. Лермонтов, Федор Тютчев писали на нем. Так, что помимо истории у нас есть еще и язык. А как красивы русские женщины. В общем-то даже не перечесть всего, что мы любим и чем мы можем гордиться. Россия это ведь не страна, это целый мир. Так, что нам есть ради чего жить и есть за что умирать.
"Твой чекан, былая Россия, / нам тобою в награду дан /, мы не ветки твои сухие/, мы дички для заморских стран". Храни вас Бог, и с Рождеством Вас.
Катя15 января 2016, 22:41
Похоже, статья не для моего умишка, запуталась буквально с первых строк: "Да, действительно приходится встречаться с мнением, что гордость как здравое чувство собственного достоинства и греховная гордыня – отнюдь не одно и то же. Но сразу скажу: на мой взгляд, какого-то существенного различия нет". Или здесь какая-то замысловатая игра слов или выходит, что здравое чувство собственного достоинства является гордыней и одновременно автор утверждает, что "заниженная самооценка – болезнь гордых людей". Простите, но я не поняла о чем речь.
Вере (15 января 2016, 07:00): простите, что влезаю со своим мнением, но из приведенной Вами ситуации следует, что и девушке, возможно, есть над чем задуматься: почему от нее молодой человек отворачивался и не стеснялся вернуться, что в ее поведении позволило ему даже помыслить (а уж тем более реализовать!), что он сможет так через нее переступать.
Спаси нас, Господи!
Наталья15 января 2016, 21:18
Мирской смысл слов «гордость за Родину, страну, людей, историю» как раз и подразумевает любовь, благодарность за прошлое, заботу о будущем, желание добра и процветания. И те чувства, которые возникают в душе, сердце при этих словах не имеют ничего общего со страстью гордости. Гордый человек восхищается только собой, думает и заботится только о себе, он любого предаст ради своих интересов, а прошлое и будущее страны и людей его не волнуют.
Александр А.Б.15 января 2016, 21:10
Дорогой АлександрГ, полностью с вами согласен: никогда нельзя превозноситься над кем бы то ни было! Ни в малом, ни в большом. Верующий человек не может себе позволить это. Даже когда грань неуловима.
Вы пишете: "Взгляните на Европу, и вы увидите..." А я говорю: взгляните на Россию! Её роль во все века была удерживающей мир от сползания в пропасть. Суворов, Ушаков освобождали Италию. Россия освободила балканские страны от турецкого ига, спасла мир от татаро-монгол и коричневой чумы... Не превозносясь, даже не требуя благодарностей... Можно ли гордиться своей великой страной? Должно! Должно любить свою Родину беззаветно, всем сердцем.
Два чувства дивно близки нам,/
В них обретает сердце пищу:/
Любовь к родному пепелищу,/
Любовь к отеческим гробам.
Иоанна АБ15 января 2016, 19:04
Вера, в "трудном и неоднозначном" надо уметь видеть суть. А суть здесь такова: он дурит вам голову, а вы, в общем-то, не против.
Арина15 января 2016, 16:02
К14 января 2016, 22:00 "Вообще-то патриотизм придумали политики, чтобы денег не платить за пушечное мясо"
"Пушечное мясо" придумал один поэт, в оборот ввел другой исключительно в политических целях, т.е., в конечном счете, без политиков не обошлось. А любовь к Отечеству, она же патриотизм, никакой политик не может придумать, она либо есть, либо ее нет. Кому-то по силам хранить православие среди протестантов, католиков, индуистов и т.п., нам, видимо, нужны тепличные условия. И уж если мы их имеем благодаря Господу и предыдущим поколениям, то почему ж не быть патриотом. Без патриотизма чувство изумления "Господи! И за что мне это? Мог бы в племени мумбу-юмбу родиться, а родился здесь. Велика милость Твоя ко мне недостойному. Слава Тебе!" не возникнет, не будешь знать Кого благодарить.
АлександрГ. 15 января 2016, 14:49
Отечество любить нужно. И историю свою нужно любить. Любить, значит делать, созидать, приумножая завещанное нам нашими предками. Любить значит беречь и охранять, если понадобится то и силой оружия. Любить, значит не позволять никому глумиться над нашим историческим прошлым и настоящим. Но в нас не должно быть ни капли гордыни. Ибо национальная гордыня это превозношение над своими соседями и инородцами. Это попытка глядеть на других сверху вниз. Взгляните на Европу, и вы увидите чудовищную, непомерную гордыню. Это они, будучи не в состоянии защитить собственных женщин, искренне считают, что они вправе поучать Россию, ибо умеют делать "часы с кукушками". Как будто бы "часы с кукушкой" облегчают состояние мужчины, в момент насилия над его женщиной. И падение наших "небратьев" началось именно с гордыни, ибо уверовали они в то, что они "не русские", а лучше "русских". Им видите ли оказалось недостаточно, что их предки построили вместе с остальными народами России, Великую Империю. Мифов о копании морей и "окиянов", им захотелось. Миф получили, страну угробили. Так, что словосочетание: "гордиться Отечеством" наполнять нужно не "гудком" и "барабанным боем", а Любовью к Отечеству. И по большому счету, отец Нектарий говорит именно о НАПОЛНЕНИИ слов, никоим образом не противореча утверждениям нашего Святейшего Патриарха Кирилла.
Иоанна АБ15 января 2016, 14:41
Вера! Не ввязывайтесь в это! Простите, простите от души и оставьте его. Не будет здесь ничего хорошего, потому что этот человек ПО НАТУРЕ - предатель. Изменять даже не жене, а невесте! Пусть не телом, а душой, неважно! Бегите от него. Это не гордость, а просто здравое рассуждение. Неверный в малом неверен и в большом, а здесь, в том, что вы рассказали - НЕ малое! Да поможет вам Господь встретить свою половинку и быть счастливой!
Анна15 января 2016, 13:25
мне, как и Читательнице, кажется, что "горжусь" можно понимать и в хорошем ключе. Например, это устанавливает планку, что надо жить, ну, не размениваясь на мелочи. Помнить, что предки подвиги совершали (это помогает, например, не пищать по поводу своих "проблем"). В общем, правильно понятая гордость может побуждать постоянно оценивать, как и зачем ты живешь
Вера15 января 2016, 07:05
Распространенная ситуация.
Парень с девушкой встречаются, оба воцерковленные, вдруг он встречает другую и уходит, какое-то время с ней, потом возвращается и просит прощения. Ну как по христиански не простишь? И прощаешь. Так повторяется второй раз.
Второй раз уже прощать невероятно трудно, как через себя переступать, не уместна ли здесь будет девичья гордость и честь? Начать не с того, что безсловесно принять его, а поговорить о его поступке, разобрать, приведя в пример например отношения о. Павла Флоренского с будущей женой. Но это опять выходит гордость и себялюбие. Мне о девичьей гордости бабушка много говорила, так их раньше воспитывали, что без нее нельзя.
Мир очень многогранен. Но отец Нектарий для меня самый любимый из публичных священников сегодняшнего времени.
15 января 2016, 02:18
Здесь явная подмена понятий. Гордость как грех возношения. И гордость за Родину, за достижение наших ближних, за прекрасный поступок единоверца - как восхищение и чувство сопричастности. Все сложнее и глубже, чем прямолинейные "хорошистские" рассуждения батюшки Нектария.
Читательница (Подмосковье) 14 января 2016, 23:49
Проф. А.И. Осипов: «Дело в том, что само понятие «гордость» может иметь различные смыслы. Одно – это почитание себя выше и лучше других. С христианской точки зрения такое чувство имеет отрицательный характер. Но, говоря о гордости за свой народ, за свою страну, мы, русские, не мыслим себя лучше других и не презираем другие народы. В понятие «гордость» мы вкладываем нечто другое.
Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем, что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. Ещё раз подчёркиваю, что в нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть, следовательно, презрение к другим. Хотелось бы, чтобы все народы мыслили именно так».
Прот. Владислав Цыпин: «Всякого рода личная гордость – гордыня. А значит, чувство греховное, за которое перед Богом предстоит нести ответственность. Но и уважение к предкам может быть названо гордостью за них. Любовь к своей стране проявляется по-разному. В том числе она предполагает и гордость за прошлые успехи, за совершенные предками подвиги, за достойное место среди других стран и народов». http://orthodoxmoscow.ru/mozhno-li-gorditsya-svoim-rodom-svoej-stranoj/
niqa14 января 2016, 22:49
Г.Н., есть разница между самоуничижением ради самоублажения и самоуничижением от того, что ты себя осознал действительно малой пылинкой. До самоуничижения, как ни странно это звучит, надо ещё дорасти. Недаром вы приводите в пример - великих святых!
К14 января 2016, 22:04
Александр АБ
Я люблю свою страну, потому что в ней родился, к ней привык и ее знаю- тезис понятный.
Я люблю свой народ потому, что эти люди мне понятны и ближе иностранцев - Ок.
Я люблю своих детей, потому что для меня они лучше всех - абсолютно понятно.
То же самое скажет Вам и японец и ирландец и серб и зулус.
А гордость то здесь причем? Любить и гордиться - не одно и тоже. Гордость- это противопоставление себя другим. Когда ты считаешь себя лучше, достойнее, главнее.

Вообще-то патриотизм придумали политики, чтобы денег не платить за пушечное мясо. И гимн этот писал человек, который за несколько десятков лет до этого писал совсем другие слова - про партию Ленина, да про Сталина( дважды переписывал).
"Боже царя храни" был получше на мой вкус.

Дмитрий14 января 2016, 20:24
Сегодня на работе моя неверующая коллега спрашивала: "А что, гордость - это плохо? Почему?" Пытаюсь объяснить, смотрит с недоверием. Трудно людям. Им с детства вбивают - гордись тем, гордись сем... Твой класс в школьной олимпиаде победил - гордись! У тебя пятерка по химии - гордись! Ты русский - гордись, что ты русский (раньше было - гордись, что ты советский). Раньше вообще был культ "гордости за всё советское", до абсурда доходило, до повода для ехидных смешков: "мы гордимся, что Гагарин - не еврей и не татарин, не тунгус и не узбек, а наш, советский человек!"
Помню, один хороший знакомый, не верующий, горячился в споре: "Так ты что, не гордишься успехами своего сына?!" Отвечаю - не горжусь, а радуюсь успехам своего сына. Радуюсь. Понятно? "Понятно" - говорит, и, подумав, успокаивается. Потом я поясняю, что гордость - это когда радость успехам своего сына плюс радость от неуспешности чужих сыновей.Гордость это "я лучше, а он - хуже, ура!"
Ура от того, что кто-то хуже.
И ещё. Часто забываем мы о том, что "начальствующего в народе твоём - не злословь". Ельцин ведь на нас не с Луны свалился. Господь попустил быть такому начальствующему, каков сам народ. Чтобы народ, посмотрев на него, начальствующего, устыдился (себя, а не начальствующего) и принял бы меры к покаянию и исправлению. Но как-то не получается, не идёт этот процесс. Всё как-то нас тянет на критику начальников, президентов, проклятых америкосов ... (там длинный список).
Это гордость нами рулит. Увы.
Алексей Валуев14 января 2016, 19:01
«Я помню, я горжусь» наклеена на автомобиле, который нарушает ПДД, хамит другим участникам движения... и т.п.
Тот же И.А. Ильин участвовал в причинах для гордости за страну, он подробно расписал про эту гордость. А кто то наклеил «Я помню, я горжусь» рядом с другой наклейкой пошлого содержания( человечки со свастикой).
отец Нектарий написал об опасной страсти - Гордость.
Г. Н.14 января 2016, 16:44
"Заниженная самооценка – болезнь гордых людей". Если посмотреть высказывания святых отцов о себе и других, молитвы, каноны и пр.,- все то, что мы должны читать в обязательном порядке,- то все они с крайней низкой самооценкой, самые ласковые слова в них- это "ленивый и грешный", с падшей душой, оскверненной бесчисленными согрешениями и пр. "Хуже всякой твари"- значит, хуже собаки? "Душа моя, почто волю диавола твориши?" А если я не творю волю диавола, если давно с Богом, стремлюсь соблюдать Его заповеди, читаю Св. Писание, духовную литературу, регулярно хожу в церковь- значит, читая эти обязательные молитвы, я наговариваю на себя, лгу перед Богом? Сам себя втаптываю в грязь, получается. В противном случае- наша вера, наши старания угодить Богу зряшные, и никакая благодать в храме не действует. Так получается, если годами, десятилетиями твердим эти молитвы.Значит, по статье, мы гордые люди. А Евангелие говорит, что мы- призванные Богом, очищенные, а если познали Бога,то святые. И это не гордость. Это факт, о котором говорит Господь и Его апостолы.
Читательница (Подмосковье) 14 января 2016, 15:59
Уважаемый отей Нектарий! Вы, наверное, не любите И.А. Ильина. ) У гордости в светском понимании есть разные грани. Святые отцы говорили лишь о личностной (индивидуальной) гордости, - конечно, это грех. Но вряд ли у кого-то из них есть высказывания относительно «народной гордости» (Н.М. Карамзин)- за свою страну, за её достижения и победы, за национальную культуру, за «славу своих предков» (А.С. Пушкин). Такая гордость неотделима от здорового чувства национального самосознания и патриотизма - питает их. И.А. Ильин, будучи православным человеком, очень много писал о национальной гордости – нормальной, не гипертрофированной. Слова «национальная гордость», призывы к её воспитанию, нередко звучат и из уст Патриарха Кирилла: «Если из сердец наших не уйдет православная вера, а вместе с ней — национальное самосознание и национальная гордость, мы будем одерживать победы…». С уважением к Вам.
Александр А.Б.14 января 2016, 13:46
Спасибо, отец Нектарий, за своевременное напоминание, что гордость - основа сонма грехов. Но следующие ваши слова страшно смутили:
[лозунг одного из проектов к 70-летию Победы звучал так: «Я помню, я горжусь». Верующий христианин ... под этими словами никогда не подпишется. ... Допустим, я горжусь своей страной – и что с того?]
Да, в самом деле, что с того?.. Страну нашу много смиряли: Ельцин, испражнявшийся на шасси самолёта, вечно пьяный! Советчиков с запада полный хор - и рулевые по их команде разрушали Отечество. Нас пытались лишить памяти, достоинства, масса оболваненной молодёжи стремилась "свалить из этой Рашки"... Но страна разогнулась, встаёт с колен. Или мало смиряли? И нам не надо подписываться и под гимном Родины - России?

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Внесите ясность, отец Нектарий, сумятица теперь в голове...
Людмила14 января 2016, 13:39
Спаси Господи игумена Нектария за ВСЕ его статьи! И отдельное спасибо, что размещено не только видео, но и текст:-).
ТаняСем14 января 2016, 09:51
Спасибо игумену Нектарию за такое важное и нужное напоминание про гордыню и гордость,а еще очень точно описано наше всеобщее нынешнее состояние "культ успешности" и беготня за ним! Действительно,что есть над чем работать и чему учиться людям и христианам,и не христианам,вот только это надо озвучивать во всех СМИ,ведь сайт Православия читают не все,а очень хотелось бы,чтоб в стране нашей наконец-то был мир и порядок по Божьему расписанию,а не как наши чиновники хотят!!!Помоги нам всем,Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×