Сретенский монастырь при архимандрите Никоне (1772–1778)

Об архимандрите Никоне сохранились следующие сведения. Он происходил из служащих дворян, обучался в московской Славяно-греко-латинской академии. В монашество пострижен архимандритом Дорофеем в 1741 году в Пафнутьево-Боровском монастыре. В этом же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха, а в 1743 году произведен игуменом Тверской епархии в Малицкую пустынь. В архимандрита произведен в 1748 году архиепископом Тверским Митрофаном в Селижарову слободу (Селигерова монастыря) этой же епархии[1].

В книге протоиерея Н.А. Скворцова находим дополнительные сведения об архимандрите Никоне: в 1749 году он переведен в Отрочь монастырь, в 1752 году в Трифонов монастырь Вятской епархии, в 1760 году в Тамбовскую епархию, потом остался за штатом и определен в Нилову пустынь, в 1770 году – в московский Богоявленский монастырь[2].

В 1772 году по указу конторы Святейшего Синода определен в Сретенский монастырь. «До произведения в настоятельские чины проходил послушания по должностям разные; а с произведения в архимандрита находился присутствующим в консисториях тверской, вятской и тамбовской; и в архиерейском доме экономом, а по определении в Московскую епархию присутствовал в московской духовной консистории»[3].

Архимандрит Никон 5 апреля 1772 года по указу консистории принимал по описи Сретенский монастырь, причем в связи с предшествовавшей в 1771 году эпидемией чумы, от которой погибла вся братия обители, было предписано: что окажется «сомнительно или в зараженных местах состоит, то по очищении их из данных на то узаконений освидетельствовать».

Освидетельствование монастыря проводилось по описи, еще составленной 12 сентября 1765 года настоятелем Сретенского монастыря архимандритом Антонием. Архимандрит Никон по освидетельствовании писал, что поскольку «бывшие монашествующие все без остатка в прошедшее время от заразительной болезни померли, то… и взыскание учинить уж не с кого» по не оказавшемуся в наличии при описи[4].

За время управления Сретенским монастырем архимандритом Никоном была проведена и другая опись – в 1776 году[5]. По этим описям можно отчасти представить, как выглядел монастырь и его храмы в то время.

Церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Архимандрит Никон в обеих описях указывает, что «церковь Владимирской Пресвятой Богородицы покрыта железом, за ее ветхостью во многих местах по сторонам имеется течь. У этой церкви три двери железные растворчатые».

Он описывает облачения престола и жертвенника в алтаре соборной церкви. Из икон, находящихся в алтаре, указывает: с одной стороны – запрестольный Владимирский образ Пресвятой Богородицы, а на другой стороне – образ Николая Чудотворца; описывает крест запрестольный деревянный, оправленный кругом серебром.

В алтаре – паникадило небольшое, медное, двухъярусное; подсвечников медных шесть и один подсвечник медный, ручной, полиелейный.

Горнее седалище новое сделано в 1762 году игуменом Маркеллом. Катапетасма у царских врат тафтяная, зеленого цвета, сделана в 1762 году игуменом Маркеллом.

Над царскими вратами находился образ Богоматери, украшенный жемчугом[6]. (В описи 1776 года указано, что он был шитый по красному атласу.)

Иконостас столярной старинной работы позолочен и местами посеребрен.

«Вверху иконостаса – Распятие Господне с предстоящими, в первом ярусе – Страсти Господни, во втором – Знамение Пресвятой Богородицы, по сторонам праотцы и пророки, в третьем – Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле, по сторонам – предстоящие Богоматерь, Иоанн Предтеча и апостолы, в четвертом – Тайная вечеря и двунадесятые праздники Господни».

Царские Врата резные вызолочены.

«Местные образа по правую сторону: образ Всемилостивого Спаса Нерукотворенного, образ Владимирский Пресвятой Богородицы, принесения Ее честного образа; образ Николая Чудотворца, украшенный камнями; образ Феодора Стратилата, образ преподобной Марии Египетской и Алексия, человека Божия; вверху образ Знамения Пресвятой Богородицы.

По левую сторону: образ местный Владимирский Пресвятой Богородицы, богато украшенный жемчугом, яхонтами, изумрудами и другими камнями; образ Воскресения Христова, на верхнем поле изображение Живоначальной Троицы; образ Иоанна Предтечи, в стороне изображен Саваоф с ангелами; образ мученицы Агафии, образ Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, вверху – Живоначальной Троицы; образ Александра Свирского поясной.

Над царскими вратами (сверху исподнего яруса) по правую сторону в киоте поставлен образ Всемилостивого Спаса с предстоящими, по левую сторону – в киоте Казанский образ Пресвятой Богородицы, вверху – Отечество.

Над северными дверьми, что против правого крылоса, – киот со створками, в котором по прежней описи был образ Смоленский Богородицы, которого ныне не оказалось» (в описи 1776 года указывается Владимирская икона Божией Матери).

Над южными дверьми, что против левого крылоса, – Казанский образ Пресвятой Богородицы»[7].

У царских врат пред храмовым образом стоял аналой, на котором в серебряном ковчеге находились мощи преподобной Марии Египетской.

«За правым крылосом, у столба, что у западных врат: большой Владимирский образ Пресвятой Богородицы, с разноцветными камушками; у этого же столба с правой стороны два образа: святого мученика Антипы, Тихона чудотворца, Уара мученика, пророка Илии, Алексия митрополита; сверх образа святого Антипы находился образ Нерукотворенного Спаса; с левой стороны – другой большой Владимирский образ Пресвятой Богородицы, с разноцветными камушками и блесками»[8].

«Против правого крылоса по стене находились в иконостасах: образ происхождения Честных Древ, образ “Живоносный Источник”, образ Покрова Пресвятой Богородицы, образ Всемилостивого Спаса с предстоящими, образ Богоматери, образ Отечества»[9].

«За левым крылосом у столба, что у западных врат: большой образ “Всех скорбящих Радость”, с блесками и камушками хрустальными; при этом же столбе по правую сторону: образ мерой против чудотворного Владимирской Пресвятой Богородицы, низан жемчугом, около которого образ Алексия митрополита, вверху Спасителев образ, украшенный разноцветными камушками; по левую сторону: образ Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных»[10].

«За левым крылосом по стене в иконостасах: Всемилостивого Спаса с предстоящими, Печерский образ Пресвятой Богородицы, корона низана мелким жемчугом; Сошествия Святого Духа, Неопалимой купины, Похвалы Богородицы.

При выше писанных местных образах медных лампад больших и малых 20»[11].

«У левого крылоса со входа при стене Крест Животворящий, вырезанный купцом Шумаевым, находился в большом киоте за стеклами; дан при игумене Аароне.

Также у двух крылосов находились поставленные на древах две хоругви: у правого крылоса – с изображением Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, шитой по красному облацу, звезды низаны жемчугом; а на другой стороне – Николая Чудотворца; у левого крылоса – Владимирский образ Пресвятой Богородицы, низанный мелким жемчугом, а на другой стороне – Алексия, человека Божия, и Марии Египетской»[12].

«Среди церкви находилось большое литое медное паникадило с резьбой, другое паникадило, поменьше, было напротив правого крылоса, и еще одно такое же паникадило – против левого крылоса».

«Соборная церковь вверху и по стенам вся расписана изрядным иконным мастерством.

У передних дверей на паперти крыша черепичная крайне обветшала, и от немалой течи паперть приходит в повреждение. Эта паперть покрыта тесом и выкрашена при игумене Маркелле[13].

Описывается большое количество ризничных икон, богослужебных облачений и утвари.

Придел Рождества святого Иоанна Предтечи

По описанию архимандрита Никона, этот придел «покрыт тесом и выкрашен весь красной краской». В алтаре этого придела: «за престолом – образ Богоматери Владимирской с предстоящими, украшенный разноцветными камушками, и образ Спасителя, ветхий, писанный на полотне.

Иконостас в приделе столярной работы, гладкий, позолочен и за ветхостью кровли и от превеликой течи слинял, за невозможностью исправлять служение он был разобран и еще игуменом Маркеллом исправлен.

В иконостасе по правую сторону – образ Спасителя и образ Иоанна Предтечи; по левую сторону – образ Богородицы и образа святых Василия Великого и святителя Николая, над которыми Спасов образ.

В приделе лампад пять, шестая посередине вместо паникадила. При описи одной лампады не оказалось»[14].

Церковь преподобной Марии Египетской

Церковь преподобной Марии Египетской, по описям, покрыта тесом.

«В алтаре на престоле и на жертвеннике одежда ветхая, за престолом Тихвинский образ Пресвятой Богородицы и крест деревянный, ветхий. У царских врат катапетасма тафтяная, полосатая, ветхая.

Иконостас деревянный, гладкий, позлащенный, старый. На нем вверху Распятие Господне с предстоящими, в верхнем ярусе – образ Знамения Пресвятой Богородицы, по обе стороны которого – пророки, в среднем ярусе – образ Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле с предстоящими, по сторонам с апостолами; в третьем над царскими дверьми – Вечеря Господня, по обе стороны – Господские праздники.

Царские врата резные, вызолочены.

Местные образа в нижнем ярусе по правую сторону: образ Всемилостивого Спаса, образ преподобной Марии Египетской, образ поясной святого евангелиста Иоанна Богослова; по левую сторону у царских врат: Владимирский образ Пресвятой Богородицы, украшен разноцветными камнями и жемчугом; образ Воскресения Господня, образ поясной Николая Чудотворца с житием, украшенный тремя камнями.

За левым крылосом – образ Распятия Господня с предстоящими и образ “Всех скорбящих Радость”.

Паникадило в церкви медное, литое»[15].

Придел Сретения Господня

В приделе Сретения Господня иконостас гладкий, с небольшой резьбой, местами вызолочен. Царские врата резные вызолочены.

Вверху иконостаса – «Распятие Господне с предстоящими, позади – образ Спасителев, Богоматери, Иоанна Предтечи, по левую сторону – апостолы, по правой стороне – образ Сретения Господня. (По описи 1776 года по правую сторону царских врат – образ Спасителя и образ архистратига Михаила, по левую сторону – образ Сретения Господня[16].)

В приделе было четыре медных малых лампады и маленькое гладкое медное литое паникадило»[17].

Церковь Николая Чудотворца

В ней к жертвеннику стена возобновлена, входное с монастыря крыльцо покрыто тесом.

«В алтаре находились за престолом – образ Богоматери, по левой стороне – образ Николая Чудотворца, против жертвенника – образ Богоматери Смоленской. В царских вратах катапетасма атласная, красная.

Иконостас деревянный, гладкий, крашен разными красками наподобие мрамора; вверху – Распятие Господне с предстоящими, в верхнем ярусе – образ Всемилостивого Спаса с предстоящими, в среднем ярусе – Тайная вечеря, по сторонам – Господские праздники.

Царские врата гладкие, по правую сторону: образ Спасителя, образ Николая Чудотворца; по левую сторону: образ Богоматери, образ великомученика Димитрия.

У правого крылоса: образ Феодоровский Богоматери, образ мученицы Агафии и прочих мученик и мучениц в окладе.

При входе к жертвеннику – образ поясной большой Григория Богослова и образ поясной большой Иоанна Милостивого.

В этой церкви пять медных лампад и паникадило медное, малое»[18].

Придел Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца, в трапезе церкви Николая Чудотворца

«В алтаре за престолом – образ Богоматери Феодоровской, низан жемчугом с разными камушками, при нем лампада медная.

В царских вратах катапетасма зеленая, тафтяная. Иконостас деревянный, гладкий, с небольшой резьбой, в двух ярусах с вершинами, местами вызолочен. Вверху его Распятие Господне с предстоящими, по сторонам в двувершинах – Страсти Господни, по другой стороне в вершинах – апостолы, в первом ярусе над царскими вратами – Тайная вечеря, по сторонам – праздники Господские.

Царские врата резные, вызолочены. По правой стороне: образ Всемилостивого Спаса, образ святого Димитрия, митрополита Ростовского; по левую сторону: образ Богоматери стоящей, образ трех святителей.

На полуденной стороне на четыре образа написано разных святителей, мучеников и пустынножителй в иконостасе.

В трапезе над дверьми в иконостасе три образа: Отечества, Тайная вечеря, Собор святых апостолов; кроме того, имеются образ Димитрия Ростовского и великомученика Никиты, без украшения; образ Николая Чудотворца, образ Похвалы Богородицы, низанный жемчугом.

В том приделе лампад медных девять. С улицы крыльцо деревянное, весьма обветшало, ветхое»[19].

На колокольне колокола: большой, весом в 195 пудов 10 фунтов, полиелейный, в 80 пудов, кроме того колоколов средних и малых восемь – без подписи и весу (у одного колокола язык переломлен).

«При монастыре на большой улице в часовне:

– образ Владимирский Пресвятой Богородицы, украшен камушками;

– на правой стороне – образ великомученицы Екатерины, на этом образе вверху Спасов образ;

– на левой стороне – образ архидиакона Стефана;

– образ поясной большой Николая Чудотворца;

– образ Владимирский Пресвятой Богородицы;

– образ Иоанна Воинственника, без оклада»[20].

Архимандрит Никон в 1778 году был переведен в Севскую семинарию прокуратором. Дальнейшая его судьба неизвестна[21].

Сохранилась ведомость о монашествующих Сретенского монастыря за 1776 год. В ней указано, что архимандриту Никону в это время было 69 лет. В ведомости сказано, что по указному положению в монастыре надлежит быть:

«строитель – 1; иеромонаха – 2; иеродиакон – 1; монахов – 3. Итого: 7».

А «ныне на лицо состоит: архимандрит – 1; иеромонах – 1; иеродиакон – 1; бельцов (в надежду пострижения в монашество) священников – 3 да простой из разночинцев – 1. Итого: 8. (Псаломщик Григорий Федоров не имеет намерений монашеской жизни.)»

Приводим сохранившиеся послужные списки братии на 1776 год.

«Иеромонах Пахомий, 44 лет, происходил из духовного звания, обучен российской грамоте. Пострижен 1 апреля 1775 года в Сретенском монастыре из белых священников. Исполняет послушание священнослужения.

Иеродиакон Порфирий, 49 лет, обучен российской грамоте. Пострижен в Сретенском монастыре 3 апреля 1775 года, из церковников, а в иеродиакона произведен в том же году Платоном, архиепископом Московским. Помимо иеродиаконского служения, исполняет казначейскую должность. Здоровьем крайне слаб.

Священник Иван Иванов, 74 лет, из духовного звания, обучен российской грамоте. В монастыре – по резолюции его преосвященства, посланной 17 июля 1775 года. Исполняет священнослужение и прочие монастырские послушания со тщанием.

Священник Иван Борисов, из духовного звания, обучен российской грамоте. В монастыре, по резолюции его преосвященства, с этого года. Исправляет священнослужение, иные послушания по слабости здоровья нести не может.

Священник Иван Никитин, из духовного звания, обучен российской грамоте. В монастыре по резолюции его преосвященства, с этого года. Исправляет священнослужение.

Псаломщик Григорий Федоров, 29 лет, обучен одной российской грамоте. В монастыре – по определению конторы Святейшего Правительствующего Синода и по указу МДК, посланному 23 октября 1773 года. Помимо псаломнической должности участвует и в других монастырских послушаниях. От пострижения отказывается.

Петр Владимиров, 75 лет, из разночинцев, ничему не обучался. Уволен вечно на волю со снятием подушного оклада и прочего государственного платежа до будущей ревизии от господина тайного советника и ордена святой Анны кавалера Михаила Григорьевича Сабанина. В монастырь определен 10 июня 1773 года по присланному указу из духовной консистории. Со времени определения по старости лет своих и по слабости глаз никаких послушаний не несет, кроме хождения в церковь Божию на богомолье»[22] .


Иеромонах Иоанн (Лудищев)

29 января 2010 г.

[1] Центральный исторический архив г. Москвы (далее – ЦИАМ). Ф. 203. Оп. 751. Д. 1956. Л. 2–3.
[2] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 466.
[3] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Д. 1956. Л. 2–3.
[4] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 73. Л. 1–2.
[5] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 83. Л. 1–37.
[6] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 73. Л. 2–3.
[7] Там же. Л. 3–6.
[8] Там же. Л. 6–7.
[9] Там же. Л. 7–8.
[10] Там же. Л. 7.
[11] Там же. Л. 8.
[12] Там же.
[13] Там же. Л. 8–9.
[14] Там же. Л. 38–39.
[15] Там же. Л. 39–40.
[16] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 83. Л. 13.
[17] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 73. Л. 41.
[18] Там же. Л. 41–42.
[19] Там же. Л. 42–43.
[20] Там же. Л. 43.
[21] Жизнь и пастырские труды преосвященного Амвросия (Победова), митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, до вступления на Санкт-Петербургскую кафедру // Христианское чтение. 1857. Сентябрь. С. 184.
[22] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Д. 1956. Л. 2–3.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Оля17 мая 2013, 16:00
Без потери нет нового Истока, К которому стремилась Бела Русь Пройдя так одиноко, в Пустынках Семя заложило, тем процветание Во Жизнь Духовную открыло В стенаниях деньского Дня из Светоностного Священного Огня, Увидеть Радость Благодарствия При Этом, где истина Духовность В Матушках с Зачатьевского Монастыря Согрета. И ни утрачена культура, а в вышивках В Донском в предметах как натурах В скульптурах склепах оберегах Пусть Даниилом будет лето все согрето. Истиный поклоном протоирею Даниилу. Свет яблжественноц благодати с поклоном к родному Истоку протоиреям Иоанну и Тихону.
И.С., Москва 2 февраля 2010, 00:00
Как жаль, что практически все церковные ценности утрачены. Вид нынешнего храма, конечно, прекрасен, но как не хватает дореволюционных старых намоленных икон и тишины. Спасибо батюшке за статью: хоть можно представить то великолепие, которого лишились.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке