—ретенский монастырь

»споведь

Блаженный Августин Гиппонский

Ѕлаженный јвгустин √иппонский. »споведь / ѕер. с лат. ћ. —ергеенко; ѕредисл. иером. —имеона (“омачинского). Ч ћ. : »зд-во —ретенского монастыр€, 2012. Ч 528 с. Ч (—ери€ Ђƒуховна€ сокровищницаї).
Ѕлаженный јвгустин √иппонский. »споведь / ѕер. с лат. ћ. —ергеенко; ѕредисл. иером. —имеона (“омачинского). Ч ћ. : »зд-во —ретенского монастыр€, 2012. Ч 528 с. Ч (—ери€ Ђƒуховна€ сокровищницаї).
Ђ»споведьї блаженного јвгустина √иппонского на многие века стала незаменимым путеводителем дл€ всех душ, ищущих Ѕога. ¬ этом классическом произведении великого учител€ ÷еркви переплелись автобиографи€, мемуары, философские трактаты, литературна€ критика, экзегетические штудии Ч все это в форме вдохновенной молитвы к Ѕогу. »скренне и гор€чо, с темпераментом африканца, блаженный јвгустин рассказывает о самом главном в своей жизни.

Ђ»споведь гор€чего сердцаї

≈е можно перечитывать бесконечно. ¬озможно, эта книга Ч лучшее, написанное когда-либо смертным.

¬ Ђ»споведиї блаженного јвгустина Ч метани€ и поиски всего человечества, извилистые земные дороги, страдани€ души, ищущей Ѕога, Ч она переворачиваетс€, бедна€, с боку на бок, везде жестко.

ѕрошло 16 веков, но книга читаетс€ как будто написанна€ вчера; доказательством тому сравнительно недавнее обращение под вли€нием Ђ»споведиї јвгустина известного актера ∆ерара ƒепардье, который впоследствии ездил по всему миру с публичными чтени€ми книги. ѕричем Ђ»споведьї доступна как дл€ далеких от ÷еркви людей, так и дл€ Ђпродвинутых пользователейї, как дл€ невзыскательного читател€, так и дл€ утонченного интеллектуала. Ќедаром ее проход€т и в светских университетах Ч как шедевр мировой литературы, и в семинари€х Ч как св€тоотеческий трудЕ

Ђћы должны отнести его к числу тех редких людей, отмеченных си€ющей печатью гени€, которые несут миру новое слово и рождаютс€ не в каждом тыс€челетииї, Ч говорит о блаженном јвгустине профессор ћосковской духовной академии »ван ¬асильевич ѕопов, ныне прославленный в лике св€тых как мученик »оанн[1].

ƒругой известный патролог и историк ÷еркви ярослав ѕеликан в своем труде Ђ’ристианска€ традици€ї пишет о блж. јвгустине так: ЂЌет, наверное, ни одного христианского богослова, историческое значение которого могло бы сравнитьс€ с его значениемЕ ќн был универсальным гениемї[2].

Ќе менее восторженно отзываютс€ о нем и писатели.

“ак, ѕетрарка замечает: Ђ— јвгустином, конечно, сравнитьс€ не может, по-моему, ни один человек; ведь если в его изобильный талантами век ему, на мой взгл€д, не было равных, кто сравнитс€ с ним теперь? —лишком велик был во всех отношени€х этот человек, слишком неподражаемї[3].

  сожалению, среди православных порой встречаетс€ чуть ли не ритуальное дистанцирование от блаженного јвгустина, поскольку некоторые из его идей послужили основой дл€ католических догматов, таких как ‘илиокве или учение о первородном грехе. Ёто преувеличение ошибок отца ÷еркви, действительных и мнимых, было подробно разобрано в замечательном исследовании иеромонаха —ерафима (–оуза), посв€щенном блаженному јвгустину[4]. ¬ своей работе отец —ерафим показал всю меру почтени€, которую воздает √иппонскому св€тителю ѕравославна€ ÷ерковь. ќтдельные мысли јвгустина по вопросам, еще не получившим в его врем€ соборного решени€, действительно не вполне соответствовали тем догматам, которые впоследствии были сформулированы на ¬селенских —оборах. ќднако это нисколько не умал€ет заслуг человека, который именуетс€ Ђучителем ÷ерквиї.

»еромонах —ерафим, очень любивший блаженного јвгустина, подчеркивает: ЂЅез огн€ подлинной ревности и благочести€, открывающихс€ в Ђ»споведиї, наша православна€ духовность Ч подделка и пароди€ї[5] . —ам отец —ерафим ежегодно перечитывал Ђ»споведьї, наход€ в ней все новые и новые источники дл€ духовного преображени€.

Ѕлаженный јвгустин родилс€ 13 но€бр€ 354 года в “агасте (ныне город —ук-јрас, недалеко от границы јлжира с “унисом). ќн получил прекрасное образование и стал преподавателем грамматики и риторики Ч сначала в родном городе, потом в  арфагене, –име и, наконец, ћедиолане, где и познакомилс€ со св€тителем јмвросием ћедиоланским.

Ёто была переходна€ эпоха Ч от античности к средневековью. —еверна€ јфрика, в то врем€ провинци€ –имской империи, находилась на пересечении финикийско-греко-римского вли€ни€, а  арфаген оспаривал у јлександрии второе место после Ђ¬ечного городаї по значению на мировой Ђшахматной доскеї. »менно в —еверной јфрике проси€ли такие великие христианские апологеты, как “ертуллиан, Ћактанций, св€щенномученик  иприан  арфагенский и другие.

јвгустин искренне и гор€чо, с темпераментом бербера, искал истину, к чему его особенно побудили сочинени€ ÷ицерона. ћножество извилистых путей, среди которых и манихейска€ ересь, пришлось ему преодолеть, множество сомнений, колебаний и соблазнов пришлось ему отринуть, прежде чем јвгустин прин€л решение о том, чтобы стать христианином. ќб истории души, ищущей и наконец обретающей Ѕога, и повествует его Ђ»споведьї. Ёта книга, написанна€ по просьбе св€тител€ ѕавлина ћилостивого, стоит у истоков жанра автобиографии.

¬ 391 году его рукополагают в св€щенника в приморском городе √иппон (ныне јннаба, в јлжире), а через несколько лет он становитс€ епископом этого города.

¬се эти годы, до самой смерти, он вел монашескую жизнь, не име€ никакой собственности, но всего себ€ ввер€€ трудам церковного управлени€, не забыва€ при этом и своих ученых изысканий.

Ѕлаженный јвгустин отошел ко √осподу в 430 году, когда √иппон осаждали вандалы. ≈го пам€ть ѕравославна€ ÷ерковь празднует 28 июн€ (15 июн€ по старому стилю)...

“ворческое наследие блаженного јвгустина представл€ет собой около 100 работ, среди которых есть такие фундаментальные труды, как трактат Ђќ √раде Ѕожиемї (De Civitate Dei) в 5 томах. ћногие из них до сих пор не переведены на русский €зык.

ќднако Ђ»споведиї в этом отношении повезло. ≈е первые переводы по€вились еще в XVIII веке, с тех пор книга ЂConfessionesї переводилась неоднократно. Ќо самым лучшим переводом, несомненно, стал труд известного ученого ћарии ≈фимовны —ергеенко (1891Ц1987), выполненный во врем€ блокады Ћенинграда. ¬первые этот перевод был опубликован в ЂЅогословских трудахї в 1978 году.

Ќеобходимо отметить, что библейские цитаты и аллюзии, которые органично вплетаютс€ в ткань Ђ»споведиї, используютс€ блаженным јвгустином не по каноническому латинскому тексту (Ђ¬ульгатаї блаженного »еронима тогда была еще в процессе создани€), а либо по более древней версии ѕисани€ Ч Ђ»талеї, либо в его собственном переводе, либо просто по пам€ти, в пересказе. »менно поэтому русский переводчик, стрем€сь максимально точно передать смысл каждой фразы, не стал искусственно подгон€ть все подобные реминисценции к тексту —инодального перевода Ѕиблии (да это и вр€д ли было осуществимо).

Ѕлагодар€ такому подходу русска€ верси€ Ђ»споведиї сохранила как букву, так и дух оригинала.

ћожно только позавидовать тем, кто впервые открывает дл€ себ€ эту книгуЕ

»еромонах —имеон (“омачинский)

Ѕлаженный јвгустин √иппонский

27 декабр€ 2012 года

[1] Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 2: Личность и учение блаженного Августина. — Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2005. — с. 6.
[2] Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. Т. 1: Возникновение кафолической традиции [100–600] / Пер. с англ. под. ред. А. Кырлежева. — М.: Культурный центр ЂДуховная библиотекаї, 2007. — с. 279.
[3] Цит. по: Столяров А. Аврелий Августин. Жизнь. Учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. — М.: Ренессанс, 1991.
[4] Серафим (Роуз), иеромонах. Вкус истинного Православия / Пер. с англ. — М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1995.
[5] Там же. — c. 54.
 упить эту книгу можно
     омментарии читателей
    2013-04-18
    14:23
    √алина Ѕатталова:
    ѕрочитыва€ статью, строка за строкой, понимала, как важно наличие перед собой самой книги, а не скачанных материалов. ƒержа ее в руках, ос€заешь ее еще и кожей, и это дает ощущение прикосновени€ к сокровищу духовному гораздо большей площадью своего естества. Ёта потребность, эта жажда впитывать дух, сокрытый в книге, возникает откуда-то из глубин души, и просто мало уже становитс€ прочитывать глазами. ¬идимо так трудно утолима и велика жажда стала..
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: