Не принадлежишь самому себе

Нашу постоянную рубрику продолжает рассказ клирика храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове священника Игоря Москвичева. Он делится опытом священнического служения, а также вспоминает знаковые моменты из детства и юности. Отец Игорь еще очень молод, однако его священнический опыт может быть интересен как его собратьям по служению, так и прихожанам наших храмов: батюшка повествует о начале трудного пути, на котором пожелаем ему помощи Божией.

Промысл Божий

На праздник Иверской иконы Божией Матери я первый раз вошел в алтарь. Мне тогда исполнилось двенадцать лет. Как сейчас помню: простоял на одном месте почти всю Литургию. Даже не заметил, как служба закончилась: меня охватило чувство благоговения перед святынями и бесконечная радость. Забыть эти ощущения невозможно, да и не нужно.

То был алтарь саратовского храма в честь Рождества Христова. Конечно, это не величественный собор, тем более в то время там проходил ремонт, однако меня поразила сама богослужебная атмосфера. Когда пришел в тот же день на вечернюю службу, настоятель, ныне покойный протоиерей Владимир Горюнов, позвал меня помогать в алтаре. С того дня я начал пономарить. Пономарское послушание у меня совмещалось с обязанностями звонаря и ризничего. Читал на клиросе, старался изучить устав богослужения — мне было непонятно, как можно ходить в церковь и не ориентироваться в службе.

Огромное впечатление на меня произвела первая архиерейская Литургия, на которой мне довелось молиться (на Саратовскую кафедру уже был поставлен Митрополит Лонгин, тогда еще — Епископ). В то время я учился в десятом классе. Меня поразили величие, торжественность и красота владычного богослужения: оно стало в тот момент для меня эталоном.

Когда я подошел под благословение к Архиерею, рядом с ним стоял отец Владимир, который рассказал Владыке о моей мечте — стать иподиаконом. В семинарию я хотел прийти, получив сначала светское образование. Собирался поступать в СГУ: выбирал между филологическим (иностранные языки) и историческим факультетами. Но Владыка мне посоветовал сразу после школы идти в семинарию. Фактически та архиерейская служба и беседа с Архиереем были во многом судьбоносными и поворотными — в этом я вижу Промысл Божий.

Когда служишь Литургию — совершенно не устаешь

Хиротония стала одновременно логическим завершением прежней жизни и началом другой, качественно иной. Теперь можно прикасаться к престолу и совершать таинства. После первой «самостоятельной» Литургии меня переполняли возвышенные, радостные чувства.

Божественная литургия и таинство Крещения длятся примерно одно и то же время. Когда служишь Литургию — совершенно не устаешь. Наоборот, после нее — внутренний подъем. А после Крещения усталость чувствуется, но тут другая радость — за людей, принявших Святое Крещение.

Вместе с этим чувство большой ответственности всегда возникает, особенно когда обращаются к тебе люди со своими проблемами и сложностями, со своим «наболевшим». А священник ведь тоже человек, иногда он устает. Порой сложно находить в себе силы, чтобы выслушать каждого, а потом еще дать ему с первой встречи верное направление. Особенно, когда приходит на исповедь или на обычную беседу человек, которому лет сорок — пятьдесят, за плечами у него богатый жизненный опыт. Тут я попадаю в затруднительное положение, потому что еще не прожил столько лет, и советую обратиться к священнику, который, помимо пастырского, обладает еще и житейским опытом. Но люди все равно ко мне обращаются, спрашивают совета.

У Бога случайностей не бывает

Несмотря на трудности, которые появляются у человека, когда он принимает священный сан, всегда есть понимание того, что этот шаг осознанный. И действовать тут нужно по принципу русской пословицы: «Назвался груздем, полезай в кузов». Когда стал иподиаконом, надоедал своими расспросами о Литургии протодиаконам.

Не всегда удавалось совмещать в семинарии учебу и послушания; очень часто был подъем в три часа ночи, а в четыре — уже выезд на службу. Архиерейские богослужения требовали от нас, иподиаконов, высокой сосредоточенности, нельзя было расслабиться ни на минуту, так как все мы были на глазах Владыки. В тот же день после службы и послушания в ризнице могло быть дежурство в трапезной, на вахте семинарии, в пономарке. И это обычный распорядок дня семинариста! Поначалу возникало чувство досады, особенно после общения со сверстниками, которые учились в других вузах и рассказывали, что они приходят домой сразу после занятий, у них остается много свободного времени и для личной жизни, и для чтения. И в такие моменты я себе напоминал фразу отца Владимира Горюнова, которая служила поддержкой: «Учась в семинарии и принимая священный сан, ты сам себе не принадлежишь». Эти слова стали для меня жизненным кредо. Особенно их можно прочувствовать после священнической хиротонии: самому себе принадлежать даже физически некогда, да и семье своей порой не уделяешь должного внимания, потому что теперь ты в церкви находишься больше времени, нежели дома.

Многое мне дал и протоиерей Петр Майоров из Оренбургской епархии, тоже ныне покойный. Мы всей семьей ездили несколько лет подряд в Оренбург: там у нас много родственников. Отец Петр служил в Сорочинске, когда мы с ним там познакомились, ему уже было больше семидесяти лет. Стаж священнического служения — свыше пятидесяти лет, столько же лет он прожил с супругой. Представляете, сколько у него опыта?!

Отец Петр дал мне много ценных и мудрых советов — как пастырских, которые до сих пор помню и применяю на практике, так и житейских, особенно в плане выбора жены. Не сомневаюсь, что знакомство с моей будущей супругой состоялось по его молитвам. И в наших дальнейших отношениях мы с Екатериной чувствовали духовную поддержку отца Петра.

«Самостоятельное» Крещение

На первом совершенном мною Крещении присутствовало более тридцати человек. Из них — трое взрослых, остальные — младенцы: от сорока дней до полутора лет. В тот момент казалось, будто в руках моих маленькие ангелочки. Ласковые, искренние взгляды, тонкие детские голосочки… Я просто умилялся! Те чувства остаются в моей памяти и… в сердце. И за такой опыт я очень благодарен Богу.

И сейчас часто совершаю таинство Крещения: только приходят человек пять-шесть, а то и меньше. Жаль, конечно, что после Крещения многие забывают о храме. На моей памяти лишь одна семейная пара, которая крестила своего малыша еще полтора года назад, постоянно с тех пор ходит в храм. А остальные… Конечно, хочется верить, что они будут посещать какие-то другие церкви, ближе к дому.

Пути Господни неисповедимы

Однажды я отпевал молодого человека, которому было всего лишь двадцать лет. Он разбился на скутере. Он не был виноват: попал под колеса нетрезвого водителя. А буквально на днях пригласили проводить в последний путь дедушку, которому было 92 года. У него еще жива супруга, вместе с которой они прожили 65 лет. Меня поразил тот факт, что такой пожилой человек не жаловался на свое здоровье, хорошо себя чувствовал и даже в день смерти управлял машиной.

Когда умирает человек в раннем возрасте, очень сложно подобрать слова, которые поддержат родных. Нам часто бывает непонятно, почему резко обрывается жизнь человека. Особенно молодого: он и пожить-то не успел. Здесь нужно вспомнить слова апостола Павла: Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11, 33) Наша жизнь находится в руках Божиих: мы Ему доверяем и принимаем Его действия. Ни в коем случае не осуждаю людей, рыдающих и плачущих на отпевании,— в моменты смерти близкого человека эмоции переполняют человека. Мы скорбим, когда теряем ближнего. Но ведь смерть — это только временное разлучение, на этом жизнь не заканчивается.

Подготовила Наталья Кацуба

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пастырская эстетика Пастырская эстетика
Протоиерей Алексей Остапов
Пастырская эстетика» профессора Московской духовной академии, протоиерея Алексия Даниловича Остапова (1930-1975) не просто пособие по правилам поведения священника, но мудрое размышление о священническом служении. Пастырь — носитель любви Христовой к человеку, вот почему его слова и дела, весь его облик должны свидетельствовать об этом.
Важнее воздуха Важнее воздуха
Прот. Андрей Ткачев
Важнее воздуха Важнее воздуха
Протоиерей Андрей Ткачев
Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг.
Пастырское изучение людей и жизни по произведениям Ф.М. Достоевского Пастырское изучение людей и жизни по произведениям Ф.М. Достоевского
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Достоевский раскрывает в своих сочинениях стройное и весьма полное миросозерцание: все разнообразнейшие частности жизни и мысли, нескончаемой вереницей проходящие пред его читателем, проникнуты одной нравственной идеей. В начертании бесчисленных типов из самых разнообразных областей общественного быта — от схимника до социалиста, от младенцев и философов до преклонных старцев, от богомолок до блудниц — Достоевский не пропускает ни одной картины, ни одной, можно сказать, строки, привязанной так или иначе к своей идее.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×