Как реагировать на критику Церкви?

Советы пастырей

    

И критику Церкви, и подчас довольно агрессивные нападки на христианство и церковную жизнь сейчас можно услышать довольно часто. Это «любимый конек» некоторых СМИ, частая тема не всегда спокойных и взвешенных дискуссий в интернете, да и на улице, бывает, звучат обидные для православных слова. Как христианину вести себя, когда он сталкивается с критикой Церкви? Надо ли отвечать на нападки, оправдывать свою веру, защищать Церковь? В каких случаях молчание – золото, а в каких – нет? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы и рассказать, как лично они реагируют на критику в адрес Церкви, когда она раздается в их присутствии.

Критика звучит от тех, кто не понимает, что такое Церковь

Протоиерей Андрей Овчинников Протоиерей Андрей Овчинников

Протоиерей Андрей Овчинников:

– Критика редко бывает созидательной. Разрушать всегда легче, чем строить. Критика Церкви всегда слышится от полуграмотеев и дилетантов, тех, кто не пережил радости пребывания и жизни в Церкви. Критика Церкви схожа с охаиванием армии. Кто не служил срочную службу, больше всех бывает недоволен и возмущен. Кто ни разу не открывал Евангелие и не знает, что такое Символ веры, дерзает много и глупо рассуждать про то, в чем он полный профан.

Критик Церкви чаще всего отделяет себя от нее: «Я не в Церкви, потому что там всё не так». Его критике подвергается исключительно внешняя церковная жизнь. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что плавают на поверхности. Всё ценное и важное сокрыто на глубине. Увидеть глубину способен не каждый, у многих просто отсутствует зрение.

Критика звучит от тех, кто не отличает Церкви от церкви. Критикуют патриарха и архиереев, пороки духовенства и низкий уровень нашей культуры и образования, стяжательство и пьянство. Содержание критики можно до бесконечности расширять и множить. Но заметим: то, что критикуют, Церковью не является. Критикуются человеческий фактор и наша греховная немощь. В данном случае критика принимается, но с одним условием: критикующий должен помочь нам стать лучше. А об этом он меньше всего думает.

Когда критикуют Церковь, нужно всё терпеливо выслушать, дать собеседнику выговориться. Важно услышать конструктивную критику. Иногда можно даже извиниться за чье-то соблазнительное поведение или явное хамство – это есть в нашей церковной жизни, и отрицать это нельзя. Но когда будем отвечать недовольному Церковью, главный акцент сделаем на добром и созидательном, чем Церковь живет и чему она учит, – и это также отрицать нельзя. Абсолютно свободно и, самое главное, бесплатно любой человек может прийти в храм – часто памятник или шедевр архитектуры, где тепло зимой и прохладно летом, послушать пение прекрасного хора или интересную проповедь, поучаствовать в воскресном чаепитии или приходском празднике, отдать своих детей в различные творческие кружки или спортивные секции. Как говорится, было бы желание и побольше любви в сердце. Не соглашусь, что нельзя среди сотен храмов найти свой, а из тысячи священников – отца и наставника.

Критика Церкви множится от дешевых СМИ, ток-шоу, сплетен и вранья из интернета. Нормальному человеку от подобных источников нужно держаться подальше. Нельзя превращаться в информационную помойку. Человек – это не мусорный контейнер. Важно убедительно говорить о том, что хорошего и полезного в Церкви на порядок больше, чем дурного и соблазнительного. Церковь – это большая, многодетная семья, но в каждой семье, к сожалению, по пословице, не без урода. Признание ошибок только поднимет авторитет Церкви в общественном сознании, так же, как и ее правдивое евангельское слово.

Церковь – столп и утверждение Истины, и она не может ошибаться и говорить полуправду. Тогда этот не Церковь. Глава Церкви – Христос, и она основана Им, поэтому Церковь не нуждается ни в чьей защите. Наоборот, она защищает и спасает всякого, кто вступает в ее недра, желая познать Истину и наследовать жизнь вечную.

Надо различать, где оскорбление святыни, а где просто иной взгляд на мир

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов:

– Критика критике рознь. Будь то в личном общении, будь то в общении публичном. Мне кажется, у нас сейчас происходит определенное зашкаливание способности обижаться: так часто ныне приходится читать, что и там и сям мы, православные христиане, на что-то обиделись – на несогласный с нашими воззрениями фильм, на театральную постановку, на не совпадающие с нашими убеждениями высказывания того или иного общественного, политического или культурного деятеля.

Никогда ни при каких обстоятельствах не ввязываясь в перебранку!

Но когда мы сталкиваемся с оскорблением святыни: Бога, в Троице славимого, Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых как святых (а не с критикой их деятельности, предположим, как исторических лиц, что в науке неизбежно), – здесь, конечно, нужно иметь мужество не малодушествовать и, не ввязываясь в перебранку, коротко, уверенно и однозначно засвидетельствовать, что «я с этим согласиться не могу, то, что вы сейчас говорите, – неправда и хула, христиане так, как вы сейчас сказали, не верят, такого взгляда на Бога, на святость нет, и вы клевещете». Еще раз подчеркну: не ввязываясь в дальнейшую перебранку!

Отнесись к критику с любовью, не как к врагу

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин:

– Для меня долгое время эта тема была больной. Раньше я очень переживал, когда слышал критику в адрес Церкви, мог даже не спать после этого. Если было возможно, то много спорил, пытался что-то отстаивать. Иногда удавалось в споре хоть что-то отстоять. Но иногда оказывалось, что критикующий не собирается ничего слушать, ему главное – выплеснуть свой негатив. И вот что я понял за это время: важно не выходить из себя, отнестись к критику с любовью, не как к врагу. Он ругается потому, что внутри ему плохо, а раз плохо, то, значит, страдает он. Это подобно тому, как посочувствовать больному и помолиться о его выздоровлении. Если ты общаешься с критиком какое-то время, то рано или поздно он расположится к тебе, когда почувствует с твоей стороны не вражду, а любовь, тепло сердца.

Впрочем, открытой и наглой критики я не слышал давно. И это при том, что я не ношу мирскую одежду, везде хожу в подряснике и рясе с крестом. Иногда встречаются люди, которые, проходя мимо, могут что-то враждебное высказать, но они идут себе дальше и какого-то прямого соприкосновения с ними не получается. Здесь как раз важно владеть собой, не срываться тогда, когда оно нисколько этого не заслуживает. Молитва – лучшее средство против таких искушений. Бывали и хулиганские выходки с целью поиздеваться, но при решительном выдвижении в их сторону хулиганы убегали.

Люди, критикующие Церковь, живут ложным стереотипом. Наша задача – снять этот стереотип

Иногда стараюсь для начала успокоить человека, потому что он возмущен каким-то фактом, про который узнал из СМИ, и надо просто поговорить с ним, а потом уже что-то доказывать. Когда есть возможность вести диалог, взвешенно ответить, то критик видит, что в Церкви есть люди думающие, умеющие спокойно обсуждать и высказываться.

Но в целом, конечно, люди, критикующие Церковь, как правило, живут стереотипом, ложно сложившимся представлением. У них внутри безобразная картинка, в которую они свято верят. Наша задача – снять этот стереотип, попытаться развеять ложные представления. Но как это сделать, если критик не согласен на диалог? Говорить с циниками о вере вряд ли возможно. Иногда вспоминаются слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Иной раз лучше промолчать о том, что со временем объяснит цинику сама жизнь.

Если человек ищет ответы на «горячие» вопросы – дай их ему

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин:

– Важно, кем и когда, в каких обстоятельствах высказывается критика в адрес Церкви. Потому что одно дело – матерная брань пьяного, озлобленного человека (да и то еще надо посмотреть, что за человек, потому что иной матерщинник может через секунду залиться слезами горького и искреннего сокрушения), а другое – мать, потерявшая сына, с болью пришедшая в храм и столкнувшаяся с равнодушным и грубым отношением… Третье дело – это когда разумный и внимательный человек видит несовершенство или даже зло, которое, как ему кажется, относится к Церкви, и начинает задавать справедливые вопросы. И таким примеров, самых разных – великое множество. Поэтому какого-то одного «рецепта» реакции на критику не может быть, кроме разве что одного: насколько возможно быть нам причастниками Духа Христова. То есть всегда, на всякое время и на всякий час просить Господа, чтобы Он Сам действовал через нас во славу Его имени и во благо Церкви. Ну а я лично в отношении «справедливого обличения» православных с последующим выводом о том, что нет правды в Церкви, всегда привожу слова апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3: 3–4).

То есть святость Церкви заключается не в нашем совершенстве, а в Самом Господе, Который есть Глава сотворенной Им Церкви. Сотворенной для нашего покаяния, исправления и возвращения к Богу.

Священник Павел Коньков Священник Павел Коньков
Священник Павел Коньков:

– Смотря кто и в каком душевном настрое критикует. Бывает так, что человек просто выговаривается, чаще всего фразами из интернета и СМИ. Таким людям лучше не мешать: они не хотят ничего другого слушать, им не нужны ответы на вопросы – они просто бездумно декларируют чужие мысли. Им даже чужды доводы логики или истории. А вот когда подходят и говорят: «Ты объясни, я не понимаю. Ну как так можно?!» – с такими людьми можно и нужно говорить. Им нужны ответы, они жаждут Истины. И с такими людьми можно говорить или переписываться часами. Их вопросы не от простого желания втоптать в грязь – им нужны ответы.

Подготовил монах Кирилл (Попов)

12 июня 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
15 марта 2018, 01:49
Александр, (17 октября 2017, 16:17), в церковь приходят к Богу, а не пообщаться-потусоваться. Праздный интерес к другим прихожанам несколько неуместен, интересоваться "а чего ты пришёл?" нетактично... А вот если у пришедшего в храм есть какие-то вопросы, он может обратиться к служителям - будь то батюшка или свечница. Как правило, они охотно отзываются и отвечают на вопросы, даже самые глупые. А хватать прихожанина за рукав, прерывая его общение с Богом, никто не будет. Служители церкви - не менеджеры в магазине, подскакивающие с назойливым вопросом "Вам что-то подсказать?"
Александр 1 декабря 2017, 16:07
Александру, которому "за сорок": вам надо было просто подойти к священнику и поговорить, а там, глядишь, и поисповедались бы. И ходить в храм просто так, не приобщаясь Святых Тайн - праздное любопытство.
Александр17 октября 2017, 16:17
Может мой комментарий не к месту: здесь пишут о критике церкви, а я хотел написать о безразличии в церкви. Мне уже за сорок и в православные храмы я раньше заходил довольно часто, но меня там попросту никто не замечал. Хотя я не такой уж незаметный - рост 188 см. Не знаю: может это считается нормой, но бывало я стоял по часу и более (смотрел на иконы и т.д.), но ко мне ни разу никто не подошел, что бы просто спросить, а что тебе "мил человек" здесь надо - может подсказать чего-то нужно. Я по натуре такой человек - сам навязываться не умею. В итоге где-то через год таких хождений по разным церквям я бросил это занятие. Мне вот только интересно - это считается нормой - безразличие к людям.
Пётр12 сентября 2017, 20:56
Любопытно то, что практически все священники здесь написавшие говорят среди прочего одно и тоже - человек узнал из СМИ и от того критикует. Ну а если не из СМИ, если лично что-то видел? Почему-то на этот вопрос ни кто не ответил. Видимо считают, что таковое быть не может. Печально.
Михаил16 августа 2017, 10:48
По моему скромному мнению, природа критики всегда одна и критика всегда болезненна.
Объективна ли она - вот вопрос! Берегитесь самообмана, считая, что в земной Церкви нечего критиковать. Не будем знать своих грехов - не станем святыми. А до святости - как далеко!!!
Называть проблемы не стану - они известны. Будем ли скрываться от них?
Ольга 5 июля 2017, 09:48
А я почему то всегда обижаюсь и стараюсь выйти из кабинета, когда коллеги все просто поголовно начинают говорить всякую чушь и ересь про Церковь и батюшек. Мне это просто больно слушать. И вступать в какие либо споры я не хочу, да и не умею, потому как сама слаба.
Александр 1 июля 2017, 18:45
Не нужно создавать кумиров из церковных или политических деятелей. Это все люди и зачастую это люди с заблуждениями и пороками. Не важно каков их статус. И последние станут первыми и многие первые станут последними.
Илья25 июня 2017, 13:38
Сколько нас поссорилось из-за подсвечниов и свечей, вот есть подсвечники в монастырях и Храмах Ахтырский монастырь и Феодосиевский черниговский Храм показал какой должен быть подсвечник Слава Богу есть мудрые люди. Спаси Вас Бог!!!!!!!!!Боже прости все наши беззакония.
Сергей16 июня 2017, 17:29
Церковь объединила всю Русь а затем и Россию. Не было бы Православной Веры и Церкви Русской, не было бы и государства Российского. Критики критикуют Церковь и Веру Христианскую, а плодами Церкви и Веры Христианской - государством Российским, пользуются. Им можно сказать одно - или не пользуйся(государством), или не ругай тех кто создал(государство), а именно Православных Христиан и Церковь Русскую
Марина16 июня 2017, 13:23
Ув. Алексей! Знаете, что я иногда позволяю для себя отметить? Вот человек ждёт от Господа чудес, но при этом забывает, что самое главное чудо в том, что именно этот человек родился! То есть чудо своего рождения и жизни человек чудом не считает! И просит каких-то других доказательств. И второе: как же Бога нет, если я сейчас стою рядом и смиренно и терпеливо выслушиваю твои упрёки и обвинения. Бог есть. Бог есть Любовь...
Михаил15 июня 2017, 02:33
Не давайте святыню псам. Ото верно, не всем нужно отвечать не со всеми разговаривать и дискутировать, особенно, если гневаешься или там на эмоциях каких-то, ведь может получиться нехороший разговор.
Так-то народ уважительно относится, не в интернете, а в реале, и я давно не слыхал, чтоб кто-то в моём присутствии хулил Бога или Церковь, было только, что недоумевали по поводу чего-то или сектанты там иной раз волком смотрят, но опять же до споров даже не доходило. В интернете много хулы, да. На страничках у людей, кого знаю ирл, иной раз вижу, но в глаза никто ничего не говорит.
Алексей14 июня 2017, 22:19
Ув. Марина! Может, пригодится..? * Неверующий не может не только доказать осутствие бытия Божиего, он также не может указать пути, который привел бы к убежденности в Его отсутствии. Иное дело православный! Доказать бытие Бога он тоже не может, но! он может указать путь, идя по которому Господь даст искренне стремящемуся к Нему человеку такие док-ва Своего существования, после которых у того не останется и тени сомнений. * Сложность, однако, в том, что для получения таких доказательств необходима искренняя вера и жизнь в строгом соответствии с ней... * Ты сначала искренне поверь, а после этого Господь даст тебе такое подтвеждение /если к тому времени оно будет тебе необходимо/!
Марина14 июня 2017, 11:14
А что делать, если ярый атеист (возможно, твой самый близкий друг), начинает требовать: "Докажи, что Бог есть!". Лично я стараюсь уходить от таких вопросов, поскольку я сама не могу объяснить (не хватает знаний), но и ввязываться в перепалку не хочется. Я стараюсь сказать, что каждый верит по своему разумению, и свое видение я навязывать не хочу и не буду. Оппонент обычно обижается и считает себя победителем в споре. Стоит ли тут что-то объяснять человеку? И как стоит поступать?
Елена14 июня 2017, 08:42
Добрый день! Когда не могу ответить на критику (стушуюсь, слов не могу подобрать, знаний не хватает, боюсь вступить в перепалку и разгневаться,)старюсь своим добрым поведением,отношением к коллегам, неперечливостью в повседневной жизни - хоть как-то проповедовать Христа(они знают, что я верующая). Свято верю - в таких ситуациях поможет только любовь!Если агрессия со стороны оппонента, немирность - отступить и помолиться о нем Богу! Он управит! Храни и вразумляй нас всех Господь!
Илья14 июня 2017, 00:18
Арина, Эвели совершенно права в том, что пишущих гадости про Церковь нужно бы именно что убрать из СМИ, силой закона и общества воспретив им кощунствовать, соблазнять и лгать. Речь при этом должна идти вовсе не о каком-то "окопном сознании и агрессии" - а как раз о проявлении деятельной любви к людям, которых хотелось бы удержать от производства и потребления информационной отравы, от совершения тяжких грехов.
Николай13 июня 2017, 23:45
Алексей12 июня 2017, 23:29
Так-то оно так, потому как не может того быть, кабы не было бы никак. И не потому, что ... А случись оно что - вот тебе и пожалуйста.
Николай13 июня 2017, 22:22
"Не зли других и сам не злись,
мы гости в этом бренном мире,
и если что не так - смирись,
будь поумнее, улыбнись,
холодной думай головой,
ведь в мире всё закономерно :
зло , излученное тобой,
к тебе вернётся непременно!"

"Не делай зла - вернется бумерангом,
не плюй в колодец - будешь воду пить,
не оскорбляй того, кто ниже рангом,
а вдруг придётся, что нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
и не теряй любимых - не вернешь,
не лги себе - со временем проверишь,
что ложью сам себя ты предаёшь."
Ирина13 июня 2017, 19:14
Не спорю. Современное священство, в большинстве, ни чем не отличается от таких типажей. В данном случае надо жить по словам апостола Иакова, "Вера без дел мертва."
Павел З.13 июня 2017, 14:12
Я бы отвечал критикующим Церковь и просто неверующим примерно так: один мой друг в юношеские годы обругал Церковь в очереди в церковную лавку. Ему сделали замечание, но он упорствовал. Через десять дней этот молодой человек внезапно почувствовал, что не может больше решать задачи из программы своего института - не получается. Кто-то словно талант отобрал. А человек он был талантливый. Но в результате он не смог выучиться по профессии.
Арина13 июня 2017, 00:16
"нехристи, враги, ничего им объяснять не нужно, убрать их из СМИ и т.д...." Увы, так думает не только Эвели. Как же грустно, когда у людей, называющих себя христианами, такое окопное сознание и агрессия.
Илья13 июня 2017, 00:09
Нам стоило бы активнее использовать возможности защиты Церкви, которые дает закон. Если будет известно, что за разжигающими ненависть к верующим высказываниями с большой вероятностью последует заявление в прокуратуру, это заставило бы многих деятелей придержать языки, а значит - удержало бы их от впадения в грех.
Алексей12 июня 2017, 23:29
Не имея определения Церкви и церкви, Священства и священства, Мирянина и мирянина, экуменизма, ереси.., т.е. не имея общепринятого установившегося понятийного аппрата говорить о критике критической критики /не "чистого разума"/ можно очень-очень долго... /Относительно "размытости" понятий - это не мое мнение.../. И, опасаюсь, без особой пользы...
* Пока тут выход, на мой взгляд, один - если публикация серьезна, то в ее начале имеет смысл давть авторские определения хотя бы основных использованных понятий - иначе будет "моя твоя не понимат", или еще хуже - читатели будут реагировать не на автоские мысли, а на свое их толкование... Думая при этом, что понимают друг друга... Нет?
Ваган12 июня 2017, 22:47
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма.
И ещеОбъясняя этот случай, Старец пояснил: Если бы пророк Даниил имел плохие помыслы, то он скорее ответил бы царю: “Не стыдно ли тебе, тиран, что ты меня, невинного, бросил на съедение львам, и теперь спрашиваешь как мои дела?” Но Даниил имел всегда хорошие помыслы и ответил кротко, потому и Бог вразумил львов не трогать его.
Если не можешь словом ответить человеку так ,что бы он умилился то молчи Христос не отвечал издевающимся ругателям .А если ты бросился на токового смотри что бы это не оказался Христос пришедший к винограднику или его сын или слуга .
Владимир Степанов12 июня 2017, 21:13
Эвелли, когда-то я никогда не был в Храме, и критиковал Церковь за торговлю в 90-е и за часы, мерседесы и облачения у Патриарха. Я, как нехристь, всё же пришёл в Божию Церковь, вернее Он, вместе с Матронушкой меня привели. Уверяю, если бы Православные слушатели моей критики удалили меня из круга своего общения, я бы наверняка до Храма не дошёл бы. Но они смиренно улыбались и молчали мне на мою критику, ткм самым разрушая стену между мной и Богом.
Эвели12 июня 2017, 17:48
Критикуют Церковь нехристи, которые никогда и не были в храмах. Они нападают на нее именно как представители иной конфессии. При этом любят ставить ник "Русский", "Русская". Но видно, что они вообще не знакомы с церковной жизнью. Пишут, что нельзя ходить к священникам за советом, за это, дескать, деньги берут. Без конца повторяют про корысть, разврат и пьянство (якобы) христианских священников. Объяснять им ничего не нужно. Это враги. Их просто нужно бы убрать из СМИ, не допускать в публичное пространство. Еще наметилась вторая тенденция: язычество. В ФЕйсбуке целые группы одурманенных русских людей охаивают христианство, и пишут о поклонении своим грешным предкам. Вот с этим надо бороться.
Татьяна12 июня 2017, 15:16
Спасибо отцам, Особенно отцу Димитрию за пояснения. А в общем правильнее молчать, потому что "критик" в основном не слушает и не хочет слышать ответа на свою "критику".
12 июня 2017, 13:48
А бывает, что на первый взгляд вроде бы и критикуют, а на самом деле говорят как самому близкому: ты же у меня самый лучший; умоляю, будь самым лучшим!
12 июня 2017, 13:24
На свой комментарий в Фейсбуке "О том, что я за гражданские свободы и отделение Церкви от государства, люди по - прежнему не вмещают Бога, и в реальности через дискриминацию "неправильных" могут довести человека до самоубийства, немедленно, впрочем,и это обозначив не своим, а жертвы, демонизмом" я получила от знакомой реакцию: ты волк в овечьей шкуре, распространяешь ереси и собственные фантазии..., немецкий фюрер....НО Я СЧИТАЮ НАДО ДУМАТЬ ВМЕСТЕ, очень непросто выжить людям уже даже и в этом мире, не на словах, а вот так грубо, в борьбе за хлеб... Елена Шиловская
12 июня 2017, 12:44
протоиерей Максим Козлов просто умница и молодчина!!!
12 июня 2017, 12:40
Апостол Фома тоже требовал от Спасителя доказательства, удостоверяющих Его Личность, однако же Господь был смирен и кроток! А православные довольно часто бывают спесивы и даже со своими неправильно мыслящими сторонниками, переживающими в настоящий момент кризис веры, порою и разговаривать то не хотят. Наверное, это все происходит от моей собственной безграмотности и необразованности!
Галина Михайлова12 июня 2017, 06:54
Добрый день! Интересно. протоиерей Андрей Овчинников подозревает. что есть населенные пункты. где не только из "сотни храмов и наставников" можно выбрать для себя и храм и наставника. а вообще бы найти в единственном храме священника. к которому испытываешь просто доверие. а наставник из области желаемого. Вообще- то кроме Москвы есть Сибирь и ещё дальше. Не такие уж дилетанты критикуют и отличают Церковь от церкви. реально смотреть на действительность полезней. чем выдавать такие советы. как о. Андрей. штампы и ничего живого.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×