Два года назад в Иерусалиме начал работать семинар для экскурсоводов, которые сопровождают православных паломников по Святой Земле. А в сентябре этого года открылась Иерусалимская школа по изучению христианства на Святой Земле. Поводом для создания семинара и школы послужила необходимость профессиональной подготовки кадров для работы с паломниками, так как в России и других странах, некогда входящих в состав СССР, резко возрос интерес православной общественности к христианским святыням на Святой Земле и, как следствие, заметно увеличилось количество желающих совершить туда паломничество. Один из инициаторов создания православного семинара для экскурсоводов и школы по изучению христианства – диакон Александр Занемонец, преподаватель византийской истории и истории Византийской Церкви в Хайфском университете (Израиль).
– Отец Александр, в Русской
духовной миссии в Иерусалиме ваше начинание
расценивают как возрождение старой научной и
образовательной традиции, но в то же время и как
новую форму просветительской и научной деятельности
русских православных людей, живущих на Святой Земле.
Когда вам пришла идея организовать в Иерусалиме
православный семинар для экскурсоводов?
Диакон Александр Занемонец
– Иногда бывает, что одна и та же идея приходит в головы одновременно нескольким людям. И вот случилось так, что мы, я и Роман Гультяев – экскурсовод и аспирант Иерусалимского университета, почувствовали: нужно создать какое-то собрание или семинар для экскурсоводов. Необходимость организации православного семинара продиктована современным требованием: православных паломников должны сопровождать православные гиды, обладающие определенным уровнем знаний об истории христианства и русского присутствия на Святой Земле. По инициативе нескольких православных гидов, и в первую очередь Романа Гультяева, в Иерусалиме открылся семинар для гидов. Среди имен его устроителей числится и мое. Изначально этот семинар предназначался исключительно для тех, кто работает с православными паломниками на Святой Земле – кстати, слово «гид» является, на мой взгляд, слишком светским применительно к паломничеству. Позже семинар несколько расширился. Сегодня участниками семинара являются не только те, кто работает с паломниками, но и те, кто интересуется историей христианства вообще и Православием на Святой Земле в частности.
– Существуют ли какие-то принципиальные различия в работе профессиональных гидов и православных экскурсоводов?
– Мне кажется, что паломничество – это совсем другое дело, нежели туризм. Сопровождение православных групп нельзя сравнивать с работой с туристическими группами. Особенностью современного паломничества из России, да и из ряда других стран бывшего СССР, является, по-моему, то, что это паломничество пока не имеет молитвенного характера. Для меня образцом являются православные паломничества, которые организовывались в середине XX века из русского зарубежья. В эти паломничества отправлялись, руководимые архиереем, подлинно церковные люди. Они приезжали на Святую Землю не только помолиться, но и оказать посильную помощь русским учреждениям. В наше время паломничество из России имеет катехизический характер. Мне это напоминает времена императора Константина, когда в IV веке в Римской империи обращалась в христианство масса язычников. Тогда люди, крестившись, еще не слишком много знали о принятой ими вере. И сегодня многие едут на Святую Землю, чтобы как можно больше узнать о своей вере.
– Какой статус имеют те, кто профессионально сопровождает паломников по Святой Земле?
– В Израиле все гиды и сопровождающие туристов и паломников должны иметь соответствующую лицензию. И все, кто живет в этой стране, соблюдают ее законы. Однако лицензии бывают разными. Граждане Израиля, заканчивая учебу на специальных курсах для туристических гидов, становятся обладателями государственных лицензий. И нельзя работать с паломниками, если нет такого документа. А проживающие в Израиле как иностранные подданные или монашествующие имеют специальное церковное удостоверение, которое дает им право работать с паломниками. Поэтому в настоящее время не встает вопроса о наличии документов о лицензии. Другое дело, что эти лицензии разнятся – в зависимости от статуса или положения гида.
– Как бы вы охарактеризовали современного паломника, прибывающего в святой град Иерусалим?
– Мне кажется, что современный паломник – это человек, который хочет больше узнать о Христе. Ведь не секрет, что многие паломники – это люди, которые не прочитали до конца Новый Завет. А о Ветхом Завете, пожалуй, и говорить не стоит. Поэтому далеко не всегда люди знают, чем Вознесение Господне отличается от Воскресения, какие события происходили на горе Елеон, а какие – на горе Фавор. Вот почему современное паломничество на Святую Землю – это особый вид катехизации. И задача православных сопровождающих заключается в том, чтобы рассказать паломникам о христианских святынях и местах евангельских событий. И потому сами православные сопровождающие должны быть на уровне достаточных церковных и гуманитарных знаний.
– А что больше всего интересует паломников на Святой Земле?
– Конечно, паломников, в первую очередь, интересуют евангельские события, которые разворачивались на Святой Земле, и история земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это вот то главное, о чем мы рассказываем паломникам. Кроме того, они интересуются и всем тем, что связано здесь, на Святой Земле, с русским присутствием, жизнью и деятельностью видных представителей Русской Церкви и истории. Также, пребывая с паломниками на том или ином святом месте, мы рассказываем им о тех величественных храме или базилике, какие предстали перед взором паломников.
– Каков состав аудитории ваших семинаров?
– Основное ядро участников семинара – проживающие в Иерусалиме христиане, работающие в качестве православных сопровождающих паломнических групп. Но состав участников меняется в зависимости от обсуждаемых тем. Сейчас к нам приходят и русские монашествующие из числа сестер Горненского монастыря и обители Марии Магдалины. Каждый раз наш семинар посещает кто-то из духовенства. Так, дважды у нас пребывали архиереи Русской Православной Церкви за рубежом: архиепископ Берлинский и Германский Марк и епископ Штутгартский Агапит. Участниками семинара являются и те русскоязычные израильтяне, которые хоть и не являются христианами, но проявляют интерес к русскому христианскому присутствию на Святой Земле.
– Какие формы работы используются в деятельности семинара?
– Обычно мы собираемся два раза в месяц по пятницам, и каждый раз у нас имеется докладчик, который читает лекцию или доклад, а после этого проходит обсуждение той или иной темы. Один из новых проектов и форм работы нашего семинара – летняя школа, посвященная истории христианства на Святой Земле. Ее участники слушают лекции, а также посещают вместе со специалистами все те места, где происходили те или иные значимые или известные события. Так, в период с 1 по 4 сентября этого года по благословению Русской духовной миссии у нас состоялась первая такая Иерусалимская школа по изучению христианства на Святой Земле.
Преподавателями школы, то есть лекторами и экскурсоводами, выступали археологи, историки и географы, занимающиеся историей христианства и Израиля. А участниками школы были сестры русских монастырей в Иерусалиме, послушанием которых является сопровождение паломнических групп, а также православные гиды, студенты и все те, кто интересуется проблемами христианства и его истории на Святой Земле. В работе этой школы, помимо израильтян, участвовали гости из России, Украины, Польши, Германии и Канады. Слушатели школы во время учебы посетили ряд иерусалимских музеев, совершили поездки на места раскопок в Хевроне, Тель-Араде, Аполлонии, Кейсарии, Иродионе, в окрестностях города Давида в Иерусалиме. Здесь участники школы познакомились с современным состоянием исторических и археологических исследований на Святой Земле. Они побывали в тех местах, которые весьма редко или вообще не посещаются паломниками, впервые совершающими путешествие по Святой Земле. Надеемся, что наше начинание, связанное с работой такой школы, со временем станет одной из церковных и академических традиций возрождающейся «русской Палестины».
– Вы заранее планируете на год тематику семинаров, или у вас спонтанно в качестве докладчиков выступают те люди, которые по каким-то причинам приехали на Святую Землю?
– У нас в Иерусалиме имеется около десятка людей из числа русскоговорящих жителей Израиля, кто профессионально занимается историей христианства на Святой Земле. Известными специалистами в этой области являются и местные археологи. Кто-то из них участвовал в раскопках в Хевроне, кто-то «копал» город Давида или христианские или византийские монастыри Святой Земли. Все эти люди для нас чрезвычайно ценны и интересны, ибо они могут нам рассказать то новое, о чем еще не знает никто. Таких специалистов мы стараемся ежегодно задействовать для чтения докладов на нашем семинаре. Мы приглашаем и крупнейших специалистов по агиографии, истории христианства и Византии из России. В последнее время в Израиль часто приезжают очень крупные и интересные специалисты, которых мы приглашаем выступить у нас с докладом или сообщением. Поэтому, составляя заранее план семинарских занятий, мы учитываем и такую ситуацию, когда у нас могут появиться незапланированные интересные докладчики, которым живущие в Иерусалиме специалисты уступают свое место на кафедре.
– Вы тоже, конечно же, выступали на семинаре с какими-то темами?
– Как клирик, я представляю в Иерусалиме Русскую архиепископию Константинопольского Патриархата. Что касается основной сферы моих научных занятий, то это византийская история. Тем не менее, учитывая не только научный характер нашего семинара, мне доводилось выступать с темами, далекими от византийской истории. Например, об истории паломничества из русского зарубежья под руководством епископа Мефодия (1902–1974). Также я делал сообщения о различных аспектах византийской истории на Святой Земле.
– Поддерживает ли ваш семинар связи с какими-то местными или российскими научными центрами?
– Некоторые наши постоянные докладчики являются православными людьми и учеными – аспирантами или преподавателями Иерусалимского или Хайфского университетов. Наши коллеги-археологи являются либо университетскими работниками, либо сотрудниками Израильского управления древностей. Наши российские докладчики – это преподаватели Московских или Санкт-Петербургских духовных школ, а также университетов из этих же городов. В Израиле особое значение для наших контактов приобретают французская и британская Библейские и археологические школы.
– Как бы вы охарактеризовали прикладное значение вашего семинара? Используют ли полученные знания его участники в своей экскурсионной практике с паломниками?
– Несомненно. Гиды, обучавшиеся на государственных курсах в Израиле, получают у нас те знания о христианстве и церковной истории, которых они не могли получить на своих профессиональных курсах. Православные гиды, быть может, и не имеющие специального богословского образования, получают у нас определенную сумму знаний о христианстве и истории Церкви, которых у них до этого не было. Те и другие приобретают те знания, которые они не могут почерпнуть из одних только книг или учебников. Естественно, православные сопровождающие из числа участников нашего семинара могут рассказать о тех или иных христианских святынях значительно больше, чем те, кто не слушал многие наши лекции.
– А как вы оцениваете содержание тех многочисленных книг-путеводителей, специально выпущенных для паломников?
– На сегодняшний день, по-моему, нет такого путеводителя, специально написанного для православных российских паломников, который можно было бы считать совершенным. Но, конечно же, среди обилия справочной литературы есть и книги, которые, на мой взгляд, пригодны для современного паломника. Пожалуй, лучшими являются те первые путеводители по Святой Земле и сборники евангельских текстов и песнопений, которые были составлены в середине ХХ века епископом Мефодием Кампанским и его паломниками. Положительно можно оценить путеводитель греческого православного автора, ученого-археолога Василиоса Цафериса «Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли». Но эта книга, скорее, альбом, нежели путеводитель. Хорошим пособием является недавно переизданная книга «Святая Земля. Исторический путеводитель», подготовленная коллективом авторов под общей редакцией академика М.В. Бибикова. По-моему, создание современного путеводителя для православного паломника является делом будущего. В нем должна быть необходимая информация о тех местах, которые посещает паломник, и описание произошедших здесь евангельских событий. Причем должна присутствовать практическая информация для паломника, отправляющегося на Святую Землю с группой или самостоятельно.
– На Святой Земле в мои руки попал сборник докладов «Иерусалимский православный семинар», выпущенный в этом году в московском издательстве «Индрик». По-моему, его материалы могут быть полезны не только для такого узкого круга специалистов, как православные сопровождающие, но и для самих паломников.
– Добавлю: всех интересующихся христианством и русским присутствием на Святой Земле. Хотя у нашего семинара и нет отдельной издательской программы, но я надеюсь, что традиция публиковать наиболее ценные и интересные доклады будет сохранена и в последующие годы.
А вот это как раз и явится возрождением и продолжением еще одной традиции Русской духовной миссии в Иерусалиме – традиции просвещения православного населения и проведения разнообразных научных изысканий, что в начале ХХ века послужило теоретической базой для так и не осуществившейся на практике идеи – создать в Иерусалиме такое научное заведение, как Русский археологический институт.
Заранее благодарна, Евгения
Предельное уважение народу Израиля.
Удивительно, как здесь пишущие не понимают чистоты человеческой.
Спасибо!
1.Мужчина,достаточно сильный(в Храме Гроба Госпоня, в пещере Рождества порядка нет и он должен помочь Вашей группе посятить эти места в достаточно сжатые сроки,автобус и программа ждёт)2.Он должен иметь телефоны настоятелей тех мест, которые посещает и знать хорошо маршрут(туда надо утром,туда в 12-00,3.Он должен быть хорошим рассказчиком знать Ветхий и Новый Завет не хуже паломников из группы и дохдчиво в литературной форме рассказывать4.Он должен хорошо знать законы Израиля(что можно и нельзя) в Шабат и законы Ислама, например что спиртное(даже в Пасху или Рождество в Исламских районах Израиля, НЕ ПРОДАЮТ НИКОГДА5.Он не должен быть корумпирован(иметь процент) и работать на отдельные рестораны или магазины с христианской продукцией6.Он непрерывно должен быть с группой( и ночевать там где группа,особенно в Вифлееме)иначе могут быть проблемы у Вас7.Он должен никого не слушать в группе, особенно священников,где каждый большой друг матушки Георгии и автобус их ждёт по 2-3 часа, что бы была дисциплина8.Он обязательно должен иметь личный автомобиль, чтобы заниматся с паломниками после работы(украли паспорт,деньги, потерялись в Иерусалиме и знать куда ехать и кого куда вести.9.Он не должен получать от группы деньги(это строжайше запрещено в Израиле,уволят в отличии от России(если хотите отблагодарить купите или привезите подарок.
Александр Тетерин. 3 декабря 2013.
Естественно я не могу быть объективным. И являясь Свидетелем Иеговы, считаю свою религию единственно истинной и большую часть дня вынужден был слушать мешанину из взглядов и верований крупнейший мировых религий. Но потом я просто ушел в конец группы и находился позади гида, получив таким образом возможность сосредоточиться на своем религиозном чувстве.
Согласна, что паломников должны сопровождать православные эксурсоводы. И хорошо бы русскоговорящие туристические группы тоже. Несколько раз была в Иерусалиме в туристической однодневной поездке. Два раза были замечательные знающие гиды. В предпоследний раз гид был не очень, но мне это не мешало, маршрут знакомый, уже и сама много знаю. Но последний раз был совершенно ужасный гид. Сам из Эйлата, представился Александр Рабинович, родился где-то на Украине в Израиль переехал уже взрослым. Бесконечное бахвальство, восхваление Израиля и его народа, унижение России и насмешки над русскими и туристами, бесконечные какие-то дикие анекдоты про туристов, в Вифлееме в Храме РОждества Христова обычно к группе подходит кто-то из батюшек и можно подать пометочки и сделать небольшое пожертвование и гиды говорят об этом туристам. В этот раз подошел батюшка старенький, лет 80, стоит, я уже знаю, подошла к нему подала записочки, гид, прекрасно видит батюшку, но туристам о нем ни слова, батюшка постоял - постоял и побрел...Кроме того гид НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛ ГРУППЕ О ПЕЩЕРКЕ ГДЕ РОДИЛСЯ ХРИСТОС И ЧТО МОЖНО ТАМ ПОКЛОНИТЬСЯ!!! Это было ужасно.
Работаем уже давно с Вами и очень рады нашей дружбе и сотрудничеству с Вами!!!
Данные паломнического центра:
The Pilgrim K.O LTD
"Pilgrimage Center"
http://www.piligrimko.com/
Tel: 972 2 6242824/5
Fax: 972 2 6245138
Skype: pilgrimko
Jerusalem-The Holy Land
является ли такая деятельность законной с точки зрения мин-ва туризма израиля. сколько я слышала любая группа паломников или туристов должна сопровождаться только израильским гидом с лицензией.
надо отметить, что ЗАГЛАВИЕ интервью не является цитатой из него !
так что полностью с Вами согласен.
Ваш, д.Александр